Тихоокеанские подводные гонки
26.10.2018 09:00
Япония и Китай наращивают флоты субмарин
В отличие от западных стран, в Японии вновь построенное судно при спуске на воду получает благословение разбиванием о борт бутылки не шампанского, а рисовой водки – сакэ. 4 октября в городе Кобэ, центре японского подводного судостроения, такой обряд прошла «Орю» - первая в Японии подводная лодка, работающая на литий-ионных аккумуляторах. 84-метровая «Орю» была спущена на воду на верфи разработчика судна - корпорации Kobe Mitsubishi Heavy Industries. Подводный крейсер может развивать скорость до 20 узлов и имеет водоизмещение 2950 тонн. Он будет поставлен японским Морским Силам самообороны в марте 2020 года.
Минобороны Австралии
Валерий Кистанов
руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
Все материалы автора
«Орю» это уже – одиннадцатая субмарина Японии класса «Сорю». «Сорю», строительство которых началось в 2005 году, входят в число крупнейших и наиболее бесшумных дизель-электрических подводных лодок в мире. Но «Орю» - это значительно обновленная версия «Сорю». Самым большим изменением в новой лодке стала замена свинцово-кислотных батарей литий-ионными. Mitsubishi Heavy заказала эти аккумуляторы фирме GS Yuasa. Их емкость в два раза превышает емкость прежних аккумуляторов. Они заряжаются электроэнергией, произведенной дизельными двигателями «Орю». Судно переключается на аккумуляторы во время операций и реальных боевых действий, чтобы отключить двигатели и стать малозаметным для противника. Литий-ионные аккумуляторы радикальным образом расширяют диапазон и время нахождения субмарины под водой.
Уповая на самые передовые тактико-технические данные подлодок «Сорю», правительство Синдзо Абэ очень надеялось их продать Австралии, которая в последние годы также кардинально обновляет свой подводный флот. Однако Канберра, руководствуясь собственными мотивами, решила в 2016 году приобрести французские подводные лодки, чем вызвала большое разочарование Токио. Чувство усиливалось тем обстоятельством, что в последние годы Япония и Австралия заметно укрепляют военное сотрудничество с антикитайской подоплекой.
Разработка и введение в строй новейшей японской субмарины отражает конкурентное укрепление Японией и Китаем своих военно-морских потенциалов в условиях нарастания их конфронтации на просторах Тихого океана и, прежде всего, в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. При этом обе страны значительно активизировали деятельность своих подводных лодок. Так, в январе этого года японские Силы самообороны обнаружили китайскую субмарину в подводном положении вблизи группы необитаемых островков Сэнкаку в Восточно-Китайском море. Пекин считает их своими островами Дяоюйдао и требует их вернуть. А в сентябре Токио впервые объявил о проведении своих военно-морских подводных учений в Южно-Китайском море, на значительную часть акватории которого претендует КНР, притом что Япония не граничит с этим морем.
Эти учения явились «японским ответом» на участие Китая в военно-морских учениях, проведенных Россией в Японском море в прошлом году. В прошедшем сентябре Япония внимательно следила за перемещением 28 российских военных кораблей, которые вошли в Японское море из Охотского моря. Внимание ее экспертов, в частности, привлекло наличие в составе группы поисково-спасательного судна "Игорь Белоусов", предназначенного для оказания помощи потерпевшим бедствие подводным лодкам. По мнению экспертов, спасение подводных лодок - это область, над которой китайцы в последнее время усиленно работают, сознавая, что они отстают в этом отношении от ВМС США, а также японских Морских Сил самообороны. "Есть шанс, что китайские военные отправят подводные лодки в Японское море для обучения с русскими, или что они сделают это в ближайшем будущем", - цитирует газета «Nikkei» предположение источника, знакомого с вопросами национальной безопасности Японии. Рупор японских деловых кругов отмечает, что после того, как в начале этого года Китаю отказали в приглашении на международные военно-морские учения Rimpac (тихоокеанские военные игры во главе с Америкой), Пекин искал способы получить доступ к методам спасения подводных лодок у других стран.
В этом отношении Россия является для КНР естественным партнером. В конце сентября Китай принял участие в "Востоке-2018" - крупнейших военных маневрах, проводимых на территории России со времен СССР. В проведенных в Забайкалье учениях приняли участие около 3000 китайских военных наряду с 900 единицами военной техники. Когда Россия проводила военно-морские учения в Японском море в сентябре 2017 года, Китай также направил для участия в них поисково-спасательный корабль. Поэтому японские эксперты полагают, что Пекин может отправить подводные лодки в тот же район с целью дальнейшей учебы у ВМФ России.
По мнению японских специалистов, несмотря на то, что в современных военно-морских стратегиях ведущая роль отводится авианосцам и самолетам-невидимкам, истинными субъектами «смены игры» в этих стратегиях сегодня являются подводные лодки. При этом указанные специалисты уверены, что Морские Силы самообороны Японии могут с высокой степенью надежности обнаруживать подводные лодки противника, проходящие через близкие к стране проливы. Хотя, отмечают они, Силы самообороны редко демонстрируют эту возможность, сохраняя свои методы отслеживания чужих подводных лодок в секрете.
Японские эксперты отмечают также, что Китай активно ведет строительство авианосцев, но, подчеркивают они, для эффективных боевых действий им требуется сопровождение подводных лодок. Подводные лодки с баллистическими ракетами, которые Китай развернул в Южно-Китайском море, также требуют защиты подводных лодок сопровождения. Сотрудничая с Россией, Китай прививает экипажам своих подводных лодок навыки сопровождения и защиты других военных кораблей.
По японским оценкам, подводный флот КНР, насчитывающий около 60 субмарин, превосходит по численности японский флот, состоящий из 22 подлодок. Но Япония, как считается, сохраняет значительное превосходство над Китаем в управлении подводными судами и проведении бесшумных операций.
Сделав необычный шаг - объявив о проведении подводных военных игр в Южно-Китайском море, - Япония направляет четкий сигнал Китаю и его соседям: китайские подводные лодки не останутся безнаказанными, если какой-либо конфликт вспыхнет в этих взрывоопасных спорных водах. В то же время Токио тем самым продемонстрировал своему старшему военному союзнику - Вашингтону, что может сыграть свою роль в сдерживании Соединенными Штатами китайских подводных лодок в указанном море.
По заключению японских стратегов, в гонке с Японией подводных вооружений Пекин уже давно полагается на количество, чтобы компенсировать отставание в качестве. Это говорит о том, что флот подводных лодок Китая будет расти и дальше. Кроме того, китайцы большое значение придают «стратегии асимметрии», развернув большое количество беспилотных подводных судов. Это потребует от Японии не только развивать передовые подводные технологии, но и увеличить число своих подлодок.
В настоящее время гражданское судостроение Японии испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны Южной Кореи и того же Китая. Кроме того, по иронии судьбы, военной промышленности Страны восходящего солнца в целом не дает развиваться их единственный военный союзник в лице Соединенных Штатов. Они не хотят терять огромный японский рынок военной продукции. Более того, американский президент Дональд Трамп прямым текстом требует от Токио резко увеличить закупки американских вооружений с целью ликвидировать огромный дефицит в двусторонней торговле.
Что касается военного судостроения, то здесь Япония обладает самыми передовыми технологиями и развитой судостроительной инфраструктурой. Это особенно касается подводных лодок. Вышеупомянутая «Орю» будет последней субмариной класса «Сорю». На основе технологий «Орю» Япония намерена строить подводные лодки следующего поколения. Как ожидается, они будут иметь водоизмещение более 3 000 тонн.
С учетом того, что не только Япония и Китай, но и обе Кореи, а также страны АСЕАН и Австралия быстро развивают свои военно-морские флоты, особенно подводные, можно уверенно предвидеть дальнейшее усиление гонки вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Только вот у такой гонки не бывает финиша.
Валерий Кистанов
Теги: