Оправившись от коронавирусных ограничений, Россия выходит на пик туристического потока: по результатам 2022 года этот объем вырос на 8% по сравнению с 2019 годом, а за семь месяцев этого года превышение составило уже 17%. По прогнозу Минэкономразвития к 2030 году страна готовится выйти на 140 млн турпоездок внутри России.
Развитие въездного туризма – одно из стратегических направлений государственной политики РФ. К 2030 году на Дальнем Востоке планируют принимать вдвое больше иностранных туристов – до восьми млн человек. В макрорегионе, утратившем около 80% турпотока во время пандемии, делается большая ставка на привлечение иностранных туристов. В фокусе – близлежащие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Министр экономического развития РФ Максим Решетников считает, что коронавирус, хоть и создал много проблем, но развернул взгляд на сферу туризма внутри страны, заставив переосмыслить собственные возможности и начать их актуализировать. Строятся новые средства размещения разного формата, создаются уникальные точки притяжения для туристов, включая сложные горнолыжные и пляжные курорты.
«Все это должно быть поддержано соответствующей транспортной инфраструктурой. Наша цель – сделать страну комфортной, в первую очередь, для граждан России, но мы всегда рады гостям. Побывав один раз в России, иностранные туристы должны приезжать вновь. Надо устранять проблемы с безналичными платежами – международные платежные системы Visa, Master-card у нас не работают, но можно пользоваться Union pay, китайскими системами, можно открыть счет в российском банке – будет эмитирована виртуальная карта, которой можно пользоваться по приезду как в физическом, так и виртуальном формате», – рассказал Решетников.
Одна из давних проблем в части привлечения иностранных гостей – за границей мало знают о наших достопримечательностях и туристических возможностях. Недостаток продвижения страны на внешних рынках тормозит массовый поток туристов из-за рубежа. В Минэке эту проблему осознали и поставили себе в повестку на 2024 год.
Есть и проблемы со въездом, но они решаются. С 1 августа заработала электронная виза – за август въехало уже 30 тыс. иностранцев (большинство из Китая). Заработали соглашения групповых безвизовых поездок с Ираном и КНР, идет работа по таким же соглашениям с Индией.
«Полную отмену виз уже предложили Кувейту, Бахрейну, Оману, Саудовской Аравии, Малайзии – там, где возможен, в том числе, прирост туристов премиум-класса», – добавил глава Минэкономразвития.
По данным Российского союза туриндустрии, в среднем доход от одного иностранного туриста в России составлял в доковидном 2019 году 318 долларов, что сильно отстает от среднемировых значений (1 270 долларов). В 2019 году наша страна получила от экспорта туруслуг 11 млрд долларов, однако в целом отрасль демонстрирует отрицательный платежный баланс. Россияне потратили на свои поездки в другие страны 264 млрд долларов.
По словам президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, россияне по тратам в магазинах беспошлинной торговли занимают третье место в мире после США и Китая – и это объясняет, почему наши туристы востребованы во всех странах мира.
«Мы сталкиваемся со значительным отрицательным торговым сальдо по статье “путешествия”. Отрицательное сальдо в туризме является результатом проигранной конкуренции – причем как за иностранного, так и за внутреннего туриста. Мы должны понимать, что мы конкурируем со всем миром. Нам очень нужен платежеспособный турист и для этого надо создавать конкурентноспособный на международном рынке турпродукт. И если он станет привлекательным для международного рынка – мы сразу выиграем конкуренцию и на внутреннем, и удержим значительную часть денег внутри страны и сократим объем импорта», – рассказал Уманский.
Эксперт предупредил, что с волной развития внутреннего туризма есть риск получить ограничение платежеспособного спроса – в будущем российских путешественников получится привлекать только бюджетным предложением, которое не обеспечит конкуренции на выезде и не удержит желающих отправиться за рубеж.
В настоящее врем я активно работает программа модульного отелестроения, а дорогих высококонкурентных отелей в стране всего 500. Количество номерного фонда в РФ сейчас находится на уровне – мы в пятерке ведущих стран. Но о качестве приходится сожалеть, отмечает Уманский.
По словам эксперта, невозможно обеспечить высококлассный отдых и развлечения для россиян в России, если опираться только на внутренний спрос, который очень мал.
«Мы должны ориентироваться на внешний рынок, а это запустит паровозом и внутренний», – резюмирует Илья Уманский.
Крупной дальневосточной дестинацией является Приморский край. По итогам 2022 года регион посетило более трех млн туристов, в этом году ожидается более 3,5 млн гостей. Количество иностранных туристов составило в этом году уже больше 50 тыс. – это китайские граждане.
Пассажирские и грузовые рейсы в Россию выполняются из 31 государства, Россия летает в 24. В начале сентября восстановлено отсутствовавшее 30 лет авиасообщение с Мьянмой, которая стала 38-й страной, с которой Россия возобновила прямые авиарейсы. В октябре будут возобновлены из Новосибирска и Владивостока в Лаос. Идет работа над возобновлением прямого сообщения с Индонезией. В январе 2024 года планируется открыть прямой рейс из Владивостока в Сибу (Филиппины).
Руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский поделился готовым кейсом для привлечения зарубежных туристов на примере работы с Республикой Корея.
Сначала в регионе определили самую мобильную и платежеспособную аудиторию в Корее – это молодые люди в возрасте 19-25 лет.
«Мы решили идти через лидеров общественного мнения для данной аудитории – прежде всего, мы начали съемки музыкальных видеоклипов, привлекая в популярные места Приморья популярных в Корее исполнителей – все эти локации стали сразу же мелькать в соцсетях корейских туристов. Второе – корейские телешоу очень популярны, и ТИЦ Приморья привозил съемочные группы, беря на себя часть транспортных расходов, таким образом, представители региона оказывались на экране многомиллионной аудитории – поток туристов шел по следам. Также мы для блогеров устраивали фан-туры – их подписчики шли за ними. Когда аудитория там нас узнала, мы перешли к работе напрямую с авиакомпаниями – привезли туркомпании, показали все наши туристические ресурсы и в 2019 году в пик летнего сезона количество рейсов во Владивосток из аэропортов Кореи доходил до десятка в сутки. Также мы использовали круизный туризм как средство продвижения на зарубежных рынках», – рассказал Арсений Крепский.
Юлия БородинаОткрывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».
Хабаровский край начинает пожинать плоды активной работы над туристической привлекательностью. За три квартала текущего года в регионе зафиксировано более 993 тыс. турпоездок. Для сравнения – за весь прошлый год край посетили 560 тыс. человек, а в доковидном 2019 году – 571 тыс. человек.
Но хватает ли всем туристам мест для проживания? Чем еще будут привлекать в регион гостей? О текущем состоянии и перспективах туристической области региона рассказала глава краевого Минтуризма Екатерина Пунтус на «правительственном часе» в Законодательной Думе Хабаровского края.
С 2013 года в Хабаровском крае работает программа «Развитие внутреннего и въездного туризма», объем финансирования по которой составляет более 13,5 млрд рублей до 2025 года. На развитие инфраструктурных проектов туристической области уже привлечено около 9,5 млрд рублей из внебюджетных источников. Край с 2021 года участвует в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства». Это позволяет региону строить дороги к туристическим местам и объектам. В регионе реализуется проект по популяризации внутреннего туризма «Отдыхаем в крае». В него включились около 80 гостиниц, туроператоров и агентств.
По данным Екатерины Пунтус, в регионе работает 459 организаций туристско-гостиничного сектора. Их налоговые поступления на 1 ноября превысили 215 млн рублей, это на 18% выше уровня прошлогоднего периода.
«В этом году почти в 3,5 раза была увеличена краевая финансовая поддержка предпринимателям на возмещение средств на разработку и обустройство объектов инфраструктуры – с шести до 20 млн рублей. Для развития событийного туризма предусмотрена субсидия для городов и муниципальных районов на проведение мероприятий – в этом году на эти цели выделено около 1 млн рублей», – рассказала министр.
Позитивный образ Хабаровского края как интересной дестинации поддерживает проведение Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток». В 2024 году форум пройдет в третий раз.
Министр туризма признает, что в крае актуальна проблема размещения туристов, особенно в период проведения событийных мероприятий: гостиницы и отели загружены на 100%.
«Очень нужны гостиницы. В межсезонный период загрузка у нас составляет порядка 40%, что считается хорошими показателями для ДФО. В событийные мероприятия мы не справляемся, привлекаем инвесторов для строительства новых средств размещения. В этом и следующем годах будут введены в эксплуатацию несколько новых гостиниц, будет восстановлена гостиница “Центральная”, в некоторых районах края часть нагрузки берут на себя глэмпинги», – сказала Пунтус.
Обсуждая глэмпинги, – которые по своей сути являются комфортабельными палатками на природе, – один из депутатов отметил, неоправданную, по его мнению, дороговизну, даже относительно привычных всем гостиниц. Цены на аренду глэмпинг-шатра на сутки в выходной день в Хабаровском крае стартуют примерно с 10 тыс. рублей, и это далеко не предел. Однако повлиять на ценообразование в этом сегменте может только конкуренция – власти тут не имеют рычагов давления.
Хабаровский край занимает второе место среди дальневосточных регионов по реализации гостиничных услуг – с объемом в 2,5 млрд рублей. С 2021 года в крае открылось 12 туристических баз и глэмпингов. Но этого мало. Необходимость наращивать емкость средств размещения понятна и в свете растущего турпотока из Китая: динамика по посещениям китайских туристов составляет 115% по сравнению с прошлым годом, когда приехало всего 600 туристов. В следующем году ожидается кратный рост въездного туризма из КНР – в этом году граждане Поднебесной массово поехали в регион лишь осенью, когда для них полноценно заработал безвизовый режим.
Хабаровский край – единственный регион Дальнего Востока и Сибири, который напрямую работает с китайским потребителем в популярных соцсетях КНР («WeChat», «Baidu», «Weibo», «Douyin»). Общий охват китайских интернет-пользователей составляет сейчас 3,5 млн человек. Китайские туроператоры также заинтересованы в продвижении Хабаровского края на своей территории.
Несмотря на то, что регион озадачился подсветкой своих турвозможностей в Китае, существует острая нехватка гидов-экскурсоводов со знанием китайского – их всего 18. Наращивать количество таких специалистов регион решил посредством бесплатного обучения – в четырех вузах двух ссузах занимаются этой спецификой для закрытия потребностей.
Новых специалистов будут ждать новые маршруты – в концепции развития 360 гектаров круглогодичного туристического центра «Хехцир» заложено обустройство экотроп. В Хабаровске хотят превратить горнолыжный курорт «Хехцир» в подобие сочинского «Роза Хутора» – по максимуму совместить красоту одноименного горного хребта и его возможности для активного и пассивного отдыха и летом, и зимой. Круглогодичный спортивно-туристический комплекс «Хехцир» должен стать магнитом для местных жителей, туристов из соседних регионов, дальнего и ближнего зарубежья.
Кстати, на ГЛК «Хехцир» уже идут комплексная проверка Ростенадзора, итогом которой должно стать получение разрешения на эксплуатацию канатной дороги. Готовится и необходимая инфраструктура. Подготовлен инвентарь и амуниция для аренды. Здесь уже работает кафе и место для переодевания – в формате глэмпинга. Горнолыжный курорт должны частично открыть в декабре 2023-его года. (подробнее - в материале EastRussia «Новый магнит Хабаровска – горнолыжный комплекс "Хехцир"»)
Помимо этого, строится пункт пропуска «Большой Уссурийский», идет проектирование подъездной дороги. Это намного улучшит региональную логистику. Еще одной точкой притяжения туристов в следующем году станет открытие аквапарка на базе многофункционального комплекса «Броско» (там же будет и гостиница на 170 мест), сдача IV этапа строительства набережной в Хабаровске; развивается горнолыжный комплекс Холдоми, а также самая протяженная речная набережная на Востоке России. Общий объем запланированных инвестиций – более 27 млрд рублей.
В ноябре «Хехцир» и «Холдоми» вошли в число лучших и перспективных горнолыжных курортов в России. Первая награда была вручена в специальной номинации «Инвестиционный проект года». Этого звания удостоен горнолыжный комплекс «Хехцир». ГЛК «Холдоми» признан лучшим отелем горнолыжного курорта на Дальнем Востоке. Награду ГЛК получает второй год подряд.
Особо охраняемые природные территории попали во все тренды современного туризма. Заповедники действуют теперь в стране под слоганом «Охранять природу не от людей, а вместе с людьми». Ведь путешественники все чаще выбирают вместо популярных и «понятных» направлений экстремальные. Но даже став игроками туристического рынка, ООПТ видят свои бонусы не в статье «Доходы», а в графе «Повышение природоохранного эффекта».
Мега-тренд последнего времени – интерес к местному колориту. Для отечественного туризма, который, несмотря на достаточно серьезные внешнеэкономические шоки, в целом развивается очень неплохо, это означает 72 миллиона «внутренних» туристов. Такова прогнозная оценка Российского союза туриндустрии на нынешний год. Эксперты выделяют развитие уже сформировавшегося приоритета близости к природе: эко-активностей, практик диджитал-детокса, внимания к физическому состоянию и ментальному здоровью.
– 30 процентов участников опроса сервисов онлайн-бронирования хотели бы пережить в путешествии совершенно новый для себя опыт в аутентичных условиях. В приоритете авторские туры, уникальные маршруты с тайными локациями, где можно почувствовать себя первооткрывателем, необычные впечатления и общение с местными жителями, – отмечается в материалах маркетингово-исследовательской компании IPSOS Russia. – Идет запрос на общение с природой и созвучное человеческое общение.
Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Для активных путешественников наиболее привлекательными оказываются особо охраняемые природные территории. Там гарантирована нетронутость и первозданность ландшафтов, высока вероятность увидеть животных в естественной среде обитания, обеспечено квалифицированное сопровождение. Заповедники региона сейчас активно сотрудничают с туристическими агентствами, оборудуют тропы, разрабатывают новые экскурсионные маршруты и готовят места размещения.
Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник – место, где на широте Крымского полуострова склоны хребта Сихотэ-Алинь четко делят территорию на природные зоны. На западе – суровая тайга (леса охотского типа), на востоке – ландшафты юго-восточной Азии (леса маньчжурского типа). Больше такого нигде в мире попросту нет. Склон западный – пихта, ель и лиственница, дикуша, лось и росомаха. Склон восточный – монгольский дуб, корейская сосна, остроконечный тис, белоплечий орлан, пятнистый олень и лесной кот.
– История заповедности и уникальности этого края началась задолго до появления САБЗ, самого большого среди тигриных заповедников России. В начале ХХ века здесь прошла экспедиция Владимира Клавдиевича Арсеньева, – рассказывает директор САБЗ Светлана Сутырина. – По одному из отрезков пути его отряда у нас, кстати, проходит экологический маршрут, названный «Тропа Арсеньева». У нас есть и 2900 гектаров акватории Японского моря. Таким образом, мы являемся и морским заповедником.
Великолепные по красоте пейзажей и роскошные по богатству флоры и фауны здешние территории труднодоступны. И заповедны почти девять десятков лет. Поэтому здесь легко увидеть своим глазами, как живут птицы и звери в дикой природе. Для этого достаточно просто пройти по любому из восьми маршрутов. Тюлени-ларги всегда на лежбище в акватории мыса Северный, птицы на озере Благодатном, пятнистые олени утром и вечером в лесу вдоль дороги, ведущей к бухте Удобная.
Пожалуй, «за кадром» останется только тигр. Но следы его присутствия можно увидеть – на природной песчаной дорожке (естественной контрольно-следовой полосе) в Удобной остаются отпечатки лап и копыт всех, кто там гуляет. На видеозаписях с фотоловушки, рядом с которой продуманно останавливаются гиды (кадрам от силы пара-тройка дней). А еще можно почувствовать тигриный запах у меточного дерева на «Тропе тигров». Характерный, мускусный. Такой не забудешь.
«Тропа Тигров» - уже пятая среди появившихся в заповеднике благодаря работе студенческого отряда «Тигр» при поддержке АНО «Центр «Амурский Тигр». Студотряд этот сводный, в него со всей страны приходит молодежь, которая получает профильное для заповедного дела образование – учатся на биолога, к примеру, эколога или лесника. Таким образом будущие молодые специалисты знакомятся с различными ООПТ, а на местах, в свою очередь, присматриваются к ним.
Получившая свое название сразу и в честь студенческого отряда, и в честь полосатого хозяина тайги, тропа проходит по берегам реки Ясная в одноименном урочище. Это центральная часть заповедника, и тигры здесь бывают чаще, чем на побережье. Протяженность маршрута – 4, 8 километра. Он оборудован указателями (на всех площадках Сихотэ-Алинского они сделаны в едином стиле), живописными подвесными мостиками, настилами. Они служат для того, чтобы не допустить эрозии почвы и сделать путешествие удобным для туристов.
– Тропы построены руками студентов – под контролем бригадиров от заповедника. Они учат, показывают, как работать с материалами, выполняют самую тяжелую сложную работу, – поясняет Светлана Сутырина. – И кроме троп благодаря студентам у нас есть замечательная инфраструктура, уютная небольшая гостиница, стильная кухня-столовая.
Полезно
Узнать, как попасть на экскурсию в Сихотэ-Алинском заповеднике, понять, что, где когда и почем, можно на его сайте https://sikhote-alin.ru
Подготовка троп к проходу путешественников – самая значительная статья расходов заповедника в части организации туризма. К примеру, затраты на подготовку «Тропы Арсеньева» в этом году составили более 270 тысяч рублей. Доход – 240. Это самый дорогой, сложный и интересный многодневный маршрут САБЗ, проходящий по диким местам, где бывают только госинспекторы и научные сотрудники во время учетов поголовья животных. Для этого тропу расчищают, однако деревья падают так часто, что к проходу тургруппы необходима дополнительная прочистка.
Максимальную сумму заповедник заработал на туристах в прошлом году - чуть больше четырех миллионов рублей. В ноль не вышли. Основные средства ушли на обустройство троп, немалую долю забрал налог на прибыль, плюс комиссия за банковские операции (люди оплачивают картами через терминал, а суммы немаленькие), плюс оплата экскурсоводам, оплата водителям за работу в выходной день, затраты на ГСМ. В случае с «Тропой Арсеньева» это еще и закупка продуктов (туристов полностью обеспечивают трехразовым горячим питанием в течение маршрута).
– Туризм в заповеднике – это вообще нисколько не про бизнес, нисколько не про зарабатывание денег, – убеждена Светлана Сутырина. – У нас на самом деле нет такого стремления. Мы гонимся не за количеством посетителей, а за качеством наших услуг, потому что смысл, не в этом. А в том, чтобы, пройдя по нашим тропам, люди получили информацию, зачем заповедник, зачем заповедная система, как устроена заповедная система, чем уникальна дальневосточная природа, почему она так хрупка, почему нужно сохранять.
Вообще цены на экскурсии заповедник ставит гуманные, хотя каждый год они все-таки растут из-за роста цен на бензин. ООПТ социально ориентировано: есть скидки детям, местным жителям, акции с бесплатными экскурсиями – для воспитанников детских домов, детей с ограниченными возможностями, день открытых дверей на тропах. Не удивительно, что многие гиды-внештатники работают по идейным соображениям. К примеру, военный пенсионер Дмитрий Куценко, который больше всего любит вести экскурсии для семей.
– О заработке я даже не задумываюсь, я пошел в Школу экскурсоводов (см. материал EastRussia «Здесь водятся урагусы») не ради заработка, хотя это и неплохая добавка к пенсии. Во-первых, это для здоровья полезно, ходить постоянно пешком на свежем воздухе, – дает расклад Дмитрий. – Во-вторых, это интересно. Приезжают люди, с которыми интересно беседовать. И рассказывать хорошо для неравнодушных людей. Таких все больше сейчас сюда приезжает.
Дословно
Светлана Сутырина, директор САБЗ:
– Можно рассказать про Сихотэ-Алинский заповедник, что это самый большой тигриный заповедник, показать фотографии Благодатного, снимки кедровников, а можно провести по тропе. Человек посмотрит на море, на тюленей, увидит тигриные следы, пройдя по «Тропе тигров», и вдохнет этот аромат кедровой хвои. И вот через это погружение, через свои собственные эмоции, через свои переживания, он будет знать, что есть такое место уникальное - Сихотэ-Алинский заповедник. И потом, может быть, даже через много лет, в случае каких-то угроз заповеднику, я уверена – он встанет на защиту. Потому что он здесь был, он пережил здесь классные моменты своей жизни, у него замечательные воспоминания. И это на самом деле гораздо ценнее, чем вот те миллионы, которые мы могли бы получить от вот этой вот вереницы нескончаемых туристов. Как-то так.
В части традиционно востребованных в качестве туристических направлений регионов Дальнего Востока наблюдается возобновление роста туристического потока. К допандемийному уровню туристического потока возвращается Приморский край. В текущем году регион рассчитывает принять 3,5 млн туристов. Для сравнения: в 2018 г. регион посетили 4 млн человек, а в 2019 г. – 5 млн. В 2022 г. турпоток превысил 3 млн туристов. С января по сентябрь текущего года край посетили 3,1 млн человек, что на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В том числе к середине октября Приморский край принял 56 тыс. иностранных туристов, что в десять раз больше, чем за весь 2022 г. Восстанавливается турпоток из Китая – после возобновления с 1 августа взаимного безвизового режима[1] (для туристических групп в составе более пяти человек) Приморье посетили более 15 тыс. туристов из КНР. Также Амурскую область посетили 5 тыс. китайских туристов. Меньше всего туристов из КНР посетило Хабаровский край – чуть более 100 человек.
Турпоток с российской стороны значительно превышает китайский. С начала августа по конец октября в КНР въехало около 70 тыс. российских туристов (общее количество посетивших Россию в рамках безвизового режима китайских туристов составляет 25 тыс. человек). При этом губернатор Приморского края О.Кожемяко выступал в октябре с предложением об увеличении срока действия единой электронной визы для увеличения турпотока.
Иркутскую область за летний туристический сезон текущего года посетили более 500 тыс. человек, что сопоставимо с данными за лето прошлого года. В целом в 2023 г. регион рассчитывает принять 1,8 млн туристов (в 2022 г. регион посетили 1,7 млн человек).
В регионах предполагается уделять больше внимания модернизации и развитию современных музейных площадок. На эти цели в том числе выделяются федеральные средства. В 2024 г. новое оборудование должны получить шесть региональных и муниципальных музеев Хабаровского края в рамках национального проекта «Культура». Общая сумма, выделенная из федерального бюджета на данные цели, составляет более 15,6 млн рублей. В частности, новая техническая база должна появиться в Вяземском краеведческом музее им. Н.В. Усенко, Дальневосточном художественном музее, Музее истории Хабаровска, межпоселенческом информационном библиотечно-музейном центре им. П.Осипенко, краеведческих музеях Нанайского и им. Лазо районов.
Музеи планируют оснастить оборудованием и техническими средствами для экспозиций и выставок, для обеспечения хранения музейных предметов (фондовое оборудование), а также специализированным оборудованием для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. В текущем году среди региональных музеев государственную поддержку в рамках нацпроекта для технического оснащения в размере 7 млн рублей получили музеи в Ванинском, Аяно-Майском, Бикинском, Нанайском и Николаевском районах, а также Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова.
Напомним также, что в Хабаровске планируется построить новое здание Дальневосточного художественного музея (ДВХМ)[2] на берегу Амура в рамках реализации мастер-плана развития города. Под строительство планируется отвести более 3 га. Прилегающие территории предполагается в перспективе обустроить как историко-культурный парк. Площадь будущего музея должна составить около 17 тыс. кв. метров – ее займут выставочные павильоны, а также мастерские реставрации и консервации, арт-залы и концертные залы. В настоящее время из-за недостатка места одновременно выставляется только 5% всей коллекции ДВХМ. Концессионером выступит компания «Бамтоннельстрой-Мост» Р.Байсарова.
К 2026 г. предполагается построить новое здание Национального музея Бурятии в Улан-Удэ. Его стоимость составит 3,7 млрд рублей, включая 1,7 млрд рублей средств из федерального бюджета. Остальные средства должны быть получены в рамках концессии Минвостокразвития. Концессионером выступит московская компания «Инфратех Концессии». Общая площадь здания должна составить 15 тыс. кв. м. В здании будут расположены выставочное пространство, конференц-зал и визит-центр, экскурсионное бюро, галерея и кафе. Также в музее планируется разместить детский центр, помещения для занятий, летнюю террасу, библиотеку, музейное хранилище.
Между тем власти Камчатского края занимаются разработкой проекта Музея Камчатки. Его планируется открыть на площади более 7 тыс. кв. м, где ранее располагались кинотеатр «Камчатка» (был снесен) и гостиница «Октябрьская» (ныне не действует). В рамках музея предполагается открыть ряд экспозиций с диорамами, панорамами и инсталляциями, посвященными истории Камчатского края, исследовательский центр, конференц-зал, научную библиотеку, сувенирный магазин и кафе.
Стоит отметить, что в порту Петропавловска-Камчатского пешеходные зоны предполагается оборудовать на базе причалов ФГУП «Нацрыбресурс» (на берегу Авачинской бухты). По согласованию с Росрыболовством причалы будут переданы в собственность региона. При этом предполагается, что для нужд «Нацрыбресурса» будут использоваться причалы в северной части Петропавловска-Камчатского, где в настоящее время ведутся ремонтные работы.
В Бурятии, в Улан-Удэ, запланировано строительство театрально-культурного центра «Байкал» на площади 19 тыс. кв. м. Объем инвестиций в проект оценивается в 4,7 млрд рублей. Строительство предполагается осуществлять на условиях концессии – правительство республики подписало соглашение с той же компанией «Инфратех Концессии». Центр планируется построить к 2026 г. – он будет включать театрально-концертный зал на 1 тыс. мест, малый зал, четыре балетных зала, оркестровый репетиционный зал, хоровой репетиционный зал, вокальные классы и кабинеты, студии звукозаписи, студию видеозаписи, фотостудию, школы танца и музыки. Кроме того, планы включают обустройство театральной площади и летней фестивальной площадки. Новый центр должен стать постоянной концертной площадкой для Бурятского государственного театра песни и танца «Байкал» (в настоящее время у коллектива нет собственной площадки).
Среди межрегиональных туристических проектов предполагается развивать проект «БАМ туристический» - меморандум на полях ВЭФ в сентябре текущего года заключили пять регионов: Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Якутия и Бурятия. Предполагается создать единый бренд магистрали, систематизировать информацию по Байкало-Амурской магистрали, проработать новые маршруты с улучшением железнодорожной инфраструктуры и усилить взаимодействие с промышленными предприятиями. В качестве ключевых точек притяжения для туристов на БАМе рассматриваются Норский заповедник (Амурская область), природные достопримечательности Северного Байкала (Бурятия), Чарские пески (Забайкальский край), природные комплексы хребта Мяо-Чан (Хабаровский край), крупные промышленные объекты (ГМК «Удокан» USM Holdings в Забайкалье, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод «Объединенной авиастроительной корпорации» в Хабаровском крае, угледобывающее предприятие «Ургалуголь» СУЭК в Хабаровском крае, золотой прииск «Соловьевский» и космодром «Восточный» в Амурской области).
Что касается реализации крупных спортивно-туристических проектов, то в октябре началось строительство всесезонного горнолыжного комплекса в приморском Арсеньеве, на территории базы краевой спортивной школы олимпийского резерва и центра «Салют». Комплекс рассчитан на одновременное посещение более чем 3 тыс. человек. Первый этап проекта должен быть реализован к 2025 г. Он включает обустройство горнолыжных трасс и канатных дорог. Второй этап с расширением трасс, строительством гостиницы, ресторанов, водно-оздоровительного центра и детских площадок предполагается реализовать к 2026 г. Кроме того, на территории планируется оборудовать маршруты для беговых лыж, трассы для санок и тюбинга, тропы для пешего туризма и скандинавской ходьбы, веломаршруты и веревочный парк.
Тем временем в Хабаровском крае продолжается строительство круглогодичного спортивно-туристического комплекса «Хехцир» (инвестор – АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска») на площади 360 га. Его выход на проектные показатели намечен на 2028 г. Пропускная способность курорта должна составить 200 тыс. человек в год. Объем инвестиций в первый этап проекта оценивается в 1 млрд рублей. В рамках него уже построены кресельная канатная дорога с подогревом сидений, модульное здание проката, новая линия ЛЭП мощностью 10 кВ, расширены горнолыжные трассы до 50 м, подготовлена площадка для автотранспорта на 330 машиномест, оборудован пруд-накопитель системы оснежения. К концу года ожидается получение разрешения на ввод канатной дороги в эксплуатацию. Запуск первой очереди курорта должен состояться в зимний сезон 2023-24 гг.
Наконец, в рамках преференциальных экономических режимов продолжается строительство новых отелей. Резидент СПВ ООО СЗ «Аура Апартментс» возвел во Владивостоке, вблизи Амурского залива, 16-этажный комплекс апартаментов, инвестировав свыше 400 млн рублей. Также во Владивостоке в сентябре в тестовом режиме заработал пятизвездочный апарт-отель RODINA Residences Vladivostok, расположенный на четырех этажах многофункционального комплекса «Бурный». Отель включает 104 апартамента с видом на Амурский залив и исторический центр города. Между тем корпорация «Синергия» планирует до 2027 г. построить в Приморском и Камчатском краях, Якутии и Бурятии сеть глэмпинг-парков «Экспедиция» (рассчитанные на 100 человек каждый). Объем инвестиций в компании оценивают в 2 млрд рублей. Соглашение с КРДВ было подписано инвестором на полях ВЭФ в сентябре.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Безвизовое соглашение для групповых туристических поездок между РФ и КНР действовало с 2000 г., в 2020 г. действие соглашения было временно приостановлено из-за пандемии.
[2] Пока музей расположен в старом здании 1887 года постройки (Военное собрание, перестраивалось в 1914-16 гг.), относящемся к памятникам архитектуры федерального значения. Его планируется оставить за ДВХМ.
Светлана Раевская родилась и выросла в Петропавловске-Камчатском. Здесь же получила высшее образование в сфере государственного муниципального управления, занимается воспитанием шестилетнего сына и бизнесом – фотостудией. Сейчас Светлане 32, свой блог «Камчатка в деталях» в запрещенном теперь Инстаграме начала вести пять лет назад и может похвастаться более чем десятью тысячами подписчиков со всего мира. Чем Светлана она покорила? Камчатскими видами? А может быть, тем, что ее фото и видео сняты очень эстетично и профессионально? Или их подкупает красота, открытость и женственность самой Светланы?
– Светлана, как появилась «Камчатка в деталях»?
– Он вырос из личного блога. Я понимаю, что большему количеству людей интереснее смотреть на потрясающей красоты природные объекты, а не просто на мою жизнь. Я очень люблю путешествия, была во многих уголках Камчатки, активно путешествовала по Азии. Свой тематический блог я посвятила именно камчатским путешествиям. Тут люди могут посмотреть новые интересные места, вдохновиться ими, прочитать, как туда добраться, сколько стоит дорога, проживание и прочее. Блог непрофессиональный, я не пытаюсь на нем заработать, это для души. Это просто есть и хочется этим делиться. Конечно, максимальная моя активность – в летний период, тогда мы часто куда-то ездим.
– Кто ваша аудитория и насколько она активна?
– Сначала были в основном камчатские подписчики, к ним подключились туристы из других российских регионов, и теперь больше их. Возраст – 25-40 лет. Те, кто планирует приехать на Камчатку, как правило, натыкаются на мой блог – по хештэгам, по рилсам. Смотрят, спрашивают, пишут, узнают подробности – достаточно активные, их десять тысяч человек – все настоящие, без накруток. Некоторые мои рилсы набирают миллионные просмотры, очень много сохранений и репостов моих публикаций. Это реально людям интересно. Но всерьез заниматься блогингом пока не планирую, на интенсивное ведение не хватает времени. Периодически прилетают предложения на рекламу, бартер – я соглашаюсь, но это не основной, конечно, заработок.
– По-вашему, в чем изюминка ваших публикаций?
– В первую очередь, это – красивый визуал, потому что не все так снимают – на профессиональные видеокамеры и фотоаппараты. Также в моих постах – действительно уникальные дикие места и пишу о них я подробно – это и привлекает внимание. Даже камчадалы, которые тут живут, начали путешествовать по моим стопам – я описываю, как доехать, что посмотреть, хорошая дорога или плохая. Люди начали активно ездить в те же места – польза есть в блоге, ведь это не просто про «посмотреть», но и вдохновиться, и поехать или прилететь даже. Людям не надо копаться на сайтах, читать отзывы – они могут открыть мой блог и получить всю информацию сразу. Надо сказать, что инфраструктура у нас, скажем так, далеко не везде развитая, но природа очень красивая и разнообразная.
– За что особенно вы любите Камчатку и смогли бы жить в другом месте?
– Природа, безусловно. У меня есть небольшой опыт жизни в других регионах: по полгода я жила в Санкт-Петербурге и Краснодаре. Но мне не зашло. С Камчатки уехать смогла бы, если бы нашлось подходящее место, но пока такого места не встретилось.
Говоря о том, что больше всего я люблю на Камчатке – я люблю Толбачик. Там огромная красивейшая заповедная территория, это довольно труднодоступное место – надо ехать целый день, а то и больше. Считаю, если туристы прилетают на Камчатку, то он – на первом месте для посещения. Можно съездить только туда и никуда больше – и впечатлений хватит на всю жизнь. Это действующий вулкан, в 2012 году там было мощное извержение. Желающие могут совершить на него восхождение, а можно и попроще – подняться примерно за час на так называемые «прорывы». Там можно погулять по застывшим лавовым полям, там есть мертвый лес, где под тобой шесть метров пепла и сожженные деревья, и где-то на этом пепелище ты видишь, как начинает пробиваться жизнь – прорастает иван-чай, цветочки цветут – это так вдохновляет!
Есть еще живая сторона, с другой стороны Толбачика – там панорама семи вулканов; каньон реки Студеная: лавовый поток перекрыл русло реки, и она поменяла свое направление, в одном месте оказавшись полностью осушенной, там открылся каньон – очень красивый и глубокий. По нему можно погулять – над головой гигантские булыжники, застрявшие между двух гор, – это неописуемо – там обалденный звук, такое эхо, мурашки по коже, когда там ходишь.
В целом это такая огромная локация, которая наполнена очень разными красивыми местами, впереди вулканы в снегу, а ты по зеленой траве идешь. Там медведи гуляют тоже.
– От медведей как спасаться?
– От них надо не спасаться, от них надо просто предостерегаться. Мы всегда берем с собой средства защиты – это могут быть звуковые пугачи, фальшфейер, специальные газовые баллоны против медведей, они очень далеко бьют. Но это на случай, если медведь захочет напасть, что редкость. Главное – не ходить тихо и не наткнуться на медведя внезапно, не оказаться с ним рядом, если он тебя заранее не слышал. Когда медведь стоит в 30-50 метрах, слышит и видит тебя, он, как правило, сам уходит, ему приключения тоже не нужны. На самом деле они трусливые, и нападают в случае резкого испуга. И ни в коем случае нельзя кормить медведей, прикормленный медведь – это огромная опасность, он начинает выходить к людям в поисках еды и таких медведей отстреливают.
– И о том, как вести себя при встрече с медведями вы тоже рассказываете в своих блогах?
– Конечно! Эту тему я тоже осветила. Я очень рада, если люди вдохновляются моим блогом. Приглашаю всех к себе на страничку – вдохновляйтесь, приезжайте, обязательно соблюдайте чистоту, помните, что после вас сюда тоже придут люди. Желаю всем хороших путешествий!