Трамп на Тойоту наехал
13.01.2017 00:11
Избранный американский президент покажет японскому автогиганту «кузькину мать»
-
Валерий Кистанов
руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
Все материалы автора
Дональд Трамп, который сядет в кресло президента Соединенных Штатов Америки 20 января, был в 1960 году четырнадцатилетним подростком и, вероятно, не помнит, как тогдашний глава СССР Никита Хрущев с трибуны Генассамблеи ООН в его родном Нью-Йорке обещал познакомить американцев с «Kuz’kina mother» – загадочной «кузькиной матерью». Однако в последнее время именно в духе Хрущева, но, по-американски конкретно, он сыплет экономическими (и не только) угрозами в адрес Японии, Китая и других азиатских конкурентов США. Так, 6 января на своей странице в Твиттере Трамп посулил крупнейшему в мире производителю автомобилей – корпорации Тойота – увеличение ввозных пошлин на 35%, в случае если она реализует свой план создать очередной завод в Мексике для экспорта продукции на рынок США. Речь идет о строительстве в этой латиноамериканской стране в 2019 году предприятия по выпуску модели «Королла».
Это заявление лежит в ряду других громких высказываний миллиардера, призванных представить его в образе защитника интересов американских рабочих. Аналогичное жесткое предупреждение Трамп адресовал и отечественному Форду. Капитулировав перед своим будущим президентом, американский автоконцерн уже отказался от планов строительства собственного автомобильного завода в Мексике стоимостью в 1,6 млрд долл. с той же целью – реализации его продукции на внутреннем рынке США.
Японская автомобильная промышленность уже успела получить болезненный удар: на едва открывшейся в новом году Токийской фондовой бирже после заявления Трампа акции Тойоты понизились на 1,7%, акции Ниссана, который среди японских автопроизводителей имеет самую крупную производственную базу в Мексике, упали на 2,2%, а Мазды рухнули аж на 3,2%.
Новость буквально взорвала не только круги автопромышленников, но деловой и политический мир Страны восходящего солнца в целом. Последовала череда тревожно возмущенных заявлений со стороны видных представителей деловых организаций Японии и членов японского парламента. Атака Трампа на Тойоту обеспокоила также кабинет министров. Источник в правительственных кругах сказал, что обложение более высокими тарифами японской автомобильной продукции будет противоречить правилам ВТО и правительство может прибегнуть к контрмерам.
Столь острая реакция объясняется тем, что Тойота для японцев – это «наше все»: не просто символ, но и хребет японской промышленности. От того, как «дела на Тойоте», зависит самочувствие экономики страны в целом. А сама Тойота в высочайшей степени «завязана» на зарубежные рынки. По мнению капитанов японского бизнеса, Мексика теперь представляется рискованным местом для предпринимательской деятельности, а после инаугурации Трампа мир вообще станет совсем другим.
Действительно, еще в ходе своей предвыборной кампании Трамп заявил, что в случае своего избрания он в целях защиты занятости американцев выведет США из проектируемого Транстихокеанского партнерства (ТТП) – торгового соглашения, объединяющего 12 стран бассейна Тихого океана, на которые в совокупности приходится 40% мирового ВВП. На него Токио возлагал особые надежды, так как беспошлинная торговля в рамках соглашения открывала новый широкий шлюз для потока японских автомобилей на крупнейший в мире авторынок в США. Правда, за это Токио пришлось бы расплатиться своим находящимся в парниковых условиях протекционизма сельским хозяйством, которое не выдержит конкуренции с американской дешевой сельхозпродукцией.
С целью прояснить истинные намерения Трампа в отношении ТТП, а заодно и военного альянса с Японией, премьер-министр Синдзо Абэ добился беспрецедентной встречи 17 ноября прошлого года в Нью-Йорке с еще не вступившим в должность президентом Америки. Детали встречи не разглашались, однако уже после нее японский парламент ратифицировал соглашение о ТТП, а сам Абэ не теряет надежды отговорить Трампа от гибельного для этого партнерства решения. Кстати, Японию очень тревожит и заявление Трампа о необходимости пересмотреть соглашение о свободной торговле в Северной Америке (НАФТА). Именно оно позволило создать японским корпорациям мощную экспортную базу в Мексике и Канаде с прицелом на емкий рынок Соединенных Штатов.
И все же, судя по всему, между Японией и США вряд ли разразится автомобильная война в духе 80-х годов прошлого столетия. Представитель Тойоты в США уже заявил, что корпорация намерена вложить в экономику США в течение пяти лет гигантскую сумму в 10 млрд долл. Правда, он подал этот факт не как ответ Трампу, а как часть существующей бизнес стратегии автоконцерна. Хотя рупор японских деловых кругов, газета Nikkei, откровенно расценивает это сообщение как «откупные» Трампу. С целью умаслить «американского Хрущева» японцы также напоминают, что к настоящему моменту Тойота уже накопила в США своих прямых инвестиций на общую сумму в 21,9 млрд долл., создала 1500 дилерских центров и предоставила работу 136 тысячам американцев.
Скорее всего, угроза Трампа Тойоте так и останется в Твиттере. Ну, а если она все же будет реализована, то японским автопроизводителям придется расширять рынки для сбыта своей продукции в других странах и континентах. В этом плане для них немалый интерес представляет Россия, которая, по оценке японских экспертов, является самым перспективным авторынком в Европе. Хотя Тойота и без того уже прочно занимает место лидера по продажам иномарок на родине Кузьмы и его матери.
Теги: