Поделиться
Уголь хочет расти на экспорт
Поделиться

Россия впервые поставила больше угля на Восток, нежели на Запад. Как это произошло, и сохранится ли тренд – разбирался корреспондент EastRussia

-
Впервые в этом году объемы экспорта угля в восточном направлении превысила объемы его экспорта в Европу. Такое заявление недавно сделал на Международном угольном конгрессе в Санкт-Петербурге министр энергетики России Александр Новак. Это же достижение он озвучил на недавней встрече с президентом России Владимиром Путиным. «В этом году впервые, Владимир Владимирович, у нас общий объем экспорта угля на восток превысил западное направление. То есть раньше у нас западное направление было доминирующим, в этом году уже вышли на 51 процент на восточное направление за счет таких стран, как Япония, Южная Корея, Индия, Вьетнам. Это направление развивается, развивается портовая инфраструктура, и экспорт в принципе растет, несмотря на то что есть трудности с ценами… по угольной продукции у нас достаточно низкие цены на сегодняшний день», – заявил Новак.

Объем добычи угля Россией в первом полугодии 2016 года возрос на 6%, до 186,2 млн тонн. Экспорт за январь-июнь текущего года, по данным Минэнерго, превысил аналогичный период 2015 года на 8,2%, или 79,2 млн тонн. По прогнозу Минэнерго РФ, в целом экспорт в этом году должен составить 159 млн тонн (при добыче в 390 млн тонн), прибавив к показателю прошлого года почти 2%.

Если ориентироваться на долю «восточного направления», озвученную Новаком на встрече с главой государства, в страны АТР из России ушло за первое полугодие почти 40 млн тонн угля. В Минвостокразвития уверены – экспорт угля из России в восточном направлении будет и дальше превышать его доставку на запад. В силу того, что потребление угля как не самого экологичного источника энергии в Европе неуклонно снижается (в настоящее время на Запад поставляется только энергетический уголь, коксующийся не проходит по своим качественным составляющим). В то же время в странах АТР уголь продолжает доминировать в энергетике, из-за относительной дешевизны и стабильных поставок. Потребности макрорегиона в угле будут только возрастать – по некоторым прогнозам, к 2026 году до 625,7 млн тонн. Дальний Восток вполне сможет покрывать растущий спрос стран АТР, так как в настоящее время на его территории в стадии реализации находятся проекты строительства и реконструкции угольных морских терминалов, мощность перевалки которых будет значительно превышать существующий грузопоток.

На волне разговоров о том, что Россия сегодня все в большей степени разворачивается на Восток, превышение поставок в азиатском направлении представляется более чем знаменательным событием. Так как свидетельствует о том, что громкие слова начинают подкрепляться реальными успехами. Однако важно понимать, что превышение поставок может носить и ситуативный характер. И вообще продлится недолго. Более того, такой разворот может быть вызван отнюдь не стараниями России. Попробуем разобраться в том, рано ли радоваться.


Дело момента

«Современное превышение поставок угля в восточном направлении во многом есть результат активно проводящейся в Западной Европе политики по уменьшению выбросов, способствующей уменьшению объемов потребления данного топлива. В некоторой степени это явление также связано с тем, в Западной Европе сейчас имеет место активное замещение угля таким топливом, как газ – в силу того, что цены на него существенно снизились. Обе тенденции присутствуют и на Востоке, но в данном макрорегионе они куда менее заметны и значительно подавляются общим ростом потребления электроэнергии. Поэтому дальнейшее увеличение поставок угля из России на Восток несомненно будет продолжаться», – объяснил Советник Генерального директора ОАО «Русский уголь» Александр Ковальчук.

Однако в целом бизнес-сообщество смотрит на современное развитие поставок угля из России в страны АТР довольно скептически. «Увеличение поставок угля российскими производителями в страны АТР имеет в своей основе то явление, что в настоящее время очень сильно обвалился рынок фрахта. В то время, как еще полтора года назад стоимость контейнерного сервиса из Нингбо во Владивосток составляла 1500 долларов, в настоящее время она составляет только 500 долларов», – объяснил корреспонденту EastRussia руководитель отдела железнодорожных перевозок ГК «СВ-ТРАНСЭКСПО» Петр Черноусов.

«Последние годы экспорт был намного выгоднее внутреннего рынка, а с девальвацией рубля эта выгода стала еще больше. Но современные поставки ХК «Якутуголь», ряда сахалинских и сибирских компаний, из которых, в основном, и складывается современное увеличение экспорта угля на Восток, выполняются в рамках проектов, начатых ими еще задолго до кризиса и изначально заточенных на экспорт – в связи со своей географический изолированностью. И, так как к настоящему времени, в данные проекты вложено значительное количество средств, то сворачивать их компании не будут, выискивая всевозможные варианты поставок на внешние рынки. Да и в целом если говорить о всех тех производителях, которые сегодня планируют поставлять или уже поставляют свою продукцию в страны АТР – они полностью сами ищут выходы на рынок данного региона. Тем более, что себестоимость российского угля в долларовом выражении стала намного привлекательнее угля, добываемого иностранными конкурентами», – пояснил корреспонденту EastRussia эксперт, пожелавший остаться неизвестным.

«Какого-то серьезного увеличения поставок российского угля на Восток сегодня не произошло. Просто произошло некоторое колебание его поставок, которые нередки, если рассматривать 5-7 летние периоды его поставки. Если более пристально к ним приглядываться, то можно увидеть, что и одной и той же географии в целом месяц на месяц не приходится – в силу того, что уголь, как один из основных коммодитиз, перетекает из угла в угол как только, так сразу по желанию владельцев. При этом надо понимать, какова бы динамика российского угля сегодня не была, на мировой рынок он не влияет, так как по объемам поставки занимает на нем не более 5-7%, а по потреблению и добыче и того меньше – менее 2%. Конечно, возможности определенного роста у него сегодня есть, так как, к примеру, Япония закупает в настоящее время не только энергетический, но и коксующийся уголь, так же как Индия и Китай. На последний, правда, лучше не рассчитывать, так как он все же свои закупки угля сегодня несколько снижает. И начинать развивать экспорт российского угля сейчас можно практически со всем зарубежным миром. Учитывая и тот факт, что сегодня плечо доставки определяющем фактором не является – в силу небольшой стоимости фрахта. При этом необходимые для экспорта угля за рубеж мощности у России сегодня есть, правда в ограниченном количестве. Крупных терминалов только два – «Дальтрансуголь» и «Восточный», – констатирует Генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.


В порты и дороги

Однако перспектива становления России самым крупным поставщиком угля в страны АТР представляет маловероятной. «Основным и главным поставщиком данного топлива в страны АТР останется Австралия. Ввиду ее географического положения, простого устроения логистики и относительно дешевой добычи угля. Воспрепятствует лидерству России в поставках угля АТР и то, что основные его потребители в данном регионе – Япония, Тайвань, Южная Корея – отчетливо диверсифицируя свою корзину, никогда не допустят чьего-то монопольного положения в данной сфере. При этом следует отметить, что хоть у России в поставках угля в страны АТР в какой-то степени у других стран и выигрывает – в силу короткого плеча доставки, но не настолько, чтобы стать доминирующим поставщиком этого ресурса в данный регион», – уверен Александр Ковальчук.

Тем не менее, отказываться от амбициозных планов войти в круг лидеров по поставкам угля в страны АТР России явно не стоит. Но всевозможные усилия нужно направить на развитие инфраструктуры действующих портов и создание новых. Строительство порта – процесс дорогостоящий и долгий. Более вероятно – при достаточном финансировании – реконструировать существующие терминалы. Также, с целью увеличения поставок угля в восточном направлении, необходимо добиться выстраивания нормальных договоренностей участвующих в процессе транспортировки данного ресурса сторон с собственниками вагонов – к примеру, обязательной платы за вагоны, их помывки. При этом портовый вопрос нельзя рассматривать отдельно от железнодорожного. Так как в настоящее время возможности сети РЖД уже сильно отстают от возможностей портов. Если и далее масштабы поставок угля из России в страны АТР будут возрастать, портовые мощности Дальнего Востока станут преградой.

«Что же касается уровня российской инфраструктуры, способствующей увеличению поставок угля из России в страны АТР, то, к сожалению, такой сейчас в стране нет. Так как те единственные отечественные порты, которые сегодня заточены под уголь – дальневосточные, при всем том, что располагают множеством угольных терминалов, – с современными переваливаемыми через них объемами справляются слабо. В том числе и из-за функционирования крайне плохой техники. И расширение сети угольных портов на Дальнем Востоке маловероятно, так как работающие сейчас в России угольные терминалы отдавать кому-то еще свои объемы желанием не горят. Поэтому при том что в ближайшие 10 лет 70% угольных отгрузок по-прежнему будет идти через такие дальневосточные порты, как Ванино, Находка и Владивосток, какого-то значительного увеличения объема поставок угля в страны АТР по сравнению с тем, что есть сейчас, точно не будет», – говорит Петр Черноусов.

«Перспектива, когда Россия становится лидером по поставкам угля на рынок стран АТР, маловероятна в среднесрочной перспективе. Большей частью в связи с химическими свойствами российского ресурса, ряд неприятных последствий от которых отталкивает, порой, от потребления данные страны. Яркий тому пример – при погрузке российского угля зимой имеет место большое количество пыли (говорят еще, что уголь «пылит»), что является неприемлемым для Японии. Поэтому зимой Япония практически не закупает российский уголь. В свою очередь фактором, который будет способствовать увеличению поставок российского угля в АТР, может выступить увеличение стоимости фрахта. В данном случае, у углей с российского Дальнего Востока будет конкурентное преимущество – самое маленькое плечо по логистике в страны АТР и незначительные затраты на фрахт. Но вряд ли такому фактору будет место в ближайшее время, так как в последние пару лет фрахт является дешевым (3-4 доллара с тонны), и даже более чем, так как, к примеру, еще в 2008 году, его стоимость доходила до 40 долларов с тонны», – указал эксперт, попросивший об анонимности.


Справка EastRussia

Россия располагает значительными разведанными запасами угля – 193,3 млрд тонн, в том числе бурого – 101,2 млрд тонн, каменного – 85,3 млрд тонн, антрацитов – 6,8 млрд тонн. В настоящее время добыча угля ведется в 25 субъектах РФ и 16 угольных бассейнах. Добыча осуществляется 121 разрезом и 85 шахтами общей производственной мощностью около 383 млн тонн угля в год. Но, в то же время, вследствие того, что в течение пяти лет цена на тонну угля в мире падает, экспортная стоимость (в долларах) российского коксующегося угля упала в 2,2 раза за данный период, энергетического угля – в 1,6 раза. Даже учитывая обвал курса российской валюты, стоимость тонны российского угля, таким образом, за этот период сократилась (в рублях) на 21%.
Влада Верёвкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов