Уссурийск подсыхает как порт
03.10.2018 06:43
Зачем железнодорожникам японские партнеры в логистическом развитии Приморья
ОАО "РЖД" и японские Mitsubishi Heavy Industries и Sojitz Corporation заключили меморандум о взаимопонимании, который подразумевает развитие терминально-логистической инфраструктуры в Уссурийске. EastRussia разбиралось, какие перспективы может иметь данное сотрудничество.
shutterstock.com
Документ подписан 2 октября в рамках открывшегося в Сочи международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520». Его завизировали гендиректор РЖД Олег Белозеров, старший вице-президент, руководитель направления Европа, Ближний Восток и Африка Mitsubishi Heavy Industries Есихиро Сираива и должностное лицо Sojitz Corporation Нориюки Китамура. Как сообщили в РЖД, стороны выразили готовность сотрудничать в проработке совместных инвестиционных возможностей по развитию терминально-логистической инфраструктуры в районе Санкт-Петербурга (поселок Шушары) и Уссурийска.
«Японские грузоотправители – перспективные клиенты для железной дороги. И обязательным условием для того, чтобы подхватить их груз, а в перспективе и других соседей по АТР, становится тесное партнерство всех участников логистического рынка. Основными участками консолидации грузовой базы и, как следствие, образования грузовых транспортно-логистических центров (ТЛЦ) являются порты и «сухие» терминалы, расположенные в крупных городах дальневосточного региона», - недавно говорил начальник ДВЖД Николай Маклыгин.
Идея создания ТЛЦ в Приморье, который бы работал по принципу «сухого» порта, перерабатывая дополнительные грузопотоки, не нова. В конце 1990-х появился проект строительства крупного логистического центра в поселке Новый, который расположен почти в 40 км от приморской столицы, недалеко от федеральной трассы Хабаровск – Владивосток и Транссиба. Он получил название Южный Приморский терминал. Помимо складских помещений, погрузочно-разгрузочных площадок и т.п. предусматривалось строительство сортировочной станции, перерабатывающей способностью 22,6 млн т в год, которая должна была сконцентрировать значительную часть железнодорожной работы Владивостокского транспортного узла, стать центром формирования магистральных маршрутных поездов.
Однако данный проект не пошел. Позже представители ДВЖД выдвинули идею организовать транспортно-логистический центр в Уссурийске, где и так имеется узловая сортировочная станция, обслуживающая грузопотоки в направлении портов Владивосток, Находки (Восточный), а также Хасанского района: Славянки, Посьета, Зарубино. Главный принцип работы ТЛЦ, поясняли железнодорожники, – в накоплении идущих на экспорт грузовых партий, что позволит выполнять операцию вагон – судно без выгрузки на причал. Также там будут формироваться отправительские маршруты импортных и транзитных грузов. Все это в конечном итоге повлияет на сокращение сроков доставки.
Вместе с тем через Уссурийск также следуют грузы, идущие через сухопутные погранпереходы, в первую очередь Гродеково – Суйфэньхэ, который входит в состав МТК «Приморье-1». В этом году прошел ряд встреч специалистов РЖД с грузовладельцами, представителями правительственных кругов и железнодорожных администраций Китая, в результате которых были выработаны меры по развитию здесь транзитных перевозок. В частности, по заявлению китайской стороны, МТК «Приморье-1» имеет потенциал только по перевозке кукурузы в объеме до 6 млн т ежегодно.
Выгодное расположение Уссурийска уже привлекает частных инвесторов для создания транспортно-логистических мощностей. Недавно группа «ФосАгро» открыла в городе складской комплекс для работы с минеральными удобрениями. Более крупный проект реализует компания «Славтранс-Сервис», которая в прошлом году в районе Уссурийска зарезервировала земельный участок в 100 га, выкупила подъездные железнодорожные пути. На данной площадке должен возникнуть «сухой» порт агропромышленной направленности. «Предполагается создание не просто оптово-распределительного центра, но хаба с возможностью предоставления услуг агроиндустриального парка для переработчиков (сельхозпродукции – EastRussia), ориентированных, прежде всего, на рынок Китая, с возможностью наземного вывоза по МТК “Приморье-1”», - сообщил на четвертом Восточном экономическом форуме председатель совета директоров АО «Славтранс-Сервис» Андрей Голландцев.
По его словам, часть ТЛЦ застроена технологическими объектами, и сюда уже поступают поездные маршруты как с универсальными, так и рефрижераторными контейнерами (складские мощности рассчитаны сегодня на единовременное хранение 5 тыс. TEU). В настоящее время формируется вторая очередь проекта. На территории агропромышленного хаба смогут работать бизнесмены из КНР, по словам Андрея Голландцева, они могут здесь производить продукцию из российского сырья и осуществлять дальнейшие поставки «без дополнительного логистического трения». При этом от Уссурийска до границы с Китаем – примерно 120 км.
В свою очередь японских грузовладельцев может также интересовать кратчайший выход на сеть железных дорог КНР для обеспечения транзита в направлении Восток – Запад. В этом году по Транссибирской магистрали проходит серия тестовых перевозок контейнеров, организаторами которых выступают Mitsubishi Corp., Azuma Shipping, Nisshin, Toyo Trans, Nippon Express, Hitachi Kenki Logitech. Доставка груза с участием китайских железных дорог могла бы отчасти сократить это транспортное плечо с последующим выходом на Транссиб через погранпереход Маньчжурия - Забайкальск либо расширить географию перевозок со странами Средней Азии (в частности, КНР и Казахстан связывает железнодорожный пункт пропуска Достык).
В то же время с российской стороны переход Гродеково – Суйфэньхэ практически вышел на максимальные параметры загрузки. В настоящее время готовится ТЭО развития данного направления, которое коснется станций Гродеково, Гродеково-2, Сосновая Падь, Рассыпная Падь. План включает реконструкцию приемо-отправочных, выставочных путей с удлинением их полезной длины до вместимости не менее 71 условный вагон. При модернизации станций Гродековского узла железная дорога исключит потери, связанные с переработкой поездов для уменьшения их длины (сегодня полносоставный поезд по сути приходится делить на два). Однако развитие раздельных пунктов - только часть вопроса, требует внимания сама приграничная линия, построенная на рубеже 19 и 20 века. Она характеризуется сложным рельефом, имеет уклоны и кривые пути малого радиуса. Чтобы проводить по ней более длинные, и как следствие, более тяжелые поезда, могут потребоваться значительные инвестиционные вложения, отмечают специалисты.
Напомним, вице-премьер РФ Юрий Трутнев ранее высказывался за необходимость включения модернизации железнодорожной инфраструктуры, относящейся к МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», в программу второго этапа развития Восточного полигона.
Игорь Михайлов
Теги: