Почему на Камчатке взлетели цены на бензин и как теперь их вернуть обратно
Сейчас литр бензина АИ-92 в Петропавловске-Камчатском стоит 40,6 руб., хотя еще в начале марта его можно было купить за 38,8 рублей. Розничной продажей нефтепродуктов в крае занимается «Камчатнефтепродукт» (КНП). Компания поднимала цены дважды: 9 марта (на АИ-92 +50 копеек) и 9 апреля (на АИ-92 +1,3 рубля), итого на 1,8 рубля.
С недавних пор «Камчатнефтепродукт» – это дочка НК «Альянс». Актив приобретался, как разъясняют эксперты, для обеспечения сбыта продукции Хабаровского НПЗ. С начала апреля «Камчатнефтепродукт» отказался от запланированных для него поставок нефтепродуктов «Роснефть – Востокнефтепродукт» – теперь «Альянс» сам будет обеспечивать дочернюю компанию бензином и дизельным топливом: «”Роснефть” в марте предложила цену на 3 тыс. руб. (за тонну АИ-92) выше цены предыдущей поставки и при этом на 600 руб. выше сегодняшнего ценника своего Владивостокского филиала (поставка с Комсомольского НПЗ «Роснефти»). Цена «Альянса» на 500 руб. дешевле предложения «Роснефти» и на 500-1600 руб. дешевле последних биржевых цен (с поставкой с Ачинского НПЗ «Роснефти», от «Газпромнефти», приведенных к приморскому терминалу)», – сообщил EastRussia.ru пресс-секретарь «Альянса» Андрей Румянцев.
По словам А. Румянцева, стоимость бензинов и ДТ «Камчатнефтепродукта» складывается из закупочной цены автотоплива, перевалки через морские терминалы, фрахта танкера, затрат на доставку и выдачу топлива через АЗС. «Входящая цена с декабря по март выросла, в пересчете на литр АИ-92, на 2,3 руб., плюс подорожала с января перевалка (+40 копеек)», – сказал А. Румянцев. При этом цена за литр АИ-92 на «Камчатнефтепродукта» поднялась на 1,8 рублей.
Представитель НК «Альянс» заверил, что компания прорабатывает возможности снижения цены: «Гендиректор «Камчатнефтепродукта» Павел Репетун прибыл в Москву, далее представители головной структуры выедут на Камчатку – мы готовы обсуждать весь комплекс вопросов, с учетом экономики и социальной значимости нефтепродуктообеспечения, – заявил А. Румянцев. – Однако пока возможности удешевления мы не увидели. Зависеть это будет, прежде всего, от динамики цены нефтяного сырья».
По версии УФАС по Камчатскому краю, нарушений антимонопольного законодательства в действиях «Камчатнефтепродукта» нет. Впрочем, УФАС проверяет только, был ли факт нарушения антимонопольного законодательства. Компания при проверках показывает минимальную рентабельность. «Мы все понимаем, что при рентабельности, не превышающей 10%, никакой монопольной цены здесь быть не может», – цитирует начальника экономического отдела камчатского УФАС Светлану Порфирьеву официальный сайт правительства края.
Одной из действенных мер, которая могла бы стабилизировать ситуацию, в правительстве видят введение регулирования наценок на ГСМ. На понедельник у правительства запланированы переговоры с НК «Альянс», и уже на следующей неделе следует ожидать конкретных решений. По мнению экспертов, интересно проследить за перспективой дела, которое также возбудило УФАС по Камчатскому краю в отношении ОАО «Камчатнефтепродукт» – по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции («Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»).
Ранее губернатор Камчатского края Владимир Илюхин заявлял, что жители Камчатского края стали «заложниками» коммерческих интересов отдельных топливных компаний: «Проблему роста цен на бензин в крае необходимо решать комплексно. Помимо ограничений надбавок при реализации бензина, в том числе в отдаленных районах Камчатки, необходимо максимально усилить конкуренцию на топливном рынке полуострова», – говорил губернатор.
Тем временем эксперты, опрошенные корреспондентом EastRussia.ru, призвали подходить к вопросам шире и обратить внимание на новые, в том числе зарубежные источники поставки топлива. Так, завкафедрой нефтегазового дела и нефтехимии ДВФУ Александр Гульков уверен, что в сложившихся условиях «снижение возможно только при следующих обстоятельствах:
А. Инициирование распоряжения правительства о снижении отпускной стоимости доставки автотоплива с материка для отдаленных территорий (компенсируя издержки НПЗ за счет налогов).
Б. Создание альтернативной компании по производству и продаже нефтепродуктов (завоз нефти на Камчатку и производство на месте, затем использования своей нефти с шельфа). Сегодня строительство мини-НПЗ на Камчатке вполне реально – это 1-2 года.
В. Закупка нефтепродуктов за рубежом (Южная Корея) в случаях значительного превышения стоимости нефтепродуктов, так как транспортные затраты поставки из Приморья и Хабаровского края примерно равны затратам на поставку из Южной Кореи», – считает А. Гульков.
Содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг считает, что понижение цен до уровня начала 2014 года вряд ли будет возможно, учитывая введенный механизм налогового маневра и рост акцизов на бензин: «Проведение налогового маневра, то есть роста НДПИ и снижения экспортных пошлин в течение ближайших лет станет одной из причин роста цен на нефть на внутреннем рынке, и как следствие - роста цен на топливо. Этому также будут способствовать рост акцизов и стабильно высокая цена на нефть на международных рынках. По итогам 2014 года стоит ждать роста цен на топливо в пределах 7-10%».
«Транспортировка нефтепродуктов на Камчатку возможна за счет поставок из Кореи по давальческой схеме. К тому же, в Южной Корее есть запас мощностей по производству топлива. Кроме этого, в 2011 году, даже при наличии пошлин, был целесообразен импорт нефтепродуктов из Японии ввиду роста цен на топливо на Дальнем Востоке из-за его дефицита, – сказал Г. Бирг. – Мощности действующего Сахалинского НПЗ, скорее всего, не смогут покрыть потребности Камчатки в нефтепродуктах. Транспортировка нефтепродуктов через Северный морской путь будет неэффективной, так как основные перерабатывающие мощности расположены в Приволжском и Центральном ФО»
Снижение цены на нефтепродукты в Камчатском крае возможно только после проведения модернизации на Хабаровском и Комсомольском НПЗ, а также их присоединения к ВСТО, что может снизить себестоимость производства, высказался эксперт.
Сергей Супрун