Рост курса и коронавирус сказались на международных перевозках на Дальнем Востоке
Валютный скачок, произошедший в начале марта, уже оказал влияние на внешнеэкономическую деятельность в России, задев разные сферы. Компании, специализирующиеся на внутренней логистике на Дальнем Востоке, пока придерживаются старых цен, однако в международных перевозках уже произошли изменения.
КУРС И ТОПЛИВО
Последние пару десятилетий логистический рынок Дальнего Востока развивается ускоренными темпами. Вовлеченность макрорегиона в экономическую жизнь страны увеличивалась на фоне развития торговых связей России с Китаем, Японией и Южной Кореей. Так, в 2019 году порты ДФО увеличили перевалку грузов до 215 млн тонн. Макрорегион демонстрирует самые внушительные темпы роста в стране — 6,4 %, при том, что в целом по России этот показатель равен — 2,4 %.
По данным Транспортной группы FESCO, контейнерный рынок России по итогам января-февраля 2020 года вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 837 тыс. TEU. Экспорт вырос на 16% (до 283 тысяч TEU), транзит — на 30% (до 79 тыс. TEU), внутренние перевозки — на 12% (до 131 тыс. TEU), а вот импорт снизился на 1% — до 344 тысяч TEU.
Однако обвал нефтяных цен на сырую нефть оказывает прямое влияние на стоимость топлива. Поэтому из-за укрепления иностранных валют на этом фоне изменения произошли и на логистическом рынке. Эти факторы внесли свои коррективы в работу отрасли по всей России.
Многие отечественные производители уже отметили рост цен на логистические услуги во многих регионах. В частности, глава Российского зернового союза рассказал, что в первую очередь отреагировали на рост валют морские и речные порты.
«В связи с валютными колебаниями некоторые морские и речные порты европейской части России уже подняли расценки на перевалку грузов. Это напрямую влияет на стоимость различных товаров, в том числе и сырья. Логистические издержки непосредственно влияют на стоимость товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынке», — рассказал глава Национального союза Зернопроизводителей Михаил Привезенцев.
На Дальнем Востоке заявляют, что такого в макрорегионе пока нет. Так, во Владивостокском морском торговом порту, через который осуществляются локальные и международные грузоперевозки, заверили — валютные колебания не отражаются на прайсах предприятия.
При этом работники логистической сферы рассказывают, что все расчеты в портах идут
в долларах, так что без изменений никак не обошлось. Однако не везде их ощутили. Генеральный директор компании «Фэмили» Дмитрий Волков сообщил, что цены на топливо пока не выросли и фуры возят груз из Китая по тем же самым расценкам, что и месяц назад.
«Конечно, когда курс валют растет, то и цены поднимаются. Конкретно у нас стоимость перевозок не изменилась, ведь топливо значительно не подорожало», — отметил предприниматель.
По словам, сотрудницы компании «Русский Восток», специализирующейся на морских перевозках между портами Приморского края и Сахалинской области, Ирины Кондратенко, цены на услуги большинства логистических компаний еще не поменялись.
«Стоимость перевозок внутри макрорегиона пока не поменялась. Ценообразование на логистику между российскими портами в первую очередь зависит от стоимости топлива. К валютным расценкам мы не привязаны», — отметила сотрудница компании.
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Валютные колебания больше влияют на деятельность компаний, специализирующиеся на международных перевозках.
В логистической компании «Деловые линии» заявили, что большинство участников рынка не меняют цены, так как обстановка в мире сейчас нестабильная, и что будет с валютой дальше, неизвестно.
«Сейчас ситуация и так непростая, распространяется коронавирус, из-за чего снизился грузооборот с Китаем. Закрыты границы с рядом стран СНГ — Белоруссией, Казахстаном, Киргизией», — отметила сотрудница компании.
Однако больше страдают поставки, ориентированные на Китай, по которому коронавирус ударил первым.
«Объем грузооборота заметно снизился из-за распространения коронавируса, — рассказал руководитель ДВТГ-ТЭО Виктор Мерзлов. — За последнее время все значительно поменялось. Сейчас порты Китая стоят пустые, груза нет и транспортировать попросту нечего. Китайское производство из-за эпидемии работает в полсилы. Вот это основное, что на сегодняшний день повлияло на логистическую отрасль Дальнего Востока. Но цены внутри региона на грузоперевозки пока не меняются».
По оценке гендиректора компании «Фэмили» Дмитрия Волкова, сейчас ажиотажного спроса на товары из Китая нет. Фуры возят в основном скоропортящийся товар — овощи и фрукты, а ритейлеры чаще закупают консервацию, крупы и муку.
КУРС НА КИТАЙ
По подсчетам FESCO, по итогам февраля 2020 года, контейнерный рынок вырос на 5% по сравнению с февралем 2019 года — до 417 тыс. TEU, но темп роста замедлился из-за снижения импорта и меньшими, чем в январе 2020 года темпами роста транзита.
«Что касается транзитных перевозок, то темпы роста замедлились из-за снижения объема перевозок по маршруту Китай — Европа — Китай. Экспортные перевозки при этом по итогам февраля выросли по всем направлениям, в том числе на китайском», — отметили в пресс-службе FESCO.
В компании также сообщили, что, прежде всего на Китай ориентированы российские контейнерные перевозки. Это касается импорта, экспорта и транзита. Почти 50% всего контейнерного импорта приходится на КНР, поэтому любые события в этой стране влияют на всю цепочку поставок.