Воздух открылся лишь над Владивостоком
19.04.2018 01:30
Почему Дальний Восток не очень популярен у иностранных авиаперевозчиков
6 апреля из аэропорта Владивостока свой первый рейс по маршруту Владивосток-Тэгу в Корее выполнил южнокорейский лоукостер T'way. Компания планирует выполнять рейс три раза в неделю. Можно ли ожидать массового интереса к Дальнему Востоку других зарубежных авиакомпаний, выясняло EastRussia.
shutterstock.com
Сейчас на Дальний Восток, если смотреть расписания международных аэропортов, летает 12 зарубежных авиакомпаний, включая только начавшую работу T’way Air. Фактически регулярные рейсы выполняют лишь восемь из них. Japan Airlines, Singapore Airlines, Asiana Airlines и Cathay Pacific кооперируются с российской S7 по код-шерингу. Есть еще «новички», Eastar Jet и China Express Airlines, которые планируют выполнять рейсы самостоятельно. И даже при том, что российских компаний в регионе всего пять, общее число полетов у «иностранцев» значительно меньше, чем у отечественных.
Перевес в сторону российских авиаперевозчиков по числу полетов, объясняет специалист по связям с общественностью сервиса Туту.ру Тимур Юсупов, связан с тем, что зарубежные авиакомпании могут совершать перелеты в Россию только из страны, в которой базируются. В Туту.ру подчеркивают: наращивать полетную программу авиаперевозчики не стремятся, потому как загрузка на этих направлениях не так высока.
Дальний Восток не обделен вниманием зарубежных компаний, считает представитель сервиса Aviasales.ru Янис Дзенис. "Далеко не каждый региональный аэропорт может похвастаться таким набором иностранных авиакомпаний и международных маршрутов", – говорит он. Правда, на данный момент зарубежными перевозчиками совсем не представлены такие направления, как Япония, Таиланд и Вьетнам – при том, что все три направления имеют большие потоки пассажиров. Зато в регионе представлены компании, работающие для разной аудитории: и лоукостеры, и премиальный Korean Air.
Генеральный директор «Главного агентства воздушных сообщений Республики Саха (Якутия) Александр Сосновский тоже говорит о том, что дело, скорее, не в возможности и интересе зарубежных авиакомпаний, а в отсутствии спроса от населения. «По всему Дальнем Востоку в три раза меньше, чем в Москве. Если сейчас, условно говоря, рейс из Якутска в Сеул выполняет рейсы один-два в неделю, в зависимости от сезона, то сколько еще надо?» – говорит руководитель агентства.
Поэтому, уверен он, способствовать массовому приходу на Дальний Восток иностранных компаний будет способствовать общее развитие региона: и промышленности, и подвижности людей, и, безусловно, платежеспособности. «Будут деньги – будут летать и на уик-энд», – говорит Александр Сосновский. В таком случае, по его мнению, развиваться будут такие направления как Китай, Южная Корея, Япония и пляжные азиатские направления.
Хорошим стимулом для развития на Дальнем Востоке работы зарубежных авиакомпаний, по словам Тимура Юсупова, могло бы стать проведение в регионе крупного события международного масштаба – правда, в таком случае самолеты будут летать скорее не ради российской аудитории, а иностранной. Говоря о потенциально наиболее востребованных иностранных авиакомпаниях, менеджер по развитию Skyscanner в России Дмитрий Хаванский отмечает Thai Airways, которые могут предложить рейсы в Бангкок, Пхукет и Самуй, Air Asia, которые летают в Индонезию и Филиппины, и Vietnam Airlines – с верностью россиян к Вьетнаму их самолеты бы не пустели.
По факту, сейчас зарубежные авиакомпании летают только во Владивосток. Закономерно, что аэропорт показывает рекордные для Дальнего Востока темпы роста по международному пассажиропотоку: например, за первый квартал этого года направление дало 33-процентный рост, причем прирост пассажиропотока на рейсах в Юго-Восточную Азию составил 41%, на южнокорейском направлении - 38%, на японском направлении - 33%, на китайском направлении - 23%, а пассажиропоток в Сеул и Харбин увеличился в полтора раза.
Пальма первенства по присутствию на Дальнем Востоке принадлежит южнокорейским компаниям. Во многом это объясняется тем, что в мае 2012 года в Москве авиационные власти России и Южной Кореи подписали меморандум о взаимопонимании. «Стороны сняли все ограничения в рамках 3 и 4 свобод воздуха для авиакомпаний обоих государств на авиаперевозки между Владивостоком и пунктами в Южной Корее, в том числе по количеству назначенных перевозчиков и количеству частот, - объясняет менеджер по связям с общественностью аэропорта «Владивосток» Ирина Присяжнюк. - Конечно, за это время пассажиропоток в этом направлении существенно вырос».
Отметим, что стоимость обслуживания в аэропортах для иностранных компаний дороже, чем для их конкурентов из России. Если, например, в аэропорту Владивостока российские авиакомпании за взлет-посадку платят сбор в размере 460 рублей за тонну максимальной воздушной массы, то иностранные – $13,65 (даже из расчета курса 60 руб. за доллар это более 820 руб. за тонну). Точно так же, как правило, значительно выше любые другие аэропортовые тарифы для компаний-иностранцев.
С другой стороны, стоимость билетов зарубежных авиакомпаний заметно выше. К примеру, чтобы добраться из Владивостока в Пхукет, можно приобрести билеты на рейс, выполняемый S7 Airlines до Пекина, а после пересесть на борт китайской Hainan Airlines, заплатив за около 20 тысяч рублей. А вот за рейс с Korean Air с пересадкой в Сеуле придется выложить уже порядка 32 тысяч рублей. Правда, у корейцев значительное преимущество во времени – если с Korean Air до Пхукета пассажиры доберутся за 11 часов, то в первом рейсе пересадка займет целых 16 с половиной часов.
На интересную особенность указывает и менеджер по развитию Skyscanner в России Дмитрий Хаванский: перелет Владивосток-Гонконг-Владивосток на майские праздники (4 мая – 11 мая) у авиакомпании S7 будет стоить 17 071 рублей, у «Аэрофлота» – 17 086 рублей, а у Cathay Pacific – 27 500 рублей. Причем это одни и те же рейсы – все выполняются S7. То есть разницы в обслуживании, оплачивая полет Cathay Pacific, вы не заметите. S7, который по версии Туту.ру замыкает тройку лидеров в списке лучших российских авиакомпаний, отличился и в рейсах в Шанхай и Бангкок - именно эта российская компания предлагает самые оптимальные по цене и времени билеты: например, прямой рейс до Шанхая обойдется в 18 тысяч рублей, в то время как за другие варианты (с пересадками) обойдутся от 23 тысяч рублей.
«На данный момент билеты российских авиакомпании для большей части маршрутов из Владивостока дешевле, чем у зарубежных конкурентов. Однако вполне возможно, что приход на рынок лидирующих мировых перевозчиков – например, Qatar, Emirates или Thai Airways – при гибкой ценовой политике смогли бы предложить более высокий уровень сервиса при той же или чуть более высокой цене», - уверен Дмитрий Хаванский.
Туяра Павлова
Теги: