Поиск простых решений для бизнеса привел предпринимателя из Приморья в Якутию и к созданию передовой отечественной IT-платформы
Как рождаются стартапы, где взять идеи для передовых проектов и как искусственный интеллект изменит подходы к привлечению клиентов в интервью EastRussia рассказал основатель конструктора сайтов «Айгер», участник акселератора «Б8» Роман Бабеев.
- Роман, стартапы сейчас у всех на языке, IT-сфера - одна из приоритетных в стране, но именно ваш проект эксперты называют прорывным. Как все начиналось и «о чем ваш стартап»?
- Десять лет назад я работал консультантом в крупном бренд-агентстве Приморского края и решил создать собственный бизнес. Я хорошо знал принципы построения бизнес-моделей и думал, что смогу построить что-то великое. На практике оказалось, что советовать со стороны легко - когда ты находишься внутри процесса, применять свои же принципы и механизмы крайне сложно. Консультант – это теоретическая работа, а бизнес – это практика. Тебе приходится очень много работать над собой, чтобы быть устойчивым, строить свою стратегию. У меня много времени ушло, чтобы изменить себя и начать адекватно двигаться в бизнес-среде. Это суперсложно, это совсем другой уровень, и конечно – это бесконечный процесс, в котором ты постоянно должен учиться и развиваться. За время запуска проекта я участвовал в акселераторе на базе технопарка Русский, затем в якутском акселераторе «Б8».
- В чем суть проекта?
- В рамках нашего стартапа мы делаем конструктор для бизнеса. Главная идея - дать предпринимателю возможность самому разобраться и научиться привлекать клиентов через Интернет. Свой проект мы начинали с веб-студии и обратили внимание, что часто к нам приходят предприниматели, у которых уже есть сайт. У всех была общая проблема - они запускали рекламу, но она не работала эффективно и не приводила клиентов. Тогда мы поняли, что наша ценность не в том, чтобы технически помочь людям оформить их сайт, а в том, чтобы помочь им самим разобраться в их ценностном предложении, позиционировании, в том, как выстраивать маркетинговую стратегию. Наш стартап посвящен автоматизации этого процесса: самозанятые или начинающие предприниматели заходят на нашу платформу, отвечают на вопросы, которые помогают понять свои конкурентные преимущества, целевую аудиторию, формируют свой сайт и подходы к его продвижению. Через наш конструктор также можно заказать запуск рекламы. Таким образом, на выходе бизнесмен получает прибыльный и стабильный канал привлечения клиентов, он понимает, как и почему он работает, поскольку сам проработал его на каждом этапе. Суть стартапа – сделать так чтобы предприниматель все это делал без участия консультанта, просто общаясь с конструктором. Он сам формирует позиционирование компании, а отдельные задачи, к примеру дизайн или копирайт, может делегировать прямо внутри конструктора. Технически все рассчитано так, чтобы человек мог от начала и до конца сам во всем разобраться. Я считаю, что роль предпринимателя как раз в том, чтобы хорошо разбираться в ценности своего продукта, все остальное – максимально делегировать.
- Подобные сервисы для бизнеса уже есть в стране? Почему предпринимателю будет интересно использовать этот конструктор?
- Сегодня на рынке таких конструкторов позиционирования, как наш, нет. Отдельные проекты решают эти функции, но разрозненно. Наш старт-ап позволяет бизнесу за 50 000 рублей решить задачу по продвижению комплексно, наш пакет предполагает разработку сайта и рекламных баннеров, раскрутку продукта во Вконтакте, (что даже эффективнее, чем ранее в Инстаграмм, поскольку во Вконтакте сейчас есть программа, по которой он 100% дохода он отдает блогерам), оплату работы дизайнера, копирайтера и настройщика рекламы. По времени это занимает около двух-трех недель, днем наш клиент занят своей работой, а вопросы продвижения мы решаем по вечерам. Мне кажется, это очень дешево, ведь сейчас просто сделать сайт на Тильде у фрилансера стоит 30 000 - 35 000 рублей без учета рекламного продвижения. Мы предлагаем комплексный подход, который действительно поможет дойти до потребителя, причем половина от суммы пакета идет на оплату рекламных площадок.
- Бизнес уже оценил сервис? Когда запустите его в эксплуатацию?
- За последние 2-3 года, как веб-студия мы сделали уже около 300 проектов для бизнеса. Новый проект – конструктор «Айгер» – мы только запустили. В декабре выпустили первый релиз, собрали обратную связь, сейчас дорабатываем. Пока активно проект не продвигаем. Обновленный релиз с учетом всех замечаний выпустим в марте. Раньше мы делали все то же самое - конструктор, но с помощью людей. Это было дорого: только один лэндинг стоит 55 000 рублей, а полноценный сайт - 100 000, плюс реклама… Мы полностью автоматизируем процесс и получается значительно дешевле.
- Но для этого не нужен искусственный интеллект?
- Искусственный интеллект включится на следующем этапе. Сейчас мы собираем данные от пользователей. Наша цель – сделать так, чтобы данные обо всех успешных кейсах, реализованных предпринимателями внутри конструктора, помогали начинающим бизнесменам делать свои сайты эффективнее. Для этого наш искусственный интеллект сейчас активно учится. Если раньше мы делали 100 сайтов в год, то сейчас моя цель - 100 сайтов месяц. Мы хотим, чтобы в России было 55 000 пользователей «Айгер». На первом этапе мы рассчитываем на самозанятых и микробизнес, будем выстраивать контент бизнесу, работающему в сфере услуг, отелям, спа-комплексам, юристам и адвокатам, образовательным площадкам. Дальше будем расширяться.
- Вы начинали с веб-студии, а в конечном итоге пришли к IT-платформе. Как произошла такая трансформация?
- Два года назад мы с женой и сыном переехали в Якутию для участия в акселерационной программе. Жили там четыре месяца. Мы приехали с общей идеей автоматизировать веб-студию, применяя искусственный интеллект. Это направление нас очень драйвило. Мы провели около 200 интервью с бизнесом, пока изучали аудиторию. Мы много программировали и сделали первую версию нашего конструктора с предпринимательским режимом. Раньше конструктор был более специализированный, для сотрудников веб-студий. Якутск помог нам сконцентрироваться, найти оптимальное решение. Акселератор позволил нам протестировать продукт, понять стоит ли двигаться дальше в этом направлении. Менторская помощь, теоретическая часть, трекерство, общение с успешными стартаперами - в итоге именно в Якутске мы смогли расставить акценты и обрели свой проект.
- Почему выбор пал именно на Якутскую акселерационную программу?
- Программу, про которую я только что рассказал, проводил якутский акселератор «Б8». Они сначала устроили конкурс «Стартап-экспедиция» - ездили по столицам регионов ДФО, отбирали стартапы и мы попали в число немногих победителей. Так и оказались в Якутске. После Владивостока Якутск - маленький город. Мы жили в самом центре и там очень хорошая инфраструктура. Когда мы прилетели, на улице было минус 40 градусов. После Владивостока, где в это время были плюсовые температуры, семейство это слегка шокировало. Там я получил свое первое обморожение – шел по улице в минус 40 и разговаривал по телефону без перчатки. Понял, что так делать не стоит.
- Но суровый климат не остановил?
- В Якутске меня очень впечатлил IT-парк и стартап-движение, они серьезно меня заразили. Наверное, самый мощный инсайт для меня – Якутск разрушил мои границы, когда я вернулся во Владивосток, мне захотелось большего! Сейчас я нахожусь в Иннополисе и, наверное, это надолго, ведь благодаря Якутску у меня появилась жажда стартап-движения. Акселератор «Б8» проинвестировал в наш проект 1 650 000 рублей, он дал нам финансовый толчок. Потом мы получили грант от Фонда Бортника и Фонда содействия развитию инноваций, выиграли грант от администрации Приморского края, плюс – вложили собственные средства. Сейчас в нашей команде пятеро человек и проект развивается, я верю в наш успех. Стартап вообще часто на вере держится, а ощущение пользы, которую ты приносишь людям, дает тебе силы идти вперед.
Юлия БородинаВ интервью EastRussia руководитель одного из самых успешных Технопарков Дальнего Востока Петр Габышев рассказал для чего уже в ближайшие годы резидентам понадобятся VR-очки, откочуют ли IT-компании в «тёплые края», про проекты, которые «не вышли на орбиту» и про космические амбиции своих резидентов.
- Петр Петрович, каким выдался с Вашей точки зрения 2021 год для технопарка?
Год был интересный и непростой. Много было очень событий в этом году. Сразу приходит на ум наше мероприятие, которое мы проводили в Казани. Мы там были по приглашению – по линии республиканских обменов в честь 100-летия со дня образования Татарской АССР. Мы организовали там нашу выставку, проводили семинары, делились опытом. В июне вот ждем делегацию из Татарстана с ответным визитом на 100-летие нашей Якутской АССР.
Год был знаковый, юбилейный – нам исполнилось 10 лет. К тому же наши резиденты поставили рекорд по выручке – она выросла в два раза по сравнению с 2020-м годом и составила 2 млрд рублей. Удалось привлечь 70 млн рублей инвестиций. Как оказалось, в пандемийное время открыло для наших инновационных компаний окно возможности и наши резиденты этим окном воспользовались.
- В чем же этот год был тогда «непростым»?
- В первую очередь это конечно смешанный формат работы – то онлайн, то офлайн, то все вместе. Так или иначе, пандемия создает напряжение, с которым сталкиваются все. Кроме того, закрытыми до сих пор остаются многие границы, отменяются мероприятия – все это, конечно, сказывается.
- Вы уже упомянули про десятилетие Технопарка, и если оглянуться, то что было, что стало?
- Если уж совсем наглядно, то десять лет назад не было вообще ничего! И выручки никакой у резидентов наших не было. Ноль. А сейчас, повторюсь – два миллиарда! В Технопарке сейчас 170 резидентов и у них заняты порядка тысячи человек. Пять лет назад было 50 компаний с выручкой около 300 миллионов рублей. Примерно на четвертый год нашего существования появился и филиал в Нерюнгри. Это наш угольный кластер и оттуда был запрос на инновации. Город ведь второй по численности населения в республике, и была цель разнообразить бизнес, внести свежую струю, поднять экономику, которая не была бы завязана на уголь.
- Какая ситуация, какое мероприятие или быть может резидент стали самым ярким пятном за минувшие десять лет?
- Если говорить про резидентов, то это, конечно компания Fntastic. Она выросла в нашем подразделении - в IT-парке буквально за два года. Они к нам пришли вдесятером, сейчас у них уже порядка ста сотрудников, они постоянно растут. Они делают компьютерные игры – и вышедшая в прошлом году Propnight сразу же попала топ Steam (онлайн-сервис цифрового распространения компьютерных игр - прим. ред.). Сейчас они разрабатывают другую игру – и она там же в Steam’e в топе самых ожидаемых игр года.
- Вот такой, немного «мозголомный» вопрос - на недавнем форуме «Региональная инновационная экосистема: эволюция» ядром обсуждений стал «поиск новых решений актуальных вопросов создания и развития региональной инновационной экосистемы» - цитирую, как у вас на сайте написано. Если на более понятный язык перевести - о решении каких именно актуальных вопросов идет речь? В чем проблематика?
- Проблематику обнажила пандемия. Люди переходят в онлайн, этот переход ускорился многократно, появляются онлайновые метавселенные, и мы считаем, что технопарк тоже должен больше переходить в онлайн. Мы сейчас будем разрабатывать для этого виртуальные сервисы , и переход в цифру станет для нас основной задачей на ближайшие десять лет. Я даже скажу, что к тому времени имеющиеся сегодня площади Технопарка не будут так востребованы, как сегодня. Мы будем делать виртуальный Технопарк.
- Зачем он нужен? Вот, предположим, я – стартапер. У меня есть друзья-единомышленники, зачем мне Технопарк, тем более виртуальный? Я с ними в Zoom’e, в Discord’e все смогу сделать-обсудить…
- Смотрите, какое дело. У нас, как я уже говорил, 170 резидентов в Технопарке. Из них физически в нем находятся где-то 70, остальные работают удаленно. У нас же есть компании с Сахалина, из Хабаровска, Владивостока, Москвы, Иваново, Тамбова, словом, со всей России. И, по сути, все они наши виртуальные резиденты. Зачем им нужен Технопарк? Потому что мы знаем, где инвестор, где взять деньги, как выйти на международный рынок. Мы их консультируем, они звонят нам – и это взаимодействие в дальнейшем, думаю, усилится. Это сейчас крайне востребовано.
- Хорошо, но есть вот ваш портал, там есть контактные телефоны ваших профильных сотрудников, я итак им могу позвонить. Зачем именно виртуальный Технопарк?
- Но когда мы все вместе находимся в одном месте онлайн, не надо никуда звонить! Это будет выглядеть как метавселенная, в которой мы с вами взаимодействуем, как будто мы рядом. У нас уже есть такая платформа в разработке – Serenity, мы уже обкатывали ее на форуме – у нас была выставка, по которой можно было ходить с помощью VR-очков и общаться в онлайн режиме. И наша цель – создать такой Технопарк. Думаю, через лет пять-семь VR-очки станут легкодоступны, перестанут быть экзотикой и они будут у каждого.
Еще один глобальный тренд – глобальный вопрос, требующий решения – организация выхода на глобальный международный рынок. Мы научились выращивать стартапы от идеи до проекта, но пока еще не очень умеем выводить их на глобальный рынок. Это одна из основных целей ближайшего десятилетия – прокачать эту компетенцию, чтобы на поток поставить выход наших резидентов на зарубежные рынки. Мы уже делаем это, но пока не идеально, пока скорее это единичные попытки.
- Расскажите про последнюю такую попытку.
- Например, компания «Sciberia». Они у нас «выстрелили» в прошлом году со своей интеллектуальной системой анализа медицинских изображений, в частности КТ легких. Их разработка была признана лучшим медицинским решением на Международном конгрессе «Информационные технологии в медицине» в Москве. Их заметили, потом ребята приняли участие в акселераторах наших зарубежных партнеров и сейчас они уже выходят на рынок Тайваня, Хорватии, Канады.
И возвращаясь к тем самым «новым решениям актуальных вопросов создания и развития региональной инновационной экосистемы», хочу отметить, что еще одним из них мы определили для себя создание специального фонда для инвестиций на стадии seed. У нас уже есть фонд для стадии pre-seed – для маленьких инвестиций, но нет своего фонда в Якутии для стадии seed, чтобы можно было в проект вложить 10-15 миллионов рублей. И вот такой фонд мы будем создавать. Поясню: стадия pre-seed – это стадия идеи. На этом этапе проект требует небольших вложений – два-три миллиона, чтобы показать, что проект вообще рабочий. А вот на стадии seed речь идет уже о том, чтобы этот проект масштабировать, и там уже деньги нужны более серьезные.
- Кого бы вы отметили из резидентов-новичков, тех, что пришли недавно совсем? Или кого-то из тех, чья идея не могла был появиться нигде больше, кроме Якутии?
- Например, «Бетукладин» – биологически-активная добавка, которая укрепляет иммунитет и помогает организму бороться с различными заболеваниями, в том числе с COVID-19, выводит из организма токсины. В рамках этого проекта уже открывается завод в Подмосковье, где этот БАД будут производить.
Также стоит отметить, нашего резидента Михаила Неустроева, руководителя НТЦ «Хоту Бакт», который делает пробиотики, и они уже востребованы за рубежом.
Удивила нас еще в этом году компания «Теплый край» - ребята попали в удачную конъюнктурную ситуацию, связанную с ростом цены на металл. Компания производит окна, двери, каркасы из ПВХ и панели из металла и благодаря и спросу, и выросшей цене их выручка возросла в три раза по сравнению с прошлогодними показателями. Окна при этом производят у нас в Технопарке, а производство панелей находится в ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы». Это не новички, но те, кто в 2021 году себя ярко проявил.
Хочется вот что отметить, к нам стали приходить молодые люди, которые говорят: «Мы давно следим за Технопарком, мы придумали идею и хотим воплотить её у вас». Эти слова лучшая похвала для нас. Уже выросло целое поколение, для которых Технопарк – это не пустой звук, они видели, как мы развиваемся, что у нас происходит, какие проекты запустились. Например, есть у нас ребята – они школьниками в 2016 году участвовали в конкурсе MPIT – «Моя профессия IT», получили высшее образование и пришли к нам с идеей производства спутников – ни больше, ни меньше! Им по 20 примерно лет, кому-то может 21. Они уже собрали прототип спутника и сейчас ведут переговоры, ищут возможности по его запуску. Они пока, естественно, не зарабатывают на своем проекте, мы им предоставили льготные условия по размещению, помогаем консультациями, контактами в тех сферах, отраслях и организациях, которые нужны для дальнейшего развития их проекта. Кроме того, мы помогаем им «упаковать» проект для получения грантов, для инвесторов, чтобы привлечь финансирование.
- Каков общий процент успешных реализаций проектов от общего числа? Анализируете ли вы те проекты, которые по каким-то проектам не запустились, не пошли?
- Мы за все наши проекты берёмся, как говорится «с руками и ногами» и всегда стремимся довести их до победного финала. Мы подсчитали – у нас выживаемость проектов составляет 90%. Скажем из 40 резидентов, которые вставали у нас на ноги, а затем «выпустились» успешную работу продолжают 30.
- А есть такие, которые «заглохли»?
- Есть, но это единичные случаи. Я уже рассказывал про наш филиал в Нерюнгри, про угольный кластер. Мы туда пытались привести инновации из Кузбасса – по переработке резины. Это был проект в сотрудничестве с одним из угледобывающих предприятий. У них существовала проблема с большими объемами отходов резины - в карьерах работают гигантские БелАЗы на гигантских же колёсах. Резина быстро изнашивается и это такой своеобразный расходный материал. Проект предусматривал переработку резины в крошку, которая потом шла покрытие для стадионов, беговых дорожек. Какое-то время проект работал – около года, но потом закрылся, потому что изначально речь была о том, что отходы переработчик получает бесплатно, но потом за них стали требовать деньги. Произошло непонимание между партнерами по проекту.
Еще один проект не получил должного развития из-за тяжелого заболевания его инициатора. Это проект по созданию сорбентов, поглощающих нефтепродукты при минусовых температурах. То есть такой сорбент, который эффективен при разливе, скажем нефти или бензина, в наших условиях при -50°С. В мире таких веществ нет, а у нашего резидента получилось вывести штаммы бактерий, которые справлялись. Был большой интерес у нефтедобытчиков, у организаций, занимающихся транспортировкой нефти и нефтепродуктов, но, повторюсь, у создателя возникли серьезные проблемы со здоровьем, все патенты оформлены на него и пока история затормозилась, но не исключено, что в будущем у проекта случится «перезагрузка».
Ещё один интересны момент – к нам приходят не только молодёжь, которая хочет реализоваться и начать зарабатывать. К нам приходят энтузиасты, которые говорят: «Нам не важен заработок, нам важно, чтобы наша идея помогала людям!». Их мало, но они есть.
- Нет ли у вас опасений насчет того, что ваши IT-резиденты могут откочевать в «теплые края»? Ведь они создают продукты, которые не привязаны так уж сильно географически к Якутии, к Дальнему Востоку? Тем более, если вы создадите ваш «виртуальный Технопарк»?
- Конечно, опасения у нас такие есть, но практика показывает, что наш менталитет и наш патриотизм перевешивают. Даже если кто-то уедет – большинство останется. Это те, кто не на словах любит Якутию и хочет ее развивать.
Не надо далеко ходить за примерами – Арсен Томский и его InDriver (международный сервис пассажирских перевозок, работающий по децентрализованной модели. Все условия поездки определяются в результате договорённости между водителями и пассажирами. Работает в 39 странах мира – прим.ред.), братья Ушницкие со своей Mytona (разработчик игр и один из лидеров в мобильном геймдевелопменте – прим. ред.). Арсен Томский переехал в Калифорнию, перевез штаб-квартиру в Нью-Йорк, для того, чтобы расти на мировом рынке. НО основной офис он оставил в Якутии. И если у них всего где-то 1700 человек сотрудников – то треть работает здесь в Якутске. То есть локализация местная остается - центр разработки, основная работа делается здесь. Мы считаем, что это хорошо для всех, пусть так и будет в дальнейшем.
- Какие планы на 2022-ой год? Какие ожидания с ним связываете?
- Планов, как всегда много. Хотим первым делом свой сайт обновить, сделать его быстрее, наполнить новым содержанием, оптимизировать его мобильную версию. Хотим сделать для наших резидентов CRM (программное решение для автоматизации Интернет-торговли и взаимоотношений с клиентами – прим. ред.). В этом году у нас много мероприятий, связанных с юбилеем – 100-летием со дня образования Якутской АССР. В конце мая мы участвуем в «Startup Village 2022» - международной технологической конференции, которую проводит Сколково. У нас там будет отдельная сессия, своя экспозиция, будет шатёр Якутии стоять, установим сэргэ (ритуальный столб – прим.ред.) в Сколково, подпишем новые соглашений – программа обещает быть как всегда очень насыщенной. В конце июня во время Ысыа́ха (якутского праздника лета – прим.ред.) будет проходить выставка «Sakha innovation» - мы там покажем все наши достижения.
Еще мы хотим бросить силы на биоцентр. Это у нас будет красной линией проходить в течении всего года. Одна из основных точек приложения – это создание и внедрение новых лекарств, биологически активных добавок – про «Хоту Бакт» и препарат «Бетукладин» я уже говорил, есть еще перспективная и актуальная не только для Якутии разработка – крем от обморожений, есть БАД из рыбокостной муки, помогающий при заживлении переломов костей, есть проект по регенерации кожи, заживлению ран – надо какую-то общую платформу этим проектам создать.
Что касается роста выручки и увеличения количества резидентов, то мы не ждем каких-то рекордов. Это нормально – в минувшем году всё активно росло, особенно на фоне «зажатого» 2020-го года, и 2022-й, как мы рассчитываем, будет годом спокойным, годом планомерной работы.
Мы, конечно, очень ждём, что откроются границы. У нас много проектов с прицелом на Китай и страны Юго-Восточной Азии, и как только появится возможность, мы хотим продолжить нашу «экспансию», выход на эти рынки.
В четвертый раз в Якутске состоялась локальная площадка глобального проекта для разработчиков видеоигр Global Game Jam. Участники и организаторы рассказали EastRussia в чем суть, как было, как стало, и чего ждать в будущем.
Global Game Jam (GGJ) – для разработчиков игр событие с большой буквы «С». Это распределенное мероприятие, которое проходит в разных локациях, но на общих правилах и в ограниченное время. Всего за 48 часов команда должна разработать игру и опубликовать ее.
В 2021 гейм-марафон впервые длился больше 48 часов – с 27 по 31 января – и проходил на 585 площадках в 104 странах мира. При этом, отмечает директор IT-парка Якутии Александр Дауркин, не обязательно создавать именно видеоигры: можно придумать и настолку, и подвижную игру. Просто сейчас по факту больше разрабатывают именно онлайн-приложения.
- Основной организатор Global Game Jam задает некоторые правила, по которым работают локальные организаторы. Обычно определяется временной период, даты, формат – онлайн или оффлайн, также задается тема. И локальные площадки – вроде нас – проводят это у себя. Для участников есть платформа для общения, где можно найти себе команду, есть единый сайт, где потом будут собраны все игры, - рассказывает Александр Дауркин. – Главное условие – успеть за 48 часов. И прототип должен быть работающим. И важно понимать, что джем – это не соревнование как таковое, а больше тусовочное мероприятие.
Команды могут образоваться по-разному.
- У нас много тех, кто предпочитает работать в одиночку, есть те, кто работает уже в каком-то коллективе. Конечно, мы больше настраиваем участников на то, чтобы они знакомились, находили коллег, больше общались – получается хороший нетворкинг. Но если придет уже сформировавшаяся команда – тоже ничего страшного, мы это не регулируем, -добавляет Александр Дауркин. – И если раньше у нас были в основном участники из Якутска, где многие друг о друге хотя бы слышали, то сейчас мы начали привлекать участников из районов. Хорошо, что онлайн-формат это позволяет.
До пандемии площадки GGJ проходили «вживую», в офлайне и успели обзавестись собственной атмосферой. Теперь все мероприятия перевели в онлайн-формат, но для многих это стало плюсом.
- Онлайн лично мне даже удобнее. Мы с друзьями участвуем уже не в первом таком событии – только за прошлый год у нас их было пять или четыре, в том числе также мирового уровня, - рассказывает Алексей Максимов, один из участников.
Всего попробовать свои силы на якутской площадке в этом году решили более полусотни разработчиков. Алексей Максимов уверен, что двух дней вполне достаточно для создания работающего прототипа игры.
- Просто в обычных условиях, ты не можешь себя так мобилизовать. А в принципе 12 часов на разработку идеи вполне достаточно. В привычном режиме ты не будешь успевать за 48 часов, а в джеме точно будет результат – это хорошая тренировка. И командные навыки работы приходят с опытом. У нас с друзьями даже были джемы всего по восемь часов, - поясняет Алексей.
Пока разработка игр – «геймдев» на сленге погруженных в тему – для Алексея больше хобби, но в будущем он подумывает заняться этим всерьез.
- Планирую собрать команду, проработать игру, выйти на издателей каких-нибудь. Хорошо бы, чтобы в Якутске было больше таких мероприятий, - рассуждает Алексей. – Ведь разработкой сейчас может заняться каждый. Я, например, когда-то просто скачал инструмент, посмотрел видео-уроки, поизучал – и все. А как развивать это более масштабно я пока только думаю.
У Александра Дауркина, под стать опыту и должности, планы обширнее. Главная задача - развивать местные сообщества разработчиков, чтобы более опытные участники передавали опыт молодым. Притом, что в Якутске уже есть свои студии по разработке, которые успешно публикуют свои проекты и зарабатывают на них.
- У нас в регионе есть студии, которые выпускают игры. Мы же, со своей стороны хотим поддержать это сообщество, сейчас ищем наиболее эффективные форматы. Например, один раз мы выбирали можно так сказать победителя джема – выделили самую отличившуюся команду. Затем предложили им небольшую инкубацию и акселератор. Также мы можем предложить стать резидентами нашего парка, помочь зайти в какие-то студии по разработке. Не скажу, что у нас есть уже налаженная схема, работающая идеально. Но в регионе начала формироваться экосистема для разработчиков. И нам важно, чтобы это сообщество развивалось у нас, чтобы участники не бросали начатое, а мы обязательно поможем, - добавил Александр Дауркин.
При этом на Дальнем Востоке пока только Якутия присоединилась к Global Game Jam. Причина – на поверхности – в игры основанной в 2015 году в Якутске компании Fntastic играют миллионы людей по всему миру. Вышедшая в прошлом году Propnight сразу же попала топ онлайн-сервиса цифрового распространения компьютерных игр Steam. Сейчас они разрабатывают другую игру – и она там же в Steam’e в топе самых ожидаемых игр года. Это, по словам директора IT-парка, добавляет перспектив.
- В следующем году мы также планируем участвовать в джеме, но помимо этого хотим провести и свои какие-то мероприятия в этом направлении. Надеемся, что получится что-то провести и в оффлайне, - рассказал Александр Дауркин. – Конечно, есть шанс, что наших разработчиков заметят на глобальном уровне, и мы будем этому рады. Но только локальных организаторов 683, а участников – больше 22 тыс. человек. Если кому-то повезет, он сделает бомбическую игру и продвинет ее – мы только «за». Но для нас это будет вишенкой на торте. Для нас главная ценность – это уже само общение и развитие направления.
В этом году за весь джем участники разработали 12 игр. Глобальной темой стала «Двойственность». Так что герои получившихся стрелялок, экшенов и головоломок то боролись против тьмы, то сами с собой. Как расказал Алексей Максимов, их герою пришлось переместиться в параллельную реальность, где он смог посмотреть на себя совсем другого. Герою одной из игр пришлось искать частички своей души в загробном мире, в другой пришелец из иной галактики пытался выжить в «Зоне 51», а одна команда сделала шаг к природе: главного персонажа – лисицу – днём ждут обычные заботы хищника, а ночью - битвы с монстрами.
Познакомиться с творениями якутской площадки джема и «потестить» их можно здесь.Решение создается для пациентов с почечными заболеваниями, для тех, кто проходит курс гемодиализа и для людей с трансплантированной почкой. Приложение научит соблюдать диету, прописанную врачом, подберет индивидуальную систему питания на основе анализов пациента, предложит рецепты блюд из рекомендованного списка, продемонстрирует справочные материалы по заболеваниям почек, а главное, поможет следить за водным балансом, что особенно важно для пациентов с почечной недостаточностью.
Идея разработки родилась, когда ребята участвовали в Якутской международной исследовательской школе при Малой академии наук Республики Саха (Якутия). Сначала школьники разрабатывали приложение, которое бы рекомендовало продукты и блюда для профилактики железодефицитной анемии, панкреатита, сахарного диабета 2-ого типа, но в процессе работы переориентировали приложение на более конкретную аудиторию — пациентов с ХБП. Сейчас команда проходит программу «24 шага» при якутском акселераторе «Б8».
Как рассказала одна из разработчиц – ученица 8 класса ГАНОУ «Международная Арктическая школа» Милана Лаптева, команда понимает, что выбрана довольно сложная сфера деятельности, но работа идет совместно со специалистами – нефрологами.
«Мы понимаем, что проект несет большую значимость для пациентов с ХБП, людям сложно соблюдать диету, а если ее нарушать, то срок жизни сокращается, а большое количество лекарств вредит организму. Пациент на гемодиализе должен каждый месяц сдавать биохимию и общий анализ крови, принимать лекарства, назначенные врачом и соблюдать диету. Следование рекомендациям по питанию жизненно важно. Это приложение станет инновацией для Якутии. Раньше мы занимались другой разработкой –"YaDiet". Этот проект предлагал пользователям с различными болезнями правильное питание в зависимости от проблем со здоровьем. В процессе работы решили сделать акцент именно на людей с почечной недостаточностью. Нам еще много предстоит сделать, пока готов лишь прототип».
Аналоги разрабатываемого мобильного приложения существуют, однако они либо не адаптированы для российских пациентов, либо имеют слишком сложный интерфейс. Разработчики KidneyHealth стараются сделать приложение простым и удобным в использовании, понятным на интуитивном уровне. О сроках пока не говорят – учеба вносит свои коррективы – скоро ЕГЭ.
Наставником проекта выступает студентка СВФУ Валерия Ефимова. Команда работает в контакте с диализными центрами, получает консультации специалистов и имеет возможность взаимодействовать с целевой аудиторией.
«Трудность появилась в вопросе внедрения разработки в повседневную жизнь пациента, – рассказывает Валерия. – Не все готовы скачивать приложение. Для решения этой проблемы мы думаем на первом этапе запустить чат-бот в WhatsApp или Telegram и постепенно перенаправлять на приложение, когда оно будет готово к выпуску. Чат-бот позволит ознакомиться с функционалом будущего приложения до его выпуска. К выпуску приложения KidneyHealth пациент уже будет знаком с ним».
Монетизацию приложения разработчики планируют обеспечить через сотрудничество с диализными центрами республики в будущем. В планах – продавать подписку на приложение на год или на месяц в профильные медицинские организации, сохраняя права на него. Для пациентов же оно будет бесплатно.
Поддержку стартапу оказывает акселератор школьных проектов AccelProIT – площадка, где с 2021 года помогают командам якутских школьников 7–11 классов прокачать свою идею до реального стартапа. Это образовательный проект, который учит создавать с нуля технологичный проект и привлекать инвестиции. Участие для школьников бесплатно. Команда, работающая над приложением KidneyHealth – участник и призер акселератора.
Как говорит руководитель акселератора AccelProIT Мичил Стручков, главная задача –научить ребят работать в команде, помочь сформировать продукт и презентовать его.
«Прошлым летом команда получила приглашение на очный этап проекта по результатам конкурса “Моя профессия — IT”. Акселерационная программа включает в себя менторскую, инфраструктурную, образовательную и финансовую поддержку. В течение десятидневной смены с ребятами работали специалисты, учитывая возрастные особенности – с элементами игры прививая серьезные бизнес-навыки. В рамках акселератора команда заняла второе место, приз – грант в 50 тыс. рублей, потратить которые на свои нужды невозможно – нужно подтвердить целевое расходование средств на разрабатываемый проект».
По окончании образовательной смены руководство акселератора продолжает сотрудничество с командами-разработчиками. Тем более, что любой проект, связанный со здравоохранением, требует лицензирования. Готовое приложение хотят сначала «обкатать» в качестве пилотного проекта с тем, чтобы во всеоружии заявиться на лицензирование и только потом продолжить масштабирование проекта.
Акселератор получает поддержку регионального Агентства стратегических инициатив, а также министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Якутии. В республике на сегодня созданы все необходимые условия для школьников, проявляющих инициативу в создании собственных проектов. В регионе ежегодно проводится конкурс «Моя профессия – ИТ», работают 13 детских технопарков, а также мобильный детский технопарк, который перемещается по районам республики, действуют акселераторы и преакселераторы, действует более 50 частных ИТ-школ. Республика обеспечивает 66,6% экспорта ИТ-услуг Дальнего Востока и входит в ТОП-10 регионов России по объему экспорта ИТ-услуг. К 2024 году республика ставит задачу увеличить долю занятых в ИТ-отрасли специалистов до десяти тыс. человек.
В Якутии, куда ни глянь – то Борисовы, то Николаевы, то Никифоровы: русские фамилии у народа саха обычное дело. Вот и наш герой – по имени – Гавриил, по фамилии – Никифоров, хотя сам из древнего знатного якутского рода Атсыыкай. Впрочем, под фамилией Никифоров он также знатно вошел в историю.
Гавриил Васильевич Никифоров родился в 1871 году. Его отец и дед были знатными и богатыми купцами, которые занимались пушниной, кредитованием, владели магазинами в Москве и Якутске, а еще кормили старателей на приисках. Так что дальнейшая судьба Гаврилы была, по сути, предрешена.
В школу Гаврюша не ходил, получил прекрасное образование дома. Уже в юношестве отец поручил ему заниматься торговлей пушниной и поставкам мясомолочных продуктов на золотые прииски. Молодой человек быстро освоил все азы предпринимательской деятельности в условиях Крайнего Севера и в 27 лет стал купцом второй гильдии.
В 1900 году – на рубеже веков – Гавриил Васильевич открыл свой первый торговый дом, назвав его непритязательно «Г.В. Никифоров и М.Г. Васильев». Дальше, как говорится, пошло-поехало: Никифоров занимается сразу несколькими направлениям – тут и скупка пушнины и мамонтовой кости, дальнейшая их продажа оптом и в розницу на внутреннем и внешнем рынках, розничная торговля продуктами в Якутске.
Совесть – лучший контролер!
Примечательно, что делами Никифоров занимался лично, а, значит, добросовестно. Это быстро дало свой результат: к его операциям был высший уровень доверия. Он вообще сильно выделялся на фоне других предпринимателей тех лет: плутоватых и пытающихся обмануть при любом удобном случае. Партнеров Гавриил Васильевич также старался подбирать под стать себе – надежных, порядочных, но предприимчивых.
Впрочем, по-другому было нельзя: торговые дома Никифорова и их филиалы находились в разных местах – Москве, Якутске, поселках Абый, Булун, Верхоянск, Казачье, Колымское, Кюсюр. Находиться одновременно во всех местах было невозможно, поэтому доверенное дело должно было быть надежным и верным. К тому же, Гавриил Васильевич часто лично выезжал за закупками в Москву, Одессу, Иркутск, Ирбит, Нижний Новгород (и когда он только все успевал, учитывая логистику тех лет?!). Закупленные товары он отправлял судами Добровольческого флота в бухту Тикси, то есть по Северному морскому пути, а оттуда уже распределял по своим оптовым пунктам продаж. В сфере интересов Никифорова была также Чукотка, куда он поставлял продукты.
«Мягкое золото»
Но все же основной доход давало «мягкое золото». Он скупал пушнину у местных охотников, а затем через комиссионера продавал ее в Москве. При этом он старался всячески поддерживать зверобоев, давая им ссуды под 8-10% годовых.
Внутренний российский рынок был сильно ограничен, поэтому основные поставки пушнины шли в Европу, как правило, в Германию. За каких-то пять-семь лет объемы торговли выросли кратно – с 150 тысяч рублей (по нынешним ценам это около 375 млн) в 1908 году, до 1,3 млн рублей в 1915 году.
Первая мировая война заставила Гавриила Васильевича, как сказали бы сейчас, «сделать разворот на Восток». Новые рынки сбыта были найдены в США. Причем, здесь опять Никифоров задействовал Севморпуть – пушнина доставлялась по реке Колыма в село Колымское, а оттуда судами уходила в Северную Америку. Объемы поставок, конечно же, сократились, откатившись к показателям 1908 года, но в последующие годы увеличивались.
Впрочем, тут выручила «диверсификация бизнеса». Плохо продается пушнина? Не беда! Неплохую выручку дают поставки продовольствия в отдаленные районы Якутии и на Чукотку. Да и розничные магазины в Якутске приносят стабильный доход.
Кстати, одно из зданий магазинов Никифорова в Якутске на пересечении улиц Большая и Гостинодворская простоял до 1972 года. Затем его снесли и построили на этом месте Дом Правительства №1.
Социально ответственный бизнес
Примечательно, что невзирая на «волатильность» бизнеса, Никифоров все время занимался благотворительностью. Он всячески поддерживал свой родной Первый Тыллыминский наслег – построил там школу, а затем платил жалованье учителям. Также на его средства были построены гимназия и пансион в самом Якутске. При этом благотворительностью он занимался, как и подобает предпринимателю – вложил деньги в казначейство, а меценатством занимался на проценты от вклада.
Как это зачастую бывало в те времена, меценат и знатный человек принимал активное участие в управлении городом. Вот и Гавриил Никифоров шесть лет избирался гласным городской Думы Якутска, участвовал в совещаниях при губернаторе Якутской области Иване Крафте.
Крах империи
Все закончилось в одночасье, после Октябрьской революции. Все активы Гавриила Васильевича были национализированы, объекты недвижимости перешли в введение советских торговых организаций, а все товары, которые хранились на складах, конфискованы. Примерно понимая, что будет дальше, Никифоров с сыном Анатолием в 1919 году эмигрировал в Японию, а уже оттуда в Китай.
Конечно же, он затаил обиду на советскую власть и когда встал вопрос о походе Сибирской добровольческой дружины под предводительством генерала Пепеляева в Якутию с тем, чтобы установить там свою власть, Никифоров выступил одним из спонсоров это кампании.
Справка EastRussia: Про Гражданскую войну в Якутии в издательстве «5 Рим» в 2018 году вышла книга, в которой собраны воспоминанию представителей двух противоборствующих сторон – «белого» генерала Евгения Вишневского, который непосредственно руководил походом, и командира отряда «красных» Ивана Строда.
Обложка книги «Гражданская война в Якутии»
Зимняя война в Якутии результата не принесла. Чтобы купировать дальнейшие возможные попытки белоэмигрантов и их сподвижников из-за границы повлиять на установление советской власти, в первую очередь, на Дальнем Востоке, где так сложно шла советизация (вспомним, хотя бы, создание буферной Дальневосточной республики), Никифорову предложили амнистию и работу в Наркомфине в Москве. Опять же, проявив дальнозоркость, Гавриил Васильевич от этого предложения отказался, оставшись, по некоторым данным в Мукдене.
Доподлинно известно, что в 1938 году он был жив-здоров – об этом говорит фотография, где он запечатлен с супругой. Умер Гавриил Васильевич Никифоров, предположительно в 1940 году.
Гавриил Никифоров с супругой
Лидерства в сфере цифровизации и инноваций Республика Саха (Якутия) добилась благодаря планомерной и давней поддержке ИТ-отрасли.
Корни и ветви цифровизации
Те, кто поражается успехам Якутии ИТ-отрасли, удивляются ещё больше, узнав, что Республика первой и ещё 10 лет назад(!) открыла технопарк, в котором как в оранжерее для растений созданы идеальные условиям для стартапов, ведущих инновационный бизнес. Сейчас здесь насчитывается 134 резидента. Преференции для молодых и амбициозных компаний обернулись осязаемым эффектом и для жителей региона, и для Якутии, как субъекта Росссийской федерации. Разработки резидентов созданного в 2018 году ИТ-парка – это и программные комплексы в области медицины, и системы мониторинга лесных пожаров, и приложения для максимально быстрой и эффективной коммуникации граждан с органами власти любого уровня.
Один из резидентов ИТ-парка «Якутск» – компания «Сайберия» стала победителем выставки «Территории инноваций», которая проходила в рамках Восточного экономического форума 2022 года. Ее проект профессиональных инструментов для врачей-рентгенологов и модулей обработки медицинских изображений, которые используют методы компьютерного зрения и машинного обучения, был признан лучшим по оценке представителей руководства фонда «Сколково», инвестиционного фонда «Восход», фонда «РК-инвестиции», ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа», ИТ-парка Казани и других экспертов.
инфографика: EastRussia
Комплекс программ «Sciberia» обладает техническими характеристиками, не уступающими по качеству импортным аналогам. В настоящее время реализуются пять пилотных проектов по различным модулям. Также компания собрала автоматизированное рабочее место для работы врачей-рентгенологов полностью отечественного производства на базе российских процессоров «Эльбрус».
Другой резидент ИТ-парка ООО «Смарт Юнит» разработал информационную систему «Сильван», которая позволяет вести мониторинг пожарной обстановки и объединяет в едином информационном пространстве всех участников процесса - дежурные диспетчерские службы муниципальных образований, подразделения Авиалесохраны, пожарную охрану, силы МЧС. За счет такого взаимодействия было достигнуто сокращения времени на принятие решений по тушению пожаров в 2 раза, при этом оперативно отслеживаются привлеченные силы и средства, что позволяет эффективно ими распоряжаться.
Уже внедрена и запущена разработанная ООО «Экстра Синема» система распространения видеоконтента для кинотеатров – в августе в Кобяйском, Мегино-Кангаласском и Чурапчинском районах открылись новые кинозалы, которые используют проектор со встроенным видеосервером. Новинка станет альтернативой импортной системе дистрибуции фильмов в кинотеатрах.
Поддержка и сотрудничество
Деньги на развитие своих проектов стартапы получают не просто так. Они проходят отбор на право попасть в акселерационную программу Б8. От обычной схемы кредитования и вхождения в долю в Якутии отказались. Созданная специально для этих целей «Венчурная компания «Якутия» работает с опционами. Это выглядит так – компания заключает договор с основным основателем стартапа, у которого 50 и/или более процентов доли в компании. Он получает вознаграждение – полтора миллиона рублей – и это вознаграждение даёт право венчурному фонду купить 5% компании за 500 рублей в течении трех лет. Такой опцион позволяет наблюдать за стартапом и в нужный момент принять решение: стать учредителем или продать этот опцион, смотря что выгоднее.
В 2022 на седьмой поток акселерационной программы заявилась 61 команда, прошли отбор и попали на акселерацию 13 проектов, причем не только из Якутска – из Москвы, Казани, Красноярска и Хабаровска. На Демо-дне седьмого потока эксперты «Б8» выбрали шесть лучших проектов, команды которых получат инвестиции в размере более 1,5 миллиона рублей.
Среди победителей - IT-компания из Якутска с разработкой «Виртуальный Офис» - кроссплатформенной RPA-системой с мобильным приложением, которая автоматизирует закупки для заказчиков, работающих с госзакупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ (RPA - Robotic Process Automation - это форма технологии автоматизации бизнес-процессов, основанная на метафорическом программном обеспечении роботов или искусственного интеллекта – прим. ред.). «Виртуальный офис», обещают разработчики, за один клик составит закупочную документацию, с помощью компьютерного зрения отсмотрит поступившие заявки.
Вливания в свой проект получит и команда из Красноярска. Их разработка OptiDrive – онлайн автошкола с возможностью построения личного графика занятий, рейтингом автоинструкторов и персонализированным обучением.
Поддержку получили и якутские ИТ-специалисты – компания Arccon. Их продукт – программный комплекс инженерного анализа оснований и фундаментов зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах (EastRussia рассказывала про них в материале «Мерзлая свая для вечной мерзлоты»).
Команда Atmaspace из Москвы на деньги якутских инвесторов продолжит разработку платформы-маркетплейса для продажи и проведения онлайн-обучения. Полтора миллиона получит и стартап InED из Якутска, который работает над похожим проектом – интерактивной образовательной платформой, где школьники и репетиторы могут найти друг друга. В основе платформы - уникальная методика преподавания собственной разработки, замешанная на геймификации, автоматизации и интерактивности.
С 20 сентября 2022 года начался 8 поток Акселерационной программы «Б8». Демо-день 8 потока планируется в середине декабря 2022 г.
Но не только инвестициями помогает Республика инноваторам и IT-бизнесменам. Фонд развития инноваций для поддержки компаний ИТ-отрасли разработал и осуществляет «Программу поддержки компаний ИТ-отрасли, зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия)», в условиях внешнего санкционного давления. Так на первом этапе поддержку получила 21 компания – это помогло сохранить 130 рабочих мест. Второй этап программы стартует в четвером квартале 2022 года.
Кроме того Глава Республики Саха (Якутия) своим решением освободил резидентов ИТ-парка «Якутск» от арендной платы до конца 2022 года, а Мининноваций республики обсуждает с АО «ДОМ.РФ» возможность дополнительного снижения процентной ставки по ипотечному кредитованию для сотрудников аккредитованных организаций.
Штаб – всему голова
Путь цифровых продуктов от идеи до воплощения – как у всего новаторского – бывает весьма сложным. Убрать максимум препятствий с этого пути, проложить своеобразные «рельсы», учесть текущие потребности, грамотно выстроить цепочки цифровизации всех сфер жизни с прицелом на перспективу – всем этим в Республике занимается специально созданная структура – Штаб цифровой трансформации.
Задача Штаба – объединить управленческий потенциал с визионерским подходом ИТ-специалистов широкого спектра. Параллельно с разработкой стратегической линии цифрового развития Якутии, эксперты Штаба создают алгоритмы работы, которые максимально облегчают переход от идеи к работающему цифровому проекту, будь то информационный продукт или услуга. В числе уже рассмотренных 120 инициатив как уже упомянутая система «Сильван», помогающая эффективно противостоять лесным пожарам, так и сервис «Объединенный платежный документ», позволяющий населению оплачивать жилищно-коммунальные услуги в один клик, на региональном Портале государственных и муниципальных услуг «Е-Якутия» и другие.
инфографика: EastRussia
Одним из важных аспектов работы Штаба цифровой трансформации является и определение инфраструктурных приоритетов. Весной 2022 года произведена поставка, установка, сборка и ввод в эксплуатацию модульного центра обработки данных в Якутске. Здесь размещены информационные системы и ресурсы органов государственной власти Якутии, а также их подведомственных учреждений — это информационно-технологическая платформа E-Якутия и АИС МФЦ, интеллектуальная транспортная система, система оперативного мониторинга лесных пожаров, колл-центр единого номера 122, объединенный платежный документ и цифровой помощник AITA. Модульный принцип позволит масштабировать мощности и разместить в центре вычислительное оборудование бюджетных организаций и бизнеса. На втором этапе, при выводе на полную мощность, центр будет предоставлять дополнительные услуги для государственного сектора и бизнеса.
Кровеносными сосудами, по которым «цифра» проникает в самые дальние локации Республики, являют волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Они соединили в единую скоростную систему обмена информацией уже 373 населенных пункта Якутии. В минувшем году в Республике поставили рекорд по расширение «цифроносной системы» - жители сразу 70 поселений смогли воспользоваться всеми преимуществами, которые даёт быстрый интернет – начиная от беспроблемного онлайн-шоппинга, заканчивая просмотром видеотрансляций без единой задержки.
Отдельной строкой стоит обеспечение доступа к сети в Интернет арктических районов республики. В 2020 году сеть ВОЛС пришла в Оленекский район, к концу 2022-го будет подключен Анабарский. В остальных 11 районах выход в глобальную сеть пока возможен по спутниковым каналам, которые не могут конкурировать по пропускной способности с оптикой, но правительство Республики запустило проект «Синергия Арктики». Он подразумевает строительство ВО ВОЛС в Арктической зоне и труднодоступных населенных пунктах республики с привлечением регионального оператора АО «АрктикТелеком».
Предлагается построить более 7 000 км ВОЛС с подключением 86 населенных пунктов с общим населением 72 тыс. человек.
ИТ – как объединяющая идея
На пустом месте ИТ-стартапы не появляются. В Республике давно поняли, что начинать надо если не с детского сада, то уж точно со школьной скамьи. Поэтому в Якутии создали целую экосистему ИТ-образования и инноваторского мышления. Одним из направлений в этой сфере являются многочисленные и разнообразные конкурсы, фестивали, мозговые штурмы и хакатоны.
На особом месте среди всех мероприятий конкурс «Моя профессия - IT». Он проводится с 2016 года и попал в историю Якутии как самое масштабное состязание в ИТ-сфере для подрастающего поколения. В этом году приняли участие рекордное количество участников – 1686 человек! Были расширены география участников и методы проведения конкурса.
Летом этого года во время рабочего визита в Якутию Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подчеркнул пользу конкурса для популяризации IT среди молодежи. «Это отличный драйвер для молодых ребят, чтобы учиться, поступать и достигать вершин», — сказал он. Глава кабмина поручил Минцифры, Минпросвещения и Минобрнауки проработать вопрос поддержки и развития конкурса. В 2023 году планируется пилотный запуск конкурса на федеральном уровне, ожидается, что участие в нем примут 25 000 школьников и студентов из более чем 10 регионов России.
Всего же в 2022 году проведено множество очных, дистанционных и онлайн мероприятий по всей Якутии: 25 хакатонов в гибридном формате, 2 специализированных («ГИС-хакатон», хакатоны ИТ-школ), 3 дистанционных «Идеятонов» для отдаленных арктических районов, 7 отборочных этапов среди студентов среднего профессионального образования и высшего учебного заведения и 2 финальных хакатона среди школьников и студентов. Участие в конкурсных мероприятиях приняли 6 893 школьников и студентов из 32 муниципальных образований, из них: 1725 участников в 36 хакатонах, 5141 – прошли онлайн-тестирование, которое проводится впервые для прохождения на отборочный этап.
инфографика: EastRussia
Ещё одним масштабным направлением работы популяризации ИТ-отрасли, цифровой грамотности и общей цифровизации в Якутии стало создание сети IT-центров. Как рассказал в интервью EastRussia министр инноваций и цифрового развития Республики Саха (Якутия) Анатолий Семёнов, Эти центры задуманы не только для детей, но и для взрослого населения.
«Это что-то вроде коворкинга – там есть оборудование, компьютеры мощные, быстрый интернет и есть тьютор, человек, который может проконсультировать и научить, – пояснил министр. – Мы разработали несколько образовательных проектов для взрослых, что-то наподобие курсов переподготовки, которые дают возможность работающим людям сменить специализацию. Например, человек работает в сельском хозяйстве и хочет получить навык в ИТ. В ИТ-центре мы доводим его до уровня «Junior» - младшего ИТ-специалиста, он после переподготовки может уже программировать, заниматься дизайном, работать маркетологом. Так мы создаём и новые рабочие места – обучившиеся в ИТ-центрах остаются там работать, создают свои стартапы».
инфографика: EastRussia
Сейчас в Якутии функционируют 18 ИТ-центров в 17-ти районах республики. Помимо образовательной функции, муниципальные ИТ-центры становятся современной инфраструктурой для поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере информационных технологий. В условиях центра есть доступ к современному высокотехнологическому оборудованию, чтобы получить необходимые им детали или образцы своих продукций.
Готовится к запуску и уникальный не только для Дальнего Востока, но и для всей страны проект – креативный кластер «Квартал труда». Он станет точкой притяжения и развития представителей креативных индустрий Якутии - анимации, кино, компьютерной графики, фото и видеопродакшн, блогинга. Резидентами кластера станут креативные агентства, компании, занимающиеся маркетингом и брендингом, дизайнеры, архитектурные и проектные бюро, индустрии изобразительного и исполнительского искусства, образование и другие.
Инициатором создания креативного кластера стал глава Республики Айсен Николаев. В интервью EastRussia он отметил, что в Якутии связывают большие ожидания с креативными индустриями.
«В скором времени многие смогут открыть для себя Якутию как креативный кластер международного уровня с богатым человеческим капиталом, сильнейшими научными разработками и инновационными производствами.
Мы рассчитываем, что креативный кластер станет площадкой для создания системы креативных индустрий и их отправной точкой для их проникновения в традиционные отрасли экономики. Мы хотим собрать на одном пространстве представителей креативных индустрий, а также сервисы, которые обеспечивают комфортные условия для их деятельности. Благодаря запуску креативного кластера может быть создано 650 новых рабочих мест.
Следующий прорыв ожидается в биомедицинских технологиях. У наших ученых есть наработки в данной сфере. Дополнительный импульс развития отрасли даст запланированный Центр исследований и разработок в области биотехнологий в Якутске».
Руководитель управления федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия) Пётр Птицын рассказал в интервью EastRussia о причинах популярности отправлений EMS, как она связана с цифровизацией республики, на что приходится идти, чтобы отправление пришло вовремя.
- Пётр Владимирович, аббревиатура EMS— означает быструю экспресс-доставку. Но «быстро» понятие растяжимое — Что значит «быстро» в реалиях самого большого по площади субъекта России? Есть ли какие-то обязательства перед клиентами по срокам доставки отправлений EMS?
– EMS — это ускоренная доставка, и, как правило, это авиадоставка. Даже если есть автомобильное сообщение с тем населённым пунктом, где живёт адресат, приоритетным выбором для доставки EMS-отправления будет именно авиадоставка. EMS отправления мы обрабатываем в приоритетном порядке и доставляем во все населённые пункты Якутии. Иногда возникают сложности по метеоусловиям, накопления почты, но это единичные случаи, более 96% отправлений мы доставляем в контрольный срок — это высокий показатель для региона, где 40 % территории находится за северным полярным кругом и в труднодоступных районах.
Контрольные сроки зависят, конечно же, от расстояния — от недели по основным направлениям и до месяца, если речь идёт об удалённых арктических поселениях, в труднодоступных зонах. В стандартном договоре с корпоративными клиентами у нас есть важное условие: если нарушение сроков превысит те временные интервалы, которые мы указываем в нем, то нашему корпоративному клиенту мы выплатим полную стоимость тарифа.
- Вы упомянули «накопление почты», из-за чего могут случиться такие накопления?
- Главным образом из-за климатических и метеорологических условий. Сейчас на дворе середина ноября, и это в Якутии сезон распутицы — ледостав на реках, весной история повторяется во время ледохода. У нас в Республике, если в целом посмотреть, из 34 районов в 21 мы доставляем исключительно авиатранспортом.
В период межсезонья автосообщение резко ограничивается и объёмы всей почты, перевозимой самолётами, вертолётами так же резко увеличиваются и в этот период мы очень сильно зависим от авиакомпаний. У них есть гарантированная норма перевозки почты— в нашем случае от 70 до 250 кг в зависимости от типа воздушного судна, и вместить весь поток отправлений в эту норму в межсезонье не получается. В таких случаях мы заказываем чартеры, но тут тоже есть нюансы по наличию свободного воздушного судна. Кроме того, погодные условия оказывают сильное влияние — требования к безопасности полётов высоки, а непогода может длиться не один день.
Именно по этим причинам сроки доставки почты в населённые пункты, которые не имеют регулярного наземного сообщения, могут корректироваться, но мы стараемся, чтобы это было как можно реже.
– Какие населённые пункты Республики Саха (Якутия) самые сложные, когда речь идёт именно про экспресс-доставку?
– Сложнее всего доставлять в арктические районы, безусловно. В этом году у нас очень сложное направление – это посёлок Черский – он находится на границе с Чукоткой. Там идет ремонт взлетно-посадочной полосы и доставка происходит следующим образом — самолёт с почтой летит до Среднеколымска (1 275 км от Якутска – прим. ред), там отправления мы перегружаем на вертолёт и уже оттуда — в Черский (расстояние межу Среднеколымским и Черским — 350 км — прим.ред). В таких условиях обеспечить экспресс-доставку непросто.
Можно, конечно ещё вспомнить случай в Кобяйском улусе, когда Афанасий Полятинский – начальник почтового отделения из посёлка Сангар – прошагал 350 км в майскую распутицу, чтобы доставить 97 кг корреспонденции. В итоге он получил высшую корпоративную награду «Человек года - 2020». Кстати в этом году почтовое отделение, которое он возглавляет, получило снегоболотоход «Сокол плюс» для работы на районных почтовых маршрутах. Не будем ещё забывать и про температурный режим — особенно зимой, все знают, какие у нас запредельные морозы бывают!
– Кто в Якутии чаще пользуется отправлениями EMS – бизнес, государственные структуры, частные лица? Что можно сказать про потоки экспресс-сообщений – они большей частью поступают извне республики, или это в основном пересылка внутри региона?
– Больше всего и чаще всего услугой EMS пользуются малый и средний бизнес – порядка 60% от всего объёма. Это, конечно, вызвано развитием интернет-торговли, которое идёт рекордными темпами и связано с цифровизацией Республики, с расширением сети покрытия быстрого интернета, который приходит и в арктические посёлки. Даже товары первой необходимости порой заказывают жители удалённых населенных пунктов с доставкой EMS.
Другой большой сегмент — это почтовые отправления частных лиц. Основной поток отправлений в Якутию поступает из регионов России.
Мы видим двукратное увеличение EMS отправлений в Якутии за девять месяцев 2022 г., при том, что в целом по сравнению с этим же периодом прошлого года рост объёмов доставки EMS – отправлений в России составил 103%.
– Есть ли какие-то тенденции в способах формирования отправлений EMS для бизнеса?
– Бизнес активно пользуется специальным тарифом для онлайн-торговли: по всей республике у нас действует одна цена на все направления. Кроме того, клиент платит только за вес сборных грузов без учета дополнительных коэффициентов за объём. Это даёт ощутимую экономию — снижает издержки клиентов на логистику в полтора, два раза.
Почта России пошла на такой клиентоориентированный шаг, отчасти снизив стоимость и сняв необходимость дополнительных расчётов.
– Какие инновационные решения применяются или готовятся к применению для доставки EMS-отправлений в Якутии? Почта России анонсировала тесты дронов в соседней Чукотке – Вы следите за экспериментом? Когда почтовые дроны полетят над Якутией?
В экспериментальную сеть Почты России по беспилотной аэродоставке грузов входят четыре региона — Чукотский автономный округ, Камчатский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ. В нашем регионе есть потребность и мы надеемся, что беспилотные маршруты в ближайшие годы появятся и в Якутии.
– Дроны не заменят малую авиацию? Разве не логично, что как раз из райцентра до поселения доставку осуществит грузовой дрон?
– Территория Якутии оставит место для всех – и для беспилотников, и для малой авиации, и для снегоболотоходов.
–Есть ли какие-то способы сделать так, чтобы отправителю удалось сэкономить на услугах EMS?
Не каждый знает: у Почты России есть специальные предложения. Если оплатить отправку посылки банковской картой на сайте или в мобильном приложении Почты, то вам вернётся бонусами от 1 до 10% от стоимости доставки. Принцип простой: чем больше отправляешь, тем больше бонусов на вашем личном счёте. Этот кэшбек можно потратить на оплату других посылок. Стать участниками программы могут только физические лица.
И если подводить итог, мы видим, рост популярности экспресс-отправлений в Якутии.