Рокуитиро Митии, министр Посольства Японии в России:
- В конце апреля прошлого года в Москву прибыл с визитом Премьер-министр Синдзо Абэ. Это первый официальный визит лидера Японии в Россию за последние десять лет. Премьер-министра сопровождала большая экономическая миссия численностью около 140 человек, включая около 40 руководителей ведущих японских компаний. Направление такой крупномасштабной экономической миссии высокого уровня из Японии является беспрецедентным не только для России, но и для японской истории. Это стало сигналом для обеих стран.
Так, во время своего апрельского пребывания в Москве Премьер-министр С. Абэ провел встречу с Президентом В.В. Путиным, а также выступил на Японо-Российском форуме, состоявшемся в Москве с участием представителей экономических кругов двух стран. «Японо-российские отношения таят в себе самые богатые потенциальные возможности. Мы – соседи, которые могут приносить друг другу большую взаимную выгоду», – заявил он. Премьер-министр указал на важность поднятия японо-российских экономических отношений на более высокий уровень.
Президент В.В. Путин в ходе совместной пресс-конференции по итогам встречи на высшем уровне также заявил: «Япония – наш сосед и естественный для нас партнер. Российско-японское сотрудничество развивается динамично, на основе принципов доверия и обоюдной выгоды. <…> Мы договорились активизировать работу по всем направлениям». Кроме того, в ходе Японо-Российского форума Первый заместитель Председателя Правительства И.И. Шувалов заявил о намерении поднять японо-российские экономические отношения на еще большую высоту.
В ходе встречи на высшем уровне стороны договорились о начале новых консультаций между министрами иностранных дел и министрами обороны (2+2), совместно дали своим министерствам иностранных дел поручение ускорить переговоры по мирному договору, определили векторы развития японо-российских отношений во всех сферах.
Ниже коснемся новой ситуации и дальнейших перспектив японо-российских отношений, сфокусировав внимание на экономической сфере.
Укрепление традиционных сфер сотрудничества
Традиционно Япония и Россия сотрудничают в сфере нефти и газа. С 1990-х годов ведется сотрудничество с участием японских компаний в рамках нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Доля импорта российской нефти в Японию, которая в середине 2000-х составляла всего 1%, сейчас выросла почти до 10%. Завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) в рамках «Сахалин-2» построен по проекту японской фирмы с заботой об экологии и является единственным в России.
Для Японии, по-прежнему в большой мере зависимой от поставок с Ближнего Востока, географически чрезвычайно близкая Россия является естественным партнером с точки зрения диверсификации источников энергоресурсов.
Азиатско-тихоокеанский рынок приобретает важность и для России, что обусловлено необходимостью освоения новых районов добычи, актуальностью перехода к освоению сланцевой нефти и районов добычи на шельфе в Северном Ледовитом океане, ситуацией на европейском рынке в последние годы и появлением новых схем ценообразования, а также ситуацией с коммерциализацией добычи сланцевого газа в Северной Америке. В ходе недавней встречи на высшем уровне руководители двух стран «приветствовали завершение строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и подчеркнули важность наращивания двустороннего энергетического сотрудничества в нефтегазовой сфере на взаимовыгодных условиях, в том числе в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России, включая поставки энергоресурсов по конкурентоспособным ценам с учетом конъюнктуры рынка. Были новые события и после этого, в том числе подписание меморандума по проекту Владивосток-СПГ. Кроме того, 29 мая было заключено соглашение о сотрудничестве между корпорацией INPEX и «Роснефтью» в освоении магаданского месторождения в северной части Охотского моря.
Сотрудничество ведется не только в сфере энергетики, но и в производственной сфере. Например, свои заводы по сборке автомобилей в разных регионах России уже построили такие ведущие японские производители, как Тойота, Ниссан, Мицубиси, Мазда, Судзуки. В настоящее время доля японских автомобилей на российском рынке достигает почти 20%.
Создание индустрии в новых сферах сотрудничества
С советских лет Россия была сильна в таких крупных промышленных сферах, как авиация, космонавтика и атомная энергетика. Сегодня в целях развития страны и повышения уровня жизни граждан перед Россией стоят задачи диверсификации промышленных структур и создания инфраструктуры. Кроме того, с географической точки зрения стоит задача сбалансированного развития Европейской части России и регионов Дальнего Востока и Сибири.
Экономическая миссия, сопровождавшая Премьер-министра С. Абэ в ходе его визита в Россию, состояла из представителей компаний в следующих трех главных сферах: медицина, сельское хозяйство и продовольствие, городская инфраструктура. Ранее на эти сферы в двусторонних отношениях, возможно, не обращалось достаточного внимания. Однако каждая из них напрямую связана с каждодневной жизнью россиян, и в нынешний раз они оказались в поле зрения двух стран. Считаем, что создание в России «новой индустрии» в этих новых сферах могло бы внести вклад в координацию структуры российской экономики.
Медицина
Сельское хозяйство и продовольствие
Еще одним секретом долгожительства японцев является богатое разнообразие продуктов питания, сбалансированность и низкокалорийность японской кухни. Во время нынешнего визита Премьер-министра в Россию состоялся прием, на котором представители различных кругов России смогли попробовать настоящую японскую еду, приготовленную из японских продуктов. Японское сельское хозяйство, служащее источником ингредиентов для японской кухни, станет одной из перспективных сфер для расширения новых возможностей сотрудничества с Россией. В ходе нынешнего визита Премьер-министра представители Банка Хоккайдо и администрации Амурской области подписали меморандум о сотрудничестве в сельскохозяйственной сфере. Уже успешно начат ряд проектов, в том числе посев семян гречихи на местах. Ожидается, что сотрудничество в данной сфере будет развиваться не только в Амурской области, но и в других регионах Дальнего Востока, в том числе в Приморском крае, который климатически считается наиболее близким к японскому региону Тохоку, а также в южных регионах России.
Городская среда
Коснемся и повышения уровня городской среды. Это многогранная проблема, состоящая в том числе из жилищной и транспортной проблем, проблемы утилизации отходов. В настоящее время крупные города России стремительно развиваются. Одновременно с этим всплывает множество задач, которые необходимо решать. Среди них – обеспечение людей комфортным жильем, высокоэффективное и стабильное тепло- и электроснабжение, смягчение проблемы дорожных заторов, технологии и оборудование для утилизации и переработки отходов, инфраструктура. Эти проблемы во многом перекликаются с проблемами, с которыми в прошлом столкнулась Япония в период быстрого экономического роста. Япония имеет многолетний опыт в решении этих проблем в условиях ограниченной территории страны. С 1950-х годов жилищная и экологическая политика менялась примерно каждые десять лет в зависимости от степени развития экономики. Думается, Япония может внести вклад в решение данных проблем, делясь с Россией своим опытом их преодоления и высокими технологиями, приобретенными в ходе этого процесса.
Для этого между Японией и Россией была создана совместная государственно-частная рабочая подкомиссия по проблемам городской среды, в рамках которой начата дискуссия по конкретным проектам сотрудничества.
Задачи в целях развития сотрудничества
Такая диверсификация и модернизация промышленности в разных сферах является задачей, требующей широкомасштабной и многолетней работы. С точки зрения необходимых для этого огромных капиталовложений и технологических мощностей ключевым здесь станет сотрудничество с другими странами, в частности использование иностранных инвестиций.
При этом в качестве проблемы указывается на различные процедурные и системные ограничения, в первую очередь таможенные, налоговые, а также касающиеся разрешений на работу, строительство заводов. Как можно добиться улучшений, направленных на упрощение и рационализацию этих процедур? Россия сама определяет свои внутренние системы. Однако приведение систем в соответствие международным стандартам позволит компаниям сильно снизить свои расходы и повысить международную конкурентоспособность. Во-вторых, создание инфраструктуры, о которой говорится в разных регионах, в первую очередь на Дальнем Востоке. Создание транспортной, портовой, складской инфраструктур действительно важно. Снижение эффективности неизбежно и в электроэнергетике, которая была хорошо развитой сферой еще с советских времен. Кроме того, наращивание и укрепление транспортной инфраструктуры, ведущей в Европейскую часть России, является жизненно важным для дальневосточных заводов-производителей. В-третьих, наверное, можно говорить о таком факторе, как преодоление психологического барьера. С этой точки зрения большое значение имеет вступление России в ВТО. Приведение внутренних систем в согласование со стандартами ВТО имеет важный смысл с точки зрения повышения прозрачности и предсказуемости.
В-пятых, хочется отметить необходимость развития сопутствующей индустрии. Например, стабильное развитие вышеупомянутых японо-российских совместных проектов в сфере автомобильной промышленности зависит от того, смогут ли стороны создать надежную сопутствующую индустрию (средние и малые заводы по производству комплектующих). Это касается не только автомобильной промышленности. С точки зрения возможностей выхода иностранных компаний на российских рынок в сфере средних и малых предприятий важно структурное улучшение торгово-инвестиционного климата, о котором говорилось выше в первую очередь. Эффективным средством могут стать и различные промышленные зоны. Важно сделать их содержание действительно привлекательным для инвесторов.
В заключение
В то же время до сих пор остаются проблемы, которые необходимо преодолеть. Среди них – разница в деловых обычаях и взаимная координация систем Японии и России. Наши страны ведут диалог и по системному аспекту в целях улучшения торгово-инвестиционного климата России. Надеемся, что это внесет вклад в повышение инвестиционного рейтинга, к которому стремится Россия.
Такие постоянные усилия Японии и России принесут полезные плоды для двух стран и для международного сообщества. Подобное сотрудничество имеет большой потенциал не только для политики и экономики, но и для обменов в сферах культуры, искусства, спорта и т.д. Во время нынешнего японо-российского форума один из руководителей японских компаний отметил, что россияне и японцы по своим чувствам очень близки друг другу. Такое единство чувств и целей у двух разных стран вселяет большую надежду на то, что в дальнейшем Япония и Россия станут истинными партнерами, разделяющими общие ценности.