Как азиатские и российские туристы рассчитываются в китайской валюте на Дальнем Востоке
Сегодня российским туристам, направляющихся в Китай, практически все равно, сколько стоит юань: большая часть из них стремится не за дешевыми вещами, а за качественным отдыхом. Именно поэтому увеличивается спрос на китайскую валюту в приграничных дальневосточных городах. Одновременно из-за курсовых колебаний стали выгодны поездки во Владивосток, Хабаровск и Благовещенск китайским соседям. Как растут на Дальнем Востоке расчеты в юанях и обороты по картам китайских платежных систем, выясняло EastRussia.
СВЯЗКА С ДОЛЛАРОМ
Банк Китая в течение нескольких лет пытается сдержать рост национальной валюты на уровне 6-7 юаней за доллар США, а представители ФРС не раз высказывались о том, то юань недооценен. Как отмечает начальник казначейства банка «Приморье» Андрей Зверев, периодически Народный банк Китая ослабляет курс юаня, но, как правило, сильного влияния на курс юаня к рублю это не оказывает. В сложившихся условиях, необходимо отметить значительную роль другой валютной пары – «доллар-рубль», от волатильности которой напрямую зависит значение курса «юань-рубль».
По оценкам экспертов EastRussia, дальневосточники адаптировались к новому курсу. Так,
за прошлый год в Приморском отделении Сбербанка клиенты приобрели юаней на 29% больше, чем в 2017-м. На Сахалине и в Амурской области - больше на 11-11,4%. В Хабаровском крае покупка наличных юаней увеличилась на 13%. В банке «Приморье» также констатируют рост объема проданных юаней на 20%.
В это же время низкий курс рубля по отношению к юаню привлек на Дальний Восток большое количество туристов из Китая. И здесь Приморье остается лидером. В прошлом году в край въехали около 422 тысяч человек из этой страны (показатели остались на уровне 2017 года). Во многом это объясняется наличием большого количества наземных пунктов пропуска и крупного хаба - аэропорта Владивостока, поскольку туристы направляются затем в Москву и Санкт-Петербург.
Достаточно скромным, но показательным стал рост потока китайских туристов в Хабаровском крае, который принял за 2018 год 25,5 тыс. туристов из Китая. По данным министерства экономического развития и внешних связей Амурской области, в прошлом году общий поток туристов между Россией и Китаем в регионе достиг 118 тысяч человек (на 8,1% больше, чем в 2017 году.).
Заметим, что данные цифры совсем не учитывают авиасообщение между Фуюанем и Хабаровском, а также передвижение между двумя государствами через Амур на катерах типа «Метеор» или «Пума» летом, поскольку этим извозом занимаются частные лица.
ТРАНЗИТОМ ЧЕРЕЗ ХУНЬЧУНЬ
Сведения Дальневосточной таможни подтверждают, с одной стороны, что российские туристы не перестали посещать Китай, пользуясь достаточно бюджетным способом - автобусными турами. С другой стороны, увеличение перевозок свидетельствует и о том, что к себе домой возвращается большое количество китайских гостей.
По данным ДВТУ, в 2018 году только из Приморья в Китай направилось 22783 регулярных автобуса (рост в два раза по сравнению с 2014 годом). В целом за прошлый год активизировались и перевозки нерегулярными рейсами в Китай из Приморского края. По сравнению с 2014 годом, их стало больше на 13,09%, т.е. 3848 автобусов пересекли таможенную границу России в сторону соседней страны.
Напротив, в Амурской области нерегулярные автобусные рейсы в Китай стали совершаться реже, всего 2263 за прошлый год (падение почти на 70% по сравнению с 2014 годом). Из Хабаровского края в Китай было сделано 646 таких рейсов. В 2018 году уменьшилось количество нерегулярных пассажирских автобусов из ЕАО в Китай почти на 34%, только 1373 автобуса пересекли таможенную зону Российской Федерации, направляясь из Еврейской автономной области.
По словам заместителя директора туристической компании «Приморавтотранс» Дениса Орловского, российские туристы все так же едут в Китай через приграничные пункты пропуска, однако сегодня достаточно часто они выбирают Хуньчунь и Инзи как транзитные города, откуда на скоростных поездах едут дальше в Харбин, Пекин, Далянь, Бойдахэ. Кстати, именно эти направления дальневосточники выбирают для летних путешествий. Тур на автобусе до транспортных китайских «хабов» позволяет им сэкономить деньги.
УЖЕ НЕ БЮДЖЕТНО
Живы и излюбленные шоппинговые города: Мишань, Суйфэньхэ (в обиходе «Сунька»), Хэйхэ, приграничный к Хабаровску поселок Фуюань (также известный как «Фунька»). Однако они сегодня все больше ориентированы на внутренний туризм. Дальневосточники там уже не столь частные гости. Торговля, которая была ориентирована на российских туристов в приграничных районах Китая, практически умерла, говорит один из частных посетителей городов северных провинций КНР. Все знаковые места для наших туристов в Суйфэньхэ – ресторан «Максим», который был сделан только для русских, все фирменные магазины – «Лакосмо», «Адидас», китайские бренды-близнецы - не работают. Известная многим «четырехэтажка» также почила в бозе: там, в лучшем случае, работает первый этаж.
По словам члена совета Хабаровского краевого отделения Русского Географического общества Александра Леонкина, для российских туристов из Хабаровска в Фуюане в категорию must have когда-то входил, как ни странно, салон фотографии «Оля фото», где можно было сфотографировать в исторических костюмах. В итоге владельцы бизнеса перенесли его в свободную экономическую зону на границе с Казахстаном.
Известный ресторан "Макс", который был популярен у русских, переориентировался на внутренних китайских туристов, благо инфраструктура, созданная когда-то для россиян, существует. Собственного говоря, и сам Фуюань подается для китайцев как самая восточная точка на северной границе Китая. Они приезжают посмотреть на российские берега Хабаровска. Тем временем так называемые русские магазинчики для китайцев в Фуюане пестрят поддельными российскими марками, там вполне можно приобрести российскую тушенку якобы Благовещенского мясокомбината «Мясо меадя» или конфеты фирмы «Россия пищевых продуктов».
Татьяна Пятыгина из Благовещенска рассказывает, что и в Хэйхэ закрылись многие торговые точки и кафе, излюбленные русскими туристами, к примеру, торговый центр «Остров» недалеко от китайской таможни и кафе под номерами. Закрылось много китайских бань, комплекс услуг в которых стоил 30 юаней.
Ирина Ворошилова говорит, что в больших супермаркетах, в том числе таком известном как «Хуафу», не стало отделов с европейскими брендами, которые были нацелены на российского покупателя, и чаще всего там продается ширпотреб странного качества, - этакий привет всем нам из 90-х.
Надо отдать должное, китайские бизнесмены оперативно реагируют на нужды рынка. Для внутренних туристов в Хэйхэ открывают русские магазины с товарами российского производства, там же работает пункт доставки по Китаю почтой. Прежние завсегдатаи Хэйхэ не спорят, город остался таким же уютным и чистым, но русским туристам все же не хватает радушной атмосферы, и столов в любимых кафе а-ля «У Паши», «У Саши».
UNION PAY ДАВНО НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Платежная индустрия в соседних городах Китая начинается и заканчивается "наличкой". Но если ранее, около знаковых мест в Суйфэньхе, Фуюане и Хэйхэ толпилось буквально сотни «менял», готовых обменять рубли или доллары на юань, то сегодня у крупных центров стоит один – два человека. Что касается китайской платежной системы Union Pay, то чаще всего в приграничных городах она действует в магазинах только для китайцев: русским продавали и стараются продавать товары за наличные деньги. Дальний Восток, напротив, ждет китайских туристов, предлагая цивилизованную платежную инфраструктуру.
Управляющий ВТБ в Приморском крае Александр Вялков рассказывает, что уже с 2017 года банк принимает в своей банкоматной и POS-терминальной сетях карты China Union Pay. И сегодня, по данным пресс-службы ВТБ, статистика такова: с начала 2018 года оборот по этим картам в Приморском и Хабаровском краях превысил 200 млн руб.
Любопытно, что в конце прошлого года кредитная организация также запустила первый эквайринг Alipay на Дальнем Востоке. К сервису уже подключены торговые сети «Невада Групп» - минимаркеты «РазДва», а также гипермаркеты «Самбери», представленные на территории Хабаровского, Приморского, Камчатского краев, Амурской и Еврейской автономной областей. Как пояснили в торговой сети «Самбери», подобной услугой чаще всего пользуются китайские туристы, и количество операций в системе растет.
В июле этого года в торговых и сервисных точках, где установил терминалы ВТБ, можно расплатиться смартфоном с системой Huawei Pay для владельцев карт China Union Pay и мобильного телефона Huawei или Honor.
На сегодня 100% терминалов и устройств самообслуживания Сбербанка на Дальнем Востоке обслуживают карты Union Pay. Как отмечают в кредитной организации, основной объем операций по картам Union Pay в России формируют туристы, приезжающие из КНР и других стран АТР. Например, за 2018-й год через терминалы Дальневосточного Сбербанка проведено более 218 тыс. операций. Наиболее активно расплачивались этими картами в Приморском, Хабаровском краях и Амурской области. Преимущественно картами Union Pay расплачиваются в гостинично-туристической индустрии, в магазинах, торгующих продуктами, товарами роскоши, драгоценными украшениями и одеждой, а также в магазинах бытовой электроники.
В мае 2017 года к выпуску карты Union Pay приступил и банк «Приморье». Дальневосточники пользуются Union Pay непосредственно и на родине платежной системы. По оценке начальника управления транзакционного бизнеса банка «Приморье» Дмитрия Цвиркуна, наиболее популярные города КНР среди клиентов по оплате товаров и услуг такими картами – Мудяньцзян, Далянь, Шэньчжэнь и Харбин. Тогда как в Суйфэньхэ и Хэйхэ в расчетах преобладают наличные, это видно по объёму снятия денежных средств в банкоматах этих городов. В целом же, общий рост безналичных платежей в Китае по картам Union Pay банка за последний год значительно увеличился на 75% по сравнению с 2017 годом. Уже несколько лет снять наличные и заплатить картой китайской платежной системы банк позволяет в своих банкоматах и в терминальной сети Приморья и Хабаровского края.
Один из учредителей магазина русских сувениров «ВладГифтс» во Владивостоке считает, что в российские города на Дальнем Востоке иностранцы приезжают вкусно поесть, получить впечатления. Таким образом, по сравнению с ситуацией до 2014 года все изменилось ровно наоборот. И если китайцы, так или иначе, имеют на своей территории места для подобного времяпровождения, то туристам из Южной Кореи в новинку европейский город в Азии. Именно они желанные гости торговых точек, ресторанов и гостиниц.
В то же время, во Владивосток, например, едут чаще всего бюджетные китайские туристы по профсоюзным путевкам из провинции Хейлунцзян, но не они дают хороший чек. Большую прибыль удается получить от корейских путешественников. Они приезжают за европейской экзотикой, сами ищут интересные индивидуальные экскурсионные программы, посещают Владивостокскую крепость, связываются с диггер–клубами.
Яна Мальцева