Торгово-промышленное сотрудничество России и Индонезии
Безусловно, сотрудничество с таким гигантом, к тому же входящим в АСЕАН, не может не интересовать Россию. Каковы основные отрасли сотрудничества?
В первую очередь, российско-индонезийские торговые отношения концентрируются вокруг оружейных контрактов. В этой сфере сотрудничество продолжается уже долгое время – с 2003 года. Индонезия покупала у РФ истребители СУ-27 и СУ-30, вертолеты МИ-35 и МИ-17, а также боевые машины пехоты, бронетранспортеры, автоматическое оружие и боеприпасы, так что структуру оружейного экспорта нельзя назвать однобокой и сконцентрированной только на авиации. В противном случае это могло бы представлять проблему в силу того, что продукция российских авиастроительных заводов сталкивается со все большой конкуренцией, даже на таком вроде бы традиционном для России рынке, как Индия. Вся эта активность на рынке вооружений приправлена соусом из антитеррористического сотрудничества (пускай и в многосторонних договорах) в рамках АСЕАН.
К концу же текущего года торговый баланс должен достичь отметки в три млрд долларов. В рамках тенденций российско-индонезийской торговли это соглашение выглядит весьма оправданным и своевременным. Так, по словам российского посла в Индонезии Михаила Галузина, в 2013 году объем торговли вырос на 13 процентов только за первые семь месяцев (в сравнении с предыдущим годом). «За последние пять лет в среднем товарооборот увеличивался каждый год почти на 30 процентов», – сказал индонезийский министр экономики Хатта Раджаса.
В контексте этого расширения решения и контракты, достигнутые при недавнем визите в Индонезию большой делегации российских чиновников и представителей крупных государственных и частных компаний в рамках двустороннего форума по инвестиционным стратегиям, представляют серьезный интерес и дают ответ на вопрос, в каких еще сферах будет развиваться сотрудничество между двумя странами, и, соответственно, раскрывают перед нами всю широту перспектив, которые мы и хотим рассмотреть в данном материале.
Очевидно, российские компании прекрасно чувствуют твердую почву под ногами – РЖД готова инвестировать до двух млрд долларов в строительство железной дороги на Восточном Калимантане, КАМАЗ – до трех, включая постройку собственного завода на территории страны, а общий объем инвестиций в нынешнем году может составить до шести млрд долларов.
Сотрудничество не ограничивается машиностроением и экспортом вооружений. Активно осваивают индонезийский рынок «Норникель» и РУСАЛ. Главной победой за последнее время стало принятие нового закона, в соответствии с которым будет запрещен экспорт боксита и никелевой руды – закон был пролоббирован именно российскими компаниями, которые разыграли карту отказа от инвестирования. Это привело к росту цен на алюминий и никель, что, само собой, сыграло на руку «Норильскому никелю» и РУСАЛу.
Предыдущий материал серии – "Трудовые резервы" – посвящен КНДР.
Текст: Михаил Ботвинник