Более 650 музыкантов из разных стран примут участие в XI международном фестивале «Амурские волны», который пройдет в Хабаровске с 22 по 28 мая. Помимо традиционных гостей впервые участниками станут музыканты 24-го военного оркестра объединенного стратегического командования Южного военного округа из Ростова-на-Дону.
В программе фестиваля сольные и плац-концерты, а также дефиле, посвященные дню рождения Хабаровска. Завершится фестиваль театрализованным марш-парадом по центральной улице Муравьева-Амурского и большим выступлением на Комсомольской площади. Концерты пройдут на пл. Славы и в арене «Ерофей».
Свои заявки на участие уже прислали центральный военный оркестр МО РФ, оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища им. генерал-лейтенанта Валерия Халилова, военный оркестр войск и сил на Северо-Востоке РФ из Петропавловска-Камчатского, военный оркестр штаба Тихоокеанского флота (Владивосток), а также музыканты из Тюмени, Читы, Улан-Удэ, Уссурийска и Якутии.
В прошлом году зрителями фестиваль, в том числе онлайн, стали 128 тысяч человек. Напомним, фестиваль «Амурские волны» проводится в Хабаровске с 2012 году, его инициатором стал начальник военно-оркестровой службы ВС РФ генерал-лейтенант Валерий Халилов, погибший в авиакатастрофе. За это участниками фестиваля были из Белоруссии, КНДР, Казахстана, Монголии, Сингапура, КНР, оркестр кельтских волынок и барабанов.
Село Чара. Самый север Забайкальского края, почти у границы с Якутией. В начале марте здесь еще довольно холодно, однако люди хоть и поеживаются, но продолжают пристально следить за мистическим камланием шамана вокруг вздымающегося в небеса большого костра. Начинается самая зрелищная часть Межрегионального дня оленевода в Каларском округе Забайкальского края...
В селе Чара впервые прошел Межрегиональный день оленевода, который приурочили к 65-летию со дня рождения эвенкийского общественного деятеля Республики Саха (Якутия) Арсентия Николаева.
На праздник приехали эвенки из пяти регионов: Забайкальского края, Республики Саха, Бурятии, Амурской и Иркутской областей. Организаторами выступили ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии и Севера Забайкалья, Ассоциация эвенков Якутии, администрации Каларского округа и Тянского наслега Олекминского улуса Якутии.
Торжество, объединившее оленеводов сразу из нескольких регионов, стало возможным в том числе благодаря компании Nordgold, которая на постоянной основе поддерживает местные сообщества. Именно благодаря финансовой помощи компании Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) смогла сформировать призовой фонд, решить организационные вопросы и организовать трансфер участников.
«Тянский национальный наслег граничит с Забайкальским краем. И Межрегиональный день оленевода дал старт дальнейшему развитию отношений между нашими оленеводами. В состав большой делегации из Якутии вошли депутаты Ил Тумэн, представители министерства сельского хозяйства Якутии, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха, глава Олекминского района, жители села Тяня, республиканский ансамбль «Гиркилэн». Мы этот праздник ждали два года. В его проведении нам помогали наши спонсоры - промышленные компании. Среди них – компания Nordgold. Она откликнулась одной из первых и оказала помощь в формировании призового фонда, решении организационных вопросов, покрытии транспортных расходов участников из Якутии», - сказал глава Тянского национального наслега Якутии Алексей Николаев.
В первый день в Каларском историко-краеведческом музее состоялся круглый стол, где обсуждали развитие территорий природопользования, сохранение эвенкийского языка, восстановление поголовья северных оленей.
Участие в обсуждении приняли также представители компании Nordgold – исполнительный директор рудников Гросс и Таборный Рамазан Насрулаев, директор по обеспечению бизнеса Максим Огурцов и руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Александр Бурмистров.
Когда серьезные вопросы обсудили, пришло время для отдыха. В местном доме культуры состоялся яркий, самобытный праздничный концерт, там же можно было посмотреть богатую выставку декоративно-прикладного искусства малочисленных народов Севера. Свои работы на ней представляли и эвенкийские мастера из якутского села Тяня. Однако самая зрелищная часть праздника ждала гостей и участников во второй день. Началась она с мистического и загадочного шаманского обряда очищения и кормления огня.
На стадионе озера Лябич организаторы устроили настоящий эвенкийский фестиваль. Главное его событие – невероятно зрелищные заезды на оленях, в которых приняли участие не только мужчины, но и женщины. Выносливые животные, умелые наездники, искрящийся снег, неподдельный азарт и нешуточная борьба. На кону – целых три снегохода «Буран», предоставленных кочевой родовой общиной «Тяня».
На озере прошли соревнования по метанию топора и аркана, перетягиванию палки, прыжки через нарты и конкурс «Урикит» по обустройству кочевого стойбища. Культура эвенков очень богата, в том числе и на развлечения, в которых всегда выделялись самые ловкие, сильные и быстрые.
«Мы очень рады, что первый Межрегиональный день оленевода состоялся, и мы очень гордимся тем, что внесли свой вклад в это важное для эвенкийского народа пяти регионов событие. Отрадно было видеть десятки радостных лиц участников, гостей праздника, собравшихся на Каларской земле. Очень важно сохранить традиции, культуру, язык эвенков, и компания Nordgold продолжит работать в этом направлении», - сказал руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Nordgold Александр Бурмистров.
В Олекминском районе на юго-западе республики Nordgold работает с 2007 года. На протяжении этого времени компания играет важнейшую роль в жизни региона, инвестируя не только в создание рабочих мест и сохранение экобаланса, но также в развитие инфраструктуры и поддержку социально значимых проектов в сфере здравоохранения, науки и культуры. Сегодня у Nordgold уже три актива в регионе: действующие рудники Таборный и Гросс, а также проект Токко, старт добычи на котором запланирован на 2024 год.
Кластер Гросс, администрации Олекминского района и Тянского национального наслега, а также коренная родовая община Тяня на протяжении более 10 лет регулярно заключают соглашения о социально-экономическом партнерстве и сотрудничестве, в рамках которых компания оказывает целевую финансовую помощь. С 2009 по 2022 годы Nordgold выделила по этим программам 75 миллионов рублей. Администрации района и наслега за счет этих средств финансировали строительство и ремонт социальных объектов и жилого фонда, благоустройство площадей и дорог, проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, приобретение техники и транспорта для нужд поселений. Сельскохозяйственный кооператив Тяня на выделяемые деньги приобретает продукты питания и горюче-смазочные материалы для оленеводов, а с доставкой их на стойбища вездеходами и вертолетами помогает Гросс.
Поддержка, которую Nordgold оказывает жителям региона, гораздо шире, чем предусмотрено ежегодными соглашениями. Только за 2022 год предприятия кластера дополнительно направили на благотворительность более 27 млн рублей.
Nordgold старается непрерывно создавать экономические и социальные возможности в регионах присутствия и местных сообществах, системно реализуя проекты, которые приносят пользу и расширяют экономические возможности местных сообществ в Якутии. И эта работа будет продолжаться.
все фото в тексте - пресс-служба Nordgold
В 2022 году Приморский край более чем на 5 тысяч тонн увеличил объёмы производства продукции товарной аквакультуры. Наметились и определённые подвижки в части снижения бюрократических барьеров. По последней информации, обязательную экологическую экспертизу отменят для хозяйств пастбищной аквакультуры. Однако в то же время остаётся много вопросов, которые тормозят развитие отрасли. Что волнует производителей, в чём корень проблемы, и какие перспективы у научных разработок по воспроизведению гидробионтов на Дальнем Востоке, выясняло EastRussia.
Колоссальный разрыв
По итогам 2022 года объём производства продукции товарной аквакультуры в России вырос на 7,5% к уровню 2021 года и составил 383,5 тыс. тонн сообщили в Росрыболовстве. Лидерами по объемам выращивания стали: Северо-Западный федеральный округ — 138,6 тыс. тонн (прирост 13,4%), Южный федеральный округ — более 82 тыс. тонн (прирост — 3%) и Дальневосточный федеральный округ — 66,8 тыс. тонн (прирост — 17,5%).
В том числе в Приморском крае аквакультурные хозяйства произвели свыше 62 тыс. тонн продукции - на 5,3 тыс. тонн больше, чем в 2021 году.
Сегодня за 114 предприятиями региона закреплены 329 рыбоводных участков общей площадью 80,2 тыс. га. Из них 311 для морской аквакультуры (79,1 тыс. га) и 38 для пресноводной (1,4 тысячи га).
Это значительно превышает статистику, например, восьмилетней давности – 56 хозяйств и 124 участка в 2015 году.
Председатель НКО «Ассоциация марикультурных организаций Приморского края» (АМКОР) Виолетта Дорожкина отмечает, что ситуация в стране в целом заставляет разворачивать вектор экономического роста на внутренний рынок, и аквакультура – не исключение.
«В настоящее время действует мораторий, который позволил снизить в отношении предприятий чрезмерные бюрократические требования. Поддержка государства выражается и в субсидировании отрасли. Кроме того, нельзя оставлять без внимания инвестиционную привлекательность товарной аквакультуры», - комментирует она.
Однако существует колоссальный разрыв в статистике производства и реализации. Показательно, что в 2022 году в Приморье больше всего выращено морской капусты - 26,1 тысячи тонн. Гребешка - 19,3 тысячи тонн, трепанга – более семи тысяч тонн, устриц – 3,5 тысячи тонн, мидий – 2,3 тысячи тонн. При этом объёмы сбыта не достигают и 2 тыс. тонн. По итогам 2022 года хозяйства аквакультуры реализовали всего 1,9 тыс. тонны товара.
Председатель НО «Дальневосточный Союз предприятий марикультуры» Роман Витязев объясняет это следующим образом: «В соответствии с условиями пользования рыбоводными участками есть требования по минимальному объёму выращивания. Несоблюдение данного условия может повлечь за собой расторжение договора аренды РВУ, поэтому предприятия вынуждены выращивать низкорентабельные объекты, дающие быстрый прирост товарной массы, например, ламинарию. Соответственно, на бумаге объемы внушительные, а фактически именно по реализации товарной продукции мы видим несоответствие. Регулятор уже обратил внимание на этот разрыв. Сейчас ведётся работа с пользователями, чтобы параметры выращенной по отчётам продукции коррелировались с параметрами реализации».
Объёмы сбыта товарной аквакультуры в Приморье в разы меньше, чем действующие предприятия готовы производить и реализовывать, отмечает Виолетта Дорожкина. В этом контексте следует обратить внимание на отсутствие мощностей по переработке такой продукции и отсутствие высокого спроса по сравнению с другими отраслями рынка.
Примечательно, что большая часть товарной аквакультуры Приморья, порядка 70%, отправляется на экспорт, главным образом, в Китай.
Если говорить о внутренней переработке, то общая статистика Агентства по рыболовству Приморского края показывает отрицательную динамику в 2022 году. За отчетный период в крае выпущено рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных 620,3 тыс. тонн (84,2% от уровня 2021 года). Произведено 117,5 млн условных банок консервов и пресервов (79,9%).
Негативные тренды отражаются и в финансовой отчётности предприятий рыболовства и рыбоводства. Объем просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 декабря 2022 года вырос в сравнении с аналогичным периодом 2021 года в 4,4 раза (на 46,1 млн рублей) и составил 59,8 млн рублей, сумма дебиторской задолженности увеличилась в 30,1 раз (на 735,5 млн рублей) и составила 760,8 млн рублей.
Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет края за 11 месяцев 2022 года оценивается в 5 733,0 млн рублей (на 17,8% меньше, чем в аналогичном периоде 2021 года). Доля прибыльных компаний -– 55,6%.
Корень проблемы
Виктор Покотилов, много лет возглавлявший ООО НПКА «Нереида», указывает на отсутствие системной поддержки этого вида хозяйственной деятельности – прежде всего, в части научного сопровождения и страхования рисков. По его словам, и объёмы выращивания, и объемы реализации товарной аквакультуры крайне малы. Хотя цифры и растут (например, в 2017 году хозяйства Приморского края реализовали 1,5 тыс. тонн к 1,9 тыс. тонн в 2022 году), темпы роста не соответствуют реальным возможностям и задачам отрасли. Особенно это очевидно в сравнении с Китаем, где показатели исчисляются миллионами тонн.
фото: piqsels.com
«Темпы роста очень низкие, и я не вижу предпосылок для их увеличения в обозримом будущем. Кроме того, не должно быть такой разницы между объёмами выращивания и реализации. Любое предприятие стремится продать всё по максимуму. Кстати, сколько именно оно вырастило, сложно говорить, не подняв урожай», - комментирует эксперт.
В КНР, Вьетнаме, Канаде и других странах, где аквакультура достигла значительных успехов, существует развитая инфраструктура поддержки – от доступных беззалоговых кредитов до подготовки высококвалифицированных кадров, акцентирует он. Целые институты занимаются разработкой, внедрением технологий и научным сопровождением хозяйствующих субъектов, помогая им минимизировать риски, связанные с загрязнением окружающей среды, возникновением различных болезней и другими неблагоприятными явлениями.
«Кто в Приморье на системной основе следит за чистотой окружающей среды, выясняет причины падежа гидробионтов, спада урожайности, мониторит состояние воды и температурные показатели? К сожалению, ни одна из структур не ведёт такого мониторинга. Именно из-за отсутствия системного анализа мы не можем эффективно минимизировать риски. Для самого предприятия очень дорого регулярно получать гидрологические, гидрохимические и гидробиологические характеристики территории, на которой оно работает», - поясняет Виктор Покотилов.
Также аквакультура требует больших инвестиций на этапе открытия бизнеса, и всегда есть риски, что они не окупятся в запланированные сроки.
«Часто предприниматели вынуждены брать кредиты для того, чтобы уменьшить кассовый разрыв или убытки от хозяйственной деятельности и продержаться. Условно говоря, я собирался вырастить тысячу тонн продукции, а вырастил 800 тонн. И 200 тонн мне, к сожалению, не хватает для того, чтобы покрыть убытки и сделать задел на следующий год. Это очень рискованный вид деятельности, и проблема заключается в том, что риски практически невозможно страховать», - комментирует эксперт.
Отметим, в этом году на все хозяйства аквакультуры и рыбоперерабатывающие предприятия из краевого бюджета предусмотрена поддержка 26,4 миллиона рублей. Это субсидии на приобретение нового оборудования, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Также с 2023 года появилась возможность возмещения части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов по производству кормов для аквакультуры в размере 20% от стоимости объекта.
При этом часто пользователи не в состоянии обеспечить условия субсидии. Например, в 2021 году была подана всего одна заявка на «субсидию на возмещение части затрат организациям, осуществляющим аквакультуру (рыбоводство) на развитие аквакультуры», и ту отклонили из-за несоответствия требованиям.
Экологическая экспертиза – свет в конце туннеля?
Что касается ключевых бюрократических проблем, то самой острой по-прежнему является необходимость прохождения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Это требование влечёт за собой миллионные затраты, особенно критичные для небольших предприятий. По данным ВАРПЭ, с учётом издержек на подготовку необходимой документации стоимость проведении ГЭЭ обходится в 1,5 - 2 миллиона рублей на один рыбоводный участок. Например, в Приморском крае затраты составляют 450-600 млн рублей в год. Причём треть представителей этого сектора – малый бизнес.
«Главное внимание хозяйств в настоящее время занимает ситуация с государственной экологической экспертизой в связи с ее чрезмерной дороговизной и возможными санкциями со стороны Росприроднадзора, надзорных и других контролирующих природоохранных органов. На местном уровне подавляющее большинство предприятий не смогли преодолеть этот административный барьер», - рассказывает Виолетта Дорожкина.
Несмотря на поддержку отрасли в данном вопросе со стороны госрегулятора, пока ситуацию кардинально решить или изменить не получилось, акцентирует председатель АМКОР. Хотя и наметились некоторые подвижки.
В своё время Ассоциация марикультурных организаций Приморского края, как член ВАРПЭ, официально обратилась во «Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров» с просьбой о содействии в решении ключевого вопроса. Долгое время проблема обсуждалась на федеральном уровне, и сегодня можно говорить о первых результатах.
В марте стало известно, что «Минприроды России учло позицию рабочей группы «регуляторной гильотины» в сфере рыболовства о необходимости отмены требования о проведении государственной экологической экспертизы для предприятий пастбищной марикультуры». Но требования сохранятся в отношении хозяйств индустриальной аквакультуры, которая подразумевает использование бассейнов, УЗВ (станций циркулирующего водоснабжения) садков, загородок и других средств для культивирования гидробионтов в искусственно созданных условиях. Как и в отношении хозяйств, расположенных в особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, член рабочей группы «регуляторной гильотины» в области рыболовства при правительстве РФ Георгий Мартынов поясняет, что пока вопрос находится на этапе согласования.
«Сейчас идёт процесс согласования изменений в федеральный закон о государственной экологической экспертизе. Поправки коснутся так называемых «неодуемых» объектов, на которые не выделяется квот и которые распределяются по заявительному принципу. Для них предлагается отменить требования по прохождению экологической экспертизы. Как и для предприятий пастбищной марикультуры, которые выращивают гидробионтов на естественной кормовой базе», - комментирует Мартынов.
То есть необходимость проходить ГЭЭ могут упразднить для одного из самых некапиталоёмких направлений рыбоводства.
Однако и это уже победа, считает Роман Витязев, являющийся также членом Общественного совета при Росрыболовстве, на площадке которого неоднократно поднимался этот актуальный вопрос.
«Конечно, хотелось бы, чтобы аквакультуру в принципе вывели из-под действия этих требований, но и смягчение законодательства в отношении пастбищной аквакультуры – уже хороший результат. Учитывая, что большинство таких предприятий относятся к малому и микробизнесу, для них это будет весомая поддержка в плане экономии времени и денежных средств. Единственное, пока Минприроды озвучило свою позицию в устной форме, соответствующего нормативного акта либо его проекта мы ещё не видели», - говорит он.
Сегодня прохождение процедуры ГЭЭ, включая сбор документов, может занимать до 1,5 лет. Что касается стоимости, в некоторых случаях она превышает вышеприведённые цифры.
«Требования очень высокие и цены тоже. По факту это 5-6 млн. А если у одного предприятия несколько участков, то он обязан на каждый получить положительное заключение экологической экспертизы», - добавляет исполнительный директор ООО «Жилсоцсервис» Мария Подкорытова.
Ещё одной мерой в поддержку отрасли стали изменения Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым предоставлять участки под аквакультуру можно в водоохранных зонах без аукциона.
Как поясняет Виолетта Дорожкина, ассоциация марикультурных организаций Приморского края активно просила скорректировать действующее законодательство в этой части.
«Соответствующие изменения были внесены в Лесной кодекс РФ, норма должна была заработать ровно год назад, с 1 марта 2022 года. Учитывая, что прошел относительно непродолжительный срок, по нашим данным, она не получила широкого распространения. По крайней мере, в Приморском крае нам не известны случаи предоставления участков лесного фонда в водоохранных зонах для их освоения в целях рыбоводства. Одновременно мы ждем изменения в подзаконные акты», - комментирует Виолетта Дорожкина.
Роман Витязев обращает внимание на тот факт, что большинство участков предприятий аквакультуры прилегают к прибрежной полосе, которая не относится к землям лесного назначения.
«К тому же, сегодня работает норма о предоставлении хозяйствам аквакультуры земельного участка без аукциона на прибрежной части, прилегающей к рыбоводному участку, и ряд пользователей уже ей воспользовались. Что касается земель лесного хозяйства и изменений в Лесной кодекс, этот закон большую часть предприятий марикультуры не затрагивает», - комментирует он.
Новый объект – морепродукты в пресной воде
Интересна и ситуация с выращиванием мохнаторукого краба – прорыв в искусственном производстве гидробионтов, который отметил по итогам 2022 года руководитель агентства по рыболовству Приморского края Валерий Корко. Учитывая, что в современном мире аквакультура является одним из быстрорастущих сегментов экономики, это направление реализуют многие страны. На Дальнем Востоке его развивает Центр аквакультуры и прибрежных биоресурсов ННЦБ ДВО РАН.
Новым объектом для искусственного воспроизводства стал «мохнаторукий краб, обитающий в пресной воде. Выращивают его в пресноводных водоёмах, как и рыбу, но благодаря своей высокой стоимости он может быть выгоднее в реализации.
Технология вызвала большой интерес среди производителей.
Как поясняет руководитель Центра Сергей Масленников, пока разработка дальневосточных учёных находится на этапе внедрения.
«Здесь стоит вопрос стоимости посадочного материала и эффективности выращивания. О коммерческой составляющей говорить рано», - комментирует он.
С помощью инвестора ведётся работа по искусственному воспроизводству камчатского краба для поддержки и восстановления промысловых стад. Интересует учёных и краб-плавунец.
Роман Витязев отмечает, что разработку технологий по получению молоди новых объектов аквакультуры можно только приветствовать, но остаются вопросы в области её коммерческого применения.
«Краб не подразумевает возврата к месту нереста (выпуска), не обладает хоумингом, следовательно, для пастбищной аквакультуры нерационален, так как здесь невозможно разделение с природной популяцией и ОДУ. Эта работа важна как природоохранный научный эксперимент с возможным применением для восстановления локальных популяций держателей квот», - поясняет он.
Только при наличии системной поддержки отрасли можно ускорить её развитие, считают собеседники агентства. Научному обеспечению в этой связи отводится ведущая роль. Интересно, что в начале 2000-х гг. в ТИНРО-Центре разрабатывалась стратегия развития аквакультуры для Северного и Южного Приморья, а также программа развития пресноводного рыбоводства. Эти разработки, дополненные последними научными данными и подкреплённые финансированием, по некоторым оценкам, могут лечь в основу новых программ развития, для реализации которых потребуются совместные усилия власти, науки и бизнеса.
Отметим, что общая площадь территорий, пригодных для организации плантаций аквакультуры в регионе, составляет 3758 кв. км, на которых может производиться 618 тыс. тонн гидробионтов в год. Из них занято только 800 кв. км.
Сегодня музыка доступна и понятна абсолютно каждому слушателю. Однако, мало кто задумывается о важности самого текста. Исполнение музыкальных произведений на родном языке неоценимо. Возвращение к корням, использование в музыке национальных традиций позволяет каждому слушателю проникнуться творчеством музыкальных коллективов.
На Дальнем Востоке России проживает около 20 различных коренных народов, а это огромное богатство культурных ценностей, традиций и обычаев.
Мы подготовили обзор несколько музыкальных групп, которые через свою музыку популяризируют культуру своих народов.
Хатхур Зу – рэп-группа, музыка которых откликается в сердцах многих тысяч людей, ведь они не просто создают рэп, они создают его на родном бурятском языке, что до них на таком уровне еще ни делал никто.
История этой группы началась ещё в далеком 2011 году, в студии Ssuriken rec, когда 4 человека решили объединить свои силы и внести в общество что-то новое.
«Мы говорим обо всем, что нас окружает: о людях, обществе, государстве... Добро и зло, верность и предательство, справедливость и произвол, спорт и нездоровый образ жизни – вот наши темы».
Первый альбом «Хатхур Зу» вышел 31 декабря 2011 года. И несмотря на то, что музыканты в своих интервью признавались, что сейчас не видят в нем ничего выдающегося, именно он стал неким толчком для дальнейшего развития группы.
Состав группы: Элджи (битмейкер), Леонид Шаданов, Сонг (МС) Сергей Биликтуев, Дзе (МС) Алихан Дугарон, Санаа (бэк МС)
«Выразить что-то на родном языке проще», — такими словами солист группы «CrispyNewspaper» Анатолий Чиряев объясняет, почему они поют на саха тыла, или якутском языке.
Группа основалась в декабре 2016 года, играют дерзкий восьмидесятнический панк с быстрыми, будто легковоспламеняющимися соло, на которые идеально ложатся текста на якутском. Это язык тюркского происхождения с использованием кириллицы, на котором сегодня разговаривает менее 500 тыс. человек.
«Наш язык вымирает, — добавляет Чиряев. — Так что выступать с написанными на нем песнями — для нашей группы что-то вроде священного долга».
Состав группы: Анатолий Чиряев (ударные), Игорь Цой (вокал), Азгар (гитара), Александр Иванов (бас)
"Gubernator" – единственная музыкальная группа на Чукотке и ее пределами, исполняющая произведения на чукотском языке в современной рок-стилистике. Она была образована для создания нового направления в мире музыки. В основе их творчества – национальный чукотский фолк, сочетающийся с рок-музыкой и джазом.
"Мы стараемся популяризировать чукотскую культуру, национальный фолк и чукотский язык. Основная наша аудитория это молодые люди и мы считаем, что в такой форме современного исполнения мы привлекаем интерес чукотской молодежи к своему родному языку, который в наше время почти утрачен", – говорит лидер группы Роман Астров.
Группа "GUBERNATOR" образовалась 10 марта 2006 года в столице Чукотского Автономного Округа городе Анадыре. Вокалистка группы Вероника Ушолик владеет горловым пением. Она многократно занимала первые места на международных фестивалях народной музыки.
Группа быстро получила популярность у себя на родине. В 2008 году коллектив выпустил первый альбом "Chukotka-region 87".
Состав группы: Роман Астров (ударные), Вероника Ушолик (вокал), Евгений Григорьев (гитарист)
Военные оркестры – это заразно, это затягивает. Корреспондент EastRussia дал себя увлечь бурному потоку оркестровой музыки виртуозно исполненной людьми в форме.
В 70-е Хабаровск славился джазовым фестивалем. В 90-е и двухтысячные «гремел» дальневосточный фестиваль рок и альтернативной музыки, для краткости именуемый «Вязанкин фест» - по фамилии его идейного вдохновителя и бессменного организатора Юрия Вязанкина.
А потом наступило затишье, пока в 2012 году генерал-лейтенант Валерий Халилов, погибший в авиакатастрофе в 2016-м, не предложил провести в Хабаровске военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны». Вообще-то, идея не нова – у нас в стране есть «Спасская башня», который проходит на Красной площади в Москве, но для Дальнего Востока «Амурские волны» быстро стали событием: май, отличная погода, сочная первая зелень, день рождения Хабаровска – что еще нужно?
Концерт на пл. Славы
За 10 лет в Хабаровске побывали разные коллективы: из Шотландии, КНДР, Беларуси, Монголии, Казахстана, Китая и других стран, не говоря уже о российских коллективах. В этом году фестиваль сохранил приставку "международный" за счёт оркестра из Беларуси и танцоров из Китая. В течение недели образцово-показательный оркестр Вооруженных Сил Республики Беларусь и еще 11 коллективов (более 650 музыкантов!) выступали на различных площадках Хабаровска: Краевой музыкальный театр, ОДОРА, дворец «Русь» (к слову, южная окраина города), «Ерофей» и «Платинум» арены, парк «Динамо», Комсомольская и площадь Славы. В принципе, любой желающий мог насладиться музыкой. Причем, бесплатно. В этом еще одна «фишка» «Амурских волн» - зритель может успеть познакомиться с коллективами, полюбить их и уже смотреть/слушать своих «любимчиков» во время парада-дефиле по главной улице Хабаровска – Муравьева-Амурского в завершающий день фестиваля.
Выступление в парке "Динамо"
Лично я отправился знакомиться с участниками «Амурских волн» в «Ерофей»-арену. Открывало концерт трио, состоящее из девушки-скрипачки, парня с гитарой и басиста популярной хабаровской группы «The Starkillers».
Рейдерский захват вальса
Открывали концертный день фестиваля исполнением вальса «Амурские волны». Про него, кстати, интересно написал известный приморский автор Василий Авченко в своей книге «Кристалл в прозрачной оправе»:
…на юге Дальнего Востока когда-то было принято все нарекать «амурским» или «уссурийским». Сильнее всего от этого пострадал окрещенный столь опрометчиво Амурский залив. Когда капельмейстер 11-го Восточно-Сибирского полка Макс Кюсс во Владивостоке, тоскуя от несчастной любви к чужой жене Вере Кириленко, написал свой знаменитый вальс, он назвал его «Залива Амурского волны». Потом, когда Кюсса уже убили в Одессе фашисты, вальс переименовали в «Амурские волны», и появились слова, окончательно разорвавшие связь вальса и Владивостока: «Плавно Амур свои волны несет…». Так произошел рейдерский захват вальса хабаровчанами.
Еще песней на местную тематику порадовал оркестр Восточного военного округа, не просто исполнивший «На границе тучи ходят хмуро», а еще и спевший ее! Эту песню, помнится, я учил в армии, чтобы потом исполнять ее по дороге в столовую. А так как часть была маленькая и до столовой идти было неприлично близко, то пели мы максимум 1,5 куплета.
Под исполнение оркестра штаба ВВО танцевали студенты местных «культурных» учебных заведений, в том числе и китайцы.
«Танцующий» дирижер
Дебютантами юбилейного фестиваля стал военный оркестр Тюменского высшего военно-инженерного командного училища им. маршала А. И. Прошлякова с «танцующим» дирижером. Парни исполнили чистый джаз и сорвали овации. Именно они и стали моими «любимчиками» в этот раз.
"Танцующий дирижер" из Тюмени
Большим составом, около 50 человек, прилетели в Хабаровск музыканты, представляющий Петропавловск-Камчатский – оркестр штаба войск и сил на Северо-Востоке РФ. Неискушенные в морской тематике «речные» хабаровчане не сразу признают в них морских офицеров из-за парадной формы черного цвета.
Камчатцы оказались по-северному сдержанными и отыграли вполне традиционную программу.
Музыканты из Читы приехали с поддержкой в лице роты почетного караула. Последние пустились в пляс, причем были и народные танцы, которые исполнял тандем в расшитых огненно-красных рубахах.
Запомнилось выступление «почетников» еще и тем, что с одного из военных в середине выступления слетела фуражка и зал гадал: улучит момент и поднимает или не придаст значения? Музыкант проявил выдержку и не дрогнул.
Военную тематику разбавили гости из Якутии - дебютанты фестиваля духовой оркестр «Lena river brass» государственной филармонии Республики Саха (Якутия) имени Галины Кривошапко. В этом году в республике широко отмечают 100-летие со дня образования ЯАССР, поэтому якутяне всячески старались показать себя во всей красе: тут вам и национальные костюмы у всех участников фестиваля, и национальные танцы, но публику покорил один человек – мастер игры на хомусе в костюме шамана.
«Lena river brass»
После военная тематика была продолжена и на сцене появился сводный оркестр ВДВ, состоящий из музыкантов из Улан-Удэ, Уссурийска и Хабаровска. Обрамлением их музыкального запала стало шоу с битьем кирпичей, рукопашным боем, стрельбой и песнями под гитару из серии «Никто, кроме нас».
Преемственность – еще одна особенность «Амурских волн», поэтому среди участников всегда есть детские коллективы. Сводный хор из 150-ти юных музыкантов из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре исполнил песню «Пусть всегда будет солнце», которая несколько выбивалась из военного репертуара.
Кстати, в первый день проведения фестиваля на Комсомольской площади прошел большой концерт с участием детских коллективов, где из 12 ансамблей четыре впервые принимали участие в «Амурских волнах».
Люди в белом
Их зрители практически всегда узнают безошибочно, говоря с неким придыханием: морячки! Это оркестр штаба Тихоокеанского флота из соседнего Владивостока – постоянные участники фестиваля. Обычно они выстраиваются в букву V, которая символизирует их город, и исполняют, в том числе, песни из репертуара группы «Мумий Тролль».
В этот раз тихоокеанцы больше играли мировые шлягеры, а зрители играли в эдакую «Угадай мелодию», помогая себе программой Shazam.
Моряки-тихоокеанцы
После гостей свою программу представили «местные» - оркестр национальной гвардии Восточного округа. Им помогал ансамбль барабанщиц и группа «Гранд триумф» из Дальневосточного юридического института (его по старой памяти по-прежнему называют «школа милиции»).
Белорусы отличались визуально, уж больно на гусаров похожи. Запомнились еще и тем, что, исполняя мелодию из «бондианы», надели солнцезащитные очки. Но покорили всех песней про Хабаровск, судя по всему, написанной специально для участия в фестивале (по крайней мере, раньше я ее не слышал).
Завершил программу оркестр центральный военный оркестр МО РФ, постоянный участник фестиваля «Спасская башня» - эдакий эталон военного оркестра.
Что касается других площадок, то, пожалуй, самым душевным стали выступления в парке «Динамо». Только представьте: солнце, зелень, выходные, летняя сцена и никаких заборов, отгораживающих публику от музыкантов, как это происходит на площади Славы.
Конечно, в парке выступали не все коллективы и в усеченном составе, но это только придавало камерности. Первые ряды скамеек заблаговременно заняли бабушки, может быть, оттого и репертуар был более советским. Зато благодарный зритель старательно хлопал и подпевал.
В ожидании оркестров, люди заняли остановки
Кульминацией же фестиваля стал парад-дефиле по центральной улице Хабаровска - Муравьева-Амурского в воскресенье, когда город отмечал свой день рождения. Для этого улицу на полдня сделали пешеходной, предусмотрительно перегородив «пересекающие» улицы техникой коммунальных служб.
Участники «Амурских волн» больше часа шли от площади им. Ленина до Комсомольской площади, исполняя свой репертуар. При этом каждые два квартала они останавливались, чтобы порадовать публику небольшим музыкальным аттракционом – перестроениями, трюками и песнями. При этом коллективы расставили так, чтобы они не мешали друг другу, а зрители могли или идти вслед за своими «любимчиками», или ждать, когда к их перекрестку подойдет следующий оркестр.
Завершился парад-дефиле, да и сам фестиваль там же, где и начинался - большим концертом на Комсомольской площади.
Кстати, практически со всех площадок велась он-лайн трансляция, которую, как было озвучено, посмотрели 50 тысяч человек, но тут все же важен эффект присутствия. Что же касается в целом фестиваля «Амурские волны», то это именно то, что и нужно региону для развития событийного туризма, которого так не хватает. Да и просто для хорошего весеннего настроения.
Общий культурный код Дальнего Востока замешан на трех основных ингредиентах – шаманизме, природе и азиатском духе. Прочие компоненты – региональный изюм каждой дальневосточной территории. О том, что такое «Культурный код Дальнего Востока», EastRussia спрашивает творческих дальневосточников.
Дальневосточный культурный код он такой … мерцающий. Он молодой и не всегда уловимый, неоднозначный. Сразу оговорюсь – за весь Дальний Восток мне говорить сложно, но там, где мне бывать приходилось – Хабаровск, Приморье, Благовещенск, Камчатка – там я всегда его находила и видела. И для меня этот код прежде всего проявляется в дальневосточном характере. Это сильный, иногда грубый характер, по-хорошему бесцеремонный – без шелухи. В нём сквозит оторванность – не в смысле «лихость», хотя и это присутствует – а в смысле «мы оторваны от большой земли». Есть ощущение, что мы на острове, на территории, с которой сложно связаться, до которой еще сложнее добраться. Поэтому взаимоотношения с внешней средой, внешним «недальневосточным» миром сложные.
Фото: Яна Джан-Ша
Мы не очень любим «чужаков», но это скорее не на уровне «человек-человек», а про взаимоотношение с группами людей извне, с «москвичами». Это проявление местечковой настороженности, которая со временем меняет тональность. Еще лет десять назад отчетливо было заметно отношение к «неместным» типа: «Вот мы здесь не понимаем, как жить, а вы нам скажите! Вы же люди образованные, из центра!». Сейчас интонация скорее такая: «Да мы сами тут разберемся! Вы нам не мешайте!».
Оторванность и малое количество людей привели к тому, что готовность помочь здесь выше, чем не на Дальнем Востоке. И эта готовность помочь не показушная. Есть проблема – ты подключаешься. Причем это внешне может выглядеть даже грубовато, опять-таки бесцеремонно.
Дальневосточники вообще более «отбитые», в них панковость есть. Это и про быт, и про культуру. Все замешано на шаманизме и близости к природе. Стихия, опасность, животные в тайге, которая в двух шагах от дома, изолированность – это даёт больше внутренней свободы и делает дальневосточную культуру самобытной и «контркультурной». Это эксперимент, это панк, это шаманизм, причем даже не всегда осознаваемый теми, кто это делает.
Ещё очень сильно в дальневосточном культурном коде и характере проявляется влияние Азии – даосские, буддийские настроения. Это и еда, и одежда, и внутренние ощущения. При этом Азия не главная нота, но без нее нет дальневосточного кода. Часто можно заметить некое заигрывание с азиатскими мотивами, чтобы выпятить «дальневосточность». Когда специально в художественном произведении, музыке, арт-объекте используются мотивы, орнаменты, присущие Азии и местным коренным народам.
Про коренные народы надо сказать отдельно – есть некая спекуляция на их наследии, на их культуре. И это отнимает у них самость и силу. Есть такой тренд – он глобальный – на присвоение образов коренных народов, но это неприлично, как мне кажется. Когда сторонний художник, не из коренных местных жителей, использует орнаменты, рисунки аборигенов, может, конечно, статься, что он просвещает смотрящих, но обычно это неуклюже и не воспринимается сообществом. Это, в самом деле, забирает силу аборигенов. Порой мне кажется, что они существуют для отчетов чиновников. Особенно если сравнить с племенами, которые свою самость отстояли, хранят обычаи, ритуалы к ним приезжают туристы. У нас это тоже вроде есть, но часто для того только, чтобы показать – смотрите, у нас есть коренные народы и мы о них заботимся, они танцуют и поют, и сувениры делают. При этом есть и реальное взаимопроникновение культур – не все, но многие дальневосточники, разводя на природе костер, обязательно плеснут в огонь рюмку водки или бросят что-нибудь из еды – чтобы Подю задобрить. (Подя – дух-хозяин огня и домашнего очага в мифах негидальцев, нанайцев, пудя – у орочей, ульчей, удэгейцев, того мусун – у эвенков, той мурани – у эвенов, то эдени – у орочей. – Прим. ред.)
Есть маркеры, по которым мы определяем «свой-чужой». В первую очередь, это конечно словечки – «вихотка» вместо «мочалка», «чигири» - что-то далёкое, и тому подобные.
И всё же на первом месте в дальневосточном характере – суровость. У нас ведь регион сильных воинов. В каждом регионе культивируются боевые искусства, причем в каждом регионе свой акцент – в Хабаровском крае – каратэ, в Приморье – самбо, Камчатка – рукопашный бой. И, думается, это тоже важная часть и характера и культурного кода. В суровой среде выживают сильные люди. Это особенно про жителей наших побережий – Приморье, Сахалин, Камчатка. Это моряки, которые опять же в числе первых вошли в контакт с азиатской культурой. А на Камчатке кроме прочего, как нигде, сильна культура спортсменов-экстремалов. Это и сноуборды-лыжи, это и зимний серфинг в Тихом океане, и покорение нехоженых пространств хоть пешком, хоть на квадроцикле. Это есть везде, да, но на Камчатке – этого больше, чем где бы то ни было.
Коллаж Яны Джан-Ша
Если смотреть на творческих дальневосточников, тех, кто непосредственно творит культуру, и смотреть на них на «общероссийском» фоне, то, как мне видится, что они делают такой контент, который ещё несколько лет назад был бы совсем дикостью на каком-нибудь московском фестивале. Например – арт-группа «Дальневосточные разлучницы». Это объединение людей из Владивостока, они делают культурные высказывания – от перформансов, выставок и концертов до растянутых во времени проектов, которые они называют «форма-жизнь», когда художественным высказыванием становится сам образ жизни. Как пример - проект огорода в форме мандалы со столом и виноградником в центре. В этом сезоне добавится гончарная мастерская - с печью, гончарным кругом. То есть это не разовая акция, а процесс, сплетающий быт и творчество. В 2020-м году они взяли премию «Инновация». Рассказывать словами про них сложно – лучше найти видео в интернете. Это очень эпатажный проект, шаманский, «блаженные бабы» можно сказать про них, но при этом сохраняется ощущение, что самые сумасшедшие в итоге оказываются самыми разумными. И такие коллективы, проявления – андерграундные, создаваемые не как коммерческий культурный продукт, а именно ради того, чтобы выразить своё непознаваемое – очень характерны для Дальнего Востока. На западе – там эта сцена изжила себя, хотя и там всё это было, а у нас – сейчас расцвет этой «контр-культуры», дикого, шероховатого проявления себя, больше для себя, чем для зрителя.
И уж не знаю, насколько связано еще одно наблюдение с культурным кодом, но всё чаще "уехавшие" творить в Москве, Питере, возвращаются назад. Это может быть связано и с тем, что ушла провинциальная закомплексованность. Люди съездили, посмотрели и поняли, что могут создавать, творить, влиять на среду там, где им комфортно. Поэтому, перефразируя известную присказку – можно вывезти себя с Дальнего Востока, но можно ли перестать быть дальневосточником?