770 жителей Дальнего Востока вступили в регистр доноров костного мозга. В этом им помогла Почта России. В прошлом году ведомство бесплатно доставило в национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова конверты с их биообразцами.
За счет Почты России география потенциальных доноров национального фонда развития значительно расширилась: в регистр поступили конверты от жителей Охи на севере Сахалина, Монгохто в Хабаровском крае, Летно-Хвалынского в Приморье и многих других небольших населенных пунктов.
По словам руководителя департамента корпоративной социальной ответственности Почты России Раисы Ирз, национальному РДКМ необходимо помочь расширить географию проекта и дать возможность вступать в регистр жителям каждого населенного пункта страны.
Сегодня заказать конверт с палочками для взятия мазка с внутренней стороны щеки можно в любом из 38 тыс. почтовых отделений.
Почта России, Русфонд и национальный РДКМ запустили совместный проект по развитию донорства костного мозга летом 2021 года. Чтобы стать потенциальным донором, нужно оставить заявку на сайте rdkm.ru. После этого доброволец получает по почте набор со специальными палочками, инструкцией по взятию биоматериала, бланками соглашения о вступлении в регистр, анкеты о состоянии здоровья, а также согласий на обработку и передачу персональных данных. Мазки с внутренней стороны обеих щек можно взять самостоятельно, без медицинского работника. Палочки и заполненные документы отправляются в Казань, где специалисты проведут типирование и определят генотип добровольца.
Руководитель управления федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия) Пётр Птицын рассказал в интервью EastRussia о причинах популярности отправлений EMS, как она связана с цифровизацией республики, на что приходится идти, чтобы отправление пришло вовремя.
- Пётр Владимирович, аббревиатура EMS— означает быструю экспресс-доставку. Но «быстро» понятие растяжимое — Что значит «быстро» в реалиях самого большого по площади субъекта России? Есть ли какие-то обязательства перед клиентами по срокам доставки отправлений EMS?
– EMS — это ускоренная доставка, и, как правило, это авиадоставка. Даже если есть автомобильное сообщение с тем населённым пунктом, где живёт адресат, приоритетным выбором для доставки EMS-отправления будет именно авиадоставка. EMS отправления мы обрабатываем в приоритетном порядке и доставляем во все населённые пункты Якутии. Иногда возникают сложности по метеоусловиям, накопления почты, но это единичные случаи, более 96% отправлений мы доставляем в контрольный срок — это высокий показатель для региона, где 40 % территории находится за северным полярным кругом и в труднодоступных районах.
Контрольные сроки зависят, конечно же, от расстояния — от недели по основным направлениям и до месяца, если речь идёт об удалённых арктических поселениях, в труднодоступных зонах. В стандартном договоре с корпоративными клиентами у нас есть важное условие: если нарушение сроков превысит те временные интервалы, которые мы указываем в нем, то нашему корпоративному клиенту мы выплатим полную стоимость тарифа.
- Вы упомянули «накопление почты», из-за чего могут случиться такие накопления?
- Главным образом из-за климатических и метеорологических условий. Сейчас на дворе середина ноября, и это в Якутии сезон распутицы — ледостав на реках, весной история повторяется во время ледохода. У нас в Республике, если в целом посмотреть, из 34 районов в 21 мы доставляем исключительно авиатранспортом.
В период межсезонья автосообщение резко ограничивается и объёмы всей почты, перевозимой самолётами, вертолётами так же резко увеличиваются и в этот период мы очень сильно зависим от авиакомпаний. У них есть гарантированная норма перевозки почты— в нашем случае от 70 до 250 кг в зависимости от типа воздушного судна, и вместить весь поток отправлений в эту норму в межсезонье не получается. В таких случаях мы заказываем чартеры, но тут тоже есть нюансы по наличию свободного воздушного судна. Кроме того, погодные условия оказывают сильное влияние — требования к безопасности полётов высоки, а непогода может длиться не один день.
Именно по этим причинам сроки доставки почты в населённые пункты, которые не имеют регулярного наземного сообщения, могут корректироваться, но мы стараемся, чтобы это было как можно реже.
– Какие населённые пункты Республики Саха (Якутия) самые сложные, когда речь идёт именно про экспресс-доставку?
– Сложнее всего доставлять в арктические районы, безусловно. В этом году у нас очень сложное направление – это посёлок Черский – он находится на границе с Чукоткой. Там идет ремонт взлетно-посадочной полосы и доставка происходит следующим образом — самолёт с почтой летит до Среднеколымска (1 275 км от Якутска – прим. ред), там отправления мы перегружаем на вертолёт и уже оттуда — в Черский (расстояние межу Среднеколымским и Черским — 350 км — прим.ред). В таких условиях обеспечить экспресс-доставку непросто.
Можно, конечно ещё вспомнить случай в Кобяйском улусе, когда Афанасий Полятинский – начальник почтового отделения из посёлка Сангар – прошагал 350 км в майскую распутицу, чтобы доставить 97 кг корреспонденции. В итоге он получил высшую корпоративную награду «Человек года - 2020». Кстати в этом году почтовое отделение, которое он возглавляет, получило снегоболотоход «Сокол плюс» для работы на районных почтовых маршрутах. Не будем ещё забывать и про температурный режим — особенно зимой, все знают, какие у нас запредельные морозы бывают!
– Кто в Якутии чаще пользуется отправлениями EMS – бизнес, государственные структуры, частные лица? Что можно сказать про потоки экспресс-сообщений – они большей частью поступают извне республики, или это в основном пересылка внутри региона?
– Больше всего и чаще всего услугой EMS пользуются малый и средний бизнес – порядка 60% от всего объёма. Это, конечно, вызвано развитием интернет-торговли, которое идёт рекордными темпами и связано с цифровизацией Республики, с расширением сети покрытия быстрого интернета, который приходит и в арктические посёлки. Даже товары первой необходимости порой заказывают жители удалённых населенных пунктов с доставкой EMS.
Другой большой сегмент — это почтовые отправления частных лиц. Основной поток отправлений в Якутию поступает из регионов России.
Мы видим двукратное увеличение EMS отправлений в Якутии за девять месяцев 2022 г., при том, что в целом по сравнению с этим же периодом прошлого года рост объёмов доставки EMS – отправлений в России составил 103%.
– Есть ли какие-то тенденции в способах формирования отправлений EMS для бизнеса?
– Бизнес активно пользуется специальным тарифом для онлайн-торговли: по всей республике у нас действует одна цена на все направления. Кроме того, клиент платит только за вес сборных грузов без учета дополнительных коэффициентов за объём. Это даёт ощутимую экономию — снижает издержки клиентов на логистику в полтора, два раза.
Почта России пошла на такой клиентоориентированный шаг, отчасти снизив стоимость и сняв необходимость дополнительных расчётов.
– Какие инновационные решения применяются или готовятся к применению для доставки EMS-отправлений в Якутии? Почта России анонсировала тесты дронов в соседней Чукотке – Вы следите за экспериментом? Когда почтовые дроны полетят над Якутией?
В экспериментальную сеть Почты России по беспилотной аэродоставке грузов входят четыре региона — Чукотский автономный округ, Камчатский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ. В нашем регионе есть потребность и мы надеемся, что беспилотные маршруты в ближайшие годы появятся и в Якутии.
– Дроны не заменят малую авиацию? Разве не логично, что как раз из райцентра до поселения доставку осуществит грузовой дрон?
– Территория Якутии оставит место для всех – и для беспилотников, и для малой авиации, и для снегоболотоходов.
–Есть ли какие-то способы сделать так, чтобы отправителю удалось сэкономить на услугах EMS?
Не каждый знает: у Почты России есть специальные предложения. Если оплатить отправку посылки банковской картой на сайте или в мобильном приложении Почты, то вам вернётся бонусами от 1 до 10% от стоимости доставки. Принцип простой: чем больше отправляешь, тем больше бонусов на вашем личном счёте. Этот кэшбек можно потратить на оплату других посылок. Стать участниками программы могут только физические лица.
И если подводить итог, мы видим, рост популярности экспресс-отправлений в Якутии.
С их помощью можно получить консультации от профессиональных юристов, медиков и других специалистов в различных жизненных ситуациях.
«Программы страхования – это неотъемлемая часть жизни любого человека. Поэтому Почта России много лет обеспечивает доступность страховых услуг для жителей всех населенных пунктов страны. Мы работаем с ведущими страховыми компаниями, что позволяет нашим клиентам выбрать нужный вид страхования на любые случаи жизни», – отмечает заместитель директора макрорегиона «Дальний Восток» Почты России Татьяна Разгонова.
Шаговая доступность почтовых отделений и легкое оформление полисов добровольного страхования позволяют всем желающим обеспечить финансовую защиту семейного бюджета от расходов, которые можно покрыть с помощью страхового полиса.
Полисы для автовладельцев
Покупать ОСАГО в почтовом отделении надежно. Партнерами Почты России выступают Страховой Дом ВСК, «Согласие» и «Росгосстрах». С представителями страховых компаний операторы почтовой связи работают в режиме онлайн, а процедура оформления или продления полиса занимает в среднем от 5 до 10 минут. После заполнения данных в программе оператор отправляет запрос и получает расчет страховой премии от разных страховщиков. Клиенту остается только выбрать наиболее приемлемый вариант. После оплаты оператор выдает бумажный полис, по просьбе автовладельца электронную версию направит на электронный адрес. Для оформления полиса требуется стандартный набор документов.
Защита дома
На Дальнем Востоке ежегодно от паводков в зоне подтопления оказываются города и поселки. Страховой полис «Защита дома» позволяет обезопасить собственное жилье от пожаров, ударов молний, взрывов бытового газа, краж, стихийных бедствий, в частности, вызванных паводками. Срок действия такого полиса – 1 год.
– Если человек проживает в паводкоопасном районе – сделать это лучше заблаговременно, поскольку защита от «стихийных бедствий» начинает действовать через 30 календарных дней с момента приобретения полиса, – рассказывает Татьяна Разгонова. – Почтальоны могут доставить полис на дом: в этом случае оплата проводится с помощью мобильно-кассового терминала, а сотрудник почты обязательно выдает чек.
Стоимость «Защиты дома» составляет от 800 рублей, размер максимальной выплаты на восстановление внутренней отделки и домашнего имущества – 1 млн рублей. Для оформления полиса в отделении Почты достаточно указать полное имя и контактный телефон человека, для которого приобретается страховая программа. При этом осмотра объекта не требуется.
(Услуги предоставляются ООО «СК «СОГЛАСИЕ»; САО «ВСК»)
Антиклещ
«Антиклещ» самая известная из страховых программ, которые есть в почтовых отделениях. Она традиционно пользуется повышенным спросом у жителей эндемичных территорий Дальнего Востока. Стоимость полиса не меняется несколько лет – 390 рублей, а общая страховая сумма составляет 500 000 рублей. Программа позволяет получить амбулаторно-поликлиническую помощь и экстренную госпитализацию в случае заболевания клещевым энцефалитом, а также реабилитационно-восстановительное лечение. При этом клиент может обращаться неограниченное число раз, пока не исчерпает страховую сумму.
Фото: АО «Почта России»
Договор страховой защиты вступает в силу через 7 дней после его приобретения и действует в течение 12 месяцев. Застраховать можно как ребенка, так и пожилого человека. Достаточно сообщить полное имя, дату рождения, серию паспорта и контактный телефон. Приобрести полис «Антиклещ» для себя и в подарок для своих близких можно в любом почтовом отделении и у почтальона.
(Услуги предоставляются САО «ВСК»)
Программа «Мультисервис»
Клиенты Почты России, приобретая «Мультисервис» пользуются услугами юристов, врачей, финансовых консультантов, получают помощь в экстренных случаях, в том числе произошедшими с домашними питомцами. Специалисты помогают решить проблемы от бытовых аварий, урегулируют семейные споры, разъяснят юридические документы, а также порядок начисления налогов и пенсий. Спектр вопросов может быть большим, владельцу «Мультисервиса» достаточно позвонить по единому многоканальному телефону. Дополнительной оплаты не потребуется – все звонки для владельца программы будут бесплатными, обращаться за профессиональной помощью человек сможет в любое время суток, в выходные и праздники – столько раз, сколько потребует ситуация.
Операторы почтовой связи помогают всем желающим выбрать удобный тарифный план – отдельно на правовую, медицинскую помощь или на комплексное обслуживание. Правовая или медицинская консультация в течении месяца будет стоить 400 рублей. Комплексные решения «Мультисервис Стандарт» и «Мультисервис Премиум» позволяют безлимитно пользоваться консультациями. Срок действия таких пакетов рассчитан на 3 или 12 месяцев, а стоимость составит 1000 и 3000 рублей соответственно.
Подтверждением приобретения программы является номер сертификата, который поступит на мобильный телефон пользователя в момент оплаты. На руки клиент получает конверт программы «Мультисервис» с подробными инструкциями.
(Услуги предоставляются компанией «Европейская юридическая служба»)
«Отличная Защита Джуниор»
Страховой полис создан для защиты детей. Занятия на природе, в спортивных залах зачастую сопровождаются рисками, а в летний период дети особенно активны. Уникальность страхового полиса для детей заключается в том, что в него входит широкий перечень случаев, по которым предусмотрена гарантированная денежная выплата до 100 тысяч рублей. Минимальная стоимость полиса составляет 560 рублей, она зависит от выбранных условий страхования и вида спорта, которым занимается ребенок. Экономичный вариант – выбрать полис на летние каникулы. Приобретая страховку на год, родителям не нужно подстраиваться под график спортивных соревнований, в течение 12 месяцев полис сможет покрыть расходы на медицинскую помощь из-за травм во время тренировок или прогулок. Полис действует по России и за рубежом. Его оформление занимает до 10 минут, при этом достаточно паспортных данных страхователя и данных свидетельства о рождении ребенка, присутствие ребенка не требуется.
(Услуги предоставляются ООО СК «ВТБ Страхование»)
На правах рекламы
Потрясения 2022 года затронули все сферы жизни, включая медицину. В Хабаровском федеральном кардиоцентре нашли ответ на все вызовы – в том числе и на санкционные. Главный врач Евгений Россейкин рассказал EastRussia, как сам пациент может помочь в процессе импортозамещения при операции по замене клапана (спойлер – не деньгами!) и какие у Центра есть поводы для гордости.
Евгений Россейкин, главный врач Хабаровского Федеральногоцентра сердечно-сосудистой хирургии
фото: EastRussia
Стационарный оптимизм
Извлечь максимум из возможного – так можно описать настрой коллектива Хабаровского кардиоцентра. С первых дней работы этого медучреждения, помимо решения чисто профессиональных медицинских задач, пришлось справляться с великим множеством сопутствующих, которые, впрочем, так или иначе влияли на главное предназначение Центра – оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Что это за задачи? Это и перенос неправильно проложенных труб в подвалах, и необходимость наладить собственную водоподготовку, и осознание того, что запроектированных в здании операционных не хватает, а значит нужно проектировать и строить новые. Это не просто «снести перегородки» – это решение целого комплекса вопросов по подведению отсутствующих в проекте коммуникаций, это соблюдение строжайших санитарных норм. А тут начинается пандемия и Центру нужно на пустом месте создать свою ПЦР-лабораторию… Продолжать можно долго.
И, видимо, благодаря полученной закалке, когда часть стран объявила о вводе санкций в отношении России, в Центре не было ни намёка на нервозность. Стали думать и придумывать – что можно и нужно сделать, чтобы ни в коем случае не останавливать прием пациентов и проведение операций. Что из расходников и оборудования можно заменить на отечественные аналоги, что-то закупить в Китае, Индии, других дружественных странах.
«Механические клапаны мы уже много лет используем только отечественные, - говорит Евгений Россейкин. - Биологические клапаны тоже делают у нас в стране. Есть отечественные компании, выпускающие стенты хорошего качества. Что касается «большой хирургии», тут много что заменяется нашими изделиями.
В рентген-хирургии тоже многое заменяется отечественной продукцией – и высокотехнологичные катетеры, баллоны и тому подобное. В аритмологии мы также стараемся максимум позиций заменить отечественными изделиями, или ищем альтернативы, например, в Китае.
Когда тебя прижимают, ты вынужден что-то придумывать. С одной стороны это, конечно неудобно, с другой стороны – хорошо: находятся новые пути, часто более эффективные».
Принять участие в импортозамещении могут сами пациенты, которым необходима замена клапана. Они бывают механические, биологические, есть такие, которые можно сделать из того, что есть у самого пациента – из сердечной сумки, оболочки, которая окружает сердце. Из неё делается аортальный клапан. Технологию предложил японский автор – Озаки, операция получила его имя. В России её могут сделать считанные кардиоцентры, и хабаровский – в их числе.
Оперирует главврач
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
«Это сложная технология, но если мы говорим об импортозамещении, или про то, где найти деньги, то вот вам ответ, - поясняет Евгений Россейкин. - Мы можем меньше закупить клапанов, делать больше операций Озаки, а высвободившуюся сумму направить на другие направления. Жизнь ставит нам условия, мы на них реагируем, становясь в итоге умнее и изобретательнее».
Свобода манёвра есть практически всегда, считает главврач. Надо просто её видеть и уметь воспользоваться. Вот пример: кардиоцентр получает от государства четко определенную сумму, которая складывается из просчитываемых параметров. Учитываются все возможности учреждения – оборудование, количество специалистов, их профиль и тп. Каждая операция имеет свою цену, и количество операций каждого типа прописано в плане. Однако если проанализировать деятельность кардиоцентра за прошлый год, можно увидеть, что по факту операций сделано больше, чем намечалось. Как это происходит?
«Мы не работаем так, что на конкретную методику выделили определенное количество денег и мы должны «налечить» на всю сумму, - рассказывает Евгений Россейкин. - Нет, мы делаем всё, что необходимо, и всегда проводим тщательную калькуляцию, чтобы по возможности минимизировать затраты, конечно же, не в ущерб пациенту. Высвобождающиеся средства перекрывают затраты на пациентов сверх квоты. А за счет того, что у нас большое количество пациентов, у нас есть возможность оперировать тех больных, от которых многие медицинские организации отказываются, понимая, что его лечение обойдётся в 2-3 раза дороже».
В Хабаровске МРТ сердца делают только в Центре
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
Понимая, что кардиоцентр - последняя инстанция, что если здесь откажут, пациенту больше некуда будет обратиться, тут берут на себя не только экономические риски, но и клинические: самых тяжёлых пациентов, «отказников». Тех, кому в других больницах помочь не смогли.
Кому и чем помогают
«Мне очень нравится вот такое сравнение, – говорит Евгений Владимирович – есть в Барселоне футбольный стадион «Камп ноу», он вмещает 100 000 человек, именно столько прошло всего пациентов через наш Центр с момента открытия. А в Санкт-Петербурге есть «Газпром Арена» - он вмещает чуть больше 60 000 человек – это пролеченные нами жители Хабаровского края».
Стадион Камп-Ноу (сверху) и Зенит-арена
Из «открытых» высокотехнологичных операций на сердце и сосудах чаще всего приходится делать аортокоронарное шунтирование. Среди «закрытых» лидирует ангиопластика со стентированием коронарных артерий. Помогают здесь и пациентам с врожденными пороками сердца, имплантируют кардиостимуляторы. Лечат и мерцательную аритмию. Это очень сложная операция, которая требует проведения картирования сердца, чтобы понимать, в каких очагах происходит сбой ритма. Затем производится прижигание этих зон, чтобы предотвратить прохождение этого патологического сигнала.
В этом году в Центре освоили альтернативу аортокоронарному шунтированию: ротаблацию – операцию по удалению атеросклеротических коронарных бляшек при тяжелом, сложном кальцинозе, когда они твердостью не уступают камню. Ротаблатор - это алмазный бур, который подводят к бляшке и он размалывает её на мельчайшие фрагменты, открывая просвет сосуда.
Приезжают в Центр не только дальневосточники, хотя в первую очередь, конечно же, они. Приезжают пациенты и из Нижнего Новгорода, и из Москвы. Любой гражданин РФ, вне зависимости от территории проживания, может попасть на лечение в Центр, всё, что нужно для этого сделать - направить документы на заочную консультацию. Столь же впечатляющ, как и география, возрастной диапазон пациентов – тут лечат всех, и новорожденных, и тех, кому за 90 лет.
У хирургов Центра есть успешный опыт помощи новорождённым - всего на вторые сутки их жизни
фото: пресс-служба Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии
В год через Центр проходит от 8 тысяч пациентов – включая дневной стационар, где тоже оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь. В 2022 году лечение получили около 11000 человек.
Сердечные радости
Какие бы не случились потрясения, важно делать своё дело, добиваться достижения целей и тогда появятся поводы для законной гордости, считает Евгений Россейкин. Эти поводы могут быть как внушительных размеров, так и совсем небольшими, но тоже очень-очень важными. Вот, например, гордостью всего коллектива стало строительство новой рентген-операционной для дневного стационара. Чтобы воплотить это, пришлось напрячься всем и каждому. Другой повод – не менее масштабен – новый ангиограф.
«Но не только новая техника предмет моей гордости, - говорит Евгений Россейкин. – Вот вы были в операционной, обратили внимание на цветные линии на полу? Они определяют положение всего движимого инвентаря в каждый период времени – перед операцией, когда привозят больного, когда операция проводится. Это, казалось бы мелочи, но очень важные мелочи. Они исключают ненужные усилия, экономят время, создают комфорт в работе, и, в конечном итоге, влияют на результат операции. Подъехать с пациентом к столу – это целая наука, так чтобы и врачам было удобно, и чтобы аппаратуру дорогостоящую не задеть.
Те самые цветные линии на полу операционной
фото: EastRussia
Конечно, в этом списке и новые технологии, уникальные операции, которые мы, благодаря им, можем проводить. Тот же Озаки, про который я уже рассказывал. Безусловно, это тоже повод для моей, для нашей общей гордости. И то, что мы делаем малоинвазивные вмешательства – без рассечения грудной клетки. Например, операции по замене клапана через бедро, операции при аневризме аорты с новыми технологиями, и рентгенэндоваскулярная хирургия у нас работает (рентгенэндоваскулярная хирургия - операции на сосудах, когда контроль за действиями хирурга ведётся с помощью высокотехнологичного рентгеновского оборудования – прим. ред.). Если на чистоту – многие поводы для гордости будут понятны только профессионалу и их перечисление займёт много времени. Поэтому просто скажу – практически все существующие современные технологии используются в нашем Центре, мы не занимаемся трансплантацией сердца в силу других причин, не в силу технических, хотя делать мы это умеем.
За год до 8000 пациентов проходят через операционные и дневной стационар Центра
фото: EastRussia
Если вы походите, посмотрите, как у нас тут всё организовано, то вы людей в коридорах слоняющихся не увидите. Все заняты. Все в операционных, в лабораториях, в диагностических кабинетах. Всё работает как механизм, как часы – из операционной пациента вывезли, убрали, навели порядок, 30 минут – и завозится следующий пациент. В рентген-хирургии 15 минут исследование сделали, вывезли, завезли другого… и так на всех уровнях, во всех отделениях. Происходит такой круговорот, насыщенный к тому же такими технологиями, о которых лет 30 назад мы и не мечтали. Всё постоянно в движении! А движение, как известно – жизнь!»
О целебных растениях Татьяна Терентьева, жительница села Чигири Благовещенского района Амурской области, узнала еще в детстве. Вместе с родителями ходила в лес собирать дикоросы. Смотрела что растет в лесу и рядом с домом, а потом читала про их полезные свойства. Заниматься травничеством начала, когда сама готовилась стать мамой. Изучала целебные свойства растений, когда их лучше всего собирать, как хранить, что можно из них делать, когда применять.
«Книги читала, энциклопедии, – рассказывает Татьяна. – В первую очередь, конечно, помогали и подсказывали люди, которые разбираются в травничестве».
Уже после рождения дочери перешла от теории к практике. С тех пор прошло уже десять лет.
Дальневосточный лес – источник жизни для людей, кладезь силы и здоровья. Уникальные амурские травы веками служили лекарством на любые жизненные случаи. Кстати, как выяснилось, Татьяна потомственная травница. «Мои бабушки обладали знаниями, но не успели их передать из уст в уста. Читала труды Елены Федоровны Зайцевой, монастырской травницы и по ним составляла лечебные сборы. В этом году собиралась на Алтай в школу травников к Радомиру, но ее отменили», – рассказывает Татьяна.
Она никогда не считала сколько трав знает и какое количество сборов может сделать. Для себя собирает не больше тридцати. Делает травяные чаи, а также травяные веники и запарки для банных процедур. Может сделать и лечебный сбор, но только если кто-то просит заранее. Обычно за полезными чаями и отварами к Татьяне обращаются друзья и знакомые. Например, однажды собирала чай для лактации. Попросила подруга, недавно ставшая мамой. Аптечные сборы желаемого результата не приносили, а вот отвар от подруги-травницы пошел на пользу.
«Друзья называют меня «веда». Это лесная фея, а я же все лето в лесу провожу. Сезон сбора трав начинаю в первой половине мая с крапивы, а заканчиваю в октябре сбором топинамбура. Травы выращиваю в саду и собираю за городом, в деревнях и т.п. Все травы, которые собираю, считаю ценными. Не все вкусные и ароматные как липа, мята, смородина, ромашка, мелисса, шиповник, земляника, но безусловно все полезны и от множества болезней спасение - крапива, репешок, спорыш, березы листья, тысячелистник, клевер. Конечно, я делаю сборов больше, чем мне самой нужно. Мне нравится сам процесс сбора, аромат сушеных трав, и помогать людям я могу», – говорит Татьяна Терентьева.
На сбор трав у Татьяны уходит несколько часов, если собирает их в окрестностях своего дома. Когда удается выбраться подальше, то может делать заготовки и целый день. Берет травы, корни, цветы. Рассказывает, что хранятся травяные сборы до двух лет, а корни и ягоды – три года. Это при правильной сушке и соблюдении условий хранения. По словам Веды, сбор можно сделать практически от любых болезней. Здесь важно применять целебные отвары регулярно и в комплексе с другими методами. Конечно, не стоит забывать и о консультации с врачом.
«Примеров сборов можно привести множество. Любая книга трав пестрит ими, но кто их отмерять будет? Для каждого человека свой рецепт. Из таких общих примеров: на ночь можно заварить мелиссу или мяту для спокойного сна. А вот тот же Саган Дайля (сильный природный энергетик) на ночь пить нельзя и в баню с собой тоже не берите! Если покупаете травы в аптеке, то обязательно читайте противопоказания», – советует амурская травница.
Кстати, по данным аналитиков фармацевтического рынка, в марте в России вырос спрос на лекарства. В частности, стали больше покупать антидепрессанты, сразу в четыре раза. Однако, чтобы успокоить нервы и справиться с тревогой, совсем не обязательно горстями пить успокоительные пилюли.
«От тревоги помогают мята, пустырник, душица. Пить регулярно, чередуя сборы. Любые травы содержат много витаминов, каждая травка найдет свое место. Регулярное применение поможет набраться сил. Я вам честно скажу: любой сбор витаминный, любая травка. Но подбирать его нужно индивидуально, учитывая особенности здоровья», – уверяет Татьяна.
Вот уже несколько лет ее семья справляется с болезнями при помощи целебных растений.
«Когда я перевела своих деток на травяные чаи, они сразу перестали так часто болеть. Пять лет без лекарств и температуры. Уже год младшая дочь отказывается пить даже вкусные травы, не любит морсы и. т. п. И она заметно реже стала болеть. Если дочки заболевают одновременно, то старшая легче и быстрее выздоравливает», – делится травница.
Сборы, травяные чаи, свечи, эко-косметика из отваров трав и соков: кремы для рук и лица, маски - вдруг этого Татьяне показалось мало и она стала пармастерицей. Теперь все желающие могут узнать, что такое авторская баня от Татьяны Терентьевой.
«Баня у Тани - это душевные посиделки, отдых и новые знакомства. Это оздоравливающие программы с парением дубовыми веничками и спа-процедурами. Это русская баня плюс сибирский банный чан в лесу на свежем воздухе», – улыбается пармастерица.
А еще, продолжает она, ни одна баня не проходит без варенья из шишек. Это и лакомство, и ценный продукт для профилактики и лечения болезней дыхательной системы. Считается, что оно хорошо помогает при острых респираторных заболеваниях, ангине, гриппе, бронхите. Полезно при авитаминозе. Ну и, конечно, очень вкусное.
Несмотря на большой опыт в сборе полезных трав и дикоросов, амурская травница продолжает учиться, выведывать секреты трав, совершенствовать свое мастерство. И щедро делится тем, что узнала и в реальной жизни, и в блоге.
Несмотря на спад заболеваемости ветряной оспой на фоне пандемии коронавируса в 2020 году, увеличивается риск новых вспышек этой «затаившейся» болезни. В некоторых регионах России, например, во Владимирской и Воронежской областях, уже наблюдается значительный рост заражения ветрянкой. О том, как складывается ситуация в восточных регионах и почему нельзя игнорировать возможность распространения ветряной оспы, в материале EastRussia.
2020 год в статистических отчетах запомнится стремительным снижением по заболеваемости многими инфекциями, среди которых была и ветряная оспа. Например, в Якутии число случаев заражения ветрянкой уменьшилось на 36,8%, в Сахалинской области – на 49,8%, в Хабаровском крае – на 52,57%, а в Приморском крае – на 52,1%. Понятно, что такой спад заболеваемости произошел в первую очередь на фоне мер, принятых для противодействия распространению covid-19. Удаленная работа и учеба, запрет посещения общественных мест, отмена большинства массовых мероприятий – эти факторы работали не только в отношении «короны», они ощутимо «гасили» распространение и других вирусов, среди которых VaricellaZoster, который является возбудителем ветряной оспы.
Сейчас обстановка изменилась: большую часть ограничений сняли, дети вернулись в школы и детские сады, взрослые – на работу, начали чаще встречаться с друзьями и даже посещать массовые мероприятия, что, конечно, не способствует сдерживанию инфекции. О мерах предосторожности тоже начали забывать: уровень продажи средств индивидуальной защиты значительно сократился. Как результат – стремительно растущая опасность вспышек ветряной оспы.
«Снижение заболеваемости ветрянкой говорит о том, что число детей, восприимчивых к вирусу ветряной оспы увеличилось. Несмотря на тревожную ситуацию с covid-19 в Якутии и ужесточение карантинных мер, население уже, кажется, вернулось к привычной жизни – это видно хотя бы по беспечному отношению к средствам индивидуальной защиты. В такой ситуации высока вероятность вспышек ветрянки и других инфекционных заболеваний, особенно в детских коллективах», – отмечает Татьяна Дмитриева, профессор кафедры педиатрии и детской хирургии Медицинского института СВФУ.
Риск может проявиться уже этим летом, отчасти из-за организованного детского отдыха в коллективах, а в условиях тесного контакта между детьми риск распространения вируса растет. В этом году только в Якутии лагеря планируют охватить почти 30 000 детей, по сравнению с прошлым годом это число выросло почти в 15 раз.
С Татьяной Дмитриевой солидарны и другие эксперты. «После сокращения заражений ветряной оспой более чем на 50% в 2020 году в Хабаровском крае на фоне карантина и минимизации миграционных потоков не исключается некоторый подъем заболеваемости ветрянкой и другими инфекционными заболеваниями по мере снятия ограничительных мер и восстановления привычного уровня авиасообщения с Европой и Юго-Восточной Азией, – говорит Анна Кузнецова, главный внештатный инфекционист Министерства здравоохранения Хабаровского края. – Несмотря на широкие меры по просвещению населения и реализации комплекса профилактических мероприятий, ветрянка все еще остается одним из наиболее распространенных инфекционных заболеваний, опасность которого и ущерб от которого нельзя недооценивать».
В Приморье также фиксируют значительное увеличение числа заболевших с середины мая. По словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю Светланы Морозовой, среди причин роста заболеваемости значительное место занимает миграция населения с наступлением туристического сезона и началом летних отпусков.
Стоит отметить, что риск возникновения новых вспышек ветрянки растет в том числе и за счет увеличения числа заражений коронавирусом. У лиц, переболевших covid-19, наблюдается временное снижение иммунитета, из-за чего ветряная оспа может протекать в более тяжелой форме. Кроме того, на фоне коронавирусной инфекции иногда происходит реактивация вируса Varicella Zoster. Некоторые эксперты также описывают случаи, когда при сочетании коронавирусной инфекции и вируса Varicella Zoster развиваются более тяжелые респираторные заболевания.
«Не стоит недооценивать серьезность положения. По данным недавнего опроса, проведенного по инициативе компании GSK, каждый пятый россиянин думает, что ветрянка протекает в легкой форме и не вызывает серьезных осложнений. На самом деле, это заболевание опасно в первую очередь именно осложнениями. В их число входят пневмония, менингит, энцефалит, миокардит и не только. Но даже если заболевание прошло относительно легко, вирус остается в организме в «спящем» состоянии и со временем может проявиться в форме опоясывающего герпеса. Болевой синдром, который возникает при этом, является одним из самых трудноизлечимых и может длиться месяцами», – отмечает Евгений Шпеер, кандидат медицинских наук, врач-иммунолог, член Европейского общества детских инфекционных болезней (ESPID) и руководитель медицинского отдела «Вакцины» компании GSK в России.
То же исследование GSK показало, что более половины опрошенных россиян не знают о возможности иммунопрофилактики ветрянки. Тем временем это основное профилактическое мероприятие, направленное на защиту населения от ветряной оспы, его эффективность превышает 90%. Рассказать о способах профилактики и лечения ветряной оспы может только врач, а проконсультироваться с ним следует как можно раньше.
Одним из ведущих восточных регионов по вакцинопрофилактике против ветряной оспы является Сахалинская область: вакцина от ветрянки уже несколько лет входит в региональный календарь прививок и доступна по полису ОМС детям с 9 месяцев до поступления в школу. По словам главного внештатного инфекциониста Сахалинской области Оксаны Солониной, за счет вакцинопрофилактики ситуация в регионе достаточно оптимистичная.
Так, по словам госпожи Солониной, «по борьбе с ветряной оспой мы опережаем национальный календарь прививок на несколько лет, а благодаря тому, что вакцина предлагается родителям всех детей, а не только из групп риска, родители достаточно хорошо информированы о рисках ветрянки, ее осложнениях, а также о том, как можно защититься от данной инфекции. Таким образом, родители получают исчерпывающую информацию о прививке и в большинстве случаев принимают положительное решение о вакцинации своего ребенка».
Эксперт из Якутии поддерживает коллегу с Сахалина: окончательно переломить тренды по ветрянке может системная вакцинация детей. «Якутия является одним из немногих субъектов РФ, где вакцинация от ветрянки входит в региональный календарь прививок с 2016 года. То есть вакцинопрофилактика уже пять лет доступна в рамках обязательного медицинского страхования для групп риска, например, для взрослых и детей со сниженным иммунитетом, – говорит Татьяна Дмитриева, профессор кафедры педиатрии и детской хирургии Медицинского института СВФУ. – Мы надеемся, что после включения вакцины против ветряной оспы в национальный календарь прививок в 2023 году, объемы вакцинопрофилактики против этой инфекции в регионе только увеличатся».