Государственный концертный ансамбль «Дальний Восток» готовится к премьере музыкальной мистерии по мотивам сказок народов Приамурья «Косы Чольчинай». Она запланирована на 20 и 21 сентября 2023 года на сцене концертного зала Хабаровской краевой филармонии.
В основе постановки – сюжеты из сказок и поэзия народов Приамурья. В центре сюжета история двух влюбленных, на долю которых выпадает множество испытаний. На пути к своему счастью юноша Чориль борется со стихией и попадает в круг превращений, а юная Чольчинай проходит долгий путь духовного взросления, чтобы получить право заплести заветные косы и стать невестой Чориля.
«Идея постановки зародилась несколько лет назад, велась работа по написанию основного музыкального материала и поиска ресурсов для реализации проекта. Приступить к воплощению идеи удалось благодаря партнеру постановки ООО «Амур Минералс», – сообщил директор Хабаровской филармонии Игорь Мосин.
Режиссером стала Анна Красильникова, поставившая большое количество хореографических, концертных и театральных представлений. Хореграфом-постановщиком выступит Даниил Верещагин – заслуженный работник культуры РФ, он является одним из новаторов в новом направлении современной хореографии России –«Неофолк». Художник-постановщик – Наталья Белова, специализирующаяся на костюмах и декорациях с элементами фольклора. Консультантом постановки выступила заведующая научно-исследовательским сектором этнографии Хабаровского краевого музея им. Гродекова, кандидат искусствоведения Галина Титорева.
«В процессе работы над новым проектом, постановочной группой изучен огромный пласт культуры и быта народов Приамурья. Петроглифы и вышивка, промысловые орудия и история костюма, устройство жилища и средства передвижения, песни и танцы, обряды и духовные традиции, дошедшие до наших дней. Все, что составляет культурный код коренных народов Дальнего Востока», – комментирует работу постановочной группы Галина Титорева.
Окунуться в атмосферу мира сказочных героев и мистических сил помогут красочные декорации, реквизит и художественные костюмы с ручной масляной росписью.
Композитор проекта, художественный руководитель ансамбля «Дальний Восток» Юлия Давыдова рассказала, что в основу программы легла поэзия авторов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также самобытные и своеобразные Амурские сказки.
«Для передачи всей красоты образов и быта древней культуры, музыка представляет собой симбиоз современных и этнических инструментов, тембров, звуков природы, положенных на ритмическую основу танцев народов Дальнего Востока», – добавила она.
Помимо премьерных показов 20 и 21 сентября, «Косы Чольчинай» покажут в Комсомольском, Амурском и Нанайском районах в 2023 году.
«В Урлук надо попасть обязательно», – актёр Александр Михайлов ранним утром в аэропорту Читы смотрит на расписание неблизкого перелёта из Читы в село Красный Чикой и в тот же день – обратно.
Красный Чикой – это юго-запад Забайкальского края. Михайлов, с супругой Оксаной и дочерью Мирославой хотят за несколько часов объехать три села, встретиться с жителями. Урлук – небольшое село в Красночикойском районе, где родилась мать артиста, Степанида Наумовна.
«Восемь лет там не был, дочку на этот раз взял, чтобы побывала на родине бабушки», – объясняет артист организаторам, которые уже перекраивают маршрут, чтобы сделать круг длиной в полтора часа по чикойской тайге, лишь бы добраться до маленького села, ради которого Александр Яковлевич летел шесть часов от Москвы до Читы.
Дочери Михайлова Мирославе 21 год, она не застала бабушку, которая в молодости так лихо играла на балалайке после работы, что каждый раз, вспоминая про это, актёр утирает слёзы или задумчиво щурится. Мама… Съездить к ней на родину сегодня важнее важного, и крохотный самолёт с нарисованной на борту веткой розового багульника на борту взмывает в небо, в котором почти ни облачка.
Самолёт поворачивает над древней рекой Чикой, чьи синие рукава здесь, на юго-востоке края, стали пристанищем для старообрядцев-раскольников, переселенных из Речи Посполитой в Восточную Сибирь и Забайкалье в 30-х годах 18 века. Веками старообрядческие семьи вели замкнутый образ жизни, не подпуская к своим традициям никого из посторонних и тем самым сохранив и уникальный фольклор, и рецепты, и историю своих семей, передававшуюся из уст в уста.
Предки Александра Михайлова – как раз из них. Прадед и прабабка актёра, Тимофей Ксенофонтович и Александра Александровна, в девичестве носившая фамилию Овчинникова, из-за старообрядческой веры не стали венчаться в урлукской церкви, сделав это в 1870 году в нижне-нарымской единоверческой. Сохранились сведения о том, что у них было пятеро детей: четыре дочери и сын Наум.
В начале 20 века Урлук был огромной, образовавшейся из нескольких слобод, деревней, где жили почти 60 семей Михайловых. Часть из них придерживалась православия, а часть – старообрядческой веры.
Наум Михайлов женился, когда ему было 23 года, в 1901 году. Его избранницей стала 21-летняя Феодосья, дочь крестьянина-старообрядца Иллариона Верхушина. Венчали молодых 9 ноября в урлукской Пророко-Ильинской церкви. Прожил Наум Михайлов недолго. Он скончался 17 марта 1921 года, оставив жену дочерьми Нинилой, Натальей и Стефанидой. Ниниле в 1923 году было 18 лет, Наталье 11, маленькой Стеше - 9. Именно о ней и будет с нежностью вспоминать Александр Яковлевич, рассказывая, как мать Стефанида Наумовна звала его Шуркой.
Красный Чикой и Архангельское
Самолёт приземляется на огромное, усыпанное одуванчиками поле. У взлётной полосы актёра и его семью уже ждут женщины в старинный семейских нарядах: ярких, цветастых платьях, на которых богатствами лежит по несколько крупных нитей бус, в расшитых кичках - головных уборах.
«Вы мои-то», - ускоряет к ним шаг Александр Михайлов.
«Приехал наш родной!» - на шаг вперед из толпы выходит звонкоголосая бабушка, которая обнимает актера. Михайлова в забайкальских, а особенно в красночикойских и могойтуйских краях не просто любят - считают за своего, каким, собственно, всю жизнь и остается актер, постоянно приезжающий на малую родину.
«Вставай в хоровод!» - звенит прямо над полем сквозь песню, которую ансамбль приготовил для гостей.
Через 10 минут, улыбчивые, разгоряченные только что остановившимся кружением, гости садятся в машину, чтобы через полчаса оказаться в избе-музее семейского крестьянина в селе Архангельском.
Здесь, за деревянными старыми, но ладными воротами как будто попадаешь на 100 лет назад: на кольях у огорода сушатся глиняные горшки, перед крыльцом стелется зеленью лужайка, у калитки - зацветает черёмуха, а из приоткрытой двери сарайчиков видны то огромные бочки под капусту, то лохань для ее засолки, то деревянные грабли или седло.
В старой русской печи только что напекли пышных чикойских блинов.
«Ох, какие!» - заходит в избу Михайлов.
«Хотите, сами блин испечь можете, немного теста ещё осталось, а сковорода горячая», - речитативом выдает хозяйка усадьбы.
Конечно, он хочет.
В два шага подходит от порога к сковороде, спокойно наливает блин.
«А теперь вот туда пододвигаем, он сейчас быстренько», - помогает гостю хлопотливая хозяюшка.
Блин растет от сильного печного жара и правда быстренько. Вот зарумянился, вот поднялся, а гости еще только усаживаются за большой, богатый стол, на котором дымит картошечка со шкварками от сала, спокойно, чинно стоит наливка на ягоде, горкой отдыхают оладьи с угощением к ним из мельченых кедровых орехов и вздыхают блины, которые обязательно надо поженить со сладковатой тертой черемухой. Вкусно - не отойти!
«За окноооом черёмуха колышется», - запевает кто-то после первой приветственной, и на глазах у Александра Яковлевича, который недавно рассказывал, как его закалила жизнь и сколько он всего повидал, выступают слезы. Песня из детства, из родной деревни, когда ты дома и когда мама - жива.
О том, что Михайлов заторопился, можно понять по тому, как часто он поглядывает на жену Оксану. Она внимательно, с легкой улыбкой слушает поющих бабушек, но видно: взгляды мужа замечает. До самолета осталось несколько часов, впереди встреча в районном доме культуры в Красном Чикое и неблизкая дорога в Урлук, куда обязательно нужно успеть.
Прощаются, фотографируются и обнимаются.
Несмотря на спешку и скорость, по дороге в Чикой Александр Яковлевич просит остановиться. Выходит, садится у воды и омывает лицо из реки, дававшей жизнь многим поколениям его предков. Несколько секунд сидит в тишине.
«Пора!» - решительно поднимается все такой же высокий, сильный, как в молодости.
На встрече с чикоянами потом пошутит: «Я дал себе обещание до 88 лет дожить без маразма, а там как Бог даст. То есть ещё десять лет есть».
Из дома культуры в Красном Чикое, кстати, после теплого, душевного разговора с людьми и песен пришлось едва ли не убегать в две-три торопливых затяжки на крыльце, иначе народ бы не отпустил, так хотели поговорить еще.
«И поговорил бы! Но - Урлук», - Михайлов вздыхает и прыгает в машину.
Родное село встречает его пасмурным небом без дождя. Перво-наперво вся семья заходит в местную церковь, и только потом, спустя 20-30 минут, едет на ту самую улочку, где родилась бабушка Мирославы, дочки Александра Михайлова, и жили ее прадед с прабабушкой.
«Основания тут не было, дома давно нет», - рассказывают местные жители Александру Яковлевичу, показывая на постройки у домов, возведенных, кажется, уже после Великой Отечественной.
Единственное, что осталось здесь от его семьи - посаженная дедом или прадедом Михайлова лиственница, которая сейчас находится за заборчиком в палисаднике.
«Она», - дрогнувшим голосом говорит народный артист России.
Заходит через старую калитку, гладит дерево: «Ну, здравствуй».
Потом оборачивается: «Я же восемь лет назад, когда тут был, сухую веточку у нее сломил, в Москву привез. Мы ее в воду поставили, и ветка зазеленела».
«Возьмем родной земли», - говорит Александр Михайлов, а потом обнимает дочь, встает родной листвяночке, да так и стоит.
Перед отъездом сопровождавшие его отошли к машинам. Высокий, статный Александр Михайлов стоял у огромного дерева один, склонив голову, и казался совсем маленьким. Он гладил лиственницу по шероховатой коре и, кажется, обещал ей вернуться.
Фест-форум «Российская креативная неделя» завершился во Владивостоке. С 25 по 27 мая представители органов власти, институтов развития, бизнеса, творческого сообщества обсуждали пути развития креативной экономики, а мастодонты креативных индустрий делились лучшими практиками. Одной из ключевых стала сессия с участием министров культуры от каждого дальневосточного региона.
Более 200 спикеров и тысячи гостей мероприятия объединила площадка кинотеатра «Океан», где обсуждалось будущее креативных индустрий на стыке творчества и технологий. Уже сегодня в городах Дальнего Востока арт-кластеры, культурные пространства становятся центрами развития кинопроизводства, архитектуры, моды, информационных технологий, гастрономии, народных ремёсел.
Креативную экономику составляют товары и услуги, которые являются результатом интеллектуальной деятельности. И перед органами государственной власти стоит задача нарастить их долю в российском ВВП до 6% и 15% занятых к 2030 году. Как это сделать, обсудили участники сессии «Креативный спринт: культурная политика». Лучшими практиками делились министры, ответственные за развитие креативных индустрий в регионах Дальнего Востока.
Как отметила Надежда Преподобная, после «Российской креативной недели-2022» в Красноярске было сделано немало. Одним из главных событий стало подписание президентом указа «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики», закрепляющего механизмы поддержки креативных индустрий в Российской Федерации. Регионы РФ могут привлекать средства по линии Минэка, президентские гранты, использовать инструмент дальневосточной концессии, чтобы создавать творческие кластеры, организовывать событийные мероприятия, строить музеи и театры.
«В рамках федерального проекта «Придумано и сделано в России» министерство культуры координирует создание и дальнейшее функционирование школ креативных индустрий, центров прототипирования и инклюзивных творческих лабораторий. Эта работа ведётся в регионах, и за прошедший год нам удалось добиться серьёзных подвижек», - сообщила Надежда Преподобная.
Одним из лидеров в области развития креативных индустрий является Якутия, известная сегодня не только как «алмазное сердце России», но и центр кинопроизводства на Дальнем Востоке. Якутское кино вышло на федеральный и международный уровень – весь мир смотрит фильмы о жизни кочевников якутской тундры, семейные драмы и фильмы ужасов с аутентичным якутским колоритом. Фильм «Ага» победил в номинации «Лучший фильм» международного кинофестиваля «Фаджир» в Тегеране. Кинолента «Пугало» завоевала главный приз на французском кинофестивале «Quand les Russes».
«Феномен» якутского кино министр культуры и духовного развития Якутии Юрий Куприянов назвал результатом долгой кропотливой работы.
«Поддержка кинопроизводства является важной частью креативного сектора в регионе. У нас есть свой якутский зритель. Внутри Республики мы привлекаем огромное количество денег, чтобы ребята из кино делали бизнес. Уложились в 5 млн субсидий, сняли фильм - прокат сделали 20 млн, дальше работают сами. Ежегодно в Якутии порядка 80 млн рублей направляются на поддержку будущих кинопроизводителей», - рассказал Юрий Куприянов.
Резиденты технопарка Якутии разработали кинопроектор «Extra cinema», который стоит порядка 600 тысяч рублей и позволяет показывать фильмы с минимальными затратами. Власти Якутии профинансировали проект и открыли 27 кинозалов, чтобы «важнейшее из искусств» было доступно в самых отдалённых населённых пунктах на больших экранах.
По словам Юрия Куприянова, во всех субъектах ДФО, которые получают более 10% дотаций от бюджета, существуют ограничения, не позволяющие напрямую финансировать кинопроизводство полного цикла. Однако сегодня есть поручение президента, которое может снять этот барьер.
Примечательно, что экосистема креативного сектора Якутии считается одной из самых эффективных и развитых на Дальнем Востоке. В процессе строительства находится «Арктический центр эпоса и искусств», который должен стать объектом культурного наследия мирового уровня. Проект полностью профинансирован министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. В 2024 году стартует строительство «Высшей школы музыки».
На территории бывшего мясокомбината создан крупнейший в ДФО креативный кластер «Квартал труда». Сегодня это 70 резидентов и более 14 тысяч кв. метров для производства кино, анимации и цифрового контента. Инициативу по созданию кластера поддержал вице-премьер, полномочный представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев.
В помещениях бывшего мясокомбината теперь производят пищу духовную - здесь проводят выставки, конференции и концерты. «Квартал труда» стал первой площадкой территории опережающего развития для креативных индустрий, к 2025 году совокупная выручка его резидентов должна составить не менее 5 млрд рублей.
«Хэб Хаб» в Бурятии
Успешным опытом поделилась и министр культуры Бурятии Соёлма Дагаева. В Республике функционирует арт-пространство «Хэб Хаб». Среди его резидентов – архитектурное бюро, фотостудия, мастерская по реставрации мебели, книгоиздательский проект «Буряад-Монгол Ном», смм-агентство, школа бурят-монгольской каллиграфии, швейные мастерские, ювелирная мастерская, различные медийные проекты, 10 мастерских художников, студия йоги. Проекты успешно монетизируются.
«Молодёжи на Дальнем Востоке нужна не столько карьера, сколько самореализация. Наша общая и моя личная задача - искать людей, которые готовы реализовать себя в нашем проекте. Мы также привлекаем предпринимателей, которые предоставляют площади для организации культурных событий, потому что классические музеи многим не подходят», - рассказала Соёлма Дагаева.
Центром развития искусств стала также арт-резиденция «Баргужин-Токум».
Привлекать таланты на территорию арт-пространства помогают различные конкурсы и фестивали.
В рамках проекта «Межрегиональный симпозиум деревянной скульптуры «Генезис»» начинающих авторов обучают современному искусству. Причём на территории этнографического музея Республики можно встретить удивительные произведения не только местных мастеров. Например, деревянный конь из обожжённых досок – «Старообрядческий конь встаёт на ноги» - дело рук автора из Архангельска, который увлёкся темой ссыльных старообрядцев в Бурятии.
Лучшие проекты получают стипендии правительства Республики.
На фестиваль унтов в Забайкалье
Одним из лидеров по развитию креативных индустрий можно назвать и «вотчину Чингисхана» Забайкалье. Здесь создана богатая база для развития событийного туризма. Тысячи гостей привлекают фестиваль этно-моды «Золотая нить наших предков», забайкальская биеннале изобразительного искусства и дизайна «Пространство и ракурсы». Продажи аутентичных меховых сапог в рамках «Фестиваля унтов» приносят порядка 1,5 млн рублей за день.
Одним из самых ярких событий также стал «Международный баттл оружейников». В Забайкалье создаётся практическая среда для оружейников и ювелиров. При поддержке правительства Республики проект развивается усилиями его идейных вдохновителей. На базе мастерской скоро откроется школа бурятского искусства «великого оружейника» Жигжита Баясхаланова. Там будут обучать оружейному, лучному, ювелирному делу, бурятской живописи «Буряад зураг», монгольской письменности и грамоте бурятского языка.
В Чите стартовал проект креативной деревни «Тужи» - победитель первого конкурса грантов Президентского фонда культурных инициатив, один из будущих центров этнографического туризма. Здесь создаются четыре локации – производства бурятских юрт, изготовления унтов, создания авторских кукол и культурный цех.
В том числе благодаря яркой событийной повестке туризм в Забайкалье продолжает расти. С 2018 года количество туроператоров в регионе выросло с 88 до 132 компаний в 2022 году. Количество занятых в сфере туризма увеличилось с 5315 до 7185 человек.
«Якутское кино сложно превзойти, но не будем забывать, что Забайкалье - родина Александра Яковлева и братьев Соломиных. Мы поддерживаем кинопроизводство и выделили 25 млн рублей на поддержку фильма «Озеро детства», в котором сыграли Александр Михайлов, Дмитрий Харатьян, Евгения Короткевич», - рассказала министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович.
Каждый регион ДФО может сегодня поделиться успешными практиками развития креативных индустрий. В Приморском крае запустили проект по трансформации библиотек, планируется создание крупного арт-кластера.
В Хабаровском крае на средства президентского гранта реализован проект по развитию анимации в студии детского творчества, в этом году открывается школа креативных индустрий. А кроме того, регион одним из первых воспользовался инструментом дальневосточной концессии для реализации масштабных проектов в сфере культуры. На выделенные средства построят новое здание Дальневосточного художественного музея и современный детский центр в сельском поселении Бычиха.
Губернатор Камчатки на днях представил концепцию проекта арт-кластера, который объединит флагманские проекты креативных индустрий.
В Сахалинской области успешно функционирует арт-резиденция «Маяк», где работают представители творческих профессий и предприниматели в сферах искусства, музыки и ремёсел.
Школа креативных индустрий готовится к открытию в ЕАО.
Культура должна аккомпанировать экономике, отметила Надежда Преподобная, подводя итоги сессии.
«Мы находимся в самом начале пути развития креативных индустрий и вместе рисуем «карту», где каждый день возникают новые тепловые точки. Надеюсь, у нас будет больше возможностей для подобных обсуждений. А если говорить о развитии кино, то кто мешает регионам ДФО объединиться и сделать общий проект кинопроизводства? Конечно, здесь нужны средства, но примерно через месяц мы будем принимать заявки на предоставление финансирования», - обратилась Надежда Преподобная к участникам дискуссии.
На протяжении трёх дней лучшими практиками делились лидеры в области креативных индустрий, получившие признание на федеральном уровне.
Так, основатель и соорганизатор фестиваля дизайна, архитектуры и искусства Vladivostok design week Даниэла Пика рассказала о проекте школы предметного дизайна, где создают продукты с уникальным дизайн-кодом от посуды и столовых приборов до предметов декора и мебели. Проект стартовал в прошлом году, но уже привлёк большое количество участников. Выпускники школы получили престижные дизайнерские премии конкурса «Придумано и сделано в России».
Предметы из коллекции «Море-лёд», созданной на основе впечатлений от зимнего моря Владивостока, кухня-сундук в китайском стиле получили высокие оценки не только экспертов, но и потребителей.
«В условиях нехватки профильного образования по предметному дизайну во Владивостоке мы предлагаем мебельным мастерским выйти на принципиально новый уровень производства и научиться создавать качественные авторские предметы под кураторством лучших преподавателей самых известных российских вузов», - делится Даниэла Пика.
Огромное количество больших и маленьких проектов зарождается вокруг креативных лидеров и масштабируется с помощью государственной поддержки. Один из ярких примеров – проект художницы Марии Намоловой в Улан-Удэ «Комната». Это перфоманс-экспириенс, когда человек остаётся в комнате наедине с собой, кистями, красками и может свободно выражать эмоции, занимаясь «художественным вандализмом» с помощью красок на стенах.
«Я делаю то, что слишком легко для художника, но сложно для маляра», - говорит девушка.
«Комната» нашла своё применение в арт-терапии, к проекту присоединились профессиональные психологи, и сегодня он успешно монетизирован.
Культура на экспорт
В рамках форума было подписано соглашение о взаимодействии между министерством культуры России и Федерацией креативных индустрий.
Глава Федерации Игорь Намаконов напомнил о принципах развития креативной экономики. Основные составляющие здесь – региональные экосистемы взаимодействия деятелей креативных индустрий, человеческие ресурсы, взаимодействие с государством, популяризация, инфраструктура и анализ. Необходимо создавать информационную и статистическую базу для формирования повестки дальнейшего развития сектора. И одна из важнейших задач – экспорт товаров и услуг.
Эльвира Нургалиева напомнила, что креативная экономика – это прежде всего возможность создавать условия для самореализации отдельного человека, чтобы он комфортно, счастливо жил на территории и развивал свою малую родину. «Мы питаем надежду и видим огромный потенциал именно в креативных отраслях для развития потенциала на Дальнем Востоке», - подчеркнула она.
Напомним, что "Российская креативная неделя" проводится с 2020 года, это крупнейшее федеральное событие в сфере креативных индустрий. Форум объединяет представителей всех креативных направлений страны, является одним из ключевых двигателей институциональных изменений индустрии в России, в реализации экономического, научного и технологического потенциала страны.
Форум проводится АНО "Креативная экономика" совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Перед Приморьем стоит амбициозная задача увеличить площадь посевов кукурузы с нынешних 70 тысяч га до 100 тысяч га и более. Министр сельского хозяйства края Андрей Бронц считает, что на это потребуется 3-5 лет. В текущих реалиях, когда меняется структура экспорта, и животноводческая отрасль показывает большие успехи, кукуруза теснит сою на аграрном рынке, а отечественный АПК получает новый стимул к развитию. Станет ли Приморье «кукурузной житницей» в макрорегионе, выясняло EastRussia.
Толчок к развитию селекции
Попытка массового внедрения кукурузы в сельском хозяйстве СССР, предпринятая Никитой Хрущёвым в 1950-х — 1960-х годах, была признана провальной. Тогда, по словам экспертов, не было ни сортов, ни технологий, которые позволили бы добиваться высокой урожайности с минимальными сельскохозяйственными рисками. Сегодня они появились.
Кукуруза становится всё более популярной культурой в России и на Дальнем Востоке, где по объёмам производства лидирует Приморский край. В 2022 году аграрии региона собрали 526 тысяч тонн кукурузы с 70 тысяч гектаров. Это на 22% больше уровня 2021 года. Средняя урожайность повысилась на 16 центнеров – до 75 центнеров с гектара.
Как рассказал агентству министр сельского хозяйства Приморья Андрей Бронц, в течение пяти лет посевные площади под кукурузой в крае растут на 10-14% ежегодно. В текущем году ожидается прирост ещё порядка 15%. Перед Приморьем стоит амбициозная задача увеличить площадь посевов с нынешних 70 тысяч га до 100 тысяч га и более. Это даст толчок развитию селекции и семеноводства в регионе.
фото: piqsels.com
«В 2023 году посевные площади под кукурузой с учётом посева на силос и на зерно составят 75-76 тысяч га. Если мы будем наращивать площади прежними темпами от 10 до 14% в год, то примерно через 3-5 лет подойдём к 100 тысячам гектаров посева. Тогда уже проснётся интерес к Приморью селекционных центров и семеноводческих компаний. Они будут экономически заинтересованы в том, чтобы зайти в наш регион с проектами по созданию здесь селекционно-семеноводческих центров», - комментирует Андрей Бронц.
Золотой початок
Пока приморские аграрии закупают семенной материал из Краснодарского, Ставропольского края и других регионов, где объёмы производства кукурузы исчисляются миллионами тонн в год. Однако эксперты уверены, что Приморье может и должно стать «кукурузной житницей» на Дальнем Востоке со своей научной базой. Этому способствуют и климатические условия, самые благоприятные в макрорегионе для выращивания этой культуры, и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, заинтересованным в импорте экологически чистой российской продукции.
«Объёмы экспорта приморской кукурузы составляют порядка 400-450 тысяч тонн в год. Для наглядности поясняю, что это почти 100 кораблей с сельхозпродукцией. Основным потребителем на внешнем рынке остаётся Китай, который в прошлом году конкурировал с Южной Кореей по объёмам экспорта кукурузы из Приморья. Экспорт по этим направлениям в 2022 году вырос в 1,5 и 2 раза. В этом году поставляем кукурузу так же в Грузию и через третьи страны – в США», - рассказывает Андрей Бронц.
В начале 2022 года фьючерсы на зерновые взлетели до рекордного уровня, а на кукурузу поднялись до самой высокой отметки за десятилетие на фоне ограничений поставок в связи с геополитическими событиями. Затем цены снизились и стабилизировались, на доходы российских экспортёров влиял курс доллара, упавший до рекордных минимумов.
В текущем году так же наблюдается тенденция к снижению цен. Но по оценкам аналитиков отраслевого портала Поле.рф, в пользу отечественного АПК сыграет ситуация на мировом рынке. «Минсельхоз США снижает оценки производства в Соединенных Штатах, говорит о заметном сокращении урожая в Аргентине и Бразилии. Мировая торговля «недополучит» более 1 млн тонн, мировые запасы кукурузы снижены на 2 млн тонн — до 296 млн тонн», - следует из обзора, подготовленного отраслевыми экспертами.
На рост мировых цен так же может влиять сохранение засушливых условий в Аргентине, что приведёт к дальнейшему сокращению потенциала урожая кукурузы.
Внутри российского рынка цены стимулирует интенсивное развитие животноводства, учитывая, что в России производят преимущественно кормовую кукурузу, которая легко выращивается и имеет высокую устойчивость к местоположению. А резко укрепившийся курс доллара увеличит доходы по новым экспортным контрактам (порядка 70% урожая приморской кукурузы отправляется на экспорт).
«Кукуруза - царица полей – это не просто высказывание Никиты Сергеевича Хрущёва. Это априори так, - подчёркивает президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Приморского края Алексей Раченков. – Более того, в сегодняшних рыночных условиях кукуруза более востребована, чем соя, и выращивать её целесообразнее – урожайность кукурузы с единицы площади больше, чем сои, затраты на выращивание примерно одинаковые. Таким образом, за счёт большей урожайности и маржинальность кукурузы выше», - поясняет эксперт.
Такой урожайности нет даже у риса, отмечает глава Ассоциации «Примагроэкспорт» Сергей Дудник.
«Кукуруза - самый продуктивный зерновой продукт – из одного семени мы получаем два початка по 500 зерен. Поэтому Никита Хрущёв, когда побывал в Америке, и загорелся идеей накормить кукурузой всю страну. Не хватило ему хороших сортов и хороших технологий, тем более, выращивание этой культуры подразумевает районирование – для каждого района нужны свои особые условия. Сегодня аграрии достигли значительных успехов, есть хорошие российские сорта кукурузы, и в том же Приморском крае производители спокойно собирают с гектара от 60 до 100 центнеров зерна кукурузы, а в западных областях получают и 80-100 центнеров», - комментирует Сергей Дудник.
Когда-то урожайность кукурузы не превышала 20-30 центнеров с единицы площади. Эксперт приводит в пример местный сорт «Славянка». Зарегистрирован он ещё в 2002 году, но не способен обеспечить урожая, какой дают отечественные сорта, появившиеся в России относительно недавно – они дешевле импортных, а по качеству ничуть не хуже и адаптированы к российскому климату.
Кроме того, отмечает Сергей Дудник, кукуруза поможет севообороту.
«Пока в общих пахотных площадях Приморского края, а это порядка 470 тысяч га, больше половины занимает соя. Для оптимального севооборота надо, чтобы сои было меньше. Расширив посевные площади под кукурузу, мы и улучшим севооборот, и получим больше кормового продукта, который действительно сегодня пользуется спросом на внешнем рынке. И для собственного животноводства обеспечим лучшую кормовую базу, потому что наличие этой культуры позволяет увеличить поголовье крупного рогатого скота и свинопоголовье», - говорит Сергей Дудник.
Алексей Раченков так же акцентирует, что кукуруза - лучший корм для сельскохозяйственных животных, потому что соя требует больше затрат на переработку, а кукурузу достаточно раздробить.
Сдерживающий фактор
Так почему же до сих пор в Приморье больше пахотных земель занято соей? Андрей Бронц называет главный сдерживающий фактор производства кукурузы в том числе фермерскими хозяйствами – дефицит мощностей для доработки урожая и хранения зерна.
фото: piqsels.com
«Небольшие предприятия не могут выращивать кукурузу в значительных объёмах, потому что в условиях приморского климата она требует обязательной сушки. Сегодня уборка урожая ведётся при низких температурах, и очень сложно приходится хозяйствам, у которых нет сушильного комплекса для качественной обработки зерна», - поясняет Андрей Бронц.
Производители рассказывают, что запустить самый бюджетный сушильный комплекс с нуля стоит по меньшей мере 3,5 млн рублей. При этом есть лизинговые схемы, и правительство края предоставляет субсидии на данные цели, однако получить субсидию можно только по факту, когда «сушилка» уже запущена и сельхозпроизводитель произвёл оплату по договору поставки.
Алексей Раченков говорит о необходимости централизованного предоставления услуг фермерам, когда аграрии могут хранить и сушить урожай на территории элеваторных комплексов. Но для этого их необходимо построить.
Отметим, что в июне 2022 года стало известно о планах белорусской компании «Амкодор», которая намерена запустить на территории региона зерносушильный комплекс и элеватор. Как ранее сообщало EastRussia, инвестиционный проект подразумевает комплектацию и инжиниринговую проработку строительства зерносушильного комплекса с элеватором хранения вблизи Уссурийска. Проект стоимостью более 200 миллионов рублей будут совместно реализовывать холдингом «Амкодор» и приморская компания «Скиф».
Между тем в Амурской области, где объёмы выращивания кукурузы в разы меньше, чем в Приморском крае, уже запустили первую очередь элеватора под сушку и хранение кукурузы, рассчитанного на 50 тысяч тонн кукурузы. Посевные площади под «царицу полей» расширяют не только в Приморье. Это общая тенденция в условиях перестройки рынка, когда меняется в том числе структура экспорта, и зерновые выходят на первый план.
Добавим, в 2023 году экспорт продукции АПК из Приморского края прогнозируется на уровне свыше 1,9 миллиарда долларов в стоимостном эквиваленте. Если ещё три года назад 90% экспорта составляли рыба и рыбная продукция, сейчас их доля сократилась до 75%, остальные объёмы приходятся на сою, зерно и продукцию пищевой промышленности от приморских производителей.
8 апреля по всему миру все желающие смогут проверить свои знания русского языка и написать «Тотальный диктант». Он проходит ежегодно и в последние лет 10 каждый раз в качестве текста берется отрывок из произведения современного автора. Вернее, автор специально для диктанта пишет небольшой рассказ, который потом сам и зачитывает в одном из городов проведения «Тотального диктанта». В разные годы такими авторами были Захар Прилепин, Алексей Иванов, Гузель Яхина, Леонид Юзефович. В этот раз (впервые!) автором текста «Тотального диктанта» стал дальневосточный писатель - Василий Авченко. Корреспондент EastRussia поговорил с ним о предстоящем событии.
Собственно, почему Авченко? Тут несколько причин: Василий – фигура в современной российской литературе довольно заметная, его произведения не раз входили в шорт-листы национальных премий, а сам он в 2019 году стал лауреатом литературной премии «Дальний Восток» им. Арсеньева. Ключевое слово здесь – «Арсеньев», в этом году отмечается 150-летие его рождения, причем, указом Президента РФ отмечается на государственном уровне, вот и решили «Тотальный диктант» посвятить исследователю Дальнего Востока. И как не дальневосточнику писать про него текст?
Книга В. Авченко «Дальний Восток: иероглиф пространства»
Есть и еще одно косвенное объяснение – фонд «Тотального диктанта» возглавил Вячеслав Беляков, выходец из Владивостока, который в хорошем смысле слова «подтягивает» своих. Кстати, Ольга Ребковец, много лет возглавлявшая фонд «Тотальный диктант», тоже стала дальневосточницей - уехала на Камчатку, на руководящую должность в университет им. Витуса Беринга.
Пян-се по-сахалински
Текст для «Тотального диктанта» всегда пишется специально, ранее он не должен быть опубликован. Василий Авченко сделал своего рода эссе, документальный рассказ про Владимира Клавдиевича Арсеньева с упором на его экологическую и природоохранную деятельность на Дальнем Востоке.
- Арсеньев помимо своей основной работы, много внимания уделял вопросам экологии, он много занимался организацией заповедных территорий, здесь, у нас, - рассказывает Василий Авченко. – К тому же хочу, чтобы это был не просто текст, а некое послание, которое, возможно прочитают между строк те, кто будет писать диктант.
Изучением жизненного пути Арсеньева Авченко занимается не первый год, поэтому с фактурой вопросов не возникло. Каких-либо установок от организаторов относительно того, на что делать упор – пунктуацию, географические названия или что-то еще – не было. ТЗ одно: текст должен быть разделен на четыре самостоятельные части примерно одинаковые по сложности написания и по объему – А4.
- Текст непростой будет по написанию, - предупреждает Василий.
- Ввернул что-нибудь эдакое, дальневосточное? Например, пян-се по-сахалински? – спрашиваю его.
- Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», а во времена Арсеньева не было пян-се, сахалинские корейцы превнесли это блюдо несколько позже, - отвечает Василий.
Списать не получится
Четыре части текста – неспроста. Первая для Дальнего Востока, вторая для Урала, третья для центральной части и четвертая для остального мира. Таким образом, списать, используя разницу во времени, не получится.
Василий Авченко будет диктовать вторую часть своего текста на Урале, в Нижнем Тагиле, который в этом году получил статус столицы «Тотального диктанта». Этому выбору предшествовал целый конкурс – с защитой, жюри, полуфиналом. Из восьми предварительно одобренных городов путем народного голосования и был выбран Нижний Тагил. Главной площадкой станет Демидовский железоделательный завод, сегодня это музей под открытым небом.
Нижний Тагил. Фото Вячеслава Бухарова
Принять участие в «Тотальном диктанте» может любой желающий, причем, сделать это можно и онлайн. Все подробности на сайте проекта.
Село Чара. Самый север Забайкальского края, почти у границы с Якутией. В начале марте здесь еще довольно холодно, однако люди хоть и поеживаются, но продолжают пристально следить за мистическим камланием шамана вокруг вздымающегося в небеса большого костра. Начинается самая зрелищная часть Межрегионального дня оленевода в Каларском округе Забайкальского края...
В селе Чара впервые прошел Межрегиональный день оленевода, который приурочили к 65-летию со дня рождения эвенкийского общественного деятеля Республики Саха (Якутия) Арсентия Николаева.
На праздник приехали эвенки из пяти регионов: Забайкальского края, Республики Саха, Бурятии, Амурской и Иркутской областей. Организаторами выступили ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии и Севера Забайкалья, Ассоциация эвенков Якутии, администрации Каларского округа и Тянского наслега Олекминского улуса Якутии.
Торжество, объединившее оленеводов сразу из нескольких регионов, стало возможным в том числе благодаря компании Nordgold, которая на постоянной основе поддерживает местные сообщества. Именно благодаря финансовой помощи компании Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) смогла сформировать призовой фонд, решить организационные вопросы и организовать трансфер участников.
«Тянский национальный наслег граничит с Забайкальским краем. И Межрегиональный день оленевода дал старт дальнейшему развитию отношений между нашими оленеводами. В состав большой делегации из Якутии вошли депутаты Ил Тумэн, представители министерства сельского хозяйства Якутии, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха, глава Олекминского района, жители села Тяня, республиканский ансамбль «Гиркилэн». Мы этот праздник ждали два года. В его проведении нам помогали наши спонсоры - промышленные компании. Среди них – компания Nordgold. Она откликнулась одной из первых и оказала помощь в формировании призового фонда, решении организационных вопросов, покрытии транспортных расходов участников из Якутии», - сказал глава Тянского национального наслега Якутии Алексей Николаев.
В первый день в Каларском историко-краеведческом музее состоялся круглый стол, где обсуждали развитие территорий природопользования, сохранение эвенкийского языка, восстановление поголовья северных оленей.
Участие в обсуждении приняли также представители компании Nordgold – исполнительный директор рудников Гросс и Таборный Рамазан Насрулаев, директор по обеспечению бизнеса Максим Огурцов и руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Александр Бурмистров.
Когда серьезные вопросы обсудили, пришло время для отдыха. В местном доме культуры состоялся яркий, самобытный праздничный концерт, там же можно было посмотреть богатую выставку декоративно-прикладного искусства малочисленных народов Севера. Свои работы на ней представляли и эвенкийские мастера из якутского села Тяня. Однако самая зрелищная часть праздника ждала гостей и участников во второй день. Началась она с мистического и загадочного шаманского обряда очищения и кормления огня.
На стадионе озера Лябич организаторы устроили настоящий эвенкийский фестиваль. Главное его событие – невероятно зрелищные заезды на оленях, в которых приняли участие не только мужчины, но и женщины. Выносливые животные, умелые наездники, искрящийся снег, неподдельный азарт и нешуточная борьба. На кону – целых три снегохода «Буран», предоставленных кочевой родовой общиной «Тяня».
На озере прошли соревнования по метанию топора и аркана, перетягиванию палки, прыжки через нарты и конкурс «Урикит» по обустройству кочевого стойбища. Культура эвенков очень богата, в том числе и на развлечения, в которых всегда выделялись самые ловкие, сильные и быстрые.
«Мы очень рады, что первый Межрегиональный день оленевода состоялся, и мы очень гордимся тем, что внесли свой вклад в это важное для эвенкийского народа пяти регионов событие. Отрадно было видеть десятки радостных лиц участников, гостей праздника, собравшихся на Каларской земле. Очень важно сохранить традиции, культуру, язык эвенков, и компания Nordgold продолжит работать в этом направлении», - сказал руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Nordgold Александр Бурмистров.
В Олекминском районе на юго-западе республики Nordgold работает с 2007 года. На протяжении этого времени компания играет важнейшую роль в жизни региона, инвестируя не только в создание рабочих мест и сохранение экобаланса, но также в развитие инфраструктуры и поддержку социально значимых проектов в сфере здравоохранения, науки и культуры. Сегодня у Nordgold уже три актива в регионе: действующие рудники Таборный и Гросс, а также проект Токко, старт добычи на котором запланирован на 2024 год.
Кластер Гросс, администрации Олекминского района и Тянского национального наслега, а также коренная родовая община Тяня на протяжении более 10 лет регулярно заключают соглашения о социально-экономическом партнерстве и сотрудничестве, в рамках которых компания оказывает целевую финансовую помощь. С 2009 по 2022 годы Nordgold выделила по этим программам 75 миллионов рублей. Администрации района и наслега за счет этих средств финансировали строительство и ремонт социальных объектов и жилого фонда, благоустройство площадей и дорог, проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, приобретение техники и транспорта для нужд поселений. Сельскохозяйственный кооператив Тяня на выделяемые деньги приобретает продукты питания и горюче-смазочные материалы для оленеводов, а с доставкой их на стойбища вездеходами и вертолетами помогает Гросс.
Поддержка, которую Nordgold оказывает жителям региона, гораздо шире, чем предусмотрено ежегодными соглашениями. Только за 2022 год предприятия кластера дополнительно направили на благотворительность более 27 млн рублей.
Nordgold старается непрерывно создавать экономические и социальные возможности в регионах присутствия и местных сообществах, системно реализуя проекты, которые приносят пользу и расширяют экономические возможности местных сообществ в Якутии. И эта работа будет продолжаться.
все фото в тексте - пресс-служба Nordgold
В 2022 году Приморский край более чем на 5 тысяч тонн увеличил объёмы производства продукции товарной аквакультуры. Наметились и определённые подвижки в части снижения бюрократических барьеров. По последней информации, обязательную экологическую экспертизу отменят для хозяйств пастбищной аквакультуры. Однако в то же время остаётся много вопросов, которые тормозят развитие отрасли. Что волнует производителей, в чём корень проблемы, и какие перспективы у научных разработок по воспроизведению гидробионтов на Дальнем Востоке, выясняло EastRussia.
Колоссальный разрыв
По итогам 2022 года объём производства продукции товарной аквакультуры в России вырос на 7,5% к уровню 2021 года и составил 383,5 тыс. тонн сообщили в Росрыболовстве. Лидерами по объемам выращивания стали: Северо-Западный федеральный округ — 138,6 тыс. тонн (прирост 13,4%), Южный федеральный округ — более 82 тыс. тонн (прирост — 3%) и Дальневосточный федеральный округ — 66,8 тыс. тонн (прирост — 17,5%).
В том числе в Приморском крае аквакультурные хозяйства произвели свыше 62 тыс. тонн продукции - на 5,3 тыс. тонн больше, чем в 2021 году.
Сегодня за 114 предприятиями региона закреплены 329 рыбоводных участков общей площадью 80,2 тыс. га. Из них 311 для морской аквакультуры (79,1 тыс. га) и 38 для пресноводной (1,4 тысячи га).
Это значительно превышает статистику, например, восьмилетней давности – 56 хозяйств и 124 участка в 2015 году.
Председатель НКО «Ассоциация марикультурных организаций Приморского края» (АМКОР) Виолетта Дорожкина отмечает, что ситуация в стране в целом заставляет разворачивать вектор экономического роста на внутренний рынок, и аквакультура – не исключение.
«В настоящее время действует мораторий, который позволил снизить в отношении предприятий чрезмерные бюрократические требования. Поддержка государства выражается и в субсидировании отрасли. Кроме того, нельзя оставлять без внимания инвестиционную привлекательность товарной аквакультуры», - комментирует она.
Однако существует колоссальный разрыв в статистике производства и реализации. Показательно, что в 2022 году в Приморье больше всего выращено морской капусты - 26,1 тысячи тонн. Гребешка - 19,3 тысячи тонн, трепанга – более семи тысяч тонн, устриц – 3,5 тысячи тонн, мидий – 2,3 тысячи тонн. При этом объёмы сбыта не достигают и 2 тыс. тонн. По итогам 2022 года хозяйства аквакультуры реализовали всего 1,9 тыс. тонны товара.
Председатель НО «Дальневосточный Союз предприятий марикультуры» Роман Витязев объясняет это следующим образом: «В соответствии с условиями пользования рыбоводными участками есть требования по минимальному объёму выращивания. Несоблюдение данного условия может повлечь за собой расторжение договора аренды РВУ, поэтому предприятия вынуждены выращивать низкорентабельные объекты, дающие быстрый прирост товарной массы, например, ламинарию. Соответственно, на бумаге объемы внушительные, а фактически именно по реализации товарной продукции мы видим несоответствие. Регулятор уже обратил внимание на этот разрыв. Сейчас ведётся работа с пользователями, чтобы параметры выращенной по отчётам продукции коррелировались с параметрами реализации».
Объёмы сбыта товарной аквакультуры в Приморье в разы меньше, чем действующие предприятия готовы производить и реализовывать, отмечает Виолетта Дорожкина. В этом контексте следует обратить внимание на отсутствие мощностей по переработке такой продукции и отсутствие высокого спроса по сравнению с другими отраслями рынка.
Примечательно, что большая часть товарной аквакультуры Приморья, порядка 70%, отправляется на экспорт, главным образом, в Китай.
Если говорить о внутренней переработке, то общая статистика Агентства по рыболовству Приморского края показывает отрицательную динамику в 2022 году. За отчетный период в крае выпущено рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных 620,3 тыс. тонн (84,2% от уровня 2021 года). Произведено 117,5 млн условных банок консервов и пресервов (79,9%).
Негативные тренды отражаются и в финансовой отчётности предприятий рыболовства и рыбоводства. Объем просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 декабря 2022 года вырос в сравнении с аналогичным периодом 2021 года в 4,4 раза (на 46,1 млн рублей) и составил 59,8 млн рублей, сумма дебиторской задолженности увеличилась в 30,1 раз (на 735,5 млн рублей) и составила 760,8 млн рублей.
Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет края за 11 месяцев 2022 года оценивается в 5 733,0 млн рублей (на 17,8% меньше, чем в аналогичном периоде 2021 года). Доля прибыльных компаний -– 55,6%.
Корень проблемы
Виктор Покотилов, много лет возглавлявший ООО НПКА «Нереида», указывает на отсутствие системной поддержки этого вида хозяйственной деятельности – прежде всего, в части научного сопровождения и страхования рисков. По его словам, и объёмы выращивания, и объемы реализации товарной аквакультуры крайне малы. Хотя цифры и растут (например, в 2017 году хозяйства Приморского края реализовали 1,5 тыс. тонн к 1,9 тыс. тонн в 2022 году), темпы роста не соответствуют реальным возможностям и задачам отрасли. Особенно это очевидно в сравнении с Китаем, где показатели исчисляются миллионами тонн.
фото: piqsels.com
«Темпы роста очень низкие, и я не вижу предпосылок для их увеличения в обозримом будущем. Кроме того, не должно быть такой разницы между объёмами выращивания и реализации. Любое предприятие стремится продать всё по максимуму. Кстати, сколько именно оно вырастило, сложно говорить, не подняв урожай», - комментирует эксперт.
В КНР, Вьетнаме, Канаде и других странах, где аквакультура достигла значительных успехов, существует развитая инфраструктура поддержки – от доступных беззалоговых кредитов до подготовки высококвалифицированных кадров, акцентирует он. Целые институты занимаются разработкой, внедрением технологий и научным сопровождением хозяйствующих субъектов, помогая им минимизировать риски, связанные с загрязнением окружающей среды, возникновением различных болезней и другими неблагоприятными явлениями.
«Кто в Приморье на системной основе следит за чистотой окружающей среды, выясняет причины падежа гидробионтов, спада урожайности, мониторит состояние воды и температурные показатели? К сожалению, ни одна из структур не ведёт такого мониторинга. Именно из-за отсутствия системного анализа мы не можем эффективно минимизировать риски. Для самого предприятия очень дорого регулярно получать гидрологические, гидрохимические и гидробиологические характеристики территории, на которой оно работает», - поясняет Виктор Покотилов.
Также аквакультура требует больших инвестиций на этапе открытия бизнеса, и всегда есть риски, что они не окупятся в запланированные сроки.
«Часто предприниматели вынуждены брать кредиты для того, чтобы уменьшить кассовый разрыв или убытки от хозяйственной деятельности и продержаться. Условно говоря, я собирался вырастить тысячу тонн продукции, а вырастил 800 тонн. И 200 тонн мне, к сожалению, не хватает для того, чтобы покрыть убытки и сделать задел на следующий год. Это очень рискованный вид деятельности, и проблема заключается в том, что риски практически невозможно страховать», - комментирует эксперт.
Отметим, в этом году на все хозяйства аквакультуры и рыбоперерабатывающие предприятия из краевого бюджета предусмотрена поддержка 26,4 миллиона рублей. Это субсидии на приобретение нового оборудования, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Также с 2023 года появилась возможность возмещения части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов по производству кормов для аквакультуры в размере 20% от стоимости объекта.
При этом часто пользователи не в состоянии обеспечить условия субсидии. Например, в 2021 году была подана всего одна заявка на «субсидию на возмещение части затрат организациям, осуществляющим аквакультуру (рыбоводство) на развитие аквакультуры», и ту отклонили из-за несоответствия требованиям.
Экологическая экспертиза – свет в конце туннеля?
Что касается ключевых бюрократических проблем, то самой острой по-прежнему является необходимость прохождения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Это требование влечёт за собой миллионные затраты, особенно критичные для небольших предприятий. По данным ВАРПЭ, с учётом издержек на подготовку необходимой документации стоимость проведении ГЭЭ обходится в 1,5 - 2 миллиона рублей на один рыбоводный участок. Например, в Приморском крае затраты составляют 450-600 млн рублей в год. Причём треть представителей этого сектора – малый бизнес.
«Главное внимание хозяйств в настоящее время занимает ситуация с государственной экологической экспертизой в связи с ее чрезмерной дороговизной и возможными санкциями со стороны Росприроднадзора, надзорных и других контролирующих природоохранных органов. На местном уровне подавляющее большинство предприятий не смогли преодолеть этот административный барьер», - рассказывает Виолетта Дорожкина.
Несмотря на поддержку отрасли в данном вопросе со стороны госрегулятора, пока ситуацию кардинально решить или изменить не получилось, акцентирует председатель АМКОР. Хотя и наметились некоторые подвижки.
В своё время Ассоциация марикультурных организаций Приморского края, как член ВАРПЭ, официально обратилась во «Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров» с просьбой о содействии в решении ключевого вопроса. Долгое время проблема обсуждалась на федеральном уровне, и сегодня можно говорить о первых результатах.
В марте стало известно, что «Минприроды России учло позицию рабочей группы «регуляторной гильотины» в сфере рыболовства о необходимости отмены требования о проведении государственной экологической экспертизы для предприятий пастбищной марикультуры». Но требования сохранятся в отношении хозяйств индустриальной аквакультуры, которая подразумевает использование бассейнов, УЗВ (станций циркулирующего водоснабжения) садков, загородок и других средств для культивирования гидробионтов в искусственно созданных условиях. Как и в отношении хозяйств, расположенных в особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, член рабочей группы «регуляторной гильотины» в области рыболовства при правительстве РФ Георгий Мартынов поясняет, что пока вопрос находится на этапе согласования.
«Сейчас идёт процесс согласования изменений в федеральный закон о государственной экологической экспертизе. Поправки коснутся так называемых «неодуемых» объектов, на которые не выделяется квот и которые распределяются по заявительному принципу. Для них предлагается отменить требования по прохождению экологической экспертизы. Как и для предприятий пастбищной марикультуры, которые выращивают гидробионтов на естественной кормовой базе», - комментирует Мартынов.
То есть необходимость проходить ГЭЭ могут упразднить для одного из самых некапиталоёмких направлений рыбоводства.
Однако и это уже победа, считает Роман Витязев, являющийся также членом Общественного совета при Росрыболовстве, на площадке которого неоднократно поднимался этот актуальный вопрос.
«Конечно, хотелось бы, чтобы аквакультуру в принципе вывели из-под действия этих требований, но и смягчение законодательства в отношении пастбищной аквакультуры – уже хороший результат. Учитывая, что большинство таких предприятий относятся к малому и микробизнесу, для них это будет весомая поддержка в плане экономии времени и денежных средств. Единственное, пока Минприроды озвучило свою позицию в устной форме, соответствующего нормативного акта либо его проекта мы ещё не видели», - говорит он.
Сегодня прохождение процедуры ГЭЭ, включая сбор документов, может занимать до 1,5 лет. Что касается стоимости, в некоторых случаях она превышает вышеприведённые цифры.
«Требования очень высокие и цены тоже. По факту это 5-6 млн. А если у одного предприятия несколько участков, то он обязан на каждый получить положительное заключение экологической экспертизы», - добавляет исполнительный директор ООО «Жилсоцсервис» Мария Подкорытова.
Ещё одной мерой в поддержку отрасли стали изменения Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым предоставлять участки под аквакультуру можно в водоохранных зонах без аукциона.
Как поясняет Виолетта Дорожкина, ассоциация марикультурных организаций Приморского края активно просила скорректировать действующее законодательство в этой части.
«Соответствующие изменения были внесены в Лесной кодекс РФ, норма должна была заработать ровно год назад, с 1 марта 2022 года. Учитывая, что прошел относительно непродолжительный срок, по нашим данным, она не получила широкого распространения. По крайней мере, в Приморском крае нам не известны случаи предоставления участков лесного фонда в водоохранных зонах для их освоения в целях рыбоводства. Одновременно мы ждем изменения в подзаконные акты», - комментирует Виолетта Дорожкина.
Роман Витязев обращает внимание на тот факт, что большинство участков предприятий аквакультуры прилегают к прибрежной полосе, которая не относится к землям лесного назначения.
«К тому же, сегодня работает норма о предоставлении хозяйствам аквакультуры земельного участка без аукциона на прибрежной части, прилегающей к рыбоводному участку, и ряд пользователей уже ей воспользовались. Что касается земель лесного хозяйства и изменений в Лесной кодекс, этот закон большую часть предприятий марикультуры не затрагивает», - комментирует он.
Новый объект – морепродукты в пресной воде
Интересна и ситуация с выращиванием мохнаторукого краба – прорыв в искусственном производстве гидробионтов, который отметил по итогам 2022 года руководитель агентства по рыболовству Приморского края Валерий Корко. Учитывая, что в современном мире аквакультура является одним из быстрорастущих сегментов экономики, это направление реализуют многие страны. На Дальнем Востоке его развивает Центр аквакультуры и прибрежных биоресурсов ННЦБ ДВО РАН.
Новым объектом для искусственного воспроизводства стал «мохнаторукий краб, обитающий в пресной воде. Выращивают его в пресноводных водоёмах, как и рыбу, но благодаря своей высокой стоимости он может быть выгоднее в реализации.
Технология вызвала большой интерес среди производителей.
Как поясняет руководитель Центра Сергей Масленников, пока разработка дальневосточных учёных находится на этапе внедрения.
«Здесь стоит вопрос стоимости посадочного материала и эффективности выращивания. О коммерческой составляющей говорить рано», - комментирует он.
С помощью инвестора ведётся работа по искусственному воспроизводству камчатского краба для поддержки и восстановления промысловых стад. Интересует учёных и краб-плавунец.
Роман Витязев отмечает, что разработку технологий по получению молоди новых объектов аквакультуры можно только приветствовать, но остаются вопросы в области её коммерческого применения.
«Краб не подразумевает возврата к месту нереста (выпуска), не обладает хоумингом, следовательно, для пастбищной аквакультуры нерационален, так как здесь невозможно разделение с природной популяцией и ОДУ. Эта работа важна как природоохранный научный эксперимент с возможным применением для восстановления локальных популяций держателей квот», - поясняет он.
Только при наличии системной поддержки отрасли можно ускорить её развитие, считают собеседники агентства. Научному обеспечению в этой связи отводится ведущая роль. Интересно, что в начале 2000-х гг. в ТИНРО-Центре разрабатывалась стратегия развития аквакультуры для Северного и Южного Приморья, а также программа развития пресноводного рыбоводства. Эти разработки, дополненные последними научными данными и подкреплённые финансированием, по некоторым оценкам, могут лечь в основу новых программ развития, для реализации которых потребуются совместные усилия власти, науки и бизнеса.
Отметим, что общая площадь территорий, пригодных для организации плантаций аквакультуры в регионе, составляет 3758 кв. км, на которых может производиться 618 тыс. тонн гидробионтов в год. Из них занято только 800 кв. км.