Поделиться
Бюллетень EastRussia: до 1 июля прекращен недискриминационный доступ к жд-инфраструктуре
Поделиться

Правительство РФ приостановило действие правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре . Ожидается, что мера по упразднению общедоступности инфраструктуры позволит установить более высокий приоритет одних перевозок над другими и освободить провозные способности Восточного полигона под грузы с более высокой добавленной стоимостью, чем уголь, говорится в актуальном выпуске бюллетеня EastRussia.

Инициатива изначально была выдвинута в «Плане первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления», поскольку контейнерные операторы настаивали на повышении приоритетности перевозок контейнеров.

Напомним, что в соответствии с правилами недискриминационного доступа, определяющими порядок пропуска грузов на участках с ограниченной пропускной способностью, наивысший приоритет (с 2020 г.) на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях имеют грузы для ликвидации ЧС, за ними следуют перевозки по решениям президента, субсидируемые перевозки, далее - перевозки контейнеров, внутрироссийские перевозки, экспортные перевозки несырьевых грузов, сырьевых грузов в специализированных вагонах, перевозки зерна и продовольствия. Предпоследним в данном списке является экспорт сырья в универсальном подвижном составе (последним – все остальные грузы). При этом по решению президента в приоритетном порядке пропускается экспортный уголь в восточном направлении из Кузбасса (58 млн тонн в 2022 г.), Бурятии и Хакасии (порядка 9 млн тонн из каждого региона в 2022 г.). По расчетам ОАО «РЖД», данный вид перевозок в текущем году может составить порядка 60% провозной способности БАМа и Транссиба.

Эксперты отрасли, тем не менее, отмечают, что отмена правил недискриминационного доступа не приведет к увеличению перевозок грузов с более высокой добавленной стоимостью (чем уголь), как ожидают в правительстве. Поручения президента по вывозу угля не отменены, пересмотру подверглась только заложенная в правилах недискриминационного доступа методика распределения квоты региона между компаниями. Таким образом, право на перевозки смогут получить наиболее крупные и влиятельные угледобывающие компании. При этом без учета поручений президента высокодоходные грузы перевозятся раньше угля, из-за чего экспортирующие уголь регионы, не охваченные президентскими поручениями, могут столкнуться с невозможностью вывезти заявленные объемы твердого топлива (в частности, значительные объемы запланированы в Якутии).

В настоящее время не фиксируется массового системного предъявления дополнительных грузов в восточном направлении со стороны нефтяных и химических компаний, еще не определивших логистику в изменяющихся условиях. В целом же в текущих условиях ожидается переориентирование экспортных потоков на восток, в связи с чем вновь остро встает проблема дефицита пропускных способностей Восточного полигона и усиления конкуренции за его провозные мощности.

В Евразийском союзе участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП), объединяющем контейнерных операторов, положительно оценивают решение правительства, отмечая наличие потребности в стабильном и достаточном контейнерном импорте товаров первой необходимости и экспорте продуктов с высокой добавленной стоимостью, а также заявляют о необходимости дальнейших решений властей и «РЖД», обеспечивающих приоритет контейнерных перевозок. Эксперты отрасли при этом полагают, что принятие решений о квотировании дефицитных мощностей должно быть закреплено за Минэкономразвития, а не «РЖД».

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Больше материалов