Дальневосточный Федеральный округ уже несколько лет держит российское лидерство по темпам развития строительной отрасли. О факторах, благодаря которым ДФО стал «чемпионом страны» в этой области, рассказали эксперты ФАНУ «Востокгосплан».
Справка:
Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования» (ФАНУ «Востокгосплан») выполняет научно-исследовательские и экспертно-аналитические работы в области социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики. Главные направления деятельности «Востокгосплана» – экспертное сопровождение Минвостокразвития России, мониторинг и оценка развития территорий, комплексное моделирование отраслей и процессов, разработка прогнозов социально-экономического развития и другие
Магия цифр
По данным экспертов «Востокгосплана», Дальневосточный Федеральный округ, по меньшей мере, последние пять лет демонстрирует темпы и объемы сдачи строительных объектов, значительно превышающие общероссийские. Так, по итогам 2023 года объем выполненных строительных работ в ДФО составил 1,4 трлн рублей. Тем самым федеральный округ превысил собственные показатели предыдущего, 2022-го, года на 19,3%. В среднем по России отмечался рост на 7,9%.
Тенденция продолжилась в 2024 году. В первом квартале объем ввода жилых помещений в ДФО достиг 1,3 млн кв. метров. Таким образом, прирост по сравнению с тем же периодом 2023-го составил 108,1%, а по России в целом – 101,5%. Индекс физического объема выполненных строительных работ на Дальнем Востоке в это же время достиг 109,4% – на 5,9% больше общероссийского.
Данные за первые шесть месяцев 2024-го выглядят вроде бы спокойнее. Но, во-первых, побить рекорд аналогичного периода 2023-го действительно сложно.
«В первом полугодии объем строительных работ в ДФО сократился на 1% на фоне высокой базы I полугодия 2023 года (121,5%). По регионам динамика разнонаправленная, в 6 регионах из 11 наблюдается рост показателя», – сообщили в «Востокгосплане».
А во-вторых, все зависит от того, с чем сравнивать. Дальний Восток чуточку «притормозил» относительно самого себя, но лидерство в масштабах страны по-прежнему за ним.
«За январь – июнь 2024 года опережающие темпы роста строительства жилья в ДФО сохраняются – 117,5% (в РФ – 102,5%). Введено 2,3 млн кв. метров жилых помещений», – уточняют эксперты.
Если же сопоставить показатели первого полугодия 2024-го с теми, что наблюдались всего пять лет назад, то «дальневосточный прорыв» будет совершенно очевиден. По данным Востокгосплана, за первые шесть месяцев 2019 года в ДФО было введено 809 тыс. кв. метров жилья – сейчас почти втрое больше (2,34 млн). Рост за пять лет в среднем по РФ составил 1,77 раза.
А теперь самое время разобраться, в чем состоят «секреты успеха» строительной отрасли в ДФО.
Не только жилье
Для обычного человека «строительство» = «жилищное строительство». Для специалистов это, разумеется, не так. Колоссальные объемы строительных работ в ДФО в 2022, 2023 и первом полугодии 2024 года связаны в первую очередь со сдачей в эксплуатацию больших промышленных объектов.
По данным Востокгосплана, по итогам 2023 года около 70% объема строительных работ на Дальнем Востоке дало завершение крупных инвестиционных проектов в четырех регионах. В Приамурье это, в частности, объекты АГПЗ, АГХК, космодрома Восточный, БАМа и Транссиба. В Якутии – инфраструктура газопровода «Сила Сибири», в Хабаровском крае – ГОК на Малмыжском месторождении, в Приморском – ССК «Звезда», НЗМУ, порты «Суходол», «Аврора», «Вера», транспортно-логистический центр «Артем», курорт «Приморье» и другие.
Такая же картина и с показателями первых месяцев 2024 года. В дополнение к перечисленному в Востокгосплане назвали работы на Эльгинском и Нерюнгринском угольных месторождениях, в газохимической отрасли, различные объекты дорожной и аэропортовой инфраструктур. Именно они обеспечивают сейчас и будут обеспечивать в обозримом будущем темпы роста строительной отрасли в ДФО выше средних по стране.
Ипотечная пятилетка
4,4 млн «квадратов» в 2023 году, 2,34 млн за первую половину 2024-го – такие масштабы сдачи жилья в ДФО впечатляют не меньше показателей по промышленным объектам. В Востокгосплане их в первую очередь связывают с программой «Дальневосточная ипотека», запущенной в 2019 году.
«Темпы ввода жилья в ДФО опережают общероссийские последние пять лет, обеспечив прирост показателя на 98% к уровню 2018 года (в РФ – рост на 46%). Всего с 2019 по 2023 годы на Дальнем Востоке введено 16 млн кв. метров жилья, или 3,5% его площади по стране», – рассказали эксперты.
В федеральном округе есть свои лидеры по росту жилищного строительства. Больше всего за пять лет «прибавила» Амурская область: за первое полугодие 2019-го в регионе было сдано 34 тыс. кв. метров жилья, а за первое полугодие 2024-го – 214 тыс. «квадратов». Разница – в шесть с лишним раз!
Показатели Якутии – 68 тыс. и 369 тыс. кв. метров соответственно, Бурятии – 81 тыс. и 370 тыс. «квадратов». Объемы жилого строительства на Камчатке увеличились вчетверо: с 10 тыс. кв. метров в первом полугодии 2019-го до 40 тыс. кв. метров в 2024 году.
На этом фоне, возможно, скромно выглядят 3,3 тыс. «квадратов», построенные за последние полгода на Чукотке. Но если учесть, что за тот же период 2019 года жилье в регионе вообще не сдавалось, этот показатель – настоящий прорыв!
Но если говорить не о скорости развития, а об абсолютных результатах, расклад будет иным. Уже который год рекордсменом ДФО по объемам сдачи жилья остается Приморье. На край стабильно приходится каждый третий метр жилой площади, введенной на Дальнем Востоке. Так, за первое полугодие 2024-го в регионе построили 709 тыс. кв. метров жилья.
«С 2019 года ежегодными лидерами по объемам вводимого жилья выступают Приморский край и Республика Саха (Якутия), на которые приходится 45% строительства жилых помещений в макрорегионе, – комментируют специалисты ФАНУ «Востокгосплан». – Обосновывается это просто: Приморский край и Якутия – крупнейшие регионы по численности населения в ДФО. Кроме того, жители Приморья и Республики Саха – наиболее активные участники «Дальневосточной ипотеки»: они взяли половину от общего объема кредитов, выданных по программе. Также в Якутии активно реализуются мероприятия по расселению из аварийного фонда: за полгода улучшить условия жизни смогли 32 тыс. якутян – более половины нуждающихся».
Как отмечают в «Востокгосплане», по федеральной программе «Жилье» в 2024-2030 годах в Дальневосточном Федеральном округе планируется сдать еще 29,8 млн кв. метров жилья. То есть средний показатель последнего времени – 4,3 млн «квадратов» в год – сохранится.
«Объемы жилищного строительства поддержат программа «Дальневосточная ипотека» и реализация проектов комплексной застройки территорий и расселения аварийного жилищного фонда», – подчеркивают эксперты.
Руководитель Востокгосплана Михаил Кузнецов рассказал EastRussia, как совместная работа с учёными поможет увеличить объемы транспортировки грузов по СМП и повысить привлекательность этого маршрута для участников рынка.
– Михаил Евгеньевич, Вы подписали соглашение с МГУ. О чём оно? Почему именно МГУ?
– Мы работаем с МГУ уже давно и по разным самым направлениям. У нас такая политика – мы находим умные головы по всей стране и считаем, что каждая умная голова хотя бы часть дня должна думать о нашем Дальнем Востоке. Мы активно привлекаем экспертов в свои приоритетные задачи и с учёными МГУ мы тесно работаем по изменению климата в вечной мерзлоте, и в том числе по экологической тематике.
В каких-то ситуациях мы сами готовим исследования и отдаём на экспертизу, в других – наоборот заказываем разработку того или иного аспекта знающим людям. При этом у нас есть правило – не заключать соглашений ради соглашений. Мы подписываем договорённости, только если есть содержательная совместная деятельность, когда мы усиливаем друг друга.
Центр морских исследований МГУ в том числе занимается очень близкой и очень важной для нас тематикой: экологическими рисками вдоль трассы Северного морского пути. Как их мониторить, как ими управлять, каким образом выстраивать систему межведомственного взаимодействия, чтобы выявлять угрозы экологической безопасности, предупреждать и их устранять, если подобная ситуация всё же произошла. На основе исследований мы будем давать предложения по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды. Одним словом фронт работ весьма обширный.
Они много лет проводят различные исследования по экологической тематике в Арктической зоне. Мы на это смотрим с точки зрения экономики: сколько стоит система мониторинга, как её разворачивать, какие ведомства вовлечь, и мы в этой конкретно ситуации друг друга дополняем в диалоге.
– Вы ещё чего-то не знаете про Северный морской путь? У вас же есть система «СМП-прогноз», которая может много чего: моделировать сценарии, анализировать потенциал развития проектов в Арктике, выявлять «узкие места» инфраструктуры…
– Всё так, но в основе любой информационной технологии все равно лежат экспертные оценки и чем качественнее эти экспертные оценки, тем лучше. Вот пример - какими темпами будет изменяться состояние вечной мерзлоты до 2050 года? Сейчас пока даже адекватных данных по этому вопросу нет. Есть предположения, ограниченные по территориям наблюдения, но чтобы превратить эту информацию в управленческий сценарий необходимо подключить к решению вопроса умных людей. И вот этим соглашением, которое мы сегодня подписали с Центром морских исследований МГУ мы это и делаем.
– Кстати про изменение вечной мерзлоты – существующая модель «СМП-прогноза» учитывает усиливающийся эффект глобального потепления? Может скоро ледоколы и вовсе не понадобятся и не нужны будут те титанические усилия по развитию СМП, которые сейчас выглядят жизненно необходимыми?
– Наука говорит, что тренд на потепление действительно есть, льды отступаю, но ситуация эта цикличная. За циклом уменьшения ледового покрытия, снова наступает период, когда льда становится больше. Конечно, тут тоже нужны наблюдения и исследования, но пока эксперты не ждут чистой воды на СМП до 2050 года точно. Так что все наши программы, связанные со строительством ледокольного флота нужны, полезны и необходимы.
Кроме того, пусть льды отступают, но все равно есть сезон, когда без ледокола там не пройти сейчас. Плюс есть дрейфующие льды, довольно большие ледовые поля, айсберги и так далее. Поэтому безопасное движение по трассе СМП всё равно требует наличия ледокольной группировки.
Наша модель, само собой, учитывает разные сценарии, в том числе без ледокольной проводки. Это все обсчитывается, оценивается, чтобы быть готовыми к любому варианту развития событий.
– А что насчёт структуры перевозимых грузов? Сейчас по СМП доставляют главным образом углеводороды – СПГ, нефть, но в мире растёт спрос на контейнерные перевозки, а вот их на СМП совсем немного. Что нужно сделать, что должно произойти, чтобы СМП стал интересным для транспортировки контейнеров, если не в таких, же масштабах, как сейчас дело обстоит с углеводородами, но хотя бы сопоставимыми?
- Да, ожидается,что контейнерные перевозки в мире до 2030 года вырастут в шесть раз. Это как минимум. Понятно, что углеводороды на СМП востребованы и они будут доминировать, но их надо дополнить это перевозками контейнеров. Это хорошая стратегия, и она предусмотрена в планах развития СМП. Там сказано, что действительно отечественная контейнерная линия должна появиться и Востокгосплан делал расчёты по этой контейнерной линии: есть предполагаемые объёмы перевозок, они могут доходить до нескольких десятков миллионов тонн к 2035 году.
Мы видим, что последние годы объём транзитных перевозок нарастает, и чем проще будет процедура прохождения СМП, чем ниже будет стоимость страховки, чем развитее инфраструктура – в том числе и спасательная, тем больше будет желающих. Основная идея заключается в том, чтобы как раз обеспечить сервис должного уровня для этого транзита. Мы вместе с Росатомом делали такие расчёты и да, это проект, который существует.
Скажем так, потребителя интересует не Севморпуть сам по себе, а некий сервис быстрой мультимодальной перевозки, правильно? То есть ему надо из точки «А» в точку «Б» доставить свой груз по минимальной цене. Поэтому здесь нужно исходить из того, чтобы СМП был конкурентоспособен и в этой связи. Если мы ничего не будем делать, конечно, будут суда там ходить по чистой или относительно чистой воде, или с зарубежными ледоколами мимо нас и мы с этим мало что сможем сделать.
Но мы собираемся предложить удобный конкурентоспособный сервис. Например, японцы грузятся у себя на наше судно ледового класса, оно идёт до Мурманска, там всё перегружается на обычный лихтеровоз, и груз идёт дальше в Европу – отличный сценарий! Или они вообще дотягиваются сами до Авачинской бухты, там происходит перегрузка на судно ледового класса и дальше по тому же сценарию. Есть, конечно, разные варианты – смотря какие грузы, какое им нужно сопровождение, какая будет себестоимостью этой перевозки. Это все мы считаем и учитываем. То есть мы подготовились даже до того, как эти проекты активно стартуют. У нас есть расчёты, есть примерное понимание и класса судов и подходов к этому с учётом имеющейся инфраструктуры и той, которая появится в ближайшие годы. Мы во всеоружии!
Северный завоз – сложная система многоступенчатого снабжения арктических и других северных территорий. От своевременных и качественных поставок топлива, продовольствия, стройматериалов зависят почти 3 млн жителей из 25 субъектов России. В минувшем году общий объем грузов, доставленных в рамках северного завоза, превысил 3,8 млн тонн. Чтобы сделать снабжение сбалансированным и устойчивым, эксперты Востокгосплана приняли участие в разработке законопроекта о северном завозе и его научно-экономическом обосновании.
– Михаил Евгеньевич, на минувшей неделе Президент подписал закон «О северном завозе». Важность северного завоза неоспорима, но давайте всё же ещё раз пройдёмся по причинам появления отдельного закона? Жили же без него сколько лет!
– Основная причина проста – северный завоз критически важен для уровня жизни людей на Севере, снабжать грузами по этой программе приходится 25 территорий. Отдельные регионы и раньше принимали своё законодательство – например, Якутия. У кого-то этот завоз осуществляется частным образом, где-то государство чуть большую играет роль, где-то чуть меньшую – единого подхода не было. Возникли диспропорции в поддержке, в организации. К тому же, например, стоимость топлива на севере в последние годы росла с опережением инфляции, а это тревожный знак. Поэтому при задумке закона основная идея была в том, чтобы создать общую правовую основу для поддержки северного завоза.
Во всех странах, которые сталкиваются с необходимостью обеспечения своих северных труднодоступных территорий, подобный завоз всегда существует при поддержке государства.Есть субсидирование, финансирование необходимой опорной логистической инфраструктуры – прежде всего складской, портовой. Без продуманной поддержки федерального центра сбалансировать такой механизм сложно. И чтобы создать юридическую основу для государственной поддержки, правовую основу был принят закон «О северном завозе».
– И вот теперь все механизмы формализованы?
– Да, но основная задача закона – не только прописать понятия и определения: хотя ранее даже сам термин «северный завоз» законодательно не был оформлен. Задача закона описать механизмы поддержки, чтобы унифицировать региональные и закрепить федеральные механизмы, обозначить роль и ответственность всех участников процесса. Каждый год северный завоз становится немножко войсковой операцией с большим количеством участников, у каждого из которых есть своя роль определённая. Вот, и поэтому была потребность как раз прописать эти роли более чётко, и мне кажется, эта задача была выполнена.
Представьте, когда мы говорим «cеверный завоз» это означает: 1016 уникальных потребителей (населенные пункты, конечные получатели грузов завоза), 1392 объекта хранения грузов, 15 видов транспортных средств, включая беспилотные летательные аппараты и малую авиацию, которые передвигаются по более чем 10 000 маршрутам.
Накладки, ошибки в планировании неизбежны. Осенью суда «Инженер Трубин» и «Ямал Ирбис» застряли в Карском море, ориентируясь на ошибочный прогноз ледообразования, они решили сэкономить на ледокольной проводке. На их борту было 19 тыс. тонн грузов, необходимых для капитального ремонта ВПП аэропорта «Певек», материалы и оборудование для строительства ЛЭП «Певек-Билибино», вахтового городка АО «Эльконский ГМК», возведения мостовых переходов в рамках строительства дороги «Омсукчан – Омолон – Магадан», оборудование для ПАТЭС и многих других клиентов региона. Видите цену ошибки? Перевозчики надеялись «проскочить». И это не единичный пример.
Роль регионов с вступлением закона в силу не меняется – каждый будет обеспечивать поставки в свои территории. Некоторые вещи за много лет хорошо отлажены, здесь как раз проблем нет. Но в некоторых аспектах существует возможность серьёзной оптимизации. Например – Чукотка, Камчатка, Магаданская область – там, где возможна единая морская поставка, там есть смысл укрупнять эти поставки за счёт этого, снижая стоимость. Особенно это касается топлива – будь то уголь или нефтепродукты. И одно дело если каждый регион сам закупает его себе, и совсем другое если мы укрупняем эту закупку, делаем оптовую скидку и максимально оптимизируем логистику поставок. Снижаем стоимость и груза, и поставки, а за счёт этого, собственно, решаем конечную цель – повышение качества жизни жителей труднодоступных северных регионов за счет удешевления товаров и услуг.
– Не позднее 1 января 2026 должен появится единый морской оператор, который будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. Не кроется ли в создании очередного единого механизма, опасности появления монополии? Не начнёт ли этот оператор диктовать какие-то свои правила игры регионам или участникам процессов, которые захотят войти в эти поставки и снабженческие схемы.
– Никакой монополии не будет. Подчеркну, речь идёт только о поставках энергоносителей. Прежде всего там, где это целесообразно и оправдано.
– Кто тогда будет контролировать этого оператора, и в целом осуществлять контроль за размером торговых надбавок, наценок?
– Я бы, честно говоря, не драматизировал и не демонизировал этого оператора, потому что его появление не самая основная идея в законе. Да, действительно, появится морской оператор, который будет организовывать поставки, и он будет делать это дешевле для конечных потребителей, чем прежде. Но конкурентные процедуры будут осуществляться точно также. Поставки будут на конкурсной основе, а координирующая роль за деятельностью единого оператора будет за Минвостокразвития.
– Предполагается также создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза – ФГИС «Северный завоз». Она будет создаваться на базе созданного Востокгоспланом «Цифрового двойника северного завоза»?
– Наш цифровой двойник – это mvp-продукт. Это такой мини образ ГИС, её мониторинговой части, то есть там, где собирается и аккумулируется статистика. Необходим ещё целый ряд модулей, которые отвечают за мониторинг поставок, за оптимизацию и так далее. Но создание федеральных информационных систем все-таки не в сфере ответственности Востокгосплана.
Изначально, информация, накопленная в цифровом двойнике, стала обоснованием для оценки эффективности существующей логистики северного завоза, для разработки мер поддержки, и в итоге эта информация стала обоснованием для создания закона. Будет ли цифровой двойник использоваться в дальнейшем зависит от масштабов системы, которая будет разработана.
– Госдума приняла закон о Северном завозе во втором и третьем чтениях. Что дальше?
– Сейчас основная работа будет связана с подзаконными актами, которые будут описывать вопросы нормирования, сроков планирования, системы мониторинга, категоризацию. В законе уже дана укрупнённая категоризация, которая расставляет приоритеты государства с точки зрения поддержки и это именно грузы социального назначения: тоже самое топливо, часть продуктов питания, хотя, конечно не все: понятно, что какой-нибудь рахат-лукум или паштет из гусиной печени будет завозиться по коммерческой линии, но вот базовые продукты туда войдут и у каждого региона будет возможность работать с этим списком.
Вообще, говоря про работу над законом, я, наверное, отмечу процесс его создания. Закон о Северном завозе затрагивает интересы всех северян, и в его создании, в его критике, дополнениях участвовали очень активно и депутаты Госдумы, и члены Совета федерации, и представители общественности и первую скрипку играли люди, которые там живут и понимают, что такое снабжение северных территорий. Важно, что все, кто работал над законом, побывали в удаленных поселках, посмотрели на эти ценники с морковкой по 700 рублей и так далее. Поговорили с людьми, изучили всю цепочку поставок. Это важно и должно стать залогом эффективной работы принятого закона. Но сейчас наступает не менее важная часть – непосредственная работа на земле, в регионах, чтобы регионы эту поддержку ощутили и увидели федеральную поддержку и координацию этой работы.
– Если говорить про конкретных жителей этих территорий северного завоза: в какой срок они смогут лично оценить плоды этого работа этого закона, когда они реально увидят снижение цен?
– Если бы я был политиком, я бы ответил:«В скорейшем времени! Не далее, чем в марте или в феврале!». Но поскольку я экономист, то так скажу: снижение инфляции по продуктам на северных территориях ниже среднероссийской – важная задача. Цены на продовольствие должны, как минимум либо остаться на прежнем уровне, либо снизиться с учетом роста реальных доходов населения. Но я не взялся бы называть конкретные цифры и обещать, что снижение составит, например, 20%. Эти процессы связаны уже не с законодательной работой, это работа по закону. Это более сложная работа, связанная с логистикой, с эффективностью мер поддержки. У нас иногда бывает так – меры поддержки выдали, и кто-то умыкнул их себе в прибыль, в карман положил, а цены как были, так и остались. Вот этого не должно происходить. Но через год-полтора полтора эффект от работы всем мы должны увидеть.
На европейском рынке продолжилось снижение угольных котировок до уровня 110 долл./т. Давление сохраняется ввиду ограниченного спроса, падения цен на газ и стабильных запасов на складах ARA, в результате чего цены на уголь скорректировались вниз за последние 3 недели на 13% от 12-месячного максимума.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 484.51 долл./1000 м3 (-28.40 долл./1000 м3 к 04.12.2024 г.) после роста неделей ранее, обусловленного максимальными темпами отбора газа в декабре с 2022 г. Однако поставки газа остаются стабильными, что также связано с ограниченным спросом на СПГ в странах АТР. Запасы угля на терминалах ARA незначительно увеличились до 3.89 млн т. (+0.03 млн т. к 04.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились ниже 106 долл./т. из-за нисходящего движения на европейском рынке и ограниченного спроса со стороны Индии, где наблюдается увеличение складских запасов местного материала ввиду сезонного сокращения генерации и увеличения отгрузок. Граница с Мозамбиком была вновь закрыта, поскольку автоперевозки южноафриканского угля в порт Мапуто оказались под угрозой из-за возобновившихся протестов в Мозамбике.
Южноафриканская компания Thungela Resources прогнозирует увеличение экспортных продаж по итогам 2024 г. на 5% до 12.5 млн т. (+ 0.6 млн т. к 2023 г.) благодаря улучшению ж/д отправок в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 113 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке. Кроме того, компания Shenhua, значительно опустила закупочные цены для сторонних поставщиков в провинции Inner Mongolia и в порту Huanghua после сообщений о рекордном месячном импорте угля в ноябре. Многие добывающие компании также уменьшили цены. При этом ожидается, что добыча в стране будет сохраняться на высоком уровне и продолжит оказывать давление на спотовый рынок, которое может превысить прогнозы. Кроме того, ввиду негативных ожиданий на следующие несколько недель, некоторые трейдеры стремятся распродать свои запасы как можно скорее, несмотря на прогноз падения температуры на 6-8℃ на следующей неделе.
Энергетический комитет КНР обнародовал обращение в адрес генерирующих компаний с требованием значительно сократить цены на уголь более низкого качества. Производители могут отреагировать повышением качества с помощью обогащения до 5500 ккал/кг.
Запасы угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС уменьшились до 14.39 млн т. (-0.10 млн т. к 04.12.2024 г.), в то время как в 9 крупнейших портах они составили 28.83 млн т. (-1.29 млн т. к 04.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался ниже 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 1 долл./т. до 51 долл./т. на фоне сдержанного спроса на спотовом рынке со стороны стран АТР, где складские запасы остаются на высоком уровне. При этом обильные дожди в Южном Калимантане, отразившиеся на добыче и перевалке, не смогли оказать ценам поддержку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 130 долл./т., продолжив нисходящий тренд. Китайские электростанции воздерживаются от покупок в ожидании дальнейшего падения цен, несмотря на снижение фрахтовых ставок и стабилизацию курса юаня. Спрос в Японии также не увеличивается из-за смещения фокуса в сторону газовой и атомной генерации.
Индекс австралийского металлургического угля HCC немного укрепился до 204 долл./т. ввиду ограниченного предложения на спотовом рынке, особенно с отгрузками в январе 2025 г., а также небольшого увеличения спроса со стороны Индии и Юго-Восточной Азии.
На рынке КНР потребители придерживались выжидательной позиции из-за неопределенности в отношении цен на внутреннем рынке на 1 квартал 2025 г. и результатов Центральной экономической рабочей конференции, где власти в закрытом режиме согласуют основные направления экономической политики КНР на ближайший год. При этом по итогам прошедшего заседания Политбюро власти объявили, что Народный банк Китая продолжит смягчать денежно-кредитную политику, а также будут увеличены бюджетные расходы и усилия по стабилизации рынка недвижимости, включая новые меры поддержки внутреннего спроса.
Экспорт российского угля в Китай в январе–октябре 2024 г. упал до 77.0 млн т. (-9.0 млн т. или -10.5% к январю-октябрю 2023 г.).
При этом за 10 месяцев 2024 г. общий импорт угля Китаем вырос до 436.0 млн т. (+51.0 млн т. или +13.2% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Китая в январе-октябре 2024 г. сократилась на 4.6% до 17.7%. В прошлом году в январе-октябре она составляла 22.3%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Россия является вторым по величине экспортером угля в Китай после Индонезии. Далее следуют Монголия и Австралия. За 10 месяцев 2024 г. всем перечисленным странам удалось нарастить объемы поставок в Китай, в особенности, Австралии, чей экспорт увеличился на
25 млн т. или почти на 63%. Таким образом, из-за логистических сложностей и высоких транспортных расходов, выпадающие объемы российского угля на китайском рынке замещаются поставками стран-конкурентов.
На европейском рынке продолжилось снижение угольных котировок до уровня 115 долл./т., давление на которые оказало снижение цен на электроэнергию в Германии. Кроме того, в Польше скопился большой объем угля на складах, а Колумбия нарастила экспорт энергетического угля за неделю на 60% с 0.81 млн т. до 1.30 млн т., в том числе в страны ЕС.
Индекс южноафриканского угля 6000 двигался в диапазоне 108-110 долл./т., следуя за коррекцией на европейском рынке. Спрос со стороны Индии на прошедшей неделе оказался низким в результате увеличения местного предложения и сокращения генерации. Граница с Мозамбиком была вновь открыта, в результате чего автоперевозки южноафриканского угля в порт Мапуто нормализовались.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 114 долл./т. на фоне ограниченного спроса на спотовом рынке. Кроме того, поставщики понижали цены из-за призывов со стороны администраций портов к сокращению запасов на складах, которые заметно увеличились за прошедшую неделю. Также конечные потребители не спешат заключать сделки ввиду ожиданий дальнейшего снижения цен. При этом ожидается, что Shenhua значительно увеличит свое присутствие на спотовом рынке с января 2025 г., а около 30% трейдеров на внутреннем рынке приостановили свою деятельность из-за падения котировок на протяжении нескольких месяцев.
Во многих регионах наблюдалась температура выше нормы, что привело к сокращению суточного потребления угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС с 822 тыс. т. до 809 тыс. т.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС незначительно увеличились до 14.49 млн т., запасы в 9 крупнейших портах выросли до 30.12 млн т. (+1.20 млн т. к 27.11.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался на уровне прошлой недели в 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно скорректировалась ниже 52 долл./т.
Спрос на спотовом рынке со стороны стран АТР оставался сдержанным. При этом многие производители отмечают, что их ресурс распродан до конца года и не спешат предлагать материал на январь 2025 г. по текущим ценам. Прошедшие ливни в некоторой степени отразились на добыче угля в таких регионах, как Ява и Суматра.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 135 долл./т., двигаясь вниз в рамках двухмесячного нисходящего тренда. Кроме того, антиугольный протест в порту Newcastle завершился и отгрузки материала увеличились по сравнению с прошедшей неделей.
Спрос со стороны Японии упал ввиду высоких складских запасов и запуска энергоблока №2 на АЭС Onagawa компанией Tohoku Electric. В октябре Япония сократила импорт энергетического угля до 10.4 млн т. (-18% к сентябрю 2024 г.).
Индекс австралийского металлургического угля HCC снизился до 202 долл./т. из-за неблагоприятных фундаментальных факторов. Поставщики сталкиваются с трудностями в продажах материала с погрузкой в декабре. Давление также оказывает падение цен на внутреннем рынке КНР, что подталкивает покупателей к выжидательной позиции.
Участники рынка отмечают увеличение активности на рынке менее качественного угля, который торгуется с дисконтом 5-20% к премиальному, поскольку маржинальность производителей стали остается ограниченной.
Проблема РЖД с комплектацией локомотивных бригад обострилась в начале лета 2024 г. В январе-сентябре среднесуточное число поездов, отставленных по причине их нехватки, выросло в 3.5 раза. Дефицит 3 тыс. машинистов и их помощников связан с оттоком кадров из-за высокой конкуренции на рынке труда и качеством управления имеющимся штатом.
В прошлом году увеличение простоев было обусловлено проблемами с сервисом, ситуация с которым в этом году была лучше, хотя в 3 квартале и по этому пункту наметился негативный тренд.
РЖД не в состоянии обеспечить условия, которые представлены в смежных, не железнодорожных сферах. Основной проблемой является непрогнозируемый график и качество управления имеющимся штатом.
Однако на 2025 год РЖД планирует сократить инвестиционную программу на 40%. При этом провозная мощность Восточного полигона уже использована почти на 100% и дефицит инфраструктуры может сохраниться до 2032 г., что ограничивает возможности по экспорту угля на фоне высокого профицита портовых мощностей для перевалки, несмотря на договоренности по синхронизации увеличения мощности ж/д и портовой инфраструктуры.
В январе-октябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 16.2 млн т. до 155.4 млн т. (-9.5% к январю-октябрю 2023 г.).
По результатам января-ноября 2024 года предприятие Берингпромуголь добыло
1.62 млн т. каменного угля (+0.17 к январю ноябрю 2023 г.), из которых на металлургический уголь приходится около 70%, а на энергетический – 30%.
При этом в 2024 г. компания планировала нарастить производство до 2 млн т. угля и увеличить для этих целей мощности перевалки.
Положительная динамика обусловлена отсутствием ж/д транспортного плеча от месторождения Фандюшкинское поле, расположенного на Чукотке, в непосредственной близости от порта в бухте Угольная.
В апреле 2024 г. австралийская компания Tigers Realm Coal заявил о продаже угольного бизнеса в России компании АПМ-инвест Марка Бузука. Сделка, в которую вошли добывающая компания Берингпромуголь, управляющая компания Берингугольинвест, занимающаяся геологоразведкой Северо-Тихоокеанская угольная компания и порт Угольный, получила одобрение акционеров и оценивается в 49 млн долл.
На европейском рынке угольные котировки скорректировались ниже 123 долл./т. после достижения 12-месячного максимума. Давление на индексы оказало снижение цен на электроэнергию в Германии со 134.00 евро/МВтч до 116.65 евро/МВтч, а также замедление темпов роста цен на газ. Кроме того, ожидается увеличение отгрузок угля в адрес ЕС со стороны Колумбии и ЮАР. Маржинальность угольной генерации сократилась, хоть и осталась положительной.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 506.63 долл./1000 м3 (+1.21 долл./1000 м3 к 20.11.2024 г.). Опасения участников рынка вызывает эскалация конфликта между Россией и Украиной, а также возможные санкции против российского СПГ. Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 3.95 млн т. (-0.10 млн т., или -2.5%, к 20.11.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились до уровня 110 долл./т. на фоне коррекции европейского рынка и напряженности с отгрузками через Мозамбик, где вновь возникли протесты, угрожающие сообщению с портом Мапуто. При этом цены на среднекалорийный материал немного подросли благодаря спросу со стороны индийских производителей губчатого железа, который прогнозируется на высоком уровне до конца года. Ожидается, что индийские производители губчатого железа нарастят производство на 10% к марту 2025 г.
Южноафриканская компания Exxaro Resources сняла с должности директора угольного дивизиона без уточнения причин.
Exxaro планирует увеличить добычу угля с текущих 40 млн т. до 50 млн т. в год в течение нескольких лет. По итогам 2024 г. угольный экспорт компании ожидается на уровне 6.7 млн т.
На прошлой неделе начались слушания по делу о высоких затратах Eskom на закупку угля. Слушания также обусловлены желанием генерирующей компании увеличить тарифы на электроэнергию для потребителей на 36%, 11.8% и 9.1% в течение следующих 3 лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили падать до 115 долл./т. Давление по-прежнему оказывают высокие запасы, а также понижение цен предложения добывающими компаниями. При этом в ближайшие дни ожидается резкое похолодание на 4-6℃, что должно оказать ценам поддержку за счет увеличения потребления угля на ТЭС. Однако, некоторые участники рынка не ожидают существенного отскока. Кроме того, ценовая политика компании Shenhua привела к тому, что снижение цен в некоторых регионах достигало
5.5 долл./т.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС остались на уровне 14.46 млн т. (без изменений к 20.11.2024 г.), запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 28.92 млн т. (+0.18 млн т. к 20.11.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно, без выраженного тренда. Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 52 долл./т. на фоне ограниченного спроса со стороны стран АТР.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 139 долл./т. по причине высоких запасов в Китае, Японии и Индии. Кроме того, в КНР ослабление юаня и рост ВВП ниже целевых показателей также негативно сказываются на импорте. Участники антиугольного протеста попытались заблокировать порт Newcastle, что в некоторой степени отразилось на отгрузках материала. Протестующие требовали отменить новые проекты по добыче ископаемых и прекратить перевалку угля в порту Newcastle к 2030 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил снижение, опустившись до 203 долл./т., поскольку фундаментальные факторы остаются неблагоприятными. Кроме того, в Китае на бирже Dalian Commodity Exchange продолжается снижение цен ввиду негативных настроений в ожидании новых импортных пошлин со стороны США в результате победы Трампа, что может нанести удар по экспортным поставкам стали. Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CCTD) заявила в своем прогнозе на 2025 г., что спрос на коксующийся уголь в КНР будет недостаточным из-за сокращающегося спроса на сталь и увеличения использования лома на металлургических предприятиях на 5%.
Производители стали в Европе также сталкиваются с падением спроса и высокими затратами, в результате чего компания Thyssenkrupp Steel объявила о планируемом снижении производства с 11.5 млн т. до 8.7-9.0 млн т./год и сокращении 11000 работников.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-сентября 2024 г. подскочили в 4.1 раза до 202.5 млрд руб., превысив прибыль, которая составила 111.2 млрд руб. (-73.7% к январю-сентябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 91.3 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 52% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до
163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).
Федеральная налоговая служба (ФНС) направила в арбитражный суд иск о банкротстве компании Шахта Инская в связи с наличием у предприятия задолженности в размере 230 млн руб. Также ФНС подала исковое заявление о признании банкротом АО Сибирская Углепромышленная Компания из-за долга в размере 139 млн руб.
Шахта Инская ведет в Кузбассе добычу премиального низкозольного угля марки Д. Полученный концентрат, используется в качестве сырья для полукоксования и ферросплавных заводов. Потенциальные новые инвесторы, планировавшие вложить средства в модернизацию, отказались от своих намерений в связи с рисками, в том числе связанными с отсутствием квот на вывоз угля в восточном направлении.
По итогам 2023 г. выручка составила 211.7 млн руб., убыток оценивается в 114.5 млн руб.
Шахта Инская введена в эксплуатацию в 2011 г. Запасы по состоянию на 1 января 2023 г. составляли 98 млн т.
АО Сибирская Углепромышленная Компания также осуществляет добычу угля в Кузбассе. Балансовые запасы превышают 29 млн т. угля марки Т, востребованной в металлургии. В 2021 г. на предприятии было добыто 1.7 млн т. В 2022-2023 гг. добыча компании упала вдвое до 0.8 и 0.7 млн т. соответственно.
В 2023 г. компания получила убыток свыше 1 млрд руб., выручка составила 2.4 млрд руб. (против 4.4 млрд руб. и 6.5 млрд руб. в 2022 г. и 2021 г., соответственно).
Для многих поставщиков текущий уровень цен и расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, наряду с лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках, а также западные санкции, оказывают давление на российскую угольную отрасль.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до 163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.).
Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).