Власти Хабаровского края увеличат финансирование территориальных общественных самоуправлений до 380 млн с 2025 года. В регионе с 2016 года прошло 12 конкурсов проектов ТОС, на реализацию свыше 2000 инициатив общественников направлено более 1 млрд краевых средств.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе администрации Хабаровска, по объему финансовой поддержки проектов территориальных общественных самоуправлений Хабаровский край является лидером на Дальнем Востоке. В прошлом году на эти цели выделено 310 млн рублей, благодаря чему будет реализовано 449 проектов.
На прошедшем в Хабаровске IV Фестивале территориальных общественных самоуправлений региона глава краевой столицы Сергей Кравчук отметил, что в этом году на краевой и городской конкурсы среди ТОС было подано 380 проектов от 220 ТОС Хабаровска.
«Победителями были признаны 110 проектов. Из них 38 получили финансирование от муниципалитета, 72 – от региона. Общая сумма грантовой поддержки для жителей краевой столицы составила 72,6 млн рублей. Эти средства – значительный вклад в обустройство придомовых площадок в городе. Многие хабаровчане, которые увидели у своих соседей, как работает механизм привлечения средств, также создают ТОСы. А это значит, что вскоре в городе появится еще больше благоустроенных дворов», – сказал глава Хабаровска.
На сегодня в регионе зарегистрировано 1650 территориальных общественных самоуправлений. В их границах живут более 252 тыс. жителей Хабаровского края. Активисты ТОС уже могут подать заявки на конкурс, который пройдет в следующем году.
75% земельных участков, которые ДОМ.РФ получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству. Это тормозит развитие территорий, а в условиях дорогих кредитов, ставит под вопрос целесообразность и снижает эффективность проектов.
Построить 100 млн кв. метров жилья
Сессия «Комплексное развитие территорий: новые горизонты жилищного строительства» объединила представителей власти, институтов развития и предпринимательского сообщества.
Модератором выступил директор по развитию городской среды, АО ДОМ.РФ Антон Финогенов.
Открывая обсуждение, генеральный директор АО ДОМ.РФ Виталий Мутко напомнил, что в рамках закона №161-ФЗ ДОМ.РФ работает с комплексным развитием территорий и помогает вовлекать в градостроительный оборот земельные участки – всего в России под перспективную застройку были выделены 46 тысяч гектаров с градостроительным потенциалом 70 млн кв. метров. В том числе на участках, переданных ДОМ.РФ регионам Дальнего Востока, введено в эксплуатацию 680 тысяч кв. метров недвижимости.
«До 2030 года на земле, которая будет вовлечена в оборот, мы должны построить 100 млн. кв. метров жилья. На сегодняшний день построено 25 млн. кв. метров», — рассказал Виталий Мутко.
При этом есть объективные причины, которые тормозят комплексное развитие территорий. Так, 75% земли, которую «ДОМ.РФ» получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству, их градостроительный потенциал не ясен, и регионы должны провести большую работу, прежде чем выставить участок на торги.
Это в том числе влияет на сроки строительства. Сегодня одна из самых обсуждаемых тем в Минстрое — сокращение сроков выхода на строительные работы, рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин.
«С момента покупки земли за бридж-кредит до выхода на стройку должно проходить минимальное количество времени, тем более что сегодня с такой ключевой ставкой кредитование обходится особенно дорого. Важно оптимизировать сроки и сократить затраты застройщикам. Это, в первую очередь, задача органов региональной и муниципальной власти во взаимодействии с бизнесом», — обозначил Никита Стасишин.
По его словам, необходимо выделять стартовую площадку внутри КРТ, где инвестор сможет максимально быстро согласовать всю документацию и начать привлекать средства покупателей, наполняя счета эскроу. Сейчас этот вопрос прорабатывается федеральным центром.
Расселить ветхий фонд помогут инвесторы
Что касается механизмов поддержки, их большое количество — инфраструктурные кредиты, инфраструктурные облигации ДОМ.РФ и другие. Однако задачи в рамках поручения президента стоят амбициозные – к 2030 году средний ввод жилья на душу населения должен составить не менее 33 кв. метров на человека, нужно обновить жилой фонд на 20%. Чтобы достичь установленных показателей, требуется расширить меры поддержки. И такая работа сейчас ведётся.
В том числе планируется расширить механизм инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ. Недавно его распространили на энергетическую инфраструктуру, а в планах – масштабировать облигации и на расселение ветхого и аварийного жилого фонда в рамках проектов КРТ.
Расселение собственников — одна из главных проблем комплексного развития территорий сегодня. Для застройщиков это очень затратная статья расходов, которая может достигать 30 процентов от общего бюджета проекта. Механизм инфраструктурных облигаций позволит привлекать средства инвесторов на подготовку площадки для КРТ со всей необходимой инфраструктурой, и в том числе использовать их для расселения ветхого и аварийного жилья.
Ещё одна проблема связана с большим количеством неэффективно используемых земель. Её обозначил заместитель руководителя Росимущества Алексей Павлов. «Мы проводим инвентаризацию по всей стране и выявили уже порядка 12 тысяч таких объектов», — отметил он.
Земельные участки десятилетиями стоят заброшенные, собственники никак их не эксплуатируют. Такие «ржавые пояса» могут вставать на пути социально значимых проектов, акцентировал руководитель группы компаний «Страна Девелопмент» Александр Гайдуков.
В качестве решения он выдвинул предложение — увеличить земельный налог для собственников в десятки раз.
«Мы видим, что в регионах есть много земель, которые стоят «ржавыми поясами» — и в спальных микрорайонах, и центре города. Эти территории никак не развиваются — собственники уехали за границу. Одна из идей — совместно с муниципалитетами провести инвентаризацию этих земельных участков и поднять на них налоги раз в 50-100. Это пополнит бюджет и облегчит доступ застройщикам к земельному банку», — предложил Александр Гайдуков.
Блестящие проекты
В то же время участники отметили «совершенно блестящие проекты» КРТ на Дальнем Востоке. Один из них реализует в Хабаровске федеральный девелопер ПИК. Компания получила участок общей площадью 66,9 га в составе проекта «Северный парк». Общий градостроительный потенциал этой площадки составляет 624,5 тыс. кв. м жилья. И в ДОМ.РФ, и в Минстрое высоко оценивают работу хабаровских властей в рамках механизма КРТ.
Но есть и другие пример, когда этот инструмент не так эффективен. На проблему указал управляющий партнёр по сегменту «Регионы» ГК «ФСК» Алексей Алмазов.
«Мы реализуем проекты КРТ, мастер-планы, чтобы развивать городскую среду и улучшать качество жизни граждан. И мне кажется правильным изменить критерии предоставления земельных участков или аукционов по договорам КРТ, в том числе на федеральном уровне, и во главу угла поставить качество продукта и качество развития территорий, исходить из того, как конкретный проект поспособствует развитию города. Сегодня такого тщательного анализа мы не видим. Территории КРТ не имеют под собой детализации и проработки. В итоге выигрывает застройщик, который больше всего платит за земельный участок, и опять центр города превращается в спальный район. Я думаю, что нужно утвердить соответствующие критерии, тогда мы продвинемся дальше», — предложил Алексей Алмазов.
Как подчеркнул Никита Стасишин, финансирование комплексного развития территорий увеличится.
«Порядка 120 млрд рублей до 2030 года будут выделены на стимулирование механизма КРТ. Будут предусмотрены деньги по инфраструктурным бюджетным кредитам, расселению аварийного жилья, создание комфортной городской среды», — перечислил он.
Отметим, что механизм комплексного развития территорий появился в 2021 году. До этого у регионов не было полномочий по расселению ветхого и аварийного жилья. Закон о КРТ упростил процедуру и открыл новые возможности для комплексной застройки. Сегодня механизм КРТ работает в 48 регионах России.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.
Ленский клуб обсудил с академиком отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ)Дмитрием Михайловичем Наринским, почему для республики важно развитие именно малых городов, в чем сложности процесса для региона, а также как благоустройство территорий влияет на уровень жизни.
Финансирование якутских инициатив говорит об основательном подходе к развитию малых поселений на федеральном уровне. Долгое время благоустройству не уделялось внимание, и сейчас требуются значительные вложения, чтобы выйти на достойный уровень. Якутии выделяют столько средств, сколько необходимо для реализации презентованных инициатив. Нет смысла благоустраивать территорию наполовину. Только полностью законченный проект даст реальный эффект, иначе он быстро придет в негодность и будет вызывать раздражение. Поддержка региона говорит о том, что есть понимание важности начатой работе, которая должна иметь реальное финансирование.
Залогом успешной реализации проектов по развитию городской инфраструктуры в субъектах является федеральная поддержка. У всех регионов, а тем более муниципальных образований, недостаточно собственных средств для создания полноценной городской среды – слабые источники финансирования, и недостаточно правовых оснований для выделения необходимых бюджетов. Поэтому участие в конкурсных процедурах открывает дополнительные возможности для привлечения федерального финансирования. Но не менее важно, что сразу же определяются и целевые показатели - то есть деньги привязаны к реализации конкретного проекта.
Осложняют реализацию городских проектов в Якутии два основных фактора. Суровые климатические условия накладывают дополнительные требования и сложности для благоустройства. Второй фактор – это структура расселения, которая существует в Якутии. Большая доля населения живет непосредственно в малых городах, а расстояния между ними большие. Например, жители Московской области могут получить доступ к качественной инфраструктуре в Москве. А в Якутии, учитывая ее расстояния, роль малых городов важнее.
Ранее Глава Якутии Айсен Николаев отмечал, что «создание запаса прочности, надежного задела для улучшения условий жизни якутян – это задача, решение которой получило новое дыхание благодаря национальным проектам». По двум проектам — «Формирование комфортной городской среды» и «1000 дворов на Дальнем Востоке» в Якутии в прошлом году благоустроено более 170 дворовых и общественных территорий в 60 муниципалитетах.
Якутии удалось показать реальный результат, что способствует дальнейшему выделению федеральных средств регионы. Было охвачено большое количество муниципальных образований, проект обеспечил значительное покрытие территории республики. В этом широком охвате заложена сама по себе идея данной программы, чтобы жители значительной части территории страны почувствовали улучшение условий жизни и качества городской среды. Всегда перед собой можно ставить амбициозные цели, и по охватам достигнуты хорошие показатели.
При этом, сам по себе процесс развития городской среды призван решить проблему сокращения населения в малых городах. Городская среда потому и называется комфортной, в ней человеку приятно находится. Если ему комфортно находится в своем городе, то вероятность переезда в другое место снижается. Это касается не только Якутии и ДФО, но и всех регионов страны. У нас сложилась такая ситуация, что крупные мегаполисы, которые можно пересчитать пальцами одной руки, стягивают на себя население почти полстраны. Эту тенденцию надо переломить.
Действующие в дальневосточном макрорегионе программы социальной поддержки, направленные на снижение оттока населения и рост занятости, подвергаются корректировкам, в том числе распространяются на новых участников, также предполагается упрощать прохождение бюрократических процедур. Регионы вводят дополнительные меры поддержки семей с детьми. Увеличиваются сроки газификации субъектов.
Занятость и зарплаты
Уровень безработицы в дальневосточных регионах (таблица 3) по-прежнему выше среднероссийского (2,9% против 2,6% в апреле-июне 2024 г.). Наиболее высоким он сохраняется в Бурятии (5,2%), Якутии (4,9%) и Забайкальском крае (4,6%). Выше, чем в среднем по стране безработица в Иркутской (3,2%) и Сахалинской областях (2,7%). Самый низкий уровень безработицы – в Хабаровском крае (1,4%), Чукотском АО (1,4%) и Амурской области (1,6%).
Таблица «Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, апрель-июнь 2024 г.»
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,6 |
75 986,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
4 143,3 |
Республика Бурятия |
5,2 |
437,9 |
Республика Саха (Якутия) |
4,9 |
523,9 |
Забайкальский край |
4,6 |
462,3 |
Сахалинская область |
2,7 |
267,9 |
Еврейская авт. область |
2,6 |
76,5 |
Магаданская область |
2,5 |
78,2 |
Камчатский край |
2,3 |
168,8 |
Приморский край |
2,1 |
977,0 |
Амурская область |
1,6 |
405,0 |
Чукотский авт. округ |
1,4 |
30,5 |
Хабаровский край |
1,4 |
715,2 |
При этом во всех регионах продолжается рост среднемесячной зарплаты работников организаций (таблица 2) – в семи регионах он превышает среднероссийский (+17,1% в мае) – в Забайкальском крае (+23,4%), Камчатском крае (+21,4%), Бурятии (+19,7%), Амурской области (+18,6%), Иркутской области (+18,7%), Еврейской АО (+18,4%), Приморском крае (+18%). Наименьший рост зарплат фиксируется в Хабаровском крае (+11,6%) и Магаданской области (+12,5%).
Таблица «Среднемесячная заработная плата работников организаций, май 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.»
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
117,8 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
116,6 |
|
Забайкальский край |
123,4 |
|
Камчатский край |
121,4 |
|
Республика Бурятия |
119,7 |
|
Амурская область |
118,6 |
|
Еврейская авт. область |
118,4 |
|
Приморский край |
118,0 |
|
Сахалинская область |
117,8 |
|
Чукотский авт. округ |
117,1 |
|
Республика Саха (Якутия) |
113,5 |
|
Магаданская область |
112,5 |
|
Хабаровский край |
111,6 |
|
Впрочем, во всех субъектах позитивная динамика зарплаты сопровождается также и ростом потребительских цен. Рост не является существенно превышающим характерные для страны в целом показатели (в июне 2024 г., таблица 1), но в Бурятии и Камчатском крае он выше среднего по РФ уровня.
Таблица «Потребительские цены на товары и услуги, июнь 2024 г., в % к декабрю 2023 г.»
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
103,2 |
Камчатский край |
104,2 |
Республика Бурятия |
104,0 |
Республика Саха (Якутия) |
103,9 |
Магаданская область |
103,5 |
Еврейская авт. область |
103,2 |
Приморский край |
103,2 |
Забайкальский край |
102,8 |
Хабаровский край |
102,7 |
Амурская область |
102,6 |
Сахалинская область |
102,4 |
Чукотский авт. округ |
101,4 |
Текущие меры поддержки в рамках борьбы с оттоком населения требуют дополнительных изменений, в том числе направленных на упрощение процедур и повышение их эффективности. Действующая программа «Дальневосточный гектар» подверглась критике со стороны генпрокурора РФ И.Краснова, который заявлял, что ей присущи такие проблемы, как большая удаленность предоставляемых участков от существующей инфраструктуры, в том числе транспортной. На текущий момент программа корректируется на законодательном уровне, в том числе в части устранения правовых неопределенностей.
В начале августа Совет Федерации одобрил закон о порядке подачи заявлений на получение гектара. Речь идет о случаях, когда заявитель, подав заявление, запросил позднее другой участок. Заявление на гектар будет возвращено, если подавший его гражданин ранее уже подавал заявление о предоставлении другой территории и в отношении него не был дан отказ. Ранее отсутствие в законе четко регламентированных процедур для данных случаев замедляло работу с заявлениями и приносило дополнительные временные затраты.
Документ также устанавливает обязанность уполномоченного органа приостановить рассмотрение о предоставлении земельного участка, если в отношении него уже подано заявление другим лицом, и закрепляет порядок действий Росреестра в случае необходимости изменения сведений о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность к иной категории земель. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
По состоянию на май текущего года возможностью получить земельный участок в безвозмездное пользование на Дальнем Востоке воспользовались около 140 тыс. граждан, в большинстве своем они используются участниками программы для сельскохозяйственных целей и индивидуального жилищного строительства. В Приморском крае, Якутии и Камчатском крае также востребованы гектары для организации отдыха и создания объектов рекреации. Следует отметить, что в последние годы количество выданных гектаров росло незначительными темпами, при этом увеличение было стабильным. Так, по итогам 2020 г. правом на получение гектара воспользовались 85 тыс. человек, в 2021 г. число пользователей составило 97 тыс. человек, в 2022 г. – 110 тыс. человек, а в 2023 г. – 122 тыс. человек.
Тем временем в июле принято решение правительства о выделении дополнительных лимитов для дальневосточных регионов в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО». В том числе 400 квартир дополнительно выделено Сахалинской области (всего в регионе, таким образом, будет построена 1 721 такая квартира), 262 квартиры выделено Забайкальскому краю (всего – 1 089). Лимиты распределены с учетом наличия в данных регионах проектов жилищного строительства, в рамках которых разрешения на строительство должны быть получены до 1 сентября 2024 г., для ускорения сроков заселения в готовые квартиры.
Напомним, что на Дальнем Востоке в рамках программы при участии ДОМ.РФ предполагается построить не менее 10 тыс. арендных квартир. На данные цели из федерального бюджета выделено 87 млрд рублей. Арендная плата будет обеспечиваться на доступном уровне (около одной четвертой от среднерыночной цены) за счет субсидирования ставок из федерального и регионального бюджетов. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир общей площадью около 350 тыс. кв. м (полностью освоены лимиты в Сахалинской области и Хабаровском крае). Первые арендные квартиры (с отделкой и мебелью) сданы в Приморском крае (42 квартиры в ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), Чукотском АО (40 квартир в ЖК «Ягодный» в Анадыре) и Якутии (24 квартиры в микрорайоне «Марха» в Якутске).
К концу июля объем выделенных кредитов по «Дальневосточной ипотеке» превысил 540 млрд рублей, всего выдано 111,7 тыс. кредитов. Лидерами по количеству выданных ипотечных кредитов являются Приморский край (30,1 тыс. кредитов), Якутия (24,5 тыс. кредитов), Хабаровский край (15,1 тыс. кредитов). На данные регионы приходится 60% всех выданных в ДФО ипотечных займов. В мае текущего года на фоне пересмотра всех ипотечных программ в Минфине сообщали о возможном поэтапном повышении ставки по «Дальневосточной ипотеке» (текущая ставка не превышает 2%). В ведомстве предлагают повышать ставку на 1% каждый год, начиная с 2025 г. Против повышения ставки выступил вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев, заявивший, что рассчитывает на неизменность программы. Каких-либо конкретных решений по данному вопросу еще не было принято.
Стоит отметить, что регионом ДФО, в котором наиболее остро сохраняется проблема обманутых участников долевого строительства, является Хабаровский край. По состоянию на 2023 г. в данном регионе насчитывалось 14 проблемных объектов незавершенного долевого строительства (самый высокий показатель в ДФО и один из самых больших в РФ). Такие объекты также сохраняются в Бурятии (семь в 2023 г.), Приморском крае (пять объектов), Якутии (три объекта) и Амурской области (два объекта).
Газификация
Что касается газификации регионов, то уровень газификации Дальнего Востока на сегодняшний день существенно отстает от среднероссийского показателя (24% против 75% в РФ на конец 2023 г.). При этом если в нескольких дальневосточных регионах газификация превысила 50% или приближается к данному показателю, например в Хабаровском крае (63%), Сахалинской области (55%), Якутии (43%), то в ряде субъектов макрорегиона уровень остается критически низким – в Еврейской АО не превышает 2%, в Забайкальском крае находится на уровне 1%, на нулевом уровне – в Бурятии и Магаданской области. Уровень подключения потребителей к природному газу в Камчатском крае не превышает 33%, в Чукотском АО – 22%.
Основными проектами для увеличения уровня газификации ДФО являются строительство регазификационного комплекса в Камчатском крае, строительство газопровода, соединяющего газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» к 2032 г., подведение газотранспортной инфраструктуры на территорию Бурятии и Забайкальского края до 2032 г. При этом сроки проекта по обеспечению СПГ Камчатского края сдвигаются на более позднее время.
В июле правительство РФ актуализировало дорожную карту газификации Камчатки с помощью СПГ с проекта «Сахалин-2», в соответствии с которой ключевые ее мероприятия перенесены на год. В частности, ввод в эксплуатацию объектов береговой инфраструктуры (причал, объекты приема регазифицированного природного газа и выдачи его в сеть газораспределения, объекты налива СПГ в цистерны, газопровод) отложен на конец 2025 г. вместо начала 2025 г., тогда как их передача «Газпрому» по концессионному соглашению с камчатским правительством должна состояться в начале 2026 г. (а не до конца 2025 г.). При этом для данных объектов еще предстоит определить застройщика и вести строительство, которое потребует дополнительных 4 млрд рублей ассигнований из федерального бюджета в 2025 г., в дополнение к ранее уже выделенным на данные цели 12 млрд рублей.
Одним из основных проблемных вопросов проекта является строительство плавучей регазификационной установки (ПРГУ) и танкеров-челноков, которое было осложнено санкциями. Так, строительство регазификационного терминала должно завершиться в третьем квартале 2025 г. Сроки строительства судов и их передача «Газпрому» перемещены на третий квартал 2026 г. (для первого судна) и на четвертый квартал 2026 г. (для второго танкера), тогда как ранее их планировалось сдать одновременно с терминалом. В апреле сообщалось, что газовозы уже заказаны, подробности не уточнялись. Вариант использования уже построенных газовозов осложнен санкциями, а также тем, что большинство подобных судов активно эксплуатируются.
Поддержка семьи
В сфере поддержки рождаемости на Дальнем Востоке региональные меры поддержки связаны главным образом с финансовыми выплатами многодетным семьям. В июне гордума Владивостока приняла решение об увеличении размера выплат, выдаваемых многодетным семьям города в качестве альтернативы предусмотренным для них земельным участкам. Размер выплаты увеличен с 382 тыс. рублей до 602 тыс. рублей. Данная выплата будет софинансироваться на 50% из краевого бюджета. Повышение компенсационных выплат в том числе связано с дефицитом свободной земли для распределения в материковой части города (нераспределенные участки остались только на островных территориях и в отдаленном поселке Береговое).
Продолжается принятие субъектами региональных законопроектов в соответствии с данным ранее поручением президента о выплате многодетным семьям средств на погашение ипотечного кредита. В июле депутаты Магаданской областной думы приняли законопроект о выплате до 1 млн рублей многодетным семьям на закрытие ипотеки. 450 тыс. рублей из данной выплаты будет обеспечивать федеральный бюджет, 550 тыс. рублей – региональный. Закон распространяется на семьи, у которых с января 2024 г. по 31 декабря 2030 г. родится третий и последующие дети. При этом ипотечный кредит для погашения должен быть взят на приобретение или возведение жилой недвижимости только в Магаданской области. Семьи смогут частично или полностью погасить задолженность только по одному ипотечному кредиту.
Депутаты Заксобрания Камчатского края в июле продлили программу выдачи краевого материнского капитала до конца 2030 г. Программа действует в регионе с 2011 г. Региональный маткапитал предоставляется проживающим в регионе не менее трех лет до момента обращения за выплатой. В 2024 г. его размер составляет до 439 тыс. рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Под эгидой правительства края создана структура, которая помогает жителям объединяться в ТОСы и выигрывать гранты. Финансирование краевого конкурса проектов увеличилось в несколько раз, до 280 млн рублей в 2023 году. На втором форуме общественников «Живем в Приморье. Решаем вместе» губернатор края Олег Кожемяко озвучил впечатляющие цифры – с мая прошлого года количества ТОСов региона увеличилось со 135 до 225. EastRussia анализирует успешный опыт Приморья по развитию гражданских инициатив вместе с экспертами.
Бум благоустройства
В 2022 году в Приморье впервые прошёл форум общественников по вопросам благоустройства и территориального самоуправления «Живём в Приморье. Решаем вместе». Палитра инициатив высветила запрос активистов – нужна информационная поддержка. Результат – по инициативе губернатора открылся Центра гражданских инициатив, где жители могут получить поддержку в любых вопросах, касающихся ТОСов. Как создать ТОС и организовать инициативную группу, в каких проектах и конкурсах можно поучаствовать, как пройти путь от идеи до её воплощения в виде новых благоустроенных детских площадок, дорог, стадионов, лестниц и общественных пространств, где найти на всё это деньги – специалисты Центра знают ответы на эти вопросы.
Одним из главных источников финансирования гражданских инициатив стал региональный конкурс проектов ТОС, стартовавший в 2019 году. Для общественников это отличная возможность привлечь средства из краевого бюджета на проекты по благоустройству. Причём одобрение конкурсной комиссии получают большинство участников. В 2023 году решением правительства Приморья финансирование в рамках конкурса было увеличено до 280 млн рублей. Каждый победитель может получить до 1,5 млн рублей.
Как показала практика, созданная инфраструктура поддержки гражданских инициатив эффективно работает. Если в мае 2022 года в Приморье было зарегистрировано 135 ТОСов, сегодня их уже 225. Активисты подали 341 заявку на благоустройство дворов и улиц. Стартовавший в июне конкурс проектов привлёк рекордное количество участников.
Ребята с нашего двора
Выросла и популярность главного событийного мероприятия в сфере территориального общественного самоуправления. Второй форум «Живём в Приморье. Решаем вместе» собрал больше тысячи приморцев в большом зале правительства края. Среди них – представители ТОСов, управляющих компаний, общественных организаций и все, кого интересует реализация гражданских инициатив. Их ожидания и настроение отразились в словах губернатора Приморского края.
«Сегодня мы видим полный зал общественников, которые неравнодушны к судьбе своего города, посёлка, своего двора. Эти люди хотят своими руками сделать наш край лучше, потому что из маленьких дворов создаются хорошие кварталы, а из кварталов - населенные пункты. И если в мае, когда проходил первый форум, в крае было 135 ТОСов, сейчас их уже 225. То есть за короткие полтора месяца появились новые люди, которые поверили, что могут создавать комфортную среду вокруг себя. На краевой конкурс проектов поступило 150 заявок от ТОСов и 190 – от инициативных гражданских групп – это тоже будущие ТОСы. Итого у нас в Приморье 341 общественная организация, среди них представители практически всех населённых пунктов. Безусловно, мы сделали большой шаг вперед в реализации гражданских инициатив», – сказал Олег Кожемяко.
Куратор проекта «Школа грамотного потребителя», депутат Людмила Таран отметила взрывной рост ТОСов в Приморье, начиная с 2019 года. По её словам, это результат грамотной политики администрации Олега Кожемяко. Территориальному общественному самоуправлению в Приморье оказывается комплексная поддержка – от организационной до информационной и «человеческой».
«Очень радует, что у жителей Приморского края есть возможность напрямую взаимодействовать и работать с властью по вопросам реализации гражданских инициатив. И правительство края, и администрация города, и депутатский корпус идут навстречу общественникам, меры поддержки абсолютно доступны, и сделано всё, чтобы новые ТОСы создавались и успешно работали», - комментирует она.
В ходе форума лучших активистов ТОСов наградили почётными грамотами от правительства Приморского края. Но форум – это не только время подводить итоги. Это ещё и площадка для обмена лучшими практиками, где можно пообщаться с экспертами, представителями органов власти и пройти обучающий интенсив «активного гражданина».
В центре поддержки
Центр гражданских инициатив представляла его руководитель Елена Порубова. Организация создана решением губернатора края и открыла свои двери по адресу улица Фонтанная, 47 в мае 2023, но её услуги уже пользуются большим спросом. На форуме Елена Порубова поделилась полезной информацией и ответила на вопросы участников.
«С людьми, которые к нам приходят, мы говорим о том, как создать инициативную группу, рассказываем о программах, в которых можно поучаствовать, разъясняем, как правильно оформить заявку. Здесь возникает очень много вопросов, потому что инициатива обрастает определённым документооборотом - пишется проект, считаются сметы, и часто необходима помощь специалистов, которые помогут довести её до логического конца», - пояснила она.
Важно: консолидированная работа по развитию территориального общественного самоуправления в Приморье ведётся и на региональном, и на муниципальном уровне. Так, в администрации Владивостока для этого выделено отдельное управление. Оно оказывает методическую, консультативную помощь гражданам, заинтересованным в создании ТОСов, и сопровождает их на всех этапах, когда ТОС уже учреждён и обозначен границами. Деятельность общественных территориальных самоуправлений во Владивостоке регламентирует муниципальный нормативно-правовой акт №157. Также создан общественный совет при администрации, куда входят представители городской власти, Думы города и руководители ТОСов.
«Работа приносит свои плоды. Если в прошлом году ТОСы Владивостока подали 37 заявок на конкурс проектов, из них 34 победили, то в этом году количество участников увеличилось в два раза, до 70 проектов – на мой взгляд, очень конкурентоспособных. Ждём, когда организатор конкурса – департамент внутренней политики Приморского края – объявит результаты», - рассказал руководитель управления Сергей Язев.
После объявления победителей средства из краевого бюджета выделяют муниципалитетам, и те передают их в профильные управления для реализации проектов, объясняет он механику процесса. Сроки могут занимать несколько месяцев. При этом все гражданские инициативы во Владивостоке, победившие в конкурсе в прошлом году, уже реализованы.
Поверили в себя
Конечно, в рамках форума активисты делились лучшими практиками. Председатель ТОСа «Сабанеева, 13» Светлана Живалюкова рассказала о том, как жители района реализовали проект «Умные ступени». В прошлом году они создали инициативную группу, оформили заявку на конкурс проектов и получили 1 млн рублей. Эти средства помогли заменить старую разрушенную лестницу, ведущую к детскому саду. Теперь вместо неё появилась новая, «интерактивная», с разноцветными ступенями и буквами алфавита для малышей.
Представитель ТОС «Грин Парк» Вячеслав Плут рассказал о реализации проекта «Озеро-Парк GreenPark». Общественников вдохновил опыт соседнего ТОС «Спутник», который на средства гранта благоустроил набережную в районе Фанзавода.
Жители решили организовать собственный ТОС, чтобы облагородить территорию возле озера, где гнездятся утки-мандаринки. Подали заявку и победили. Инициатива имела успех, большое количество семей подключились к реализации проекта. В результате на месте заброшенного пустыря появились аллея с освещением, смотровая площадка и ограждение.
Как отметил по итогам форума Олег Кожемяко, опыт Приморья и других регионов, где развивается институт территориального общественного самоуправления, доказывает – жители готовы и хотят участвовать в создании комфортной среды в своих городах и посёлках.
«Жители нашего региона, воплотившие свои проекты, поверили в себя и окружающих. Возможно, завтра несколько ТОСов объединятся и предложат сделать что-то общее в определённом районе, а мы поможем со строительством инфраструктуры. Правительство Приморского края продолжит увеличивать сумму поддержки по этому направлению, потому что наши жители – главные помощники в создании комфортной среды для жизни, никто не знает свои дворы и улицы так, как они», - заключил Олег Кожемяко.
Число ТОСов в России растёт. На сегодняшний день их число около 39 тысяч. Причины такого роста понятны: у ТОСов есть реальная возможность развивать территории, на которых они ведут свою деятельность. Для этого органы ТОС сегодня имеют все необходимые ресурсы, в том числе финансовые. Руководители регионов и муниципалитетов, думающие о создании на своих территориях опорных точек эффективного взаимодействия с населением, активно помогают ТОСам.
Почему надо поддерживать ТОСы? В их развитии заинтересованы все: граждане, желающие сделать свою жизнь на локальной территории более комфортной; власти, взаимодействующие с населением по решению вопросов местного значения. Я подсчитал, что таких форм взаимоотношений властей и ТОС более 50. И ещё один аргумент: каждый рубль, вложенный сегодня в ТОС, возвращается в бюджет пятью.
Наблюдая за ТОСами Приморья, могу сказать, что мне очень нравятся истории, которые они реализуют. И особенно приятно, что этот инструмент работает по всему краю.
Сейчас очень активно занимаемся ТОСами в Ольгинском муниципальном округе, где наш ресурсный центр помог написать 6 проектов. Представьте: маленькое северное село на 240 жителей, и люди находят в себе силы, чтобы объединяться и решать какие-то проблемы. Например, администрация установила в селе детскую площадку, но ей не хватает ограждения, так как животные заходят на территорию. Люди объединяются и пишут проект. Получают грант, и на площадке появляются освещение, дополнительные лавочки, ограждение, она становится точкой притяжения для жителей села, где не так много общественных пространств.
Как только в Приморье в 2019 году появилась информация о ТОСах, мы изучаем этот механизм и знакомимся с лучшими практиками. Наш центр заинтересован в том, чтобы на территориях формировались новые точки активных социальных групп, ведь ТОСы занимаются тем, чем не занимаются НКО, - помимо социальных, решают ещё и бытовые проблемы, которые мешают развиваться территориям и не лучшим образом влияют на их жителей. Людям важно благополучное окружение, не только социальное, а ТОСы – именно тот рычаг, который помогает его создавать. Кроме того, ТОСы объединяют людей на территориальном уровне и сплачивают наше общество.
На форуме «Живем в Приморье. Решаем вместе», где собрались активисты из муниципалитетов края, глава региона Олег Кожемяко рассказал об открытии Центра гражданских инициатив, который займется координацией работы организаций территориального общественного самоуправления (ТОС).
– Много обращений жителей, о том, что нужно сделать, отремонтировать, благоустроить. В крае действуют соответствующие программы. И в дополнение к ним мы решили сделать так, чтобы каждый человек смог поучаствовать в благоустройстве. Это территориальные общественные самоуправления – ТОСы – хороший инструмент, позволяющий видеть быстрые победы. Где поставить лавочку, установить видеонаблюдение, заасфальтировать дорожки – все это решают жители, – пояснил губернатор Приморья.
Активное развитие направления началось в прошлом году. Планируется, что в этом году число ТОСов в Приморье увеличится почти в два раза – до 147. В краевом бюджете на эти цели выделено 140 миллионов рублей, в будущем году объем финансирования вырастет.
– Последние годы Дальневосточный округ динамично развивается как с точки зрения количественного роста, так и финансовой поддержки деятельности ТОС, при этом Приморский край входит в тройку лидеров по ТОСовскому движению вместе с Бурятией и Сахалином, – отмечает Александр Лукичев, директор Университета территориального общественного самоуправления, член общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ. – Что касается именно наращивания финансовой поддержки то цифры по Приморскому краю впечатляют. По данным доклада Общенациональной Ассоциации ТОС за 2022 год (опубликованы в первом номере журнала «Муниципальная Россия» за 2023год) сумма средств поддержки по краю составляла чуть более 16 млн рублей. Такому росту по этому году, да и с перспективой удвоения в следующем году можно только аплодировать. На моей памяти за 35 лет моего участия в ТОСовском движении, а я провел 20 лет на посту председателя ТОС, руководил областной ассоциации ТОС – такого не было.
Я думаю, что это очень правильное решение. Доказано практикой что каждый рубль, вложенный в ТОСы, возвращается в бюджет пятью рублями. Так что я назвал бы решение краевых властей мудрым и дальновидным.
Кстати, у нашего Университета хорошие рабочие отношения с регионами округа – с Сахалином, где мы приняли участие в прошлом году в Форуме ТОС, с Бурятией, Камчаткой, Якутией, Приамурьем и Еврейской автономией. Надеюсь и с Приморским краем получиться реализовать проекты, тем более что у нас их много, и мы открыты к сотрудничеству.
Образовательные проекты будут весьма кстати. Сведущих в области ТОС специалистов – дефицит. А задача созданного Центра гражданских инициатив – консультировать людей, которые занимаются созданием ТОСов, помогать выбирать проекты благоустройства, оформлять заявки на получение грантов.
По словам руководителя Центра Елены Порубовой, в начале июня заработала «горячая линия», и на нее уже поступило почти 100 звонков. Активисты спрашивают, создавать ТОС с образованием юридического лица или без, какие документы нужны для участия в конкурсе грантов, стартовавшем 5 июня.
Претендующие на финансирование из краевого бюджета проекты должны быть направлены на решение вопросов местного значения: это благоустройство придомовой территории, установка детских и спортивных площадок, организация автомобильных парковок, остановок, скверов и тому подобное.
Размер грантов – от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей в зависимости от того, где будет реализован проект: в городском или сельском поселении или в крупном городе.
Как замечают специалисты, многие ТОСы, поучаствовав в конкурсе грантов однажды, теперь делают это ежегодно. Так, ТОС «Зеленый Экипаж на Русском», организованный в 2019 году, победил уже в трех конкурсах и обустроил спортивную зону, сценическую площадку и экологическую тропу.
ТОС «Зеленый Экипаж на Русском» – один из 18, объединившихся во Владивостоке в Ассоциацию «Команда ТОС». Есть желающие присоединиться из недавно созданных ТОС, говорит председатель правления Ассоциации Анна Колемагина.
– Несколько лет назад при администрации города был создан Общественный совет по развитию территориального общественного самоуправления, и в этом была, в том числе, и заслуга нашей Ассоциации. Также там действует управление, курирующее работу с ТОСами. Мы обращаемся в эти структуры сообща, с вопросами, волнующими многих. Одно дело, когда приходит один человек, и совсем другое, когда обращается группа. Чаще всего наши вопросы касаются благоустройства, – рассказывает она.
ТОС «Военное шоссе», которым руководит Колемагина, тоже может делиться опытом. В прошлом году при поддержке Фонда «Энергия участия» он вошел список победителей краевого конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) с проектом «Соседский клуб «Леопольд». Для жителей микрорайона было создано общественное пространство для общения, решения насущных вопросов.
– В этом году Ассоциация, как юридическое лицо, будет снова участвовать в СО НКО. В прошлом году мы выиграли два гранта по миллиону каждый. Один проект выиграл ТОС «Военное шоссе». На полученные средства мы привели в порядок остановку, заменили старые заборы на новые ограждения, высадили кустарник, поставили скамейки и вазоны. По другому проекту на территории ТОС «Поспелово» подрядчики сделали лестницу от остановки в поселок, – отмечает она.
Показателен пример еще одного владивостокского ТОСа – «Спутник Владивостока», который находится в частном секторе. Там горожане объединились и создали добровольную народную дружину.
– Кроме того, они единственные из нас, кто участвовал в конкурсе президентских грантов, и выиграли уже два раза. Первый проект назывался «Утиная заводь». Деньги пошли на благоустройство участка рядом с поймой реки Богатая, где обитают занесенные в Красную книгу утки-мандаринки. Территорию благоустраивают, укрепляют склоны, высаживают клумбы. В планах – организовать там полноценную прогулочную набережную. Также они выиграли грант с проектом «Парк нашей мечты». Деньги пойдут организацию основы для него, – добавляет председатель правления Ассоциации.
К слову, тем, кто сейчас организовывает ТОСы, Анна Колемагина советует регистрировать ТОС с образованием юрлица. Это дает возможность участвовать в грантовых конкурсах не только краевого или городского уровня, но и всероссийских, которые проводятся для общественных некоммерческих социально ориентированных организаций.
Александр Юртаев, соучредитель Ассоциации «Команда ТОС», стоял у истоков создания первого ТОС во Владивостоке еще в 1999 году. Общественники проводили культмассовые мероприятия, возродили дворовый футбол, а также собрали пожелания жителей по благоустройству, часть из которых была выполнена властью.
– Территориальное общественное самоуправление – самый простой способ улучшения жизни жителей на той или на территории. Сегодня существует программа поддержки, и люди могут подать заявку и быстро получить деньги. Самое трудоемкое – это оформление и подача документов. Раньше это было очень сложно, но сейчас юристы Центра общественных инициатив с этим помогут, и это очень важно, – считает он.
По опыту Александра Юртаева, лучше, когда в ТОС объединяются 2-5-6 домов, расположенных в относительной близости. В этом случае жителям проще прийти к соглашению, что именно им нужно.
Не ТОСом единым
В Приморье благоустраивают территории не только с помощью ТОС. В крае действует несколько программ, позволяющих создавать комфортную среду в городах и поселках. Это губернаторская программа «1000 дворов», инициированная Олегом Кожемяко, федеральные программы «1000 дворов Дальнего Востока», разработанная Минвостокразвития России, и «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды и краевой конкурс «Твой проект». За последние пять лет по всем программам было благоустроено около 4000 дворов и общественных территорий.
Только в прошлом году по обеим программам «1000 дворов» и программе «Формирование комфортной городской среды» в Приморье были благоустроены почти 300 дворовых и больше 70 общественных территорий.
Это парки, скверы и дворы в самых разных муниципалитетах. Так, реконструирован парк у Дома химиков в Дальнегорске, сквер в микрорайоне ЛДК в Дальнереченске, сквер «Лозовый» и городской парк в Партизанске, скверы по улицам Краснознаменная, Уссурийская, Пушкина в Уссурийске, общественное пространство в поселке Ярославском Хорольского округа.
Благоустройство продолжается: в этом году работы уже идут более чем на 100 объектах.