Правительство России скорректировало требования к инвестпроектам в сфере рыболовства. По поручению президента РФ операции по оснащению, дооборудованию и ремонту судов должно проводиться как можно больше на отечественных предприятиях.
Соответствующее постановление подписал глава кабмина Михаил Мишустин. Согласно постановлению, корпус судна должен быть выполнен из отечественных материалов и на российских верфях, а разработка конструкторских и технологических документов должна осуществляться также в России.
Эта корректировка будет касаться судов, спроектированных и строящихся на российских верфях. Для судов, строительство которых еще не начато, сохраняется действующий перечень процедур, включая установку отечественного оборудования.
По словам Мишустина, новое постановление поможет ускорить обновление рыболовного флота России, а также обеспечит загрузку верфей.
На Дальнем Востоке продолжается вылов в рамках нереста красной рыбы. В Росрыболовстве отмечают, что лососевая путина текущего года, начавшаяся 1 июня, превышает показатели за последние три года. К середине июля (к 18 июля) объем выловленного на Дальнем Востоке в ходе путины лосося достиг 120 тыс. тонн, что на 65% больше, чем за аналогичный период нечетного 2021 г. Порядка 80% от общего объема улова традиционно обеспечивает Камчатка, где к середине июля было добыто 107,5 тыс. тонн (рост на 61% по сравнению с 2021 г.).
Увеличение вылова лососевых наблюдается и в остальных регионах. В Магаданской области объем добычи достиг 5,6 тыс. тонн (рост в 2,9 раз), на Сахалине – 3,2 тыс. тонн (рост на 19%), в Хабаровском крае – 1,6 тыс. тонн (рост в 4,9 раза), в Приморском крае – 1,1 тыс. тонн (рост в 13 раз). При этом в Приморье комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб во второй раз за год увеличила квоты на вылов горбуши, разрешив добыть еще 600 тонн (в целом разрешенный вылов горбуши вырос на 1,2 тыс. тонн). В Чукотском АО было добыто 270 тонн.
Первая с начала лососевой путины экспортная партия была оформлена на Камчатке 7 июля – 416 тонн красной рыбы направлено в Республику Корея. Всего с начала года экспорт камчатской рыбной продукции вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. При этом наибольший объем был направлен в Южную Корею – 25 тыс. 409 тонн. В Китай было направлено за данный период 21 тыс. 262 тонны, в Германию – 2 тыс. 468 тонн. Небольшие экспортные партии были также направлены в Испанию, Данию, Индонезию, Португалию.
Логистика и переработка
Тем временем рост экспортных поставок рыбной продукции отмечается в Приморье и на Сахалине. Приморское межрегиональное управление Россельхознадзора оформило к середине июля на экспорт 11 450 партий рыбы и морепродуктов, что на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее крупным импортером выступил Китай, куда было поставлено с начала года 514 189 тонн, что в 2,7 раз превысило объем прошлогоднего экспорта за соответствующий период.
Также крупными импортерами рыбы и морепродуктов из Приморья и с Сахалина являются Южная Корея (331 812 тонн), Япония (10 050 тонн), Нигерия (7 575 тонн) и Таиланд (6 293 тонн). В число наиболее востребованной у импортеров продукции входят минтай, треска и живой краб.
Что касается организации поставок, то текущим летом правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока одобрила льготное финансирование за счет корпорации ВЭБ.РФ двух инвестиционных проектов по хранению, перевалке и транспортировке рыбной продукции из ДФО.
В частности, ООО «Евразийский рыбный центр» рассчитывает построить на полуострове Назимова во Владивостоке специализированный рыбный порт с причальной инфраструктурой, железнодорожными и автомобильными подходами. Проект предполагает увеличение мощностей перевалки рыбной продукции до 230 тыс. тонн в год. Проект включает создание холодильного склада мощностью 25 тыс. тонн единовременного хранения, бассейн для передержки краба на 200 тонн, склад рефрижераторных контейнеров и теплый склад для генеральных грузов.
Компания «Рефсервис-Восток» тем временем планирует создать нового железнодорожного оператора для организации перевозок рефрижераторных грузов с использованием рефконтейнеров и изотермических вагонов. Предполагается, что оператор организует перевозку рыбной продукции из дальневосточных регионов в центр страны, а также обратную доставку продовольственных грузов на Дальний Восток. При этом в настоящее время на Дальнем Востоке не наблюдается дефицита и перегрузки существующих мощностей хранения. Загрузка холодильных мощностей в Приморье составляет на сегодняшний день 21,8%.
Следует отметить, что в июне на полях ПМЭФ камчатские власти заключили соглашение о сотрудничестве с Минвостокразвития, «Рыбным союзом»[1] и крупными российскими торговыми сетями («Лента», «Вкусвилл», «Гиперглобус») для продажи камчатской рыбы (минтая, горбуши, сельди) в центральных регионах страны. В рамках эксперимента запланированы прямые поставки продукции, выпуск продукции под собственными торговыми марками сетей и контроль цен со стороны участников проекта в целях ограничения наценки.
Тем временем в сфере создания рыбоперерабатывающих предприятий, в Сахалинской области, на острове Итуруп, продолжается строительство рыбоперерабатывающего комплекса «Ясный» ЗАО «Курильский рыбак» (холдинг «Гидрострой»[2]). Работы начались в 2021 г. В создание комплекса уже вложено свыше 1,06 млрд рублей. Завод включает транспортную схему по приемке рыбы-сырца с плавучих средств по трубопроводу к приемным бункерам в цех переработки, автоматизированные линии по переработке рыбы, линии по выпуску филе, фарша-сурими и морозильный комплекс. В настоящий момент комплекс работает в тестовом режиме. Завод рассчитан на переработку 430 тонн лосося и 600 тонн минтая, производство 350 тонн готовой продукции в сутки. Икорные мощности составляют 15 тонн икры зернистой соленой и 35 тонн икры мороженой в сутки. Единовременно на заводе может храниться до 3 тыс. тонн готовой продукции.
Следует напомнить, что «Гидрострой» уже располагает на Курилах (остров Шикотан) крупным рыбоперерабатывающим заводом мощностью 1 тыс. тонн готовой продукции в сутки (мороженые минтай и сайра, филе различных видов рыб, минтаевая икра мороженая и соленая), с холодильными площадями, рассчитанными на 5 тыс. тонн единовременного хранения. На Итурупе расположен еще один уже действующий комплекс «Гидростроя» – «Рейдово», рассчитанный на выпуск 400 тонн готовой продукции в сутки.
Крабовые квоты
Тем временем в ФАС обеспокоены возможной монополизацией добычи краба и некоторых видов рыбы в результате второго этапа распределения квот. ФАС направила соответствующее обращение в Минсельхоз. Оценка была дана в рамках подготовки к заседанию правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса, намеченному на 25 июля. Напомним, что в рамках второго этапа программы инвестиционных квот предполагается перераспределить еще 50% всех прав на добычу краба и 24% - прав на добычу минтая, сельди и ряда других видов рыбы на Дальнем Востоке.
В Счетной палате указывают, что монополизация грозит серьезным уроном для отрасли в случае введения санкций в отношении крупных держателей квот, что остановит экспортные поставки и доступ к валюте. В настоящее время крупнейшими владельцами квот являются «Русская рыбопромышленная компания», ГК «Норебо», «Гидрострой» и «Океанрыбфлот».
В конце прошлого года Госдума приняла разработанный Росрыболовством и Минсельхозом закон, предусматривающий реализацию второго этапа перераспределения квот на добычу водных биоресурсов с 1 января 2023 г. (аукционы должны пройти в августе-сентябре). В данном документе предусмотрено изъятие в текущем году у пользователей всех квот на вылов крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, закрепленных за ними по историческому принципу до 2033 г.
Следует также отметить, что в июле крабодобывающее владивостокское ЗАО «Тефида», ведущее промысел на Дальнем Востоке, лишилось квот на добычу 580 тонн камчатского краба, краба синего и краба-стригуна по решению Росрыболовства. Поводом для лишения квот стало наличие у компании иностранного бенефициара или инвестора (США).
Основным владельцем данной компании является А.Козлов (г. Владивосток). В 2005 г. он обвинялся в нелегальном промысле биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ и продаже добытых крабов в США. В 2018-22 гг. А.Козлов занимал руководящие должности в американских компаниях Marine Fishing International (Inc) и Marine Fishing International (LLC). Суд счел их иностранными инвесторами, контролировавшими «Тефиду».
Тем не менее в компании заявили о намерении обжаловать решение Росрыболовства. За приобретение четырех лотов на добычу краба компания ранее заплатила более 1 млрд рублей. Суды двух инстанций отказали «Тефиде» в удовлетворении апелляционного заявления. Компания намерена обжаловать решение в кассации, рассмотрение дела назначено на сентябрь.
Между тем рыбодобывающим бизнесом на Сахалине заинтересовался известный столичный предприниматель С.Бачин[3]. Подконтрольное ему ООО «Фусса» в июле стало владельцем сахалинской рыбопромышленной компании «Алаид». Квоты «Алаида» позволяют добыть в текущем году 2,5 тыс. тонн минтая, 3,38 тыс. тонн трески, 2,28 тыс. тонн морского гребешка. Выручка компании в 2022 г. составила 1,263 млрд рублей, чистая прибыль – 255 млн рублей. При этом гребешок («Алаиду» принадлежит 22% в общем объеме квот на него) и треска не вошли во второй этап программы инвестиционных квот, что повышает актуальную устойчивость работы компании.
«Алаид» также ведет добычу лососевых и управляет перерабатывающим комплексом на Сахалине мощностью до 90 тонн продукции в сутки. В 2020 г. компания запустила еще один завод в Северо-Курильске (остров Парамушир), рассчитанный на переработку 150 тонн сырья в сутки (трески, камбалы, палтуса, наваги). Стоимость приобретения С.Бачиным компании не называется, по предварительной информации она могла составить 50-65 млн долларов США (4,53-5,89 млрд рублей по курсу ЦБ на 19 июля). Напомним, что компания С.Бачина «Васта Дискавери» занимается туристическими проектами в ДФО (туристический комплекс «Три вулкана» на Камчатке).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Некоммерческая организация, объединение производственных предприятий рыбной промышленности. Объединяет компании Defa Group, «Балтийский берег», «Гуд Фиш», «Европром», «За Родину», «МаксиФиш», «Меридиан», «Русское море», «РОК-1», «Проморе».
[2] Бенефициар – бывший сенатор от Сахалина А.Верховский.
[3] Глава совета директоров курорта «Роза Хутор», председатель совета директоров компании «Агранта», основатель сельскохозяйственного холдинга «АгриВолга», генеральный директор «Васта Дискавери».
Принятие законопроекта о реализации второго этапа программы распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли вызвало противоречия в отраслевом сообществе в связи с опасениями передела на рынке, закрытия небольших предприятий и монополизации. В то же время предполагается также реформировать механизм предоставления квот в сфере добычи лососевых.
На регионы Дальнего Востока приходится более 70% вылова рыбы в РФ – при этом в 2022 г. ДФО экспортировал рыбной продукции на 4,18 млрд долларов США, чтона 1,8% превысило результат 2021 г. Основными экспортными рынками для дальневосточной рыбы являются Южная Корея, Китай, Япония. Основой рыбного экспорта для Приморского и Камчатского краев, Сахалинской области стала мороженая рыба, а ракообразные – для Хабаровского края, Магаданской области и Чукотского АО. По данным Росрыболовства к 31 декабря 2022 г. общий объем добычи водных биоресурсов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составил 3,49 млн тонн. В том числе в 2022 г. на Дальнем Востоке было добыто свыше 1,92 млн тонн минтая (на 182 тыс. тонн больше, чем в 2021 г.) и 471 тыс. тонн тихоокеанской сельди (рост на 56,5 тыс. тонн по сравнению с 2021 г.).
Занимающий первое место по экспорту Приморский край в минувшем году экспортировал рыбной продукции на 1,746 млрд долларов, что на 1,7% превысило результат 2021 г. В том числе мороженой рыбы было экспортировано на 808,7 млн долларов. Камчатка отправила на экспорт рыбопродукции на 1,023 млрд долларов, увеличив результат на 11,8% (в том числе мороженой рыбы было экспортировано на 703,6 млн долларов). Идущий третьим Сахалин увеличил экспорт в стоимостном выражении на 16,9% (до 780,7 млн долларов). Экспорт рыбопродукции из Хабаровского края вырос в 2022 г. на 1,4% – до 476,2 млн долларов. Хотя стоимость экспорта рыбы из данного региона выросла на 32,8%, до 219 млн долларов, экспорт ракообразных снизился на 17,2%, до 224,9 млн долларов. Следует также отметить, что Сахалин и Приморье по итогам десяти месяцев 2022 г. отчитались об экспорте 39 тыс. тонн краба.
Два региона существенно сократили экспорт. Магаданская область экспортировала рыбопродукции всего на 74,2 млн долларов, это на 60,2% ниже, чем в 2021 г. Так, экспорт ракообразных из региона сократился на 78,5%, до 32,1 млн долларов. Чукотский АО отправил на экспорт продукции лишь на 2,3 млн долларов, что на 73,5% меньше, чем в 2021 г. (основа экспорта – ракообразные).
В декабре 2022 г. Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил законопроект о реализации второго этапа распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли, разработанный Минсельхозом и Росрыболовством. Для инвестиционных квот на рыбу было выделено 44% объема исторических квот – 20% для первого этапа (Дальневосточный и Северный бассейны), 4% – дополнительно для первого этапа в Дальневосточном бассейне и 20% – для второго этапа в Дальневосточном бассейне. Кроме того, предполагается распределить 50% общего допустимого улова крабов на аукционах с инвестиционными обязательствами.
Закон наделяет правительство правом устанавливать предельный объем инвестиционных и исторических квот в отношении отдельных видов водных биоресурсов в отдельном рыбохозяйственном бассейне. Данный объем может быть распределен по результатам аукционов. Все же из закона была исключена норма, предусматривающая механизм инвестиционных квот в отношении моллюсков и прочих беспозвоночных. В то же время в законопроект включена норма о предельном размере доли квоты у одного пользователя в целях исключения монополизации добычи отдельных видов водных биоресурсов и крабов.
В договор на инвестиционные квоты в отношении рыбы предполагается включать особое условие – производить ежегодно в течение двух лет подряд на построенном заводе рыбную продукцию в объеме, эквивалентном 60% объема квот пользователей. Помимо того, вводится механизм сохранения «исторической квоты» в отношении рыбы и крабов для субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях защиты интересов малых и средних предприятий в рыбном промысле предлагается применять повышающий коэффициент к «исторической квоте» – 1,2. В документ была также внесена норма, в соответствии с которой инвестиционную квоту второго этапа может получить только пользователь, зарегистрированный в прибрежном субъекте РФ, тогда как прежде обязательной регистрация была только в отношении квот на крабов.
Руководители ряда рыбопромышленных объединений просили перенести на более поздний срок строительство промысловых судов в рамках второго этапа и проведение крабовых аукционов – на начало 2026 г. (вместо 1 января 2023 г.). Соответствующее открытое письмо к депутатам Госдумы подписали президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Г.Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) А.Буглак, председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки В.Галицын, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера К.Древетняк, президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков, президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО) М.Козлов, председатель Магаданской ассоциации рыбопромышленников М.Котов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Г.Мартынов, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края С.Рябченко и президент Российского союза работодателей-рыбопромышленников С.Тимошенко. Они отметили, что большинство корректировок[1] к законопроекту во втором чтении касалось именно переноса сроков строительства судов и проведения аукционов по крабовым квотам. Данные поправки, тем не менее, не были учтены.
В комитете Госдумы по аграрным вопросам (председатель – В.Кашин, КПРФ) указывали на то, что правительство придерживается позиции отказа от переноса сроков законопроекта[2]. Представители отраслевых сообществ настаивали на том, что поправки не предлагают перенос вступления в силу закона в целом, а лишь отдельных его норм. Несмотря на это, поправки, относившиеся к срокам, все же не были одобрены.
В ВАРПЭ продолжают выражать обеспокоенность риском существенных задержек по строительству рыболовных судов в рамках программы инвестиционных квот. В ассоциации указывают на то, что строительство рыбопромысловых судов завершится в 2030-31 гг., а строительство краболовов – в 2026-27 гг. Готовность судов на текущий момент составляет 18-61%. При этом из 57 судов по 24 судам отсутствуют комплекты оборудования, по 17 судам строительство приостановлено, а по трем – не было начато.
По данным ВАРПЭ, проблемы возникли на предприятиях ОСК в Санкт-Петербурге – у «Адмиралтейских верфей» (заказ для РРПК на десять судов со сроком сдачи до конца 2025 г.) и «Северной верфи» (заказ для ГК «Норебо» на десять судов до 2025 г.). Проблема заключается в том, что поршневая группа, топливная аппаратура и коленчатые валы для судов изготавливаются в Германии, и их поставки после введения санкций находятся под вопросом. Верфи нашли единственного производителя дизелей большой мощности в КНР, однако контракт с ним еще не подписан. Глава ВАРПЭ Г.Зверев заявил о риске необходимости полного перепроектирования строящихся судов.
В то же время с оценками ВАРПЭ не соглашаются в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (включает «Русскую рыбопромышленную компанию» и связанные с ее акционерами предприятия[3], предприятия холдинга «Норебо»[4], т.е. политически самых влиятельных игроков на рынке). Президент ассоциации А.Осинцев отмечает, что крайние сроки сдачи рыбопромысловых судов составляют 2025-28 гг., а сдачи краболовных судов – 2025 г. В этой ассоциации заявляют об уже учтенных задержках из-за сбоев в поставках оборудования и необходимости перепроектирования, что было выражено в увеличении нормативного срока на постройку рыбопромысловых судов с пяти до семи лет.
Тем временем на совместном собрании работодателей и профсоюзов рыбной отрасли[5] в декабре была принята резолюция, в которой отмечалось, что перераспределение квот на добычу рыбы и краба не позволит рыбопромышленникам исполнять взятые на себя обязательства по сохранению рабочих мест и повышению оплаты труда. В резолюции отмечается, что второй этап приведет к перераспределению 633 500 тонн водных ресурсов на Дальнем Востоке, квот лишится 116 предприятий. В связи с этим, по оценкам авторов резолюции, будут простаивать более 140 судов, свыше 7 тыс. человек лишатся работы.
Прежде Росрыболовство, Российский союз работодателей-рыбопромышленников (РСРР, президент – Г.Зверев) и профсоюз работников рыбной отрасли заключили трехстороннее соглашение, предусматривающее запрет на увольнение более 10 человек в течение 30 дней из отдельных подразделений компаний (из каждого подразделения можно уволить не более чем по 10 человек каждый месяц). Соглашение также декларировало обязательства по повышению сотрудникам зарплат. В настоящее время РСРР и профсоюз работников рыбной отрасли заявили о невозможности исполнения обязательств в полном объеме и настаивают на приостановке действия документа.
В Росрыболовстве не согласны с этой резолюцией. В ведомстве настаивают на том, что второй этап распределения инвестквот, напротив, будет способствовать сохранению рабочих мест и увеличению их количества за счет создания нового флота. Также в Росрыболовстве указывают на то, что доходы бюджета от проведения аукционов составят 200 млрд рублей. С выводами резолюции не согласились и в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, где полагают, что резолюция дезинформирует работников отрасли.
При этом с инвесторов, строивших рыбные заводы в рамках программы инвестиционных квот, Росрыболовство намерено взыскать штрафы за нарушение договора, заключающееся в переработке менее 70% от полученной квоты. Так, претензия на сумму 1,97 млрд рублей была направлена камчатскому ООО «Витязь-Авто», подконтрольному собственникам «Океанрыбфлота» и семье Редькиных. Инвестиционная квота «Витязь-Авто» на 2020 г. составляла 14,26 тыс. тонн минтая и сельди, а на 2021 г. – 14,47 тыс. тонн. Таким образом, компания в 2020-21 гг. должна была выпустить 9,98 тыс. тонн и 10,13 тыс. тонн продукции соответственно. Тем не менее фактически было произведено 8,11 тыс. тонн в 2020 г. и 5,99 тыс. тонн в 2021 г. В случае неуплаты штрафа Росрыболовство намерено обратиться в суд.
По мнению Г.Зверева, заводы, выпускающие продукцию более глубокой степени переработки, не могут выполнить требование производства на уровне 70% от объема квоты, поскольку из 1 тыс. тонн улова получается 220-230 тонн филе. По этой причине другие участники программы инвестиционных квот могут столкнуться со штрафами. К настоящему времени в рамках программы построен 21 завод.
В ВАРПЭ сумму предполагаемых штрафов оценивают в 6-6,5 млрд рублей, что сравнимо с объемом инвестиций в предприятия. В качестве решения проблемы Г.Зверев предлагает разрешить использование в нормативе переработки квоты компаний, входящих в один холдинг с инвестором. Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота А.Осинцев в свою очередь сообщил, что замечания учтены для второго этапа инвестквот. По его словам, правительство определит расчет нового показателя исполнения обязательства по производству в 60% от квоты с учетом норм выхода готовой продукции.
Между тем Росрыболовство намерено разработать новый механизм предоставления прав на рыболовные участки для добычи анадромных видов рыб. Предполагается ввести новый порядок организации промысла таких рыб, который подразумевает распределение квот по принципу инвестиционного нормирования. Инвестиционное нормирование при распределении лососевых участков предполагает сохранение объема квот по историческому принципу за компаниями, инвестировавшими в развитие прибрежной переработки и строительство рыбопромысловых судов.
Пока промышленная добыча лососевых ведется на специальных рыболовных участках, при этом с 2008 г. договоры для их использования заключаются на конкурсной основе на срок от 10 до 25 лет (по усмотрению комиссии региона). В целом на Дальнем Востоке сформировано 1,6 тыс. морских участков для добычи анадромных видов рыб. Из них под промысел исключительно лососевых отведено 1,5 тыс. участков (добыча горбуши, кеты, нерки, кижуча, чавычи, гольца). Сроки договоров с действующими пользователями для большинства лососевых участков истекают в 2027-28 гг.
Разработанные два года назад поправки в закон «О рыболовстве» предусматривают, что участки, по которым ранее были заключены договоры пользования, не будут выставляться на аукционы. Поправки были приняты Госдумой в первом чтении в начале 2021 г., однако в дальнейшем при доработке была убрана четкая формулировка, из-за чего участники отрасли стали опасаться применения аукционов ко всем участкам, в том числе и к тем, где уже были вложены инвестиции в создание инфраструктуры. Таким образом, «исторические» пользователи участков могли потерять преимущество.
Весной 2021 г. поправки были приняты во втором чтении, тогда же при подготовке к третьему чтению принятие законопроекта было заморожено на фоне имеющихся противоречий. Летом 2022 г. сенатор от Магаданской области А.Широков призвал Минсельхоз обеспечить возможность добросовестным пользователям участков продлевать договоры без проведения торгов. Для решения вопроса об условиях распределения участков при Росрыболовстве была создана межведомственная рабочая группа, первое заседание которой прошло в конце декабря минувшего года.
Росрыболовство планирует предусмотреть возможность для пользователей участков, исполнивших свои инвестиционные обязательства, заключать договоры на новый срок (25 лет) без проведения торгов. При этом четкие критерии для определения добросовестности рыбодобытчиков все еще не определены. В Росрыболовстве полагают, что для этого следует собрать предложения регионов.
Росрыболовство предлагает определять инвестиционный норматив с помощью умножения среднего вылова за пять лет на стоимость рыбы. Исходя из него может утверждаться инвестиционный коэффициент. На глав регионов будет возложена ответственность за осуществление контроля над выполнением инвестиционных обязательств компании. В ВАРПЭ допускают, что инвестиционными объектами для добытчиков лососевых могут быть не только промысловые суда, дополнительные холодильные мощности и рыбоперерабатывающие заводы[6], но и социальная и транспортная инфраструктура, частные заводы по воспроизводству лососевых (учитывая сокращение естественных запасов). ВАРПЭ поддерживает необходимость изменений, но указывает на опасения рыбопромышленников по поводу возможного передела в лососевом сегменте отрасли и призывает учитывать региональные особенности. Также существуют опасения создания дополнительной нагрузки для отрасли в условиях повышения ставок сбора за пользование водными биоресурсами в 2023 г.[7]
Наиболее сложная ситуация складывается на Сахалине, где, в отличие от Камчатки, договоры на пользование участками зачастую не включали инвестиционные обязательства. Большинство договоров там было заключено в 1990-е гг., не предусматривало каких-либо дополнительных требований, а в 2009 г. данные договоры были переоформлены. Кроме того, сахалинские участки, как правило, не имели четко закрепленных с помощью географических координат границ.
По итогам 2022 г., выручка лососевого сегмента рынка в целом составила 59,8 млрд рублей. Основным районом промысла тихоокеанских лососей является Камчатский край (50% всего вылова). На Сахалин приходится свыше 30% объемов добычи.
В конце прошлого года Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) выдвинула инициативу о начале субсидирования перевозки рыбы с Дальнего Востока автотранспортом в другие регионы. Соответствующее письмо было направлено вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу. В Ассоциации также попросили отменить для рыбохозяйственных предприятий оплату в рамках системы «Платон», так как в условиях загруженности железной дороги автомобильный транспорт остается наиболее доступным для доставки рыбы и рыбной продукции.
В настоящее время стоимость перевозки автотранспортом менее конкурентоспособна, поскольку в 1,5 раза выше железнодорожной из-за высоких затрат на топливо и на оплату в рамках системы «Платон». Льгота на перевозку распространяется только на потрошеного минтая железнодорожным транспортом (субсидируется из расчета 6 рублей на килограмм продукции). Данная мера была введена летом 2021 г. на фоне дефицита холодильных мощностей на Дальнем Востоке и введенных ограничений на поставку продукции в КНР.
Следует отметить, что в сфере добычи красной рыбы появляются новые инвесторы. В частности, в начале текущего года структура ПАО АФК «Система» (ООО «УК Камчатка Проект») приобрела камчатскую рыбодобывающую компанию «Лойд-Фиш» у прежних владельцев Ю.Логиша и Р.Шайхова. Предприятие, специализирующееся на добыче и переработке красной рыбы, расположено на западном побережье Камчатского полуострова. Активы компании включают девять рыболовных участков, 16 судов, два рыбоперерабатывающих завода мощностью 440 тонн в сутки. В 2021 г. выручка компании составила 1,66 млрд рублей, чистая прибыль – 877 млн рублей.
«Лойд-Фиш», наряду с приобретенными ранее «Системой» компаниями ООО «Кристалл Фиш», ООО «Хангар» и ООО «Заря», была включена в интегрированный рыбопромышленный холдинг «Восход». Собственная добыча и переработка холдинга достигает 30-45 тыс. тонн тихоокеанского лосося в год. Холдинг формируется «Системой» с 2021 г. – напомним, что тогда корпорация вошла в капитал «Зари», получив 49% компании (позднее доля была увеличена до 90%). В 2022 г. АФК «Система» приобрела 75% в «Кристалл Фиш» и 90% в «Хангар». Приобретение «Лойд Фиш» расширяет зону вылова холдинга.
ООО «Кристалл Фиш» было создано в декабре 2012 г. Его активы включают четыре рыболовных участка и четыре рыболовецких судна. Выручка компании в 2021 г. составила 591,79 млн рублей, чистая прибыль – 341,28 млн рублей. ООО «Хангар» было зарегистрировано весной 2013 г., компании принадлежат четыре рыболовных участка, пять промысловых судов и новый рыбоперерабатывающий завод в поселке Крутогоровский (Соболевский район) мощностью 180 тонн продукции в сутки. Выручка предприятия за 2021 г. составила 348,45 млн рублей, а чистая прибыль – 60,05 млн рублей.
Между тем резидент ТОР «Камчатка», ООО «Вывенское»[8], осенью прошлого года завершило второй этап реконструкции и технического переоснащения береговых рыбоперерабатывающих мощностей в камчатском селе Вывенка (Олюторский район). Общий объем инвестиций в проект составил около 420 млн рублей. Первый этап проекта включал техническое переоснащение завода, второй – модернизацию производственных и бытовых помещений. Предприятие получило международные сертификаты соответствия стандартам MCS и EC. Переработка сырца на заводе достигла 320 тонн в сутки, в сезон выпускается порядка 6,5 тыс. тонн продукции (нерка, кета, кижуч, чавыча, горбуша блочной и штучной заморозки, лососевая икра, молоки красной рыбы).
Рыбопромышленники также обеспокоены ростом штрафов в отрасли. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, объединяет структуры «Русской рыбопромышленной компании»[9], «Русского краба» и ГК «Норебо») предложила смягчить правила учета упакованной в море рыбы в связи с тем, что в настоящее время рыбопромышленники могут получить штраф в том числе и при небольших расхождениях с заявленными данными. В правилах рыболовства на Дальнем Востоке планируется прописать возможность 5%-го отклонения при сверках пограничной службой ФСБ веса упакованной рыбной продукции с показателями, переданными капитаном во время добычи и производства.
В настоящее время правила все же допускают минимальные расхождения в отношении рыбы и рыбопродукции, однако в минувшем году ФСБ начала штрафовать участников рынка при обнаружении таких отклонений. Так, компания «Т Краб» была оштрафована на 56 тыс. рублей за неучтенные 23 кг конечностей краба-стригуна, а компания «Акрос» получила штраф в 53 тыс. рублей за 493 кг филе минтая. В АСРФ настаивают на том, что норма об отклонении должна распространяться как на переработанный, так и на упакованный товар.
[1] Поправки подготовили Законодательная дума Хабаровского края, Сахалинская областная дума, Законодательное собрание Камчатского края, фракция ЛДПР, группа депутатов, представляющих Приморский край, Якутию, Магаданскую область, Чукотский АО, Хабаровский край и Мурманскую область, группа сенаторов, представляющих рыбодобывающие регионы.
[2] В профильный комитет Госдумы поступил соответствующий ответ заместителя председателя правительства Д.Григоренко.
[3] В том числе ЗАО «Интрарос», ООО «Востокрыбпром», ООО «Примкраб», ООО «Русский Минтай», ООО «РМД ЮВА 1».
[4] В том числе АО «Карат-1», АО «Акрос», АО «Карельские морепродукты»», АО «Рыбпроминвест», АО «Таурус», АО «Эридиан», АО «Мурманский траловый флот».
[5] Организовано Российским союзом работодателей-рыбопромышленников (РСРР) и Центральным комитетом Российского профсоюза работников рыбной отрасли на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
[6] Строительство инфраструктуры на самом участке часто затруднено необходимостью получать большой объем разрешительной документации, тем не менее, владельцы крупных рыбоперерабатывающих заводов получали право на расположенные рядом участки.
[7] В частности, ставка сбора за 1 тонну горбуши повышается до 7,9 тыс. рублей с 3,5 тыс. рублей.
[8] Владельцы – А.Куликов, И.Куликова.
[9] В декабре прошлого года Г.Франк продал долю в 29,9% в РРПК и вышел из состава участников организации. 99,9% долей уставного капитала компании принадлежат группе «Ост инвест холдинг». Г.Франк был включен в санкционный список Минфина США, в 2022 г. он также продал 70,09% в РРПК и 70,1% в ГК «Русский краб».
Отраслевое сообщество готовится к заседанию согласительной комиссии по проекту федерального закона о втором этапе реализации инвестиционных квот на добычу водных биологических ресурсов. Нашумевший законопроект должен пройти второе чтение 14 декабря. Участники рынка считают, что его принятие может нарушить планы дальневосточных инвесторов, скажется на платежеспособности предприятий и поставит под угрозу закрытия перерабатывающие производства. В то время как сторонники инициативы уверены, что доходы рыбаков позволяют изменить правила игры, а ресурсные игроки смогут принять на себя новые инвестиционные обязательства. «По сути, борьба идёт за интересы местного бизнеса», - отмечают источники в отрасли.
Второй раунд
Государственная Дума 14 декабря рассмотрит во втором чтении законопроект о совершенствовании механизма распределения инвестиционных квот на добычу водных биологических ресурсов. С 6 по 9 декабря (точная дата пока неизвестна) должно состояться заседание согласительной комиссии под председательством зампреда Государственной Думы Алексея Гордеева. Отраслевое сообщество, представители субъектов РФ, ГосДумы, Совета Федерации и правительства РФ обсудят возможные корректировки в проект закона, который рыбаки сегодня называют своей главной проблемой.
Напомним, что документ, разработанный Росрыболовством и Минсельхозом, предусматривает изъятие в 2023 году у пользователей всей квоты вылова крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, закрепленной за ними по историческому принципу до 2033 года. Затем состоится второй этап распределения инвестиционных квот в обмен на развитие добычи, переработки и строительство флота. Предполагается дополнительно выставить на аукционы 20% общих допустимых уловов (ОДУ) рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% ОДУ определенных видов крабов (то есть 100% краба), а также 100% ОДУ таких водных биоресурсов, как морской гребешок, трубач, морские ежи серые, морские ежи черные, трепанги.
Ранее законопроект вызвал вал критики со стороны отраслевиков. Против изменений выступили прибрежные субъекты РФ. Также документ получил резко негативные оценки Счётной палаты, усмотревшей в нём отказ от «исторического» принципа распределения квот на добычу крабов и моллюсков. Аудиторы заявили о рисках монополизации рынка, учитывая, что победители аукционов в 2019 году с высокой долей вероятности могут получить и новые инвестквоты.
Поправки в законопроект должны быть разработаны до 25 ноября. Среди предложений - исключение из документа положений о квотах добычи в инвестиционных целях моллюсков и прочих водных беспозвоночных. Кроме того, предлагается вывести из-под перераспределения квот субъекты малого и среднего бизнеса.
Член согласительной комиссии, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов считает, что принятие закона может повлечь за собой самые печальные последствия для отрасли вплоть до закрытия предприятий.
«Мы не поддерживаем такой подход. Причём все прибрежные субъекты РФ на Дальнем Востоке против того, чтобы на аукцион выставляли моллюсков и беспозвоночных, так как в основном это объекты промысла прибрежных рыбодобывающих предприятий. Рыбаки поддерживают валютно-финансовую составляющую своей деятельности, добывая и перерабатывая продукцию прибрежного промысла. Соответственно, такие производства, как рыбозавод "Каменский" в Дальнегорском городском округе Приморского края могут закрыться. Сегодня там работают порядка 300 человек», - пояснил Георгий Мартынов.
Взяли в клешни
Президент Ассоциации добытчиков краба Александр Дупляков считает, что законодатели должны учитывать текущие экономические и геополитические реалии. В 2022 году краболовы оказались в непростой ситуации, учитывая, что с 21 июня рынок США был официально закрыт для российских морепродуктов.
«С июля поставки фактически прекратились, а Соединённые Штаты импортировали порядка 46% объёмов добычи российского краба. Большая часть поставок шла с Северного бассейна, с Мурманска, причём США закупали варёно–мороженую продукцию. Сейчас сбывать её некуда. Китай, Корея, Япония немного увеличили импорт, но маловероятно, что они смогут полностью заменить американский рынок. При этом Корея и Китай тяготеют больше к живому крабу, а если сейчас мы перейдём на живую продукцию, это может обрушить цены на неё», - комментирует Александр Дупляков.
В условиях неопределённости с рынками сбыта принятие закона может ещё сильнее дестабилизировать отрасль, считает собеседник. Тем более, что сегодня многие рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия приостанавливают инвестиционные проекты из-за внешнеторговых ограничений.
В рамках первого этапа распределения инвестиционных квот победители аукционов должны до 2026 года построить 106 судов, из них 41 краболовное судно. Пока построены 10 судов, причём 3-4 судна формально подведены под действие программы, так как их строительство началось раньше её принятия, рассказывают представители отрасли. Таким образом, план выполнен меньше, чем на 10%. И по некоторым оценкам, половина или больше судов могут так и не построить по этой программе из-за проблем с поставками.
«В настоящий момент сданы только три краболова. Ещё 5-6 планируется сдать в ближайшее время. Что с остальными – непонятно, так как нет ни главных двигателей, ни винто-рулевых комплексов, ни оборудования. Всё это покупалось за границей, аналогов отечественный рынок предложить не может», - говорит Александр Дупляков.
Он также акцентирует, что законопроект подразумевает изъятие квот, ранее заключенных по историческому принципу до 2033 года. Высвободившиеся ОДУ перераспределят под инвестиционные квоты. А это может нарушить планы предприятий, которые в том числе рассчитывали свою кредитную нагрузку, исходя из закреплённых за ними объёмов добычи.
Факт высокой закредитованности рыбодобывающих компаний подтверждают и авторы законопроекта. Как следует из пояснительной записки к документу, большая часть инвестиций в рамках инвестквот привлекается за счет заемных средств. Так, из 230 млрд рулей порядка 80% представлены кредитными организациями.
«Примерная стоимость крупнотоннажного рыбопромышленного судна составляет 100 млн долларов и выше. Естественно, вся общая задолженность предприятий ляжет на себестоимость продукции. Поэтому даже если мы успешно закончим первый и второй этап распределения инвестиционных квот, в чем есть определенные сомнения, учитывая темпы строительства флота, платить придётся потребителю. Мы можем получить филе минтая, фарша сурими по неподъемным ценам для внутреннего рынка. Такая ситуация сейчас с крабом. Варено-мороженый краб раньше поставлялся на рынок США. Сегодня он лежит на складах, потому что на внутреннем рынке проблематично реализовать его по цене, в которую заложена стоимость аукционных квот», - комментирует Георгий Мартынов.
В обозримом будущем не стоить ждать снижения цен на рыбопродукцию, подчёркивает собеседник. И дело не только в инвестквотах. Президент 21 ноября подписал федеральный закон № 444-ФЗ "О внесении изменений в главу 25-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который увеличивает ставки налогового сбора за объекты водных биологических ресурсов. По ряду позиций налог увеличится в разы.
На заседании согласительной комиссии участники рассмотрят возможные корректировки проекта закона. Ранее отраслевое сообщество просило отложить принятие документа минимум на 10 лет, до 2033 года, когда истекут сроки договоров на освоение квот, распределённых по историческому принципу.
«Все-таки надо подождать и посмотреть, как будет реализован первый этап инвестиционных квот, и что будет с рынками в дальнейшем. В текущих условиях проводить аукционы, я считаю, нецелесообразно. Наше предложение – не предпринимать никаких действий до 2033 года, предприятиям нужно оставить горизонт планирования», - говорит Александр Дупляков.
Также рассматривалась альтернатива – не проводить аукционов, но поднять ставки налогового сбора за пользование водными биологическими ресурсами, чтобы собрать сопоставимые средства в течение 15 лет.
Сфера интересов
При этом сторонники законопроекта считают, что отрасль потянет нововведения. По оценкам Росрыболовства, только экспортные доходы от реализации морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепангов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составили 5,3 млрд рублей в 2021 году. При сохранении объемов добычи экспортная выручка за 15 лет достигнет 79,5 млрд рублей, прогнозирует ведомство. «Уровень рентабельности при промысле этих гидробионтов не уступает промыслу крабов. С учетом долгосрочного предоставления данных видов водных биоресурсов в пользование по "историческому принципу" предприятия уже окупили понесенные затраты на приобретение права и получали прибыль на протяжении многих лет», - следует из пояснительной записки к законопроекту.
Притом, что первый этап распределения инвестиционных квот уже принёс 63 млрд рублей инвестиций в отрасль в 2020 году. До появления нового механизма объём инвестиций был на уровне 10-12 млрд рублей в год.
Авторы законопроекта рассчитали, что реализация второго этапа позволит построить порядка 30 высокоэффективных рыбопромысловых судов, до 35 судов-краболовов, 8 современных рыбоперерабатывающих объектов на Дальнем Востоке, а также до 30 иных объектов для развития переработки и хранения гидробионтов. Объём инвестиций в обновление производственных фондов рыбохозяйственного комплекса прогнозируется на уровне 300 млрд рублей.
«Если местные игроки не готовы вкладывать в развитие флота и рыбопераработки, более крупные компании, исторически зарегистрированные в центре, имеют больше возможностей для инвестиций. По сути, борьба идёт за интересы местного бизнеса. Хорошо это или плохо, если квоты получат самые ресурсные участники рынка, - вопрос неоднозначный. Возможно, это поможет улучшить показатели оснащённости флота и принесёт больше поступлений в бюджет. С другой стороны, важно соблюсти баланс интересов, хотя это сделать в сегодняшней ситуации довольно сложно», - прокомментировал источник в отрасли.
Отметим, ещё в 2020 году ряд СМИ сообщили, что Русская Рыбопромышленная Компания (РРПК), с 2020 года зарегистрированная во Владивостоке, предложила премьеру Михаилу Мишустину расширить механизм инвестиционных квот и провести новые аукционы, чтобы на 100% обеспечить инвестквотами мощности строящегося флота. Главной проблемой в компании называли устаревшие суда, средний возраст которых около 30 лет. Как подсчитали в РРПК, первый этап распределения инвестквот позволит обновить флотские мощности не более, чем на 40%.
Получить комментарий в Русской Рыбопромышленной Компании пока не удалось.
В АО «Объединенная судостроительная корпорация» агентству сообщили, что ОСК поддерживает инициативу.
«Несмотря на проблемы на внешних рынках предприятия ОСК готовы построить часть судов в рамках второго этапа перераспределения инвестквот, включая краболовы», - уточнил представитель корпорации.
При этом корабелы заявляют, что с учётом внешних ограничений и логистических проблем новое строительство обойдётся дороже, чем на первом этапе реформы, а некоторые действующие контракты требуют докапитализации. Например, ПАО «Выборгский судостроительный завод» оценил дефицит в 7,5 млрд рублей, которые необходимы для выполнения заказов.
«Разные типы судов имеют разный уровень обеспеченности собственными комплектующими. У нас есть опытные корабелы, заводы, оснащённые необходимым технологическим оборудованием, чтобы собирать суда для рыболовного флота, но прежде, чем начинать строительство, нужно заручиться обязательствами поставщиков в странах, которые согласятся поставлять дефицитную автоматику, двигательные установки и другие комплектующие», - комментирует экономист Александр Латкин.
После рассмотрения в первом чтении законопроект был на месяц отправлен в рассылку в регионы для отзывов и предложений, которые будут учтены при подготовке ко второму чтению. Контрактация второй волны инвестквот может начаться уже в 2023 году, строительство – в 2025 году.