В Петропавловске-Камчатском 23 ученика школы № 41 получили пищевое отравление. У всех схожий диагноз – острая кишечная инфекция.
В этой связи в детскую поликлинику на осмотр отправили около 30 детей, которые контактировали с больными. В школе взяты пробы питания, у пострадавших детей и работников образовательного учреждения взяты анализы, на пищеблоке сделаны смывы.
Причины произошедшего устанавливаются, прокуратура по данному факту назначила проверку.
Третьекурсник факультета естественных и технических наук КамГУ им. Витуса Беринга Дмитрий Раевский победил со своей разработкой на конкурсе «Умник» Фонда содействия инновациям и получил грант на развитие своего проекта в размере 500 тыс. рублей. Он рассказал EastRussia, как именно его творение поможет детям с ранним аутизмом, что его сподвигло заняться решением серьезной медицинской проблемы, сколько будет стоить робот-помощник и из чего он будет сделан.
– Почему пришла идея именно такого проекта – для детей с ментальными нарушениями?
– Я взял в разработку такую идею, так как мои родители тоже связаны с работой с детьми с особенностями. Они ведут социально-ориентированный бизнес – частные детсады и школа. К тому же, университет, в котором я обучаюсь, уже давно занимается темой коррекции для детей с ранним детским аутизмом: сотрудники разрабатывают программы для имеющихся на вооружении у психологической службы Камчатского университета им. В. Беринга двух роботов зарубежного производства. Текущие события и санкции повлияли на мое решение сделать подобного отечественного робота. Он будет не настолько многозадачный, однако полностью будет специализирован на медицинских услугах в данной области.
– Идея проекта родилась около года назад. Концептуально разрабатывать и писать программное обеспечение я начал примерно месяц назад. Конкурс «Умник» стал толчком для активизации проекта.
– Какой будет электронная начинка робота? Из каких материалов будет сделан он сам?
– Российская микроэлектроника очень интересна в формате процессоров и микропроцессоров, из российских элементов будет приобретена звуковая и видеосистема, а сам корпус и внутренняя структура скелета будет, возможно, китайская. Робот будет распечатан на 3D-принтере, который есть у университета.
– Есть ли уже прототип? Как он будет выглядеть, чьим голосом говорить и как называться?
– Я вдохновлялся моделью робота Nao, который есть в университете, но старался создать его под свои идеи, придать новый облик и новый смысл. Наш робот гуманоидный – у него есть голова и руки, но нижняя часть неподвижна. Высота – 50 см, руки – 20 см, а вес около 5 кг. Голова будет подвижна, руки будут двигаться – сгибаться в локте, плече и кисти. У него будет лицо в форме экрана, он будет обладать мимикой, а на груди будет находиться сенсорный рабочий экран, где ребенок сможет касанием, например, выбирать ответ в задании. Но в основном, это для педагога – через экран можно будет запускать программы и прочее. В роботе будет заложено десять основных коррекционных занятий, которые будут разработаны вместе с психологами университета и педагогами коррекционной школы. Голос робота должен вызывать доверие и быть приятным. Я очень хотел попросить озвучить нашего робота Никиту Джигурду. Но на первом этапе его озвучу я сам. Рабочее название робота – Егорка, но это неточно.
– Какова предполагаемая стоимость готовой модели?
– Как раз это будет одним из ключевых отличий от зарубежных аналогов. Два робота, купленных университетом за границей, стоят более двух млн рублей. Наш будет стоить 200-300 тыс. рублей. Для медучреждений и коррекционных школ, я считаю, это вполне подъемные деньги. Если сравнивать с зарубежными аналогами, наш по своей производительности будет уступать в некоторых вычислительных моментах и в возможностях ходовой части, но, с учетом того, что наш робототехнический комплекс ориентирован на медицинские коррекционные задачи для ребят с ранним детским аутизмом, он будет оснащен только самым необходимым для этой работы. Тут важна минимизация затрат.
– Какие в целом затраты на осуществление проекта предполагаются? Хватит ли гранта в 500 тыс. рублей?
– Деньги гранта выделены, но фактически пока не поступили. Для создания прототипа 500 тыс. рублей вполне достаточно. Как раз хватает на покупку мощного ноутбука для создания ПО, для закупки всех основных материалов. Затраты удалось существенно сократить за счет того, что университет дал возможность использовать 3D-принтер.
– Кто вам оказывает поддержку в реализации проекта?
– Разработкой занимаюсь я один, помощь мне оказывает мой научный руководитель – доцент кафедры информатики и математики Александр Рязанцев. Письмо поддержки прислала уполномоченный по правам ребенка в Камчатском крае Инесса Койрович, конечно Фонд содействия инновациям, ректор университета КамГУ им. В.Беринга, камчатские предприниматели обещали помочь в продвижении проекта.
– Как продвигается получение патента на разработку?
– Патенты уже готовятся. Их мы будем использовать согласно всем нормативам и законодательству РФ – уже все утверждено. Я останусь правообладателем как грантополучатель. Денежную прибыль планирую получать на госзаказах при массовом производстве. Кстати, мой проект станет моим стартапом, а также дипломной работой. В планах – после регионального выйти на российский рынок, а в будущем – и на мировой.
– Когда «Егорка» приступит к работе?
– Комплекс планируем запустить до 2025 года, после завершения тестов и прохождения всех формальностей. Свой проект я буду также презентовать на VIII Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов, который пройдет в ОГУ им. Тургенева в Орле 20-23 сентября этого года. Я вышел в финал этого конкурса. Я хочу обратиться к школьникам, студентам и тем, кто уже закончил обучение – если у вас есть идея – идите к цели и не останавливайтесь, все получится. Любая идея реализуема, главное – чтобы было желание, поддержка будет!Медики утверждали, что в её составе находятся следы асбестового волокна, которое за годы использования могло привести к тяжелым заболеваниям у потребителей. Эти публикации стали частью огромной кампании против фармацевтического гиганта, вылившейся в 38 000 исков общим объемом почти в 8,9 млрд долларов. Сегодня дочерняя компания J&J LTL Management потребовала от ученых внести изменения в свои работы или вовсе отозвать их, настаивая на отсутствии связи между следами асбеста в тальке и возможностью возникновения онкологии. Об этом пишет Reuters.
История борьбы американского общества против Johnson&Johnson началась в 2016 году. Суд в штате Миссури обязал компанию выплатить штраф в размере 72 млн долларов тяжело больной женщине, связывавшей свое пошатнувшееся здоровье с использованием детской присыпки Baby Powder. В 2018 году в суд обратились уже 20 женщин со схожими исками, а к 2021 году количество судебных заявлений превысило 38 000. J&J осадили со всех сторон — помимо судебного преследования её атаковало множество общественных организаций, СМИ и ряд американских чиновников. В 2022 году J&J прекратила продажу продукции на основе талька в США и Западной Европе, сославшись на «дезинформацию» в отношении продукта.
В 2023 году с новым судебным иском начинается ответное наступление компании на оппонентов. Доводы противников J&J строятся вокруг наличия в присыпке талька со следами асбестового волокна, природного минерала, широко использующегося в промышленности. По мнению оппонентов, этого было достаточно для возникновения риска развития тяжелых заболеваний у активных пользователей продукта за десятилетия его использования.
В логике оппонентов J&J есть существенный изъян. Дело в том, что в обвинительных публикациях говорится об асбесте, но почти нигде не уточняется его вид. Между тем, это критически важная информация, поскольку в мире существует два вида асбеста, диаметрально противоположные по характеру воздействия на организм человека — амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого есть железо. Он обладает устойчивостью к кислотам и не выводится из респираторной системы человека. Клетки-уборщики наших легких, альвеолярные макрофаги, не могут его растворить, и амфиболовое волокно остается в организме годами, травмируя ткани. Сегодня амфиболы запрещены во всем мире. А вот хризотил добывают и активно используют до сих пор. Почему? Хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния, который обладает устойчивостью к щелочам, но не к кислотам. Он выводится из организма человека за короткое время, не нанося ему вред. Об этом, в частности, пишет в своей работе «Биоперсистенция канадского хризотила» токсиколог Дэвид Бернштейн, наглядно показывая механику воздействия хризотилового волокна на живые организмы. В 2007 году решением Генеральной ассамблеи Всемирной организации здравоохранения был принят принцип дифференцированного подхода к асбесту, требующий учитывать вид минерала при проведении исследований и промышленном использовании.
Между тем в материалах, посвященных проблеме J&J чаще всего фигурирует именно «асбест». Хирург из Балтимора Вадим Гущин так прокомментировал эту ситуацию: «Я так понимаю, что в добыче талька, что является основой этого baby powder, нашлись примеси в некоторых его видах. Нашли асбест, и неизвестно какой тип асбеста. Но поскольку название «асбест» сразу ассоциируется с опухолями, мезотелиомой, раком легкого, яичников, то все засуетились, почему бы не урвать у компании Johnson & Johnson хорошее вознаграждение за эту ужасную болезнь». Де-факто это означает, что в случае, даже если в тальке содержалась незначительная примесь хризотиловых волокон, они все равно не могли оказать негативное влияние на здоровье людей.
Таким образом, становится видно, как именно «подогревается» общественное мнение в ходе противостояния против J&J. Обвинители используют страх общества перед асбестом, при этом не конкретизируя что именно и в каком объеме было найдено в присыпке. Само слово «асбест», как мы уже выяснили, объединяет диаметрально противоположные по характеру воздействия на организм человека волокна. Оно является не более чем поводом для манипуляции общественным мнением. Речь идет, конечно же, не о судьбах несчастных больных женщин, а о многомиллиардных вознаграждениях для юристов, адвокатов, чиновников и других охотников за наживой. Для США это обычное дело, особенно если оно связано с асбестом. На протяжении десятков лет там формировалась индустрия исков против компаний, связанных с асбестом, сформировалась целая отрасль фондов, имеющих целью судиться с производителями такой продукции. Очень часто владельцы таких организаций оказываются в центре скандалов, где фигурируют ложные диагнозы, вознаграждения до 100% суммы иска и т.д. Антиасбестовая кампания имеет своей целью разграбить имущество производств, но никак не защиту интересов людей. Об этом, кстати, еще в 90-е годы говорил Дональд Трамп, в открытую называя антиасбестовую пропаганду «мошенничеством», а тех, кто её воспроизводит «мафией».
– Ирина Гаврииловна, наверное, все уже, знают, но все же напомните, как оформить материнский капитал. Что для этого требуется?
– От родителей ничего не требуется. Сертификат на материнский капитал Социальный фонд оформляет семьям в инициативном порядке, по факту регистрации в органах ЗАГС рождения ребенка. На это требуется 5 рабочих дней со дня поступления сведений в Социальный фонд. Затем сертификат направляется в личный кабинет мамы на портал «Госуслуги».
– На что чаще всего жители нашего края расходуют материнский капитал?
– Самое популярное направление – улучшение жилищных условий. Как с привлечением кредита или займа, так и распоряжение им напрямую на покупку жилья.
Второе по популярности - это образование детей.
Сразу после рождения ребенка и получения сертификата средства можно использовать на оплату содержания, присмотра или ухода за детьми в детских садах и яслях.
С прошлого года материнским капиталом можно оплачивать такие услуги у индивидуальных предпринимателей, если у них есть лицензия на осуществление образовательной деятельности. Родители также могут распорядиться средствами на обучение детей у частных преподавателей, работающих как ИП.
После достижения ребенком, на которого получен сертификат, трехлетнего возраста, можно оплатить материнским капиталом обучение в частной школе, вузе или колледже. На момент начала обучения ребенок должен быть младше 25 лет.
Направить материнский капитал можно и на оплату проживания ребёнка в общежитии на период обучения.
Третье популярное направление – ежемесячная выплата из материнского капитала. С этого года еще больше родителей могут ей воспользоваться. Раньше семьи могли направить материнский капитал на эти цели только при появлении второго ребенка. Теперь она предоставляется на каждого ребенка до 3 лет, включая первенца.
За время действия программы Отделение одобрило заявления о распоряжении материнским капиталом 118 тыс. жителей региона. На их нужды Отделение направило более 34 миллиардов рублей.
– Как эксперт, посоветуйте владельцам, самые простые и быстрые способы распорядиться материнским капиталом. Например, семья решила оформить ипотеку. Как направить средства на её погашение без лишних хлопот?
– При оформлении ипотечного кредита владельцу сертификата на материнский капитал достаточно подать соответствующее заявление в банке. В некоторых банках это можно сделать даже в мобильном приложении.
Если кредит оформлен до приобретения права на материнский капитал, родители также могут обратиться в свой банк или же подать заявление о распоряжении маткапиталом на портале госуслуг.
После одобрения Социальный фонд перечисляет средства в течение 5 рабочих дней.
– Некоторые люди предпочитают брать займы в кредитно-потребительских кооперативах, в том числе и на приобретение жилья. Будет ли возможна в этом случае оплата маткапиталом?
– Да, семья может погасить материнским капиталом жилищный кредит, взятый в кредитно-потребительском кооперативе или сельскохозяйственном потребительском кооперативе. Но с 1 апреля 2023 года эти кооперативы должны быть включены в специальный перечень Центрального Банка Российской Федерации. Это новый механизм, который защищает средства владельцев материнского капитала от мошеннических схем.
– Да, периодически в СМИ появляется информация о мошенниках, которые преступным путем завладели материнским капиталом, причем не без участия самих владельцев. О чем необходимо знать родителям, чтобы не попасть на уловки мошенников?
– В преступные мошеннические схемы могут быть вовлечены владельцы материнского капитала. Например, когда им предлагают обналичить средства. На первый взгляд - надежные способы получить средства на руки, но это незаконный путь. И такие манипуляции всегда выявляют правоохранительные органы.
Связавшись с мошенниками, владельцы материнского капитала, могут не только лишиться этих средств, но и сами могут стать фигурантами уголовного дела. Поэтому настоятельно рекомендую избегать советов, которые идут вразрез с законодательством.
– Лето и отпуска всегда заканчивается незаметно. И скоро у многих появятся заботы, связанные с поступлением старших детей в вузы и оформлением младших – в детские сады. Что у Социального фонда предусмотрено для удобства родителей при оплате обучения материнским капиталом?
– Раньше семьям, которые решили направить материнский капитал на обучение ребенка, необходимо было представить в фонд копию договора об оказании платных образовательных услуг из учебного заведения. Теперь, родителям достаточно подать только заявление о распоряжении. Информацию о договоре на обучение Отделение запросит у учебной организации самостоятельно. Отделение заключило соглашение с почти 500 образовательными организациями, в их числе – вузы, средние специальные, дошкольные учебные организации.
– Сколько жителей Хабаровского края получают выплату из материнского капитала, и какую сумму она составляет?
– Почти 21,5 тыс. семей получают ежемесячную выплату из материнского капитала. Её размер равен региональному прожиточному минимуму для детей и составляет 21 120 руб.
– Все ли владельцы маткапитала могут рассчитывать на такую выплату или есть определенные критерии?
– Не все. Критерии, конечно, есть. Выплата назначается семьям со среднедушевым доходом менее двух прожиточных минимумов на человека (19 170*2=38 340), но без учета имущественной обеспеченности и занятости родителей.
Поскольку выплата производится из средств материнского капитала, один из критериев – это наличие средств. Если семья полностью распорядилась средствами или остаток средств недостаточен для назначения выплаты, тогда получать выплату семья не сможет.
Препятствием для получения выплаты из материнского капитала является пособие на ребенка от 0 до 3х лет, которое было назначено ещё до 1 января 2023 года, т.е. до введения единого пособия. Одновременное получение этих выплат законодательством не предусмотрено.
– Какие рекомендации, советы можно дать тем, кто имеет право на получение? Например, как оформить выплату по новым правилам, если в семье несколько детей до 3 лет?
– Если в семье есть несколько детей до 3 лет, и семья уже получает выплату на второго ребенка, но при этом доходы семьи не превысили двух прожиточных минимумов, родители могут оформить выплату и на других детей. Заявление при этом надо подать на каждого ребенка по отдельности.
– Может ли мама оформить одновременно и выплату из маткапитала и единое пособие?
– Да, одновременное получение этих выплат на одних и тех же детей возможно. При этом сначала нужно оформить единое пособие. Если при этом доход семьи не превысит двух прожиточных минимумов, тогда можно подать заявление на выплату из материнского капитала.
Напомню, что для оформления выплаты семье нужно подать заявление в Социальный фонд на портале «Госуслуги», в клиентской службе, а также МФЦ.
– Если у мамы возникнут сложности с заполнением электронного заявления на ежемесячную выплату из материнского капитала, можно ли ей где-то получить подсказку?
– Специально для тех, кто затрудняется самостоятельно заполнить электронное заявление, мы разработали памятку, где пошагово сопровождается заполнение всех разделов заявления. Памятка-инструкция размещена на сайте Социального фонда – на региональной странице Отделения в разделе «Информация для жителей» – «Гражданам» М «Владельцам материнского капитала».
– Есть ли особенности в получении выплаты из маткапитала?
– В правилах выплаты произошли изменения. Теперь выплата доставляется всем семьям в один день – 5-го числа каждого месяца. Средства выплачиваются в текущем месяце за предыдущий месяц. Исключение – для первой выплаты. После принятия решения о назначении, она выплачивается не позднее 5 рабочих дней, т.е. месяц в месяц.
3 июня
В якутском селе Балыктах четырехлетняя девочка утонула в водоеме, расположенном в 700 метрах от места жительства ее семьи.
5 июня
В протоке реки Большая Уссурка в городе Дальнереченске Приморского края утонул 15-летний подросток.
8 июня
В Хабаровске две девочки 2007 и 2010 года рождения утонули, решив искупаться в Амуре. В этот же день в районе поселка Нижний Саянтуй в Бурятии унесло течением мальчика 2008 года рождения.
12 июня
При купании в реке Зея в Благовещенске пропал 14-летний подросток.
14 июня
В Бурятии 14 июня двое детей 9 и 10 лет купались без присмотра взрослых в реке в пределах села Полтавка Октябрьского района и утонули. Вечером этого же дня в Бурятии на реке Итанца вблизи поселка Кома в Прибайкальском районе утонул ребенок 2016 года рождения.
18 июня
В Амурской области в реке Томь в Белогорске пропал 10-летний мальчик.
20 июня
Трехлетний мальчик утонул на Камчатке. В этот же день в Бурятии на реке Джида в поселке Оёр утонул подросток 2008 г.р.
21 июня
12-летний мальчик утонул на озере Кенон в Чите.
21 июня
В якутском селе Оймякон двухлетний мальчику утонул в водоеме, расположенном вблизи частного домовладения.
22 июня
В селе Бердигестях Горного района Якутии восьмилетний мальчик без присмотра взрослых с друзьями находился на берегу реки и бросился в воду за мячом, однако не справился с течением и утонул. Ещё одна трагедия в этот же день произошла в центре Улан-Удэ – во время купания 17-летний подросток, переплывавший реку, не смог добраться до берега, и его унесло течением.
24 июня
В Приморье на реке Арсеньевка утонули трое детей, которые пытались вытащить из воды своего товарища.
26 июня
В Приморье во время купания в водоеме в окрестностях села Хвалынка Спасского района семилетний мальчик стал тонуть, ему на помощь поспешила 17-летняя девочка, однако не смогла помочь и тоже ушла под воду.
27 июня
На Камчатке на озере Лесное в Елизовском районе утонула 14-летняя девочка.
1 июля
В районе села Ононск Оловяннинского района Забайкалья 17-летний подросток во время купания со своими сверстниками утонул в реке Онон.
2 июля
В Хабаровске 14-летняя девочка утонула в запрещенном для купания месте, а в Якутии в этот же день во время купания в водохранилище в Нерюнгринском районе утонул подросток 2008 года рождения.
4 июля
В Амурской области на водоеме в поселке Восточном Октябрьского района во время купания утонул 14-летний подросток, он доплыл до середины водоема, но не смог вернуться обратно.
10 июля
B пpигopoдe Улaн-Удэ yтoнyл 14-лeтний пoдpocтoк.
11 июля
В населенном пункте Исток (Бурятия) при купании в карьере утонул подросток 2009 года рождения. При таких же обстоятельствах погиб его сверстник в поселке Селенгинск Кабанского района – он тоже утонул, купаясь в карьере.
16 июля
16 июля в правоохранительные органы поступило сообщение о гибели полуторогодовалого мальчика, утонувшего в реке Ингода в районе поселка Новокручининский Читинского района Забайкальского края.
18 июля
В реке Марич, протекающей через поселок Янракыннот Провиденского городского округа Чукотского автономного округа, утонула двенадцатилетняя девочка.
21 июля
В Лесозаводске (Приморский край) в реке Тамга утонул 9-летний мальчик.
Одним из первых громких трагических случаев стала гибель сразу двух девочек-подростков в Хабаровске, которые 8 июня решили искупаться в Амуре на лодочной станции, где они отдыхали на берегу вместе с друзьями.
Амур – с виду река спокойная, но довольно коварная: водовороты, встречные течения, особенно в черте Хабаровска. В городе нет ни одного официально разрешенного места для купания: пляж на «Амуркабеле» заброшен, на центральной набережной купаться запрещено, на «Дальдизеле» и «Дельфине» такая же картина, в районе села Мичуринское также стоят запрещающие аншлаги. Впрочем, в черте города установлены четыре поста, где до 21 часа дежурят матросы-спасатели, на счету которых уже десятки спасенных жизней. Это, пожалуй, самая действенная мера из всех, потому что кто смотрит на аншлаги «Купаться запрещено»? И когда подростка останавливали подобные вещи?
Впрочем, в Хабаровске после трагической гибели двух девочек провели несколько рейдов по популярным местам отдыха с участием полицейских и инспекторов по делам несовершеннолетних. Со всеми подростками, когда удалось застать их на берегу, провели профилактические беседы, вручили информационные брошюры, а их родителям за то, что допустили детей к воде без присмотра, пригрозили административной ответственностью.
Если в Хабаровске – большом городе – еще как-то смогли наладить работу по предотвращению, то что говорить о маленьких поселках? У каждого водоема же по матросу не поставишь. А купаются, а, соответственно, и тонут, дети и подростки везде: в озерах, малых и больших реках, карьерах.
К середине лета трагедиями отметились почти все регионы Дальнего Востока, включая Камчатку и Чукотку, где лето не особо располагает к водным процедурам. Но в лидерах, вернее – антилидерах, оказалось Приморье.
Там 24 июня одновременно утонули трое детей. Все произошло в выходной день – в субботу. Четверо друзей – мальчишки от восьми до 12 лет без разрешения родителей отправились купаться в реке Арсеньевка в Яковлевском районе Приморья. Один из мальчиков стал тонуть и позвал на помощь остальных. Трое детей бросились к нему, но их стало уносить течением. Лишь один из четверки смог зацепиться за корягу, выбраться на берег и сообщить о случившемся.
После этого случая в Приморье встревожились: к середине лета число утонувших в регионе детей достигло 11 человек против 15 за весь весенне-летний-осенний период прошлого года, а в 2021-м и вовсе восемь погибших было. Добавились и водоемы, которые ранее не фигурировали в трагических сводках.
Хотя, как рассказала корреспонденту EastRussia уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова, список водоемов, где происходят трагедии, всем известен. Одно из таких мест – Горбушинское водохранилище в Дальнегорске, где уже на протяжении трех лет тонут дети.
– Я выезжала туда, разговаривала на месте со специалистами, – рассказывает Ольга Романова, – Место коварное: глубоко и вода холодная, могут быть судороги. Видимо, так с последним погибшим мальчишкой и случилось – плавал-то он очень хорошо. В тоже время закрыть доступ полностью к этому водоему невозможно – это объект промышленного назначения, вода из него используется для охлаждения при определенных производственных процессах, забором его не огородишь.
А вот в Бурятии решили перекопать дорогу к карьеру вблизи села Сужа, что в пригороде Улан-Удэ. Две недели назад с разницей в четыре дня там утонули двое подростков: 14-летний мальчик и 13-летняя девочка. Экстренно собравшаяся районная комиссия постановила: установить запрещающие аншлаги, организовать круглосуточное дежурство, дорогу перекопать.
Последнее решение, конечно, вызывает вопросы: по дороге ездят взрослые, дети и подростки – ну, разве, что на велосипеде или мопеде, но им не составит труда объехать наспех вырытую канаву...
Впрочем, попытки властей хоть каким-то образом исправить ситуацию, понять можно: этим летом в той же Бурятии уже утонули девять детей.
Судороги, резкий перепад температур и переоценка собственных сил – вот основной набор причин, из-за которых гибнут подростки. Корреспондент EastRussia побеседовал с тренером по плаванию, который рассказал, что бывает при резкой смене температуры.
– Пресные водоемы, как правило, имеют скрытые течения – наверняка вы сами ощущали, что под водой может быть более холодный «слой» воды. Это или источник подземный бьет, или «нижнее», более прохладное течение проходит, – рассказал тренер по плаванию Александр Первушов, – и когда человек из жары человек ныряет в такую воду, резкая смена температуры может привести к судорогам. Еще зачастую, особенно мальчишки этим увлекаются, человек прыгает в воду с разбега, или сальто – уже в воде происходит дезориентация в пространстве и все – тут много не надо, чтобы «нахлебаться» воды. Еще один фактор – переоценка собственных сил: доплыл до середины озера, а обратно выгрести уже не хватает сил. В итоге паника, беспорядочные действия.
В подтверждение этому вновь обратимся к статистике: все трагические случаи на Дальнем Востоке, несмотря на огромную морскую береговую линию, произошли именно на пресных водоемах. Что касается группы риска, то здесь можно выделить детей в возрасте 10-12 лет, которые уже обрели достаточную самостоятельность и могут, к примеру, отправиться на речку, но еще не умеют плавать.
Вторая группа – подростки, которые пытаются самоутвердиться в компании или перед самим собой. Тут встречаются два фактора: риска и переоценка собственных сил. Но, как подчеркивает уполномоченный Ольга Романова, все погибшие дети – из благополучных семей, по крайней мере, в Приморье.
Третья группа – совсем малыши, которые погибли по недосмотру родителей, как это было недавно в Читинском районе Забайкалья, где мать отдыхала на берегу реки Ингода с пятью детьми. Отлучилась на несколько минут, и в этот же момент полуторогодовалый сын забрался в воду…
Специалисты не устают повторять: вода непредсказуема, а размеры водоема не всегда имеют значение, утонуть можно и в небольшой луже, прецеденты уже были.
Одни говорят, что вина на родителях – мол, недостаточно разговаривали со своими детьми про опасность, которую таит в себе водоем, не предостерегли.
Другие винят самих детей (точнее, подростков), которые ослушались взрослых и пошли на речку или к карьеру, где купание запрещено.
Третьи в трагедиях обвиняют местные власти, что не предприняли должных мер и не ограничили, к примеру, доступ детей к водоему. По территориальному принципу – да, за все, что произошло, на территории муниципального образования, отвечает местная власть. Но, во-первых, не всегда трагедия происходит в границах села, да и не будет же глава сельсовета строить двухметровый забор вдоль речки?
К примеру, на Алтае депутаты расширили региональный закон «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»: теперь детям запрещено находиться на пляжах без сопровождения взрослых. Кстати, такой запрет действует повсеместно в стране – это прописано в правилах пользования пляжами в России, там указано, что запрещается оставлять без присмотра детей на пляжах вне зависимости от наличия у них навыков плавания.
– Если сделать бассейны более доступными по цене, дети и подростки уйдут от открытых водоемов? – спрашиваю Ольгу Романову.
– Вы бы сами какой отдых предпочли: в бассейне, где есть определенные правила и ограниченное время посещения, или с компанией на свежем воздухе у воды? – задает мне встречный вопрос она.
Хотя тут же добавляет, что должны быть общедоступные места отдыха у воды – официальные, безопасные. В идеале, чтобы там дежурили спасатели, волонтеры или дружинники прошедшие определенные курсы. К примеру, печально известное Горбушинское водохранилище в Дальнегорске – по сути единственное публичное мест отдыха, очень красивое и находится в легком доступе. Понятное дело, что оно притягивает к себе и взрослых, и детей.
– Поэтому мы сейчас выстраиваем не только информационную кампанию, что «нельзя», «опасно», но и ведем кампанию «что делать, если»: как спасать, как себя вести, какую помощь оказывать, – говорит Ольга Романова.
Каждый регион, каждое муниципальное образование по-своему выстраивает работу, направленную на предотвращение беды на воде: где-то перекапывают дороги, где-то проводят рейды, в Благовещенске стали устанавливать устрашающие баннеры в тех местах, где утонули дети.
Выглядит действительно зловеще, но на то и расчёт. Надгробия выглядят страшнее.
С начала года на проведение текущих ремонтов в хабаровских школах городской бюджет выделил более 200 млн рублей. В основном фокусе работ – ремонты кровель, систем отопления, благоустройство прилегающих территорий, а также приведение в соответствие санитарным нормам, нормам пожарной и антитеррористической безопасности.
Наиболее проблемные объекты, по которым были обращения от педсостава и родителей учащихся, постоянно находились в фокусе внимания городских властей
Так, в школе «Открытие» 1949 года постройки требовался ремонт кровли – из-за изношенности материалов она сильно протекала. За лето её полностью поменяли – из городского бюджета Хабаровска на эти работы выделено восемь млн рублей. Проверили новую кровлю не только эксперты – испытал её на прочность и прошедший накануне ливень: подтеков не обнаружено. В следующем году в этой школе планируют отремонтировать фасад – тоже за счет средств муниципального бюджета. В «Открытии» уже установлена система охраны: камеры видеонаблюдения по периметру и дверь с электронным замком.
В школе №1, которая была построена на улице Юности в 1965 году, также готова система безопасности, а все классы приведены в порядок. Также ведутся работы по ремонту дворовой дороги от ул. Королева к этой школе. Благоустройство тротуара, по которому дети идут в школу, уже завершено. По просьбе учителей школы №1 и расположенной неподалеку частной школы, которую они адресовали мэру Хабаровска, обустроена стоянка для автомобилей.
«Всегда готов идти навстречу педагогам. Но только теперь нужно облагородить эту парковку. Например, высадить вокруг живую изгородь из кустарников. Это украсит территорию», – сказал мэр Хабаровска Сергей Кравчук, добавив, что его заместитель Александр Прохорец займется этим вопросом.
Лицей «Ритм» был построен в 1967 году. Тут обучается больше тысячи школьников. В текущем году здесь установили современную систему комплексной безопасности. Внутри помещения появилась 31 видеокамера, снаружи – 18. Здание лицея оборудовано «тревожной кнопкой» для вызова групп быстрого реагирования. На безопасность учебного заведения было потрачено три млн рублей, из которых 1,2 млн выделили из муниципального бюджета. Также приведен в порядок подъездной путь к лицею.
В школе №47 Роспотребнадзор выявил нарушения санитарных требований к помещению пищеблока. За 8,5 млн рублей городского бюджета был проведен капитальный ремонт помещений, где хранятся продукты и готовится еда. Также приобретено новое оборудование, на которое был потрачен один млн рублей по распоряжению мэра Хабаровска. В первом корпусе муниципального учреждения идет монтаж модульных спортивных залов.
Как отметил Сергей Кравчук, на сегодня все 70 школ Хабаровска получили паспорта готовности к началу учебного года.
«Мы побывали во всех образовательных учреждениях, на которые поступали жалобы в период, когда дети находились в пришкольных лагерях. В некоторых учебных заведениях завершаются ремонты. Мной поставлена задача, чтобы до начала нового учебного года их закончили», – сказал глава Хабаровска.
До начала учебного года завершится установка домофонов, видеонаблюдения и сигнализации на пяти объектах. Идут работы по капремонту системы отопления в школе № 1 поселка Березовка, полному ремонту кровель в трех учреждениях. В течении учебного года в случае необходимости ремонтные мероприятия в школах продолжатся с учетом соблюдения норм безопасности.
Продолжается в Хабаровске и работа по обеспечению образовательных учреждений лицензированной охраной. В 30 учреждениях безопасность обеспечивают частные охранные предприятия. До конца года обеспечены лицензированной охраной будут еще 19 образовательных учреждений.
Для безопасного передвижения детей к местам учебы около образовательных учреждений будут обновлены разметки пешеходных переходов, спилены ветки, закрывающие обзор знаков пешеходного перехода.
Во всех общеобразовательных учреждениях города организовано горячее питание. В 16 школах учеников кормят самостоятельно, в 54 школах прибегают к услугам предприятий общепита на аутсорсинге. Все меню обновлены с учетом возраста и физиологических потребностей школьников. Согласно указу главы государства, все учащиеся начальных классов получают питание бесплатно.
Внимание к новым педагогическим кадрам – отдельный аспект подготовки к учебному году. Городские власти прилагают максимум усилий, чтобы в сентябре в хабаровских школах приступили к работе молодые учителя. Ежегодно в образовательные учреждения приходят более 100 молодых специалистов, всего сегодня там работают около 300 начинающих педагогов. В Хабаровске существует практика – давать молодым учителям служебное жильё, которое после десяти лет работы в общеобразовательном учреждении квартира достаётся педагогу. Ежегодно администрация города передаёт ключи от служебных квартир 10 молодым учителям.
Торжественные линейки ко Дню знаний пройдут 1 сентября во всех школах города. В новом учебном году за парты сядут около восьми тысяч первоклассников. Все они получат в подарок азбуку «Хабаровск от А до Я» – в ее разработке принимали участие и сами школьники: вместе со взрослыми они делали иллюстрации, писали стихи и тексты.
– Татьяна Борисовна уже совсем скоро начинается пора ЕГЭ и ОГЭ. Насколько по Вашим наблюдениям к этому готовы школьники, учителя и школы Хабаровска?
– Готовность на все 100%! Учитывая, что все-таки мы уже 21 год работаем в режиме сдачи единого госэкзамена, накопленный опыт позволяет с уверенностью сказать – мы готовы.
Конечно, каждый год случаются ситуации, когда вносятся какие-то изменения в процессы, в организацию или технологии меняются, и, конечно, наша задача вовремя на все эти процессы отреагировать.
Мы успешно провели на днях последнюю – федеральную – генеральную репетицию ЕГЭ: были задействованы все 23 пункта сдачи экзамена в наших школах. Кстати в этом году есть существенные изменения в технологии проведения. Раньше мы получали материалы из регионального центра оценки качества, затем мы их развозили по школам, там выдавали по аудиториям, организаторы раздавали школьникам. Теперь все КИМы (контрольные измерительные материалы – прим. ред.) приходят по сети Интернет. Приходят на компьютерный терминал прямо в аудитории, где сдаётся экзамен. Они распечатываются тут же – при детях, раздаются, а потом, когда экзамен заканчивается, бланки здесь же, в аудитории, сканируются и также по Интернету отправляются на проверку.
Для готовности учеников сделан максимум возможного – это и подготовка в части повторения материалов, и тренировки ЕГЭ. Некоторые родители начинают говорить нам: «Вот зачем эти тренировки?! Вы детей накачиваете, тренируете, а они от этого волнуются!», якобы мы тем самым создаём дополнительные стрессовые ситуации. На это мы отвечаем так - репетиции и тренировки нужны для того, чтобы ребёнок на экзамене сел спокойно, и у него движения были отработаны до автоматизма, чтобы он на формальные действия по заполнению бланков не терял время, а занимался непосредственно содержанием тех вопросов, на которые ему нужно отвечать.
От таких простых моментов как корректное заполнение бланка зависит результат экзаменов. Если вдруг какие-то цифры не указаны, поставлены не там, то результат всего экзамена может быть не засчитан.
– Тренировки, это хорошо, конечно, а что показывают срезы знаний? В прошлые годы было много опасений из-за дистанционного обучения, что из-за него могло пострадать качество подготовки.
– К счастью весь этот год мы вообще учимся без использования тех самых технологий дистанционных. Мы учимся в очном режиме весь учебный год и это оптимальный режим. В прошлом учебном году нам приходилось отдельные классы переводить на «дистант», но и он у нас был урожайным на высокобалльные работы. Мы получили 31 «100-балльный» результат. Такого не было никогда в истории города Хабаровска! Было 80 работ получивших оценку 95 баллов. Очень верим, что в это этот год тоже не станет исключением.
Да, вы верно заметили, что тренировки работают не столько на проверку знаний, сколько на отработку технических моментов. Для того, чтобы увидеть, как дети готовы, проводятся различного рода текущие промежуточные аттестации, контрольные работы, тесты, пишутся сочинения, изложения. Учитель видит при этом динамику, видит пробелы. В ситуации, когда, например, большинство детей в классе не справились с конкретным заданием в контрольной работе, а у нас практически каждая тема так или иначе входит в задание по ЕГЭ, учитель делает вывод, что нужно вернуться, отработать этот вопрос с ребятами повторно и идти дальше.
Про срезы этого года могу сказать, что они показывают нормальный стабильный уровень наших детей. Тот, кто учится стабильно постоянно, тот и показывает знания и хороший результат.
– Сколько всего выпускников сдаёт ЕГЭ? Как выглядят их предпочтения? Какие предметы из необязательных более популярны, какие менее?
– У нас 3 с лишним тысячи сдающих ЕГЭ – это главным образом выпускники этого года, школьники и выпускники средних учебных заведений прошлых лет, кто по каким-то причинам не сдавал раньше, либо хочет передать.
Традиционно русский язык сдают все – это обязательный предмет. Из тех, что можно выбирать, на первом месте обществознание. Это связано с тем, что большинство вузов принимают этот экзамен в качестве одного из основных.
Радует нас то, что больше детей выбрали в этом году информационные технологии – 836 человек, против 500-600 годами ранее. Мы видим, что в целом растёт интерес к изучению информационных технологий. Хабаровский край нацелен на подготовку кадров инженерной направленности, в IT-сфере и школа идёт, что называется «в ногу», в нужном направлении.
Мы работаем над тем, чтобы инженерное образование в школах Хабаровска стало востребованным. В этом году открываем в двух школах классы судостроительной направленности – это школа МЧС и 7-ая гимназия. Это будет наш первый опыт, мы уже заключили сетевые договоры с Тихоокеанским государственным университетом, с Хабаровским колледжем водного транспорта и с Хабаровским судостроительным заводом.
В этом году пусть немного, но выросло количество детей, сдающих профильную математику – таких у нас 1400. Это тоже говорит о том, что математические знания сегодня в топе, их востребованность повышается, ребятам они нужны и для жизни, и для поступления, поэтому они их выбирают.
Остальные предметы традиционно узкой и специфичной направленности: понятно, что химию биологию выбирают те, кто собирается поступать в медицинский, право, историю – те, кто идёт на социально-гуманитарные дисциплины.
– В месяцы перед ЕГЭ традиционно возрастает спрос на репетиторов. Это происходит не только в Хабаровске, но и по всей стране. Как Вы думаете – почему это происходит, может ли это быть связано с тем, что не хватает подготовки к экзамену в школе? Насколько востребованы платные услуги в школах?
– Да, мы видим, что наши дети пользуются услугами репетиторов, пользуются в течение всего учебного года, иногда, начиная с первого класса. Больше здесь, конечно, вопросы к родителям, у которых есть определённая тревожность, что ребёнок знает меньше, чем, допустим, его сосед по парте. Здесь нужно оценивать свои возможности и ожидания ребёнка. Как быть, если ты ожидаешь от ребёнка, что он будет у тебя отличником по всем предметам, а он гуманитарий и ему математика не даётся? Он прекрасно ориентируется в гуманитарных науках, он прекрасно пишет сочинения, он рассуждает, он лидер в организации мероприятий, но математика это не его? И даже если родители нанимают репетитора, мы же понимаем, что 100 баллов по математике ребёнок не получит. То есть тут нужно понимать, чего ожидают родители и ребёнок от репетитор. Если это желание подтянуть до определённой планки, это одно. Кто-то пользуется услугами ВУЗовских преподавателей, чтобы справиться с заданиями повышенной сложности – из части «С», там уровень олимпиадных задач. А если мы говорим о том, что ну просто это дань моде, то ну, наверное, это не совсем правильно.
Мы очень много с родителями разговариваем на эту тему, мы провели очень много встреч в части подготовки к ЕГЭ. Приглашали психологов, которые разъясняли родителям, что они в первую очередь должны сами определиться, чего хотят, и чётко понимать, чего ожидают от ребёнка. Лишь тогда принимать решение – нужен репетитор и для чего.
Что касается платных услуг в школе, то сегодня это очень широкий спектр образовательных услуг, это не только репетиторство, это скорее меньшая часть. Очень много выбирают ребята творческих услуг платных, спортивные какие-то секции, гимнастика, хореография. Репетиторство в школе есть, но оно не в топе, оно не так востребовано, потому что есть определённые часы во внеурочной деятельности, где ребёнок может бесплатно получить помощь от учителя.
– Кстати про учителей. Что можно сказать о педагогическом составе хабаровских школ? Изменился ли он за последние год-два? Если «да», то как?
– Конечно, всегда хочется, чтобы соблюдался баланс молодости и опыта. Это практически 90% успеха, когда есть и молодые педагоги, к которым тянутся дети, которые зажигают своим позитивом, какими-то современными технологиями, и когда есть категория учителей, которые могут передать накопленный колоссальный опыт. У нас нет у нас пока ещё идеального баланса, есть перекос в сторону возрастного состава, соотношение примерно 55% на 45, может 60 на 40, но мы стремимся к тому, чтобы опыт и молодость гармонично сочетались в наших педагогических коллективах.
Мы заключили в этом году больше целевых договор с нашим университетом на подготовку учителей - уже сейчас заключили 60 договоров. В прошлом году было вот на это время где-то порядка 40, но все ещё продолжается, пока приёмная компания не закончится. Напомню, что целевое обучение, это можно сказать, бесплатное обучение. Кроме того мы на уровне муниципалитета своим студентам, которые сдают сессию хорошо по итогам сессии платим стипендию в 3 000 ₽. Пусть это небольшая прибавка, но это тоже стимул.
Материальное благополучие учителя всегда в фокусе нашего внимания. Это и зарплатные вопросы, и жилищные. Что касается зарплат, то это в большей степени, конечно, вопросы не муниципального уровня, есть повышающие коэффициенты учителям на уровне федерации и края. А вот что касается квартир, конечно, Хабаровск, наверное, это флагман в этой части. Больше 230 квартир за последние 10 лет вручены нашим учителям, и они остаются в приоритете. В этом году мэр города принял решение не 10 квартир, как было традиционно, а сразу 15 выделить школьным педагогам. Этим мы можем удержать особенно молодого учителя. У нас сегодня большое количество молодых специалистов, которые только два года отработали в школе, а уже имеют своё собственное жильё.
– А сколько всего учителей в Хабаровске?
– У нас всего в отрасли 10 100 человек. Из них 6 с лишним тысяч это педагоги, это воспитатели, учителя, организаторы, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты, логопеды, дефектологи, психологи. Именно школьных учителей, «предметников» – порядка 4 500.
– И, конечно же, хочется знать как пройдут «Последние звонки» и выпускные вечера?
– «Последний звонок» пройдёт у нас 23 мая. Очень многие родители задают вопрос: «Почему? Раньше традиционно 25 мая его проводили?». Мы отвечаем, что раньше мы сдавали обычные экзамены, начинались они с 1 июня и 25 мая был традиционным днём «Последнего звонка». Сейчас его проведение привязано к графику Единого государственного экзамена. Надо подготовить школы, надо детям подготовиться, и поэтому в канун ЕГЭ мы не можем проводить «Последние звонки». В этом году у нас первый ЕГЭ 26 мая, и для «Последнего звонка» выбрано 23 мая.
Выпускной вечер, вы знаете, наверное, мы много лет традиционно проводили в общегородском формате в «Платинум Арене». Это было всегда торжественно, трогательно, традиционно с какими-то сюрпризами, новинками каждый год. Но пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь, три года мы от этого праздника отказывались, но в этом году мэр Хабаровска Сергей Анатольевич Кравчук принял решение, что выпускному в «Платинум арене» снова быть! Он будет наполнен такими же сюрпризами, как был наполнен раньше, рассказывать про них, думается не уместно – они на то и сюрпризы. Но я думаю, что ни один выпускник не пожалеет, что в его жизни был такой праздник и что он именно так он сможет попрощаться со школой – получить аттестат в её стенах и побывать на общегородском празднике, где встретиться с такими же ребятами, со своими друзьями из других школ.
– Все школы должны быть там в обязательном порядке?
– Мы говорим, конечно, что это общегородской праздник, и нам хочется, чтобы все школы были там. Но «хочется» это один вопрос, а второй, и, может быть, даже более важный вопрос – это обеспечение безопасности в этот день. Ведь все службы завязаны на то, чтобы обеспечить безопасность детей в этот день – мы работаем со всеми службами с МВД, прокуратурой, Росгвардией, ГИБДД. Если родители отказываются от участия в этот день, то тогда вопрос: «Кто обеспечит безопасность ваших детей в выбранную вами дату?». Думаю, все хотят в этот день радоваться, зная, что за вопросы безопасности отвечают профессионалы, чтобы праздник ничто не омрачило, чтобы от прощания со школой и первого шага во взрослую жизнь остались только светлые и тёплые воспоминания.