От театров Дальнего Востока и Сибири поступило 32 заявки на девятый конкурс «Полюс. Золотой сезон». Конкурс проходит при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория» среди театров, молодежных творческих объединений и любительских трупп из регионов присутствия золотодобывающей компании «Полюс» – Красноярского и Хабаровского краев, Якутии, Иркутской и Магаданской областей.
Как сообщили в оргкомитете конкурса, прием заявок открылся 24 января. По правилам конкурса претенденты присылали видеозапись спектакля для взрослой аудитории и анкету с описанием социальной миссии коллектива. Победители будут объявлены 11 апреля. В шорт-лист войдут шесть театров из числа государственных и частных коллективов. Они примут участие в Фестивале современного искусства «Территория. Красноярск».
Больше всего заявок прислали театральные коллективы из Красноярского края – 13. На втором месте по количеству участников оказалась Республика Саха (Якутия) – семь театров. Хабаровский край на конкурсе представляют четыре театра. Магаданскую область – два.
Какао бобы из африканского Кот-д’Ивуа́ра проделывают долгий путь, чтобы превратиться в нежный и натуральный хабаровский шоколад. Супруги Дмитрий и Ольга Меховщиковы сначала готовили лакомство для себя, потом решили – продукт пользуется спросом у друзей и знакомых – надо наладить массовое производство. Сегодня сладкий «Амурский бульвар» знают и в Москве – хабаровский шоколад недавно представили на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.
— Процесс изготовления такого шоколада не быстрый, — говорит Дмитрий Меховщиков. — На одну партию уходит до 2-х суток. Сначала какао-бобы тщательно перемалывают в течение 10 часов, через 4 часа уже начинает формироваться суспензия. Потом масса коншируется еще 11 часов – перемешивается в специальном аппарате. К особой рецептуре, без химикатов и улучшителей вкуса, мы шли несколько лет. Субстанция, которая получается в итоге, напоминает по плотности свинец. Именно поэтому натуральный шоколад не выпускают большими партиями – мы его льём в формы вручную, ведь без эмульгаторов и заменителей какао-масла, которые обычно используются в массовом производстве, масса быстро кристаллизуется и забивает все патрубки машины, которые потом просто невозможно очистить. Кстати, у нас вы не встретите так называемого «горького» шоколада. Ведь его горький вкус у компаний-фабрикантов обусловлен тем, что какао-бобы довольно быстро портятся – из 10 тонн примерно треть плесневеет. Если их сортировать и выбрасывать – представляете, какой тогда будет цена за плитку? Поэтому большие производители просто пережигают бобы чуть ли не до состояния золы – вот вам и фирменная горечь.
Для хабаровского шоколада, который выпускают под брендом «Амурский бульвар», производители используют только натуральные ингредиенты: российские сливки, тростниковый сахар, настоящее какао-масло и ваниль. Многие компании используют в составе лецитины, полученные из сои или семян подсолнечника с помощью ацетона, для придания шоколаду текучести. Но Меховщиковы принципиально против химии.
— Эти добавки являются сильными аллергенами, а мы хотим, чтобы наш шоколад был не только вкусным, но и полезным, — добавляет Дмитрий. — Делаем его по классической технологии 19-го века, с применением современных технических новинок. Искренне хотим, чтобы хабаровчане гордились тем, что у нас в городе делают такой продукт, хотим продвигать свой бренд, и думаем, что конкурс «Знай наших» поможет нам в продвижении. Сейчас мы загружены примерно на треть, а можем делать порядка тонны шоколада каждый месяц.
Увеличить объемы производства с помощью конкурса отечественных брендов планирует и другой местный производитель. ООО «Цех» выпускает сыровяленые деликатесы под маркой «Амурро». Предприятие довольно молодое, но о его продукции знают уже по всему Дальнему Востоку. Началось все с того, что компания поставляла сторонние деликатесы для ресторанов, но со временем заметили, что качество продуктов стало падать, а в пандемию еще и неприлично выросла цена. Тогда возникла идея – запустить собственный цех по изготовлению сыровяленых колбас.
— Мы открылись в 2021 году, — говорит Иван Сушков, коммерческий директор компании «Цех». — Основное сырье - это свинина, закупаем ее в «РусАгро». К сожалению, у местных фермеров нет ни объемов, которые нам нужны, ни способов заготовки, ни возможности правильно разделывать мясо. В производство идет отвисевшееся 5-7 дней. Хорошее качество у бренда «Мираторг» - иногда покупаем свинину у них. Делаем немного, чуть ли не штучно, но наши холодильники стоят практически по всему Дальнему Востоку, и есть один в Москве. Производим 5 наименований колбас: классические итальянские, испанские варианты, адаптированные под Хабаровск, 5 цельномускулов – это продукция, которая вялится цельным куском: утка, брезаола, говядина, вырезка, шея сыровяленая свиная - коппа, окорок целый, который вялится от 6 месяцев до 1,5 лет - кулателло называется в Италии, и сейчас мы еще делаем панчетту - это бекон сыровяленый, который проводит в камере 3 месяца.
От идеи до реализации прошло почти 5 лет. Иван вместе с единомышленниками пересмотрел массу видео в интернете. Ориентировались на небольшие итальянские производства, где делают прошутто и хамон. В Италии, Испании и Польше заказали такое же оборудование, консультировались с российскими специалистами, которые делают сыровяленые деликатесы для себя. В России подобного днем с огнем не найти, признается Иван. Поэтому прежде чем запускать массовое производство, долго экспериментировали: в качестве тестовой камеры созревания приобрели обычный торговый холодильник, в котором отстраивали температуру, влажность, скорость обдува.
— Мы выкинули несколько килограммов мяса, прежде чем получили хороший результат, — признается Иван Сушков. — Оно просто начинало портиться, и так раз за разом. На эксперименты ушло примерно полгода. Потом, когда получилось, как нужно, мы построили на основании этого холодильника промышленную камеру созревания, ее тоже отстраивали больше года. К сожалению, в России пока нет нужных по качеству специй, стартовых культур, поэтому их покупаем за рубежом. Как и испанское красное сухое вино темпранильо, которое добавляется в колбасу. Но вот с вином проще, в дальнейшем мы можем попробовать перейти на российские аналоги. Для защиты колбасы и придания ей специфического вкуса мы используем благородную белую плесень, окунаем в нее продукцию и потом она в камере вызревает, как на сыре.
Производитель намерен расширяться до 4-5 тонн в месяц – этому может поспособствовать победа в конкурсе брендов. В ближайшее время планируют построить еще один цех – поставки колбас и других деликатесов «Амурро» расписаны на 3 месяца вперед.
К сыровяленому мясу хорошо подходит продукцию другого местного производителя. Компания «Густо фэмели» делает около 2-х десятков джемов и варенья. Лимонник на березовом соке, мармелад из пива ИПА, грушевые дольки с розмарином или лавандой – это лишь малая доля изысканных вкусов. Для предпринимателя Дарьи Лимановой джемы и варенье – это радость родом из детства.
— У нас был большой сад, и мы всегда варили варенье, — вспоминает Дарья. — У всех в семье были свои рецепты, даже у папы. Особенно нравилось мне так называемое королевское варенье – из малины, крыжовника и смородины. Но джемы и конфитюры – это же не только сладость к чаю. Они прекрасно дополняют сыры и мясную тарелку. А если к оригинальным вкусам добавить еще и крафтовую упаковку – получится интересный и полезный бренд, который не стыдно и друзьям в подарок в другой город отвезти.
Конкурс отечественных брендов «Знай наших» проходит в рамках форума «Сильные идеи для нового времени», организованного по поручению Владимира Путина. Он призван поддержать местных производителей, которые могут не только заменить, но и превзойти по качеству и ассортименту импортную продукцию. Для компаний-производителей в каждом регионе разрабатывают свои меры поддержки. В Хабаровском крае готовится целая программа, куда войдет продвижение компаний на маркетплейсы, проведение обучающих лекций, семинаров и бизнес-тренингов. Предприятиям также помогут принимать участие в выставках, как на территории края, так и за его пределами. Для узнавания местных производителей все товары будут маркировать единым товарным знаком в виде тигра, в правительстве края как раз завершается его регистрация.
1000 идей со всей России отберут на федеральном уровне. 100 лучших презентуют на форуме «Сильные идеи для нового времени», который пройдет 19-20 февраля в Москве. 10 лучших позиций представят в рамках пленарного заседания президенту страны Владимиру Путину.
Конкурс «Знай наших» проводится в рамках форума «Сильные идеи для нашего времени». Его основные цели — найти и «подсветить» отечественные бренды, помочь российским компаниям занять освободившиеся рыночные ниши, помочь масштабировать производство востребованных отечественных продуктов. Корреспондент EastRussia посетил два хабаровских предприятия, чтобы познакомиться с выпускаемой продукцией и оценить шансы на победу в конкурсе.
От мультфильмов до моющих средств
«В прошлом году компаний-участников от Хабаровского края было меньше», — не без гордости рассказывает начальник управления развития предпринимательской и инновационной деятельности регионального минэкономразвития Александр Климкин.
По его словам, предприниматели увидели в конкурсе возможность рассказать о себе широкой публике. Для того, чтобы принять участие, достаточно лишь заполнить анкету. Критериев, которые предъявляются к номинантам, не так уж и много: это должен быть субъект МСП, производство локализовано на территории региона, ещё одно условие — рост выручки.
От Хабаровского края заявились по всем номинациям: от продуктов питания, до креативных индустрий. Среди участников производители одежды, предметов интерьера, сувенирной продукции, а также известная далеко за пределами Хабаровского края мультипликационная студия «Мечталет».
Ловись, рыбка!
Среди конкурсантов известная в регионе компания «ДВ ареал», которая уже четверть века производит рыбную продукцию. Это пресервы, салаты, филе – всего около 300 наименований. Помимо традиционных для Дальнего Востока кеты, горбуши и сельди работают и с малознакомой рыбой для дальневосточников, постоянно придумывают что-то новое — в год до 30 позиций.
«В год мы выпускаем до 500 тонн готовой продукции, сырье используем исключительно местное — с нижнего Амура и из Приморья. Продукцию отправляем по всему региону», — рассказывает коммерческий директор ООО «ДВ-Ареал» Оксана Боглевская.
Продукцию «ДВ-Ареал» на Дальнем Востоке действительно знают и любят. А вот закрепиться в западных регионах России пока не получается — открыли пять торговых точек в Москве, но столкнулись с тем, что возить готовую продукцию в столицу очень дорого. Сейчас разрабатывают альтернативные варианты «рыбного десанта» в первопрестольной. Не исключено, что откроют производство — везти замороженное сырьё не так накладно.
Для расширения рынков сбыта «ДВ-Ареал», собственно, и заявляется на конкурс. В прошлом году, кстати, тоже принимали участие — даже прошли в финал, но победить не удалось. В этот раз надеются, что получится. И это в дальнейшем поможет выйти на рынки Китая — ведь под «боком» такой огромный рынок сбыта.
Хотят поставлять свою продукцию в Китай и в научно производственной компании «Нимфа». Это предприятие с 2010 года разрабатывает и производит различную бытовую химию и товары народного потребления: всего свыше 100 наименований чистящих и моющих средств, а также ведут работу по разработке собственной линейки средств по уходу за телом и косметики — гелей, кондиционеров, шампуней.
«Фишка» «Нимфы» в том, что для косметики здесь используют различные травы и ягоду, в том числе дальневосточные эндемики – лимонник, аралию, липу, бруснику. Сырьё берут только у проверенных поставщиков, тех же, кто снабжает местный завод по производству лекарственных средств и травяных сборов. К работе привлекли учёных — чтобы максимально использовать полезные свойства местных дикоросов. После сертификации продукцию хабаровского предприятия планируют использовать в санаториях и здравницах России.
Порка же «Нимфа» отгружает свои моющие средства — а это и жидкое мыло для рук, и жидкое хозяйственное мыло, и средства для мытья посуды, по всему Дальнем Востоку — крупным клиентам в Якутии, к примеру, отправляют сразу бочками. Там его местные предприниматели расфасовывают и реализуют в рознице.
«Мы готовы выпускать свою продукцию под торговой маркой любого предпринимателя, который хочет «встать» на полки магазинов или маркетплейсов», — рассказывает директор НПО «Нимфа» Ольга Луценко.
Пока что мощность предприятия задействована лишь на треть — в месяц здесь выпускают до 30 тонн продукции. Чтобы повысить свою узнаваемость и расширить клиентскую базу, в «Нимфе» также решили поучаствовать в конкурсе «Знай наших». Свободных средств на рекламную компанию в НПО нет, а подстегнуть спрос необходимо. Для этого нужно зайти в торговые сети, выйти на маркетплейсы и поставлять продукцию по всей стране и в Китай.
«В Китае большой спрос на подобную продукцию, так как она экологически чистая», — говорит Ольга Луценко.
Выход на маркетплейсы — одна из предлагаемых мер поддержки для местных производителей — участников конкурса. Также призеров ожидают обучающие программы и бесплатное участие в профильных мероприятиях.
В Хабаровском крае после прошлогоднего «Знай наших» решили разнообразить и расширить программу поддержку местных производителей: сейчас формируется краевая программа поддержки брендов. Она будет включать обучающие мероприятия, участие в выставках в крае и за его пределами.
«Полное сопровождение бренда — от идеи до продвижения. В этом году запустим», — делится Александр Климкин.
Также в Хабаровском крае решили сделать реестр брендов и разработать единый для всех местных производителей. Когда-то им был истребитель, производимый в Комсомольске-на-Амуре, ему на смену после народного голосования пришёл тигр. В ближайшее время — после того, как завершатся все необходимые процедуры в Роспатенте, «хабаровский знак качества» начнет появляться на товарах, сделанных в регионе.
Всего на конкурс, цель которого — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация Камчатки как региона, комфортного для жизни и работы, зарегистрировались 102 человека из 19 городов страны.
Участники конкурса — студенты, обучающиеся в вузах по специальностям «Гостиничное дело», «Ресторанный бизнес» и «Туризм» высших и средних учебных заведений России Первым них стало профильное тестирование — 15 вопросов на знание профессии. Прошедшие этот фильтр решали задания от специалистов туристической отрасли
«Те 36 студентов, кто набрал проходной балл, получили по две индивидуальные кейс-задачи. Например, первая, стандартная для их направления задача: пришел пьяный турист в автобус — что делать? Сработала система пожарной безопасности в отеле — что делать? Слетели брони — что делать? Вторая кейс-задача — уже с региональным флером: участники должны были ответить на вопросы – началось цунами, землетрясение, турист отбился от группы — что делать? Были и практические задания: приготовить блюдо из предоставленных продуктов», — рассказала Анастасия Король, директор проектов по туризму коммуникационного агентства PressPass, секретарь экспертной комиссии конкурса.
И только каждый десятый из стартовавших получил возможность блеснуть своими знаниями и эрудицией перед жюри на стенде Камчатского края в рамках Международной выставки-форума «Россия» 24 января. В «судейскую коллегию» вошли представители АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», Ассоциации рестораторов и отельеров «Федерация Рестораторов и Отельеров», ведущих туристических операторов России, а также доктора и кандидаты наук, доценты, преподаватели высших учебных заведений страны. Долго ждать стажировки счастливчикам не придётся — она начнётся уже 11 февраля. Бонусом к практике в красивейшем регионе Дальнего Востока для них станет участие в Форуме устойчивого развития туризма в Петропавловске-Камчатском.
«Я никогда не летал на самолете, так уж получилось, — рассказывает Борис Волколовский, студент РГУТИС. — Это будет мой первый полет. Конкурс дал мне возможность не только повысить свой уровень профессионализма, но и исполнить мечту детства. Мой дедушка служил на Камчатке и очень много рассказывал про ее красоту и невероятную природу. Совсем скоро я увижу вулканы и океан, а самое главное смогу понаблюдать за сивучами»
«Камчатка – такая далекая, совсем скоро станет для меня близкой. Еще немного и я смогу изучить ее гастрономические специалитеты и возможно создать рецепт своего собственного камчатского блюда», — делится ожиданиями от грядущей стажировки Роман Ефимов, Колледж кулинарного искусства из Санкт-Петербурга.
Сидеть сложа руки победители вряд ли будут — по предварительным оценкам поток туристов в Камчатский край по итогам 2023 года вырос примерно на четверть по сравнению с прошлым 2022-м и составил ориентировочно 350 000 человек. В целом по Дальнему Востоку рост ещё выше: министр экономического развития РФ Максим Решетников на совещании Президента России с членами правительства рассказал, что турпоток на Дальний Восток и Арктику по итогам прошлого года вырос на 40%. За 11 месяцев 2023 года в гостиницах остановились на 1,8 млн человек больше, чем в предыдущий год. Максим Орешкин уточнил также, что доля туристических поездок в эти регионы в общем числе путешествий по России составила 8,6% (в 2022 году — 7,4%).
В ДФО повсеместно идет реализация новых проектов и развитие инфраструктуры, в том числе гостиничной, а также расширение предложения туристических маршрутов. По оценкам Росстата, туристический поток за 2022 год на Дальнем Востоке достиг 4,83 млн человек, что на 25% больше, чем в 2021 году. Лидерами по объему турпотока стали Приморский край, Бурятия, Камчатка и Хабаровский край.
Туризм на Дальнем Востоке развивается активно, но кадров в индустрии пока не хватает. Такие конкурсы, подразумевающие профориентацию на ранних стадиях обучения, вносят весомый вклад в уничтожение кадрового голода в сфере туризма.
Об этом говорит и руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Анна Степанина: «Такие конкурсы — это прекрасный шанс для тех специалистов, которые выбрали делом своей жизни туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, получить хороший старт. Студенты, которые только начинают получать первые практические знания, имеют возможность благодаря конкурсу побывать на Камчатке и узнать нечто новое о своей родине, и реализовать себя».
Дополнительный стимул переехать на Камчатку — меры федеральной и региональной поддержки, среди которых северная надбавка и районный коэффициент, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготные программы «Дальневосточный гектар», «Дальневосточная ипотека», программа повышения трудовой мобильности, в рамках которой предоставляется жилье, оплачивается переезд, обустройство на новом месте и многое другое.
Анна Степанина также рассказала о пока не очень развитом, но потенциально интересном направлении на Камчатке — промышленном туризме, который с 2021 года АСИ активно продвигает совместно с Минпромтогром РФ. В настоящее время по России в этой программе участвуют более 70 регионов, а в начале проекта их было около 30.
«Сейчас на Камчатке пять предприятий запускают туристов на свое производство. Бывают такие ситуации, когда такой тур необходим — например, если погода помешала вылететь на какой-то туробъект — что бывает часто — тогда мы предлагаем альтернативные виды туристических нестандартных программ. Например, есть стеклодувная мастерская, где сотрудник может выдуть любую форму из стекла, показывает, как это сделать, и дает попробовать самому. Есть завод по производству минеральной воды ЗАО “Малкинское”, где покажут весь технологический процесс — от добывания воды до упаковки в бутылку. «Мильковский» мармелад ЮНЕТ демонстрирует производственный процесс, как и сыроварня “Аристель”… В планах — подключить к этой программе Русгидро и рыбоперерабатывающую промышленность Камчатки», — рассказала руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО АСИ Анна Степанина.
Десять финалистов из городов Москва, Санкт-Петербург, Новочеркасск, Красноярск и Иркутск:
1. Анна Карпова – SPA-отель «Лагуна»
2. Роман Ефимов – SPA-отель «Лагуна»
3. Артем Докин – SPA-отель «Лагуна»
4. Надежда Курочкина SPA-отель «Лагуна»
5. Полина Логинова – SPA-отель «Лагуна»
6. Виктория Гордеева – гостиница «Авача»
7. Артем Смирнов – гостиница «Авача»
8. Алевтина Яковлева – гостиница «Авача»
9. Борис Волколовский – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»
10. Анастасия Харизоминова – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»
Грантовый конкурс «Приморский старт» проводится во Владивостоке в четвёртый раз. В 2023 году участники подали 112 заявок, из которых 74 были допущены к участию. Отобранные проекты получили экспертную оценку учёных ДВФУ и ДВО РАН, представителей бизнеса и кредитных организаций. В результате 35 проектов прошли в финальный этап, 15 из них получили возможность презентовать свои инновации в суперфинале.
Представленные на завершающей стадии конкурса проекты имели самую различную направленность – от городского маркетплейса одежды до завода переработки золошлаков. Одним из наиболее зрелищных получилось выступление директора ООО «Силикрон» Андрея Михалко. Он презентовал собственную разработку – навесной двигатель для инвалидных колясок.
Во время презентации предприниматель не только рассказал о своей идее, но и продемонстрировал работающий прототип: сел в инвалидную коляску, сделал несколько оборотов на месте и прокатился по подуму под аплодисменты публики.
Идея проекта пришла Андрею в конце 2022 года, когда он одновременно сломал левую руку и ногу и три месяца не мог передвигаться. Созданный учёным и его командой электрический прибор с помощью переходников крепится на обычные коляски с ручным приводом, превращая их в моторизированные устройства.
Навесной двигатель способен перемещать коляску, в которой сидит человек весом до 120 килограмм, со скоростью до 15 километров в час. Одного заряда аккумулятора хватает на 12 километров пути. Себестоимость устройства составляет 47 тысяч рублей, в то время как цена самого дешёвого серийного аналога – не менее 109 тысяч. Андрей отметил, что грантовая поддержка позволит его команде наладить производственный процесс, сократить затраты на материалы и логистику. В частности, учёные планируют использовать комплектующие от б/у самокатов и гироскутеров.
Особое внимание экспертов вызвал проект рыбного маркетплейса ООО «Мой Фиш Плэйс». «Наша платформа представляет собой В2В-сервис для оптовой торговли рыбой с функцией подбора продукции и бронирования складов, – рассказывает руководитель компании Юлия Беликова. – Мы аккумулируем информацию о рыбных складах и товарных остатках на них по всей стране. В результате каждый предприниматель, вплоть до самого мелкого оптовика, получает возможность приобрести необходимый для него объём рыбы. Сегодня крупные торговые компании держат целый штат логистов, которые в течение двух недель обзванивают потенциальных поставщиков рыбопродукции. С нашим же приложением данная работа сократится до нескольких кликов мышкой».
Победителем конкурса стал проект производства смазочных материалов для предприятий пищевой индустрии, представленный ООО «Владфорум». «Наш основной потребитель – это крупные производители продуктов питания, которые сегодня сталкиваются с дефицитом смазочных материалов, – рассказал руководитель компании Дмитрий Кугут. – Мы же разработали конкурентную продукцию, выпускаем её в том числе и в форме спрея. Таких производителей в России сегодня единицы. Грантовые средства мы направим на замену лабораторного оборудования на промышленное, тем самым полностью локализуем наше производство во Владивостоке».
Ещё до оглашения победителей ООО «Владфорум» получило специальный приз от Приморского регионального филиала Россельхозбанка. «Сегодняшние проблемы пищевой промышленности мне хорошо известны, - отметил входивший в состав жюри заместитель директора филиала Михаил Тимашев. - Многие производители работают на зарубежных комплектующих и материалах. Наша миссия – поддерживать практические кейсы по импортозамещению в агропромышленном комплексе, к которым относится и проект команды Дмитрия Кугута».
Помимо компании «Владфорум», грантовую поддержку в размере 10 миллионов рублей получили следующие проекты:
ООО «Мой Фиш Плейс» (Юлия Беликова) - В2В-сервис для оптовой торговли рыбой;
ООО «Силикрон» (Андрей Михалко) - производство навесных двигателей для инвалидных колясок;
ООО «Беспилотные аппараты» (Лев Давыденко) – программное обеспечение для автоматизации управления беспилотными летательными аппаратами;
ООО «Ларимед» (Олеся Белозёрова) – производство голосовых протезов;
ООО «Витрина» (Дмитрий Шульга) – городской маркетплейс продажи одежды;
ООО «Старт» (Николай Чигарёв) – программное обеспечение для проектирования детских площадок и малых архитектурных форм на местности;
ООО «Леон» (Александр Ожерельев) – программное обеспечение с технологией дополненной реальности для обучения хирургическим операциям;ООО «Титанум» (Евгений Москаев) – инновационное производство диоксида титана;
ООО «Восточный ИКЦ «Востокинком» (Игорь Терещенко) – производство диафрагменных промышленных насосов.
Комментируя итог мероприятия, заведующий сектором развития и инноваций ДВО РАН Екатерина Соколова рассказала EastRussia, что победителями «Приморского старта» стали компании перспективные с точки зрения промышленного внедрения или создания доступной цифровой среды. Вместе с тем, она подчеркнула, что предпринимателям стоит задуматься о долгосрочных перспективах реализации своих проектов. «Существует вероятность, что через 5-7 лет многие из представленных сегодня продуктов уже устареют и уровень их конкуренции возрастёт в разы» - прокомментировала член жюри. – «Если участники конкурса в дальнейшем рассчитывают на привлечение «длинных» инвестиций, им следует уже сейчас задуматься о возможности технологической модернизации, либо о расширении ассортиментной линейки».
От предложений платного продвижения владельцы семейного бизнеса «Стирай-Город» Мария и Евгений Масловы вежливо отказываются: «сарафанное радио» сполна обеспечивает загрузкой четыре их прачечных. Поначалу проект задумывался как прачечные самообслуживания, но дело пошло со скрипом. Пришлось нанимать персонал и по мере развития бизнеса выкристаллизовалась тенденция: самые надёжные сотрудники – возрастные.
Имея три четверти работников из числа пенсионеров, за победу в номинации «Лучший проект в сфере обеспечения занятости, вовлечения в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении» Масловы особенно и не боролись – подали документы и… благополучно забыли. Поэтому звонок от организаторов конкурса из Москвы показался Марии подозрительным.
– Честно говоря, когда мне позвонили и пригасили в Санкт-Петербург, я подумала, что это шутка, – рассказывает Мария. – Документы мы подали ещё год назад, из Хабаровска на всероссийский уровень никто никогда не проходил, награждение на региональном уровне прошло ещё полгода назад – у меня есть статуэтка прекрасная… а тут звонят и говорят: «Вы победили в конкурсе, нужны ваши паспортные данные!». Я подумала, что сейчас будут разводить на деньги или что-то в этом духе. Оказалось – нет, мы победили и в финале!
Во время рассказа Мария то и дело смеётся, вспоминая, как девушка из колл-центра посетовала, на то, что очень сложно с дальневосточниками созвониться и договориться. У наших земляков уже на уровне рефлекса выработалась реакция на номера телефонов с кодом не домашнего региона – «Звонят мошенники!».
Мы стоим в подвальном помещении, в одной из прачечных «Стирай-Город». На вешалках ждут своих хозяев постиранные пуховики, на полках разложены менее габаритные заказы. Нашей беседе аккомпанирует гул стиральных машинок, перемежаемый их же писком, когда стирка заканчивается. Мария по случаю интервью в стильном светло-бежевом костюме. Обычный рабочий наряд, конечно, много проще – джинсы-майка, но то ли эффектный образ, то ли взволнованный голос собеседницы погружают в торжественность церемонии награждения, которая состоялась в Ельцинской библиотеке.
– Это было в первый день Петербургского международного экономического форума. Большущий зал, были приглашены оперные певцы, звучала живая музыка, всё было очень красиво, – вспоминает Мария. – Тут мы узнали, что стали призёрами, для меня это было очень значимо. Вообще было много номинаций и победителей – и по работе с инвалидами, и по созданию особой среды, кто-то собирал вещи, кто-то создал школу футбола для детей. Абсолютно разные люди и проекты. Но, как мне кажется, помимо того, что для победы нужно быть социальным предпринимателем, нужно быть хорошим человеком. Помимо создания рабочих мест, жюри надо было зацепить чем-то ещё… Уж не знаю, чем конкретно зацепили мы, но впервые за пять лет существования конкурса мы стали первыми представителями Хабаровского края в его финале.
К тому, чтобы в приеме на работу отдавать предпочтение людям старшего возраста, в «Стирай-Городе» пришли не сразу. Когда стало понятно, что модель с прачечными самообслуживания не работает и нужны не просто администраторы, но такие сотрудники, которые своими руками положат вещи в стиральную машину, брали всех. Брали иногда и из желания поддержать, и из жалости – так было с человеком, искавшим работу после освобождения из колонии. Брали разных людей, но в молодых быстро разочаровались: им то маникюр мешает, то время не подходит, то жарко, то холодно, или «пахнет». «Золотым» возрастом в итоге стали предпенсионеры и те, кто уже вышел на пенсию.
– Эти женщины приходят и начинают работать – пахнет-не пахнет, ногти – не ногти, стоит и работает – рассказывает Мария. – При этом круг обязанностей у наших фей самый широкий. Плюс для клиента – он работает с одним человеком: пришёл, сдал вещи конкретному сотруднику, обговорил с ним все нюансы, и этот же сотрудник постирает, посушит, погладит и выдаст. То есть заказчик имеет прямой контакт с исполнителем и гарантированную обратную связь, в отличие от больших прачечных или химчисток, где многоэтапность, где один принял, другой отвез, третий заложил в машинку.
Для нас плюс в таких сотрудниках в том, что это люди с большим жизненным опытом, с ними легко договориться, они очень благодарные и ответственные, они друг друга подменяют без проблем. Мы работаем уже девятый год, в жизни у всех происходят разные события – радостные и не очень, но они всегда находят возможность подменить коллегу. Не уверена, что в молодом коллективе кто-то готов делать такие сверхусилия.
Статус социального предпринимателя – не присваивается автоматически. Его надо заслужить и ежегодно подтверждать.
– Всего существует четыре категории социальных предпринимателей, – рассказывает Екатерина Чабан, руководитель центра «Мой бизнес» Хабаровского края. – Это те, кто работает с гражданами из социально незащищенных слоёв населения: либо их трудоустраивает, либо для них производит продукцию, либо у них продукцию закупает. Плюс ещё есть категория с определённым перечнем ОКВЭД, как правило, это работа с детьми, дошкольное образование, развивающая деятельность.
Те, кто помогает другим, и сами заслуживают поддержки. В Хабаровском крае социальные предприниматели могут рассчитывать на целый комплекс мероприятий, которые облегчат ведение своего дела. Так в центре «Мой бизнес» к их услугам бесплатные консультации и тренинги. Кроме того, тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения в 2022 году снизили ставку налога с 6% до 3% - для выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы», и с 15% до 8% для налогоплательщиков, выбравших «доходы минус расходы». Этот режим действует и в 2023 году, причем решением губернатора Хабаровского края он продлен до 2025 года. Плюс, занесённым в реестр социальных предпринимателей доступна грантовая поддержка от 100 тыс. до полумиллиона рублей на развитие бизнеса.
Главная цель – отметить достижения женщин-профессионалов, которые привнесли значительный вклад в развитие горнодобывающей, металлургической, обрабатывающей и других смежных отраслей, являются примером для коллег, ведут активную социальную и благотворительную деятельность.
Интерес к премии «Талантливая женщина в добывающей отрасли» ежегодно растет, например - в 2022 году было подано 388 заявок – это в полтора раза больше, чем в прошлом году.
Представьте себе инженера, который разбирается в аналитической химии, геологии, маркшейдерском деле, обогащении, работе карьеров и подземных рудников, без пяти минут с тремя образованиями, с любимой книгой в сумке и… с удочкой в руках! Представили? Знакомьтесь – это всё про Регину Трошину. Она работает инженером в подземном руднике на предприятии компании «Полиметалл» в районе им. Полины Осипенко Хабаровского края – «Ресурсы Албазино».
В премии «Талантливая женщина в горнодобывающей отрасли» она приняла участие в номинации «Лидер будущего», на соискание которой Региону выдвинули коллеги.
– Это позволило мне получить объективную оценку своей работы и подтвердить верность выбора. Безусловно, номинация является не только мотивацией, но и большим вдохновением для личного движения вперед. Поддержка женщин-специалистов в горном деле очень важна, но лично для себя я никогда не делила профессии на мужские и женские. Если у человека есть необходимые качество и опыт, он всегда будет на своем месте.
Недавно Регина вновь стала студенткой. Учится по специальности «Подземная разработка рудных месторождений». Решила, что коль уж развиваться профессионально в выбранной области, то знаний нужно больше. Огромное подспорье – практика: многое, из того, что коллеги по учебе узнают из книг и справочников, Регина видит на работе каждый день. Она не стоит на месте и постоянно развивается, изучая производственный процесс предприятия со всех сторон. В начале этого года Регина вступила в программу развития кадрового резерва компании «Полиметалл» на должность начальника производственно-технического отдела. Теперь ей предстоит серия стажировок в различных производственных подразделениях предприятия. Наша героиня уже успела поработать в производственно-техническом отделе, службе главного геолога, службе главного маркшейдера, отделе горного планирования, карьере и подземном руднике.
- С развитием новых технологий и методов, учиться приходится всю жизнь, – рассуждает Регина. –Быть профессионалом своего дела – значит, постоянно трудиться над собой. А изучать работу предприятия – всегда интересно: производственный процесс – он живой. И по-настоящему вникать в него, понимать, как он действует – это интересно.
Даже на межвахтовом отдыхе пару часов в день Регина уделяет тому, чтобы глубже изучить вопросы, с которыми сталкивалась по работе.
- Что мне нравится в компании «Полиметалл», так это то, что всем, кто готов и хочет развиваться, дают такую возможность. Это ежегодная научно-производственная конференция для молодых специалистов, банк полезных предложений – десятки возможностей, чтобы заявить о себе. В моем случае, если все пойдет хорошо, в результате программы развития кадрового резерва могу стать начальником производственно-технического отдела на одном из объектов.
На каком и куда именно попадет, Регина не знает. В этом и смысл: изучить взаимосвязь подразделений, как работает единый механизм предприятия, вникнуть в работу каждого, чтобы понимать, как она устроена. Тогда специалист будет готов ко всему и сможет приступить к работе на любом участке любого предприятия.
«Всё – кроме обычного» — это про Алену Мельникову.
Помимо профессиональных обязанностей, коих, к слову, немало, она успевает участвовать во всех социальных и благотворительных проектах компании во Владивостоке, совершать восхождения в горы, заниматься выпечкой, сажать деревья, спасать животных, убирать мусор на пляже и правильно утилизировать батарейки, а еще – пишет стихи, песни и устраивает стилистические фотосессии. Как все это может успеть один человек?
- Просто я не одна, – отмечает Алёна. – На самом деле, людей, готовых помогать очень и очень много, и наш филиал - тому пример. Да, когда я появляюсь на пороге чьего-то кабинета, все торопеют: «Что на этот раз? Кого мы опять спасаем?» Но потом вникают и откликаются в первых рядах.
Алёна Мельникова (справа) и директор Women in Mining Russia Камилла Жалилова
фото: оргкомитет Woman in Mining Russia
Среди ежегодных инициатив компании – благотворительная акция «Мандарин», которая проходит на всех территориях присутствия «Полиметалла». Сотрудники Владивостокского филиала помогают исполнять мечты ребят из детского дома и малообеспеченных семей. На целый год коллектив берет кураторство над каким-либо учреждением. В 2021 году это был дом малютки. Оказывали помощь и приморскому центру социальной поддержки – одиноким пожилым людям и людям с ограниченными возможностями здоровья волонтеры центра доставили продуктовые наборы. Алена не только сама активно принимает участие в акциях, но и вдохновляет своих коллег.
Особое отношение у Алёны к четвероногим. Вообще – ко всем, и в частности – к тем, кому нужна помощь.
- С самого детства так научила меня мама. Животные зависят от нас. Мы считаем: можешь помочь – помогай. У меня 5 котов, у мамы 7. На временной передержке – еще 6. Это получается само собой: судьба приводит их к нам, и мы не отворачиваемся.
А еще она любит горы. Родилась во Владивостоке, в крае удивительной природы, и туманные горы Приморья с детства зовут ее по имени.
— Это правда. И, кстати, до значка «Снежный барс» мне осталось три «тысячника» - и я обязательно до них дойду, – рассказывает Алёна, и мы почему-то в этом ничуть не сомневаемся.
Дошла бы, на самом деле, давно. Просто времени требуют пока куда более важные дела. Так, в выходные помогает восстанавливать кедровые леса Приморского края вместе со своими коллегами и их семьями.
Алёна уверена: все в жизни нужно делать вот так – через душу.
В ее мире живут сильные и очень разноплановые стихи. Легко и непринужденно рождаются песни – например, для коллег к мероприятиям. Стихотворение ко Дню Шахтера разлетелось по всему «Полиметаллу», звучало по корпоративному радио и откликнулось сотнями благодарностей – от знакомых и незнакомых людей. Ну а фотографии Алёны – что ж, это нужно видеть. Фантазийные образы, в которых продумана каждая деталь, свет, атмосфера и огромная внутренняя сила, благодаря которой этой девушке по плечу не только горы.
Что значит для Алены победа в премии «Талантливая женщина в добывающей отрасли»? Безусловно, это возможность расти и развиваться дальше. Но и это не самое главное.
- Само участие в премии стало для меня уникальной возможностью познакомиться с интересными и увлеченными людьми, зарядиться их энергией. Сотни женщин в горном деле, на карьерах, в лабораториях добиваются успеха, и я искренне восхищаюсь ими, - отмечает Алена Мельникова. – Я благодарна за возможность проявить и показать себя. Мне очень приятно, что оценили мои инициативы. Победа вдохновляет меня на еще более смелые свершения. Компания «Полиметалл» поощряет наши стремления, некоторые идеи даже могут перерасти в целое направление.