Губернатор Амурской области Василий Орлов поручил проработать варианты авиарейсов в страны АТР. Ряд российских и иностранных авиакомпаний выразили заинтересованность в запуске новых рейсов.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе областного правительства, в настоящее время прорабатываются варианты создания маршрутов, соединяющих Благовещенск с Китаем, Вьетнамом, Таиландом и Узбекистаном. Как отметил Василий Орлов, в 2022 году пассажиропоток аэропорта Благовещенска составил 843 тыс. пассажиров – на 15% больше, чем годом ранее, грузопоток вырос на 18%.
«Чтобы в 2023 году эти цифры увеличить, нужно прорабатывать варианты новых маршрутов как на внутренних, так и международных линиях. Самым перспективным направлением сейчас являются страны Азии», – добавил глава региона.
В настоящее время проходит конкурс на выбор подрядчика для строительства нового аэровокзального комплекса. Новый терминал внутренних и международных линий будет площадью не менее 25 тыс. кв. метров с пропускной способностью 1,3 млн пассажиров в год. Строительство должно стартовать в июне. Проект предусматривает и возведение грузового комплекса мощностью шесть тыс. тонн грузов в год.
Автор – Сергей Агафонов – известный журналист и в прошлом собственный корреспондент «Известий» в Японии, не разделяя популярную точку зрения о безоглядном японском послушании американским кураторам, приходит к неожиданным выводам. EastRussia публикует одну из глав этой книги.
Советско-японская война, пожалуй, самая предсказуемая – с точки зрения ее начала и фронта боевых действий – и при этом самая малоизвестная кампания Второй мировой войны, в которой, кстати, поставила точку. Она как бы скрыта тенью Великой Отечественной, а еще очень скоротечная – длилась всего-то три недели, но в эти «всего-то» уместилось многое: кровь, гибель, подвиг. Причем, последние были часто повторением подвигов, совершенных ранее на западном фронте. Один из них - подвиг Николая Голубкова, который закрыл собой амбразуру японского дзота, тем самым повторив подвиг Александра Матросова, широко растиражированного советской пропагандой, литературой и кинематографом.
КАФ
Стояла в Хабаровске в свое время Краснознаменная Амурская флотилия, базировалась она на Амуре, в Осиповском затоне, что на северной окраине города. Прилегающий район, соответственно, прозвали База КАФ, хотя сегодня уже никакой базы нет, но в народе по-прежнему проскальзывает шуточное название «База Кайф». Изначально База КАФ была отдельным пригородным поселком и присоединили его к Хабаровску лишь в 1945 году. И вплоть до конца ХХ века - район оставался вотчиной военных моряков: с патрулями, Домом офицеров и парком.
Корабли Краснознаменной Амурской флотилии - гроза браконьеров и нарушителей на всем протяжении российско-китайской границы по рекам Амур и Уссури. Ее бойцы принимали участие не только в пограничных конфликтах, но и в боевых операциях советско-японской войны 1945 года. Именно тогда свой подвиг и совершил Николай Николаевич Голубков.
Из Башкирии на Дальний Восток
Родился будущий Герой Советского Союза 25 апреля 1920 года в башкирской деревне Дмитриевка (сегодня ее не существует). Его отец умер от тифа, когда мальчику было всего два года. Матери с детьми пришлось переехать в соседнюю деревню к своему отцу, где она вновь вышла замуж. Отчим оказался человеком грубым, да к тому же пьяницей – отношения с ним не сложились. Когда Коле исполнилось 15 лет, он сбежал в соседнюю деревню, где начал работать в конторе «Заготзерно».
Когда юноше исполнилось 20 лет, его призвали в армию и отправили на флот. После обучения на дальномерщика, в 1940 году Голубков по распределению попадает на Дальний Восток, в Амурскую флотилию, где становится командиром отделения радистов 67-го отдельного артиллерийского дивизиона, а затем командиром отделения комендоров-зенитчиков (комендор – матрос-артиллерист – прим. автора) плавучей зенитной батареи «ПВО-1232». «Морская» служба пришлась по душе «сухопутному» юноше, к тому же в Хабаровске он женился.
На Фуюань!
В советско-японской войне, которая началась 9 августа 1945 года, старшина Николай Голубков участвовал меньше суток: на рассвете четверга отряд кораблей Кразнознаменной Амурской флотилии, снявшись с якорей, двинулся вверх по Амуру к китайскому городку Фуюань. Приказ «фуюаньскому десанту» был предельно краткий: захватить город.
Сопротивление японцев советские воины встретили еще на подступах к Фуюаню. Особенно досаждал огонь из дзотов. Тем не менее, под шквальным огнем матросы высадили десант, поддерживая пехоту артиллерийским огнем из корабельных орудий. В определенный момент с борта флагманского корабля подали сигнал «Усильте десант». Пришлось отобрать из числа моряков 15 человек. В их числе был и старшина 1-й статьи Николай Голубков, он возглавил одну из двух сформированных групп.
Моряки-амурцы выдвинулись в центр Фуюаня, по пути зачищая чердаки и подвалы. На одной из окраин продвижение задерживал японский дзот, который Голубков решил окружить и закидать гранатами, но план не сработал – моряки гибли и получали ранения. В ногу был ранен и командир подразделения Николай Голубков. Несмотря на это, он пошел на штурм дзота, во время которого получил смертельное ранение, но и сопротивление японцев было сломлено.
Сами воины вспоминают, что жители Фуюаня толпами шли на берег Амура, где стояли советские корабли, и благодарили советских солдат и матросов за освобождение от японских милитаристов.
Вид на современный Фуюань. thethecooper.livejournal.com
За свой подвиг Николай Голубков 14 сентября 1945 года получил звание Героя Советского Союза, орден Ленина и орден Отечественной войны I степени. Его также навсегда зачислили в списки экипажа корабля, которого, правда, физически уже давно не существует. Кстати, за освобождение Фуюаня звание Героя СССР, помимо Голубкова, получили еще старший лейтенант Игорь Сорнев и командир стрелкового взвода лейтенант Семен Шахматов.
Голубкова, а также Тюрина и Патрушева, погибших во время наступательной операции, похоронили в Хабаровске, возле памятника морякам-амурцам, отдавшим свою жизнь в Гражданскую войну. Он находится на главной улице Базы КАФ – Руднева - и лишь недавно был отремонтирован после долгих лет забвения.
Позже именем Голубкова в Хабаровске назвали небольшую улицу, которая ведет к амурскому берегу, а также соседний переулок и проезд. Это частный сектор в классическом его понимании: с гравийной дорогой, немного хаотичной застройкой и отсутствием каких-либо благ цивилизации в виде пешеходных дорожек, урн или скамеек.
В Фуюане, за освобождение которого отдал свою жизнь 25-летний моряк, на месте боя китайцами установлен памятник, на котором написано «Навеки останутся в сердцах китайского народа советские воины — освободители».
Памятник морякам-амурцам в Фуюане. Wikipedia
Сейчас это парк Наньшань, который известен многим хабаровчанам 110-метровой телевизионной вышкой – это один из самых узнаваемых символов приграничного городка, который в ясную погоду видно с российской территории (как китайцам виден Спасо-Преображенский кафедральный собор, высящийся в самом центре Хабаровска). Недавно вышку демонтировали. Дело в том, что во времена COVID-19 и всеобщей изоляции в Фуюань хлынул поток внутренних туристов, в основном, из южных провинций КНР и местные власти оперативно решили, что башня не вписывается в концепцию развития внутреннего туризма, да и сам парк Наньшань нуждается в реконструкции. Остается надеяться, что в погоне за «длинным юанем» памятник морякам-амурцам останется на своем месте.
Сахалинская операция
Фуюаньский десант – лишь одна из операций советско-японской войны. В эти три недели освобождали Маньчжурию (северо-восток Китая), север Корейского полуострова, а также Курильские острова и южный Сахалин.
Смирныховский район, Сахалинская область. Фото Алексей Елаша
Кстати, на Сахалине, пожалуй, самое трепетное отношение к этому периоду второй мировой – здесь провели большую исследовательскую работу, описали места боев и составили карту, с помощью которой можно пройти по «боевым» местам. А еще каждый год в районе 50-й параллели проводят реконструкцию боев.
Второй разворот на Восток – вот что мы сейчас все наблюдаем. Первый, как мы все помним, обозначил Президент ещё во время подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году. Тогда был запущен целый пласт работы и на законодательном уровне, и на административном, и на макроэкономическом. Эта работа уже принесла свои плоды, но сейчас возникли новые вызовы и новые возможности, которые прежними стратегиями не учитывались.
В первую очередь речь идет о логистике – глобальные грузопотоки меняют свои устоявшиеся маршруты и Дальний Восток становится не просто перекрестком, а многоуровневой развязкой для товаров как в сторону рынков АТР, так и в обратном направлении. ЕС со своими союзниками в еженедельном режиме предпринимают шаги, которые только закрепляют новые условия. Как пример – недавнее решение отказаться от импорта российского угля.
При этом надо понимать, что новые возможности сами себя не реализуют. Правительству России необходимо принять ряд решений, причем крайне оперативно. Связано это главным образом с отсутствием мощностей, как по перевозке, по пограничным переходам, а также с дефицитом портовой инфраструктуры. Первые мероприятия мы уже наблюдаем – в частности приостановлено действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре, определяющих порядок проезда по загруженным БАМу и Транссибу. Это даст возможность обеспечить оперативный приоритет высокодоходным грузам.
Необходимость прорывного расширения портовой инфраструктуры показал кризис прошлого года, вызванный глобальными сбоями в мировых логистических цепочках из-за пандемии. Это был сигнал, который невозможно игнорировать и в обычных условиях, и уже тем более сейчас. Причем наращивать надо не только портовые мощности Владивостока, но и других портов, что приводит нас – по крайней мере в Приморском крае – к третьей проблеме. Она связана с закостенелостью местных чиновников и бюрократией, которая мешает реализации таких проектов. Наглядный пример – Хасанский район. Сразу несколько проектов за последние годы там были приостановлены из-за нежелания местных чиновников работать с инвесторами. Тому пример и завод СПГ в Приморском, и Тихоокеанский балкерный терминал в Славянке. Бизнес готов вкладываться, но для того, чтобы он это сделал ему нужно дать «зеленый свет».
Разумеется – расшивка узких мест потребует времени, она не произойдет на «раз-два», но начинать надо уже сегодня. Мы видим тренд, мы понимаем, что геополитическая обстановка не развернется на 180 градусов сиюминутно сразу после выполнения целей спецоперации на Украине. Нам предстоит долгий период напряженности, но и строительство новой инфраструктуры процесс небыстрый, поэтому важно не медлить.
Вслед за логистикой, вслед за товарными потоками на Дальний Восток может прийти и большой капитал. Тут, конечно, многое будет зависеть от того, насколько реально закрытой окажется Европа, насколько принятые властями стран ЕС и их союзниками решения будут воплощены в жизнь. Это как c VPN для запрещенных в России соцсетей – прямой доступ к ним закрыт, но есть обходные пути. Если у бизнеса не будет подобных обходных путей во взаимоотношениях с европейскими партнерами, то состоится и переезд капитала на Дальний Восток. Пока всё свидетельствует о том, что рынки стран АТР станут явно более востребованными, чем европейские. Финансы требуют контроля в режиме 24/7, и находиться в отстающей от местного времени Москве будет как минимум неэффективно. И в этом смысле Дальний Восток приобретет принципиально новый статус – пока Европа заколачивает свое «окно», у России появятся «парадные ворота» в мир.
Театры необходимы людям в любые времена: они вдохновляют и придают сил, трогают до глубины души, побуждают задуматься о жизненных ценностях. И чтобы обратиться к этому виду искусства, вовсе необязательно ехать в мегаполисы. Сегодня все чаще даже в малых городах можно найти авторитетные театральные коллективы, получившие признание на федеральном уровне.
Показать себя на фестивале
Высокий уровень профессионализма региональных театров подтверждают номинации национального театрального фестиваля и премии «Золотая маска». Это самый престижный в стране отраслевой конкурс, где постановки отбирает экспертный совет, а оценивает жюри из признанных на федеральном уровне искусствоведов, театральных критиков и педагогов, художественных руководителей, режиссеров, драматургов, народных артистов РФ.
«Еще лет пятнадцать назад коллективы из регионов, в том числе из малых городов, занимали скромное место среди номинантов премии, а теперь уверенно соперничают с московскими и санкт-петербургскими театрами. Так что смело можно говорить о том, что театральное сообщество стало горизонтальным и, по сути, географическое местоположение уже не имеет значения. Более того, в последние годы в стране впервые на моей памяти сформировался театральный туризм. Ведущие российские критики и столичные зрители нередко ездят на знаковые премьеры в региональные театры», – говорит Анна Степанова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории театра России ГИТИСа, входившая в состав жюри «Золотая маска».
Фото: Магаданский государственный музыкальный и драматический театр
Есть и другие театральные конкурсы, пусть менее масштабные, но тоже значимые, где коллективы из небольших населенных пунктов могут представить свои работы на суд экспертов федерального уровня. Например, с 2010 года по инициативе Государственного театра наций при поддержке Министерства культуры РФ и Благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные Инициативы» проходит ежегодный Фестиваль театров малых городов России. Он курсирует по разным площадкам, в этом году состоится в девятый раз, местом проведения выбран Нижний Тагил. По традиции победители покажут свои постановки в Москве, на сцене Театра Наций.
Интерес к региональным коллективам растет, они все чаще получают возможность выступать на одних площадках вместе с крупнейшими столичными театрами. Именно по такому принципу организован масштабный театральный фестиваль «Территория. Якутск», который пройдет со 2 по 8 июня. Это совместный проект Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства (ММОМА) и российской золотодобывающей компании «Полюс», призванный содействовать развитию культурной жизни Сибири и Дальнего Востока. Проект реализуется с использованием средств Фонда президентских грантов.
Фестиваль «Территория» проходит ежегодно в регионах присутствия компании «Полюс». В этом году выбран Якутск в честь 100-летия с момента образования Якутской АССР. Жителей и гостей города ждет большая культурная программа, в которую наряду со спектаклями крупнейших российских театров будут включены постановки победителей регионального конкурса «Полюс. Золотой сезон». Он проходит в Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской областях. Конкурс открыт для всех театральных коллективов – государственных и частных, профессиональных и любительских, стремящихся выйти за пределы своих регионов и представить свои работы экспертному жюри федерального уровня. В целом за время существования конкурса с 2016 по 2021 год якутские театры получили 11 призовых мест. Театры из Красноярского края в разные годы завоевали 15 призовых мест, из Иркутской области - 8, а магаданские театры 6 раз вошли в шорт-лист конкурса «Полюс. Золотой сезон». Коллективы-победители не только показывают свои спектакли в рамках фестиваля, но участвуют в образовательной программе с лекциями и мастер-классами известных театральных деятелей, что помогает им развиваться в русле современных тенденций.
Лаборатории – катализатор роста
Катализатором профессионального роста региональных театров стало не только фестивальное, но и лабораторное движение, которое запустил около 15 лет назад театральный продюсер Олег Лоевский. Он стал вовлекать коллективы, стремящиеся к экспериментам, в совместный поиск новых творческих форм, наладил постоянное сотрудничество молодых режиссеров, недавних выпускников столичных вузов с театрами в провинции.
Фото: Мирнинский театр
«Многие спектакли, родившиеся на таких лабораториях, стали настоящими событиями и кардинальным образом повлияли на расстановку сил в театральной сфере, – отмечает Анна Степанова. – Сейчас лабораторное движение идет повсеместно. И теперь уже театры Москвы и Санкт-Петербурга включились в этот процесс. Одним из первых когда-то начал эксперименты с лабораториями Олег Табаков в МХТ. Сегодня проще назвать столичные театры, где их не проводят. То есть, тут столицы начали повторять опыт регионов, включившись в лабораторное движение, и такой способ обновления репертуара и сценического эксперимента превратился в ярко выраженный общероссийский тренд».
Среди участников лабораторного движения – Мирнинский театр, один из самых молодых профессиональных театральных коллективов в Якутии. В конце прошлого года он инициировал на своей площадке мультикультурную лабораторию «Сказки народов Мирного». Такая тема была выбрана неспроста. Численность населения в Мирном – чуть больше 35 тысяч человек, но этот маленький город поражает своей уникальностью. Его история началась в 1955 году с открытия месторождения алмазов. Позже сюда направляли комсомольцев из разных республик. Сейчас в Мирнинском районе проживают представители более 70 народностей!
Эксперименты на сцене Мирного
Для участия в лаборатории в Мирнинский театр съехались четыре продюсера и четыре режиссера из разных городов России. Они объединились в четыре команды с актерами театра, чтобы за неделю создать эскизы новых спектаклей, посвященных народам, фольклору и культуре Мирнинского района. Участники лаборатории собрали истории реальных людей и отразили их в постановках, которые затем представили на сцене для оценки зрителей, а также приглашенных театральных экспертов из Москвы и Казани.
Как рассказал директор Мирнинского театра Константин Солдатов: «Эскизы спектаклей длительностью по 40 минут привлекали внимание не только подлинными историями, но и современной формой подачи материала. Например, на одной из постановок зрители и актеры во время застолья, сидя за общим столом, говорили о национальной идентичности, чтобы преодолеть недопонимание. Второй эскиз – основа для спектакля-путешествия во времени. Зрители блуждали по театральным кулуарам, как по разным временным пластам города и судеб его жителей».
Фото: Мирнинский театр
Третья команда создала эскиз спектакля, где дети и родители через сказку знакомились с разными народами, а сказки воспринимали с помощью разных органов чувств. Актеры использовали жестовый язык, пекли блины, замораживали воду и ловили тени. Четвертый эскиз создали в модном жанре антиутопии на основе сюжетов из жизни Мирного, о которых необходимо помнить, чтобы они больше никогда не повторились. Актеры рассказывали истории с помощью текста, музыки и пластики.
Все постановки оказались выдающимися, и выбрать лучшую было очень сложно, но все-таки выбор сделан. Команда, создавшая эскиз, наиболее удачный по мнению экспертов, получила от театра предложение о работе над новым проектом.
«Мы регулярно обновляем репертуар и постоянно ищем новые формы взаимодействия со зрителями, – подчеркнул Константин Солдатов. – Для театра в малом городе с небольшим количеством населения это просто необходимо, чтобы поддерживать посещаемость. Мы должны все время заинтересовывать людей, быть с ними на одной волне и, конечно, учитывать современные тенденции театральной сферы. В этом нам помогает собственная увлеченность и поддержка авторитетных коллег из крупных городов. Мы хоть и маленький театр, но нацелены на большой успех».
Китай и быстрорастущие экономики стран азиатско-тихоокеанского региона со слаборазвитым энергетическим сектором являются для России выгодным потребителем для диверсификации энергоэкспорта и продажи российских технологий на рынки Азии.
Россия как поставщик энергетического сырья уже давно присутствует на рынке Восточной и Юго-Восточной Азии. Когда мы говорим о поставках российских углеводородов на восток, то главным потребителем выступает, конечно же, Китай.
Отношения между нашими странами уже давно перешли в качественно новое измерение, а за последние 7-8 лет в условиях изменения мировой системы приобрели особое значение. Главным направлением сотрудничества России и Китая является энергетическая сфера.
Топливно-энергетический комплекс играет важную роль в экономике Китая, но с момента бурного экономического развития КНР испытывает разрыв между собственным производством и потреблением топлива. Гигантская - вторая в мире - экономика требует колоссальных объемов топлива и ресурсов. В частности, темп роста импорта нефти Китая за период 2008–2020 гг. ежегодно составлял около 9,4 %. В настоящее время Китай проводит политику диверсификации источников поставок энергоресурсов, а также развивает нефтегазовую инфраструктуру, все делается для ослабления зависимости от поставок стран Ближнего Востока и АТР, где чувствуется давление недружественной стратегии США.
История активного российско-китайского сотрудничества в сфере энергетики начинается с энергодиалога «Россия — Китай» оформленного еще в 2008 г. во время официального визита Д. Медведева в Китай. В 2012 г. энергодиалог был переименован в Межправительственную Российско-Китайскую комиссию по энергетическому сотрудничеству. По данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), за 3-й квартал 2019 г. РФ экспортировала в Китай нефтепродукты на сумму 7 635 220 тыс. долл. США и газ на сумму 66 408 тыс. долл. США.
В 2009 г. «Транснефтью» был запущен в эксплуатацию нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), общей протяженностью 4740 км. Нефтепровод соединяет месторождения Сибири с рынками Китая и стран АТР. Также поставки нефти в Китай с 2011 г. осуществляются через нефтепровод «Сковородино-Мохэ», который является ответвлением ВСТО. Ежегодный объем поставок нефти по «Сковородино-Мохэ» составляет приблизительно 25–30 млн тонн. Российские нефтяные компании «Транснефть» и «Роснефть» получили эксклюзивное право на осуществление поставок нефти в Китай в течение 20 лет. Также, в планах России и Китая стоит совместное освоение месторождений арктического шельфа.
Что касается российско-китайского сотрудничества в газовой сфере, в 2014 г. ПАО «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили договор купли-продажи российского газа по газопроводу «Сила Сибири» сроком на 30 лет. Договор предполагал ежегодную поставку газа в Китай в объеме 38 млрд куб. м. В декабре 2019 г. газопровод «Сила Сибири» был запущен в работу и начались первые в истории трубопроводные поставки российского газа в Китай. Согласно договоренностям в 2020 г. в Китай планируется поставить 5 млрд куб. м, в 2021 г. — 10 млрд куб. м, а в 2022 г. — 15 млрд куб. м. Более того, после выхода на проектную мощность (38 млрд куб. м газа в год), который запланирован на 2024 г., Китай станет вторым по объему импортером российского газа.
Энергетические поставки России в Китай имеют стратегический характер и обеспечивают энергетическую безопасность Китая. Такое сотрудничество способствует укреплению энергобезопасности в Северо-Восточной Азии и открывает перспективы развития ТЭК обеих сторон. Выгода России заключается в поддержке финансирования дорогостоящих проектов, реализация которых была бы затруднена без иностранных инвестиций. И наконец, сотрудничество двух стран позволяет осваивать новые месторождения и разрабатывать более эффективные методы добычи энергоресурсов на новых месторождениях РФ.
Кроме Китая большой интерес России вызывают и новые индустриальные страны АТР. Быстрорастущие экономики, но при этом со слаборазвитым энергетическим сектором, государства АТР являются для России выгодным потребителем для диверсификации энергоэкспорта и продажи российских технологий на рынки Азии.
Для наращивания экспорта нефти в страны АТР, доля которых за последние годы существенно возросла, продолжается дальнейшее активное наращивание трубопроводной инфраструктуры на Востоке России - строительство магистрального нефтепровода «Куюмба – Тайшет», расширение трубопроводной системы ВСТО, в том числе пропускной̆ способности нефтепровода «Сковородино – Мохэ». Кроме того, проходит активное расширение и реконструкция совместно с казахстанской стороной нефтепровода «Туймазы – Омск – Новосибирск» (ТОН-2). Для введения в промышленную разработку северных регионов Западной Сибири обладающих значительным потенциалом осуществляется строительство магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе». Ежегодно существенно растет объем экспорта нефти из России в страны АТР. Также нефть в азиатском направлении транспортируется в Японию (12,3%), Южную Корею (7,5%), Малайзию (5%), Сингапур (1,9%), Таиланд (1,3%), США (1%), Филиппины и Новую Зеландию (0,6%). Всего с 2010 г. в страны АТР было экспортировано более 155 млн т нефти.
Для экспорта энергоресурсов в страны АТР нефтепровод соединяет Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождения Красноярского края с трубопроводной системой «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО). Нефть с месторождений по системе ВСТО поставляется на Комсомольский и Хабаровский НПЗ, а также на экспорт. Объемы сдачи нефти в нефтепровод «Куюмба–Тайшет» по актуализированным заявкам нефтяных компаний составили: в 2017 г. – 660 тыс. т, в 2018 г. – 1,07 млн т, в 2019 г. – 4,1 млн т. В рамках развития трубопроводной системы ВСТО в 2015 г. был введен в эксплуатацию отвод до Хабаровского НПЗ, куда ушло 5 млн т нефти. К 2020 г. мощность трубопроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий Океан», достигла 80 млн т в год на участке «Тайшет–Сковородино» и 50 млн т – на участке «Сковородино–Козьмино». Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в нефтяном экспорте России в ближайшие десятилетия будет расти и в 2035 г. может составить до 40%.
Крупнейшие импортеры нефти из России на Тихоокеанском рынке – Китай (12,8 млн тонн), Южная Корея и Япония по 9,8 млн тонн, США (2,3 млн тонн), Таиланд (2,1 млн тонн). Кроме того, относительно небольшие объемы нефти (до 500 тыс. тонн) экспортируются на Филиппины, в Сингапур, Индию, Тайвань (кит.), Гонконг (кит.), Новую Зеландию.
Сейчас основные маршруты поставок нефти на Тихоокеанский рынок предполагают комбинированные способы с поставкой по нефтепроводам, железной дороге, перевалкой в морских портах Дальнего Востока:
• транспортировка комбинированным способом по нефтепроводу ВСТО до Сковородино и далее по железной дороге до терминала Козьмино – 15,3 млн тонн;
• поставки по нефтепроводам до портов Де-Кастри (проект «Сахалин-1») и Корсаков (проект «Сахалин-2») – 13,1 млн тонн;
• поставки по железнодорожной дороге в Китай – 9,5 млн тонн.
• прокачка нефти по нефтепроводам ВСТО (до Сковородино) и «Россия – Китай» (Сковородино – Дацин) – 15 млн тонн в год.
Также давним потребителем российских энергоресурсов является Япония, главный потребитель СПГ с Сахалина. Сегодня поставки в Японию увеличены за счет переориентации с других направлений. Россия предложила Японии совместно разрабатывать газовые месторождения на Дальнем Востоке, в Иркутской области (Ковыктинское газоконденсатное месторождение) и Якутии (Чаяндинское месторождение), а также на островной цепи близ Японии. Со своей стороны Япония проявляет желание войти в проект «Сахалин-3», Сегодня отсутствие инфраструктуры для прямых поставок газа в Японию (или гарантий ее строительства) сдерживает развитие совместных проектов. Поставки газа из России в Республику Корея в настоящее время осуществляются в виде СПГ. В перспективе предусматриваются поставки сжиженного или сжатого газа с планируемого терминала во Владивостоке. Даже рассматривается возможность использования Северного морского пути для поставок российского сжиженного природного газа на рынки АТР с месторождений полуострова Ямал в будущем.
Подводя итоги можно сказать, что присутствие России на энергетическом рынке Восточной и Юго-Восточной Азии является взаимовыгодным и реализует экспортную политику России на период до 2030 года по диверсификации рынков поставок энергоресурсов.
Для экономики России и развития восточных регионов страны первостепенное значение имеет энергетическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года предусматривает ключевую роль восточного направления для развития топливно-энергетического комплекса России.
По данным Box Office Mojo — веб-сайта, постоянно отслеживающего кассовые сборы от кинопроката, в ТОП-5 по сборам в мире в 2021 году – три китайские ленты. В рейтинге крупнейшего российского киносервиса три фильма из КНР занимают «пьедестал», а всего в первой десятке – пять картин из Поднебесной.
Лидером мирового кинопроката в неожиданно короткий срок стала китайская военная кинодрама «Битва при Чосинском водохранилище», вышедшая в прокат в конце сентября текущего года. К удивлению многих и вопреки всяческим ожиданиям картина заняла верхние строчки хитобзоров. При бюджете в $200 млн. военно-исторический эпик заработал в мировом прокате более $860 млн. и продолжает лидировать в национальных и зарубежных списках кинохитов. Разумеется, львиную долю от этой суммы фильм собрал на внутрикитайском прокатном рынке, Который является самым большим в мире с его пятидесятью тысячами кинозалов и более миллиарда кинозрителей. Так, к середине октября, совокупный объем сборов в Китае превысил 5,04 млрд юаней (около $786,65 млн). Потрясающий успех идеологически насыщенной киноленты заставил зарубежных прокатчиков обратить самое пристальное внимание на современное китайское кино.
Постер к фильму битва у Чонсинского водохранилища источник фото - официальный микроблог фильма
Составляющие коммерческого успеха этой кинодрамы многочисленны и многообразны. Создатели картины пошли нестандартным путем: у киноленты – три режиссера, и каждый из них – с мировым именем. Первый из них – китайский киноклассик Чэнь Кайгэ, мастер авторского кино, режиссер знаменитых исторических эпических костюмированных лент «Прощай, моя наложница», «Император и убийца», остросоциальной драмы о китайских крестьянах «Желтая земля», трагической киноленты «В сетях паутины» о растущей зависимости людей от интернета и социальных сетей. Второй – Данте Лэм, непревзойденный гонконгский мастер многочисленных криминальных и полицейских кинобоевиков, сюжеты которых нередко заимствовали голливудские производители фильмов в жанре экшн. Третий – Цуй Харк, еще один знаменитый кинопостановщик, снимавший кинофэнтези и фильмы о китайских боевых искусствах.
Еще одним важным компонентом успеха упомянутой в начале военной кинодрамы стал выбор темы об участии китайских добровольцев в Корейской войне. По иронии судьбы выход фильма совпал с нарастанием военно-политического давления на Китай со стороны США и стран НАТО.
Среди персонажей этой киноистории мы увидим «Великого кормчего» китайского народа – Мао Цзэдуна и его единственного сына Мао Аньнина, который служил в советской армии, участвовал в Великой Отечественной войне, закончил ее в Берлине и получил от И.В. Сталина наградной пистолет. Потом Сын Мао Цзэдуна ушел добровольцем воевать с американцами в Корее, где и погиб. Еще мы увидим соратников Мао Цзэдуна, например, знаменитого маршала Пэн Дэхуая, а также его противника, американского генерала Дугласа Макартура.
Фильм рассказывает о событиях, о которых в период сближения между Китаем и США китайцы не любили вспоминать. Речь идет, как уже упоминалось, об участии китайских добровольцев в Корейской войне 1950-1953 гг. Лента повествует о начальном периоде китайско-американской схватки на Корейском полуострове. В фильме много символических пробросов и откровенных намеков, связывающих события 70-летней давности с современностью. Эти реминисценции вызывают высокие чувства и горделивые эмоции у китайских кинозрителей, и количество зрителей продолжает расти.
Первыми перешли китайско-корейскую границу и вступили в схватку с американцами бойцы 9-го добровольческого корпуса. Напутствуя плохо одетых солдат в канун наступления лютой зимы 1950 года, маршал Пэн Дэхуай сказал: «Перед нами общий враг – американцы! У них лучшее в мире снаряжение и снабжение. Но мы должны им показать, что такое крепко сжатый кулак настоящего китайца!»
Этот «кулак» действительно разбил сотни тысяч американских носов, и не пропустил к китайской границе армию Макартура, пообещавшего закончить корейскую кампанию за неделю. Несмотря на ковровые бомбометания американской авиации и плохое снабжение китайских солдат, американцы были остановлены у Чосинского водохранилища и не решились идти дальше на север, где уже разворачивалась армия китайских добровольцев – «кулак» стал весьма и весьма увесистым.
Лента на протяжении двух часов демонстрирует почти непрерывное сражение, наполненное боевыми спецэффектами, подвигами и жертвенностью простых китайских крестьян, решивших стать солдатами-добровольцами.
Показательно, что выход фильма по времени совпал с развертыванием в Китае кампании патриотического воспитания молодежи и борьбы с гедонизмом и аполитичностью в молодежной среде. В ходе кампании власти потребовали убрать с экранов женоподобных телеведущих мужского пола. Молодые китайские эпикурейцы нередко утверждают, что «лучше грустно ехать в BMW, чем, весело смеясь, – на велосипеде».
Героическое военное кино призвано напомнить молодым о патриотизме и великих деяниях их дедов и прадедов.
За последние два-три года китайские кинематографисты выпустили более трех десятков военных фильмов, к производству которых приложили руку самые известные китайские режиссеры. Так, в начале октября 2021 года московские кинозрители смогли посмотреть киноленту мэтра китайского кинематографа Чжан Имоу «Идущий по краю», в которой рассказывается история китайской разведывательно-диверсионной группы, прошедшей обучение в СССР и заброшенной зимой 1945 года в тыл японских оккупантов.
Сегодняшнее китайское военное кино отличается жанровым многообразием и оригинальными сюжетами. Например, лента «Основание армии» – исторический эпос о создании Народно-освободительной армии Китая и «Война боевых волков» – о героических деяниях китайского спецназа в Китае и на севере Африки. Стоит обратить внимание на еще одного лидера кассовых сборов – кинокартину «Операция в Красном море», которая в 2018 году заработала почти $ 100 млн., и в которой китайская армия показана способной вести высокотехнологичные боевые действия и применять современную стратегию ведения сетецентрической войны.
Изображение: кадр из фильма «Операция в Красном море»
Но вернемся к фильму «Битва при Чосинском водохранилище». Один из героев картины спрашивает командира: «Зачем мы воюем?» Командир отвечает: «Чтобы не воевали наши дети». Солдат удовлетворенно кивнул.
Возникает вопрос: устраивает ли такой ответ молодых китайских гедонистов, которые привыкли черпать знания из социальных сетей, а материальные блага получать от родителей и из интернет-магазинов?