Билеты на рейсы в Пекин и Харбин можно купить в Хабаровске. Продажи открыты до конца мая.
Как сообщили EastRussia в Международном аэропорту Хабаровск, рейсы в Пекин будут осуществляться с 26 марта по 26 октября. Полеты по этому маршруту были прерваны с 2019 года. Стоимость билетов начинается от 11 905 рублей в одну сторону (без багажа) и от 18 325 рублей при приобретении билетов туда-обратно (без багажа). Рейсы в Пекин будет выполнять авиакомпания «Аврора» дважды в неделю – по средам и воскресеньям. Время в пути – около трех часов.
Также из аэропорта Хабаровск ожидается увеличение частоты рейсов в Харбин. Билет в одну сторону без багажа стоит от 10 685 рублей, при покупке билетов туда-обратно – от 16 695 (без багажа). В настоящее время «Аврора» выполняет рейсы дважды в неделю – по понедельникам и пятницам. С 27 марта добавятся полеты по средам. Время в пути составляет около полутора часов.
Санкционное давление не помешает развитию сотрудничества Китая и Дальнего Востока России. К такому выводу пришли участники пленарного заседания Российско-Китайского Делового совета «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества». Глобальные игроки китайского рынка и представители российского бизнеса собрались во Владивостоке, чтобы обсудить совместные планы.
Исторический рекорд
С 27 июля по 5 августа в Приморском крае проходит деловой визит китайской делегации. Представители 15 крупных компаний из КНР посетили регион для участия в диалоге с местным бизнес-сообществом и органами власти. Среди них такие гиганты, как «КитайСтрой», China Railway Construction Company, «Хуасюнь Групп Ру», НЗС, «Джили Моторс», «Гэчжоуба Русс» и другие.
Бизнес-миссия организована на основе договоренностей председателя «Российско-Китайского Делового Совета» Геннадия Тимченко и губернатора Приморского края Олегом Кожемяко при поддержке Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики в Российской Федерации Чжан Ханьхуэя, администрации президента РФ, Торгово-промышленной палаты РФ и Фонда Росконгресс.
В Приморье делегация встретилась с региональным руководством, представителями институтов развития, посетила ведущие предприятия края и провела переговоры с потенциальными партнёрами.
Самым масштабным мероприятием в рамках визита стало пленарное заседание «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества», объединившее сотни российских и китайских предпринимателей, в том числе по видеоконференцсвязи. Российско-Китайский Деловой Совет представлял исполнительный директор РКДС Евгений Маркин. Модератором диалога выступил директор Агентства международного сотрудничества Приморья Алексей Старичков.
Как отметила в своём приветственном слове генеральный консул Китая во Владивостоке Пяо Янфань, российско-китайские отношения «наращивают обороты», качество делового сотрудничества улучшается по всем направлениям. За прошлый год товарооборот двух стран преодолел отметку 140 млрд долларов, побив исторический рекорд. В первом полугодии текущего года объёмы двусторонней торговли достигли 80 млрд 675 млн долларов, прирост составил 27,2%.
Товарооборот Дальневосточного федерального округа и Китая в прошлом году вышел на уровень 13 млрд 891 млн долларов, увеличившись на 28%. При этом 40% объёма денежных потоков приходится на Приморский край.
Небывалый энтузиазм
Г-жа Пяо Янфань подчеркнула, что китайская экономика «выделяется своей стойкостью, потенциалом и большим полем маневрирования». В 2021 году ВВП Китая превысил 114 трн юаней, что приблизительно составляет 18 триллионов долларов. Несмотря на вспышки коронавируса и непростую международную обстановку, вызвавшие рост инфляции, в текущем году Китай увеличил ВВП на 2,5%.
«В условиях сложной международной ситуации значимость Дальнего Востока для всей России усиливается, - отметила Пяо Янфань. – Планируется совершенствование пограничной инфраструктуры, рассматриваются возможности создания трансграничной территории опережающего развития, формируется более благоприятная бизнес-среда. Все это вливает новую струю жизненных сил в китайско-российское сотрудничество. Отрадно, что обе стороны проявляют небывалый энтузиазм и усиливают взаимодействие на центральном и региональном уровне, как между ведомствами, так и отдельными предприятиями. Стороны полны решимости, выявляя взаимодополняющие преимущества и устраняя узкие места, наращивать сотрудничество в областях торговли, инвестиций, производства, логистики, инфраструктуры, инноваций, туризма и других отраслях».
Генконсул также сообщила о возможности возобновить авиасообщение между Владивостоком и Китаем в скором будущем. Приморские власти подали ходатайство об открытии рейса Владивосток-Пекин. «Мы уже видим свет в конце туннеля», - отметила г-жа Пяо Янфань, добавив, что на сегодняшний день выполняются 8 коммерческих рейсов из Москвы в китайские города.
Первый вице-губернатор Приморского края Вера Щербина обозначила стратегическую важность российско-китайского партнёрства в условиях санкций. Доля Китая во внешней торговле Приморского края ежегодно составляет около 50%. В прошлом году торговый оборот Приморья и КНР превысил 5 млрд долларов. Китайский капитал участвует в 43 проектах, реализуемых на территории края, с объемом инвестиций 7 млрд рублей или 46% от всех иностранных инвестиций. Более 20 лет региональное руководство ведет совместную работу с китайскими коллегами в области развития торговли, инвестиций, туризма, сельского хозяйства, рыбной отрасли, образования, научно-исследовательской деятельности.
«Ситуация, которая сложилась в текущем году, в очередной раз демонстрирует конструктивный и устойчивый характер российско-китайских отношений. Из-за санкционного давления западных стран на Россию наблюдается перестроение транспортно-логистических цепочек на Восток. Приморский край активно участвует в формировании транзитных грузопотоков, в том числе по актуальному сейчас направлению перевозок из Китая в западную часть России и Республику Беларусь», - сообщила Вера Щербина.
Новое направление грузоперевозок представляет транспортная группа FESCO. В июне текущего года компания запустила регулярный контейнерный поезд FESCO Minsk Shuttle по маршруту Владивосток – Минск. Основу грузопотока сервиса составляют товары народного потребления, химические грузы, продукты питания и другое. В обратном направлении грузы будут отправляться как в Россию, так и в страны Азии. Также в июле FESCO отправила первый публичный контейнерный поезд из Шанхая в Москву.
Что касается экспорта, Щербина отметила огромный потенциал в части расширения торгово-экономического сотрудничества с Китаем: «Мы можем предложить нашим китайским партнерам на экспорт экологически чистую продукцию сельского хозяйства, свинину, сою, мед, морепродукты, а также продукцию лесопереработки, включая шпон и щепу. Готовы поставлять в Китай грузовые и пассажирские вертолеты Ка-62 от завода «Прогресс»».
Кроме того, власти Приморья предлагают китайской стороне рассмотреть возможность реализации инвестпроектов в рамках особых налоговых режимов – ТОРов и свободного порта Владивосток. Это могут быть новые предприятия по производству спецтехники, комплектующих, электроники и бытовой техники, современных автомобилей.
«Отношения между Россией и Китаем вступили в самый лучший период в нашей истории», - заключила Вера Щербина.
Глобальные проекты
Следующая часть пленарного заседания была посвящена презентациям китайских компаний. Так, участники смогли ближе познакомиться с возможностями ООО «КитайСтрой» - российской дочки CSCEC, одного из глобальных игроков в области коммерческого и промышленного строительства Китая с оборотами в триллионы юаней. На российском рынке «КитайСтрой» занимается строительством зданий и сооружений, ремонтно-отделочными работами, реконструкцией исторических памятников.
В Приморье компания рассматривает проекты инфраструктурного строительства (скоростные развязки, объездные дороги, мосты), а также коммерческой и жилой недвижимости. В ходе бизнес-миссии «Китайстрой» провел переговоры о возможном участии в строительстве рекреационной зоны на Мысе Черепахи в бухте Муравьиная Приморского края. Кроме того, ожидается, что дочка CSCEC примет участие в реализации проекта ООО «СЗ «Зелёный бульвар» по строительству микрорайона «Зелёный угол» во Владивостоке.
Новые перспективы сотрудничества открываются и в области автопрома. Эксклюзивный дистрибьютор бренда Geely в России ООО «Джили Моторс» расширяет дилерскую сеть и приглашает к сотрудничеству партнеров. «Джили Моторс» - дочка Geely International Corporation, которая представляет на международном рынке одного из десяти крупнейших автопроизводителей Китая Geely Holding Group. В структуру холдинга входят Geely Auto, Volvo Car Corporation, Drivetrain Systems International (DSI) - один из крупнейших мировых производителей трансмиссий. На Дальнем Востоке компания планирует открыть дилерские центры в Благовещенске и Южно-Сахалинске.
Сегодня российский рынок практически свободен от конкуренции для китайского автопроизводителя. Европейское направление закрыто в связи с санкциями. Власти США запретили экспорт автомобилей и мотоциклов в Россию. Япония ввела эмбарго на экспорт дорогих стоимостью от 6 млн иен, и спрос на китайский автопром растет рекордными темпами. По некоторой информации, рассматривается возможность открытия дилерских центров Geely во Владивостоке и Хабаровске.
После пленарного заседания состоялись встречи делегации с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и главой Владивостока Владимиром Шестаковым. Обсуждались перспективы расширения сотрудничества и необходимость увеличения грузопотока. «Мы рассчитываем на помощь и содействие Российско-Китайского Делового Совета во взаимодействии с китайскими коллегами, направленном на увеличение товарооборота и развитие приграничных связей. Надеюсь, что данный визит послужил площадкой для установления крепких партнёрских связей», – заявил глава Приморья.
Следующая масштабная встреча российской и китайской сторон состоится на Седьмом Восточном экономическом форуме, который пройдёт во Владивостоке с 5 по 8 сентября.
Как и все в Поднебесной, история местного винокурения и культура пития насчитывают много тысячелетий. Главным принципом культуры употребления спиртного в Китае является не отказ от крепкого алкоголя, а умение пить, сохраняя контроль над языком и конечностями, не падая лицом в салат или в лужу с грязью. Человека из грязи вытащить можно, но нельзя вытащить грязь из человека — говорят жители Поднебесной.
Например, знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э., пили помногу, но это не мешало им вести беседы и музицировать, сочинять стихи и призывать к уходу от мирской суеты. В период Троецарствия в царстве Вэй, где и жили мудрецы, за власть боролись два могущественных клана; по сути, это была гражданская война. Идеи мудрецов противоречили взглядам, господствовавшим тогда в обществе. Приходилось демонстрировать свою аполитичность, изображать из себя чудаков и пьяниц, чтобы избежать жесткого контроля со стороны властей, философствовать, создавать произведения искусства, не имеющие отношения ни к политике, ни к творящемуся хаосу вокруг. Это тот случай, когда пьянство спасало жизнь. На то они и мудрецы.
Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось. А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения.Хабаровский край – Клондайк неиспользованных возможностей. Но одно дело это понимать, другое – приступить к реализации этих возможностей. Что нужно сделать в первую очередь? Об этом EastRussia рассказал председатель регионального общественного движения «Верю в Хабаровский край», сопредседатель межрегионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Дмитрий Ноженко
- В представлении обывателей «Деловая Россия» - это некая тусовка обеспеченных людей, предпринимателей, которые непонятно чем занимаются, выступают с речами, призывают зарабатывать и жить лучше… такое образование из разряда «поболтали – разошлись». Это так, или есть польза для кого-то от этих встреч? Для кого?
- Да, со стороны вполне так и может показаться – вот есть структура без определенных функций, обязанностей, без полномочий. Но этим-то и интересна деятельность таких обществ, если это здоровые, живые структуры! Есть и созданные «для галочки» образования на подобие чиновничьих, единственная задача которых – присутствие в поле власти и изображение деятельности. Применительно к «Деловой России» это не так. Особенно после перезагрузки, которую организовали Денис Грось (соучредитель группы компаний «ДА! Девелопмент» - Прим. ред.), Сергей Степанов (группа компаний «Лунный свет» - Прим. ред.), Роман Безматерных (основатель группы компаний «Центр кровли» - Прим. ред.) и я. Произошло то, что принято называть «влилась молодая кровь», начались новые вещи с энергией, направленной на то, чтобы экспертно сформулировать, подтвердить и донести властям позицию по острым вопросам. Первым делом, когда только начинались ковидные ограничения, мы объясняли чиновникам, что отдельным отраслям надо больше свободы, подсказывали, какие именно регулирования в кризисный период имеют смысл, какие только навредят. Когда миновал локдаун, мы подготовили пул проектов, нужных региону, который мы называем «распаковка» Хабаровского края. Здесь мы предлагаем четыре направления.
Ключевым я считаю, превращение территории в трансграничный регион, чтобы Хабаровский край стал глобальным «сухим портом», чтобы Хабаровский край получил пункт пропуска с грузо-пассажирским статусом на Большом Уссурийском острове. Это даст рывок в развитии экономики, это заработок на логистике, на транспортировке, и, конечно, туризме. В пиковые периоды четыре миллиона человек приезжает на китайскую сторону рядом с нами, если мы два миллиона заберем и каждый оставит здесь по 100 тыс. рублей – это плюс два нынешних бюджета Хабаровского края. Плюс 200 млрд рублей. И это – работающие гостиницы, рестораны, магазины – особенно полюбившиеся туристам из Китая ювелирные, а также большие торговые центры. Это поднимет средний бизнес, который деньги не отправляет в Москву, а оставляет здесь.
Второе направление – это горнолыжный комплекс Хехцир. Начать с бывшей базы «Спартак», потом перейти на основной Хехцир. Да, это не Альпы, но мы работали с экспертами и перепады высот, как нам сказали, такие же как и в Сочи. А в качестве плюсов – граница вот она, рядом, плюс зимний период долгий.
Третий проект – питомник Лукашова (заброшенная территория в центре Хабаровска, на которой ранее располагался питомник плодовых деревьев соратника Мичурина – дальневосточного селекционера А.М Лукашова – Прим.ред.). Здесь предполагается сделать природную рекреационную зону, которая бы сама себя окупала. Это очень благородный проект, который ставит целью превратить заброшенную, неухоженную часть города во что-то стоящее, красивое, экологичное. Это ведь 163 гектара, которые сейчас официально закрыты, но там постоянно кто-то собирается, мусорит…
И четвертый проект – технопарк «Амур». Его главная цель – создать такую бизнес-среду, резиденты которой будут генерировать современные инновационные решения по нескольким направлениям – аудиовизуальный и анимационный контент, информационные технологии и разработка программного обеспечения. В глобальном смысле технопарке будет ориентироваться на экспорт - выход на внешнюю торговлю для малого и среднего бизнеса затруднен, тут требуются специальные знания и дополнительные затраты. И в этой ситуации технопарк может реально помочь хабаровским предпринимателям.
В итоге «распаковка» Хабаровского края сделает так, чтобы все, кто здесь живет или просто приехал, ощущали себя в центре Востока, а не на окраине страны.
- А что, без «Деловой России» эти проекты никак бы не двигались?
- Я так скажу – вот возьмем стандартного локального бизнесмена-предпринимателя. Он может сесть за компьютер, составить письмо, распечатать его на принтере, поставить подпись, занести в органы власти и ждать. Ждать. Ждать. Ждать! А в нашей ситуации, с учетом того, что механизм обратной связи был на федеральном уровне запущен как обязательный – были созданы рейтинги инвестпривлекательности, региональные власти обязали следить за ними – такой инструмент как наше общество, как «Деловая Россия», позволяет выходить на непосредственную коммуникацию без отосланной бумаги. Ведь мнение отдельного представителя сообщества консолидируется - к нему приращиваются мнения других – и оно становится экспертным. К нему тогда уже прислушиваются первые лица региона, министры, которые являются исполнителями по тем или иным направлениям, чиновники других рангов встраиваются в предложенную логику, и ситуация начинает меняться.
- А это не называется ли лоббизмом? Ведь каждый член «Деловой России» - это бизнесмен в первую очередь. У Дмитрия Ноженко свой интерес, у Дениса Грося – свой, у каждого из вас есть какие-то контакты, точки входа и соприкосновения с властными структурами, и вы в какой-то момент понимаете, что вам – для реализации своих интересов – выгодно этими «рычагами» поделиться и/или объединить их. Так?
- В моем понимании лоббизм, это, условно говорят, вот когда война не нужна, но глобальные некие структуры ее запускают. Вот что-то такое. А здесь все по-другому. «Деловая Россия» не лоббирует, она борется за стабилизацию условий ведения бизнеса и предпринимательства. Хотя, конечно, те инициативы, которые мы – подразделение по Хабаровскому краю и ЕАО – предлагаем, их можно расценить как лоббизм именно Хабаровского края. Особенно на фоне истории с Владивостоком – на него обратила внимание федерация, и закачанное это внимание вылилось в финансовые потоки, стройки, развитие инфраструктуры, проекты.
- И вам стало обидно за «малую родину»?
- Можно и так сказать. Я считаю, что нам надо выровнять наши позиции – нашу и Приморья – и все ресурсы для этого есть, и запуск Большого Уссурийского – это один из таких ресурсов. «Деловая Россия» поддержала эту концепцию, сформулировала мнение, и эта история зашла в логику правительства Хабаровского края. Сформулировано все это было, конечно, раньше – еще в 2017 году, в рамках движения «Я верю в Хабаровск», я все это донес до коллег, коллеги поддержали, увидели, что в этом есть разумное зерно и стратегический смысл и вся история пошла.
Сейчас приходится признать, что деловая активность выше там – в Приморье, конечно этому во многом способствуют преференциальные режимы – «Свободный порт Владивосток» (СВП), например. Он лучше формирует климат предпринимательской активности, чем ТОСЭР «Хабаровск» и ТОСЭР «Комсомольск» - это все же локальные истории. Но сдвиги в глобальной региональной экономике должны уровнять шансы и возможности Хабаровского края и Приморского. Речь о том, что следующим шагом после того, как «распакуется» граница, должен стать запуск режима СВП в Хабаровске – применительно ко всему городу, или к части его районов. Убытка и ущерба для текущей экономики это нести не будет – хотя звучали вопросы, что мол если мы входим в СПБ и, соответственно, замораживаются налоги. Нет. Те, кто, работал, продолжают работать, а те, кто новые – начинают работать и платить налоги через пять лет.
- Если честно, то сложно представить, что у успешных предпринимателей, ведь такие составляют костяк «Деловой России? У которых их бизнес по идее «съедает» все время, ну или почти все, и вот они просто так, испытывая некий творческий зуд, начинают генерировать проекты по «распаковке» Хабаровского края. Или в эти проекты по умолчанию включены собственные интересы на этой «распаковке» заработать?
- Зуда, думаю, никакого нет. Конечно, каждый живет и работает в своем ритме – у меня, например, очень плохо со временем, потому что много рботы. У кого-то это время есть, и он находит точку приложения свою в участии в «Деловой России», в ее конкретных проектах, у кого-то есть какие-то интересы – что тут такого? Предприниматель потому и предприниматель, что умеет заработать, умеет придумать «КАК» заработать, а тут совпадают интересы и предпринимательского сообщества, и Хабаровского края, как территории, как субъекта нашей страны, и, думаю, «распаковка» в интересах всех жителей нашего региона. Это такая очень большая история, хотя не скрою – если все сработает и в переход на Большом Уссурийском начнут вкладывать деньги, придут инвесторы, начнется глобальное строительство инфраструктуры, то и моему адвокатскому кабинету весьма вероятно найдется работа, заказы – мы на этом специализируемся – на юридическом сопровождении таких крупных проектов.
- А это была первичная мысль – про заказы для своего адвокатского кабинета, или вторичная?
- Это даже третичная мысль, потому что неясно когда, что будет. Может к тому моменту, когда все начнется, я уже настолько устану от всего, что буду просто со стороны, сидя на даче, радоваться тому, что дело пошло, что Большой Уссурийский развивается.
- Меняем тему, такой вопрос – что надо сделать, чтобы на Дальний Восток поехали бизнесмены, предприниматели среднего уровня. Многое из того, что делается по части льгот в ДФО, рассчитано на большие структуры, корпорации итд. Но если у нас так много ресурсов, много всего, почему ж не едут здесь бизнесы открывать «середняки»?
- Да, сейчас ситуация выглядит так, что есть большие инфраструктурные проекты, есть крупные организации, которые поглощают заказы, но им нужны подрядчики, субподрядчики, ему нужные инертные материалы, ему нужен металл, нужен транспорт, нужен обслуживающий персонал, ему нужно разворачивать поселки, ему нужно жилье – и вот, пожалуйста, распаковка среднего бизнеса, а дальше – малого бизнеса. Пример свежий – газохимическй завод в Амурской области. Идут деньги, строится инфраструктура, туда едут работники, едут эксперты…
- Но это все персонал…
- Да, но в центре Благовещенска появилась четырехзвездочная гостиница французской сети, которая изучает рынок и не ставит объекты, где попало. Они ставят там, где они могут заработать.
- Хорошо, но большие проекты – это пусть и мощные, но точечные истории. И когда завершается строительство инфраструктуры для них, когда они - заводы, верфи, газопроводы – вводятся в эксплуатацию, то происходит схлопывание вливаний, и людей там становится меньше, значит и всем, кто был на «орбите» этого проекта тоже становится нечего делать.
- Да, некий откат назад, с точки зрения объемов инвестиций происходит, уходят строители, но производство остается, возведенный объект остается, он работает. Применительно же к Хабаровску это будет постоянный прирост. «Распакованная» граница, появившиеся проекты, статус «сухого порта» - а ведь через нас траффик получается на тысячу километров короче, чем через Приморье – плюс входящий туристический поток - вот оно постоянство. И предприниматели поедут сюда, когда будет распакована граница. Начнет зарабатывать гостиничный бизнес, зарабатывает ресторанный бизнес, зарабатывает бизнес по продаже ювелирки, товаров народного потребления, таксисты… У людей становится больше денег. И появляется, кому покупать и за что покупать.
Справка
Дмитрий Ноженко – адвокат, глава адвокатского кабинета
- председатель Совета директоров АО «Дальневосточная консалтинговая группа «Аврора»
-председатель регионального общественного движения «Верю в Хабаровский край»
-сопредседатель межрегионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
Специализация – юридическое сопровождение и консалтинг инвестпроектов
Трансформация жизнеобеспечивающих предприятий Хабаровска, как и всех остальных городов России, продиктована необходимостью соблюдения требований закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», принятого в 2019 году. Целью реорганизации МУПов является повышение экономической эффективности предприятий, что неизбежно выльется в повышение комфорта и безопасности жизни горожан.
Одна из целей реформы муниципального хозяйства – снижение расходов местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Вместо них появятся и частные предприятия, что будет развивать конкуренцию, от чего всегда выигрывает потребитель. Кроме того, передача муниципального унитарного предприятия в частную собственность может принести большую прибыль, так как имущественные комплексы, оборудование и земельные участки МУПов не всегда используются в полной мере.
В Хабаровске работают 12 унитарных предприятий. Всего же обеспечением жителей города необходимым ассортиментом услуг для комфортной жизни занимаются 19 муниципальных организаций разных форм собственности. Они отвечают за жилищно-коммунальные услуги (тепло- и водоснабжение, водоотведение), социальное жильё, транспортные услуги, благоустройство, занимаются реконструкцией и развитием дорожной сети. На этих предприятиях работают более четырех тыс. человек.
По словам главы Хабаровска Сергея Кравчука, за пять лет объем работ муниципальных предприятий составил 49 млрд рублей, в том числе в прошлом году – около 11 млрд рублей, рост – почти на 6%. За этот же период производительность труда выросла на 32%.
«Хабаровск является одним из городов, где удалось сохранить муниципальные предприятия после рыночных преобразований в стране в конце 90-х годов. Однако реорганизация муниципальных унитарных предприятий в муниципальные бюджетные учреждения показала свою эффективность. Контроль за финансовыми потоками учреждений Север и Восток, (реорганизованы в 2020 году и 2022 году соответственно), позволяет принимать оперативные решения и вносить корректировки по выполнению муниципального задания, связанного с благоустройством города. За время работы в новой организационно-правовой форме учреждения увеличили объемы работ на 12% –более 20 млн рублей», – рассказал Сергей Кравчук.
Начальник управления экономического развития администрации Хабаровска Олег Ожегов подтвердил эффективность муниципальных производственных организаций: «С 2018 по 2022 годы объем работ, направленных на удовлетворение основных потребностей населения в жизнеобеспечивающих услугах, составил практически 50 млрд рублей, за этот же период производительность труда выросла с 1 млн 797 тыс. рублей на человека в год до 2 млн 367 тыс. рублей или на 32%. Получено 639 млн рублей чистой прибыли».
Олег Ожегов добавил, что при смене предприятием организационно-правовой формы, виды деятельности остаются прежними, при этом 100% акций будут принадлежать городу, а администрация города через органы управления обществ (наблюдательный совет, совет директоров) напрямую будет влиять на процессы принятия решений, касающиеся крупных сделок, инвестиций, оплаты труда и прочее.
Согласно закону, унитарные предприятия должны быть реорганизованы или ликвидированы до 1 января 2025 года. Если это требование не будет выполнено вовремя, Федеральная антимонопольная служба по решению суда ликвидирует предприятия. Исключения для реорганизации составляют предприятия сферы городского пассажирского транспорта, а также отраслей, относящихся к естественным монополиям.
Таким образом, МУПами в Хабаровске останутся: «Водоканал», «Тепловые сети» и «Городской электрический транспорт». Остальные будут реорганизованы.
МУП – это коммерческая организация, которая вправе получать прибыль за счет имущества, переданного в управление. Управление такими предприятиями осуществляется посредством планирования финансово-хозяйственной деятельности и установки контрольных заданий по объемам, издержкам, производительности труда, в сочетании с принципами успешного хозяйствования – поиском дополнительных доходов, в ом числе от оказания услуг сторонним организациям; модернизацией основных фондов.
Муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, ее главная цель – получение прибыли, бюджетное учреждение (МБП) относится к некоммерческим и открывается для осуществления социальных функций. Деятельность муниципального бюджетного учреждения финансируется за счет субсидии на выполнение муниципального задания из бюджета города. Имущество как унитарного предприятия, так и бюджетного учреждения находится в муниципальной собственности и передается на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Сергей Кравчук отметил, что с момента принятия федерального закона в администрации внимательно рассмотрели все возможные перспективы каждого отдельного предприятия. Для обсуждения приглашались профильные специалисты, включая аппарат управления каждого предприятия. Рассмотрены все проблемные вопросы, решение которых позволяет сбалансировать интересы бюджета города с интересами трудовых коллективов.
«В результате проведенной работы мы определили организационно-правовые формы реорганизации муниципальных предприятий. Дорремстрой станет акционерным обществом (АО), НПЦОДД, Горсвет, Южное станут муниципальными бюджетными учреждениями (МБУ), УО МКД, РКЦ, Банно-прачечное хозяйство, Стрела и Спецкомбинат приобретут форму общества с ограниченной ответственностью (ООО). Имущество, коллектив, производственная база и виды деятельности предприятий будут полностью сохранены», – рассказал мэр Хабаровска.
К моменту выхода этого материала стало известно, что в Госдуму внесли законопроект, предлагающий продлить реорганизацию или ликвидацию ФГУПов и МУПов до 1 января 2030 года. По мнению авторов законопроекта, норма о ликвидации ФГУП и МУП не учитывает негативные последствия ухода унитарных предприятий с социально значимых рынков, на которых практически отсутствуют частные предприятия. В администрации Хабаровска отметили, что в любом случает процесс реорганизации МУПов в городе завершится в 2024 году.
Празднуют день рождения Хабаровска по традиции в последние выходные мая. Учитывая, что год юбилейный, праздничная программа растянулась на несколько дней. Корреспондент EastRussia отправился на улицы «виновника торжества» в ретроавтомобиле, чтобы попробовать объять необъятное.
Отправился я на арт-фестиваль «Счастливый Хабаровск» вместе с клубом «80'S Old School Autoclub» – сообществом любителей праворульных японских машин, выпущенных в 80-х годах прошлого века. И хотя формально я не подходил под заявленный формат клуба - мой «Чайник» (Toyota Chaser) 1979 года выпуска – в ряды владельцев олдскульных машин меня взяли с охотой.
Мой новый знакомый Михаил на «Тойота Креста» координирует своих по месту, которое нам определили для выставки:
– В автобусном кармашке, прямо перед «Саппоро».
Стоящий рядом молодой парень недоуменно оглядывается по сторонам в поисках неведомого ему «Саппоро». Замечая это, объясняю:
– Вот это здание, где сейчас ресторан «Пани Фазани», новодел, его «воткнули» аккурат между двумя дореволюционными зданиями. А строили его японцы, здесь был один их первых японских ресторанов в современном Хабаровске – «Саппоро», было это в конце 80-х. Как раз наши «Кресты» и «Чайзеры» тут могли парковаться.
Хотя беглый опрос соучастников выставки показывает, что машины в Хабаровске очутились разными путями и некоторые не так давно: «Кресту» Михаил пригнал из Благовещенска, я своего «Чайника» с Сахалина, красная «Тойота Супра», которая стала настоящим магнитом для зрителей, приехали с Камчатки. Все-таки Хабаровск – центр Дальнего Востока, а любители ретро машин готовы проделать немалый путь, не говоря уже о бюджетах, которые приходится тратить на восстановление авто.
– Это же машины из нашего детства! – говорит дама лет 30, рассматривая вместе с сыном и мужем наши машины.
Вот уж действительно: из нашего, дальневосточного детства!
«Японки» из 80-х оказались не единственными автоэкспонатами на ставшей на несколько часов пешеходной зоной главной улице Хабаровска Муравьева-Амурского. Неподалеку расположились отечественные машины, начиная с 40-х годов прошлого века. Это музей «Авторетро-100» экспонирует свои экземпляры. Хабаровчане часто видят их на всевозможных городских и краевых праздниках. Недавняя прогулка у «Авторетро-100» была на День Победы.
Через пару кварталов – «громкие» машины: студии автозвука на колёсах, поражающие всех децибелами. Неподалеку еще «японки», но посвежее и тюнингованные – у таких, как правило, «зверь» под капотом и красивая аэрография.
На «Счастливый Хабаровск» мог заявиться к участию любой клуб, сообщество или компания. И с каждым разом, складывается впечатление, что участников становится все больше. В этот раз их набралось около сотни. Чтобы познакомиться с ними поближе, закрываю «Чайника», беру фотоаппарат и идут по Мур-Амур (так для краткости хабаровчане называют улицу Муравьева-Амурского).
На одном из перекрестков девочки-гимнасты выполняют в воздухе всевозможные упражнения. Всегда поражался – как они не боятся? Тут же «летают» в воздухе велосипедисты, скейтеры и парни на самокатах с маленькими колесиками, для которых на проезжей части установили рампы и боксы.
По соседству художники пишут портреты горожан, у бывшего Центрального гастронома любители Средневековья демонстрируют своих доспехи и предлагают зрителям принять участие в шуточных сражениях. Те, кто соглашался, с азартом «дубасили» противника мягким подобием меча. Пешеходные дорожки отвели для всевозможных арт-мастерских, где можно попробовать смастерить что-либо самому или приобрести готовый хенд-мейд у тех, кто это делать умеет.
После обеда Муравьева-Амурского наполняется людьми, получается эдакое «людское море».
В числе зрителей был и мэр Хабаровска Сергей Кравчук, он каждый год приходит на «Счастливый Хабаровск», считая его «визитной карточкой» Дня города.
–Прекрасный фестиваль. Он показывает, насколько разносторонние люди живут в нашем родном городе! Дорогие хабаровчане, от души поздравляю вас с юбилеем краевой столицы! Благодаря вам наш город растёт и развивается, – поздравил хабаровчан Сергей Кравчук.
Говорят, мэр успел осмотреть все площадки и даже поучаствовал в благотворительных акциях. А я вот не успел - начался ливень! Надо сказать, что по всем признакам день обещал быть солнечным и жарким, поэтому многие не стали брать зонтики. Вот им-то (а их оказалось большинство) и пришлось искать убежища под козырьками, карнизами и крышами. Давно такой картины не наблюдал в Хабаровске: тысячи людей стоят вдоль стен зданий, но при этом все довольные и улыбаются. Лично мне это напомнило первые кадры фильма «Июльский дождь» режиссера Марлена Хуциева.
На какое-то время Мур-Амур опустела, хотя некоторым ливень не помешал принимать ванную из мыльной пены или просто танцевать.
Впрочем, дождь закончился и «людское море» вновь вернулось, уже до самого вечера.
Во второй празднично-выходной день из всего разнообразия мероприятий мы выбрали прогулку-квест «Любимый город». Место старта: городские пруды. Задача: прочитать вопрос из конверта, понять, какое место зашифровано, дойти или добежать до него, найти на месте агента и получить следующее задание. Можно брать подсказки из этого же конверта, но за это с команды снимаются баллы.
«Какая знаменитая историческая личность была взята под охрану государством в 1960 году?»
Так звучит наш первый вопрос. Понятное дело, что речь идет о памятнике, который взяли под охрану. Моя версия: Ерофей Хабаров на привокзальной площади, его как раз к 100-летию Хабаровска установили. Но коллеги по команде отвергают версию – слишком далеко, все места в радиусе километра. Что ж, тогда Владимир Ильич на пл. Ленина, как раз неподалеку. Через несколько минут пыхтения в горку убеждаемся, что версия была правильной.
Потом были «Балалайка и Пипа» на Амурском бульваре, нулевой километр трассы Чита – Хабаровск и «Белый дом» опять же на площади Ленина. Нашу победную спесь сбил финальный вопрос, который звучал так: «Место, где собираются братья и сестры». Конечно же, мы ринулись к Успенскому и Спасо-Преображенским соборам, хотя все в итоге оказалась гораздо ближе – это была аллея побратимских связях на прудах.
Примечательно, что в нашей команде из пяти человек двое оказались гостями из Приморья. Владимир и Ася приехали в Хабаровск из Арсеньева, он - студент ТОГУ, она – медицинского колледжа. На вопрос «почему не ДВФУ?» отвечают, что хотели подальше от родителей, почувствовать себя самостоятельными. Что ж, это тоже в духе Хабаровска – наш город всегда был студенческим и с большим числом приезжих.
С днем рождения, Хабаровск!
– Татьяна Борисовна уже совсем скоро начинается пора ЕГЭ и ОГЭ. Насколько по Вашим наблюдениям к этому готовы школьники, учителя и школы Хабаровска?
– Готовность на все 100%! Учитывая, что все-таки мы уже 21 год работаем в режиме сдачи единого госэкзамена, накопленный опыт позволяет с уверенностью сказать – мы готовы.
Конечно, каждый год случаются ситуации, когда вносятся какие-то изменения в процессы, в организацию или технологии меняются, и, конечно, наша задача вовремя на все эти процессы отреагировать.
Мы успешно провели на днях последнюю – федеральную – генеральную репетицию ЕГЭ: были задействованы все 23 пункта сдачи экзамена в наших школах. Кстати в этом году есть существенные изменения в технологии проведения. Раньше мы получали материалы из регионального центра оценки качества, затем мы их развозили по школам, там выдавали по аудиториям, организаторы раздавали школьникам. Теперь все КИМы (контрольные измерительные материалы – прим. ред.) приходят по сети Интернет. Приходят на компьютерный терминал прямо в аудитории, где сдаётся экзамен. Они распечатываются тут же – при детях, раздаются, а потом, когда экзамен заканчивается, бланки здесь же, в аудитории, сканируются и также по Интернету отправляются на проверку.
Для готовности учеников сделан максимум возможного – это и подготовка в части повторения материалов, и тренировки ЕГЭ. Некоторые родители начинают говорить нам: «Вот зачем эти тренировки?! Вы детей накачиваете, тренируете, а они от этого волнуются!», якобы мы тем самым создаём дополнительные стрессовые ситуации. На это мы отвечаем так - репетиции и тренировки нужны для того, чтобы ребёнок на экзамене сел спокойно, и у него движения были отработаны до автоматизма, чтобы он на формальные действия по заполнению бланков не терял время, а занимался непосредственно содержанием тех вопросов, на которые ему нужно отвечать.
От таких простых моментов как корректное заполнение бланка зависит результат экзаменов. Если вдруг какие-то цифры не указаны, поставлены не там, то результат всего экзамена может быть не засчитан.
– Тренировки, это хорошо, конечно, а что показывают срезы знаний? В прошлые годы было много опасений из-за дистанционного обучения, что из-за него могло пострадать качество подготовки.
– К счастью весь этот год мы вообще учимся без использования тех самых технологий дистанционных. Мы учимся в очном режиме весь учебный год и это оптимальный режим. В прошлом учебном году нам приходилось отдельные классы переводить на «дистант», но и он у нас был урожайным на высокобалльные работы. Мы получили 31 «100-балльный» результат. Такого не было никогда в истории города Хабаровска! Было 80 работ получивших оценку 95 баллов. Очень верим, что в это этот год тоже не станет исключением.
Да, вы верно заметили, что тренировки работают не столько на проверку знаний, сколько на отработку технических моментов. Для того, чтобы увидеть, как дети готовы, проводятся различного рода текущие промежуточные аттестации, контрольные работы, тесты, пишутся сочинения, изложения. Учитель видит при этом динамику, видит пробелы. В ситуации, когда, например, большинство детей в классе не справились с конкретным заданием в контрольной работе, а у нас практически каждая тема так или иначе входит в задание по ЕГЭ, учитель делает вывод, что нужно вернуться, отработать этот вопрос с ребятами повторно и идти дальше.
Про срезы этого года могу сказать, что они показывают нормальный стабильный уровень наших детей. Тот, кто учится стабильно постоянно, тот и показывает знания и хороший результат.
– Сколько всего выпускников сдаёт ЕГЭ? Как выглядят их предпочтения? Какие предметы из необязательных более популярны, какие менее?
– У нас 3 с лишним тысячи сдающих ЕГЭ – это главным образом выпускники этого года, школьники и выпускники средних учебных заведений прошлых лет, кто по каким-то причинам не сдавал раньше, либо хочет передать.
Традиционно русский язык сдают все – это обязательный предмет. Из тех, что можно выбирать, на первом месте обществознание. Это связано с тем, что большинство вузов принимают этот экзамен в качестве одного из основных.
Радует нас то, что больше детей выбрали в этом году информационные технологии – 836 человек, против 500-600 годами ранее. Мы видим, что в целом растёт интерес к изучению информационных технологий. Хабаровский край нацелен на подготовку кадров инженерной направленности, в IT-сфере и школа идёт, что называется «в ногу», в нужном направлении.
Мы работаем над тем, чтобы инженерное образование в школах Хабаровска стало востребованным. В этом году открываем в двух школах классы судостроительной направленности – это школа МЧС и 7-ая гимназия. Это будет наш первый опыт, мы уже заключили сетевые договоры с Тихоокеанским государственным университетом, с Хабаровским колледжем водного транспорта и с Хабаровским судостроительным заводом.
В этом году пусть немного, но выросло количество детей, сдающих профильную математику – таких у нас 1400. Это тоже говорит о том, что математические знания сегодня в топе, их востребованность повышается, ребятам они нужны и для жизни, и для поступления, поэтому они их выбирают.
Остальные предметы традиционно узкой и специфичной направленности: понятно, что химию биологию выбирают те, кто собирается поступать в медицинский, право, историю – те, кто идёт на социально-гуманитарные дисциплины.
– В месяцы перед ЕГЭ традиционно возрастает спрос на репетиторов. Это происходит не только в Хабаровске, но и по всей стране. Как Вы думаете – почему это происходит, может ли это быть связано с тем, что не хватает подготовки к экзамену в школе? Насколько востребованы платные услуги в школах?
– Да, мы видим, что наши дети пользуются услугами репетиторов, пользуются в течение всего учебного года, иногда, начиная с первого класса. Больше здесь, конечно, вопросы к родителям, у которых есть определённая тревожность, что ребёнок знает меньше, чем, допустим, его сосед по парте. Здесь нужно оценивать свои возможности и ожидания ребёнка. Как быть, если ты ожидаешь от ребёнка, что он будет у тебя отличником по всем предметам, а он гуманитарий и ему математика не даётся? Он прекрасно ориентируется в гуманитарных науках, он прекрасно пишет сочинения, он рассуждает, он лидер в организации мероприятий, но математика это не его? И даже если родители нанимают репетитора, мы же понимаем, что 100 баллов по математике ребёнок не получит. То есть тут нужно понимать, чего ожидают родители и ребёнок от репетитор. Если это желание подтянуть до определённой планки, это одно. Кто-то пользуется услугами ВУЗовских преподавателей, чтобы справиться с заданиями повышенной сложности – из части «С», там уровень олимпиадных задач. А если мы говорим о том, что ну просто это дань моде, то ну, наверное, это не совсем правильно.
Мы очень много с родителями разговариваем на эту тему, мы провели очень много встреч в части подготовки к ЕГЭ. Приглашали психологов, которые разъясняли родителям, что они в первую очередь должны сами определиться, чего хотят, и чётко понимать, чего ожидают от ребёнка. Лишь тогда принимать решение – нужен репетитор и для чего.
Что касается платных услуг в школе, то сегодня это очень широкий спектр образовательных услуг, это не только репетиторство, это скорее меньшая часть. Очень много выбирают ребята творческих услуг платных, спортивные какие-то секции, гимнастика, хореография. Репетиторство в школе есть, но оно не в топе, оно не так востребовано, потому что есть определённые часы во внеурочной деятельности, где ребёнок может бесплатно получить помощь от учителя.
– Кстати про учителей. Что можно сказать о педагогическом составе хабаровских школ? Изменился ли он за последние год-два? Если «да», то как?
– Конечно, всегда хочется, чтобы соблюдался баланс молодости и опыта. Это практически 90% успеха, когда есть и молодые педагоги, к которым тянутся дети, которые зажигают своим позитивом, какими-то современными технологиями, и когда есть категория учителей, которые могут передать накопленный колоссальный опыт. У нас нет у нас пока ещё идеального баланса, есть перекос в сторону возрастного состава, соотношение примерно 55% на 45, может 60 на 40, но мы стремимся к тому, чтобы опыт и молодость гармонично сочетались в наших педагогических коллективах.
Мы заключили в этом году больше целевых договор с нашим университетом на подготовку учителей - уже сейчас заключили 60 договоров. В прошлом году было вот на это время где-то порядка 40, но все ещё продолжается, пока приёмная компания не закончится. Напомню, что целевое обучение, это можно сказать, бесплатное обучение. Кроме того мы на уровне муниципалитета своим студентам, которые сдают сессию хорошо по итогам сессии платим стипендию в 3 000 ₽. Пусть это небольшая прибавка, но это тоже стимул.
Материальное благополучие учителя всегда в фокусе нашего внимания. Это и зарплатные вопросы, и жилищные. Что касается зарплат, то это в большей степени, конечно, вопросы не муниципального уровня, есть повышающие коэффициенты учителям на уровне федерации и края. А вот что касается квартир, конечно, Хабаровск, наверное, это флагман в этой части. Больше 230 квартир за последние 10 лет вручены нашим учителям, и они остаются в приоритете. В этом году мэр города принял решение не 10 квартир, как было традиционно, а сразу 15 выделить школьным педагогам. Этим мы можем удержать особенно молодого учителя. У нас сегодня большое количество молодых специалистов, которые только два года отработали в школе, а уже имеют своё собственное жильё.
– А сколько всего учителей в Хабаровске?
– У нас всего в отрасли 10 100 человек. Из них 6 с лишним тысяч это педагоги, это воспитатели, учителя, организаторы, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты, логопеды, дефектологи, психологи. Именно школьных учителей, «предметников» – порядка 4 500.
– И, конечно же, хочется знать как пройдут «Последние звонки» и выпускные вечера?
– «Последний звонок» пройдёт у нас 23 мая. Очень многие родители задают вопрос: «Почему? Раньше традиционно 25 мая его проводили?». Мы отвечаем, что раньше мы сдавали обычные экзамены, начинались они с 1 июня и 25 мая был традиционным днём «Последнего звонка». Сейчас его проведение привязано к графику Единого государственного экзамена. Надо подготовить школы, надо детям подготовиться, и поэтому в канун ЕГЭ мы не можем проводить «Последние звонки». В этом году у нас первый ЕГЭ 26 мая, и для «Последнего звонка» выбрано 23 мая.
Выпускной вечер, вы знаете, наверное, мы много лет традиционно проводили в общегородском формате в «Платинум Арене». Это было всегда торжественно, трогательно, традиционно с какими-то сюрпризами, новинками каждый год. Но пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь, три года мы от этого праздника отказывались, но в этом году мэр Хабаровска Сергей Анатольевич Кравчук принял решение, что выпускному в «Платинум арене» снова быть! Он будет наполнен такими же сюрпризами, как был наполнен раньше, рассказывать про них, думается не уместно – они на то и сюрпризы. Но я думаю, что ни один выпускник не пожалеет, что в его жизни был такой праздник и что он именно так он сможет попрощаться со школой – получить аттестат в её стенах и побывать на общегородском празднике, где встретиться с такими же ребятами, со своими друзьями из других школ.
– Все школы должны быть там в обязательном порядке?
– Мы говорим, конечно, что это общегородской праздник, и нам хочется, чтобы все школы были там. Но «хочется» это один вопрос, а второй, и, может быть, даже более важный вопрос – это обеспечение безопасности в этот день. Ведь все службы завязаны на то, чтобы обеспечить безопасность детей в этот день – мы работаем со всеми службами с МВД, прокуратурой, Росгвардией, ГИБДД. Если родители отказываются от участия в этот день, то тогда вопрос: «Кто обеспечит безопасность ваших детей в выбранную вами дату?». Думаю, все хотят в этот день радоваться, зная, что за вопросы безопасности отвечают профессионалы, чтобы праздник ничто не омрачило, чтобы от прощания со школой и первого шага во взрослую жизнь остались только светлые и тёплые воспоминания.