В России возобновили программу льготного автокредитования. В текущем году она продолжит действовать для особо нуждающихся групп граждан: медработников, педагогов, мобилизованных, добровольцев и военнослужащих по контракту, участвующих в СВО, а также членов их семей.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Минпромторга, эти категории граждан получат базовую скидку 20% от стоимости машины на первый взнос по кредиту. Для жителей Дальнего Востока скидка составляет 25%. В программе могут участвовать автомобили отечественного производства стоимостью до двух млн рублей.
Скидка на электромобили российского производства для всех россиян составляет 25% (но не более 625 тыс. рублей). Льготный кредит на приобретение автомобиля можно оформить в следующих банках: ВТБ, Совкомбанк, РОСБАНК, Газпромбанк, Открытие и ряде других.
Банки приостановили выдачу льготных автокредитов в 2021 году.
В 2017 году приморский Артём стал чайной столицей Дальнего Востока — здесь открылась первая и до сих по единственная в ДФО чаеразвесочная фабрика компании «Джей Ти». За это время здесь произвели более 5 млрд чайных пакетиков, скоро будет выпущен шестимиллиардный. Уникальность производства ещё и в том, что сырьё сюда приходит морем напрямую из Индии. Это чай, выращенный главным образом на высокогорных плантациях штата Ассам. Он славится особо крепким настоем и ярко выраженным ароматом и давно нашел почитателей в лице дальневосточников и сибиряков.
В каждом уголке фабрики «Джей Ти», а это здание площадью 5 тыс. кв метров, пахнет чаем, но на складе запах такой сильный, будто оказался внутри только-только открытой пачки чая и вдыхаешь аромат листа, помнящего солнце Индии. По-другому здесь пахнуть и не может — в год через это помещение проходит 2 тыс. тонн сырья. Большая его часть фасуется в пакетики, 15 % отправляется к покупателям в рассыпном виде. На складе особый режим вентиляции: чай очень гигроскопичен, моментально поглощает влагу из воздуха, а это ведёт к утрате вкусовых качеств. Кроме того чайный лист легко впитывает посторонние запахи, поэтому его максимально защищают от внешнего влияния.
В «чайном» портфеле «Джей Ти» и крупнолистовой, и листовой, и гранулированный, пакетированный черный и зеленый чаи, а также чаи с добавками. Бренды «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король Джунглей» знакомы, пожалуй, каждому дальневосточнику. Сырье 100% индийское, основной объем с плантаций штата Ассам. Для нескольких видов гранулированного чая используется сырье из южной Индии, местности Нилгири – чай там отличается особой терпкостью и дает насыщенный, темно-красный настой. Отгрузка производится пароходами из чайной столицы Индии — города Калькутта. Большая часть выпускаемой продукции относится к среднему ценовому сегменту.
— Наши клиенты, это главным образом дальневосточники и немного сибиряки, — рассказывает генеральный директор ООО «Джей Ти» Танмай Чакрабарти. — Мы единственный завод от Петропавловска-Камчатского до Иркутска. По-моему, даже до Новосибирска. Наша задача российский рынок поставить качественный индийский чай по доступной цене, и компания этим занимается с 2002 года. Сначала возили уже фасованный продукт, в 2017-м стали резидентом СПВ, в этом же году в сентябре заработала фабрика.
Преференциальный режим радикально упростил и удешевил организацию производства. Компания получила налоговые каникулы на пять лет — в этом периоде не взимался налог на прибыль, и до сих пор имеет существенные льготы по социальным выплатам в бюджет — в четыре раза ниже по сравнению с базовыми ставками.
Меры поддержки помогли и быстро «встать на ноги», и отладить все бизнес-процессы. Это оказалось очень кстати, когда из-за геополитической ситуации, компания оказалась перед необходимостью перестройки логистических цепочек. До последнего времени фабрика получала фильтр-бумагу для пакетиков из США и Европы, а нить из Израиля. Сейчас пришлось переориентироваться на китайских поставщиков.
Несмотря на сложности и в целом достаточно консервативный рынок в «Джей Ти» придумали как разнообразить чайное меню россиян.
— Мы хотим расширить ассортимент, — говорит Танмай Чакрабарти. — На чайном рынке придумать что-то новое сложно, но у нас есть идеи на этот счёт: мы обратили внимание, что в России очень много пьют чай, и не только в чистом виде. У нас есть уже чай с добавками, а будет ещё чай быстрого приготовления. То есть в пакетиках будут ремиксы: порошок на основе натурального чайного листа с ароматическими добавками. Работает это как кофе «три в одном»: добавляешь кипяток и получаешь чай латте, чай с молоком, чай с разными вкусовыми оттенками.
В планах также оптимизировать хранение и перемещение сырья на складе, чтобы иметь возможность увеличить запасы и быть готовыми оперативно нарастить производство. Сейчас мощности предприятия загружены на 75-80%, потенциал для расширения есть.
— Чаеразвесочная фабрика — один из первых резидентов свободного порта Владивосток, — отметил Виталий Пономарёв, директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ. — За прошедший период, а это более семи лет они показали, чего может добиться резидент, инвестор с помощью тех мер поддержки, которые существуют на Дальнем Востоке. Вложено более 260 млн рублей, создано 60 рабочих мест, и мы увидели, как из небольшого предприятия резидент организовал настоящую фабрику, которая снабжает своей продукцией весь Дальний Восток вплоть до Байкала.
В целом же, режим свободного порта Владивосток действует в 22 регионах, в 22 муниципалитетах Дальнего Востока. Более 2 000 резидентов запланировали реализацию своих инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 1 трлн 700 млрд рублей, планируется создание больше 100 000 рабочих мест. В настоящее время уже 480 млрд вложено и создано около 60 000 рабочих мест. Хочу обратить внимание, что более 500 уже проектов реализовано, из них 30 в области пищевого производства и связанных с ним отраслей. Эти проекты обеспечивают в первую очередь продовольственную безопасность, комфортные условия жизни людей, обеспечение качественной продукцией питания и сопутствующими товарами.
Модератор сессии «Дальний Восток и Китай: международные территории опережающего развития – перспективы и возможности для сотрудничества» гендиректор КРДВ Николай Запрягаев отметил, что в текущих условиях создание МТОР является одним из ответов на вопросы, которые сейчас стоят у российского предпринимательства.
Законопроект по МТОР разработан, ему предстоит пройти через обсуждение и корректировки. По мнению авторов, в нем учтены все наиболее востребованные в рамках префрежимов меры поддержки. Так, практика применения особого налогового режима взята из режима, который действует на Курилах: обнулены на 20 лет налоги на прибыль, имущество, землю и транспорт, страховые взносы снижены до 7,6%, предусмотрен режим свободной таможенной зоны. Сведения о собственниках бизнеса разглашению не подлежат – будет вестись закрытый реестр резидентов. Статус единственного поставщика позволит резидентам МТОР участвовать в госзакупках в приоритетном порядке, на резидентов не будут распространяться нормативные требования о валютном регулировании и контроле.
Предусмотрена возможность привлечения иностранных работников без квот и уплаты страховых взносов, они будут приравнены к высококвалифицированной рабочей силе. Однако тут нужно будет соблюсти баланс между иностранными рабочими, дальневосточными и приехавшими из других регионов РФ. Также будет возможность ускоренной амортизации продукции, приобретенной и резидентов.
«Проекты резидентов МТОР должны реализовываться в сфере высокотехнологичных производств с объемом инвестиций не менее 500 млн рублей. Расположение площадок – оптимально на приграничных территориях. Рассматриваемые варианты – площадка Ровное на ТОР “Амурская”, примостовая зона в ЕАО, а также несколько площадок в Забайкальском крае», – уточнил Николай Запрягаев.
Зампред правительства Амурской области Павел Пузанов отметил, что региональное правительство видит МТОР как создание совместных предприятий в приоритетных отраслях логистики, высокотехнологичного, пищевого и сборочного производств, туризма. Он рассказал, какие площадки для создания совместной работы будут наиболее подходящими в Амурской области.
«Мы видим практическую возможность создания МТОР сразу в нескольких перспективных локациях нашего региона. Во-первых, в рамках мастер-плана города Благовещенска примостовая зона ТОР “Амурская”, а также площадка Ровное. С коллегами из КРДВ уже проработана концепция размещения индустриально-логистического парка. Во-вторых, это проект «Сухой порт Благовещенск», который реализует крупный инвестор ГК «Регион». Речь идет о ближайшей к Транссибу станции, которая свяжет международный автомобильный мост с железнодорожной инфраструктурой. На территории площадью около 300 гектаров будет построен современный терминал и индустриальный парк с возможностью размещения совместных российско-китайских производств. И третий вариант для размещения МТОР – это развитие цепочек производств на базе газохимического кластера», – уточнил Павел Пузанов.
Он также предложил начать внедрение экспериментальных режимов по повышению эффективности на пунктах пропуска через российско-китайскую границу. Среди предложений: синхронизация времени оформления в пунктах, цифровизация процессов оформления граждан и транспортных средств и введение электронных виз для иностранных граждан, возможность организации совместного контроля в пунктах пропуска.
Мэр города Хэйхэ Чжао Жунго согласился с выдвинутыми идеями и предложениями относительно перспектив российско-китайского трансграничного сотрудничества. Он отметил уникальное географическое расположение Благовещенска и Хэйхэ, разделенных Амуром. Также упомянул многолетние и многопрофильные практические коммуникации между жителями двух городов, сказав, что сложилась глубокая дружба и гармония между жителями двух приграничных городов. Напомнил, что новые возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества были обозначены Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в рамках подписания совместного заявления «О плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года».
«Если грамотно и эффективно использовать все эти преимущества, Благовещенск и Хэйхэ станут экономическими окнами наших стран. Совместными усилиями мы сможем реализовать идеи и проекты и занять передовые позиции на всем пространстве Евразии. Наши регионы являются своего рода платформами для развертывания сотрудничества по всем сферам. Хэйхэ и Благовещенск – лучшая площадка для реализации консенсуса двух глав государств», – добавил Чжао Жунго, назвав основные отрасли, которые интересуют китайцев в плане совместного развития: сельское хозяйство, энергетика, туризм.
Представитель китайского бизнес-сообщества – президент Корпорации «Сюань Юань» Сюэ Синфа отметил заинтересованность в приграничных территориях с Китаем в Амурской области. Он обратил внимание на юридическую составляющую при создании МТОР – каждый инвестор должен быть уверен, что его бизнес надежно защищен. Также Сюэ Синфа предложил свои услуги в создании инфраструктуры новой префтерритории.
«Мы хотим предложить свое участие в строительстве между городами Хэйхэ и Благовещенск конвейерной системы, которая после ввода в эксплуатацию позволит беспрепятственно перевозить уголь, минералы, сельскохозяйственную продукцию и другие товары широкого потребления. Это разработка нашей компании, есть уже защищенные патенты. Своеобразный воздушный переход решил бы многие вопросы в транспортной сфере», – сообщил Сюэ Синфа.
Исполнительный директор Международного аэропорта Благовещенск Александр Карпов в свою очередь предложил использовать аэропорты Благовещенска и Хэйхэ для приема пассажиров внутренних российских рейсов и бесшовного транзита.
«Расстояние между двумя аэропортами составляет около 70 км, добраться из одной воздушной гавани в другую можно за час-полтора. Этот вариант будет способствовать привлечению большего потока туристов. Кроме того, увязка аэропортов двух городов на Амуре может стать эффективным дополнением МТОР. По сути, это проект “международного города Благовещенск-Хэйхэ”, который использует уникальное географическое положение городов», – считает Александр Карпов.
Председатель Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк» Андрей Черкашин высказал предложение относительно поощрения резидентов МТОР. Помимо возможности пользоваться предоставляемыми преференциями территории, предпринимателю можно ввести «поощрение за результат».
«Например, если резидент создал больше рабочих мест, чем предполагалось или если объем налоговых поступлений вырос значительнее запланированного, если внедряются новые технологии, сокращается негативное влияние на окружающую среду… Можно продумать механизм поощрения», – предложил Андрей Черкашин.
Задачу разработать на Дальнем Востоке специальный режим, предусматривающий создание наиболее благоприятных условий для реализации совместного с дружественными странами проектов по производству конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичных проектов поставил президент РФ Владимир Путин в рамках ВЭФ-2022. Обсуждение предложений, поступивших на этой сессии, продолжится на Восточном экономическом форуме, который состоится 10-13 сентября 2023 года во Владивостоке.