Компании угольной отрасли не поддерживают идею использования котировок в дальневосточных портах для расчета налога и считают, что установленная цена отсечения не обеспечивает операционную безубыточность. Аналитики предупреждают, что изменения могут осложнить исполнение контрактов с фиксированными ценами и привести к подорожанию угля на внутреннем рынке.
Как сообщает «Коммерсант», Минэнерго рекомендовало угольным компаниям предоставить свои оценки по изменению налоговой нагрузки на отрасль, что следует из протокола совещания в министерстве от 5 июня. Пока изданию не удалось получить комментарии от Минэнерго и угольных компаний получить.
Внесенные в Госдуму поправки к Налоговому кодексу предусматривают увеличение ставки НДПИ для энергетического угля с использованием коэффициента КЭНРГ, который учитывает среднюю мировую цену на уголь по индексу FOB Восточный NAR 5500 и средний курс доллара к рублю. Пороговая цена угля установлена на уровне $100 за тонну.
Для коксующегося угля планируется привязка НДПИ к ценам в дальневосточных портах вместо использования индекса SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal. Пороговое значение для этого типа угля определено на уровне $140 за тонну. Участники совещания запросили разъяснения у Минфина о базисе для расчета НДПИ на коксующийся уголь.
Компании угольной отрасли считают использование индекса FOB Восточный некорректным для расчета НДПИ на энергетический уголь. По их мнению, это приведет к зависимости ставки НДПИ от колебаний мировых цен и курса доллара, что негативно скажется на внутренних ценах на уголь и стоимости электрической и тепловой энергии для российских потребителей.
Также отмечается, что индекс FOB Восточный не может служить индикатором для поставок через порты северо-запада и юга России, где цены обычно ниже, чем на восточном направлении.
Порог применения коэффициента КЭНРГ, рассчитанный по индексу FOB Восточный, не соответствует уровню операционной безубыточности, который Минэнерго определило на уровне $107 за тонну.
В протоколе совещания говорится, что угольные компании должны представить свои предложения до 6 июня. По информации "Ъ", 10 июня в правительстве прошло совещание по вопросам налогообложения и экспортных пошлин на уголь под председательством вице-премьера Александра Новака. Рассмотрение налогового законопроекта в Госдуме запланировано на 20 июня.
Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор икс», отмечает, что привязка НДПИ к экспортной цене может привести к увеличению налогов при росте мировых котировок. В результате себестоимость угля для внутреннего рынка может возрасти, но компенсировать этот рост повышением цен для энергетиков будет сложно из-за годовых контрактов.
Александр Котов из Neft Research считает неправильным привязывать НДПИ к экспортным котировкам, поскольку не весь уголь идет на экспорт. Он предупреждает, что рост НДПИ может привести к подорожанию угля на внутреннем рынке и, как следствие, к удорожанию электроэнергии. По его мнению, более корректно было бы сохранять методику расчета НДПИ через коэффициент-дефлятор, без учета мировых цен.
Процедуру инкорпорации в специальные административные районы о. Русский и Октябрьский предлагают распространить на непубличные компании. Сегодня в САР о. Русский количество участников достигло 111 активов с общим объемом активов более 5,5 трлн рублей. Но все они вернулись в родную гавань через механизм редомициляции (смены юрисдикции). Эксперты полагают, что упрощение условий регистрации позволит привлечь дополнительные инвестиции и повысит доверие бизнеса к российским «офшорам».
С 2018 года в ДФО функционирует Специальный административный район на о. Русский Приморского края (САР), предназначенный для регистрации иностранных и российских холдинговых компаний.
«Сегодня на о. Русский зарегистрировано в порядке редомициляции 111 компаний с общим объемом активов более 5,5 трлн рублей. КРДВ ведет переговоры еще порядка с 30 компаниями, которые могут переехать на о. Русский в текущем году. Это компании, работающие в различных сферах бизнеса начиная от финансов, заканчивая добычей полезных ископаемых, ведущие деятельность как на Дальнем Востоке, так и в других частях нашей страны», — рассказал агентству директор департамента сопровождения САР Павел Шейка.
До 2023 года стать участником САР можно было только через процедуру редомициляции, когда компания «переезжает» из одной юрисдикции в другую. Летом 2023 года Госдума приняла закон о новом способе переводов активов в специальные административные районы с помощью механизма инкорпорации. При этом фактически создается новая компания, не являющаяся правопреемником и не получающая прав и обязанностей учредителей. Однако до сих пор через процедуру инкорпорации не прошел ни один участник САР о. Русский.
«Это связано с определенными санкционными и контрсанкционными ограничениями, а также тем фактом, что инкорпорация сейчас доступна только публичным компаниям. Считаем, что в рамках поручения президента об упрощении переезда иностранных компаний в России возможно рассмотреть распространение инкорпорации и на непубличные компании», — пояснил Павел Шейка.
Публичная компания — акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений. Купить их может любой желающий, ценные бумаги свободно торгуются на бирже. Тогда как непубличные компании распределяют акции между учредителями заранее, не размещают их на бирже и не продают без разрешения остальных акционеров.
Сегодня одно из главных требований к потенциальным резидентам — ценные бумаги учредителя должны иметь листинг на российской или зарубежной бирже согласно требованиям российского законодательства о ценных бумагах.
Эксперты уверены, что расширение процедуры на непубличные компании может значительно увеличить количество участников специальных административных районов и привлечет в регион новые инвестиции.
Директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Кабаков отмечает, что расширение возможностей регистрации в САР во многом переломили скептицизм и бизнеса, и экспертного сообщества.
«В сочетании с дополнительными налоговыми стимулами и поддержкой со стороны правительства это повысило конкурентоспособность специальных административных районов. Сегодня уже не подлежит сомнению, что САР – действительно эффективный инструмент», — комментирует он.
В Ассоциации налоговых консультантов напоминают, что процедура инкорпорации была разработана для компаний, испытывающих большие сложности при смене юрисдикции из-за санкционных ограничений. Этот механизм позволяет создавать новые организации, которые могут заменять иностранные холдинговые компании в корпоративных структурах, фактически выделить российский бизнес в новое юрлицо и вывести активы в родную гавань. Что особенно важно, в отличие от редомициляции инкорпорация допускает непропорциональное распределение акций правопреемника между акционерами правопредшественника.
«Санкции мешают многим компаниям использовать данные возможности, так как акции находятся в зарубежных депозитариях или заморожены. Тем не менее, в САР Калининградской области уже есть пример инкорпорации. А непубличным компаниям в этом отношении будет проще», — отметил представитель ассоциации.
Интересно, что первой и на данный момент единственной, прошедшей процедуру инкорпорации в САР Калининградской области, стала компания «Яндекс». Она завершила регистрацию в декабре 2023 года. Процесс не был бескровным и сопровождался судебными тяжбами. Часть акционеров подала иски, увидев дискриминацию своих прав.
Например, по мнению одного из заявителей, «он полностью лишился участия в российском бизнесе и остался владельцем компании, которой принадлежат исключительно зарубежные активы, составляющие 5% всех активов Yandex N.V. до выделения российского сегмента». Однако в январе 2025 года суд постановил, что законные интересы истца не были нарушены.
«Акции Yandex N.V. истец приобрел на внебиржевом рынке, причем после принятия нидерландской компанией решения о разделении бизнеса, после создания МКПАО «Яндекс» в порядке инкорпорации и, соответственно, после опубликования сведений о продаже российских активов. Как следствие, истец принял на себя риски, сопряженные с приобретением соответствующих ценных бумаг», — следует из решения суда.
Говоря про САР как инструмент развития территорий, в КРДВ отметили, что уже 52 компании выполнили свои обязательства в части инвестирования на территории России на общую сумму более 5,8 млрд рублей. За время существования САР на о. Русский холдинговые компании, переехавшие из-за рубежа, уплатили более 30 млрд рублей налогов в бюджеты различных уровней.
Также две компании-участника САР выполняют требования к «присутствию» в регионе и осуществили дополнительные инвестиции в размере 300 млн рублей каждая в объекты транспортной, инженерной, социальной и энергетической инфраструктуры Приморского края.
В следующем году вступают в силу новации по расчету и взиманию платы за перезакрепление мест промысла на новый срок без торгов. В центре внимания вопрос, быть ли рассрочке по внесению платежа, а также, как должен распределиться сбор между уровнями бюджетной системы. Власти Камчатки уже заявили об угрозе массового банкротства дальневосточных предприятий при переоформлении рыболовных участков, если плата будет взиматься единовременно. В федеральных министерствах не возражают против рассрочки, но готовы ее предоставить не на столь длительный срок, как того хотели бы рыбаки.
У лососей свои нюансы
В июле 2023 года были приняты изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которые, в том числе, касались новых правил подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком без торгов на долгосрочный период. Однако механизм взимания платы за закрепление места промысла, предложенный Минсельхозом РФ, получил широкий резонанс. Инициатива ведомства о единовременной 100-процентной оплате за перезаключение договора на 20 лет вызвала немало вопросов в отрасли, которая на сегодняшний день характеризуется высокой закредитованностью.
Рыбаки заявили, что введение одномоментного платежа будет крайне обременительным, причем наиболее сильно это может отразиться на тех, кто занимается промышленным ловом лососевых.
«Краткосрочность лососевой путины в дополнении с очень высокой долей рутинного ручного труда на ставных неводах всегда означает наличие избыточного запаса рабочей силы, чего нет на других видах промысла. С учетом дефицита трудовых ресурсов это очень высокий уровень условно-постоянных издержек, которые невозможно уменьшить в условиях небольшого промысла…Это означает, что в себестоимости есть величина, которую невозможно уменьшить», – пояснил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
При этом структура лососевого промысла серьезно отличается от минтаевого, трескового или крабового, где порядка 80-85% вылова приходится на 20 крупных компаний. Тогда как в добыче красной рыбы такие игроки занимают не более 40%. Основными участниками лососевой путины выступают небольшие предприятия, для которых цена и доступность кредитных ресурсов совершенно иная, обратил внимание Герман Зверев.
Кроме того, этот сегмент отрасли более высокорискованный из-за существенных колебаний объема добычи лососей. Во время лососевой путины 2020 года было добыто 299,7 тыс. т, 2021-го – 538,7 тыс. т, 2022-го – 272,1 тыс. т, 2023-го – 608,3 тыс. т. К примеру, коэффициент изменчивости вылова горбуши в пять раз выше аналогичного показателя для минтая.
Вместе с тем само введение платежей отраслевым сообществом даже не обсуждается, заверил президент ВАРПЭ: «Плата за пользование рыболовными участками, как фискальный платеж, необходима. Здесь нет никаких разногласий с Росрыболовством, Минсельхозом, Минфином».
Стоит сказать, бюджетный эффект от нововведения в 2025-2045 годах оценивается в 341,7 млрд руб., подсчитал Центр отраслевой экономики Научно-исследовательского института (НИФИ) Минфина.
Размер имеет значение
Согласно подготовленной методике, суммарный платеж при заключении договоров пользования рыболовными участками для добычи лососей может составить 92 млрд руб. При этом ориентировочный размер сбора по 97 базовым предприятиям на Камчатке (на долю этого региона приходятся основной объем вылова красной рыбы) – 66,2 млрд руб. или в среднем 683 млн руб. на одно юрлицо.
Расчеты показывают, что единовременный платеж приведет к совокупному убытку только для рыбаков Камчатского края в размере 70,6 млрд руб. Создаются серьезные риски банкротства для 59 предприятий в период с 2025 по 2027 год. «Эти законодательные изменения, в таком виде, в каком есть сейчас, полностью разрушат рыбную отрасль в Камчатском крае», – подчеркнула зампред регионального правительства Юлия Морозова.
По ее словам, при 100-процентном внесении платы две трети предприятий закрываются сразу в течение трех лет.
Соответственно, выходом видится возможность разбивки сбора на две части: первая вносится сразу, вторая – в течение определенного периода. Рассматривается несколько подходов: плата частями (25% в 2025 году, остальные 75% пропорционально объему вылова на протяжении 20 лет), равными платежами на протяжении 20 лет и плата пропорционально выловленному объему рыбы.
Немаловажный вопрос – как должен распределиться сбор между региональным и федеральным бюджетами. В частности, власти Камчатки предлагают направлять 25% платежа, который будет вноситься разово, в казну РФ. 75% платы должно пойти региону, и эту сумму можно будет внести с рассрочкой на все 20 лет действия договора.
С таким подходом согласны в Минвостокразвития, сообщил директор департамента инвестиционного развития и международного сотрудничества ведомства Олег Вахтин. «Камчатский край – это большинство вылова, большинство переработки, поэтому с учетом опыта региона и тех предприятий, которые есть на его территории, наверное, за флагманскую позицию надо брать эту позицию», – считает он.
Согласно анализу, если единовременно выплачивать 25% платежа, а остальные с определенным временным лагом, размер убытка рыбаков сокращается с 70,6 млрд руб. до 20,9 млрд руб., проинформировал Герман Зверев. При этом все предприятия из зоны риска банкротства выходят.
Платеж на двоих
В Министерстве сельского хозяйства РФ не возражают против рассрочки по взиманию платы. На данный счет проводились консультации с Минфином, показавшие, что это возможно, уточнил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац. Такая инициатива должна быть законодательно закреплена, как и по вопросу распределения поступлений платы между регионами и федеральным бюджетом, добавил он.
Парламентарии подготовили концепции соответствующих законопроектов. Правда, потребуется еще их оформление и обоснование.
Что касается пропорции деления платы между федеральным и региональным бюджетами, то по инициативе распределения большей части сбора на уровень региона вряд ли будет достигнуто согласие, выразил сомнение первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. «Порядка 70 млрд руб. выпадение из федерального бюджета, кто нам согласует это? Напряжение бюджета достаточно серьезное, думаю, это вызовет сложности», – сказал сенатор.
Он предложил разбивку платежа: 70% – в федеральный бюджет, 30% – в региональный. «Это цифра как-то обоснована, потому что существует комплексная программа развития сельских территорий, по которой, как доложило Министерство сельского хозяйства, определенные деньги на муниципальные районы, приближенные к океанам и морям, даются. Более того они не всегда осваиваются», – обратил внимание Сергей Митин.
Относительно периода рассрочки предлагается ограничиться тремя годами. «Будь моя воля, я бы сказал 20 лет. Но как это сделать, не представляю, как чиновник. Потому что есть бюджетный цикл, бюджетный процесс… просто нашим коллегам из других министерств будет хороший повод нам отказать», – пояснил парламентарий.
В свою очередь сенатор от Камчатского края Борис Невзоров утверждает, что рассрочка на три года по большому счету не даст рыбакам ничего. Поэтому дальнейшая проработка вопроса с регионами и федеральными органами исполнительной власти, по всей видимости, будет продолжена.
Подходы налоговой службы к борьбе с дроблением бизнеса необходимо пересмотреть, считают в бизнес-сообществе. По оценкам экспертов, нередко санкции применяют к предприятиям, которые не получают необоснованной налоговой выгоды от «сомнительных схем». И в этой связи объявленная президентом амнистия за дробление бизнеса, хотя и является важной и нужной мерой, радикально на ситуацию не повлияет. Как сегодня предприятия дробят бизнес, какую позицию ФНС занимает в отношении нарушителей, и какие меры способны улучшить налоговый климат, разбиралась редакция EastRussia.
О том, что необходимо разработать параметры амнистии за дробление бизнеса, Владимир Путин объявил в ходе послания Федеральному собранию 29 февраля. Речь идёт о «некрупных компаниях, которые при фактическом росте бизнеса вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации».
На каких условиях реализуется поручение президента, ещё неизвестно — проект об амнистии находится в разработке. Пока ФНС работает без изменений.
Налоговый консультант Галина Ткаченко отмечает, что глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров выделяет борьбу с дроблением бизнеса и серыми зарплатами как актуальные направления работы ведомства в текущем году.
«Если раньше в приоритете были незаконные вычеты по налогу на добавленную стоимость, сегодня эти нарушения отработаны в рамках камеральных проверок. Налоговая очень активно занялась именно дроблением бизнеса, и я это вижу в своей работе», — комментирует эксперт.
За неполные шесть лет объём налоговых доначислений из-за дробления предприятий, оспариваемых в судах, составил более 56 млрд рублей. Об этом ранее сообщала налоговая служба. Последние громкие дела связаны с именами известных блогеров Лерчека и Елены Блиновской. В Приморском крае одним из резонансных стало дело крупной сети ресторанов быстрого обслуживания «Репаблик».
Схемы оптимизации налоговых издержек применяются в разных отраслях и видах деятельности от торговли до сферы услуг.
Предприятия дробят на юрлица и ИП, используют франшизы, торговые площади сдают в аренду родственникам, чтобы оставаться на упрощённой системе налогообложения (УСН). Выгода очевидна: на УСН предприниматель в зависимости от выручки платит 6-15% налогов. Но как только его доходы превышают определённый лимит, он обязан перейти на общую систему налогообложения – ОСН, а значит, в полном объёме вести бухгалтерский и налоговый учёт и уплачивать НДС, налог на прибыль либо НДФЛ и нести другие расходы.
Если налоговая инспекция выявляет схему дробления бизнеса, она доначисляет налоги, исходя из совокупной выручки предприятий плюс штрафы — 40 % от доначисленной суммы налога и пени. В результате нарушитель должен заплатить в бюджет не 6%, а в разы больше, (платится 20 % НДС путём расчёта: доход:120 х 20, а кроме того, 20% налог на прибыль либо 13 — 15 % НДФЛ (для ИП), причём за три предыдущих календарных года и текущий период 2024-го (сроки, которые учитывает камеральная проверка).
По словам Галины Ткаченко, суммы доначислений обычно стартуют от 20 млн рублей. Известен случай, когда предпринимателю из Уссурийска доначислили 130 млн рублей налогов.
Если же нарушитель не хочет, чтобы в отношении него было заведено уголовное дело по результатам налоговой проверки, он обязан самостоятельно сдать налоговые декларации и донести свою позицию налоговому органу. И здесь обычно начинаются судебные разбирательства, когда налогоплательщик пытается доказать, что дробил бизнес не для получения налоговой выгоды. Как правило, безуспешно.
Регулярно в новостную повестку попадают резонансные дела, связанные с предполагаемым дроблением бизнеса. Так, налоговая инспекция заподозрила в незаконной оптимизации известное предприятие «Приморский кондитер» (ООО «Примкон»). По результатам выездной проверки в 2019 году компании доначислили более 43 млн налога на добавленную стоимость плюс штрафы и пени. Фискальный орган посчитал, что «Примкон» уменьшил налоговую базу, оформив магазины на аффилированных лиц — вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Однако суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с такой позицией. Инспекции не удалось доказать, что дробление производилось исключительно с целью уменьшения налоговой нагрузки, а не в целях ведения предпринимательской деятельности.
В подобной ситуации оказался и ритейлер, депутат думы Хасанского муниципального района, известный меценат Александр Кучкин. В 2021 году в офисе его компании состоялась выездная проверка с участием людей в форме, похожей на СОБРовскую. Налоги предпринимателю доначислили на том основании, что торговые помещения он сдавал в аренду собственной сестре, позже инспекция определила и других лиц, которые могли быть причастны к дроблению бизнеса. В результате сумма налоговых обязательств выросла до 78 млн рублей.
Пожалуй, самое резонансное в Приморье дело 2023 года началось обысками у директора сети ресторанов Republic (компания «Инстрой»). Предприятию доначислили 83 миллиона рублей налога. Во время обыска по месту жительства подозреваемого следователи изъяли более 23 млн рублей и свыше 12 тысяч долларов США. А в феврале налоговая инспекция подала иск о банкротстве должника в Арбитражный суд Приморского края. Последним решением суда от 14 марта 2024 года производство по делу о признании ООО «Инстрой» несостоятельным (банкротом) прекращено. «Уполномоченный орган через канцелярию суда представил в материалы дела дополнения к заявлению, в которых указывает, что должником было произведено полное погашение задолженности», — следует из материалов дела.
И тем не менее, нередко ответственное лицо действительно думает, что оптимизирует свою деятельность в соответствии с законом.
«Например, предприниматель открыл ИП и одновременно значится директором юридического лица. ИП находится на упрощённом режиме, юрлицо – на общем режиме налогообложения, при этом они занимаются одним и тем же видом деятельности. Но когда клиенту надо, допустим, выставить счёт с НДС, это делает юрлицо. И налоговая по результатам проверки складывает вместе доходы ИП и юрлица и доначисляет налоги. Сейчас в моей практике это происходит достаточно часто. Учитывая, что доначисления по общему режиму начинаются от 20 млн рублей, малому бизнесу очень тяжело нести такую нагрузку. Думаю, до президента донесли актуальность этого вопроса, что малый бизнес часто не с целью ухода от налогов, а просто по незнанию попадает в подобные ситуации», — говорит Галина Ткаченко.
В то же время предпринимательские объединения считают проблемой отсутствие, по их оценке, чётких критериев дробления бизнеса в законодательстве. Так, «Опора России» предлагает пересмотреть подходы фискального органа к работе с налогоплательщиками в этом отношении и основным критерием сделать получение необоснованной налоговой выгоды. Если предприятие не сэкономило на налогах вследствие дробления бизнеса, значит, и строгих санкций к нему применять не следует, считает руководитель комитета приморской «Опоры России» по налогам и налоговому администрированию Александра Гомзякова.
«Одна из главных головных болей предпринимателей — они переживают, что их будут подозревать в дроблении бизнеса. С одной стороны, действительно, есть налогоплательщики, которые дробят бизнес, чтобы снизить налоговую нагрузку и получить необоснованную налоговую выгоду. С другой, те методы, которыми пользуется наше государство в отношении предполагаемых нарушителей, достаточно усреднённые, и очень часто под критерии дробления бизнеса попадают предприниматели, которые не получают налоговой выгоды от того, что имеют несколько предприятий», — поясняет эксперт.
Собеседница подчёркивает, что есть виды деятельности, которые требуют лицензирования и могут вестись только юридическими лицами. Например, юрлицо необходимо для торговли алкоголем. В ряде случаев бизнес дробится с целью диверсификации рисков, ведь те же штрафы во многих случаях для ИП ниже. Очень часто индивидуальному предпринимателю проще получить какие-либо разрешения. «Вариантов много, но, когда налоговая инспекция начинает искать в деятельности предприятия признаки необоснованной налоговой выгоды, она подходит к этому достаточно формально», — акцентирует Александра Гомзякова.
Что касается позиции налоговой службы, ранее в одном из интервью глава ФНС Даниил Егоров говорил, что к теме установления критериев дробления бизнеса ФНС уже подступалась, но безуспешно. Исследование опыта других стран относительно дробления бизнеса, по его словам, также не принесло результатов. «Они говорят очень просто: мы идем из принципов взаимозависимости. Если под тобой есть «зонтик» компаний, неважно, кто и чем занимается, мы смотрим через собственность», — цитировало Егорова РБК.
Примечательно, что фискальная политика в России за последние годы претерпела серьёзные изменения. Ещё в 2020 году малый бизнес платил ЕНВД (единый налог на вмененный доход) с площади, не было ни онлайн-касс, ни системы маркировки «Честный знак», сегодня ситуация изменилась коренным образом. И бизнесу нелегко справляться с возросшей нагрузкой. В 2023 году уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов создал рабочую группу из региональных уполномоченных, в рамках которой был подготовлен специальный доклад по практике налогового администрирования и его влиянии на предпринимательскую деятельность. Риски привлечения предпринимателей к ответственности за дробление бизнеса при оптимизации налогообложения в докладе обозначены как одна из главных проблем, рассказывает приморский бизнес-омбудсмен Марина Шемилина.
«Во-первых, сегодня мы не видим чётких критериев дробления бизнеса. Во-вторых, есть случаи, когда предприниматели работают по определённой схеме не один год, считая, что таким образом оптимизируют налоги, налоговая инспекция принимает все декларации, отчёты и не задаёт вопросов. А потом почему-то выясняется, что налогоплательщик — нарушитель, который занимается дроблением бизнеса. И мы очень рады, что президент нас услышал и подчеркнул, что нужно думать о том, как стимулировать развитие бизнеса, а не тормозить его», — комментирует бизнес-омбудсмен.
В УФНС по Приморскому краю отмечают, что налоговая обычно идёт навстречу предпринимателям при выявлении подобных нарушений и даёт им возможность избежать штрафов, погасив задолженность. Об этом говорит и Марина Шемилина.
«Как правило, налогоплательщику предлагают во избежание штрафных санкций подать уточненную декларацию за прошлые периоды и с нового периода начать работать по-новому. Кто-то из предпринимателей идёт на это, оплачивает доначисленные налоги и закрывает вопрос. В противном случае налоговая проводит камеральную проверку — тогда уже появляются штрафы, и предприниматель в судебном порядке начинает их оспаривать. Отмечу, что в нашей практике крайне мало случаев, чтобы налоговая была принципиально не права, как правило, речь идет об уменьшении размера предъявляемых претензий», — рассказывает омбудсмен.
Марина Шемилина также подчеркнула, что для придания амнистии системного эффекта, а не точечной выгоды, необходимо выработать новую консолидированную позицию по корректировке действующих условий применения специальных налоговых режимов и парамертам «бесшовного» перехода со спецрежимов на общий режим налогообложения.
В каком виде будет действовать амнистия, пока неизвестно. Ожидается, что нарушителей освободят от штрафных санкций, но совершенно точно речи не идёт о полном прощении всех доначисленных налогов, поясняют источники агентства. И вопросы, обозначенные выше, с помощью амнистии не решить. Здесь необходимы другие меры.
«Амнистию президент объявил в рамках закона о контрольно-надзорной деятельности, то есть амнистируют нарушения, которые не находятся в рамках Налогового кодекса. Дело в том, что за одно и то же нарушение предпринимателя штрафуют дважды — по Налоговому кодексу и Кодексу об административных правонарушениях. Соответственно, контрольно-надзорный орган простит те нарушения, которые предусмотрены Административным кодексом», — уточняет Александра Гомзякова.
При этом некоторые опытные предприниматели не советуют коллегам спешить в ФНС с чистосердечным признанием. «Дело в том, что амнистии для предпринимателей не в первый раз объявляются, но я никогда не рекомендовал собственникам своей компании участвовать в этих мероприятиях. Как говорится, чистосердечное признание — это прямой путь на чёрную скамью», — анонимно делится своим мнением крупный приморский бизнесмен.
Отметим, что по результатам контрольно-аналитической работы ФНС в 2023 году в бюджет поступило 400 млрд руб. (+2,3% по сравнению с 2022 годом). Более половины этих поступлений (218 млрд рублей) налогоплательщики заплатили самостоятельно, без проведения налоговых проверок.
Проект изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий ограничения для резидентов преференциальных зон в части налоговых льгот, вызвал широкий резонанс. Оппоненты Минфина опасаются снижения инвестиционной привлекательности таких режимов. Против выносимых на обсуждение поправок выступает и Минвостокразвития.
Свести к одному
Минфином разработан законопроект, касающийся налогового регулирования преференциальных режимов. Документ предполагает в рамках льготного налогообложения ограничения для новых резидентов с 1 января 2025 года. В частности, предлагается ограничить сумму налоговых льгот (обычно речь идет о налогах на прибыль, имущество и землю) размером фактических расходов на капитальные вложения и НИОКР.
«Это связано с принципом справедливости. Мы, как государство, инвестируем рубль в виде налоговых расходов. Уважаемый бизнес, будьте добры, инвестируйте тоже рубль…Сам критерий один к одному является достаточно мягким», – говорит директор департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина РФ Денис Борисов.
Однако законопроект о донастройке налоговых льгот вызвал отрицательные отзывы. Высказываются опасения, что это может привести к ухудшению условий применения префрежимов, в том числе таких, как территория опережающего развития, Свободный порт Владивосток и Арктическая зона РФ.
Справка: По данным Минвостокразвития, за счет преференциальных зон на Дальнем Востоке и в Арктике к реализации запланировано более 3,5 тыс. проектов с объемом заявляемых инвестиций 9 трлн руб. и созданием 298 тыс. рабочих мест. В экономику макро-региона уже вложено 3,7 трлн руб. На сегодня реализовано 833 проекта.
По состоянию на 11 октября 2023 года в рамках режима ТОР осуществляют деятельность 742 резидента с общим объемом инвестиций по соглашениям 5,5 трлн руб. (фактически осуществлено инвестиций в размере 2,6 трлн руб.), в эксплуатацию введено 227 предприятий. В рамках режима СПВ действуют 2 тыс. резидентов с объемом инвестиций по соглашениям 1,6 трлн руб. (405 млрд руб.), введено в эксплуатацию 451 предприятие. В рамках режима АЗРФ зарегистрировано 664 резидента с объемом инвестиций по соглашениям 824 млрд руб. (109 млрд руб.), введено в эксплуатацию 138 предприятий.
Первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов подчеркнул, что законопроект не в полной мере учитывает социально-экономические особенности отдаленных регионов. «Принятие такого решения на наш взгляд негативно повлияет на резидентов, а именно на субъектов малого и среднего бизнеса, а также на инвесторов, реализующих инвестпроекты в отраслях с низким объемом капвложений. Это сфера услуг, общественного питания, туризм, IT-сфера и т.д., где относительно небольшие инвестиции, но большое количество людей. А одна из основных льгот, которая там есть – это страховые взносы – 7,6% на десять лет», – рассказал он.
Другой вопрос вызывает перечень ограничения номенклатуры финансовых средств, признаваемых капиталовложениями для расчета максимальной величины налоговых льгот. К примеру, предлагается не учитывать затраты, связанные с приобретением легковых автомобилей, прогулочных судов, организацией спортивных объектов, но, что более важно, с реконструкцией и строительством жилья.
«То есть мы развиваем Удокан (крупнейшее месторождения меди – прим. ред.) и там же строим жилые кварталы. То же самое относится в Амурскому газоперерабатывающему заводу, где «Газпром» строит огромное количество жилья, чтобы [работающие] люди там жили. И это предлагают не рассматривать при расчете инвестиций», – обеспокоен первый замглавы Минвостокразвития.
В условиях высокой волатильности представляется сомнительной целесообразность применять льготный механизм лишь при выполнении резидентом контролируемых показателей. «Если инвестор не выполняет условия по годам инвестиционного соглашения, которое заключается с ним, то в следующем году он не может рассчитывать на налоговые льготы. Понимаю, есть разные инвесторы, но мы же не можем не принимать во внимание те объективные факторы, которые у нас складываются по ходу жизни. Кто прогнозировал кризис, СВО, увеличение стоимости денег? Кто прогнозировал ключевую ставку в 15%, ставку по займу в 17-20%», – подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов.
От сумы и от маржи
Как заверили в Минфине, за счет разработанной совместно с ФНС автоматизированной системы «Эффективность льгот» есть возможность получать независимую оценку того, как налоговые послабления влияют на финансово-экономические показатели налогоплательщиков. Так, сообщил Денис Борисов, в рамках дальневосточных ТОР по ряду отраслей операционная рентабельность превышает 30%, в то время как в среднем по российской экономике эта величина оценивается в 12-15%.
«Было бы все хорошо, мы не против, но проблема в том, что такие доходности получаются в условиях, когда по сути государство фактически субсидирует через налоговые расходы такой высокомаржинальный бизнес. Оно нам надо?», – считает представитель Минфина.
По его данным, три года назад объем налоговых расходов по ТОР в ДФО был более 10 млрд руб., в 2021-м он превысил 20 млрд, и есть прогноз на дальнейшее увеличение.
В Министерстве финансов не видят опасений по поводу ухудшения инвестиционной активности. Принцип, когда размер налоговых льгот ограничен фактическими капвложениями, уже реализован в региональных инвестиционных проектах (РИП) и специальных инвестиционных контрактах (СПИК), уточнил чиновник.
«Когда мы выдвигали эти условия, мы собирали статистику – у подавляющего числа резидентов уровень инвестиций кратно превышает объем получаемых ими налоговых льгот. Они все соответствуют этим критериям», – сказал Денис Борисов.
Между тем свои возражения высказали в Министерстве экономического развития РФ. «У меня 50 особых экономических зон, в них фактически инвестировано 1 трлн руб., а налоговых льгот на 124 млрд руб. Минфин, верните остальные деньги, если по такой логике идти», – рассуждает заместитель министра Дмитрий Вахруков.
По его мнению, цель стимулировать больше инвестиций на самом деле теряется в этой инициативе и более очевидной становится цель борьбы с недобросовестными резидентами. «Хорошо, покажите их нам. Принесите список этих резидентов, отдайте в регионы, в Минэк, и мы их выгоним, если они недобросовестные», – заявил Дмитрий Вахруков.
Регионы хотят постоянства
Реализация законопроекта станет дополнительным барьером на пути к привлечению инвестиций и в целом деятельности преференциальных зон, как эффективного инструмента развития экономики страны, полагает директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаил Лабудин.
«Исходя из опыта ОАЭ или стран ЕАЭС, преференциальные условия свободных экономических зон работают на привлечение инвесторов, а не наоборот. Только за последние недели мы получили информацию от представителей ОЭЗ, что порядка 20 проектов на сумму 15 млрд руб. находятся в зоне риска», – сказал Михаил Лабудин.
Подсчитано, что в случае принятия предложений Минфина потери инвестиций могут составить 236 млрд руб., проинформировал председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. От регионов поступило 200 негативных отзывов на данный пакет поправок, уточнил он.
Сенатор предлагает снять этот законопроект с обсуждения в нынешней редакции и в координации с предпринимателями и главами субъектов РФ разработать новый документ. «На моем комитете мы его зарубим, не дадим положительного заключения», – пообещал он, добавив, что регионы крайне заинтересованы в том, чтобы у них льготные режимы существовали в прежнем качестве дальше.
Как бы то ни было, поправки Минфина заставили свежим взглядом посмотреть на преференциальные зоны, в том числе в ДФО. Сенатор Андрей Епишин предлагает распространить режим ТОР на весь Дальний Востоке. При этом, убежден он, надо сосредоточить льготы на тех проектах, которые создают постоянные рабочие места, закрепляют население на той или иной территории. Многие добывающие производства, предусматривая, главным образом, вахтовый метод работы, не сильно помогают регионам с точки зрения демографии, пояснил сенатор.
С ним согласен Гаджимагомед Гусейнов. «Сейчас у нас нет ограничений по расширению границ ТОР, но получается, все процессы, связанные с расширением границы занимают порядка шести месяцев. Но без расширения границы ТОР инвесторы не вкладывают деньги. Все, что будет [сделано] до ТОР, инвестор потом не сможет предъявить к возмещению. Следовательно, получается, что границы ТОР являются естественным препятствием для привлечения инвестиций на Дальний Восток», – заключил представитель Минвостокразвития.
В ряде дальневосточных регионов наблюдается рост объемов добычи и золота и планируется реализация новых проектов в данной сфере. Увеличению инвестиций в отрасль способствует благоприятная рыночная конъюнктура. Кроме того, отмечается рост производства на проектах по производству медного концентрата. Спад показателей фиксируется в производстве олова.
В начале текущего года стали известны итоги добычи золота за 2024 г. в ряде регионов – рост производства драгметалла в минувшем году наблюдался в Якутии, Магаданской области, Хабаровском крае и Камчатском крае.
В Якутии по итогам 2024 г. объем золотодобычи относительно 2023 г. вырос на 6%, до 55 тонн. Регион стал российским лидером по объемам производства золота (в целом в стране за минувший год, по экспертным оценкам, было произведено около 330 тонн золота[1]). Около 45 тонн добытого в республике драгметалла составило рудное золото. Лидерами по его добыче стали компании Nordgold (кластер Гросс), «Полюс Алдан» (месторождение Куранах), «Южно-Верхоянская горнодобывающая компания» (ЮВГК, «Полиметалл», Нежданинское месторождение), предприятия группы «Селигдар» (Нижнеякокитское рудное поле, месторождение Рябиновое) и компании «Высочайший» (кластер Большой Куранах). На россыпях было добыто 9,9 тонн золота. Самым крупным производителем россыпного драгметалла является группа компаний «Поиск Золото».
Холдинг «Селигдар» рассчитывает на прирост запасов по месторождениям Нижнеякокитского рудного поля[2] в размере 23,3 тонны золота. Данные месторождения относятся к производственному комплексу «Нижнеякокитский» (текущие запасы золота – 32,8 тонны). В частности, по месторождениям Смежное-1 и Надежда ожидается прирост в размере 1 940 кг золота, по месторождению Хвойное – 16 тонн, по флангам месторождений Трассовое, Смежное и Надежда – 5 400 кг золота.
Также «Селигдар» намерен в текущем году завершить строительство и ввести в эксплуатацию золотоизвлекательную фабрику на месторождении Хвойное (Алданский район, ГРК «Нижнеякокитский»). Строительство там велось с 2023 г. Мощность переработки фабрики должна составить 3 млн тонн руды в год, планируемая производительность – 2,5 тонны золота в год. Объем капитальных затрат оценивается в 15 млрд рублей. Балансовые запасы Хвойного учтены в количестве 16 810 кг золота (С1+С2).
Между тем Nordgold рассчитывает к началу 2026 г. начать пусконаладочные работы на горно-обогатительном комбинате на Токкинском месторождении в Олёкминском районе. В дальнейшем в работу предполагается вовлечь запасы открытого ранее месторождения Роман, находящегося на стадии лицензирования и подготовки проектной документации.
Месторождения Токкинское и Роман планируется осваивать в рамках кластера Гросс (ООО «Нерюнгри-Металлик»), в который входят действующие рудники Гросс и Таборный. Производственная мощность рудника Гросс превышает 15 тонн золота в год. Суммарные запасы и ресурсы золота по месторождениям кластера составляют более 400 тонн. На Токкинском месторождении предполагается добывать около 3 тонн золота в год. Его запасы составляют 24 тонны золота (С1+С2).
Недропользователи Магаданской области в 2024 г. произвели 54,1 тонн золота, что на 12% больше, чем за 2023 г. Наиболее крупными предприятиями по добыче драгметалла в регионе являются «Полюс Магадан», «Павлик» (на них пришлось 12,8 тонн), «Полиметалл» (8,1 тонна), «Сусуманзолото» (5,5 тонн) и «Арбат» (3,1 тонн).
При этом добыча серебра на Колыме по итогам прошлого года снизилась на 20% относительно 2023 г., составив 527 тонн. Основным производителем в регионе является АО «Серебро Магадана» («Полиметалл», рудники «Дукат», «Лунное», «Перевальное»). На результаты могло повлиять завершение работ на месторождении Приморское. Также добычу серебра в регионе осуществляют ООО «Агат» и СП ЗАО «Омсукчанская ГГК».
В Хабаровском крае по итогам 2024 г. достигнут рекордный показатель в истории добычи золота в регионе - 28,1 тонн (в 2023 г. результат составил 27,9 тонн). Рудное золото в регионе добывают ООО «Белая Гора» и АО «Многовершинное» (Highland Gold), ООО «Ресурсы Албазино» и ООО «Светлое» (АО «Полиметалл»), ООО «НГК Ресурс», АО «Охотская ГГК». На россыпях в регионе было обеспечено 3,62 тонны драгметалла, более всего добыли компании «Арсзолото», «Амгунь», «Артель старателей «Прибрежная», «ДВ Ресурсы», «Восток», «Золото Керби», «Заря» и «Ниман».
Стоит отметить, что ПАО «Полюс» в регионе в текущем году планирует инвестировать 8,1 млрд рублей в реализацию проекта освоения месторождения Чульбаткан[3] (район им. Полины Осипенко, ООО «Удинск Золото»). Запасы Чульбаткана составляют 32,8 тонн золота. Недропользователь осуществляет подготовку технико-экономического обоснования проекта – планируется принять инвестиционное решение по строительству комбината, мощность которого может составить около 10 млн тонн руды в год. Запуск комбината намечен на 2029 г. Предварительные капитальные затраты оцениваются в 600-800 млн долларов.
В Камчатском крае по итогам 2024 г. объем производства золота составил 11 128 кг золота, увеличившись на 14,7% относительно 2023 г. Из них 11 058 кг составила добыча рудного драгметалла, которую осуществляли АО «ТСГ Асача», АО «Аметистовое», АО «Камчатское Золото» (активы Highland Gold) и АО «СиГМА» (ООО «Золотой Актив»). Компания «СиГМА» увеличила результат на 45,8%, «Камчатское Золото» - на 32,2%, а «ТСГ Асача» - на 6,6%. В то же время «Аметистовое» отчиталось о снижении производственного результата на 16%. Добыча на россыпях в крае является небольшой, только 70 кг за прошлый год (рост на 24,2% относительно 2023 г.). Ее осуществляют ООО «Камчатнедра» и ООО «Дальстрой». Серебра на Камчатке в минувшем году произведено в объеме 16,5 тонн, что на 20,2% меньше по сравнению с 2023 г. Производителями серебра в регионе являются АО «ТСГ Асача», АО «Аметистовое», АО «Камчатское Золото», АО «СиГМА».
В ряде дальневосточных регионов в начале 2025 г. продолжается рост объемов золотодобычи. В Магаданской области в январе 2025 г. недропользователи существенно увеличили объем производства драгметалла, на 23,9% относительно января 2024 г., до 3,399 тонн.
Следует также отметить, что ПАО «Полюс» отчитывается о росте добычи на своих дальневосточных активах. В частности, компания «Полюс Магадан» на Наталкинском золоторудном месторождении в Магаданской области (Тенькинский муниципальный округ) произвела в 2024 г. 456 тыс. унций золота, что на 10% больше, чем в 2023 г. АО «Полюс Алдан» в Якутии (Куранахское рудное поле, Алданский район) выпустило 327 тыс. унций драгметалла, на 43% увеличив результат относительно 2023 г. На Куранахской ЗИФ объем переработки вырос на 28% по сравнению с 2023 г., составив 9,99 млн тонн.
Тем временем АО «Павлик» получило лицензию на разработку месторождения Золотая речка в пределах юго-западного фланга Павликовского рудного поля (Тенькинский муниципальный округ), которое компания разрабатывает с 2007 г. На баланс поставлены запасы в объеме 14 тонн золота и 3,6 тонн серебра (С1+С2). Забалансовые запасы оцениваются в 28,7 тонн золота и 7,4 тонн серебра. В 2023 г. была построена вторая очередь обогатительного комбината на Павликовском рудном поле мощностью 12 млн тонн руды в год (первая очередь мощностью 3 млн тонн в год завершена в 2015 г.), в результате чего мощности добычи выросли с 7,2 тонн до 13 тонн золота. По итогам 2024 г. добыча на месторождении Павлик достигла 12,8 тонн золота, увеличившись на 38% относительно в 2023 г.
В Чукотском АО производство золота в январе-феврале 2025 г. выросло на 18% относительно аналогичного периода прошлого года, до 3,57 тонн. Большую часть (более 70%, 2,6 тонны) обеспечили предприятия Highland Gold – АО «Чукотская горно-геологическая компания», ООО «Рудник Валунистый», АО «Базовые металлы». ООО ЗК «Майское» обеспечило 635,6 кг, а «Рудник Каральвеем» - 243,2 кг.
Недропользователи Амурской области в январе, напротив, снизили объем золотодобычи – на 49,7% относительно января 2024 г., до 620,1 кг. Сокращение происходило на активах компании «Атлас Майнинг». Так, Маломырский рудник снизил производство в 4,2 раза – до 100 кг. Показатели Покровского рудника (обеспечивает более половины производства в области) снизились на 21,2%, до 328 кг. На Албынском руднике производство упало в 5,5 раз, до 20 кг. Компания «ТЭМИ» также сократила производство, в 5,1 раза (до 19 кг). В ООО «Албынский рудник» отмечают, что после технического перевооружения фабрики возникли проблемы, не позволяющие произвести переход на новую (гравитационно-цианистую) технологию переработки руды в марте текущего года, сроки перехода перенесены на апрель 2025 г. ООО «Прииск Соловьёвский» за отчетный период произвело в регионе 90,6 кг золота, что на 23,2% меньше, чем в январе прошлого года. Компания «Березитовый рудник» (Nordgold) сократила выпуск золота на 15,2%, до 62,5 кг.
Следует отметить, что сокращение добычи золота в Приамурье было зафиксировано и по итогам 2024 г. – на 8,3% относительно 2023 г., до 18,9 тонн (снижение идет второй год подряд). Большинство активов ГК «Атлас Майнинг» демонстрировали сокращение показателей и в прошлом году. Так, на Покровском руднике было произведено 3,7 тонн, что на 13,5% меньше, чем в 2023 г. Компания «ТЭМИ» сократила производство почти в 2,7 раза – до 678 кг. Албынский рудник выпустил 344 кг, что на 8,3% меньше, чем в 2023 г. Только на Маломырском руднике был зафиксирован рост – на 0,7%, до 4,6 тонн. Еще одним недропользователем, увеличившим добычу в 2024 г., стал «Прииск Соловьёвский» - на 3,2% (рудное золото), до 1,2 тонн (на Соловьёвском месторождении). Но при этом на россыпях этой компании отмечалось снижение производства на 2,8%, до 2,1 тонн. Кроме того, «Березитовый рудник» (Nordgold) в 2024 г. сократил производство в регионе на 5,5%, до 815,4 кг.
В Забайкальском крае не раскрывались общие итоги золотодобычи в минувшем году. Тем не менее в регионе планируется реализация новых отраслевых проектов. Ростехнадзор одобрил первый этап расширения горно-обогатительного комбината на золоторудном месторождении Наседкино (Могочинский муниципальный округ), который реализует ООО «Дальневосточная компания цветных металлов» (ГК «Мангазея»). В результате реализации проекта объемы переработки планируется увеличить с 1,2 млн до 1,9 млн тонн руды в год. В рамках второго этапа расширения к концу 2025 г. инвестор планирует достичь мощности золотоизвлекательной фабрики в 2,4 млн тонн руды в год, что позволит обеспечить ежегодный объем производства золота в 4 тонны (в 2026 г.). Запасы Наседкино оцениваются в 9,109 млн тонн руды и 19,72 тонны золота, ресурсы – 13,553 млн тонн руды и 29,1 тонны золота.
Highland Gold В.Свиблова к 2029 г. планирует запустить в эксплуатацию два золоторудных проекта в регионе – «Любавинское» и «Серебряное». На Любавинском золоторудном месторождении в Кыринском районе запасы оцениваются в 0,9 тонны золота и 4 тонны серебра. В его освоение недропользователь намерен вложить 5,8 млрд рублей. Серебряная перспективная площадь расположена в Газимуро-Заводском муниципальном округе, запасы находящегося в его пределах Серебряного месторождения составляют более 32,1 тонны золота и свыше 659,6 тонн серебра. Highland Gold в крае также ведет строительство Култуминского горно-обогатительного комбината (Газимуро-Заводский муниципальный округ) с плановой мощностью до 13 млн тонн руды в год. Запасы Култуминского месторождения составляют 820 тыс. тонн меди, 190 тонн золота и 1,4 тыс. тонн серебра.
Стоит отметить, что в Забайкалье также фиксируется рост производства меди. Быстринский ГОК (ООО «ГРК Быстринское», забайкальский дивизион ПАО ГМК «Норильский никель») по итогам 2024 г. выпустил 70 тыс. тонн меди в концентрате на Быстринском полиметаллическом месторождении (Газимуро-Заводский муниципальный округ), что превысило прогноз (он составлял 64-68 тыс. тонн). По результатам четвертого квартала 2024 г. Быстринский ГОК произвел 18 тыс. тонн меди в концентрате, что на 7% больше, чем в третьем квартале 2024 г. По итогам 2023 г. на Быстринском ГОКе было произведено 69 тыс. тонн меди в концентрате, что на 3% выше уровня 2022 г.
В рамках реализации другого крупного медного проекта в Дальневосточном ФО, освоения Баимского горно-обогатительного комбината в Чукотском АО, стало известно, что средства на него будут выделены в рамках программы ВЭБ.РФ «Фабрика проектного финансирования». Она представляет механизм финансирования инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики – денежные средства выделяются заемщикам на основании договоров синдицированного кредита (займа) с участием коммерческих банков и ВЭБ. К концу 2024 г. общий объем инвестиций в строительство Баимского ГОКа превысил 250 млрд рублей.
Напомним, что Баимский проект предусматривает разработку медного месторождения Песчанка (Билибинский район). Проектная перерабатывающая мощность Баимского ГОКа должна составить 70 млн тонн руды в год. Ввод в эксплуатацию объектов первой очереди Баимского ГОКа намечен на 2029 г. (35 млн тонн руды в год), объектов второй очереди – на 2030 г. (70 млн тонн руды в год). В мае 2024 г. новым владельцем проекта стала управляющая компания «Рускапитал» (Санкт-Петербург).
В минувшем году наблюдалось снижение объемов добычи олова. ПАО «Русолово» (оловодобывающий дивизион ПАО «Селигдар») снизило производство олова в Хабаровском крае на 18% относительно 2023 г., до 2 466 тонн. В компании объяснили сокращение вовлечением в отработку руд с низким содержанием олова. При этом сообщается о подготовке новых запасов с высоким (более 1%) содержанием олова.
Стоит отметить, что в минувшем году добыча руды «Русолова» выросла на 16%, до 1,07 млн тонн на фоне реализуемой программы модернизации фабрик. Благодаря этому компания на 73% нарастила производство меди в концентрате (до 2 050 тонн). При этом выпуск вольфрама в концентрате составил только 68 тонн (103 тонн в 2023 г.). Выручка «Русолова» от реализации оловянного, вольфрамового и медного концентратов в 2024 г. выросла на 19% относительно 2023 г., до 7,5 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] С 2022 г. Россия не раскрывает статистику по производству драгметалла. Производство золота за 2021 г., по данным Минфина, составило 313,8 тонны, в 2022 г. выпуск вырос на 2,4%, а в 2023 г. – сократился на 2,5%. В 2024 г., по данным Росстата, добыча выросла на 5,3% в годовом сопоставлении. Таким образом, итоговый показатель прошлого года можно оценить в примерно 330 тонн золота.
[2] В 2023 г. компания расширила границы Нижнеякокитского рудного поля за счет присоединения месторождения Спорное, где геологоразведочные работы планируется начать в 2026 г.
[3] В 2022 г. месторождение было приобретено у Highland Gold Mining В.Свиблова.
В правительстве РФ обещают учесть поступившие от дальневосточников обращения относительно изменения подходов к кампании по переоформлению соглашений на пользование рыболовными участками по историческому принципу. Решение о перезаключении договоров, как известно, вызвало широкий резонанс в прибрежных регионах. Для многих предприятий рыбохозяйственного комплекса (РХК) Дальнего Востока эта ситуация становится вопросом жизни и смерти.
Изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» устанавливают принцип долгосрочного закрепления мест промысла за плату и с исполнением социально-экономических обязательств. Вступить силу поправки должны в этом году.
В соответствии с первоначальной концепцией, рыбопромышленным предприятиям предлагается до 30 декабря 2025 года воспользоваться правом перезаключения соответствующих договоров на новый двадцатилетний срок без проведения аукциона.
Правительственный законопроект принят Госдумой в первом чтении. Между тем договорной механизм, в том виде, как он определен сейчас, не устраивает самих промысловиков. Бурную дискуссию вызывала тема единовременных платежей и возможности рассрочки, а также расчетов коэффициента-дефлятора при переоформлении участков для лова лососевых видов рыб.
Так, рыболовецкие предприятия Хабаровского края в рамках перезаключения договоров должны будут заплатить 13 млрд руб. Как проинформировала депутат региона Ольга Булкова (с 2019 года председатель «Крайрыбакколхозсоюза»), анализ финансовых показателей основных 13 системообразующих предприятий краевого РХК, осуществляющих деятельность в разных районах края, показал, что общий объем среднегодовой чистой прибыли обеспечит лишь 8% требуемой платы.
«Объемы вылова лососей в структуре общего вылова Хабаровского края последние годы не превышают 7%, уступая позиции минтаю, сельди, сардины иваси. При такой незначительной доли в объемах улова и одновременно с этим крайне высоким социально-экономическим значением для развития территорий предстоящая финансовая нагрузка для предприятий просто колоссальная», – подчеркнула парламентарий.
Проведенные расчеты показывают, что средний срок окупаемости вложений в заключение нового договора составит не менее 12 лет, уточнил председатель думы Хабаровского края Николай Шевцов.
Для рыбопромышленников Камчатки, где добывается существенная часть лососевых, размер платы оценивается в более чем 152 млрд руб. (в том числе в федеральный бюджет – 127 млрд), при этом 51 млрд руб. нужно внести в этом году, сообщила спикер краевого законодательного собрания Ирина Унтилова.
Чтобы оплатить такую сумму, не обойтись без заемного финансирования. Для многих пользователей участков привлечение кредитных средств в условиях нынешней денежно-кредитной политики проблематично. Впрочем, дело не только в высокой ключевой ставке, последние годы на отрасль оказывает давление ряд факторов.
«Это увеличение ставки сбора за пользование водными биоресурсами от 1,5 до 4 раз, это рост производственных затрат до 12 раз. Соответственно это снижение выручки и доходов, ну и конечно, серьезные ограничения в результате санкций. Как итог, у нас сокращается количество рентабельных предприятий. Кроме того, в низкие путины последних лет добывается вдвое, а то и втрое меньше по сравнению с предыдущими годами. Таким образом, свободных средств у предприятий нет», – утверждает Ирина Унтилова.
Поправки в закон разрабатывались в иных экономических реалиях: ключевая ставка была ниже 15%, а весь Дальний Восток отчитывался о рекордной лососевой путине, обращает внимание председатель комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных. Отсюда Минфин, искавший способы пополнения бюджета, заложил соответствующие коэффициенты. Однако ситуация поменялась, признает сенатор, к тому же наука пока не дает высоких прогнозов по добыче лососевых.
Пополнить казну – не единственная цель нововведения, отмечает директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Минсельхоза РФ Евгений Кац. «Мы говорим о переходе на новые форматы предоставления прав и обязательств пользователей. Это и производственный контроль на участках, и мероприятия по искусственному воспроизводству, и социально-экономические соглашения. Чем быстрее и системней мы перейдем на эти рельсы, тем, надеюсь, это будет все экономически эффективным», – говорит он.
Тем не менее за счет перезаключения договоров планируется собрать порядка 180 млрд руб., проинформировал замруководителя Федерального агентства по рыболовству Дмитрий Суслов. По его словам, часть средств пойдет на общую сбалансированность бюджета, но какая-то доля от государства вернется в отрасль.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев сомневается, что в нынешних реалиях предполагаемый размер сбора в бюджет – достижимая цель. По его словам, в прошлом году Росрыболовство ожидало выручить от проведения крабовых аукционов по Северному рыбохозяйственному бассейну 64 млрд руб. Торги переносились несколько раз, в результате на сегодня в федеральный бюджет поступило лишь 28 млрд руб.
«В лучшем случае, если еще два аукциона состоятся, федеральный бюджет получит на 32% денежных средств меньше, чем запланировано, и на год позже. Причем речь идет о крабовом бизнесе, структурная особенность, доходность и состояние ресурсов которого принципиально иные, чем у лососевого», – подчеркнул президент ВАРПЭ.
Можно предположить, что на место тех, кто откажется от выплаты платежей и перезаключения договоров, придут другие рыбопромышленники. «Могут, но не за год и не за два. Мы все знаем примеры крабовых аукционов. Было 60 предприятий, осталось 16», – рассказала Ирина Унтилова.
Важно, чтобы крупные компании не захватывали промысловые районы целиком, а конкурировали на равных с небольшими артелями, убеждена сенатор от Приморского края Людмила Талабаева.
В Росрыболовстве признают проблему с крабовыми аукционами и по Камчатке, и по Баренцеву морю, но объясняют их провал во многом санкциями и падением цен на внешних рынках.
Законодатели шести дальневосточных прибрежных регионов направили свои предложения по корректировке законопроекта. Они предлагают сдвинуть срок переоформления договоров до 30 декабря 2026 года, дав возможность рыбакам отработать промысловые сезоны 2025 и 2026 годов, аккумулировать денежные средства, решить вопрос с кредитованием.
Как сообщил Александр Двойных, в настоящий момент Минсельхоз России завершает согласование в Минюсте проекта изменений, направленных на решение этих вопросов. В ближайшее время данный проект будет направлен в правительство РФ.
Впрочем, считает сенатор от Камчатки Борис Невзоров, законодателям еще предстоит вернуться к вопросу даже после увеличения периода рассрочки, поскольку она не даст рыболовным компаниям заплатить столь существенные суммы.
У отрасли, зависимой сегодня от многих факторов, снижается инвестиционная привлекательность. Существуют проблемы с предоставлением залогового имущества. «Имущество предприятий находится в удаленных районах и оценивается банками, как неликвидное», – говорит Ольга Булкова. Кроме того, для РХК нет программ льготного кредитования, исключение составляют рыбоводные заводы и экспортеры.
Меры господдержки целесообразно предусмотреть как раз в рамках кампании по перезаключению договоров на участки, предлагает депутат Хабаровского края. Как один из вариантов, открыть по линии Минсельхоза заемное финансирование на льготных условиях по краткосрочным инвестиционным кредитам. Предлагается также проработать возможность субсидий, компенсирующих 2/3 банковской ставки.
Действительно, уточнили в Минсельхозе, льготное кредитование в отличие от сельского хозяйства для рыбаков формально не предусмотрено. «В аквакультуре есть эта мера, в рыболовстве еще нет. Но то, что такой механизм коллегами из Хабаровского края предложен…наверное, проработаем», – пообещал Евгений Кац.
Чтобы активизировать участие кредитных организаций, отрасли нужно быть готовым к другому уровню открытости, рассуждает первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Наталья Комарова: «Правительству РФ необходимо разработать такие сценарные условия взаимодействия рыбаков с финансовыми институтами, чтобы были единые и понятные правила».
По ее мнению, следует просчитать варианты действий в нестандартных ситуациях, например, в случае крайне низких подходов рыбы к местам лова.
Отсрочка платежей объясняется не только финансовым положением компаний. Высокие риски возникают у пользователей, когда нет ясности по границам промыслового участка.
«Совершенно очевидно, что в ходе переоформления далеко не все рыболовные участки получат те же границы, хотя бы в силу того, что Минобороны по ряду случаев объективно указывает на необходимость внесения изменений. Таким образом, часть предприятий не сможет оформить участки в тех границах, по которым заключен договор», – подчеркивает Герман Зверев.
Сегодня важно понять, как ситуация найдет отражение в нормативной базе. По некоторым оценкам, процесс определения новых границ с учетом выработки соответствующей методики может занять от 1,5-2 до 3,5 лет.
Рыбакам должны быть предоставлены гарантии, если уже после перезаключения договора и внесения платы границы посчитают не соответствующими требованиям законодательства, заявила Ольга Булкова. Это может быть как запрет на расторжение новых договоров по основаниям, не зависящих от предприятия РХК, так и возврат средств в случае его аннулирования.
Несоответствие границ повлечет нарушение ковенантного условия в договоренностях с финансовой организацией, выдавшей компании заемные средства на плату за участок, высказал опасение президент ВАРПЭ. «Таким образом, банк незамедлительно потребует от предприятия возвращение указанного кредита», – резюмировал он.
Отраслевой регулятор обещает учесть все риски. Как планируют в Росрыболовстве, эта тема будет предметно, с учетом позиций регионов, рассмотрена межведомственной рабочей группой, сообщил Дмитрий Суслов.
По его словам, проблема с границами формировалась долгие годы и простого выхода сейчас не может быть найдено. Тем не менее, уточнил замглавы Росрыболовства, по морским участкам промысла, как наиболее ресурсным (добывается до 80% рыбы), вопрос близится к разрешению, по речным еще остается немало дискуссионных моментов.
В качестве возможного решения можно провести аналогию с дачной амнистией. «Люди берут участок, понимая, что проблема точно полетит не в них. Мы постараемся на площадке межведомственной группы этот инструмент продумать как законодательную норму», – заверил Дмитрий Суслов.