Услуги такси могут подорожать в России в ближайшее время. Предполагается, что рост составит до 30%. Это случится до конца года.
Эксперты связывают грядущее повышение с ростом расходов автопарков из-за удорожания запчастей, ГСМ и расходников. Дело в том, что по-прежнему львиную долю автопарков таксомоторных фирм составляют иномарки, содержание которых возросло из-за роста курса валют и, соответственно, увеличения конечной стоимости автотоваров.
Напомним, 1 сентября в России вступил в действие закон, регламентирующий работу таксомоторов. Теперь они должны быть оборудованы внешними световыми и голографическими знаками, водитель не может работать больше 12 часов в сутки, а за руль не будут допускаться водителям с судимостями и те, кого лишали прав или арестовывали за нарушения ПДД больше одного раза за год.
Сергей Гераськин восьмой месяц сотрудничает с Яндекс.Такси в Благовещенске Амурской области. Родился он здесь же 24 года назад здоровым ребёнком, но ещё в младенчестве из-за болезни потерял слух. В специализированной школе для глухих выучил русский жестовый язык и предметы общеобразовательной программы. После — взрослая жизнь и поиски подходящей работы.
Узнать, каково это — работать с людьми и техникой, когда ничего не слышишь — EastRussia помогла сурдопереводчик Мария Духненко.
— Сергей, как стали таксистом?
— Раньше работал строителем долгое время, но там все время были задержки с зарплатой длительные. Бывало, что и вовсе не оплачивали мою работу. Выгоняли, потом опять возвращали, затем снова выгоняли без причин. Я вынужден был уволиться, потом подрабатывал грузчиком, затем друг мне предложил арендовать машину. Я попробовал: взял машину в таксопарке, и до сих пор здесь работаю — вот уже семь месяцев. Работа мне нравится, работа спокойная, я сам выбираю график. В такси у нас еще двое глухих работают: один три года, второй — два года. Я планирую и дальше работать.
— Сколько часов в день работаете?
— По 12-14 часов в день, но заказы выполняю, конечно, не все это время подряд
— Сколько заявок в день?
— Бывает, что заказов нет, простои. А один раз было 60 заказов в день.
— Работаете ночью?
— Нет, нет и еще раз нет! Ночью очень много нетрезвых людей, а я не люблю отношение пьяных людей к таксистам, поэтому только утром и днем: люди ведут себя более культурно, более спокойно.
— На машине есть значок «Глухой водитель»?
— Нет. У меня в салоне на подголовнике есть табличка, где указано, что я глухой. А на самой машине нет.
— А в приложении это указано? Пользователи видят, когда делают заказ?
— Да, но бывает такое, что люди не читают и не видят, что написано на подголовнике и не обращают внимание на уведомление в приложении, начинают со мной разговаривать. А я еду, смотрю на дорогу и не обращаю внимания, люди начинают думать, что я их игнорирую. А я просто не слышу, но я отношусь к этому с пониманием.
— Как происходит общение с клиентом? Например, ему необходимо изменить маршрут или остановка по требованию?
— Они просто показывают пальцем: мне туда. Я уточню с помощью жестов – в какую сторону? И они мне с помощью жестов показывают. Также в приложении есть специальный чат, который доступен во время всей поездки с глухим водителем, но большинству пассажиров удобнее и быстрее показать рукой, куда ехать, чем писать.
— В Благовещенске много китайцев. Как с ними общение происходит?
— Они садятся в машину, машут рукой, здороваются и показывают на телефоне, куда им нужно ехать.
— Как в целом реагируют клиенты, когда видят, что к ним приезжает слабослышащий водитель?
— Как правило, здороваются жестами. Некоторые смотрят с недоверием, думают — опасен ли водитель такой? Смотрят, пристегнут ли я? Следят за моим поведением. Я пристегиваюсь всегда, вожу спокойно. Люди это видят и дальше спокойно едут. Молодые чаще общаются, например, с помощью заметок в телефон спрашивают, как я работаю, как справляюсь. Я стараюсь всегда с человеком голосом разговаривать, потому что отвлекаться от дороги и писать во время поездки в телефоне небезопасно.
— Попадались глухие или слабослышащие пассажиры?
— Нет, ни разу. Я все жду, когда ко мне кто-то из них сядет и мы сможем пообщаться, но пока не было такого.
— Как происходит ежедневное техобслуживание машины? Иногда ведь надо услышать — скрипят ли тормоза, ровно ли работает двигатель?
— По ощущениям. Я чувствую, если какой-то скрип в машине происходит или вибрация. Когда с машиной все хорошо, то одна вибрация, а если что-то ломается, то другая. Ты чувствуешь этот диссонанс и обращаешься в сервис. Я привык к одному темпу вибрации, и если что-то меняется, то сразу это чувствую.
— Какая основная сложность, с которой приходится сталкиваться во время работы в такси?
— Ничего сложного нет, уже привык водить машину, все нормально.
— А как происходит общение с инспектором ДПС на дороге?
— Тоже нормально. Как с обычным человеком: меня просят показать документы, я говорю: «Здравствуйте» и показываю. Никаких проблем нет. Говорят: «Всего доброго!».
— Забавные истории были?
— 30 декабря забирал из гипермаркета пассажира, подъехал на парковку. Клиент был мужчина, у которого было очень много покупок. Он сел в машину, мы поехали. В дороге он вспомнил, что не все пакеты забрал, один оставил на парковке. Мы вернулись, пакет оказался на месте, мы его забрали. Мужчина в благодарность мне оставил чаевые и написал в отзыве «Извините за доставленные неудобства».
А однажды был сильный снегопад, я получил заказ из Благовещенска до Свободного — это примерно 150 километров. В машину сели четверо, погода сначала была нормальная, я спросил: «Почему вы не поехали на автобусе?». Они ответили, что его отменили из-за погоды. Когда мы выехали, начался сильный ветер, пурга, я ехал 40 км/час, потому что плохая видимость была. Мы ехали три часа, дорогу было практически не видно, а она там очень извилистая, с перепадами высот. Когда мы приехали в Свободный, я хотел поехать обратно домой в Благовещенск, но женщина-клиент мне сказала: «Нет, давайте я оплачу вам гостиницу». Я ей говорю: «Нет, неудобно, посторонний человек, некомфортно». Она сказала: «Не хочу, чтобы вы пострадали на обратном пути из-за погодных условий». Оплатила мне гостиницу и оставила чаевые, утром я уехал в Благовещенск, погода была хорошая уже.
— Семья есть?
— Жена, дети. Сейчас маленький ребенок, ему один месяц, мальчик. Жена слабослышащая, а ребенок без нарушений слуха.
— Как к вашей работе относятся близкие? Переживают?
— Нормально. Работа в такси удобна тем, что если что-то нужно помочь семье, забрать, например, то я могу это сделать, например, отвезти жену с ребенком в поликлинику.
— Удачи на дорогах!
— Спасибо!
Этим летом по улицам Хабаровска начали курсировать новые автобусы, работающие на газомоторном топливе. Они пошли по муниципальному маршруту № 1, который связывает два вокзала: железнодорожный и речной. Кстати, именно «единичка» стала одним из первых регулярных маршрутов общественного транспорта в Хабаровске. Случилось это ровно 100 лет назад. При этом лишь недавно из автобусов, трамваев и троллейбусов краевого центра исчезли кондукторы, взимавшие плату за проезд. Им на смену пришли современные технологии, позволяющие экономить не только перевозчикам, но и пассажирам.
В далеком уже 1923 году комсомольцы Москвы передали Хабаровску автобус. Пока его перевезли на Дальний Восток, пока обучили шофера с кондуктором – на линию он вышел в 1924 году и стал курсировать между железнодорожным вокзалом, который был главными воротами дальневосточной столицы, и речной пристанью, откуда пассажиры отправлялись дальше по Амуру.
Вскоре появился и второй автобус. И если первый был 18-местным, второй вмещал 12 пассажиров, при этом оба - с вместительными багажными отсеками, так как пассажиры преимущественно были с чемоданами, кофрами, дорожными сундуками. Впрочем, на Карла Маркса было оборудовано несколько промежуточных остановок и автобусами стали пользоваться не только транзитные пассажиры, но и горожане, хотя основным средством передвижения по Хабаровску по-прежнему оставались гужевые повозки.
Попытка наладить регулярные пассажирские перевозки в Хабаровске была предпринята ещё летом 1912 года. Тогда частный предприниматель Георгий Андреевич Шошин выписал из Германии шестиместный автомобиль, который решил пустить между центром города и базой Амурской речной флотилии, которая находилась в Осиповском затоне (ныне Краснофлотский район Хабаровска) и де-юре частью города не считалась: её присоединили к Хабаровску лишь в 1945 году, то есть, по сути, это была первая пригородная линия. Кстати, Шошин также содержал ещё 30 конных экипажей.
В 1925 году в Хабаровске открыли первые автомобильные курсы и, как говорится, «пошло-поехало»: к весне 1930 года в городе уже официально было зарегистрировано 102 легковых и грузовых автомобиля, а также восемь мотоциклов. Пришлось даже создавать целое отдельное дорожно-транспортное управление, которое стало прародителем нынешней ГИБДД.
Еще через восемь лет лошади были практически полностью вытеснены автомобилями с улиц Хабаровска — пришлось даже переименовывать автогужевую контору в автомобильный трест. К 1940 году по городу «бегало» уже 65 автобусов, которые обслуживали пять маршрутов. Развитие общественного транспорта затормозилось в годы Великой Отечественной войны. Но вот с ее завершением, особенно в начале 50-х годов в Хабаровске случается транспортный бум.
В начале 50-х годов ХХ века власти принимают решение об интенсивном развитии электротранспорта в новых микрорайонах, как их тогда называли — в новых кварталах. Вдоль Краснореченского шоссе (оно вело в пригородное село Красная Речка, где в свое время находились лагеря для военнопленных и содержался под стражей последний император китайской династии Цин Пу И) появлялись районы: институт культуры, МЖК, Сурикова, Стройка. Принцип был такой: предприятие и рядом жилмассив для его работников. Исторически сложилось, что вдоль Краснореченской расположилось больше десятка заводов и фабрик, поэтому и решили пустить вдоль трассы трамвайную линию.
Возводили трамвайные пути методом «народной стройки»: на добровольных началах, во время субботников и в качестве шефской помощи. Все это позволило к ноябрьским праздникам 1956 года запустить маршрут №1, ходил он от железнодорожного вокзала до трамвайного парка (который до сих пор там и находится). Тогда же был объявлен набор слушателей по новой специальности – водитель трамвая. Обучение первой группы, кстати, проводилось во Владивостоке.
Позже маршрут «единички» продлили до южной оконечности города, в итоге он стал самым протяженным на всем Дальнем Востоке, да и вообще Хабаровск сейчас – самый восточный город Евразии, где есть трамваи.
С конца 50-х электрифицированные вагоны побежали в северную часть города, в 1973 году в Хабаровске появляется трамвайное депо № 2, а ещё через два года был запущен троллейбусный маршрут: тоже «единичка», который соединил аэропорт Хабаровска с центром города. Кстати, Хабаровск – один из немногих российских городов, где в аэропорт и из него можно добраться на троллейбусе, и да – самый восточный город в стране, где есть троллейбусы.
Еще один виток развития троллейбусной сети случился в Хабаровске в начале «нулевых», когда было открыто сразу несколько новых маршрутов, в том числе, по проспекту 60-летия Октября с заездом в Первый микрорайон. Правда, сегодня он законсервирован, но зато год назад власти города связали воедино три вокзала: железнодорожный, автобусный и воздушный: для этого были закуплены троллейбусы, которые могут ездить без проводов – за счет аккумуляторов повышенной емкости.
Конечно же, наряду с электротранспортом, в Хабаровске развивалось и автобусное сообщение: первые автобусы появились еще в феврале 1912 года – их привезли для рабочих, занятых на строительстве Восточной части Амурской железной дороги. Так что это были, скорее «вахтовки», но никак не общественный транспорт. Примечательно, что из 10 автобусов фирмы «Бенц» вместимостью 11 пассажиров каждый, один автобус был приспособлен для езды по рельсам. После Великой Отечественной войны, по улицам Хабаровска, кстати, бегали несколько трофейных «Бенцов».
Затем появились отечественные ЗиСы, позже ЛиАЗы, венгерские «Икарусы», в том числе и с «гармошкой». Кстати, в автопарке «Южный», где базировалось большинство «Икарусов» (так как они обслуживали маршрут № 25), вплоть до середины «нулевых» работал шорник, задача которого была – зашивать порванные «гармошки» автобусов. Профессия исчезла вместе с «Икарусами».
Первая массовая смена автопарка случилась в конце 90-х, когда из Южной Кореи в Хабаровск доставили крупную партию автобусов DAEWOO – 100 штук. Они хоть и были б\у, но сильно отличались от подуставших ЛиАЗов с «бутылочным» звуком двигателя. Бело-красно-оранжевой расцветки их до сих пор можно встретить на некоторых маршрутах (в основном, пригородных).
Затем обновление автопарка происходило постоянно: на линии выходили южнокорейские, белорусские, китайские и российские автобусы, были даже японские – с правым рулем, где пассажирам приходилось выходить через левый борт, то есть буквально на проезжую часть, потом это исправили — вырезали дверные проёмы с «правильной» стороны. Дошла очередь и до электробусов. Всего в Хабаровске около полусотни маршрутов, а общественный транспорт перевозит до 120 млн пассажиров в год – цифра внушительная, учитывая, что в городе немногим более 600 тыс. жителей!
Знаете, о чем говорит правило в общественном транспорте «Вход – через заднюю, выход – через переднюю»? О том, что автобус/трамвай/троллейбус работает без кондуктора. Хабаровчане, оказавшись в другом городе, всегда недоумевали: как так? И немного терялись – кому передавать плату за проезд? Дело в том, что Хабаровск долгое время оставался одним из немногих крупных городов, где в общественном транспорте сохранялся институт кондукторов. Лишь в последние годы эти функции стали передавать водителям, что, согласитесь, тоже не очень удобно: шофер не должен отвлекаться от управления даже во время остановок.
Именно поэтому внедрение безналичной и даже бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте Хабаровска — вопрос приоритетный. Пассажирам уже доступна «Единая Транспортная Карта», но, чтобы стимулировать более активное её использование, в Хабаровске и крае с 1 сентября ввели кешбэк: при пополнении ЕТК через Систему быстрых платежей (СБП), пользователю возвращается обратно на счет 20% от суммы. Предложение ограничено по времени – до 31 декабря, и по сумме – на счет вернется не более тысячи рублей в месяц. При этом пополнение «Единой Транспортной Карты» возможно через мобильное приложение «Транспортная карта» или сайт, где достаточно ввести данные своей транспортной карты и указать сумму для пополнения. Главное условие — выбрать способ пополнения через СБП. Для получения кешбэка необходимо предварительно зарегистрироваться в программе лояльности на сайте. Запустить акцию именно осенью решили неспроста: заканчивается отпускной сезон, дальневосточники возвращаются домой, дети ездят в школу.
«Как правило, после отпускного сезона и с начала сентября люди начинают чаще пользоваться общественным транспортом. Благодаря акции у жителей Хабаровского края есть возможность пополнять транспортные карты в несколько кликов и с выгодой для своего кошелька. Выполнение операции займет буквально пару минут, а 20% от суммы пополнения вернется на ваш банковский счет. По нашему опыту, такие технологичные решения пользуются спросом у россиян», — рассказала директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов НСПК Мария Точилова.
А по мнению оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда «Электронный проездной - Хабаровск», Дмитрия Ламаша, кешбэк в размере 20% при пополнении «Единой Транспортной Карты» для пассажиров может быть привлекательным стимулом для использования общественного транспорта. Благодаря акции пассажиры могут значительно снизить свои расходы. Это должно стать привлекательным предложением для людей, особенно для тех, кто ежедневно пользуется общественным транспортом и тратит значительные суммы на проезд.
Реклама. АО «НСПК», ИНН 7706812159
erid: LjN8K2fmz
После индексации утилизационного сбора 1 октября некоторые модели в дилерских центрах прибавили в стоимости 150-200 тысяч рублей. РОАД (Ассоциация «Российские автомобильные дилеры») прогнозирует, что до Нового года повышение в среднем составит 20 процентов, а вслед за первичным подорожают и автомобили с пробегом.
Дилеры отреагировали на индексацию утилизационного сбора 1 октября ожидаемо: автомобили новых поставок прибавили в стоимости в среднем 150-200 тысяч рублей, сообщил директор отдела продаж «Сумотори-Авто» (официальный дилер Changan во Владивостоке) Евгений Зимарёв. При этом рост зависит от ценовой политики бренда и конкретной модели. Пока ещё покупатели могут воспользоваться сентябрьскими прайсами.
«Часть автомобилей мы продаем с учетом нововведений, часть авто остались по прежним ценам. Это зависит от того, когда автомобиль поступил к нам на склад (до наступления октября или после)», — рассказал руководитель отдела продаж ООО «Успех-Авто» Ян Яценко.
По его словам, сейчас у компании есть в наличии автомобили бренда KAIYI и часть автомобилей бренда JAC, на которые пока цены остаются фиксированными, так как они поступили на склад до повышения утилизационного сбора.
«Несмотря на подъем цен, всегда есть возможность приобрести автомобиль по более выгодной цене от рекомендованной розничной. Если вы покупаете автомобиль в кредит, по программе трейд-ин или приобретаете авто на компанию, сможете получить определенные выгоды (зависит от модели и комплектации). Важно понимать, что дешевле, чем сейчас, автомобили не будут в любом случае — каждый новый приход будет по более высокой цене. Постепенное подорожание ожидается до января 2025 года», — комментирует Ян Яценко.
Эту информацию подтверждают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры».
«РОАД ранее заявляла, что в связи с повышением утильсбора цены на рынке новых автомобилей будут повышаться, в среднем до 20%. Повышение будет происходить постепенно до нового года. Естественно, что вслед за рынком новых автомобилей рост придёт и на рынок автомобилей с пробегом. Так происходит каждый раз, когда вводятся новые сборы, повышаются ставки налогов, или в силу колебаний курсов валют», — рассказал редакции представитель РОАД.
До сих пор на многие популярные модели в дилерских центрах цена начинается от 1,8-1,9 млн рублей. К примеру, самый доступный автомобиль в линейке Chery Tiggo 4 Pro с механической коробкой передач стоит минимум 1 820 000. На автоматической коробке передач — 1 960 000 рублей. Самый бюджетный китайский автомобиль Changan Alsvin, который на Западе России часто применяют в такси, удерживает планку в 1 750 000 рублей.
Но цены уже растут. Так, стоимость Geely Monjaro, 2023 новых поставок превысила 4,5 млн рублей.
Отметим, что с изменением коэффициентов утильсбор для машин возрастом до трёх лет с объёмом двигателя от 1 и не более 2 литров увеличился с 300 600 до 556 200 рублей.
Для легковых автомобилей с двигателем от 2 до 3 литров — с 844 800 до 1 562 600.
Для машин с двигателем от 3 до 3,5 литра разница составила 970 000 рублей и 1 794 600 (таблица правового портала ГАРАНТ).
И самое главное, начиная с 1 октября, утилизационный сбор будет расти поэтапно до 2030 года в соответствии с утверждённой школой индексации.
«На первом этапе ставка вырастет в среднем на 70-85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10-20% с 1 января каждого последующего года», - сообщал ранее Минпромторг.
Новые правила распространяются на юридических лиц, включая дилеров, и те компании, которые официально привозят автомобили для перепродажи, а это, по оценкам источников агентства, порядка 60 процентов рынка ДФО.
Примечательно, что изменения не затронули производство группы SOLLERS, которая собирает пикапы под собственной маркой из китайских машинокомплектов. В первой половине 2024 года компания представила новый пикап Sollers ST8 на основе китайского JAC T8.
Сегодня SOLLERS продолжает реализацию программы локализации модельного ряда и наращивает объемы производства во Владивостоке.
«На продукцию SOLLERS не действуют новые правила индексации, цены остались те же. Кроме того, у нас появился новый бренд Solaris – автомобили Solaris собирают в России, Санкт-Петербурге, на мощностях завода Hyundai. Его повышение так же не затронуло», — рассказал представитель группы компаний «Сумотори-Авто» (Официальный дилер Sollers и Solaris в Приморском крае) Павел Зайцев.
Интересно, что «АвтоВАЗ», «КАМАЗ», «ГАЗ» и «Соллерс» ранее выступили в поддержку повышения коэффициентов утилизационного сбора. Считается, что это улучшит окупаемость проектов, простимулирует запуск новых направлений и привлечёт новых инвесторов на российский авторынок.
Что касается сегмента автомобилей, которые завозят на физических лиц, его изменения не затронули. «Сбор по-прежнему составляет 5,2 тысячи рублей для машин старше 3 лет и 3,4 тысячи рублей — для машин возрастом до 3 лет», - пояснил директор компании Carwin Дмитрий Забора.
При этом автомобили, завезённые на физических лиц, составляют большую часть рынка на Дальнем Востоке.
«В марте - апреле 2024 года Владивостокские таможенники вернулись на стабильный уровень досанкционного периода по количеству оформляемых автомобилей физических лиц для личного пользования. В сентябре выпущено в свободное обращение 26,6 тысяч автомобилей — в 3 раза больше по сравнению с сентябрем прошлого года. Всего за 9 месяцев 2024 года Владивостокская таможня оформила свыше 195 тысяч автомобилей», — сообщил редакции представитель Владивостокской таможни.
Спрос остаётся высоким, хотя и не дотягивает до рекорда прошлого года – в июне 2023-го цифра составила 30 тысяч автомобилей, преимущественно из Японии и Южной Кореи. Большую часть завозят именно на физических лиц.
Такая популярность этого направления объясняется относительно доступным предложением. Новые китайские бренды в среднем стоят дороже 2 млн рублей. Solaris – это модели порядка 2,1-2,3 млн рублей. Цены на пикап Sollers ST8 достигают 3 млн рублей. Тогда как из Японии всё еще можно привезти автомобиль стоимостью в районе миллиона.
Соответственно, даже с учётом всех ограничений на азиатских рынках (напомним, что Япония запретила экспорт в РФ машин с объёмом двигателя более 1,9 литра, Республика Корея — с объёмом двигателя от двух литров), азиатский импорт востребован, хотя выбора стало меньше.
«Увы, в Японии с последних санкций выбора больше не стало, если микроавтобус, то только Honda Stepwgn, а для особых ценителей Volkswagen Sharan. Если семиместный минивен, то почти всегда выбор между Honda Freed, Toyota Wish и Toyota Isis. Если кроссовер, то это Honda Vezel с небольшим количеством альтернатив. Европейские машины, конечно, тоже заказывают, но в категории запросов «мне три года ездить и только масло менять», они не на лидерской позиции», — поясняет Дмитрий Забора.
Из Кореи возят бренды Hyundai, Kia, Genesis и другие.
При этом, по словам Дмитрия Заборы, ситуация на азиатском рынке непростая. Не только утильсбор определяет стоимость предложения. К примеру, на корейских автоаукционах цены поднялись из-за ажиотажного спроса и роста курсов валют. В последнее время корейская сторона принимала оплату криптовалютой из-за трудностей расчёта вонами. И если ещё летом курс привязанной к доллару USDT составлял 96,6 рублей, то в начале октября он стремился к 98 рублей за USDT (сегодня разница скорректировалась).
В бюджетном сегменте предложение сжимается, отмечает представитель одной из сертификационных лабораторий Владивостока Денис Максименко.
«За 800 тысяч рублей найти что-то подходящее, не требующее серьёзных затрат на ремонт, практически невозможно. Придётся заплатить больше миллиона рублей», — комментирует он.
За последние три годы цены выросли колоссально. К примеру, в 2021 году Suzuki jimny 2015 года с пробегом можно было купить за 850-900 000 рублей со всеми расходами — таможенными сборами, утилизационным сбором и другими. Сегодня цены превышают 1,2-1,3 млн рублей. Не говоря уже о каком-нибудь подсанкционном Toyota Rav 4, стоимость которого с учётом параллельного импорта сегодня сопоставима со стоимостью квартиры в новостройке. А стоимость автокредита сравнялась с ипотечным платежом.
Допустим, за машину стоимостью 3,9 млн рублей, оформленную в кредит на 5 лет, платить нужно от 96 тысяч рублей в месяц.
Планомерное повышение утилизационного сбора будет иметь тяжёлые последствия для рынка, уверен Денис Максименко. Прежде всего, пострадает большой сегмент независимых импортёров, которые привозят автомобили для перепродажи. Некоторые компании уже заявляют о намерениях свернуть бизнес после Нового года.
Покупателей в дилерских центрах, возможно, прибавится, ведь у них гибкая ценовая политика, различные скидочные акции и услуги гарантийного обслуживания до семи лет.
При этом в полной мере почувствовать эффект индексации утилизационного сбора можно будет к Новому году, акцентирует председатель Общества защиты автомобилистов Приморского края Дмитрий Пенязь.
«На Дальний Восток завезено большое количество автомобилей, поэтому действующие цены будут нивелироваться постепенно. Сегодня, конечно, они «отыграли» 50-100 тысяч в зависимости от наличия моделей, стоимости и других параметров, но полный рост мы увидим к январю», — прокомментировал Дмитрий Пенязь.
Ранее в РОАД прогнозировали, что «с запланированными размерами увеличения утилизационного сбора к 2030 году число россиян, способных приобрести новый автомобиль, может сократиться до 5-7%, а продажи новых автомобилей составят не более 600 тысяч единиц в год, что сделает неактуальным развитие новых производств запасных частей и автомобилей». Об этом ассоциация заявила в своём письме в Минпромторг.
О том, что может предложить сервис аренды автомобилей RexRent путешественникам Дальнего Востока, рассказал генеральный директор компании Евгений Мелехин в интервью EastRussia на III Всероссийском туристическом форуме, состоявшемся в Хабаровске.
— Ранее мы были подразделением компании Avis — прокатного холдинга мирового масштаба. Avis покинула российский рынок, а мы продолжили работу и произвели ребрендинг. Поэтому одна из основных целей сегодня — повышение узнаваемости бренда RexRent. Условия работы компании и сервис не изменились и имеют много преимуществ, судя по обратной связи, поступающей от наших клиентов.
Мы позиционируем себя как VIP-сервис, особенно в секторе работы с юридическими лицами. Широкий спектр услуг и действительно высокий уровень обслуживания не характерен большинству конкурентных компаний. Если говорить в целом про бренд RexRent, то мы одна из крупнейших федеральных сетей в России, имеющая представительства в 20 городах.
RexRent на 100% белая компания. Одно юридическое лицо, все прозрачно и открыто с правовой точки зрения. Кстати, на одной из сессий форума обсуждали, что в туристической отрасли преобладает наличный расчет, затрудняющий белую бухгалтерию и отчетность. Поэтому государство стремится к безналичной системе платежей в сфере туристических услуг. Мы, вероятно, одни из первых, кто ведет бизнес абсолютно прозрачно, показывая 100% официальных доходов. Для RexRent не составит труда перевести все сервисы на безналичную форму оплату, ведь мы и раньше работали честно в правовом поле и к нашим клиентам
Еще одним глобальным отличием нашей компании от игроков конкурентного рынка является качество и количество единиц автопарка. На текущий момент число автомобилей перешагнуло двухтысячный рубеж. Машины находятся в эксплуатации не более двух лет: 95% составляют автомобили не старше двух лет с пробегом менее 60 тыс. км. Есть небольшое количество автомобилей, произведенных более двух лет назад, но их пробег не превышает 20−30 тыс. км.
Мы предлагаем три базовых продукта: краткосрочная аренда, подписка сроком от одного до 24 месяцев и операционная аренда продолжительностью от двух до пяти лет. Есть еще два смежных продукта: аренда с услугами водителя и предоставление подменного автомобиля.
— Что-то изменилось в бизнес-процессах после ухода Avis?
— Безусловно, перемены были неизбежны. Avis забрал свою платформу, свою систему управления. Команда, которая осталась в России, адаптировалась к новым реалиям, перестроила все процессы. Пока всё не на 100% автоматизировано, но мы работаем над этим. И это будет только отечественный софт.
Мы готовим выход нового сайта в ближайшее время. Юридические лица и агенты-партнеры получат доступ к личным кабинетам на базе сайта. Параллельно идут работы по внедрению цифрового управления. Это очень важные изменения, которые существенно модернизируют внутреннюю автоматизацию.
— Вы сказали, что уже выступаете одним из крупнейших игроков на рынке. Что дальше? Планируете расширяться или удерживать существующую долю, оптимизируя все процессы?
— Да, мы уже в числе крупнейших федеральных игроков, но этого недостаточно для того, чтобы развиваться. Просто удерживать долю также недостаточно. По планам бюджетной бизнес-модели в ближайшие 2−3 года стремимся к значительному приросту. Это будет экспансия в регионы. В частности, на Дальний Восток. Планируем расширятся, увеличивая численность городов до десяти в год. Работать будем поэтапно, анализируя потребности рынка.
— В сетевых СМИ много говорят о том, что каршеринг убивает классические схемы аренды автомобилей. Что Вы на это скажете?
— На самом деле каршеринг нам помогает. Современные услуги каршеринга, проката электросамокатов, велосипедов показывают потребителю, что проще взять технику в аренду, чем покупать. Наши сограждане в большинстве случаев считали так: «Если я плачу, я должен что-то получить в итоге». Но аренда самоката не подразумевает того, что он станет собственностью клиента. Поэтому сейчас очень хорошо развивается финансовый лизинг. К примеру, в Европе уже давно развит операционный лизинг. И популярность аренды автомобилей продолжает расти.
Со временем и мы к этому придем. Поэтому и каршеринг, и операторы СИМов (средств индивидуальной мобильности) помогают прививать культуру аренды, временного пользования техникой в России. Это плюс и для нас — спрос на услуги аренды ежегодно растет.
В каршеринге есть три крупных игрока, которые представлены в городах-миллионниках: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Казань… В менее населенных городах каршеринг развит слабо, если существует вообще. Это легко объяснить необходимостью колоссальных вложений. С точки зрения бизнеса каршеринг — дорогое удовольствие: срок окупаемости приближается к 10 годам. А первые представители этого бизнеса появились около 10 лет назад, поэтому только сейчас начинают чувствовать себя более-менее уверенно.
Скажу больше, что у нас есть совместный проект с одним из таких участников рынка: он является агрегатором, а мы — официальным партнером. Предоставляем машины в аренду на срок от одного дня до двух лет под его торговой маркой. Иными словами, это классическая краткосрочная аренда и подписка, но под брендом каршеринговой компании. Они все больше и больше уходят в агрегацию — это проще, меньше инвестиций. Вкладывают преимущественно в автоматизацию, а не в обслуживание, поэтому наша компания как раз может предоставить высокий уровень сервиса рынку, формирую синергию совместно с партнерами. Выигрывают все!
— Где на Дальнем Востоке вы представлены, куда собираетесь в ближайшее время зайти? Какова, по-вашему, специфика дальневосточного рынка?
— Дальний Восток сейчас имеет колоссальный потенциал роста и развития. Государство уделяет огромнейшее внимание этим регионам. Существующие маршруты наземного общественного транспорта не обеспечивают оптимальное сообщение между населёнными пунктами. Для нас это прекрасная почва для развития.
Если говорить о дальнейшей географии и внедрении в другие города… мы ожидаем, что вернемся в Хабаровск. Сейчас офис компании RexRent расположен только во Владивостоке, но мы планируем открыть представительства в Хабаровске, в Благовещенске. На этих территориях уже есть наши клиенты. В данный момент занимаемся анализом спроса и предложения тематического рынка. Анализируем целесообразность присутствия на Камчатке и на Сахалине. Но пока это только наблюдения, планирование и расчеты.
Надо просчитать экономическую сторону. Она состоит не только из стоимости автомобилей. Сюда необходимо включить расходы на доставку и обслуживание. Кроме прочего, необходимо организовать качественное ТО, шиномонтаж, мойки и так далее. Здесь много факторов – составляющих стратегического планирования. Поэтому в планах на ближайший год зайти только в три-четыре региона. Но RexRent однозначно будет подстраиваться под запросы туриндустрии.
Мы посетили приехали на III Всероссийский туристический форум в Хабаровске, чтобы познакомиться, чтобы о нас узнали. Сегодня выступили коллеги от маркетплейсов, компании из туриндустрии. Очевидно, что на маркетплейсах мы должны присутствовать. Человек ищет тур и сразу задает вопрос: как куда добраться? Сначала поездом, автобусом, самолетом. А дальше появляемся мы и даем возможность комфортного перемещения по Дальнему Востоку.
— Ваш парк примерно на 80% это китайские автомобили. Почему так и как они себя показывают?
— Всё очевидно. С 2021 года прекратились поставки многих европейских и японских брендов. Мы начали закупать китайские марки. Нам необходимо, чтобы автомобиль обязательно был новым. Напомню: наши машины не старше двух лет. Также важно обслуживание автомобиля у официального дилера, чтобы все было застраховано, действовали гарантии. Мы в прямом партнерстве с импортерами. Они слышат обратную связь от россиян, оперативно подстраиваются и через три-пять лет (по моим прогнозам) займут российский рынок. И займут так плотно, что места для других игроков практически не останется.
— Цены на машины взлетели и приземляться не собираются. Утильсбор тоже повышается. Как это отражается на ценообразовании? Не станет ли аренда автомобиля роскошью?
— Конечно же уровень цен оказывает влияние, ведь бесплатных денег не бывает. На покупку автомобилей оформляются кредитные линии по плавающей ставке. Хеджированные риски, как правило, дороже. Мы пока на плавающей ставке. Ожидаем, что в следующем году инфляция стабилизируется, ключевая ставка уменьшится, а мы сможем снизить цены.
Если говорить про стоимость рынка и прогнозируемые изменения, то мы пока в ожидании… Важно отслеживать динамику рыночной стоимости, чтобы максимально выгодно реализовать фонд. В целом понятно, что не будет какого-то ажиотажа, а мы будем подстраиваться по текущие реалии.
— Вы уже затронули вопросы сервиса. Опыт у вас богатый. Что сервис сможет предложить в следующей ситуации? На Дальнем Востоке у арендатора что-то произошло с автомобилем. Да еще и зимой. Например, машина утром не заводится в связи с экстремальными минусовыми температурами. Или возникла непредвиденная поломка на местности, где отсутствует мобильная связь… Таких участков на дорогах здесь все еще очень много.
— Если речь идет о «заморозке» или поломке в зоне действия мобильных сетей — один звонок, и наши сотрудники выдвинутся в указанную точку. В зависимости от ситуации, помогут запустить двигатель или предоставят подменную машину. Но таких инцидентов возникает крайне мало, ведь все автомобили новые и проходят обслуживание по регламенту. Новый автомобиль — однолетний, двухлетний не показывает проблем с аккумулятором, маслом. Нехарактерны ему и дефекты двигателя. Новая машина — залог безопасности и гарантии, что клиент доберется в пункт назначения.
Даже непредвиденная ситуация в отдалении от представительства RexRent не будет поводом для волнения — практически в каждом городе есть наши партнеры. Мы представлены на Дальнем Востоке с 2012 года, взаимодействуем с партнерскими сервисами, дилерами, которые постоянно на связи. Они могут предоставить эвакуатор, оказать необходимую помощь в тех случаях, когда рядом нет наших специалистов.
Даже если чрезвычайная ситуация случилась в совершенной глухомани, найдется выход. Все автомобили оборудованы системой помощи ГЛОНАСС, которая и в автоматическом режиме передаст сигнал бедствия. К примеру, если произошло серьезное ДТП, и водитель не сможет сообщить о случившемся.
— Продолжим тему дальних поездок… На вашем сайте я не нашел ни одного предложения кемпера, дома на колесах. А ведь это глобальный тренд, не только дальневосточный. Как так?
— Что ж, смотрите: дело в том, что политика компании была всегда совершенно четкой: мы работаем только с новыми машинами до достижения определенного пробега или двухлетнего возраста. Только представленные в России марки и так далее… Но в случае, если нынешняя экономическая обстановка потребует других решений, мы проявим гибкость и сможем изменить концепцию.
Если аренда автодомов и прицепов будет востребована, RexRent однозначно займет эту нишу. У нас есть партнер, который помогает в этом направлении. Сможем предложить эти услуги в коллаборации с ним.
У нас были партнеры, которые брали в долгосрочную аренду автомобили с жилыми модулями. Если не ошибаюсь, в Мурманске. Мы предоставляли оборудованные прицепы для проживания работников, обслуживающих дальние объекты. Это была разовая кампания, никак не связанная с туризмом. Но опыт работы с «домами на колесах» мы приобрели.
К сожалению, новых автодомов, кемперов, прицепов на нашем рынке не так много. И это серьезная проблема. Производство есть, но оно скорее штучное. Самые активные производители выпускают около 100 моделей в год. И массового завоза в Россию из того же Китая пока нет, что обусловлено проблемами сертификации и т.п. Да и сам рынок все же маленький, но мы следим за ним и будем подстраиваться под эту историю и подхватывать её.
Как бы то ни было, мы уверены, что RexRent, будет расширять географию посредством освоения дальневосточных территорий.
Владивостокская таможня отмечает рост автомобильного импорта с момента введения санкций в августе 2023-го года — в июне количество машин, преимущественно ввозимых из Японии и Южной Кореи, достигло 25 тысяч. Почему несмотря на санкции автоимпорт активно растёт, выясняло EastRussia.
Автоблокада с Востока
За 1 полугодие 2024 года Владивостокская таможня оформила 118 тысяч автомобилей физических лиц для личного пользования. В июне количество ввозимых авто увеличилось и достигло 25 тысяч.
«Отмечается помесячный рост с момента введения автомобильных санкций (с августа). Для сравнения, в прошлом, в 2023 году, в июле был поставлен рекорд в 30 тысяч оформленных автомобилей», — сообщила агентству представитель таможни.
Последние годы автоимпорт из Восточной Азии находится под серьёзным давлением. В августе 2023 года Япония запретила экспорт в Россию автомобилей с бензиновыми и дизельными моторами объёмом более 1,9 литра, гибридных машин и электрокаров. В декабре того же года к санкциям присоединилась Южная Корея, ограничившая вывоз в РФ автомобилей с моторами объёмом от 2 литров.
Серьёзным испытанием для импортёров стали ограничения, введённые российской стороной. В частности, повышение ставок утилизационного сбора в августе 2023-го года согласно постановлению правительства №1118. Однако несмотря на все эти барьеры статистика Владивостокской таможни уже приблизилась к досанкционным показателям прошлого года.
Для ограниченного бюджета
Среди причин участники рынка выделяют несколько факторов. Во-первых, сегодня у россиян практически нет вариантов приобрести бюджетный автомобиль, кроме как в странах Восточной Азии, поясняет директор компании Carwin Дмитрий Забора. Китайский автопром относится к другому ценовому сегменту, и новые машины в автосалонах стоят не меньше 2 млн рублей. Политика КНР препятствует вывозу из страны дешёвых подержанных автомобилей, а б/у рынок автопрома из Поднебесной ещё не сформировался в России. Таким образом, для тех, кто располагает суммой до 800 тыс. — 1,5 млн рублей, основные каналы поставок замкнулись на Японии и Южной Корее.
«Конечно, введение санкций ограничило выбор, но немало бюджетных моделей из Японии по-прежнему доступны. Кроме того, сегодня из Азии везут очень много машин европейских брендов», — рассказал Дмитрий Забора.
К примеру, большим спросом у российских покупателей пользуется Honda Stepwagon c двигателем объёмом 1,5 литра. Цены на такие машины 2015-2016 гг выпуска стартуют от 1,4 млн рублей. Популярны так же Honda Freed и Fit. Привезти из Японии автомобиль Honda Freed 2009 года выпуска можно за 800 тысяч рублей, а 2020-2021 гг - за 1,5-1,6 млн рублей. Honda Fit стоит от 850 тысяч рублей за модель 2013 года выпуска. Последнее четвёртое поколение 2020-2021 года обойдётся от 1,1 млн рублей. Из кросоверов лидируют Honda Vezel и мини-кросовер Toyota Raize стоимостью до 1,5-1,8 млн рублей.
Что касается европейских брендов, из Японии и Южной Кореи везут большое количество различных моделей от Volkswagen Passat B7 2012-2013 гг. до BMW 218i 2015-2017гг, которые с двигателем 1,5 турбо могут стоить порядка 1,1 млн рублей.
По словам импортёров, спрос на б/у автомобили из Восточной Азии растёт по всей России, включая её западную часть. Следуя этому тренду, некоторые салоны, которые раньше специализировались на новых автомобилях, стали продавать иномарки с пробегом.
Дорогами реэкспорта
И следующая причина, по которой Владивостокская таможня фиксирует прирост, это ограничения, введённые в отношении стран Таможенного союза (ЕАЭС), где перевозчики растаможивали автомобили, чтобы сэкономить на пошлинах. Такой оценкой делится автоэксперт, представитель одной из сертификационных лабораторий Владивостока Денис Максименко. Пониженные таможенные пошлины на территории Евразийского экономического союза создавали лазейку для импортёров, которые отправляли машины через Кыргызскую Республику, Беларусь и Казахстан. Но с 1 апреля 2024-го года вступил в силу новый порядок расчёта размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран ЕАЭС, который фактически закладывает недоплаченные налоги и сборы в сумму утилизационного сбора. Соответственно, большой поток автоимпорта из Южной Кореи, ранее проходивший, в частности, через Киргизию, теперь напрямую отправляется в порт Владивосток.
«Правительство приняло корректировки к документу по утилизационному сбору — это заставило тех, кто «хитрил» и завозил машины в Россию через страны ЕАЭС, изменить логистику. Соответственно, Владивосток сразу стал основным портом, куда поступают автомобили из Республики Кореи, которые раньше в большинстве своём везли через Кыргызстан», — поясняет Денис Максименко.
Этой весной авторынок ощутил скачок спроса в преддверии нововведений, отмечает руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом компании «Сумотори-Авто» Павел Зайцев.
«Покупатели стремились реализовать отложенный спрос. На сегодня ситуация выровнялась, и я не могу сказать, что ограничения в отношении стран Таможенного союза стали большим потрясением для рынка», — комментирует он.
Примечательно, что по данным аналитического агентства «Автостат», заградительные меры серьёзно изменили статистику. Ещё в марте через Кыргызстан проходило порядка 20 процентов автоимпорта, в июне показатель сократился до 0,6 процента. Доля Казахстана составляет около 2 процентов, Республики Беларусь — 1,7 процента.
«Но на самом деле, не все страны выпали из этой схемы. Через Беларусь машины как везли, так и везут — автомобили поставляют из Эмиратов или Южной Кореи — на Западе России корейский автопром пользуется особо повышенным спросом. Кыргызстан под большим вопросом — сейчас импортёры ищут лазейки, пробуют схемы с оформлением машин на физических лиц, пробные партии проходят таможню. Однако уже возникли «нюансы» - в российской таможне запросили подтверждение стоимости автомобилей у киргизских таможенников», — рассказал один из брокеров.
Рынок в поисках «серых схем»
Импортёры ищут обходные пути. Причём сегодня появилась возможность завозить в Россию даже подсанкционные машины с объёмом двигателя более 1,9 литра.
«Перевозчики, брокеры нашли способы обходить запреты через третьи страны, которые не попали под санкционную политику. Например, сначала автомобиль ввозят в Малайзию, а потом отправляют в Россию. Стоимость привоза существенно выросла, но пока поставки стабильны», — сообщил один из перевозчиков.
Среди таких «третьих стран» — Китай, Монголия и Малайзия. Схема, по словам предпринимателей, рабочая – «вывез машину в другую страну, поменял получателя, а дальше вези в Россию, иногда даже пароход перегружать не надо». Однако многие импортёры относятся к ней настороженно.
«В первую очередь, надо понимать, что обход санкций — это уголовно наказуемо со всеми вытекающими последствиями. Да, отправка в Малайзию не запрещена, но если это отправка вначале в Малайзию с целью последующей отправки в Россию, то вы уже нарушаете японское законодательство. И давайте представим, что контролирующие органы заподозрили экспортера в обходе санкций. Они арестовывают на время груз в порту, идут в компанию, поднимают документацию, проверяют переписку с клиентами — в итоге приостанавливают работу компании, арестовывают счета и имущество», — комментирует Дмитрий Забора.
Та же Малайзия последние 10 лет покупала только траки в символических объёмах, и такое количество гибридов и автомобилей с двигателями от 1.9 литра может показаться подозрительным, отмечает он. Возникнет вопрос, откуда компания получила за них деньги.
«Кроме того, страна-посредник может запретить реэкспорт в Россию, как совсем недавно сделала Грузия. А ведь автомобили — это третий по величине экспортный товар Грузии в РФ», — комментирует Дмитрий Забора.
Однако другие источники агентства выражают мнение, что схема рабочая, и до сих пор «осечек не давала».
Что касается санкций против Мосбиржи, которые в июне наделали немало шума, на автоимпорте они никак не отразились, рассказывают предприниматели. Временно большая часть банков прекратили принимать валютные переводы в Японию или ставили завышенный курс (до 65 рублей за 100 иен), однако вскоре вернулись к обычному курсу 59 рублей за 100 иен.
Отметим, что в 2023 году Владивостокская таможня оформила 226 тысяч автомобилей для личного пользования. После введения автомобильных санкций в августе импорт рухнул до 8 тысяч машин. По всем прогнозам, в этом году статистика догонит досанкционные показатели.
В 2012 году, двое ведущих известной английской передачи «Топ Гир» Джереми Кларксон и Джеймс Мэй отправились в столицу КНР, чтобы сделать репортаж о китайском автопроме. Несмотря на изрядное количество бодрого британского юмора, телезвезды в конце передачи вынуждены были признать, что в течение пяти лет все будут ездить на китайских автомобилях. Предсказания Кларксона и Мэя пока не сбылись — причиной тому множество факторов, в том числе пандемия коронавируса, однако китайский автопром делает внушительные успехи и захватывает новые рынки сбыта.
Дальний Восток на протяжении последних 30 лет оставался вотчиной подержанных японских автомобилей. Несколько поколений водителей настолько привыкли к праворульным машинам, что даже разговоры о переделе рынка никогда не воспринимались всерьез. Не остановился импорт даже после шоковых мер, после которых цены на «японки» взлетели в два-три раза — люди были готовы переплачивать за проверенные годами качество, удобство и доступность. Ситуация начала меняться после августа 2023 года, когда Япония ввела запрет на вывоз ряда автомобилей для личного пользования. Естественно, освободившуюся нишу начали занимать автодилеры с предложениями из Китая и Республики Корея. И если машины последней были знакомы дальневосточникам на протяжении десятилетий, то к китайскому автопрому до сих пор многие относились настороженно.
Малолитражки снова в моде
Обратимся к статистике. По данным Дальневосточного таможенного управления, основной ввоз подержанных японских автомобилей традиционно приходится на приморские порты — Владивосток и Находка. В 2023 году в Россию привезли свыше 226 тыс. иномарок, большая часть из которых прибыла из Японии. Эта цифра в полтора раза больше чем годом ранее. Такое увеличение объема ввоза подержанных машин связано, в первую очередь, с запретом, которое японское правительство ввело в августе 2023 года.
«С августа ввоз автомобилей в регион деятельности таможни пошел на спад. В среднем в день таможенники выпускали по 200-300 автотранспортных средств, тогда как до запрета эта цифра достигала более 1 тыс. По сравнению с рекордным месяцем июнем — 30 тыс. автомобилей, в сентябре этот показатель снизился и достиг минимума в восемь тыс. автомобилей. К концу года ежемесячный объем ввоза стабилизировался и достиг 10 тыс. единиц», — прокомментировал первый заместитель начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев.
Что касается января 2024 года, то объем ввоза автомобилей через Владивостокскую таможню, по данным пресс-службы Дальневосточного таможенного управления, составил 10 тыс. единиц. Расклад в пользу китайских и корейских машин изменился не сильно — около 80% ввозимых авто все еще японской сборки.
Несмотря на запрет, предприниматели продолжают ввозить автомобили из Японии — особой популярностью пользуются малолитражки объемом от 1 до 1,8 литров. Из-за возросшего объема импорта Владивостокская таможня даже была вынуждена с 1 февраля перейти на семидневный режим работы, а также увеличить число штатных сотрудников.
Чуть более скромные объемы ввоза «японок» отмечают и сахалинские таможенники. По данным пресс-службы Сахалинской таможни, которые были опубликованы в январе 2024 года, за прошлый год зафиксирован импорт почти четырех тыс. единиц автомобилей.
«Введенные санкции не повлияли на покупательский спрос, — рассказал на одном из брифингов начальник Корсаковского таможенного поста Сахалинской таможни Алексей Антонов. — Изменилась лишь номенклатура товаров в сторону более бюджетных моделей. Наибольшее влияние на спрос оказывают изменения курса валют. Для обычных граждан, которые ввозят автомобили для личного пользования не чаще, чем раз в год, утилизационный сбор не изменился».
Японский запрет на экспорт естественным образом отразился на стоимости уже привезенных машин. С августа цены на «японки» взлетели от 50% до 100%. Многие автовладельцы снимали объявления о продаже с популярных площадок в ожидании остывания ажиотажа. Те, кто все-таки решился продавать, не стесняясь, завышали цену даже на иномарки с многолетним пробегом по России. К примеру, ценник на популярные кроссоверы Subaru Forester, Honda CR-V и Toyota RAV4 возрастом около 20 лет сейчас доходит до одного млн рублей и выше.
Китай выходит на сцену
Образовавшимся ажиотажем логично воспользовались дилеры, которые продают китайские автомобили. На дальневосточный рынок хлынули популярные марки по доступным ценам. Конечно, китайский автопром и до этого пользовался определенным спросом, но он не был массовым. Однако с августа 2023 года ситуация кардинально изменилась. Как отмечают многие независимые эксперты, замещение японского автопрома китайским для потребителей Дальнего Востока — вопрос времени.
В первую очередь, многих волнует техническая сторона — автомобили из КНР, несмотря на продвинутый уровень оснащения и разрекламированную надежность, все еще не прошли проверку временем. Для этого может понадобиться несколько лет. Второй краеугольный аспект — логистика. Важно не только наладить рынки сбыта, но и организовать бесперебойную поставку запчастей, построить сеть специализированных сервисных центров, переобучить автомехаников. К этому идут все совместные усилия России и Китая. К примеру, в китайском городе Суйфэньхэ, известном пограничном переходе в Приморье, готовится к строительству масштабный автомобильный центр, ориентированный на российского автолюбителя. Таким образом, известные шоп-туры в Поднебесную могут вполне закономерно превратиться в упрощенную поездку за машиной. Поддержка властей обоих государств в этом деле станет хорошим подспорьем.
Перспективным местом для автомобильной торговли может стать и приграничный город Хэйхэ. Уже сейчас благовещенские таможенники фиксируют возросший уровень импорта китайских авто через этот пункт пропуска. Более 90% ввозимых в Благовещенск легковых автомобилей — представители китайских брендов, среди которых лидируют Haval, Chery, Geely, Changan, Exeed, Great Wall. Везут через Китай японские и корейские машины, но в незначительном количестве.
Что говорят владельцы и эксперты
Если несколько лет назад покупка автомобиля из Поднебесной была сродни лотерее, то сегодня многие считают китайский автопром практически безальтернативным вариантом. К примеру, хабаровчанин Александр Степанов много лет ездил на проверенных японках — в его владении были такие популярные модели как Honda HR-V, Toyota Vista и Toyota RAV4. На последнем он передвигался до марта 2023 года, когда решил пересесть на китайский автомобиль. Выбор пал на новенький Chery Tiggo 7 ProMAX, объемом 1,5 литра с турбонаддувом.
«Действительно, я много читал про китайские машины и не встречал однозначных отзывов — кто-то хвалил, кто-то критиковал. Я понял, что нужно получить свой опыт, — рассказывает Александр Степанов. — Вот, спустя почти год владения Chery Tiggo 7, могу сказать, что ни в чем не прогадал. Модель настолько удачная, что она идеально вписывается в мой ритм жизни — это автомобиль одновременно и для всей семьи, и для сложной дороги, и для длительных путешествий. В современных реалиях это очень важно. Достоинств масса: мощность двигателя, электронная начинка, большое количество места. Он подходит как для ежедневного передвижения по городу, так и для долгих поездок, например, на море всей семьей. Сложно найти такое удачное сочетание за такие деньги».
Из недостатков Александр отметил штатный аккумулятор довольно низкой емкости и передний привод. А гулявшие по интернету ролики с отломанной из-за холодов педалью газа вызвали лишь недоумение.
«Не знаю, от какой машины была эта деталь, но у меня лично все педали из прочного металла. Также я слышал массу баек про ненадлежащее качество сборки, мол, что-то постоянно дребезжит, плохо переключаются передачи и так далее. Могу с уверенностью сказать, что с такими проблемами пока не сталкивался. До этого я ездил на Toyota RAV4, так вот, после Chery я за руль «японок» точно не вернусь», — резюмирует Александр Степанов.
Не столь радужной выглядит оценка китайского автопрома от хабаровского автоэксперта Дмитрия Власкина. Он много лет занят в сфере продаж иномарок: знает сильные и слабые стороны десятков моделей.
«Лично я никогда не сяду за руль китайского автомобиля, пока есть альтернативы. По моему мнению, китайская сборка оставляет желать лучше, машины до сих пор очень сырые. Из минусов нужно отметить плохую защиту днища, не очень хорошее антикоррозийное покрытие, а также большие проблемы с вариаторами. Сам не раз видел, как некоторые элементы кузова прикручены на саморезы, это встречается даже на премиальных машинах. На мой взгляд, многие модели не продуманы и плохо совместимы с возлагаемыми на них задачами. Взять, к примеру, популярные внедорожники Tank от фирмы Great Wall — у них много мест, особенно в нижней части кузова, куда попадает грязь, от которой распространяется коррозия», — рассказывает Дмитрий Власкин.
Также автоэксперт отметил, что до сих пор не налажены поставки запчастей. Особенно это актуально для владельцев подержанных автомобилей, возрастом старше пяти лет. Ситуация, по мнению Дмитрия Власкина, может измениться в обозримом будущем.
«Крупные китайские автопроизводители сейчас активно нанимают европейских и американских специалистов, чтобы улучшить качество своей продукции, сделать машины уникальными и более надежными. Возможно, в ближайшие годы мы увидим совершенно иной автопром. Но дело это небыстрое. Радует, что сами китайцы стремятся не только увеличивать объем продаж, но и работать над качеством», — подытоживает хабаровский автоэксперт.
Что говорят автодилеры
FAW
«На текущий момент наш дилерский центр не продает легковые автомобили. Это связано с особенностями логистики. Все автомобили, привезенные из Китая, сначала отправляются в Москву, а потом уже распределяются по регионам. Наилучший вариант, если вы физическое лицо — привезти авто из Китая напрямую самому».
Компания «АВТОМИР ДС» – дилер брендов HAVAL и TANK
«Официальными дилерами брендов Haval и Tank наша компания стала в 2022 году. Рост продаж в 2023 году увеличился в два раза, по сравнению с годом ранее. Также мы прогнозируем рост продаж всей нашей представленной продукции в 2024 году на 15%. Основная часть покупателей – Хабаровский край. Из других регионов особенно активны Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Амурская область. Что касается запасных частей, расходных материалов, масла и технических жидкостей – все они есть в наличии у официального дилера. Если необходимых комплектующих нет на складе в Хабаровске, средний срок поставки составляет 20-30 дней».
Линейка Sitrak, Howo, Shacman, Dongfeng. Компания ДЛТС
«Из-за насыщения рынка китайская продукция хорошо продавалась в 2022 году, также положительная динамика продаж сохранилась в 2023 году. Однако из-за валютных скачков, которые повлияли на стоимость юаня, были моменты стагнации. Техника по-прежнему востребована в регионах Дальнего Востока — приезжают покупатели с Камчатки, Сахалина, Якутии, Приморья. Для удовлетворения спроса компания старается держать практически весь ценовой сегмент китайской техники. Что касается запчастей — мы как дилеры формата 3S и 5S предлагаем не только прямую поставку запасных частей от официальных представителей, но также сервисное обслуживание и поддержание гарантии».
«Exeed центр Восток» (Хабаровск)«Наша компания является официальным дилером этого бренда в Хабаровске. Динамика продаж растет каждый год. К примеру, в 2024 году мы ожидаем прирост продаж на 53%. Что касается сервисного обслуживания, то все запасные части имеются у нас в наличии на складе, если чего-то не хватает, заказываем напрямую с заводов в Китае».
Несмотря на геополитическую ситуацию и запретительные меры японских властей, Дальний Восток все еще остается главной площадкой для ввоза подержанных «японок». Постепенно рынок будет заполняться различными моделями из Китая, которые, несомненно, займут свой ценовой и потребительский сегмент. Но говорить о полном вытеснении японского автопрома китайским пока преждевременно. Тем не менее, преимущества китайских автомобилей в 2024 году очевидны:
— Низкая цена. КНР является крупнейшим производителем и экспортером авто с моторами, работающими на бензине, электричестве. Близость РФ и Китая значительно сокращает стоимость доставки;
— Удобная транспортировка. Авто следуют через уже отработанные логистические цепочки;
— Поддержка китайского автопрома обоими государствами говорит о том, что бюрократические и таможенные сложности будут минимальными;
— Техническая оснащенность. Даже в скромных комплектациях автомобиль будет напоминать современный гаджет.