В Хабаровске в этом году за счет средств городского бюджета обновят 62 двора многоквартирных домов. Таковы результаты конкурса, который проводила мэрия с 10 марта до 14 апреля.
Как рассказали EastRussia в мэрии Хабаровска, в ходе открытого конкурса все желающие могли подать заявку на благоустройство дворовой территории. В конкурсе приняли участие управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, а также товарищества собственников недвижимости.
Всего было подано 75 заявок от юридических лиц, из них 39 - на установку детских и спортивных площадок и 36 - на ремонт дворовых проездов и тротуаров. По итогам конкурса было отобрано 62 заявки, из них 32 - на установку детских и спортивных площадок, и 30 - на ремонт дворов.
В мэрии подчеркнули, что средняя доля софинансирования работ по благоустройству собственниками составила чуть меньше половины, лишь в некоторых случаях - 60-70%. Таким образом, из городского бюджета будет выделено порядка 30 млн рублей. Со списком победителей открытого конкурса можно ознакомиться на сайте мэрии.
– Олег Борисович, начнем, пожалуй, с самого глобального проекта в Хабаровске в области жилищного строительства – микрорайона Ореховая сопка, где буквально в чистом после высотки растут, как грибы после дождя.
– Да, действительно, это большой проект комплексной застройки – 1,3 млн кв. метров жилья, эдакая «точка роста» всего жилого строительства в нашем городе. Я подчеркну – комплексной, наряду с жилыми домами здесь построят три школы, семь детских садов, две поликлиники. Причем, одна из школ – инновационная, «Школа будущего», на 2,1 тыс. учеников, будет самой большой школой на всём Дальнем Востоке.
– Кстати, а почему в микрорайоне «Строитель» к строительству школы и поликлиники приступили только сейчас?
– Это связано с банкротством застройщика микрорайона – «Дальспецстроя», они попросту не успели завершить все объекты. Не только, кстати, школу и поликлинику. По остальным стройплощадкам в городе применяется комплексная за\стройка, которая предусматривает всю необходимую инфраструктуру.
– Раз уже затронули тему недостроев. Много их в Хабаровске осталось?
– За последнее время дело сдвинулось, тут все постарались – и мэрия, и правительство Хабаровского края, и федеральные власти вместе с надзорными органами. В 2020 году общими усилиями удалось решить вопрос по 11 проблемным домам, в 2021 – еще по семи, в прошлом – девять недостроев сдали. В основном, достраиваем за счет инвесторов. К примеру, «Талан-Регион» возьмется за проблемные дома на Воронежской, где ранее работал наследник «Дальспецстроя» - ГВСУ № 6. Федеральный застройщик из Казани «Юникей» достроит дома на Бондаря.
– Думаю, все заметили, что в Хабаровске появились новые застройщики, как правило, федерального уровня. Чем привлекает их наш город?
– Думаю, прежде всего, отношением городских властей. Мэр Хабаровска поставил задачу: «Создать все условия для застройщиков – максимально быстро обеспечивать подключения стройплощадок к сетям, разрабатывать дорожную схему с учетом будущей застройки». Собственно, все это и есть часть того самого метода комплексного развития территории. Мы же с вами понимаем, что появление новых крупных игроков на рынке приводит если не к снижению стоимости квадратного метра, то как минимум к улучшению качества и объемов предлагаемого жилья. В принципе, это уже видно по тем новым домам и жилым комплексам, что появились в Хабаровске за последнее время.
– Как технически выстраивается работа с потенциальным застройщиком?
– Для начала определяется участок под застройку. Тут инициатором может выступить мэрия, правительство края, АО «ДОМ.РФ» или же сам застройщик. Затем мы смотрим существующие ограничения по данным территориям, если их нет, то начинаем решать – какая инфраструктура необходима, какие коммуникации, подключения и – самое главное – источники финансирования. Не секрет, что город сам «не потянет» коммуникации, это очень затратная статья расходов. Выручают меры поддержки от федерального центра. Так, в 2021 году Хабаровскому краю одобрили инфраструктурный бюджетный кредит в размере 3,7 млрд. руб. на развитие микрорайона Ореховая сопка. На эти деньги построили тепломагистраль от ТЭЦ-3, дорогу по улице Героев Пассаров, детский сад на 320 мест.
В прошлом году получили еще 1,13 млрд рублей на строительство подстанции и линии электроснабжения, эта электроэнергия, кстати, пойдет не только на жилые микрорайоны, но и на будущий кампус ТОГУ.
Кстати, со всеми застройщиками у нас выстроены отношения таким образом, что они обязуются передать часть квартир в новостройках муниципалитету по фиксированный цене, мы же потом используем эти квартиры для расселения аварийного фонда, предоставления квартир учителям, врачам, для других социальных нужд.
Иногда застройщик берет на себя обязательства по реконструкции общественных пространств. Например, компания «Пик», заходя на рынок», первым делом обновила площадь Блюхера в Хабаровске.
– Комплексное развитие территории невозможно без дорог…
– Совершенно верно. Это, кстати, видно по микрорайону «Строитель», где выезд с улицы Вахова на Павла Морозова – «узкое горлышко». Чтобы впредь такого не повторялось, мэрией прорабатывается вопрос строительства автомобильной дороги по Панфиловцев от Малиновского до путепровода на проспекте 60-летия Октября, уже подготовлена проектная документация. Новая улица соединит Выборгскую и Промышленную. В этом году завершится ремонт Тихоокеанской, после чего увеличится ее пропускная способность.
– А какие площадки сейчас активно застраиваются в Хабаровске?
– Например, те, где идет или планируется дорожное строительство, которые я сейчас назвал. Если говорить в целом, то застройщик проявляет интерес к свободным территориям, где можно подойти комплексно: построить жилые лома, социальные объекты, оборудовать общественные пространства. В этом плане у нас хорошо подходит северная часть города, район Воронежской и объездной. Только «Талан-Регион-24» построит там 57 тыс. кв. метров жилья, это 1255 квартир, пять монолитных домов переменной этажностью до 21 этажа. Рядом застройщик из Татарстана - «Ю-Девелопмент» - четыре дома строит на 474 квартиры общей площадью 24 тыс. кв. метров. И еще с десяток площадок, в том числе «Дальневосточный квартал» в микрорайоне Хабаровск-II.
В Брянском переулке 400 тысяч кв. метров жилья построят, а также три детских сада, школы, объектов здравоохранения, закрытые паркинги, сделают благоустройство территории, разобьют скверы, сделают зеленые зоны отдыха.
Причем, речь идет не просто про отдельные площадки, которые будут застраивать комплексно, можно говорить в целом, что Хабаровск развивается по единому мастер-плану, который готовит КБ «Стрелка». Его главная концепция состоит в развитии самобытных районов – эдаких центров городской жизни, где будут сконцентрированы магазины, досуговые учреждения, парки, спортивные учреждения, офисные помещения и многое другое. Всего в Хабаровске их будет девять. По сути, это своего рода «мини-города» со своей архитектурной концепцией, которая должна полностью обеспечивать потребности жителей района.
– А хабаровчане как-то могут повлиять на решения – где и что будет или не будет строиться?
– Да, конечно. Вся градостроительная документация до утверждения проходит через общественные обсуждения, в ходе которых горожане могу внести свои пожелания и замечания. К тому же хорошо себя зарекомендовал проект «Формирование современной городской среды», в рамках которого жители сами выбирают общественные территории, которые будут благоустроены.
Что за зверь такой ТК, и какой стороной его прикладывать к валидатору (спойлер ― любой, лишь бы удалось считать ваши денежки), жители краевого центра знают уже пять лет, однако новые карты расширят горожанам географию поездок.
Расширяем ареал
Впервые автоматизированную систему оплаты проезда в хабаровском общественном транспорте ввели В 2017-м
― Были разработаны специальные карты, которыми можно рассчитываться в транспорте, ― говорит Дмитрий Ламаш, директор МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр». ― Два вида: обычная и семейная. Отличие в том, что семейной можно рассчитаться максимум за десять пассажиров за время поездки. В обычных стоит ограничение ― только один билет. Это является преимуществом транспортной карты над банковской ― никто не сможет случайно или умышленно снять с неё денег больше, чем за одного пассажира. И огромный плюс, что транспортная не попадает в Стоп-лист ― на это очень часто жалуются горожане, которые оплачивают поездки банковскими пластиками. Всего с 2017 года в городе продано свыше 30 тысяч транспортных карт, а пользуется ими около 10 тысяч пассажиров.
Минус хабаровских ТК до последнего времени был только в том, что за пределами города в общественном транспорте они не действовали. Теперь на смену пришло новое поколение карт ― ими можно рассчитываться в нашем крае, соседней Амурской области и, что самое приятное, в пригородных маршрутах. Это наверняка оценят те, кто ездит по работе в Хабаровск из ближайших поселений или любит кататься на дачу.
Новые ТК «ХМНИЦ» разработал совместно с ООО «ГПС» ― этот оператор давно трудится в Амурской области. Проделана интеграция систем, чтобы на одном оборудовании можно было рассчитываться разными типами карт. Но, обратите внимание, что старые ТК в эту концепцию не вписываются ― они по-прежнему обслуживаются только на территории города.
Характерные усы
Тираж первой партии «междугородних» носителей превысил пять тысяч экземпляров. Здесь не только карты, но и брелоки, и браслеты. Стоимость осталась прежней ― 100 руб. за ТК и брелок, 350 руб. ― браслет. Последние, в основном, приобретают для детей. Удобно: надел на руку и уже точно не потеряешь, и не будешь шлепать со школы пешком.
Родителям на заметку ― с транспортными картами вы сможете контролировать поездки своего чада. Их видно в специальном приложении: когда, на чем и куда ехал. Нужно только вовремя пополнять баланс.
Вместо привычных уже уточки-мандаринки и тигра на рубашке карты полюбившееся всей стране, но в другой ипостаси – на пятитысячной купюре – усатое лицо первого губернатора. Стильно и отсылает к истории ― Муравьев-Амурский в свое время тоже по краю поколесил прилично. Кстати, за пять лет, по статистике «ХМНИЦ», уточка укрепилась на лидерских позициях ― именно с ней карты покупали чаще всего. Посмотрим, сможет ли ее подвинуть Николай Николаевич.
Мелочь, а приятно
― По данным оператора ООО «ГПС», валидаторами для безналичного расчета оснащены все пригородные маршруты, и 100 процентов автобусов в Советской Гавани, Ванино, Чегдомыне и Николаевске-на-Амуре, городах Амурской области, ― продолжает Дмитрий Ламаш. ― Помимо обычных ТК в этой партии также представлены и семейные, по которым можно провести до десяти оплат за один рейс. Баланс пополняется в специальном мобильном приложении «Транспортная карта» и «Квартплата+». Купить их можно у нас по адресу: улица Ким Ю Чена, 42 либо в агентстве компании «Пять звезд» на Пушкина, 25.
Баланс прежних транспортных карт невозможно перекинуть на новые
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Если хотите сменить старую карту, учтите ― надо прокатать остаток средств, перекинуть баланс на новую не получится. Причем прокатать быстро ― сейчас по «мур-амурским» картам действует акция до конца года. С каждой поездки будешь экономить один рубль. Сорок раз проехал ― накопил деньги на одну «бонусную».
Напомним, в этом году МБУ «ХМНИЦ» презентовал специальный вид карт для учеников ― «Единую карту школьника». Их выпустили по заказу лицея «Звездного». Эти носители многофункциональные ― по ним проходят в учебное заведение, приобретают обеды в столовой и платят за проезд в общественном транспорте.
EastRussia продолжает выяснять, как живут и развиваются дальневосточные компании в условиях санкционного давления. Речь сегодня идет о стратегически важном объекте Хабаровска – МУП «Водоканал».
Качество воды – качество жизни. Бесперебойная подача качественной воды и отвод стоков – необходимые условия для функционирования муниципалитета и сохранения здоровья его жителей. Протяженность водопроводных и канализационных сетей Хабаровска составляет сотни километров. И все эти артерии необходимо обслуживать, модернизировать, устранять аварийные ситуации. В настоящее время привычные схемы для обеспечения качественной работы российских водоканалов приходится менять из-за влияния антироссийских санкций: бывшие партнеры вынуждают искать новые решения. Курс на импортозамещение был взят еще в 2014 году, в первую волну санкций из-за крымского вопроса. Импортозамещение в России наполнилось более глубоким смыслом после начала Россией специальной военной операции
Мэрия Хабаровска работает в тесной связке с городским водоканалом. Муниципалитет является собственником объектов водоснабжения и водоотведения, водоканал занимается эксплуатацией этих объектов. По словам главы администрации Хабаровска Сергея Кравчука, муниципальное предприятие «Водоканал» успешно реализуют программу импортозамещения, по многим параметрам водоканал перешел на отечественное оборудование.
«С началом специальной военной операции звучали прогнозы, что экономика остановится, все встанет – нет, ничего этого не произошло. Можно сказать, что экономика адаптируется к тем вызовам, которые обозначило нашей стране западное мировое сообщество. С Россией воевать не надо. Ни на поле боя, ни на экономическом и финансовом рынках, Россия все равно окажется победителем», – отметил Сергей Кравчук.
фото: пресс-служба МУП «Водоканал» Хабаровск
По словам директора предприятия Андрея Трость, санкции недружественных западных стран лишь косвенно затронули производственный процесс водоканала, водоснабжение Хабаровска защищено от прямого влияния санкций. Запасные части и трубы есть в наличии в достаточном количестве, проверенные поставщики продолжают сотрудничать, в большей степени сохранены отработанные логистические схемы, налаживаются новые. Трубы ВЧШГ (высокопрочный чугун с шаровидным графитом) для капитального ремонта коммунальных сетей будут поступать из КНР. Эти трубы востребованы в российской промышленности – они высокоустойчивы к коррозии и являются наилучшей заменой трубам из стали. Высококачественные полиэтиленовые трубы МУП «Водоканал» Хабаровска приобретает в России.
«Предприятие продолжает успешно реализовывать политику импортозамещения и противодействия санкционному давлению. Руководство предприятия проработало риски от введения запретов на ввоз в Россию импортного оборудования и запасных частей. Поставленную задачу – быстро адаптироваться к санкционному давлению и перестроить необходимые процессы – стараемся выполнять. Задвижки, гидранты и прочее необходимое для производственного процесса оборудование находится на складах в достаточном количестве», – пояснил Андрей Трость.
фото: пресс-служба МУП «Водоканал» Хабаровск
Глава предприятия добавил, что в октябре в полном объеме отгружены железобетонные изделия и стальные трубы, запорная арматура и инертные материалы (такие как сланец и щебень), а также пожарное оборудование и средства оказания первой помощи.
Оборудованию, необходимому для стратегически важных объектов, найдена достойная замена. К примеру, ранее предприятие планировало модернизировать электролизную станцию головных очистных сооружений водопровода за счет приобретения комплекса итальянского производства. Сейчас уже найдены качественные аналоги у китайских производителей.
Заместитель директора по охране труда и инвестиционной деятельности Виктор Гончаров сообщил, что на объектах предприятия продолжают использовать импортное оборудование и спецтехнику, которую планируют постепенно замещать продукцией отечественного производства или продукцией из тех стран, которые не ввели ограничения на поставку.
«Предприятие приобретает оборудование у посреднических организаций через конкурсные закупки, в результате чего, налаживанием логистики занимаются непосредственно дистрибьютеры. Производитель определяется в процессе конкурсных процедур, согласно заданным техническим характеристикам. Предприятием оперативно принимаются необходимые меры и решения при возникновении проблем, связанных с обеспечением населения холодным водоснабжением и канализацией», – добавил он.
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
При этом в августе 2022 года участники XIV ежегодной Всероссийской конференции Водоканалов приехавшие в Хабаровск со всей страны признали систему очистных сооружений города лучшими на всей территории Сибири и Дальнего Востока.
«Вода перед сбросом в Амур очищается на 95%, – рассказал Андрей Додусов, ведущий инженер-технолог очистных сооружений и канализации МУП «Водоканал». – У нас большая, разработанная совместно с администрацией Хабаровска программа модернизации оборудования: в 2020 году заменены автоматические ступенчатые решётки с прозором 5 мм, установлен современный комплекс по сбору и обезвреживанию отбросов с решёток. На вторичных отстойниках в 2021 году был заменён илосос. Стоимость этих работ составила 35 млн рублей, зато такого оборудования нет почти нигде в России, да и за рубежом встречается не часто».
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Также не так давно построен и оборудован цех ультрафиолетового обеззараживания сточной воды и насыщения кислородом. Мониторинг очистки сточных вод ежедневно проводит лаборатория, в штате которой 15 человек. Ежедневно контролируются порядка 14 показателей: ионы аммония, нитраты, нитриты, взвешенные вещества, железо. Контроль и поступающей воды, и воды на выходе проводится в нескольких точках
«По некоторым показателям стоки, которые сбрасываются в Амур после того, как пройдут через очистные сооружения, чище, чем вода, которая из Амура поступает в систему водоснабжения», - рассказала Ольга Костюк, начальник испытательной химической лаборатории сточной воды МУП «Водоканал».
Информация о преимуществах территориального общественного самоуправления не проистекает разве что из утюга, однако ещё далеко не все хабаровчане смогли их «пощупать». Для тех, кто лишь смутно представляет, что стоит за тремя буквами, а также для тех, кто уже вовсю пользуется открывшимися возможностями, в пятницу 30 сентября на форуме Гражданском форуме запланирована площадка «А что, так можно?».
Примеры успешных ТОС продемонстрируют, следуя принципу «от общего к частному»: федеральный опыт, краевой, городской ― пока не доберутся до конкретных хабаровских дворов.
― Мы пригласили спикера из Москвы, ― говорит Елена Примаченко, заведующая сектором управления по связям с общественностью и работе с молодежью администрации Хабаровска. ― На нашей площадке выступит Александр Точенов, ответственный секретарь совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Общественного совета Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, президент НКО «Центр прикладных исследований и программ». Он расскажет о деятельности ТОСов на федеральном уровне, о практике, которая существует в других регионах. Об особенностях ТОСов в зависимости от района края ― Ольга Приходько, начальник отдела развития ТОС комитета по внутренней политике Хабаровского края. Модератор площадки ― заместитель мэра Хабаровска по связям с общественностью и СМИ Денис Митрофанов разъяснит, какие меры поддержки ТОСов использует мэрия: семинары, совещания, помощь гражданам с оформлением документации.
И жителям, и коммунальщикам будет интересно и полезно узнать о возможности получить гранты на благоустройство территории как многоквартирных домов, так и частного сектора. А уж раздел «Миллион для депутата» точно никого не оставит равнодушным. Спойлер ― на самом деле городские парламентарии миллионерами не станут. По крайней мере не в рамках этой программы. Такую сумму каждому думцу выделил мэр, чтобы слуги народа могли оперативно и качественно решать проблемы и удовлетворять чаяния своих избирателей. Надо, скажем, дорожку во дворе подлатать или свет провести ― добро пожаловать к депутату. На площадке форума объяснят механизм, как горожане могут претендовать на депутатский миллион.
― Не надо пугаться, что потребуется заполнять бумаги для ТОС, а проявлять инициативу и объединяться с соседями, чтобы улучшить свой двор, сделать его комфортным и безопасным, ― уверяет Елена Примаченко. ― Ждем новичков и опытных участников ТОС, чтобы могли поделиться своими историями с другими, на площадке № 3 в конференц-зале Городского дворца культуры 30 сентября в 11.00. Зарегистрироваться можно заранее на сайте форума (12+) либо сразу в ГДК.
Почему администрация заинтересована в создании ТОС и готова помочь активным горожанам, объяснить легко. В первую очередь тем, что это перемены, которые точно будут соответствовать желаниям жителей.
― Замечательно, что неравнодушные хабаровчане принимают решения об улучшении своего двора, придомовой территории, ― подчеркнул мэр Хабаровска Сергей Кравчук во время объезда территории города. ― Они точно знают, что им надо сделать в первую очередь и в каком направлении идти дальше. И для реализации их идей сегодня есть много возможностей, в том числе программа по развитию территориального общественного самоуправления.
Активное развитие ТОСов в Хабаровске началось с конца 2019 года. За 2,5 года город по количеству ТОСов с последнего места вышел на третье.
Сегодня в Хабаровске процедуру оформления проходят десять новых ТОСов и уже действуют двести. Они претендуют на гранты для воплощения задуманного в краевых и городских конкурсах.
Кстати, решением губернатора Михаила Дегтярева финансирование краевых грантов в этом году увеличено до 250 млн руб. В Хабаровске на реализацию 93 проектов из краевого и городского бюджета, а также из собственных средств граждан уже привлечено около 80 млн руб. Средства вложены в строительство детских площадок, благоустройство придомовых территорий, установку спортивных объектов, видеонаблюдения и другие работы с личным участием жителей.
Отпускать своё детище в одиночное плавание уфимцы не стали - вместе с троллейбусом в Хабаровск приехал директор трамвайно-троллейбусного завода и специалист-наладчик. Путь неблизкий, агрегат недешёвый, перед обкаткой надо технику потестить, заодно и проинструктировать водителей «ГЭТ»а (МУП «Городской электрический транспорт»).
Тестировать «уфимскую штучку» будут два месяца ― на такой срок договорилась администрация Хабаровска с руководством завода. Если придется ко двору, планируют брать в постоянное пользование, и дозаказ оформить. Новый подвижной состав не прихоть, а нужда - по данным профильного ведомства мэрии в «ГЭТ»е 57 троллейбусов, 23 из них на постоянной швартовке. «На консервации», - уточняют в «ГЭТ»е.
― Обновление общественного транспорта и появление нового современного подвижного состава отечественного производства является для нас несомненным приоритетом, ― написал в своем телеграм-канале (12+) Сергей Кравчук, мэр Хабаровска. ― Мы будем стремиться и к появлению новых транспортных маршрутов в Хабаровске.
Вместимость уфимского «Горожанина» - так называется модель - 90 пассажиров, ехать сидя сможет 31 из них. Низкопольный ― это требование ко всему современному общественному транспорту. Вместительный ― длина 12 м, высота 3,6 м.
Тестовому троллейбусу оформили временную прописку в депо и присвоили бортовой номер 262. Пару дней электрического «мустанга» хабаровские водители с уфимскими «наставниками» объезжали без свидетелей, а в день «Д» пригласили на борт высоких гостей - в поездку на «Горожанине» отправились мэр Хабаровска Сергей Кравчук и губернатор Михаил Дегтярев.
― Мне троллейбус очень понравился, ― поделился впечатлениями после поездки градоначальник. ― Удобный салон, комфортный, надеюсь, что другие пассажиры его тоже оценят по достоинству. То, что он работает на автономном ходу, для Хабаровска благо. Город строится, появляются новые жилмассивы, и на таком троллейбусе можно заезжать в микрорайоны, забирать пассажиров и возвращаться обратно на маршрут. Сейчас он будет выходить на линию в течение 60 дней, а потом, если горожане одобрят, мы готовы вместе с правительством Хабаровского края приобрести подобный транспорт. С руководством завода мы договорились, но, повторюсь, решение за жителями. Политика города направлена на обновление общественного транспорта. Каждое утро на маршруты выходит 560-580 единиц автобусов, из них около 300 новых машин. Перевозчики постепенно заменяют подвижной состав своих парков.
Сколько «Горожан» готов будет приобрести Хабаровск в случае одобрения жителями, Сергей Кравчук пока сохранил в секрете, как и стоимость модерновой колесницы. Но судя по информации из открытых источников цена «рогатой батарейки» не может быть меньше 24 млн рублей
― Этот российско-белорусский троллейбус практически полностью импортозамещенный, ― говорит гендиректор Уфимского трамвайно-троллейбусного завода Денис Рассадников. ― Пока в нем две важных составных части импортного производства, которым еще нельзя подобрать аналог. Это аккумуляторные батареи, которые обеспечивают автономный ход, и мосты, на которых установлена машина. Российский передний мост уже есть, задний появится в 2023 году, так что через пару лет будет полностью собирать из отечественного. Он полностью соответствует всем современным требованиям, вплоть до USB-розеток в салоне для подзарядки и возможности настроить и раздавать пассажирам Wi-Fi.
Весь тестовый период на «Горожанине» посменно будут работать два лучших водителя «ГЭТ»а. Их задача не просто перевозить пассажиров, но оценивать технику: фиксировать на сколько хватило заряда и прочее.
Виктор Ильченко на предприятии с момента его открытия, с 1975 года крутил руль на всех возможных марках троллейбусов, что поступали в парк. Думал, ничем уже не удивить, но тут удалось. Сел и сразу почувствовал ― Это он!
- Удобная машина, ― говорит Виктор Ильченко. ― Даже такие мелочи продуманы, что водителю не надо постоянно ноги на педалях держать, машина сама становится на электрический тормоз, и на светофоре ноги отдыхают. При входе в кабину включаешь низковольтное питание и сразу высвечиваются все органы управления. Все видно, где какие кнопки ― прям здорово! В старых моделях приходилось наощупь включать - на них подсветки не было. А тут как в самолете! Надо опустить токоприемники? На улицу не выходишь – кнопку нажал и всё, прыгать-дёргать не нужно! Если видишь на остановке человека с коляской, пожилого, можешь наклонить корпус к посадочной площадке, чтобы он мог спокойно зайти в салон.
Сергей Кравчук и Виктор Ильченко
Первая же поездка за рулем уфимца разрушила шаблон старожила «ГЭТ»а. Впервые за 47 лет работы он смог «сойти с рельс» - отклониться от очерченного проводами маршрута.
― Сделали обычный круг, опустили токоприемник и свернули с привычного маршрута. Это было неописуемо! Какая-то свобода почувствовалась сразу, что ты можешь оторваться! ― восторгается водитель. ― Правда, ложка дегтя ― хотели повернуть на Краснодарскую, но дорога узкая, пришлось ехать до Большой. Надо бы ее расширить. Надеюсь, городские власти обратят на это внимание. До Ореховой сопки доехали, хотели развернуться, но там разворотное кольцо делали под маршрутки, на большой машине не повернуть. Пришлось ехать дальше и выйти на «федералку» – трассу «Амур». Представьте, как водители удивлялись, увидев троллейбус там! Некоторые догоняли нас, подолгу ехали рядом и разглядывали, не веря своим глазам.
Прокатиться на «автономном рогатом» могут теперь все хабаровчане. Он такой пока один. На борту, напомню, номер «262». Это если по походке антуражу не узнаете.
Форум общественников в Находке собрал сотни активистов с юга Приморья. Находкинский городской округ, Партизанский городской округ, Лазовский муниципальный округ, ГО Большой Камень, ЗАТО Фокино — одни участники поделились уже осуществленными проектами, другие наметили планы и убедились в необходимости и важности их реализации.
Открыл форум губернатор региона Олег Кожемяко. По его словам, именно благодаря неравнодушию жителей, их гражданской позиции в Приморье преображаются целые населенные пункты. Как дом начинается с порога, так и города становятся комфортнее и приятнее с придомовых пространств и общественных территорий. Один из самых эффективных инструментов позитивных изменений — территориальное общественное самоуправление (ТОС).
«Это малые быстрые победы, которые делаются руками самих жителей. Мы предоставили возможности в виде финансовых средств, а сами граждане участвуют в разработке проектов, контроле за ходом строительства. Сегодняшнее собрание общественников — еще один шаг вперед по повышению благоустройства на юге Приморья», — отметил руководитель региона.
Инициативные граждане сообща устанавливают детские и спортивные площадки, асфальтируют собственные дворы, проводят в них освещение и разбирают хаотичные свалки.
Популярность программы развития территориального самоуправления в Приморье c каждым годом растет. Как и популярность грантового конкурса ТОСов, в котором приморцы получают краевое финансирование на реализацию своих инициатив по благоустройству. Если за последние три года организаторы зарегистрировали 162 заявки, то на последний конкурс, состоявшийся в июне, пришла 341. Финансирование получили более 300 проектов ТОС.
Олег Кожемяко на форуме отметил, что бюджет краевого конкурса грантов для ТОС и инициативных групп граждан увеличили в два раза — со 140 до 280 млн рублей.
На юге Приморья темп задает Находка — всего с территории в этом году было подано 46 заявок, из них 16 — именно из Находки.
Здесь же, кстати, активно работает старейший и крупнейший в регионе ТОС — «Приисковый», объединивший не просто многоквартирный дом, а целый поселок из 300 человек. Уже более 15 лет его возглавляет Тимур Ибрагимов.
«Когда мы только начали работать, в 2007 году, общей платформы, на которой стояло бы и общественное самоуправление, и органы государственной власти, не было. Сейчас благодаря программе развития территориального самоуправления и проектам благоустройства в Приморье не только повышается качество жизни, но и формируется новый язык общения власти и общества — мы совместно решаем значимые вопросы. Например, в 2022 году, когда мы вошли в краевую программу, первым вопросом стало возрождение поселкового клуба. Здание, построенное в 1959 году, в 2009 году уже пустовало. Обратились в администрацию города, и нас активно поддержали, пошли навстречу. Еще одна большая гордость — установка современной системы освещения на солнечных батареях. До этого поселок тонул во тьме. Сейчас участвуем еще в двух программах, а планов еще больше», — рассказал председатель Совета ТОС Тимур Ибрагимов.
Мария Герфанова, «на счету» которой создание уже пяти ТОСов, отмечает: самое сложное — убедить людей довериться. Дальше, когда есть видимый результат, становится проще.
«Первый ТОС мы создавали 1,5 года. Были проблемы и с тем, чтобы убедить людей, что именно в наших руках благоустройство территории, и с заполнением документов «пробуксовки», но мы справились. Дальше заходили в программу более умело. Проекты, которые мы сейчас реализовываем абсолютно разной направленности: благоустройство памятника героям Великой Отечественной войны, установка остановочного павильона, создание тренажерной площадки, благоустройство мусорки», — прокомментировала активистка.
Сегодня, чтобы реализовать свою идею было легче, создана телефонная горячая линия Приморского центра гражданских инициатив. Он стал «единым окном» по вопросам благоустройства и всем программам, которые реализуются в крае. Его востребованность доказывают огромное количество звонков от приморцев. Специалисты ведут и очный прием во Владивостоке по адресу — улица Фонтанная 47.
Форумы общественников объединили представителей ТОС и активистов со всего Приморского края. Встречи «Живем в Приморье. Решаем вместе» при участии губернатора уже прошли 23 мая и 7 июля во Владивостоке, 12 июля состоялся межрайонный форум в Уссурийске, а 3 августа — в Дальнереченске.
Комментируя активность властей Приморского края по работе с активными гражданами городов и поселений, Сергей Кузнецов, заместитель директора Университета ТОС, Руководитель общероссийского проекта «Добрые соседи» отметил:
«На примере Приморского края мы видим, что залогом успешного развития ТОСов в регионах является правильно настроенная командная работа актива и менеджерский подход без эмоций. Это позволяет достигать не только результата в определенном проекте или задаче, но и решать много ежедневных задач, сопровождающих ТОСовские будни. Сегодня в России уже почти 40 тысяч ТОСов. Их количество растёт с каждым годом, и практика показывает, что территориальное общественное самоуправление – реальный инструмент развития территорий. Для этого у органов ТОС есть все возможности, включая финансовые».