На Сахалине яйца от местного производителя – птицефабрики «Островная» - подорожали на 26%. Об этом сообщил сам производитель, назвав меру «вынужденной».
Среди факторов, повлиявших на увеличение стоимости, рост цен на топливо и логистику, обслуживание оборудования. Повышение цен одинаково коснется как оптовых, так и розничных клиентов. Несмотря на удорожание, продукция птицефабрики «Островная» остается самой дешевой - из-за оторванности Сахалина доставка подобной продукции из других регионов обходится дороже.
Напомним, прошлым летом «Островная» уже поднимала цены на свою продукцию. Тогда минимальное увеличение цены было на семь рублей - за десяток яиц второй категории.
В текущем году проблемой дальневосточных аграриев стали неблагоприятные погодные условия – засухи и паводки. В первом полугодии большинство регионов продемонстрировали сокращение сельскохозяйственного производства. Тем не менее по некоторым видам продукции наблюдается рост экспортных поставок.
По итогам первого полугодия 2024 г. только один дальневосточный регион продемонстрировал небольшой рост производства сельскохозяйственной продукции относительно аналогичного периода 2023 г. (Таблица 1) – Магаданская область (+3,7%). В остальных регионах динамика производства в отрасли была отрицательной. Наибольший спад зафиксирован в Приморском крае (снижение индекса до 82%), Сахалинской области (85,4%) и Чукотском АО (89,9%). Следует отметить, что в России в целом рост за отчетный период составил всего 0,9%.
В Приморском крае в конце сентября началась уборка сои – планируется убрать 146 тыс. га в Михайловском районе, Октябрьском, Пограничном, Хорольском, Черниговском муниципальных округах, Уссурийском городском округе. К 26 сентября собрано 2,3 тыс. тонн сои. В текущем году посевам сои препятствовали сильные дожди, из-за чего ожидается снижение экспорта (посевная кампания в текущем году завершилась раньше срока[1], было посеяно порядка 150 тыс. га (план выполнен лишь на 51%)). Следует отметить, что в июле паводок в крае подтопил более 1 тыс. га сельскохозяйственных культур.
Тем не менее в Приморском крае отмечается рост экспорта ряда сельхозкультур. Из Приморья в январе-августе 2024 г. было экспортировано 1,332 млн тонн зерна и продуктов его переработки, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В том числе в августе показатель экспорта вырос на 12,1% относительно августа прошлого года, до 81,5 тыс. тонн зерновой продукции. В частности, в Республику Корея в августе экспортировано 44,9 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки, включая 24,7 тыс. тонн кукурузы, 19,9 тыс. тонн пшеницы, 0,3 тыс. тонн сои. В Китай в августе поставлено 30,7 тыс. тонн продукции, из них 9,4 тыс. тонн подсолнечного шрота, 5,8 тыс. тонн сои, 5,5 тыс. тонн ячменя, 4,5 тыс. тонн пшеницы, 3,1 тыс. тонн кукурузы. В Японию было поставлено в августе 5,9 тыс. тонн кукурузы.
Новое предприятие по выращиванию сои в крае планирует запустить ООО «Бэйдахуан»[2], инвестировав 78 млн рублей. Посевы должны быть размещены в Пограничном муниципальном округе. В год предполагается собирать урожай в более чем 2,6 тыс. тонн.
В Приамурье к концу августа было собрано 192,7 тыс. тонн зерна пшеницы, 16,4 тыс. тонн овса, 131,5 тыс. тонн ячменя. На территории Амурской области планируется увеличивать мощности по переработке сои. К строительству маслоэкстракционного завода в Благовещенске компания ООО «Таргет Агро»[3] намерена приступить в 2025 г., инвестировав 6,5 млрд рублей в рамках ТОР «Амурская». Мощность завода составит 300 тыс. тонн переработки сои в год. Он будет производить лецитин, масло гидратированное, масло рафинированное, пищевой соевый шрот. Ввод в эксплуатацию намечен на 2027 г.
При этом в июле стало известно, что КРДВ подала исковое заявление в Арбитражный суд Приморского края о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в ТОР «Амурская», заключенного в декабре 2020 г. с ООО «Мидгард»[4]. По соглашению, резидент ТОР принял на себя обязательства по реализации в 2021-24 гг. инвестиционного проекта по созданию завода по переработке сои с общим объемом капитальных вложений не менее 92 млн рублей. Инвестору был передан земельный участок в границах ТОР в аренду сроком до 2085 г. Позднее мониторинг выявил, что компания не ведет деятельности на участке.
В Иркутской области валовой сбор зерновых составляет 403 тыс. тонн, к концу сентября убрано 53% от запланированных объемов посевных площадей (их площадь в текущем году – 349 тыс. га). На полях региона регистрируется переувлажнение почвы из-за большого объема осадков, что усложняет сбор урожая.
При этом власти Иркутской области просят у федерального правительства сохранить для региона вывозную пошлину на рапс[5] в размере 6,5% сроком еще на год вместо действующей пошлины в 30% и ввести квоту для вывоза продукции в 100 тыс. тонн. Глава областного Минсельхоза И.Сумароков отметил, что мера необходима для введения мощностей маслозаводов по переработке рапса.
На льготную пошлину также претендует Забайкальский край. При этом в регионе отложено открытие предприятия по переработке масличных культур в Краснокаменске (компания «РапсОлия»[6], резидент ТОР), планировавшееся на июнь. На заводе планируется перерабатывать рапс, семена льна, сои, подсолнечника, лекарственных растений. Сдвиг сроков в компании объяснили задержками в поставках оборудования из Китая. Выращиванием и экспортом рапса в крае занимаются племзавод «Комсомолец» (в мае ФАС одобрила его приобретение холдингом «Юг Руси»), «Терос», «Мангазея Агро» и «Новое Беклемишево».
В настоящее время в Иркутской области рапс перерабатывают три завода – Иркутский масложирокомбинат (ГК «Янта», мощность переработки 20 тыс. тонн в год), СХАО «Белореченское» (47 тыс. тонн в год) и «Забайкальский агрохолдинг»[7] (50 тыс. тонн в год). В Тулуне в течение года ожидается ввод маслозавода ООО «Сиб-Агро Ойл»[8] мощностью переработки 50 тыс. тонн рапса. По итогам 2023 г. Иркутская область экспортировала 46,8 тыс. тонн рапса, по итогам текущего года экспорт ожидается на уровне 100 тыс. тонн.
Тем временем в Бурятии первый в регионе масличный завод компании ООО «Альянс плюс»[9] (в Улан-Удэ, в микрорайоне Медведчиково) до конца текущего года намерен отгрузить в КНР 2,6 тыс. тонн рапсового масла стоимостью 17,7 млн юаней и 2 тыс. тонн рапсового жмыха стоимостью 4,4 млн юаней – к настоящему времени отгружено 1,5 тыс. тонн масла и 360 тонн рапсового жмыха. В текущем году под рапс и лен в Бурятии выделено 3,8 тыс. га пахотных земель. В рамках первой очереди мощность завода по переработке семян масличных культур «Альянс плюс» составляет 100 тонн сырья в сутки. В проект инвестировано 200 млн рублей, общая планируемая сумма инвестиций оценивается в 888 млн рублей.
Часть урожая в Забайкалье в текущем году попала под влияние засухи. В центральных и северных районах пострадало порядка 50 тыс. га посевов, в том числе полностью погибли посевы на 26,5 тыс. га. Ущерб оценивается в более чем 1 млрд рублей. Наиболее сложная ситуация сложилась в Агинском, Ононском и Могойтуйском районах. Из-за засухи в крае с 15 августа вводился режим ЧС регионального уровня (в Агинском, Борзинском, Карымском, Могойтуйском, Нерчинском, Чернышевском, Шилкинском районах, Ононском и Приаргунском муниципальных округах). Тем не менее в регионе было создано новое производство – в августе в Забайкальском крае (поселок Могойтуй) был введен производственный комплекс ООО «Мелькомбинат Дальневосточный»[10] по переработке зерна мощностью 20 тыс. тонн пшеницы с объемом выпуска 60 тонн муки в сутки. Объем инвестиций составил 46 млн рублей.
В Хабаровском крае намерены к 2027 г. восстановить 5,8 тыс. га сельскохозяйственных земель, создав системы мелиорации (компания «Сервис Агро»[11]). Объем инвестиций составит 500 млн рублей, на 50% работы субсидируются из регионального бюджета.
В сфере животноводства Приморского края в текущем году угрозу представляло распространение вирусного заболевания африканской чумы свиней (АЧС). Первые очаги были обнаружены в июле на территории Пограничного муниципального округа – в селах Духовское, Жариково, затем заболевание распространилось на Хорольский муниципальный округ (села Хороль, Лукашевка) и поселок Пограничный (административный центр Пограничного муниципального округа). К сентябрю в крае сохранился только один очаг АЧС – в личном подсобном хозяйстве в Пограничном.
Напомним, что в прошлом году в регионе было зафиксировано снижение производства свинины на 3 тыс. тонн из-за вспышек АЧС в свиноводческих комплексах «Русагро-Приморье» и частных подворьях. Амурская область, между тем, в сентябре была признана благополучным регионом по АЧС. В прошлом году вспышки заболевания регистрировались в области в Благовещенском городском округе и Серышевском районе.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первое полугодие 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,9 |
Сибирский федеральный округ |
97,6 |
Иркутская область |
96,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
91,4 |
Магаданская область |
103,7 |
Хабаровский край |
99,0 |
Республика Бурятия |
98,4 |
Еврейская авт. область |
98,0 |
Республика Саха (Якутия) |
96,5 |
Забайкальский край |
96,2 |
Амурская область |
95,1 |
Камчатский край |
92,3 |
Чукотский авт. округ |
89,9 |
Сахалинская область |
85,4 |
Приморский край |
82,0 |
[1] В середине, а не в конце июня.
[2] Уссурийск, учредители – граждане КНР Ван Юйчжу, Ван Лунлинь и Чи Фабо.
[3] Владелец – С.Инюточкин.
[4] село Ровное, владельцы – Н.Михайлов и А.Уваров (также владеет ООО «Амур Инвест соя» в Благовещенске).
[5] С 1 сентября 2024 г. снят временный запрет на экспорт рапса, и до 31 августа 2026 г. введена повышенная экспортная пошлина в 30% (но не менее 165 евро за тонну). Ранее базовая пошлина на экспорт рапса составляла 6,5% (но не менее 11,4 евро за тонну).
[6] Владельцы – Г.Левин, Ван Чжицян.
[7] Учредители – ООО «Восток Капитал» (В.Тен, А.Черников), Чжан Дачжун.
[8] Тулун, владелец – А.Терентьев.
[9] Владелец – гражданин КНР Лю Фугуй.
[10] Владелец – Б.Бальжинимаев.
[11] Учредители И.Капырин, В.Хуршудова.
Кто не мечтал сделать путешествия частью своей работы? Открывать для себя и для других Арктику и Дальний Восток, проводить много времени на природе и делиться этой красотой с аудиторией. Директор видеопроизводства коммуникационного агентства PressPass Юлия Лобастова рассказала о том, как делать это красиво.
- Что вас больше всего вдохновляет в поездках?
- Открытие новых регионов для себя. До того, как я начала работать в PressPass, я очень недооценивала туризм в России, считала, что его особо и нет. Но после того, как начала ездить по работе в разные регионы страны, Россия для меня открылась с другой стороны, я поняла, что очень сильно заблуждалась и ошибалась. И теперь, например, Камчатка — один из моих любимых регионов. Мне кажется, я уже стала ее амбассадором. Даже в отпуск туда ездила и взяла туда с собой десять человек.
- Чем вдохновляетесь, когда готовитесь к поездкам, к написанию роликов?
- Каждая поездка — новая. Даже, когда приезжаешь в регион снова и снова — поездка и съемки каждый раз другие, они вообще не повторяются — другие погодные условия, другое окружение. На Камчатке я была в разное время года и видела очень разную природу. Хорошо, что в России есть четыре сезона, потому что можно наблюдать ее каждый раз другую.
Вдохновляют рассветы и закаты, потому что природа открывается с самой своей лучшей стороны. Съемки у нас в основном и проходят в это время. Точнее, они проходят весь день, но начинаем мы с раннего утра, и это огромное счастье – застать и рассвет, и закат в один съемочный день.
- Многие говорят, что ваши ролики похожи на кино. В чем секрет? Это команда, видение режиссера, работа продюсера?
- Это комплекс условий. Это и хорошая оптика, и оборудование, и режиссерский подход. Многие говорят, что не могут отличить картинку одного объектива от другого. Они лукавят, потому что еле уловимое отличие есть, оно как раз и дает картинку, как в кино или как в обычном репортажном ролике.
- Помимо хорошей оптики, нужна еще и хорошая команда.
- Да, наша команда насчитывает порядка десяти человек: кто-то трудится в продакшене, пока идут съемки, еще пять человек трудятся после. Цикл производства занимает почти месяц.
- Как правильно создавать ролики? Какие этапы нужно пройти?
- Сначала мы изучаем территорию по видео и картинкам, которые уже есть. Затем складывается определенный набор того, что выгодно показать в регионе. После этого мы подбираем оптику, аппаратуру, реквизит, актеров и отправляемся снимать на натуре. Обычно на съемку нам требуется от пяти до десяти смен, при этом у команды абсолютно ненормированный рабочий день.
- А где берете актеров?
- Мы стараемся по максимуму вовлекать регионы в наши проекты и в качестве актеров приглашаем местных ребят, добровольцев, которые будут выступать лицом своей территории. Например, в этом году в роликах на Камчатке снимались местные девушки — лыжница, гид и каюр.
- Какой из регионов Дальнего Востока самый кинематографичный, на ваш взгляд?
- Камчатка! Вообще на Дальнем Востоке я была в Якутии, Хабаровском крае и на Камчатке. Это всего четыре региона из одиннадцати, поэтому оценивать сложно.
- А какой дальневосточный регион вы мечтаете снять?
- Курилы. Это моя мечта. Еще интересно поснимать в Магаданской области, там очень красиво. И очень хочу побывать в Забайкалье на Чарских песках.
- С какими трудностями приходится сталкиваться во время съемок на Дальнем Востоке?
- С погодой. С ней вообще сложно где-то договориться, а на Дальнем Востоке особенно. Например, во Владивостоке мы снимали ролик-анонс для регаты. Был конец мая-начало июня. Гребцы, которых мы снимали, приготовили лодки, но в воду зайти не смогли — так было холодно. Пришлось находу менять локацию, ехать в другую часть города.
Нюансов, связанных с холодом, много. Даже в дождь можно что-то снимать, но не в холод, страдают и актеры, и съемочная группа. Этой зимой у нас была длинная съемка на Камчатке, мы работали 20 дней и съемочная группа болела по очереди. Это было очень тяжело, потому что не получалось полностью выполнить ни один съемочный день. Приходилось на ходу что-то решать, отменять съемки, переносить их.
- А взаимодействие с дикой природой — не одна из сложностей?
- Да, тоже одна из сложностей. Однажды в Кроноцком заповеднике мы снимали ролики о безопасном поведении туристов, и перед нами пробежал медведь. Было страшно — он с большой скоростью убегал от другого мишки, а мы думали, что он бежит прямиком на нас. Еще одна трудность — мошкара. Как-то раз мы попали в облако мошки, она постоянно была в кадре и все портила. Мы пытались что-то предпринять, пользовались репеллентами, но они не помогали. Вообще ничего не помогало. Длилось это минут 40, не было ни ветринки и мошкара стаями летала над всей съемочной группой, было очень неприятно. Пришлось ждать, пока сама природа не вмешается и не включит нам ветер. И как только он появился, мошку просто сдуло, и мы смогли спокойно работать.
- Что обязательно нужно показать в роликах о Дальнем Востоке?
- Уникальную природу, красивые пустынные пляжи. И еще, кроме природы, на Дальнем Востоке нужно обязательно показывать развитие, потому что оно есть и происходит стремительно. И это развитие можно показать через ролики про природу, потому что вся инфраструктура вписана в нее. И это, кстати, еще один интересный бонус регионов Дальнего Востока — ты находишься в городе, но при этом вокруг тебя природа.
- Самая сложная работа, которой вы гордитесь?
- Все работы, которые были сделаны с командой, мне нравятся. Они сложные и интересные.
- Что должно обязательно быть в ролике, чтобы он стал интересным?
- По моему мнению, любой ролик должен затрагивать струны души. Когда тебя затрагивает, значит, все получилось. А если посмотрел и ничего не осталось, значит плохо поработали.
Состояние энергосистемы Дальнего Востока не отвечает сегодняшним темпам роста промышленности, что признавали многие участники Восточного экономического форума. В настоящее время идет разработка программы по развитию электроэнергетики в ДФО до 2050 года, которая должна учесть перспективный спрос на электроэнергию и мощность. При этом в энергобалансе возможны серьезные структурные изменения. В частности, «Росатом» предлагает сделать Дальний Восток новым центром развития атомной энергетики России.
Спрос догнал износ
Темпы потребления энергии на Дальнем Востоке растут быстрее среднероссийских – по данным, которые привёл Фёдор Опадчий, председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (СО ЕЭС), с начала года по сравнению к прошлому рост потребления в России составил 3,8%, по Дальнему Востоку 5,1%, а в отдельных регионах ещё выше — в Бурятии 8,8%, а в Забайкалье 7,5%. Неплохая динамика сложилась и в границах Хабаровской энергосистемы. За последние десять лет среднегодовой темп прироста потребления мощности здесь составил 2,2%, темп прироста потребления электроэнергии – 1,9%, уточнил Фёдор Опадчий.
Аналогичный тренд наблюдается в Якутии, где растет добыча полезных ископаемых. «Если раньше наша республика была энергоизбыточным регионом, то с 2021 года за счет бурного промышленного роста потребление начало превышать выработку электроэнергии. Новым проектам уже сейчас необходимо свыше 1 ГВт/ч электроэнергии для тех проектов, которые уже сегодня реализуются», – заявил глава региона Айсен Николаев.
Дефицит энергомощностей наблюдается почти по многим субъектам ДФО. Суммарно, по прогнозам СО ЕЭС, нехватка электроэнергии по федеральному округу к 2030 может составить 10,7 млрд кВт/ч. Для ее компенсации требуется построить 1,6 ГВт мощностей для выработки энергии.
Вместе с тем у действующих объектов генерации на Дальнем Востоке степень износа выше среднероссийского в 1,7 раза, проинформировал первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, а удельный расход условного топлива больше на 22%. Особенно сложное положение дел в локально изолированных энергосистемах и энергорайонах.
От состояния инфраструктуры зависит надежность энергоснабжения, на что влияет и непростая финансовая ситуация. Так, после присоединения в 2019 году Центрального и Западного энергорайонов Якутии к неценовой зоне оптового рынка, регулятором которого выступают федеральные органы, основная сетевая организация ПАО «Якутскэнерго» (входит в «РусГидро») стала недополучать выручку по причине перехода крупных промышленных потребителей на ОРЭМ и оплаты за передачу электрической энергии «Федеральной сетевой компании». За пять лет доля потребителей ФСК в республике увеличилась с 22 до 32%.
По словам Айсена Николаева, вследствие этого у «Якутскэнерго» наращиваются убытки. На сегодня они превышают 10 млрд руб. В результате региональная компания вынуждена сокращать инвестиционную и ремонтную программы, что чревато ростом отказов и аварий. «За эти годы в республике число аварийных ситуаций увеличилось почти в три раза: с 646 в 2020 году до 1123 в 2023-м. Износ сетевого хозяйства – с 50% до 57%. Отключение электроснабжения, когда на улице минус 50 или минус 60, – это прямая угроза не просто здоровью, но жизни людей», – резюмировал губернатор.
Источники разные нужны
У государства есть понимание того, какие технические решения позволят покрыть энергодефицит на Дальнем Востоке, отмечает Фёдор Опадчий. Эти планы отражены в разработанных проектах таких базовых документов, как Схема и программа развития электроэнергетических систем России на 2025-2030 годы и Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Сегодня ведется разработка отдельной программы по развитию электроэнергетики Дальнего Востока на период до 2050 года.
Помимо планов по модернизации действующих объектов регионы инициируют крупные стройки. Так, в Якутии выступают за строительство Новоленской ТЭС мощностью 550 МВт, которая обеспечит потребности компаний при освоении месторождений Иркутской области, Бурятии, Ленского и Мирнинского районов Республики Саха. «Газпром» возведет Чульманскую газовую электростанцию на 330 МВт и два блока Нерюнгринской ГРЭС с двукратным увеличением мощности до 1ГВт. На севере Якутии запланировано создание Кючусского промышленного кластера, под потребности которого «Росатом» построит АЭС малой мощности.
В Хабаровском крае на 2027 год намечено строительство двух энергоблоков Хабаровской ТЭЦ-4 общей мощностью 410 МВт в рамках проекта по замещению мощностей Хабаровской ТЭЦ-1. Кроме того, проект Генсхемы размещения объектов энергетики (в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения) предусматривает создание в регионе новой ТЭС мощностью порядка 230 МВт к 2030 году, а также Нижне-Ниманской ГЭС мощностью 360 МВт – в 2037-м.
Гидрогенерация будет востребована не только в Хабаровском крае, уверен Айсен Николаев. Гидроэнергетические ресурсы Якутии сегодня составляют 60% потенциала Дальнего Востока, из которых освоено только 1,5%. В 2013 году на средства Инвестфонда РФ была спроектирована Канкунская ГЭС мощностью 1ГВт под программу комплексного развития Южной Якутии, предполагающей запуск Эльконского ГМК, Тарыннахского и Таежного ГОКов, Селигдарского горно-химического комбината. Теперь настало время вернуться к проекту.
Большие планы связаны с расширением в ДФО атомной генерации. Генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев представил на сессии ВЭФ-2024 «Новая энергия Дальнего Востока» план по созданию к 2042 году в Приморье, Якутии, Чукотке, Амурской области и Хабаровском крае шести АЭС с 12 энергоблоками суммарной установленной мощностью – 4,1 ГВт. Глава госкорпорации уточнил, что намерения могут измениться, поскольку проекты еще должны быть утверждены правительством РФ, а также пройти общественные слушания (стоит сказать, в Хабаровском крае АЭС мощностью 1,2 ГВт предлагается построить близ поселка Эворон в 2036 году. Идея атомной станции в регионе обсуждалась еще в советское время, и в конце 1980-х у нее было немало противников).
Объекты атомной энергетики капиталоемкие, но, по словам А. Лихачева, нельзя говорить только о модернизации существующих энергомощностей, надо смотреть шире, создавая «новый энергетический облик Дальнего Востока». «Дальневосточные регионы станут в полной мере атомными регионами. Это, конечно же, инфраструктура, и не только энергетическая. Это инфраструктура образования, это инфраструктура промышленных поставок совершенно нового уровня, строительного комплекса», – заявил А. Лихачев.
Глава Минэнерго РФ Сергей Цивилев считает необходимым развитие генерации во всех сегментах энергетики, включая атомную. При этом он призывает не забывать о возможностях угледобывающей отрасли. «Мы должны развивать угольную генерацию на территории Дальнего Востока и Сибири, потому что у нас большой запас угля, и его надо использовать», – сказал министр, в недавнем прошлом губернатор Кузбасса – главного углепогрузочного региона страны.
При строительстве генерирующих мощностей принято отталкиваться от CAPEX проекта, но более рациональным подходом, полагает С. Цивилёв, может стать анализ стоимости киловатт-часа на протяжении всего периода функционирования конкретной генерирующей системы. Энергообъекты также должны быть обеспечены ресурсами на весь срок своей деятельности, чтобы по прошествии времени не пришлось переводить их с одного вида первичных ресурсов на другой.
От тарифа до сумы
Безусловно, краеугольный вопрос – привлечение в отрасль инвестиционных ресурсов. «Я в компании десять лет работаю уже скоро, и все десять лет компания говорит на всех уровнях: коллеги, не хватает тарифа, необходимы какие-то варианты финансирования энергетики Дальнего Востока, – подчеркивает председатель правления, гендиректор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин. – Если мы не вкладываемся в модернизацию должным образом, к чему это в итоге приведёт? В начале пойдет рост аварийности, дальше пойдут веерные отключения, дальше – самые негативные последствия».
Холдинг неоднократно подымает проблематику, но к обращениям энергетиков относятся как к плачу Ярославны, сетует менеджер. Приходится слышать, что в бюджете нет денег, в тоже время дается понять, что поднимать тариф – непопулярная мера.
«Где взять деньги? Деньги взять в новом облике энергетики. Знать бы еще телефон этого нового облика, потому что мне как раз сейчас к зиме надо 11 млн тонн угля закупить, может быть, там я смогу найти помощь в этом», – иронизирует В. Хмарин.
В свою очередь в Минвостокразвития предлагают продлить действие надбавки для выравнивания энерготарифов в ДФО до среднероссийского уровня после 2028 года, но переформатировать механизм, предусматривающий адресацию средств, вырученных от потребителей первой и второй ценовых зон ОРЭМ, в дальневосточные объекты энергетики. Раньше, по сути, дотировалась старая генерация с низким коэффициентом полезного действия, признаёт Гаджимагомед Гусейнов.
«Это тоже ресурс – ежегодно 30 млрд руб. мы направляем на субсидирование. Давайте направим часть этих денег либо общий объем на модернизацию электроэнергетики на Дальнем Востоке, в том числе в изолированных территориях. То есть не будем субсидировать неэффективное», – пояснил замминистра.
О необходимости решения вопросов по тарифным источникам говорит и Айсен Николаев (в июле этого года назначен председателем комиссии Госсовета по направлению «Энергетика»). Возвращаясь к ситуации с «Якутэнерго», он не исключил, что убытки сетевой организации будут только расти (в настоящее время «РусГидро» изучает вопрос выделения электросетей из своих региональных активов).
В Якутии это ещё связано с высоким уровнем протяженности линий электропередач – около 30 тыс. км – на большую территорию обслуживания с низкой плотностью потребителей. «Компенсация данной особенности энергосистемы только за счёт регионального или муниципального бюджетов абсолютно бесперспективна», – подчеркнул глава республики.
Проблема в ближайшие годы коснется и других субъектов ДФО, в том числе Бурятию, ЕАО, Амурскую область, где заключаются договора последней мили с ФСК. В этих регионах наступят аналогичные проблемы, если вовремя не принять действенные меры, предупредил А. Николаев.
«Мы предлагаем комплексное решение: или возвращать базового потребителя, или компенсировать из бюджета накопленный убыток, распространить механизм выравнивания энерготарифов на территории неценовой и ценовой зоны. Есть и другие методы, но это надо обсуждать и не замалчивать», – заключил он.
О развитии кооперационных связей между предприятиями, работающими в одной отрасли, говорится сегодня на всех уровнях власти. Владимир Путин, например, поручил создать в Хабаровском крае промышленный кластер для производства строительных материалов, запустить цепочку агрокластеров для обеспечения продовольственной безопасности региона. Производители пищевой промышленности края и сами бы хотели объединиться, чтобы работать с выгодой. Но есть сложности, которые сегодня можно решить только на федеральном уровне.
Местные собираются вместе
Дальневосточную Ассоциацию пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства в Хабаровском крае создали в 2021 году. Сегодня в нее входит почти 60 предприятий из 300, зарегистрированных на территории региона. Членство в Ассоциации помогает производителям продвигать свою продукцию на полки торговых сетей и небольших магазинов. А ведь еще недавно, говорит ее руководитель Алексей Андрусенко, местного изготовителя и вовсе не хотели видеть ни в одном из крупных ритейлеров края.
— Сегодня ситуация немного изменилась в лучшую сторону, но не настолько, как нам бы хотелось, — признается генеральный директор дальневосточной Ассоциации пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, гендиректор компании «Золотой юг» Алексей Андрусенко. — Вообще заходить в регион инвесторы будут только тогда, когда будет прозрачен вопрос со сбытом. Это экономика. Зачем затевать производство, если ты не знаешь, куда это потом продать. Если ты годами бегаешь за торговыми сетями, чтобы встать на их полки. Кто дал торговым сетям право решать – кто будет из производителей размещаться у них, а кто нет? Кто дал им право влиять на экономику страны? Ведь поддерживать местных производителей – это развивать экономику страны. Раньше все завозили товары из-за границы, сейчас мы производим свое, но надо усилиться в этом направлении. Почему лучшие места в магазине у соков «Добрый» и «Рич»? Получается, торговые сети поддерживают интересы транснациональных компаний? А как же местный производитель? Я считаю, что в каждом регионе в торговых сетях приоритет и минимальная торговая надбавка должны быть у местных производителей молока, соков, колбасы и другой пищёвки, промышленности, бытовой химии.
В одиночку развиваться сложно, это знали еще в СССР. Первые кооперативы появились в 1987 году. Объединения помогали выжить и развиваться. По большому счету модное нынче слово кластер – это и есть кооператив с отлаженными внутри него цепочками поставок, группа компаний, которые сотрудничают друг с другом. В такой кластер, вернее, агропарк, мечтает объединить единомышленников руководитель ассоциации Алексей Андрусенко.
В России строительство агропромышленных парков пока меньше десятка, ближайший к Хабаровскому краю возводят в Южно-Сахалинске. В рамках первой очереди строят оптово-распределительный центр на 12 тысяч квадратов, производственно-складские корпуса на 5 тысяч м², овощехранилища на 1300 м². Для резидентов – подключение к электроэнергии, газу и воде. Вся площадь парка – 56 гектаров, здесь же разместится торгово-выставочный комплекс на 18 тысяч квадратных метров с возможностью проведения экскурсий для посетителей для развития туризма в регионе. Первую очередь планируют ввести в эксплуатацию в 30 августа 2024 года, чтобы местные производители могли хранить, перерабатывать и отгружать жителям островного региона продукцию собственного изготовления в соответствии с современными требованиями к качеству.
— В кластере каждый обладает чем-то небольшим, а при объединении это же какой дает синергетический эффект. Были даже опыты — сравнивали предприятия, которое само по себе и то, которое состоит в объединении подобных. Одиночка проигрывал союзу, и это нормально. Мы создали Ассоциацию для повышения конкурентоспособности местной продукции. А это однозначно, самое главное — понижение себестоимости ее производства. Сырьевая составляющая, как правило, занимает 25-30%, у кого-то побольше — 50-60%. Но, как правило, очень много, больше половины, коммерческие издержки занимают. Это арендная плата, коммунальные платежи, электронные системы, с которыми работает предприятие. И вот в этой части мы в Ассоциации хотим делать кооперацию – чтобы были общая логистика, общая закупка, общая инженерная служба, технологическая. Ведь малым и средним предприятиям нет смысла держать технолога в штате, можно держать старшего по производству, а технолог может быть один на несколько предприятий. Также и бухгалтер может один обслуживать несколько компаний, нет необходимости нанимать и держать в штате отдельную единицу.
Планируется, что агропарк, который хотят построить на площадке территории опережающего развития «Хабаровск», будет представлять одно или несколько зданий, соединенных между собой, с единой системой энергоснабжения. Для его строительства по предварительным подсчетам потребуется не меньше 3 миллиардов рублей – без федерального софинансирования тут не обойтись. По словам Андрусенко, в агропарк сегодня готовы зайти 18 резидентов, которые разместятся на 15 тысячах квадратов. Это представители ассоциации – производители колбасы, молочной продукции, соков и мороженого.
— Вот пример по поводу совместных закупок, — говорит Илья Амирханов, гендиректор фабрики мороженого «Зайца», председатель Дальневосточной Ассоциации пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. — В последнее время у многих российских компаний возникли проблемы с картонной упаковкой. Члены Ассоциации продумывают вариант заказа из КНР, но чтобы его удешевить, нужен хороший опт. Для одной-двух небольших компаний это, может, не выгодно. А для 10-15 производителей уже отличный вариант, который поможет снизить, в том числе, конечную стоимость продукта.
В компании «Зайца» сегодня производят порядка 15 тонн мороженого в год. А еще 10-13 лет назад делали 90 тонн. За эти годы снизилась покупательская способность жителей края, появилась конкуренция, выросли цены на сырье. Всё это можно нивелировать ассортиментом, считает Амирханов. «Зайца» завоевала признание потребителей, в том числе оригинальными вкусами. Мороженое, в состав которого входит бекон с перцем, анис и мухоморы с конопляным семенем встретишь не часто. Вот и сейчас, несмотря на сниженный спрос, фабрика не останавливается и придумывает новые вкусы.
— В пандемию мы сделали пихтовое мороженое с кедровыми орешками — и вкусно и полезно. Сейчас его делаем к Новому году, оно особенно востребовано в декабре-январе, такая зимняя история, — продолжает Илья Амирханов. — Там используется прямой отжим из елок-иголок пихты, ребята – ученые из Томска нам делают. В этом году, памятуя про Китай и будущий экспорт, мы знали, что сок и ягода нашего дальневосточного лимонника очень популярна в КНР. Нам коллеги подготовили сырье — выжимка из этой ягоды ждет своего часа в холодильнике, будем делать такую новинку с лимонником. Еще туда будем добавлять инжирный джем, его тоже нам поставляет хабаровская компания — уже кооперация получается, и в качестве аккорда добавим туда обжаренный орех пекан в соленой карамели. Получилось кисленькое мороженое — у нас на такое было много запросов.
Сегодня компания может увеличить объём производства через возможность работать с федеральными торговыми сетями. У «Зайцы» есть договоренность с «Пятерочкой», как и у многих других местных производителей. Договор есть, а вот начать работать компания пока не может. Дело в том, что фабрике требуется дополнительное оборудование, а его, во-первых, нужно приобрести, во-вторых, куда-то поставить. В помещении, где работают уже много лет, нет места. В планах производителя — продать его и найти новое. И у многих, кто работает в пищевой промышленности, есть такая проблема. Люди занимаются производством в помещениях, просто не приспособленных для этого.
— Поэтому у Ассоциации есть задумка — строительство агропарка. Где смогут разместиться несколько десятков производителей, с общей инфраструктурой, общей управляющей компанией, как большой многоквартирный дом, или общежитие, только для пищевых производств. И, кстати, не только для пищевых, там же могут работать и изготовители упаковки. У нас есть что-то подобное — индустриальный парк «Авангард», но там все же коммерческая история, а мы хотим сделать так — главная задача, вы помните, снижение издержек и удешевление производства — чтобы арендные платежи и платежи управляющей компании были как можно меньше, предприятия, по задумке, могут получить даже бесплатную аренду. Но тогда платить определенный процент от оборота. И если этого процента достаточно, для содержания предприятия и все сделано эргономично, что нет необходимости тратить ежегодно большие деньги, и подушка резервная формируется хорошая, этот процент будет уменьшаться.
Чужие среди своих?
Для выхода в «Пятерочку» «Зайце» и «Золотому югу» нужно сменить упаковку. Что касается соков – там уже закрывают старую линию, которая разливала напитки в тетрапаки — федеральный ритейлер делает упор на перерабатываемую упаковку, теперь соки и морсы будут фасовать в небольшие ПЭТ бутылки. «Зайце», чтобы выйти на полки федеральной сети, нужно фасовать мороженое в стаканчики и креманки, упаковывать их в пленку, клеить «Честный знак» — мелкий объем продается чаще, чем крупные фасовки, отмечают маркетологи компании. Но то все упирается в покупку нового оборудования, а это для производителей пищевой промышленности целая проблема — практически полностью отсутствуют меры господдержки. По ОКВЭДу эти предприятия относятся к министерству сельского хозяйства, а значит, не могут рассчитывать на льготный займ по линии краевого или федерального Фонда развития промышленности. А в минсельхозе гранты и субсидии направлены на помощь фермерам, а не производителям пищевой продукции. И, получается, обновить технологическую линию или купить новую на льготных условиях пищевики не могут, поэтому просят у Минпрома либо забрать их из-под крыла минсельхоза, либо расширить возможности помощи ФРП.
— К сожалению, для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности поддержка минимальна, — говорит Светлана Абдалова, начальник управления Минсельхоза Хабаровского края. — Это льготные кредиты, но не для всех отраслей. Есть поддержка для переработчиков мяса, переработчиков молока, они могут приобрести оборудование в лизинг. А вот для мороженщиков даже такого нет. Мы на уровне края не можем это менять и выделять им финансовую помощь, это законодательством определено. От минсельхоза поддержка точечно идет – в 21-22 году была поддержка производителей хлебобулочных изделий в связи с тем, что сильно выросла мука. В основном, конечно, мы больше помогаем тем, что привлекаем внимание к их продукции, оказываем информационную поддержку. Сегодня для предприятий проблемные вопросы — это попасть в торговые сети, выйти на экспорт, поэтому мы привлекаем предприятия для участия в выставках-ярмарках, пиарим их. Например, наш майонез от МЖК «Хабаровский», джемы и варенья, сыры, колбасу, сиропы, мёд и многое другое мы очень достойно представили на выставке в ВДНХ в Москве, а совсем скоро будем участвовать с нашей продукцией на Восточном Экономическом Форуме.
— У сельхозтоваропроизводителей сегодня есть меры поддержки по линии минсельхоза, — возражает Алексей Андрусенко. — И, безусловно, они нужны им. Но что мешает включить нас в эти меры поддержки, начать перераспределять те же гранты, чтоб поддержать переработчиков. Ведь фермер произвел то же молоко, и сдал его на молокозавод. Получил субсидию – 12 рублей за килограмм реализованного молока. А завод, чтобы обновить цех, вынужден сам выкручиваться, у него вариантов получить субсидию, увы, нет. Есть пара вариантов по линии Россельхозбанка, но они доступны только крупным хозяйствам, мегафермам и крупным переработчикам, типа «Мираторга» и т.д. Брать кредиты под 20% - не каждый производитель вытянет, нам тоже нужны льготные займы под 1-5%. А ведь у многих предприятий пищевых оборудование достаточно изношено, где-то аж до 80%! У нас была возможность поговорить с нынешним федеральным министром сельского хозяйства, когда она еще была замом, и Оксана Лут нам сказала — ребята, да у вас и так все хорошо. Там почему-то бытует мнение, что у производителей и так все супер. Может, у крупных агрохолдингов так и есть, но мелкие-то производители сами не могут за ними поспевать. Ведь мало вырастить картошку, надо чтобы её кто-то в чипсы ещё превратил. Вот, например, в июне этого года 3 местных предприятия закрылись – это производство снеков, воды и хлебопекарное производство. Не справились, не выдержали конкуренции – значит, не так уж и хорошо живем.
Вытащить местного производителя из моря забвения могут не только федеральные сети, есть и второй путь – экспорт. Поэтому предприятия края опять смотрят в сторону стран АТР. Но здесь тоже, как говорится, есть свои нюансы…
— Мы почему-то больше заботимся о потребителях за рубежом, чем о своих собственных, — недоумевает Илья Амирханов, руководитель фабрики мороженого «Зайца». — И вот эту историю надо перевернуть, и тогда экспорт будет легко и спокойно проходить. Вот сегодня, чтобы отправить продукцию, мне надо аккредитоваться в Россельхознадзоре в системе «Цербер», если не ошибаюсь, и попасть в реестр экспортёров конкретной страны, что я выполняю их требования. Для того чтобы это сделать, мне надо пройти обследование, сдать анализы, все то же, чтобы получить декларацию соответствия для продажи в нашем магазине. У меня есть декларация соответствия, и я считаю, что её должно быть достаточно для работы с другими странами, если мы уже внесли данные в эту систему. А там на каждый вид продукта свой код, свой осмотр и время — полгода. Хочу отправить сухую смесь для изготовления мягкого мороженого — изволь ждать. А китайцам это не важно, они вносят код в свою систему и понимают, что это тоже самое производство. Есть еще момент: раньше китайцы хотели за 2 юаня купить, за 20 юаней продать. Сегодня эта ситуация меняется, к счастью, но все же лучший способ торговать с ними — это создавать свои торговые дома. Мы от Ассоциации планируем сделать такой торговый дом, выходить в торговые сети Китая, заводить туда продукцию местных производителей, надеюсь, с использованием Большого Уссурийского и погранперехода в Фуюань, который у нас появится через год-два. Надеемся, что слова президента все услышат, и мы сможем накапливать там грузы и отправлять по всей территории КНР. И тогда мы получим огромное преимущество по торговле с Китаем по сравнению со всеми регионами нашей страны.
История о том, как предприимчивые хабаровчане, вместо того чтобы возить чужие трубы, решили наладить собственное производство, как нашли под него землю, деньги и тех, кто им во всём этом помог.
Выйти в гринфилд с трубой
Чтобы добраться до участка, где находится цех «Дальневосточного завода полиэтиленовых труб» (ДВЗПТ), нужен проводник. Иначе найти нужный съезд с дороги в сторону Ильинки (пригород Хабаровска – прим. авт.) не получится. Да и потом путь ведёт мимо стройплощадок, пустырей, всего того, что на языке инвесторов-производственников называется «гринфилдом». Впрочем, именно этот гринфилд уже основательно вспахан — это территория ТОР «Хабаровск» с уже возведённой инфраструктурой.
— Нам, можно сказать, повезло, — рассказывает Дмитрий Коган, гендиректор завода. — Один из резидентов здешних — иностранная организация — ушла с территории Российской Федерации, и этот участок предложили нам. Отличный участок, абсолютно ровный, с подключением воды, канализации, электричества. Даже есть газ, но он нам не нужен.
А начиналось всё не очень радужно. Немного предыстории: на протяжении последних лет Дмитрий вместе с компаньоном занимался торговлей теми же трубами и прочей номенклатурой, необходимой для прокладки трубопроводов. Клиентская база обширная — по всему Дальнему Востоку. Тут как раз вошли партнёры в крупный проект по модернизации водоснабжения, канализации в селе Облучье в Еврейской автономной области. Проект масштабный, но… посчитали, подумали и решили, что настала пора перестать возить «чужие» трубы, и организовать своё производство.
Сказано — сделано: базироваться решили в Еврейской автономии и даже зарегистрировали там предприятие. Но, когда стали общаться с представителями КРДВ по поводу земли, оказалось, что подходящие участки в Амуро-Хинганской ТОР, не обеспечены ни водой, ни газом, ни электроэнергией. В итоге стали искать участок в Хабаровске и при поддержке КРДВ нашли.
С землёй решили, стал вопрос с финансированием: линию присмотрели передового китайского производителя, плюс предполагалось оформить промышленную ипотеку, но «за душой», как говорится, у молодой компании хоть и было кое-что, но этого не хватало. Финансирование собирали из разных источников: тут и собственные средства, и деньги Фонда развития промышленности, и банковский кредит, получить который удалось с помощью Гарантийного фонда.
— Основной функцией, которую выполняет гарантийный фонд, это предоставление поручительств за тех предпринимателей, у которых недостаточно залога или его вообще нет, — рассказывает Анастасия Танаева, генеральный директор Гарантийного фонда Хабаровского края. — В данной ситуации учредители завода обратились в банк, чтобы оформить промышленную ипотеку, но им не хватало залога: компания новая, нет никакой кредитной истории, нет ничего. Здесь, конечно же, поддержка от Гарантийного фонда была кстати. Наш объём поручительства составил 21 миллион рублей и это помогло им получить ипотеку и построить вот этот цех.
Общий объём инвестиций составил порядка 350 млн рублей: 150 млн — первая очередь, и остальные очереди ещё примерно столько же. ДВЗПТ будет производить трубы диаметром от 50 до 500 миллиметров. Те, что до 250 — с прицелом на покупателей частного характера, большие диаметры для ЖКХ, «Водоканалов», для газовщиков. Кроме того, будут выпускать и «электрические» трубы. Для этого купили специальное оборудование, позволяющее делать трехслойную трубу с антипиреновым слоем внутри, который не дает возможности поддерживать горение. Однако «электрические» трубы — это среднесрочная перспектива. С запуском первой очереди завод будет выпускать около 3,5 тыс. тонн обычных.
Буквально по соседству — всего в нескольких километрах — с 2016 года уже работает «Хабаровский трубный завод», выпускающий полимерные трубы различного назначения, а буквально год назад в Приморье заработал ещё один. Этой же компании — «Полипластик». Хабаровское производство выдаёт на-гора 18 тыс. тонн продукции ежегодно, приморское подразделение с выходом на проектную мощность будет выпускать до 24 тыс. тонн. Однако развёрнутое на Дальнем Востоке масштабное строительство промышленных объектов, модернизация существующей инфраструктуры, реализация мастер-планов позволяет учредителям ДВЗПТ строить долгосрочные планы.
— «Полипластик» нам не конкуренты, — уверен Дмитрий Коган. — Это наши партнёры в части поставки трубы больших диаметров, чем мы будем выпускать. Они делают трубы до 1200 миллиметров, мы до 500 миллиметров. Вот когда сложится ситуация, что нам будет не хватать ассортимента большого диаметра, мы будем в том числе у них заказывать, если у них будет в наличии, потому что они заточены на крупные стройки и зачастую у них невозможно заказать, очередь на 2−3 месяца.
— Вопрос сбыта у нас не стоит, — подтверждает Алексей Коваленко, соучредитель и главный инженер завода. — Сбытовая политика у нас налажена, мы будем выпускать для собственных нужд, ну и просто в свободный рынок. По нашим прикидкам, мы распроданы на три года вперёд. Это газоснабжающие организации, это Газпром, это все «Водоканалы» Дальнего Востока, это министерства ЖКХ всего Дальнего Востока, это и Якутия, это и Камчатка, это и Сахалин, и Магадан. Полиэтиленовая труба сегодня используется вообще везде: весь мир, и Россия в том числе, отказывается постепенно от металла и в строительстве, и в промышленности. Вода у нас течет сегодня по полиэтиленовым трубам, практически весь газ у нас идёт по полиэтиленовой трубе. Ливневая канализация — это всё полиэтилен.
Сырьё ДВЗПТ получает от «Сибура» — пока со склада компании в соседнем Приморье, с запуском Амурского газохимического завода в Амурской области, поставки пойдут оттуда.
Неожиданно для самих учредителей решился кадровый вопрос. При том, что в стране и на Дальнем Востоке сплошь и рядом наблюдается кадровый голод, на трубном производстве активно идут собеседования.
— Как ни странно, мы на сегодняшний момент практически укомплектовались на первые три смены, — говорит Дмитрий Коган. — Очень много, как выяснилось, у нас инженеров, которые хотят работать на производстве. Устали работать в торговле, устали работать, в логистике, где-то на других работах. Парадокс, но оказалось, что молодые инженеры, отучившиеся на ЧПУ-станках, не могут найти себе работу, потому что такое оборудование редкость.
После запуска всех четырёх очередей и выхода на полную проектную мощность работу на новом производстве получат 100 человек. Желающим стоит поторопиться.
На полуострове более 300 вулканов, некоторые из них постоянно активны, другие просыпаются время от времени. Практически вся почва на полуострове «пропитана» вулканическим пеплом – потому можно смело говорить, что все произрастающее здесь имеет вулканическое происхождение.
Сыроварню «Аристель» вместе с командой единомышленников развивает камчадалка Наталия Урсол — в прошлом почти 20 лет проработавшая юристом и директором по маркетингу в крупнейшем региональном холдинге. Резкая смена деятельности повлекла за собой не менее глобальные перемены в личной жизни, но Наталия считает себя энтузиасткой и ни о чем не жалеет.
— Наталия, как вы пришли к решению кардинально поменять свою жизнь и начать варить сыр, что называется, в условиях рискованного земледелия?
—Мы просто очень любим моцареллу, а у нас в регионе никто не занимался молодыми сырами. Вот и возникла идея сделать это самим. У меня перед глазами был пример руководителя «Агротека» Владимира Рубахина, у которого я проработала долгое время, – он начинал с небольшого колбасного цеха и своим трудом развил его в огромный холдинг. В процессе старта мне пришлось развестись с мужем, заложить квартиру, продать дачу, машину и набрать кучу кредитов, но все это пошло на пользу дела! Наверное, если бы я знала, какой тернистый путь предстоит пройти – не уверена, что рискнула бы. Но теперь не жалею абсолютно. Слава благодарности наших покупателей, их любовь и уважение — это очень дорогого стоит.
— Расскажите, в чем особенность ваших сыров?
— Основная наша идея — именно фермерская продукция, никакого промышленного производства, никакого ноу-хау, никакого технического прогресса. Есть руки, есть молоко, есть температуры, есть бактерии и то, что нам дала природа. Никаких «счастливых» добавок со странными названиями мы не используем. Отсюда и получаются наши очень вкусные продукты — они пользуются спросом и популярностью у ценителей качества, как среди местных жителей, так и среди гостей полуострова. На начальной стадии мы варили только молодые сыры: моцареллу, буррату, страчателлу, потом добавили сулугуни, «Фермерский», халуми и скаморцу. Когда поставили оборудование, включая камеру для созревания, начали делать уже выдержанные сыры. Сейчас у нас около 15 сыров выдержанных, также мы делаем камамбер и валансе. Три года назад наш камамбер стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший сыр России», а два года назад «золото» взяла наша буррата. Там все строго – все присылают образцы, они проходят только под номерами, и никто не знает даже номер своей продукции. Эксперты исследуют органолептику продукта путем дегустации образцов.
Также мы производим питьевые йогурты с местной ягодой — жимолостью, голубикой — для этого запустили цех по переработке дикоросов. Есть у нас и сыр с жимолостью — такого никто не делает в России. С такими продуктами не стыдно и в ресторан поставки делать, что мы успешно и практикуем на местном уровне. Кстати, ряд топовых московских ресторанов приобретает у нас сливочное масло, но тут речь о небольших поставках.
— За качество сыра в первую очередь отвечает исходное сырье — молоко. И для многих сыроделов во всех регионах страны существует проблема найти хорошего поставщика качественного молока. Как вы с этим справились?
— Не сразу, но нашли. Действительно, для того, чтобы корова давала правильное хорошее молоко, в ее рационе должен полностью отсутствовать силос — это самое дешевое сырье для корма коров. С ним будет мертвый сыр, он даже не получится. Нам повезло, и мы нашли такого хорошего фермера. Я могу в любой момент приехать к нему на ферму, а такое не каждый позволяет делать. Ему не стыдно показать свое хозяйство. Мы также продаем его молоко в пастеризованном виде — люди очень хвалят, говорят «как у бабушки в деревне».
— Можно ли выделить какой-то самый популярный вид вашей продукции?
– Это невозможно! У нас вся продукция уходит нарасхват. Могу сказать только, что сезонность присутствует — летнее масло пользуется большим спросом. На самом раннем этапе развития мы откликнулись на просьбы наших покупателей и сделали маложирный сыр из обезжиренного молока — всего 15% жирности. Сделать-то его мы сделали, и он получился очень вкусным, но только потом узнали, что так делать сыр нельзя. Как в анекдоте: «у него получилось, потому что он не знал, что так нельзя». Сыр очень интересный, когда его пробуют другие сыровары —– даже не понимают, что он сделан из обезжиренного молока. Все-таки есть какое-то чудо в нашем вулканическом молоке! Вся пластичность, весь вкус сыра — в его жирности. И тут мы поняли, что в наших камчатских почвах точно есть волшебное. Коровы пасутся на травушке, которая всегда зеленая в отличие от южных полей, где летом сухостой от жары. И мы ухватились за эту фишку – вулканическое молоко, вулканический сыр — это теперь запатентованное название. Маложирный сыр мы назвали первым нашим камчатским названием – «Аянка».
Ликбез по камамберу от Наталии Урсол
«Камамбер, продающийся в масс-маркете, – это, как правило, плавленый сыр с белой плесенью. А он должен менять структуру уже после созревания, при продаже. Есть понятие молодой и вызревший камамбер. Молодой: по краям тягучий, а в центре довольно плотный. В середине созревания сыр будет плотной тягучести, обволакивающий своей сливочностью, имеющий запах плесени и грибов. А вызревший камамбер внутри становится жидко-тягучим и обладает выраженным сложным ароматом грибов, сырой земли — всем тем, что так любят и ценят французы».
— Какие еще местные топографические названия вы используете?
— Например, все сыры не могут называться пармезаном — такое название имеют право использовать только по географическому наименованию, как «Шампанское» в провинции Шампань. Сыр по типу пармезана у нас называется «Корфадер» — было на Камчатке такое село Корф, где в 2006 году произошло разрушительное землетрясение. Всех людей оттуда вывезли, поселок закрыли. В память об этом селе мы назвали наш твёрдый сыр, созревающий два года. Еще у нас есть такие локальные названия: «Ковран», «Каяндер» (камчатская лиственница), «Кирганик» (речка), «Лазор», есть у нас творожок «Имушка» – по названию реки Имка в Олюторском районе. По нашим сырам можно изучать камчатские названия и растительный мир полуострова.
Самый знатный наш сыр – «Уйкоаль» (в переводе с ительменского — Камчатка) — с итальянским белым трюфелем. Есть сыр «Алакин», что в переводе с корякского означает «летний» — его мы делаем только на летнем молоке, созревает год. Есть сыр «Эльвель». Это название мы взяли из легенды северных народов Камчатки. Если коротко, то девушка влюбилась в двух братьев, и не могла выбрать кого больше любит, а злой шаман превратил братьев в реки, а девушку в гору между ними. Девушку звали Эльвель.
— Какими новинками будете удивлять своих покупателей в ближайшем будущем?
— В этом году мы выпустили сырные трюфели. Сыр перемешиваем с очень хорошим какао — не экономим, понимая, что тут важно качество ингредиентов. Получается нежный, тающий трюфель. По отзывам, они очень похожи на швейцарские и японские трюфели. На будущее есть проект — сделать твердый сыр в шоколаде. Хотим начать взаимодействие с местной шоколадной фабрикой.
Творожная арифметика от Наталии Урсол
«Не может стоить творог меньше тысячи рублей за кг – объясню почему. Из 100 литров молока можно сделать без добавок 13 кг творога. Сколько стоит молоко? А еще электроэнергия, аренда, налоги, зарплата – и цифру нужно удвоить. А если это сыр – там более длительный процесс приготовления, вызревания и ухода за продуктом – еще на два умножить надо. То же самое со сливочным маслом: из 100 литров молока мы получим всего около 4 кг масла. Чудес не бывает, есть только чудеса химической и микробиологической промышленности».
— Что мешает и что помогает вам делать бизнес на Камчатке?
— Делать бизнес ничего не мешает. В целом очень выгодно и правильно развивать свой бизнес на Камчатке. Мы энтузиасты, мы любим наш край, а когда я слышу, что говорят, что на Камчатке делать нечего и надо сваливать — считаю, это крысы, бегущие с корабля. И они переезжают в другие регионы и говорят, что и там все плохо. На самом деле на Камчатке ничего не мешает бизнесу развиваться. В другом, густонаселенном регионе построить бизнес построить гораздо сложнее. У нас много свободных ниш, развивается туризм, в силу географической отдаленности у нас хорошие добрососедские отношения. Мы не считаем, что кто-то у нас конкурент — всем нам хватит. А сегодня мы больше про любовь, нежели про деньги. А любовь требует более высокого качества.
— Планируете масштабирование бизнеса?
— Возможно, скорее по франшизе. Мы не одну собаку съели во время строительства сыроварни. Своими знаниями поделиться можем – оборудование, материалы, продукты, опыт. Я буду рада.