Свет в конце тоннеля (новогодние мечты)
27.12.2016 01:08
Цикл очерков о том, как, зачем и для кого развивать Дальний Восток. Очерк 4-й
Nickolay Vinokurov / Shutterstock.com
Леонид Бляхер
профессор, зав.кафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета, доктор философских наук
Все материалы автора
Перед Новым годом хотелось написать о чем-то приятном. Самое же приятное занятие – помечтать о будущем. Не думаю, что мои
рассуждения отличаются особой оригинальностью. Это, скорее, попытка сказать то, что «про себя» знает значительная часть жителей региона. Итак, о будущем. Каким оно будет? Общим для всего ДФО здесь будет только то, что целью регионального развития, наконец, будет удобная и комфортная жизнь для дальневосточников. Все другие «цели» возникнут и реализуются
после достижения главной. Остальное будет разным, как различен и сам регион.
Есть территории невероятно богатые природными ресурсами. Рыба на Камчатке и Сахалине, алмазы, редкоземельные металлы и многое другое в Якутии и Магаданской области. Одно перечисление богатств северной части Дальнего Востока составило бы отдельную статью. Однако даже в северной части речь идет о разных богатствах. Речь идет о разных условиях превращения этих богатств из чьего-то богатства в богатство жителей этих территорий, да и всей страны.
Понятно, что в условиях крайнего Севера создавать полную инфраструктуру для функционирования добывающего комплекса, – не вполне рентабельный проект. Здесь стоит вспомнить, что Дальний Восток большой. И во многих его частях созданы, или могут быть созданы вполне комфортные условия проживания для работников, вахтовым методом осваивающих богатства Крайнего Севера. А как же жители этих мест?
Некогда Е.Т. Гайдар предлагал их переселить. Попробовали. Не выходит. Думаю, что есть более простой способ – освободить
любую их хозяйственную активность от какого-либо налогообложения, контроля извне. Хотят жители этих мест вести традиционное хозяйство, кормя себя и своих близких? Пожалуйста. Хотят открыть кафе или магазинчик для вахтовиков, организовывать для них отдых? Нет проблем. Вот и прокормят себя. Да и для приезжих рабочих создадут условия. Причем, не за государственные деньги или деньги предприятий. Сами же крупные предприятия опять станут «местными». То есть их владельцы и руководители будут решать производственные проблемы, а не согласовывать сотни отчетных параметров с головной контрой в прекрасном далеко или отбиваться от проверок. Значит, у региональной и местной власти должны быть другие полномочия. Иначе она просто не сможет обслуживать крупный бизнес. А бизнес, владельцы которого живут здесь, сам, без обременения начнет благоустраивать свой дом, свой город и регион.
Иное с добычей морепродуктов. Люди на Камчатке, на Сахалине, в Охотске и Николаевске этим занимались уже не одну сотню лет. Они это умеют делать. Им нужно не столько помогать, сколько не мешать. Не только налоговым прессом, но и многим другим. Нужен особый режим пересечения границы, особый режим оформления в порту. Собственно, его «особость» будет состоять в том, что оформляться в правовые нормы станут те способы взаимодействия, которые сложились. Ведь и сложились они для того, чтобы было быстрее и проще. Нужны ли здесь льготы? Да, конечно. Преимуществом должны пользоваться местные флотилии, местные моряки и рыбаки. Одних морских ресурсов хватит, чтобы не просто прокормить людей в этих не самых населенных местах, но сделать их жизнь богаче, радостнее, комфортнее. Причем, не с чьей-то, а с их собственной точки зрения. Ведь богатые фирмы – это налоги в региональный бюджет. А стабильные и не маленькие зарплаты – возможность для малого бизнеса. Люди сами, пусть не быстро, но удобно обустроят свою жизнь.
Но и это не все. Эта рыба и морепродукты могут кормить не только прибрежные районы. Их хватит, чтобы обеспечить и большую часть страны. Конечно, для этого нужны перерабатывающие предприятия, рыборазведение, нужно развитие судоходства по Северному морскому пути. Все будет. Просто потому, что это будет выгодно. Да и на рынках Северо-Восточной Азии рыба из Северного Приморья всегда находит сбыт. А это – тот самый экспортный товар и поступление валюты в страну.
Будет ли развиваться здесь что-то еще? Конечно. Тот же Сахалин уже давно стал прочно ассоциироваться с нефтью и газом. Но это не региональный, а федеральный проект. Как и развитие Северного морского пути. Он развивается по иным принципам.
Местное же производство будет развиваться не быстро, зато так, чтобы приносить блага не только и не столько бюджету того или иного уровня, но, прежде всего, тем, кто здесь живет. И принцип тот же – местный малый бизнес не прессуют, не облагают. Он не для пополнения бюджета, а для того, чтобы все люди, которые не работают в федеральных проектах, не трудятся на предприятиях крупного бизнеса, могли прокормить себя сами. И не только себя.
Особенно значимо это будет для населенного Юга региона. Да, здесь сосредоточены крупные предприятия и, возможно, в рамках ТОРов будут возникать новые. Но не менее понятно, что в ближайшее время всех трудоустроить на них просто не получится. А в остальных сферах «оптимизация» набирает обороты. Вот здесь и должен включиться механизм перетекания населения из бюджетных организации или уменьшающихся частных предприятий в «свободное плавание». Плодородная земля и недоразвитый сервис могут стать основой для деятельности огромной массы предприимчивых людей. Условие одно – все условия отменяются. До тех пор пока промысел не перешел в разряд предприятий крупного или среднего бизнеса, государственным структурам просто не должно быть дела до этих людей и предприятий.
Не раз слышал – мы же должны их как-то подсчитать, проконтролировать. Думаю, что нет. Люди кормят себя сами, не усиливают социальное напряжение в регионе, уменьшают нагрузку на бюджет – уже замечательно. А то, что они еще и кормят не только себя, делают не только свою жизнь удобнее – делает их алмазным фондом региона. Конечно, и этому микробизнесу нужны дороги, склады, минизаводы и многое другое. Но здесь рецепт известен. Это не ожидание очередных вливаний от местного самоуправления или государства, а кооперация. Одному хозяину стройка или покупка техники не под силу. А группе хозяев – уже вполне.
Так постепенно, шаг за шагом в регионе возникает тот самый «средний класс» – слой самостоятельных собственников, активных и деятельных, делающих региональную жизнь удобнее. Конечно, о крестьянине Иванове или кондитере Петрове на экономических форумах говорить не столь эффектно. Но именно они, их труд делают регион удобным и привлекательным.
И вот тогда, через 10-12 лет, мы неожиданно для себя окажемся не только в потенциально богатом, но в удобном для жизни месте. Сюда не нужно будет привлекать. Люди сами поедут в край гигантских возможностей, уникальной природы и процветающего бизнеса. Будет ли эта мечта реальностью – покажет время. Но она может ею стать. Для этого есть или появятся в ближайшем будущем все условия. Об этих условиях моя следующая серия очерков.
Теги: