Поделиться
Поставки краба на российский рынок выросли на 20% за год
Поделиться

Тематическое фото. автор/источник: shorex.koss/Shutterstock

После утраты рынков сбыта в США и Евросоюзе отечественные рыбопромышленники начали активно развивать поставки краба для российских потребителей. В 2024 году объемы поставок увеличились на 20%, а россияне стали чаще включать этот деликатес в свой рацион, как сообщили представители отрасли.

Как сообщает РБК, со ссылкой на данные Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), за прошедший год внутренний рынок получил около 8 тыс. тонн российского краба, что почти на 20% больше, чем в предыдущем году. Герман Зверев, президент ассоциации, отметил, что в стране началась постепенная популяризация культуры потребления краба.

Традиционно основная часть добытого в России краба отправлялась на экспорт. Однако из-за введенных санкций поставки в недружественные страны значительно сократились. Это привело к частичному переориентированию на внутренний рынок, где спрос на краб стал заметно расти, особенно среди широких слоев населения. В ВАРПЭ подчеркивают, что краб перестал восприниматься исключительно как элитный продукт для обеспеченных людей.

За первые девять месяцев 2024 года продажи краба в замороженном и охлажденном виде увеличились на 52% по объемам и на 112% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные привела аналитическая компания NTech, которая учитывает около 100 млн анонимных чеков ежемесячно. Рост продаж консервированной и пресервированной продукции составил 73% и 100% соответственно.

Крупные торговые сети, такие как X5 Group, также отмечают рост интереса к крабу. В сети «Перекресток», например, ассортимент продукции за год удвоился, а объемы продаж выросли в 6,5 раза. Президент Ассоциации производителей рыбного рынка Виталий Корнев подтвердил, что спрос на крабовое мясо стабильно растет, несмотря на его высокую стоимость, которая делает этот продукт доступным прежде всего для покупателей с высоким уровнем дохода.

По мнению экспертов, популяризация краба в России — результат совместных усилий рыбопромышленников, ретейлеров и ресторанного бизнеса. Президент ВАРПЭ отмечает, что раньше крабовые клешни и мясо можно было найти только в премиальных магазинах или дорогих ресторанах. Сегодня же этот продукт стал более доступным для массового потребителя, благодаря расширению ассортимента и активной рекламе.

Теперь в торговых сетях можно встретить не только консервы, но и клешни краба, полуфабрикаты и готовое филе. Дегустации и промоакции способствуют росту интереса россиян к этому деликатесу. Замороженный краб пользуется большей популярностью, чем переработанный, так как его цена значительно ниже — в среднем 1,6 тыс. руб. за килограмм, против 6,7 тыс. руб. за килограмм пресервов.

Россия остается мировым лидером по добыче премиальных видов краба. Хотя их доля в общем вылове составляет всего 1,7%, они обеспечивали до половины экспортной выручки страны. Основные покупатели российского краба — страны Азии, включая Китай, Южную Корею и Японию. В 2024 году объем экспорта краба составил 57,2 тыс. тонн, что почти соответствует уровню прошлого года.

Ранее значительная часть экспорта направлялась в США, однако из-за санкций этот рынок оказался закрытым. В результате российская рыбная отрасль столкнулась с трудностями, включая снижение прибыли и затоваривание. Президент группы «Антей» Иван Михнов на Восточном экономическом форуме отметил, что низкие цены на краб не смогли обеспечить высокий спрос из-за отсутствия сформированной культуры потребления.

ВАРПЭ прогнозирует дальнейший рост поставок краба на внутренний рынок в 2025 году. Например, допустимый улов краба-стригуна опилио увеличен на 2,4 тыс. тонн, и этот вид активно продвигается как доступный деликатес. Несмотря на то что краб пока занимает незначительную долю на рынке рыбной продукции, интерес к нему продолжает расти.

Эксперты отмечают, что ключевым фактором развития рынка является доступность продукта по цене. При снижении стоимости крабовая продукция может занять более важное место в рационе россиян, способствуя развитию культуры потребления.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор ТЭК ДФО — лето 2025

На Дальнем Востоке наблюдается рост добычи каменного угля в регионах, где также развиваются логистические проекты, направленные на вывоз угля в экспортном направлении. При этом в сфере добычи углеводородного сырья, в отсутствие видимого роста показателей добычи, планируется расширение сырьевой базы в Якутии. Кроме того, в макрорегионе планируется реализовать ряд проектов в сфере производства СПГ, в том числе при участии китайского капитала.

Читать полностью
Поделиться
Дорога за льготами

Доля транспортно-логистических услуг в структуре ВРП Дальнего Востока в настоящее время занимает более 10%, уступая позиции только добыче полезных ископаемых. При этом отрасль остается инвестиционно привлекательной. За последние годы в ДФО осуществлено около 200 проектов в сфере транспорта и логистики, часть из которых реализуется в рамках преференциальных режимов. В то же время резиденты указывают на возникающие избыточные требования со стороны госорганов и необходимость нормативного регулирования вопросов, тормозящих развитие.

Читать полностью
Поделиться
Где люди? Как роботы становятся новой рабочей силой

Нехватка рабочих рук стала нормальной ситуацией для дальневосточных предприятий. Сотрудники переезжают жить в западные регионы, подписывают контракт с Министерством обороны или отправляются на заработки вахтовым методом. В то же время промышленное производство ключевых субъектов ДФО только растет. Логичный вопрос – как это работает? Ответ – все держится на тех, кто остается. Ненормированный график, увеличенная нагрузка и работа по выходным стали уже обыденной практикой на дальневосточных предприятиях. Одним из реальных решений проблемы нехватки рабочих рук является роботизация производственных процессов. О том, как роботы уже заменяют персонал дальневосточных заводов, рассказал руководитель компании «Сертприм Роботикс» и эксперт EastRussia Андрей Безносенко.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор сельхоз-проектов ДФО — лето 2025

В начале года сельхозпроизводство на Дальнем Востоке в целом пошло на спад, но ключевые регионы — Приморье и Приамурье — показали рост. При этом в Приморье усиливается давление со стороны импорта, а один из главных семеноводческих центров оказался под угрозой закрытия. На фоне этих вызовов власти делают ставку на развитие тепличных проектов. Подробности - в Бюллетене EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
«Мы входим в стадию замедления»: что происходит с рынком жилья на Дальнем Востоке

Почему снижается распроданность жилья на стадии строительства, и стоит ли ждать всплеска строительства арендного жилья в регионах с крупными инвестпроектами? Будет ли жилье дешеветь? Почему рынок Дальнего Востока уже не такой «дорогой и уникальный», как принято считать, и как трансформируются подходы застройщиков? Об этом — в интервью агентству EastRussia рассказала директор по исследовательским проектам и экспертным разработкам ФАНУ «Востокгосплан» Елена Агешина.

Читать полностью
Поделиться
Асбестовые истории: камни, которые прядут, как шерсть

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор строительной отрасли ДФО — лето 2025

Строительная отрасль на Дальнем Востоке демонстрирует лучшие результаты по сравнению с большинством макрорегионов страны. На сохранение темпов роста влияют дополнительные меры поддержки, в первую очередь в жилищном строительстве, а также работы по возведению промышленных и инфраструктурных объектов. Тем не менее в отрасли существуют проблемы – развитие новых проектов в сфере жилищного строительства замедляется в связи с высокой ставкой ЦБ, при этом продолжается рост стоимости строительных материалов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор авиастроения ДФО — весна 2025

На дальневосточных предприятиях отрасли планируется проведение работ по модернизации и расширению мощностей для выпуска самолетов гражданской авиации – МС-21 и SJ-100. Серийный выпуск самолетов с российскими комплектующими ранее был отложен на более поздний срок, но в компаниях заявляют об успешном прохождении летных испытаний, позволяющих начать поставки в установленные на текущий момент сроки. Тем не менее проблемным проектом остается легкий самолет «Байкал», который планируется широко использовать в малой авиации. Разработчики воздушного судна сообщают о продолжающихся работах в рамках проекта на фоне информации о его возможном закрытии.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор судостроения ДФО — весна 2025

В судостроительной отрасли Дальнего Востока сохраняются проблемы, связанные с закредитованностью предприятий, дефицитом кадров, преобладанием крупноузловой сборки и проблемами с поставками оборудования. С учетом значительности приписанного к дальневосточным портам рыбопромыслового флота наблюдается потребность в развитии судоремонтных мощностей в макрорегионе, в том числе на базе уже существующих предприятий.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор леспрома ДФО — весна 2025

В минувшем году выросли доходы федерального бюджета от использования лесов. При этом часть дальневосточных регионов продемонстрировала высокие значения данного показателя, заняв лидирующие позиции в стране. Кроме того, ряд субъектов ДФО демонстрирует улучшение ситуации в сфере лесовосстановления. При этом возникают проблемы, связанные с эффективным ведением лесного хозяйства. В частности, в настоящее время наблюдается необходимость пересмотра распределения полномочий по лесоустройству.

Читать полностью
Больше материалов