На юге Хабаровского края в городе Вяземский тигр задавил трех собак на территории автосервиса, расположенного на автотрассе Хабаровск - Владивосток. Охотоведам и полицейским пришлось отгонять полосатого хищника в тайгу.
Все произошло в воскресенье вечером, тигр зашел на территорию СТО, где были привязаны собаки, которых он растерзал. Работники сервиса позвонили в полицию, позже появилась информация от автомобилистов, которые проезжали по федеральной трассе «Уссури», что они видели тигра, который залег у дороги на южной окраине Вяземского.
Туда отправились охотоведы и полицейские, они отогнали тигра в тайгу на несколько километров. По их словам, хищник – очень крупный самец. Специалисты уверены, что зайти тигра в город мог заставить только голод.
Местные власти распространили предупреждение о возможном появлении хищника, родителям рекомендовали не отпускать детей на улицу без сопровождения. Примечательно, что вблизи Вяземского находится село Тигровое.
Попасть на Шантарские острова, увидеть гренландских китов, поплавать рядом с ними — мечта многих. А для биологов, которые изучают их охотоморскую популяцию – это работа. Каждый год специалисты приезжают в Хабаровский край из Москвы, поселяются в лагере близ бухты Врангеля и собирают материал для будущих исследований. О том, как они проходят и что удалось узнать в ходе последней экспедиции EastRussia рассказала Милена Морозова, ведущий инженер Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, руководитель работ по изучению гренландского кита в Охотском море.
Гренландских китов, которых летом можно встретить возле Шантар, учёные относят к обособленной охотоморской популяции. Она изучена сравнительно слабо и находится под угрозой исчезновения: в ней насчитывается всего около 400 особей. Поэтому биологи пристально наблюдают за ними, описывают их — уже больше 300 китов имеет карточку-паспорт — и проводят мероприятия по сохранению вида: в основном это снижение стресс-факторов для млекопитающих.
Что известно на данный момент? Что киты облюбовали именно Шантары и бухту Врангеля из-за спа-процедур — они счёсывают старую кожу о гранитные валуны на дне. Эти киты относятся к усатым (есть ещё зубатые и это главные враги китов – косатки, которые их едят). Усы — тонкие, но прочные, их длина может превышать четыре метра.
Китовый ус являлся раньше для китобоев одним из главных трофеев — до изобретения пластмассы он выполнял её функции. Прочный, гибкий и эластичный он подходил для изготовления пружин для часов, корсетов, спиц зонтов, ребер жесткости шляп, париков. Китовый ус применялся в сетках для кроватей, из него делали сетки экипажей и оконные решётки. Отходы предприятий по обработке китового уса шли на обивку кресел и диванов. Уважающая себя и гостей хозяйка пользовалась ситом и решетом из китового уса, также изготавливали прочные сети и удилища для ловли рыбы. Спрос на китовый ус был так велик, что продажа одного только китового уса покрывала расходы на снаряжение целой экспедиции.
Стоимость килограмма уса доходила до 40 рублей золотом. С одного кита можно было получить его до полутонны, а это уже 20 000 рублей по ценам XIX века. Считается, что за время активной добычи — до начала XX века— в шантарских водах было уничтожено больше 18 000 гренландцев.
Китобои со всего света «прописались» в районе Шантарских островов и нещадно убивали млекопитающих также ради жира и мяса и уса. Ежедневно добывали до 50-70 особей. Для сравнения — до китобойного промысла здешняя популяция насчитывала порядка шести тысяч. китов. Именно поэтому гренландские киты сейчас такие пугливые, несмотря на свои огромные размеры.
Поскольку млекопитающее весит до 100 тонн ему нужно много корма! Особь может потреблять ежедневно до 1,8 тонн пищи. В длину животное достигает порядка 18 метров – это шестиэтажный дом. При этом треть тела занимает голова. А ныряют на глубину киты обычно до 300 метров. Каждый в школе бежал на такую дистанцию и на это уходило больше минуты.
Гренландский кит живёт до 200 лет и больше. В представлении многих туристов — кит мудрое создание, и погладить его, значит прикоснуться к тайнам Вселенной, но трогать китов категорически нельзя.
— Нельзя гладить, потому что любое взаимодействие потенциально опасно для здоровья как животного, так и человека. К тому же, погладить гренландского кита — это незаконно. На любое взаимодействие с краснокнижными видами необходимо получать разрешение в Росприроднадзоре, — объясняет Милена Морозова.
Как не повторяются человеческие отпечатки пальцев, так и каждый «рисунок» на хвосте гренландского кита — уникален. Кроме того, с возрастом киты седеют. Чем старше кит, тем у него белее хвост, и тем больше у него шрамов: его кусают косатки, он ранится об лёд, может запутаться в обрывках сетей, якорных канатах, орудиях лова.
Туристы любят делать эффектные снимки с хвостом кита и большая удача поймать этот кадр на закате. Кстати, такие фотографии годятся не только для сбора лайков в социальных сетях, но и могут помочь ученым! Если вы засняли гренландского кита, Милена и её команда из ИПЭЭ РАН будут благодарны снимкам. Передача файлов возможна только через почту/соц.сети.
Есть также пример автономной загрузки фото на помощь учёным, он сделан для горбачей: happywhale.com. Это международная программа. На этот сайт можно загрузить фото хвоста, координаты встречи и узнать о миграциях этого кита. Как показывает практика, это интересно и туристам, и учёным. В России же сделали приложение для регистрации встреч морских млекопитающих. «Зачекинь кита и Ко.» — его при помощи краудфандинга создали представители сахалинского клуба помощи морским животным «Бумеранг». В этом приложении также можно найти определитель морских мелкопитающих и инструкции по взаимодействию с ними.
Ученые Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН хотели бы мобильное приложение именно для охотморских гренландских китов, но пока его нет. Просто не нашелся ещё тот энтузиаст, который сможет взяться за разработку. Хотя материал для наполнения приложения уже давно готов: хвосты каждой особи сфотографированы и описаны.
В этом году учёным удалось впервые провести целенаправленные поиски гренландских китов в Пенжинской губе в заливе Шелихова и встретить около 15 китов. Генетический анализ собранных биопсий китов позволит понять их «прописку» – встречались ли они ученым ранее, насколько обособленной является данная группировка. Кроме того, у биологов появилось более чёткое понимание, в какое время и где держатся киты на севере Охотского моря — это позволит им в дальнейшей работе спланировать работы из стационарного лагеря в непосредственной близости и провести необходимые изыскания.
В том числе благодаря его умению учёные наконец выяснили, куда именно уплывают зимовать киты с Шантар. Ранее исследований на эту тему не было. Конкретную локацию биологи пока не афишируют, но уже сейчас можно с уверенностью говорить — раскрыта ещё одна тайна из жизни китов.
Есть ещё один способ следить за китами во льдах — акустические буи. Киты поют, «разговаривают». По нескольким буям можно понять, где находятся эти особи, сколько их. Но такой метод сложен в реализации: от получения разрешений, логистики по установке, до обработки полученного материала.
В следующей — пятой экспедиции — учёные первым делом займутся пересчётом, проверят уже известных китов. Возможно, в базе данных будет пополнение и паспортов станет ещё больше. Во-вторых, по словам Милены Морозовой, интересно изучить социальные связи млекопитающих. Всегда считалось, что усатые киты — одиночки, но, в этой экспедиции, например, участники наблюдали ситуацию, когда косатки загнали кита на мелководье, а кит поменьше подплыл и толкнул мордой своего собрата в сторону моря. Есть ли между млекопитающими взаимовыручка это ещё предстоит выяснить.
Наводнение – одна из главных природных опасностей, присущая регионам Дальнего Востока. И если с последствиями стихии борются спасатели, экологи, власти разных уровней, то обширной работой по предупреждению негативных воздействий занимаются гидрологи-прогнозисты. Насколько успешно удаётся справляться с этой задачей, мы расспросили Людмилу Аргян — ведущего гидролога отдела гидрологии Камчатского гидрометцентра ФГБУ «Камчатское УГМС», руководителя группы речных и гидрологических прогнозов, работающей в этой должности в камчатском Гидрометцентре почти 20 лет.
Главная задача гидролога-прогнозиста — своевременно обеспечить прогнозом о повышении уровня воды в реках органы власти, МЧС и население, так, чтобы были приняты решения для минимизации ущерба. В своей работе специалист использует данные о гидрологическом режиме рек и озер, климатических условиях, рельефе местности, опирается на результаты многолетних наблюдений и измерений. Гидрологи-прогнозисты на Камчатке активно сотрудничают с местными органами власти, МЧС, гидрометеорологическими службами российских регионов и другими организациями.
– Людмила, с чего начинается рабочий день гидролога-прогнозиста?
– Рабочий день начинается с получения информации с гидрологических постов, поступающей через автоматизированную службу передачи данных. Мы ее декодируем, проверяем, в летний период составляем ежедневный гидрологический бюллетень, в зимний период составляем еженедельный бюллетень и отправляем в ЦУКС МЧС России по Камчатскому краю, Гидрометцентр России и в департамент Росгидромета по ДФО. В случае угрозы возникновения опасных гидрологических явлений на реках мы оперативно составляем и направляем штормовые предупреждения органам власти всех уровней, МЧС, а также службам ЖКХ, энергетики, дорожным службам.
– Насколько серьезна проблема затоплений в регионе и насколько сильно Камчатка страдает от этого в сравнении с другими регионами ДФО?
– На Камчатке, в сравнении с другими регионами Дальнего востока и центральной России, реки относятся к средним и малым водным объектам, соответственно и ущерб от негативного воздействия паводковых вод не соизмерим с тем ущербом, который наблюдается, допустим при паводке на реке Амур. Но для региона в целом это большой ущерб. У нас в регионе, при моей работе случались экстремально высокие уровни воды: половодье 2013 года на реке Камчатка – затопило всю центральную часть. На всей протяженности реки мы отмечали затопление населенных пунктов, перемывание дорог, размыв берегов и мостовых опор. Вода поднялась выше нормы на 3-4 метра. Также очень высокое половодье было в 2020 году в бассейне реки Пенжина – там уровни достигли экстремальных значений – до 11 метров.
– Какие конкретные параметры гидрологических явлений вы прогнозируете и насколько процентов оказываются точны ваши прогнозы?
– Мы прогнозируем сроки вскрытия и замерзания рек, высоту и сроки прохождения максимальных уровней весенне-летнего половодья. С середины мая по октябрь выпускаем краткосрочные — до пяти суток, среднесрочные — до десяти суток и долгосрочные — от 10 суток до 1 месяца гидрологические прогнозы характерных уровней воды.
В течение всего зимнего периода, который начинается с переходом температуры воздуха через ноль градусов осенью и заканчивается с переходом через ноль в сторону повышения весной, наблюдаем за снежным покровом. Смотрим высоту снежного покрова, его залегание, структуру, сколько воды в снеге накопилось. В связи с тем, что для рек Камчатского края характерен неустойчивый ледовый покров, наблюдения за температурным режимом рек производятся круглый год. Все наблюдаемые параметры сравниваются с нормами. Оправдываемость прогнозов за последние пять лет составляет около 95%.
– Сколько длится паводкоопасный сезон на Камчатке?
– Паводковый сезон на Камчатке длится с мая по октябрь – начало ноября. В весенне-летнее половодье, когда идет активное снеготаяние, под большой угрозой находятся практически все районы Камчатского края. Дождевые паводки у нас большую угрозу, в основном, несут юго-западным районам, которые расположены в тундровой зоне. В период продолжительных дождей тундра напитывается водой и уровень воды в реках значительно повышается. Плюс рядом грунтовые воды. Мы не ведем наблюдение и изучение за грунтовыми водами, хотя это очень важно. На Камчатке это проблема. Это необходимо, так как регион развивается – идет активное строительство и нужно учитывать все факторы в совокупности.
– Вы получаете данные из всех уголков полуострова? Сколько рек Камчатке вы охватываете мониторингом?
– Мы охватываем практически всю территорию полуострова. Конечно, есть отдаленные уголки Камчатки, которые мы не можем охватить. А рек на полуострове – тысячи, их невозможно сосчитать. Самыми крупными считаются река Камчатка – наиболее протяженная – и река Пенжина – крупнейшая по объему стока. В своих наблюдениях мы делаем акцент на тех реках, которые протекают вблизи населенных пунктов и представляют опасность народному хозяйству. Их мониторят круглосуточно. На Камчатке около 70 гидропостов, подведомственных ФГБУ «Камчатское УГМС», где ведется мониторинг. На некоторых из них установлены автоматические гидрологические комплексы (АГК), где данные передаются с дискретностью в 10 минут.
– Достаточно ли специалистов-гидрологов на Камчатке и в целом на Дальнем Востоке?
– На Камчатке, как и по ДФО, и по России, не хватает узких специалистов. Гидрологи очень нужны. И работа это очень интересная. Мало того, что гидролог – сама по себе профессия редкая, так она еще и подразделяется на еще более узкие специальности: гидролог- прогнозист, гидролог-методист, гидролог-русловик, есть гидрологи по изучению дна и т.д. К сожалению, в связи с низкой оплатой труда молодежь не очень-то хочет идти в нашу структуру. Если не решить проблему с заработной платой, то притока молодых кадров не будет и профессия сойдет на нет. А автоматикой тут человека не заменить!
Приборы тоже нуждаются в обслуживании, в правильной установке, также необходима регулярная их поверка. Гидрологи находят себя в других сферах: в Минприроды, Росприроднадзоре, Роспотребнадзоре, да и в других структурах тоже наверняка есть.
– Есть ли какие-то народные приметы, по которым можно определить, например, скорое половодье?
– Мы с приметами не работаем. У нас строго научный подход. Однако я часто общаюсь с людьми, которые живут в отдаленных труднодоступных поселках, коренными жителями Камчатки. Вот они точно знают, когда река вскроется, когда замерзнет, и с какой сопки будет больший сток воды. Но всегда ждут от нас прогнозов. Если у меня при выпуске прогноза есть какие-то сомнения – я могу с ними проконсультироваться, в особенности с людьми с отдаленных уголков Пенжинского и Олюторского районов. Мы все учитываем.
Отдельно хочу сказать, что мы ведем наблюдения очень аккуратно, в природу не вмешиваемся. Мы против того, чтобы в пользование выдавали земли в пойменной части рек, где строительство категорически запрещено.Во время профильной сессии IX Восточного экономического форума «Туристический Дальний Восток: инвестиции от впечатлений» эксперты обсудили новые подходы к решению туристической привлекательности Дальнего Востока. Участники дискуссии отметили рост потока туристов в ДФО, однако доля путешествий в целом по России даже не достигает 5%.
В 2023 году турпоток на Дальний Восток вырос почти на треть по сравнению с 2022 годом и составил 6,3 млн туристов. В Минвостокразвития РФ рассчитывают, что к 2030 году показатель увеличится в полтора раза. Оживлению турсферы макрорегиона помогает приток иностранных гостей — этому способствует открытие прямого авиасообщения с КНР и введение единых электронных виз. Действующее широкое меню поддержки для инвесторов (СПВ, ТОР, АЗРФ, особая экономическая зона) также значительно повышают лояльность иностранцев. На этом сделал акцент модератор сессии Павел Волков, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
На Дальнем Востоке государство поддерживает почти 300 инвестиционных проектов в сфере туризма — это горнолыжные курорты, отели, СПА-центры, баз отдыха и глэмпинги на общую сумму более 180 млрд рублей. В Приморском крае, на Камчатке и на Байкале создаются новые крупные курорты. На федеральном уровне внедряются новые инициативы — «Тропы Дальнего Востока». На прошлогоднем ВЭФ президент России Владимир Путин поручил при разработке и реализации программы развития туристских троп обратить особое внимание на создание их на территории ДФО.
Регионы РФ представили 60 проектов на общую сумму 3,9 млрд рублей и общей протяженностью троп почти 420 км. К реализации были отобраны 18 проектов, для которых потребуется 1,7 млрд рублей из федерального бюджета. На Дальнем Востоке будет создано и обустроено 118,2 км таких маршрутов. Так, на Камчатке к 2030 году появятся тропы «Тайна голубых озер», «Авачинский перевал», «Водопад Вилючинский», «Халактырский пляж». Четыре тропы будут созданы в Забайкалье — «Сухотино», «Тужи», «Ундугун» и «Эко-курорт Кука».
Скульптуры Даши Намдакова, который занимается развитием ленд-арт-парка «Тужи» в Забайкалье, украсят новый туристический маршрут, победивший в конкурсе на строительство экотроп и получивший грантовую поддержку в размере 240 млн рублей. Намдаков предложил создать ассоциацию по созданию художественных точек притяжения для Дальнего Востока и призвал к соблюдению принципа — развивать территорию, не нарушая экологию.
Александр Тертычный, генеральный директор компании «Антерра», развивающей сеть хилинг-отелей и термальных комплексов, считает, что на Дальнем Востоке много красивых мест, которые и не нужно продавать. Он убеждён, что одна из главных потребностей современного человека — растворяться в природе. Сейчас «Антерра» занимается развитием проекта «Байкальская гавань» в Бурятии.
Посыл поддержал известный российский путешественник Алексей Карахан.
«Увеличение количества туристов – не очень хорошо для Дальнего Востока и не этим нужно мерить привлекательность региона. Вот на Алтае слишком много туристов – они все там вытаптывают. И еще — зачем создавать новые точки притяжения, когда есть уже существующие. Нужно больше помогать малым проектам туризма. Вместо этого там строят мегапроекты. Надо строить там, где отдыхают сами местные. И давать в первую очередь возможность им хорошо отдыхать, а мы, приезжающие в ДФО, — подстроимся. Местные все тропы уже проложили до нас — там только таблички и туалеты поставить», — считает он.
Необходимость развития большой и малой логистики, транспортной доступности, привлечение персонала и квалифицированных гидов сплетается на Дальнем Востоке с нехваткой средств размещения. Однако бизнесу можно не бояться вкладывать деньги в туризм на Дальнем Востоке, считает замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
«Деньги на льготное кредитование заложены. Сегодня 21 гостиница строится в ДФО по льготной ставке. Номерной фонд увеличится на 4,5 тыс. Всего в регионе сейчас работает 60 тыс. номеров. Президент Владимир Путин поручил осенью провести новый отбор по модульным гостиницам сразу на три года. Поэтому настраиваю регионы на то, чтобы готовили проекты на 2025, 2026, 2027 годы. На всю страну 15 млрд рублей предусмотрено, будет федеральный конкурс. Единая региональная субсидия тоже работает. Часть эффекта от повышения импортных пошлин направим на развитие туризма. Оптимистично смотрим в будущее туротрасли, особенно в ДФО», — отметил он.
Вахруков добавил, что в прошлом году туристов, размещенных в гостиницах макрорегина стало больше на 17%, в этом году за первое полугодие — еще плюс 12%.
В ходе сессии бизнес высказал предложение, которое поможет еще больше «не бояться инвестировать в туризм на Дальнем Востоке»: Александр Тертычный высказался за создание единого окна корпорации Туризм.РФ и банков, чтоб меньше было бюрократических проволочек для инвесторов в плане получения кредитов на развитие турбизнеса. В Минвостокразвития пообещали обсудить это предложение для ускорения запуска проектов.
Директор проектного офиса по туризму Ассоциации «Центральный федеральный округ» Станислав Аристов предложил организовать презентацию гостиниц, образовательных кампусов и площадок для трудоустройства иностранной молодежи через кооперацию с транспортными хабами — Владивосток, Хабаровск, Москва. Он полагает, что если детям иностранцев на уровне школы показать красоты и возможности обучения в России и на Дальнем Востоке в частности, — они впечатлятся, и, возможно, приедут учиться и работать здесь, а потом останутся жить.
«Таким образом через инструменты развития туризма и загрузки коллективных средств размещения мы предлагаем решить задачу по увеличению числа иностранных студентов. В майском указе президента России говорится о необходимости увеличить количество иностранных студентов в вузах РФ до 500 тыс. человек. Для этого нужен 1 млн абитуриентов, соответственно 2 млн иностранных выпускников должны знать о том, что можно учиться в России. Значит, более четырех млн школьников должны иметь возможность познакомиться с нашей страной», — говорит Аристов.
Подводя итоги мероприятия, участники отметили огромный туристический потенциал Дальнего Востока как для внутреннего рынка, так и в части привлечения гостей из АТР. Однако реализации этого потенциала пока мешает дефицит инфраструктуры, неразвитость транспортной сети, недостаточный номерной фонд и нехватка персонала, чтобы привлечь который необходимо повышать лояльность дальневосточников к работе в отрасли туризма.
Озеро Буссе — одно из красивейших мест на юге Сахалина и едва ли не самая популярная природная достопримечательность острова. Известность по всей России и за ее пределами водоем получил благодаря гидробионту, который обитает в уникальной смеси пресной и соленой вод — устрицам. Сахалинский деликатес — крупный, сочный, с богатым многослойным вкусом — затмевает по качеству аналоги с приморских и черноморских ферм, а для его выращивания практически не нужно вложений. Островная устрица размножается в естественных условиях, но шансов на выживание у моллюска все меньше. В деталях назревающей экологической катастрофы разбиралась редакция EastRussia.ru.
«Если вы любите устрицы — вам точно пора на Сахалин! Здесь эти моллюски достигают гигантских размеров. При этом в отличие от тех же французских островные устрицы — дикие, а не выращенные в специальных садках. На Сахалине есть уникальное озеро Буссе. Хотя правильнее будет назвать его лагуной: водоем соединяется с Охотским морем и вода в нем — соленая. В озере обитают мидии, крабы, морские ежи, гребешки, креветки, а также множество рыб: горбуша, сельдь, кета, корюшка. Главное лакомство лагуны — гигантская сахалинская устрица. Но ее вылов на территории Буссе строго запрещен. Раковины сахалинской устрицы достигают размеров в 20 см, а вес доходит до полутора килограммов (в среднем — 500 г). Для сравнения: средний вес европейской устрицы — 200 г, размер — 12 см», — так Сахалинский туристско-информационный центр привлекает гостей островного региона на озеро Буссе.
Аналогичную информацию, но уже в формате инструктажа путешественникам на берегу водоема рассказывают гиды, прежде чем отправить очередной катамаран на «банку» — высокий участок дна, где каждый год вырастают тысячи раковин неправильной формы. Собрать их руками несложно: с этим справляется даже ребенок. Вот только азарт добычи у туристов, как и у экскурсоводов, совсем не детский.
В летний сезон десятки турфирм организуют минимум по две групповых поездки в день на озеро Буссе, и каждый гость собирает минимум 10 устриц. После возвращения на берег гиды организуют дегустацию: приезжие съедают по одному-два моллюска в сыром виде под бокал вина, еще пару штук запекают на костре. Весь остальной улов бросают на берегу (вывозить его нельзя), после чего группа возвращается в Южно-Сахалинск. Одна делегация оставляет у озера минимум 50 собственноручно добытых устриц, а в день таких визитов бывает до 20 — не менее тысячи моллюсков в сутки люди вынимают из воды ради того, чтобы ощутить ту самую радость от улова. Назад, на «банку» деликатес, разумеется, не возвращают — его продают желающим через приватные группы и чаты, где круглогодично идет бойкая торговля нелегально добытой рыбой и морепродуктами. Стоимость килограмма устриц с доставкой на адрес начинается в 2024 году от 450 рублей, с самовывозом от склада — чуть дешевле. Добавьте к этому среднюю стоимость поездки на Буссе (от 7 тысяч рублей с человека), и можно представить, сколько в сезон зарабатывают туристические бюро на несложном маршруте.
видео: ТГ-канал Рыбаки ДВНа Сахалине сезон сбора и, как следствие, туристического ажиотажа, продолжается с мая по октябрь. Представить и примерно посчитать масштабы одной только любительской добычи деликатеса на озере Буссе несложно — летний поток гостей региона к этому уголку природы в Корсаковском районе уже несколько лет переваливает за 100 тысяч человек. Востребованность гастрономического маршрута с каждым годом только растет, а ведь есть еще и браконьерская ловля: кроме устриц, нелегалы вылавливают в акватории такие морепродукты как гребешок, дальневосточный трепанг, креветка. Ежегодно региональное ПУ ФСБ задерживает десятки нарушителей с огромными объемами незаконных грузов. Но даже угроза реального срока не пугает преступников: браконьерство на Буссе продолжается. Как следствие, популяция устриц снижается — об этом сообщают ученые СахНИРО. За 10 лет, по данным экспертов, примерная численность моллюсков по площади акватории сократилась в 10 раз — с примерно 200 тонн до 20, и продолжает уменьшаться. Устричные «банки» практически пусты, найти деликатес можно на глубине от 3 до 5 метров — туда придется нырять.
Научно-исследовательские работы по изучению численности устрицы в лагуне Буссе проходят каждый год. Для того, чтобы определить размеры популяции, ученые используют методику площадного учета. Сотрудники СахНИРО собирают моллюсков с участка определенного размера (в квадратных метрах), пересчитывают их, взвешивают, а потом умножают на общую обитаемую площадь лагуны. Руководитель Сахалинского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («СахНИРО») Николай Колпаков, отвечая на запрос EastRussia.ru, озвучил мнение ученого сообщества: не только нелегальные добытчики морского деликатеса приложили руку к резкому уменьшению популяции устриц.
«По нашим данным уменьшение размерно-массового состава устрицы прослеживается в течение последних десяти лет. Считаем, что такая ситуация сложилась в результате изъятия крупных и средних по размеру моллюсков в ходе неконтролируемого любительского лова и браконьерства», — подчеркнул Николай Колпаков.
К «неконтролируемому любительскому лову», как обозначил его ученый, ежегодно прикладывают руку и местные жители: помимо туристов с материка, на озеро Буссе летом съезжаются сотни сахалинцев с палатками. Свежие устрицы давно стали для отдыхающих островитян приятным дополнением к традиционному шашлыку и вечерним посиделкам у костра. Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, регламентированные приказом Минсельхоза России от 06.05.2022 № 285 в редакции от 10.03.2023 г., разрешают жителям Сахалина добывать ежесуточно не более 50 устриц на человека, но в пересчете на поток желающих попасть на Буссе и это количество кажется слишком большим. А если суммировать масштабы так называемой личной ловли с теми объемами, которые туристы вынимают с «банки», общий урон уникальной лагуне становится катастрофическим. И ученые, и министерство по туризму Сахалинской области понимают это, но ограничены в действиях.
«Туристы после дегустации улов не забирают. А вот жители Сахалина порой полные багажники машин загружают устрицами. Конечно, это наносит колоссальный ущерб», — отметил министр по туризму Сахалинской области Артем Лазарев.
Попытку ограничить объем любительской добычи морепродуктов на озере Буссе власти островного региона пытались предпринять в 2023 году. Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства заявило к торгам весь водоем с площадью участка для выращивания объектов аквакультуры 3940 гектаров, оценив его почти в 31 млн рублей. Фактически лагуну хотели передать в частные руки для развития плантанции морских гидробионтов и роста их воспроизводства. При этом в рамках аукциона заявили требования к минимальным объемам взращенных морепродуктов — не менее 59,1 тонны для пастбищной аквакультуры и от 27,5 тысячи тонн индустриальной. Такую планку просто необходимо было обеспечить охраной и строгим контролем за любительским ловом.
Победителю торгов обещали договор на 25-летнее пользование участком и, судя по всему, желающие развивать марикультурную ферму на Сахалине были. Однако в дело вмешалась прокуратура, а потом экологи и простые жители подхватили эстафету возмущений — островитяне боялись, что передача озера Буссе в частные руки закроет доступ к нему для обычных посетителей. Правительству региона пришлось спешно организовать медийную кампанию и убеждать население в том, что лагуна останется открытой для посещения, а бизнес-проект по воспроизводству марикультуры нужен и полезен. Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области выпустила несколько заявлений в поддержку этой идеи, апеллируя к ее экономической выгоде (в том числе для Корсаковского района). К слову, тогда же звучали и обещания обеспечить более комфортный отдых туристам.
«Мы видим растущий интерес со стороны туристов и рыбаков, но запасы озера не безграничны. Было проведено большое научное исследование, посвященное изучению состояния запасов биоресурсов и возможности возобновления аквакультурной деятельности. В результате, согласно заключению науки, состояние некоторых биоресурсов, обитающих в озере, находится на низком уровне, а вот заниматься поддержанием запаса на аквакультурных участках необходимо. Действительно, если ничего не делать, то запаса ресурсов озера хватит еще не более чем на 2-3 года. И если мы хотим, чтобы жемчужина Сахалина радовала нас, туристов и рыбаков долгие годы, необходимо и поддержание состояние запасов, и создание условий для туристов и рыбаков. Развитие территорий сёл Берегового и Муравьево заключается не только и не столько в аквакультурном хозяйстве, а в создании развитой туристической зоны, где жители Сахалина и гости могут комфортно проводить время и пробовать наши сахалинские деликатесы. Инвестирование в туризм — перспективная история, и особо, конечно, значимы инвестиции именно в Корсаковский городской округ. Мы очень надеемся, что такие проекты позволят изыскать дополнительное финансирование и на асфальтированную дорогу, которую так давно ждут корсаковцы, жители сёл Новиково и Озерское. Создание аквакультурного участка — это только возможность выращивать на нем объекты, а вот возможность их собирать наступит не ранее чем через четыре года. Отмечу, что для туристов и рыбаков ничего не изменится, также будет возможность для отдыха и рыбалки, в рамках существующих Правил», — заявлял в СМИ еще год назад председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
Тем не менее, торги за право заключения договора пользования рыбоводным участком в лагуне озера Буссе свернули. Спустя год аукцион попробовали провести еще раз: организатором теперь значилось Федеральное агентство по рыболовству, название территории скрылось за безликим номером СООМ-409, а цену существенно снизили (до 24, 4 млн рублей). Но попытка заключить договор с бизнесом вновь потерпела неудачу — на площадке «Торги России» и этот аукцион числится как отмененный.
Сегодня о защите озера Буссе с его уникальным естественным микроклиматом, подходящим для воспроизводства марикультур, в открытую продолжают говорить ученые СахНИРО. Они предлагают в 10 раз снизить разрешенный объем добычи устриц — до 5 штук на человека в сутки. Эксперты уже направили предложения о внесении изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в Минсельхоз РФ, а также вынесли на обсуждение в региональном сообществе профильных специалистов. Но такая корректировка — явно не быстрый процесс, на нее могут уйти годы. У лагуны Буссе их просто может не быть.
Свою кампанию по защите озера Буссе от варварских набегов любителей устриц развернули и юные островитяне. Воспитанники детского эколагеря «Родник» даже сняли социальный ролик, посвященный бережному отношению к природе — его распространяют в социальных сетях.
«Мы никогда раньше не ходили с детьми в район села Муравьево в выходной день — как раз из тех соображений, что не хотим встречать толпы чужих людей. Но то, что мы увидели, дало нам понять, насколько проблема, о которой мы говорим сейчас, актуальна. На Буссе не просто толпы, там полчища. Последствия подобных скоплений, думаю, объяснять не нужно. С другой стороны, всё чудесно. Эти дети не задали мне ни одного вопроса вроде „зачем это нужно“ или „в чем вообще проблема“. Они изначально осознают, что происходит, и спрашивают только одно: что можно сделать. Это означает, что мы — все мы — делаем всё правильно. И я горжусь этими детьми, „Родником“, и знаю, кто мог бы нами гордиться. Мы не против развития туризма. Мы против варварского, бездумного, чрезмерного истребления биоресурсов Буссе и связанных с этим последствий: загрязнения берегов и акватории», — прокомментировал один из вожатых «Родника» в официальном Telegram-канале эколагеря.
Ребята также установили собственноручно изготовленный аншлаг на берегу водоема. «Не убивайте озеро Буссе! Вас слишком много — оно одно!» — надпись, которая должна была в очередной раз привлечь внимание властей к проблеме, которую осознают даже дети. Но конструкция прожила лишь сутки — ее снесли неизвестные. Подавляющему большинству жителей и гостей Сахалина в целом все равно, что устричная популяция на озере Буссе будет снижаться с риском совсем исчезнуть. А те немногие, кому не наплевать, явно не хотят видеть столь яркий упрек к собственной совести, приезжая на максимально доступную дегустацию символа элитной жизни.
Когда материал был уже готов к публикации, обозначилась возможность того, что ситуация всё же изменится. На встрече жителей Корсаковского региона с губернатором области одна из участниц обратилась к Валерию Лимаренко.
— У меня вопрос по поводу озера Буссе. Очень бы хотелось закрыть его полностью, вообще от всех посещений. Я как турист, вернее, как житель Сахалинской области, наблюдаю за последние 4 года полную выгребку биоресурсов из него именно гастротурами. Но я не пойму, почему идёт доступ для гастротуров и разрешается это всё вылавливать?
— Обсуждаем эту тему сейчас. Я думаю, что в этом году мы какое-то решение примем, как раз соответствующее вашему ожиданию, — ответил губернатор. Комментируя этот диалог в своём ТГ-канале, Валерий Лимаренко написал. «Я понимаю обеспокоенность местных жителей. И сегодня мы уже думаем над этим вопросом совместно с ассоциацией рыбаков. Хотим найти компромисс, чтобы все было цивилизованно. Думаю, уже в этом году придем к решению, которое устроит всех».
- В этом году форум «Дальний Восток – зима открытий» пройдет под новым названием: «Форум устойчивого развития туризма». Скажите, пожалуйста, что отражает новое название форума?
- Новое название форума отражает основной спектр тем, на котором из года в год фокусируется наш форум. Объединяя регионы Дальнего Востока и Арктики для обмена опытом, мы в первую очередь сконцентрированы вокруг поиска таких подходов к развитию туризма, которые закладывают долгосрочный баланс между сохранностью природных комплексов, интересами отраслевого бизнеса и местного населения. Именно поэтому у нас на первый план выходят темы с экологическим туризмом и экопросвещением, профориентацией и кадровым обеспечением отрасли, поиском корректных подходов к этнокультурному туризму и так далее. Эти темы не ограничены Дальним Востоком и нашими арктическими регионами, мы видим, что к их обсуждению подтягиваются коллеги со всей страны.
Статистика показывает, что туризм в «удаленные» регионы – на Дальний Восток и в Арктику – растет опережающими темпами. Тем важнее системно и методично обмениваться опытом, отслеживать все возможные риски и угрозы, совместными усилиями находить решения, выносить их на межрегиональный и федеральный уровень.
Для Камчатского края Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» – одна из двух ключевых дискуссионных площадок, которые традиционно проводятся на полуострове. Каждое лето мы также проводим уже ставший международным форум «Экосистема», посвященный формированию и консолидации молодежных предложений в сфере экологии для дальнейшего внедрения в общероссийскую практику. Мы призываем всех заинтересованных участников присоединиться к работе этих дискуссионных площадок, чтобы выработать наиболее гармоничные подходы и практики в социально-экономическом развитии регионов.
- Пленарная сессия форума будет посвящена теме глобальной доступности туризма в интересах экономики, региона и человека, развития въездного и внутреннего туризма с учетом «зеленой повестки». Как вы считаете, какие наиболее перспективные возможности предстоит реализовать региону?
- Доступность – безусловно, ключевой вызов для развития туризма на Камчатке. Та поддержка, которую регион получает в виде «плоских» тарифов «Аэрофлота» и ряда субсидируемых рейсов, выполняемых другими авиакомпаниями, является неоценимым фактором для туристической сферы. Но есть и другая сторона доступности, выраженная в стоимости и сроках любого строительства в регионе, в наличии и стоимости привлечения квалифицированных кадров и так далее. И это проблемы не только Камчатки – с такими же проблемами сталкиваются коллеги на половине территории нашей страны. Многие ограничения удается преодолевать благодаря системному вниманию со стороны федерального центра, комплексной работе мер поддержки бизнеса. Но чем дальше мы двигаемся, тем важнее оперативно реагировать на любые возникающие вопросы, быть чуткими к проблемам бизнеса, находить приемлемые и рациональные решения по каждой ситуации.
Сегодня перед Камчаткой стоит амбициозная задача – защитить статус одного из лучших мест в мире для инвестиций в туристической сфере. Мы заявили этот тезис на Восточном экономическом форуме 2023 года, представив бизнесу подготовленные инвестиционные площадки и проработанные меры поддержки. На фоне пандемийных ограничений мы смогли полностью переориентировать туристическую сферу на внутренний рынок, не допустив количественных просадок, наоборот, получив динамичный прирост инвестиций и оборота бизнеса в сфере туризма. Сегодня, когда иностранный турист возвращается в страну, нам необходимо конвертировать въездной туризм в качественный скачок в развитии отрасли, не допустив вытеснения сегмента отечественных туристов. Об этом мы говорим нашим инвесторам, призывая их вкладываться в новую инфраструктуру региона.
- Какие новые инициативы и инвестиционные проекты вы планируете реализовать в 2024 году в рамках развития мультиформатного туристического предложения в регионе? Расскажите, какие виды туризма вы предлагаете туристам?
- Приоритеты на 2024 год у нас такие же, как и прежде: поддерживая инициативы бизнеса, добиваться развития туристической инфраструктуры в регионе, преодолевать сезонные ограничения, увеличивать емкость предложения для туристов без ущерба для наших природных комплексов. Ключевые события предстоящего года для нас – долгожданный запуск крупной пятизвездочной гостиницы в центре Петропавловска-Камчатского и ввод в эксплуатацию нового терминала аэропорта Елизово. Ожидаем старт строительных работ в рамках крупнейшего инвестиционного проекта в регионе – кластера «Три вулкана». Поддерживаем инициативы бизнеса в строительстве десятков малых и средних туристических объектов на полуострове; сформировали инвестиционные лоты и предлагаем выгодные земельные участки новым игрокам.
Что касается видов туризма – у нас продолжают набирать популярность морские прогулки и круизы, мы ожидаем активизацию бизнеса на этом направлении, в том числе в связке с круизами по Курильским островам. Благодаря мероприятиям Зимнего фестиваля «Берингия» мы смогли обратить внимание туристов на уникальный зимний сезон на Камчатке, активно балансируем сезонность. Растет семейный сегмент, развивается самодеятельный туризм, когда гости самостоятельно бронируют авиаперелет и гостиницу и собирают для себя программу на месте, покупая у туроператоров однодневные экскурсии.
- Камчатка – это полуостров. Как вы планируете осуществлять поручение Президента по развитию автомобильного туризма в условиях сложной доступности? Какая, на ваш взгляд, перспектива развития данного направления: будет ли это внутренний (региональный) продукт или будет активное привлечение автотуристов со всей России?
- Камчатка не связана автомобильными дорогами с соседними регионами, это делает практически невозможным посещение нашего региона туристами на личном автотранспорте. Но вместе с тем, Камчатка – один из самых автомобилизированных регионов нашей страны, и уж чего, а дефицита автолюбителей и автомобилей у нас нет. Для гостей из других регионов у нас действуют предприятия автопроката, и я уверен, что по мере развития интереса к теме автотуризма, их автопарк и предложение будет только расширяться.
Тем более, что уже в ближайшие два года на Камчатке станет доступной для автолюбителей первая в стране полноценная автомобильная дорога общего пользования, построенная специально в интересах развития туризма. Я говорю о подъездной дороге к кластеру «Три вулкана», которая возводится в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Это совершенно уникальная и красивейшая дорога, которая пройдет по широко известной Паратунской долине к самому подножию Вилючинского вулкана.
К концу года мы ожидаем появление асфальтированной дороги на Халактырский пляж к Тихому океану – популярному месту притяжения как гостей полуострова, так и местных жителей.
Добраться до центральных районов Камчатки теперь можно гораздо комфортнее и быстрее благодаря появлению асфальтированой автотрассы Петропавловск-Камчатский – Мильково. Кроме того, появилась дорога к уникальному туристическому объекту «Соколиный центр» – самому крупному репродуктивному центру краснокнижных птиц в мире.
Мы ждем автотуристов со всей страны. Пусть вся сеть комфортных для автотуризма дорог у нас составляет немногим более одной тысячи километров, но на всем протяжении этих дорог у нас есть невероятно красивые виды, вулканы, термальные источники и другие достопримечательности.
_______________________________________________________________
Материал опубликован в Дайджесте РТФ «Путешествуй!»