Компания «Ургалуголь», которая ведет добычу в Верхнебуреинском районе Хабаровского края, планируют построить железнодорожную хорду, которая позволит увеличить экспорт продукции. Об этом сообщил генеральный директор Валентин Калашников.
Также в ближайшие четыре года компания планирует провести модернизацию своих обогатительных мощностей и реконструкцию забойно-транспортного комплекса на одной из шахт – «Северной». Калашников не исключил, что для этого может быть положительно рассмотрен вопрос о вхождении в территорию опережающего развития.
Все это позволит увеличить лицензионные запасы компании на 130 млн тонн, которые на сегодня составляют 942,8 млн тонн. Напомним, АО «Ургалуголь» - «дочка» АО «Сибирская угольная энергетическая компания».
На европейском рынке энергетического угля на прошедшей неделе цены поднялись выше 130 долл./т. Поддержку котировкам продолжают оказывать сокращение запасов на складах, а также высокие цены на газ, которые вновь укрепились на фоне возможного возобновления забастовки рабочих нефтегазовой компании Chevron в Австралии после того, как профсоюзы отказались принять окончательную версию проекта соглашения, полученную от представителей компании.
Цены на газ на хабе TTF выросли до 428 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 20.09.2023 г.), несмотря на увеличение поставок норвежского газа.
Совокупные запасы на складах ARA сократились до 7 млн т. (-0.1 млн т. или -1.4% к 20.09.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается выше 130 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны Индии и Китая, а также ожидаемого снижения экспорта из ЮАР в сентябре.
Компания Glencore планирует сократить около 214 горняков на разрезе iMpunzi (мощностью 6.7 млн т. энергетического угля в год) в провинции Мпумаланга, аргументируя свое решение проблемами ж/д инфраструктуры и волатильностью цен.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли на 2 долл./т. до 137 долл./т. Повышение цен продолжилось в связи с сокращением добычи в нескольких провинциях в результате временного закрытия мощностей из-за проверок безопасности и нового несчастного случая, техническим обслуживанием на ж/д линии Daqin в октябре, а также пополнением запасов в преддверии празднования Дня образования КНР (с 29 сентября по 6 октября).
24 сентября в результате пожара на угольной шахте в Юго-Западном Китае в провинции Гуйчжоу погибли 16 человек. В связи с этим ожидаются дополнительные проверки и снижение добычи во избежание новых несчастных случаев.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился на 1 долл./т. до 92 долл./т. за счет высокого спроса со стороны Китая и Индии. Кроме того, ситуация с ограниченным предложением усугубилась 22 сентября в результате нарушения процесса погрузки угля в связи с техническим сбоем информационной системы, который может вынудить некоторых поставщиков объявить форс-мажор.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 160 долл./т. по причине снизившейся активности и широкого спреда между ценами спроса и предложения. В ходе конференции Coaltrans Asia участники рынка отметили, что ожидают сохранения импорта австралийского энергетического угля китайскими потребителями на уровне не менее 5 млн т. в месяц до конца 2023 г.
Приближаются переговоры между Glencore и японской Tohoku Electric по контракту на период с 1 октября 2023 г. по 30 сентября 2024 г. По оценкам участников рынка, покупатель рассчитывает на цены ниже
160 долл./т. FOB Newcastle 6322 GAR, тогда как предложение Glencore находится на уровне 200 долл./т. Если стороны не договорятся, они могут временно воспользоваться индексами или спотовыми котировками. Японская компания находится в более выгодном положении, поскольку имеет достаточные запасы, что резко контрастирует с прошлогодней ситуацией на рынке.
Ограниченное предложение и устойчивый спрос со стороны потребителей в Азии и Индии продолжают подталкивать цены на австралийский металлургический уголь HCC выше 330 долл./т. Китайская компания Guizhou Panjiang Refined Coal, где произошел несчастный случай с возгоранием и гибелью рабочих на шахте мощностью 3.1 млн т. металлургического угля, начала проверки безопасности, что ухудшит ситуацию с предложением материала в юго-западном регионе КНР. Укреплению австралийских котировок угля PCI до 200 долл./т. также способствовали опасения по поводу предложения из России, где власти объявили о введении экспортной пошлины.
С 01 октября 2023 г. вводятся пошлины на экспорт российского угля
Министерство финансов и Минэкономики вводят с 1 октября и до конца 2024 года экспортные пошлины на уголь, а также почти на все виды товаров, кроме нефти, нефтепродуктов, газа, лесоматериалов, лома, зерна и продукции машиностроения.
Размер пошлины будет зависеть от курса доллара:
• ниже 80 руб. – 0%,
• 80–85 руб. - 4%,
• 85–90 руб. – 4.5%,
• 90–95 руб.— 5.5%,
• выше 95 руб.— 7%.
Сильнее всего от пошлины пострадают угольщики, металлурги и производители удобрений. Неожиданное введение пошлины создает финансовую непредсказуемость для инвесторов. Увеличение фискальной нагрузки может негативно отразиться на инвестпрограммах компаний.
Правительство России несколько раз за последние годы увеличивало налоговую составляющую для угольной отрасли. С начала 2022 г. НДПИ на коксующийся уголь привязан к мировым котировкам: ставка установлена на уровне 1.5% от средней цены на уголь в соответствии с индексом SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal, тогда как раньше применялась фиксированная ставка в 57 руб./т. В тоже время обсуждалось введение экспортной пошлины на уголь, в т.ч. энергетический, при превышении его цены в 150 долл./т. в порту отгрузки, но вместо этого в 2023 г. был временно увеличен НДПИ для антрацита, коксующегося и энергетического угля до 380 руб./т. или 5.5 долл./т. (с 1 января до 31 марта).
В текущих условиях беспрецедентных международных санкций, когда российским поставщикам угля приходится переориентировать грузовые потоки и искать новые экспортные маршруты, большинство поставок в страны Азии через северо-западные и южные порты России находятся на грани рентабельности или приносит убыток. Введение экспортных пошлин делает поставках в данных направлениях убыточными, а также создает аналогичные риски для экспорта через дальневосточные терминалы, особенно для грузоотправителей, не имеющих собственных портовых мощностей.
При этом издержки и себестоимость постоянно увеличиваются. РЖД планирует проиндексировать ежегодно растущие грузовые ж/д тарифы в 2024 году на 10.75%. Из-за недавнего повышения ставок ЦБ угольщики могут столкнуться с трудностями по обслуживанию долга. На фоне мировых санкций международные судовладельцы и страховые компании периодически повышают ставки фрахта и премии за страхование морских грузов. Кроме того, российские поставщики испытывают проблемы с банковскими транзакциями при осуществлении экспортных операций, которые связаны с большими сложностями в части поступления денежных средств от иностранных контрагентов на счета поставщиков в российских банках. В то же время вводимая экспортная пошлина должна быть оплачена до начала отгрузки с добывающих предприятий.
При сентябрьских ценах FOB на энергетический уголь в российских портах на Балтике, юге и Дальнем Востоке на уровне 80-120 долл./т. пошлина, при текущем курсе рубля (97 руб./долл.), составит 7% или 6-9 долл./т.
Введение пошлины является негативным фактором для экспорта и добычи российского угля, объемы которых могут существенно сократиться, особенно в случае снижения мировых цен.
Тарифы РЖД вырастут более чем на 10% в 2024 году
РЖД планирует в 2024 г. проиндексировать железнодорожные тарифы на 10.75%. В данную цифру входят: базовая индексация 7.6%, а также 2% на капремонт инфраструктуры и 1% надбавки на обеспечение транспортной безопасности.
Ожидается, что в 2024 г. индексация в 10,75% даст РЖД порядка 200 млрд руб. дополнительных средств. При этом инвестпрограмма в 2024 г. оценивается в 1.3 трлн. руб., из которых 9.6 млрд руб. будут направлены на проектно-изыскательские работы по третьему этапу модернизации БАМа и Транссиба.
Участники рынка уже высказывали опасения по поводу дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы как обеспечение транспортной безопасности должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%).
В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля. В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
В 2025 г. базовая индексация тарифов на железнодорожную перевозку грузов планируется на уровне 5.2% плюс 2% надбавки на обеспечение транспортной безопасности.
Поставки российского угля выросли на 5.0% в январе-августе 2023 года
В январе-августе 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 264.4 млн т. (+12.7 млн т. или +5.0% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 8 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 117.9 млн т. (+4.0 млн т. или +3.5% к 8 месяцам 2022 г.), из которых:
• 61.5 млн т. (+6.0 млн т. или +10.8%) направлено на электростанции;
• 26.8 млн т. (+3.8 млн т. или +16.5%) поставлено в адрес коксохимических заводов;
• 29.6 млн т. (-5.8 млн т. или -16.4%) пришлось на долю прочих грузополучателей.
Экспортные поставки в январе-августе 2023 г. составили 146.5 млн т.
(+8.7 млн т. или +6.3% к январю-августу 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-августе 2023 г. выросла до 286.4 млн т. (+2.8 млн т. или +1.0% к аналогичному периоду 2022 г.).
В Дальневосточном ФО планируется создание новых газоперерабатывающих производств – в Амурской области и Приморском крае. Проблемный вопрос газификации дальневосточных регионов предполагается решать в том числе с помощью СПГ и создания необходимой инфраструктуры. На базе действующих месторождений газа Дальнего Востока также хотят создавать производства, ориентированные на внутреннее потребление.
В частности, АО «АЛРОСА-Газ» рассчитывает построить установку комплексной подготовки газа (УКПГ) на Среднеботуобинском нефтегазоконденсатном месторождении в Якутии (Мирнинский район). В проект предполагается инвестировать более 18 млрд рублей, в том числе 10 млрд рублей составляет стоимость самой установки, 8,6 млрд рублей – модернизации газодобывающих мощностей. Строительство предполагается начать в 2024 г. Установка требуется для газоснабжения будущей Новоленской ТЭС «Интер РАО» (мощность – 550 МВт) в Ленском районе, которую планируется ввести в эксплуатацию в 2028 г.
УКПГ с ТЭС должен связать газопровод протяженностью 200 км. На Новоленскую ТЭС будет поставляться газ в объеме 800-1000 млн куб. м в год, что в пять раз превысит объем поставок, осуществляемых «АЛРОСА-Газ» потребителям в настоящее время. ТЭС будет в том числе снабжать электроэнергией крупные промышленные предприятия – Ковыктинское газоконденсатное месторождение «Газпрома», Иркутский завод полимеров ООО «Иркутская нефтяная компания», месторождение золота Сухой Лог ПАО «Полюс», а также Восточный полигон ОАО «РЖД».
Между тем «Газпром гелий сервис» в сентябре запустил первый в Амурской области (Свободненский район) объект автономной газификации – малотоннажный комплекс по сжижению природного газа (КСПГ). Его производительность составляет 1,5 тонны СПГ в час (12,6 тыс. тонн в год).
Сжиженный природный газ планируется доставлять в специальных криогенных автоцистернах на тягачах на площадку системы приема, хранения и регазификации и в дальнейшем направлять на газовую котельную в микрорайоне Амурсельмаш в Белогорске. Газовая котельная призвана заменить действующую мазутную котельную, которая обеспечивает теплом и горячей водой 37 многоквартирных домов, два детских сада, школу и дом культуры. С помощью СПГ в районе предполагается организовать заправку собственного транспорта «Газпром гелий сервис» и техники Амурского ГПЗ. СПГ также планируется поставлять на космодром «Восточный» для газификации его объектов.
В Белогорске ведется строительство системы приема, хранения и регазификации (СПХР), где будет осуществляться подготовка газа с комплекса СПГ для использования на первой газовой котельной Амурсельмаша.
После оценки эффективности работы котельной в Белогорске, областное правительство рассчитывает рассмотреть возможности перевода на СПГ других котельных региона. В связи с этим при создании КСПГ предусмотрена возможность в два раза нарастить производительность комплекса – до 3 тонн в час (25,2 тыс. тонн в год).
Аналогичный проект также предполагается реализовать в Приморском крае в ТОР «Надеждинская», но с большей производительной мощностью – 7 тонн СПГ в час. С помощью КСПГ планируется автономно газифицировать социально значимые объекты, использовать газ в качестве моторного топлива для магистрального, муниципального транспорта и специальной техники.
Также в сентябре компания «Газпром СПГ Технологии» представила свой проект по созданию в Свободненском районе еще одного комплекса по сжижению природного газа и инфраструктуры для заправок СПГ с целью перевода транспорта на газ к концу 2025 г. Малотоннажный комплекс будет производить до 5 тонн в час и более 40 тыс. тонн в год. В проект предполагается инвестировать не менее 4 млрд рублей. Таким образом, с учетом двух производств в регионе будет выпускаться порядка 52 тыс. тонн СПГ в год.
В сфере производства гелия в сентябре подписано трехстороннее соглашение между КРДВ, правительством Якутии и ООО «ДББ» о строительстве комплекса по производству гелия на базе Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения (АО «АЛРОСА-Газ») в Мирнинском районе. Мощность установки должна составить 4 млн куб. м в год. Начало производства намечено на 2025 г., а выход на производственные мощности запланирован на 2028 г. Проект должен быть реализован в рамках ТОР «Якутия».
Напомним, что в 2021 г. более крупное производство гелия началось на Амурском газоперерабатывающем заводе «Газпрома» (первая гелиевая установка мощностью 20 млн тонн в год). Проектная мощность ГПЗ по гелию составляет 60 млн куб. м в год (после запуска всех трех предусмотренных проектом установок). На данный показатель предприятие должно выйти в 2025 г. (в настоящее время работают две установки по производству гелия, вторая была введена в текущем году).
Все еще обсуждается вопрос реализации сложного проекта по газификации Камчатского края. Газификация региона силами «Газпрома» предусмотрена в утвержденной правительством в августе дорожной карте газификации Камчатки до 2025 г.
Правительство поручило «Газпрому» до конца первого квартала 2024 г. заключить договор о поставках в Камчатский край сжиженного природного газа с проекта «Сахалин-2» (акционеры – «Газпром», японские компании Mitsui и Mitsubishi, продолжается процесс вхождения в проект «НОВАТЭКа»).
Потребности Камчатки в газе оцениваются в 1 млрд куб. м в год. В самом регионе отсутствует необходимая для такого объема ресурсная база (действуют небольших два месторождения). При этом регулируемые тарифы делают поставки в регион СПГ убыточными. По этой причине «Газпром» и «НОВАТЭК» долго не соглашались обеспечивать Камчатку газом, мотивируя это дефицитом свободных объемов.
В частности, «НОВАТЭК» в качестве условия для выделения необходимых объемов газа называл обеспечение новой сырьевой базой, претендуя на Тамбейское месторождение на Ямале и долю в проекте «Сахалин-2» британско-нидерландской компании Shell. Глава компании Л.Михельсон при наличии дополнительной ресурсной базы оценивал возможность поставки газа на Камчатку в 400-500 млн куб. м по регулируемой цене. Тем не менее компания не добилась желаемого.
Согласно «дорожной карте», Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС и «Газпром» до конца текущего года должны определить источники финансирования для компенсации разницы между экономически обоснованной ценой на СПГ, его транспортировки и газификации и регулируемой оптовой ценой, устанавливаемой ФАС. В первом квартале 2024 г. предстоит изменить ряд положений государственного регулирования оптовых цен на СПГ для нужд всех потребителей края, а до третьего квартала 2025 г. следует определить оптовую цену на регазифицированный СПГ для края.
На сегодняшний день оптовая цена на газ в Петропавловске-Камчатском установлена на уровне 7,3 тыс. рублей за 1 тыс. куб. м. С июля 2024 г. она будет индексирована на 8%. Рыночная цена регазифицированного СПГ (при текущих ценах на СПГ в Северо-Восточной Азии ) будет превышать 30 тыс. рублей за 1 тыс. куб. м. Межтарифная разница составит порядка 11 млрд рублей в год при объеме поставок в 0,5 млрд куб. м.
Стоит напомнить, что «НОВАТЭК» ранее частично взял на себя обязательство по созданию на Камчатке приемной инфраструктуры для СПГ. Компания должна во втором-третьем квартале 2025 г. построить морскую часть комплекса приема СПГ в бухте Раковая Авачинской губы. Комплекс включает плавучую регазификационную установку, причальные сооружения и челночные суда-газовозы.
Из федерального бюджета на создание приемной инфраструктуры, согласно распоряжению правительства, направят 12 млрд рублей. Построенные объекты береговой инфраструктуры затем предполагается выкупить у «НОВАТЭКа» и передать «Газпрому» - единому оператору газификации по концессионному соглашению. «НОВАТЭК» оценивает строительство регазификационной установки в 12,5 млрд рублей, а строительство челноков-газовозов – в 16,2 млрд рублей.
Одновременно «НОВАТЭК» строит в регионе СПГ-терминал в бухте Бечевинская (Елизовский район) для перевалки экспортного СПГ с арктических газовозов на обычные суда. В начале текущего года в компании заявляли о планах ввести терминал до конца года. В июле на Камчатку было доставлено из Южной Кореи плавучее хранилище СПГ для перегрузки СПГ на экспортные суда.
Из собственных камчатских запасов на территории региона ведется разработка двух месторождений – Кшукского и Нижне-Квакчикского (Соболевский район). Их отработку осуществляет ООО «Газпром добыча Ноябрьск». Следует отметить, что попытки запустить добычу на них предпринимались еще в 90-е гг. прошлого века, но были приостановлены из-за недостатка финансирования. К проекту вернулись в 2007 г. (уже с участием «Газпрома»), добыча ведется с 2010 г. Газ направляется камчатским ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, газовой котельной в Петропавловске-Камчатском. Ежегодный объем добычи составляет порядка 400 млн куб м газа и 14 тыс. тонн конденсата. Уровень газификации Камчатского края на сегодняшний день не превышает 60%.
Что касается планов газификации в других регионах, то вице-премьер А.Новак в июле поручил Минэнерго внести в правительство дорожную карту мероприятий по газификации Северобайкальска в Бурятии с учетом планов по строительству завода по производству СПГ в Усть-Куте Иркутской области, а также обеспечения транспортировки СПГ из Усть-Кута («Иркутская нефтяная компания») в Северобайкальск автомобильным и железнодорожным транспортом, определения источников финансирования мероприятий по газификации комплекса теплоснабжения города. При этом ИНК пока только изучает возможность реализации СПГ-проекта. Предполагаемые объемы переработки – до 250 млн куб. м метана в год.
В рамках реализации проекта газификации Северобайкальска запланировано строительство двух газовых котельных вместо угольных, сооружение системы приема, хранения и регазификации газа, а также сетей газораспределения и проведение капитального ремонта сетей тепловодоснабжения города.
Перспективное газопотребление Улан-Удэ оценивается в 1,48 млрд куб. м в год. «Газпром» планирует строительство газопровода-отвода от погранперехода Наушки до Улан-Удэ и далее до Читы общей протяженностью 700 км (250 км до Улан-Удэ) в рамках планируемого экспортного газопровода «Сила Сибири-2». А.Новак поручил «Газпрому» разработать план-график газификации Бурятии до 2032 г., в том числе с учетом возможности перевода объектов по производству электрической энергии на природный газ. Летом текущего года «Газпром» представил предварительно согласованную схему газификации Бурятии, в которую вошло 572 населенных пункта (в 21 районе).
В Забайкальском крае единый оператор газоснабжения региона – «Газпром» – ведет корректировку генеральной схемы газоснабжения и газификации края до 2032 г. с определением перспектив развития и источников газоснабжения, в том числе способов перевода на газ объектов электроснабжения. В Чите в рамках федерального проекта «Чистый воздух» с конца 2024 г. за счет средств федерального бюджета планируется газифицировать 13 193 домовладения. Перспективное газопотребление Читы оценивается в 736 млн куб. м в год в первый год поставки и далее должно вырасти до 1,3 млрд куб. м в год (с десятого года поставки).
На Сахалине в 2023-24 гг. предполагается построить три газораспределительные станции (ГРС) для газификации Поронайского, Макаровского и Смирныховского районов. В частности, до конца текущего года должно завершиться строительство ГРС «Леонидово» и «Макаров». В 2024 г. должна быть построена ГРС «Победино». За счет СПГ планируется газифицировать районы на западном побережье острова – Невельский, Холмский и Томаринский (в силу их удаленности от газопровода проекта «Сахалин-2»). Завершение газификации Сахалинской области намечено на конец 2025 г. На сегодняшний день уровень газификации региона составляет 57%.
В сфере угледобычи рост добычи угля продолжается в Чукотском АО. По итогам января-июля результат составил 962,7 тыс. тонн, на 16% превысив показатель за аналогичный период прошлого года. ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal) на месторождении Фандюшкинское поле получило за отчетный период 874,2 тыс. тонн каменного угля, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Тем временем ОАО «Шахта Угольная» на Анадырском буроугольном месторождении произвело 88,5 тыс. тонн бурого угля, что в три раза больше, чем в январе-июле прошлого года.
В Якутии в текущем году планируется отправить на экспорт 26 млн тонн угля. В первом квартале текущего года отгрузка якутского угля на экспорт составила 6,1 млн тонн, из которых 4,4 млн тонн пришлось на Эльгинское месторождение ООО «Эльгауголь» («ЭЛСИ»). Тем не менее по итогам первого полугодия зафиксировано сокращение экспортных отгрузок угля из Якутии по железной дороге – на 0,8% по отношению к первому полугодию 2022 г., до 12,6 млн тонн. При этом в августе в «ЭЛСИ» отчитались о строительстве 200 км Тихоокеанской железной дороги, предназначенной для перевозки эльгинского угля в строящийся порт «Эльга» в Хабаровском крае, откуда он будет направляться на экспорт. Общая протяженность железной дороги составит 500 км, ввод в эксплуатацию намечен на 2026 г.
На Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» О.Мисевры завершает в Углегорском районе строительство угольного конвейера протяженностью 23 км для транспортировки угля с Солнцевского разреза до морского порта Шахтерск, откуда уголь будет отправляться на экспорт. С помощью конвейера предполагается снизить нагрузку на дороги общего пользования и сократить негативное влияние на атмосферу (монтаж ведется с конца 2020 г.). Строительная готовность конвейера ожидается 1 ноября текущего года, после чего начнутся пусконаладочные работы. Плановая строительная готовность складов порта и угольного разреза ожидается к 1 декабря. Полный запуск должен состояться в третьем квартале 2024 г.
В августе была сдана в эксплуатацию вторая подстанция «Майская» для снабжения магистрального угольного конвейера. Подстанция расположена вблизи угольного терминала, на ней установлены два трансформатора по 16 МВА. Ранее в эксплуатацию была запущена первая подстанция для снабжения объекта – «Конвейерная-1». Производственный план угольного морского порта Шахтерск на 2023 г. предусматривает отгрузку угля в объеме 14,1 млн тонн (в 2022 г. – 11,04 млн тонн).
Следует отметить, что добычей угля на Сахалине рассчитывает заняться еще один инвестор – АО «Крокус» (входит в девелоперскую Crocus Group А.Агаларова) планирует приступить к геологоразведочным работам на небольшом участке «Юбилейный» Константиновского буроугольного месторождения (Углегорский район). Лицензию на разработку месторождения компания получила в текущем году, предложив за участок 29,767 млн рублей. Балансовые запасы месторождения (по категории C2) составляют 53,749 млн тонн, прогнозные ресурсы для открытых работ – 8 млн тонн (по категории Р2).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
На прошедшей неделе цены на европейском рынке энергетического угля продолжили расти выше 127 долл./т. Поддержку котировкам оказало сокращение складских запасов, а также высокие цены на газ, вызванные забастовкой австралийских рабочих на предприятиях Chevron по производству СПГ в Австралии.
Тем не менее, к концу недели стало известно, что рабочие Chevron близки к завершению протестов, поскольку профсоюзам удалось урегулировать трудовой спор с представителями компании, которые в настоящее время работают над окончательной версией проекта соглашения. Таким образом, на следующей неделе возможна некоторая коррекция цен, учитывая, что забастовка была одним из поддерживающих факторов на рынке энергоносителей в сентябре этого года.
После отмечавшегося роста цены на газ на хабе TTF скорректировались до 413 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 13.09.2023 г.) на фоне увеличения поставок норвежского газа.
Совокупные запасы на складах ARA сократились на 1% до 7.1 млн т. (-0.1 млн т. к 13.09.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 130 долл./т. в связи с укреплением энергетического рынка ЕС и увеличения спроса в Индии, где 5-7 октября планируется забастовка рабочих компании Coal India. Также поддержку оказывает ожидаемое сокращение экспорта из ЮАР в сентябре.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao взлетели до 135 долл./т. Продолжению повышательного тренда способствовало сокращение добычи в нескольких провинциях в результате временного закрытия мощностей после несчастного случая, а также опасения по поводу уменьшения предложения на спотовом рынке в результате технического обслуживания на ж/д линии Daqin в октябре и ужесточения проверок безопасности в добывающих регионах. Также наблюдается рост спроса со стороны участников рынка, стремящихся пополнить запасы в преддверии проведения Азиатских Игр 23 сентября и празднования Дня образования КНР в октябре.
Национальная комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) 19 сентября провела срочное заседание с энергетическими и горнодобывающими компаниями для оценки ситуации на рынке. Недавние проверки безопасности привели к сокращению предложения, в результате чего запасы шанхайских электростанций упали на 20%, тогда как спрос на электроэнергию со стороны промышленного сектора увеличивается. Представители электростанций также отметили то, что за последние месяцы качество угля ухудшилось. Однако NDRC пока не торопится с принятием каких-либо мер.
Провинция Shaanxi сообщила о полной приостановке добычи на 22 шахтах/разрезах совокупной мощностью 23.3 млн т. в год после несчастного случая с летальным исходом, произошедшего
18 сентября. Власти провинции Inner Mongolia, где уже остановлено 30 предприятий, заявило о планах провести с 25 сентября проверку безопасности на 80 разрезах.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR вырос до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 13.09.2023 г.), что связано с ограниченным предложением, а также высоким спросом со стороны Китая и Индии. При этом некоторые поставщики придерживают запасы в ожидании дальнейшего роста котировок. Власти Индонезии затягивают с согласованием планов по добыче, пересмотренных несколькими производителя в сторону увеличения, что порождает опасения по поводу сокращения предложения, поскольку в случае несогласования до конца сентября, данным компаниям в ближайшие месяцы придется снизить добычу.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится выше уровня 160 долл./т. на фоне высокого спроса со стороны Индии, Китая, Южной Кореи и других стран АТР.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC продолжили рост выше 320 долл./т., благодаря ограниченному предложению и устойчивому спросу со стороны потребителей в Азии и Индии.
Австралийский регулятор приостановил транспортные работы на разрезе Peak Downs, где компания BHP осуществляет добычу металлургического угля, с целью расследования случая потери управления несколькими самосвалами.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.8% в январе-августе 2023 года
В январе-августе 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 142.7 млн т. угля (-1.2 млн т. или -0.8% к январю-августу 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 44.3 млн т. (+1.6 млн т. или +3.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 98.4 млн т. (-2.8 млн т. или -2.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 96.0 млн т. (-0.4 млн т. или -0.4%), производство подземным способом составило 46.7 млн т. (-0.8 млн т. или -1.7%).
В январе-августе 2023 г. потребителям было поставлено 116.2 млн т. угля (-1.8 млн т. или -1.5% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 77.1 млн т. (-1.8 млн т. или 2.3%), российским металлургическим компаниям 22.0 млн т. (+0.8 млн т. или +3.8%), местным угольным электростанциям 11.3 млн т. (-0.1 млн т. или -0.9%).
По состоянию на 1 сентября 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.6 млн т. (+2.2 млн т. или +12.0% к 1 сентября 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
ЭЛСИ приобрела два угольных разреза в Кузбассе с запасами 490 млн т.
Компания ЭЛСИ приобрела в Кузбассе Разрез Кузнецкий Южный и Разрез Малиновский, совокупные запасы которых оцениваются в 490 млн т. угля марки Т. Работы по добыче на приобретенных активах планируется начать в ноябре 2023 г.
Приобретенные участки граничат с другими разрезами ЭЛСИ в южной части Кузбасса (Разрез Кийзасский и Разрез Верхнетешский).
В августе 2022 г. угольные активы компании Эльгауголь и Сибантрацит были объединены под названием УК Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ).
По итогам января-августа 2023 г. добыча ЭЛСИ увеличилась до 30.99 млн т. (+1.26 млн т. или +4.2% к январю-августу 2022 г.).
Большие планы
Федеральный проект «Чистый воздух» – часть нацпроекта «Экология». Его цель – дать людям в промышленных центрах возможность дышать полной грудью. В соответствии с замыслом властей, к 2030 году уровень выбросов опасных веществ должен снизиться в два раза.
Достичь результатов планируют за счет модернизации промышленных предприятий, а также экологизации коммунальной и транспортной инфраструктуры. Важная составляющая – эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на основе сводных расчетов. Для 12 пилотных городов, в числе которых и Чита, он проводится с 2019 года. Речь идет о крупных промышленных предприятиях, чей вклад в «грязное дело» традиционно высок.
– Ни одна из компаний не отказалась от дальнейшей экологической модернизации, подтвердив планируемые проекты со сроком реализации в 2023-2026 годах. Основной задачей на сегодняшний день является решение точечных вопросов импортозамещения при экологической модернизации предприятий, обеспечив при этом достижение целевых показателей снижения выбросов в максимально сжатые сроки. Для этого в 2022-м запустили механизм поддержки предприятий по экологической модернизации предоставлением льготных целевых займов, – говорил в конце прошлого года министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
Например, в Забайкалье основные эмитенты - РЖД и энергетическая компания «ТГК-14», которая обеспечивает тепловой энергией потребителей на территории края - за свой счет еще в 2019 году реконструировали несколько собственных котельных, предприятия обновляют оборудование, сокращают время его работы.
По федеральному проекту Забайкальский край получит на решение проблем с загрязнением атмосферы 9,2 миллиарда рублей. В Чите уже построили линию «Троллейбусное депо — Каштак» и приобрели 55 троллейбусов. В прошлом году в городе закрыли три котельные (их потребителей перевели на централизованное теплоснабжение), модернизировали четыре, в 2023-м дошла очередь еще до одной.
Все это позволило снизить ежегодный объем выбросов на 1500 тонн по сравнению с показателями 2017-го — этот год взяли за точку отсчета.
Но вот парадокс: даже если промышленные предприятия в Чите и Улан-Удэ перестанут загрязнять воздух вообще, а весь коммунальный и общественный транспорт переведут на газ или электричество, проблема не решится. Ибо не меньшая головная боль в этих городах – частные жилые дома с печным отоплением.
Ставка на газ
В 2018 году, перед началом вхождения Читы в федеральный проект, в атмосфере города было зафиксировано превышение уровня предельно допустимых концентраций бензапирена в 61 раз. Количество других вредных веществ тоже зашкаливало. Но возложить всю вину на имеющиеся 187 промышленных объектов с 1449 источниками выбросов, в том числе 40 крупных котельных нельзя: по официальным данным, половину всех вредных выбросов в Чите обеспечивают домовладения.
Город находится в котловине. Ветры в холодное время нечасты, дым никуда не уносит. Каждый год около 70 дней объявляются неблагоприятными по метеорологическим условиям.
– Зимой у нас постоянный смог, – рассказывает жительница Читы Елена Артемьева. – Я живу в многоэтажке в Первом микрорайоне, рядом большой частный сектор, печи топят углем и дровами. Постираешь шторы, помоешь окна – через неделю все серое, на подоконниках сажа.
Вот почему главное мероприятие для очищения воздуха — ликвидация печек в индивидуальных домах. Решение приняли несколько неожиданное: перевести эти строения на отопление газом, хотя магистральная труба до Забайкалья не доходит. Определенные надежды, что в дальнейшем ее доведут, есть, а пока планируется транспортировать сжиженный газ из других регионов. Но надо построить систему приема, хранения и регазификации, а также проложить 497 километров труб. Ассигнования из федерального бюджета составят 7,4 миллиарда рублей, около двух миллиардов вложит компания-концессионер проекта.
Затраты по установке оборудования в домовладениях — до 185 тысяч рублей — власти берут на себя. Для потребителей стоимость газового топлива сделают сравнимой с углем за счет субсидий.
До конца 2024 года на экологичное топливо перейдут первые 13193 индивидуальных дома. Но в одной только Чите частных домовладений с печным отоплением насчитывается свыше 17 тысяч. Еще 8,5 тысячи — в пригородах. Их тоже переведут на газ, но чуть позже.
– В конечном итоге будут газифицированы 26 тысяч домовладений, а объем выбросов сократится на 25,6 тысячи тонн, или на 38 процентов, по сравнению с показателями 2017 года, – объясняет Алексей Сергейкин, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края.
В региональном министерстве ЖКХ подсчитали, что переоборудованию в 2023 году подлежит 3787 домовладений. Бригады работают в домах, ставят стойки под трубопроводы и бурят отверстия в стенах.
– В наших планах до конца этого года проложить около 200 километров газовых труб, – рассказал, выступая на «ГТРК-Чита» генеральный директор компании-концессионера «Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация» Станислав Неверов.
Кстати, чтобы не превратить город в лунный ландшафт, в основном будут применять метод горизонтального наклонного бурения.
Электрическая тяга
Большинству новых регионов-участников эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ только предстоит заняться тщательным мониторингом качества воздуха в городах. Но для Улан-Удэ с помощью ученых-экологов из Байкальского института природопользования СО РАН и Института прикладной экологии и гигиены (Санкт-Петербург) все уже замерено и подсчитано. Здесь точно установили, кто и как влияет на состояние атмосферы.
Немного предыстории. С 1990-х годов люди потянулись из обедневших сел Бурятии в столицу региона. Квартиры не покупали – строили дома на окраинах. Вот за счет такого стихийного самостроя Улан-Удэ довольно быстро «расползался» и за 20 лет увеличился по заселенной площади вдвое. Сегодня в городе и агломерации более 67 тысяч частных домов, которые отапливаются дровами и углем.
– Автономные источники теплоснабжения генерируют 65 процентов выбросов вредных веществ в атмосферу города, – рассказывает председатель проектно-аналитического комитета мэрии Улан-Удэ Вадим Имидеев.
Добавляют забот 144 муниципальных и ведомственных котельных и около 2,9 тысячи малых угольных котлов на складских, производственных, торговых объектах, но основной источник загрязнения – конечно, печки частного сектора. Учитывая, что расположен Улан-Удэ в Иволгино-Удинской впадине, а ветров в холодное время года не больше, чем в Чите, смог здесь – привычное явление. Слишком привычное. Количество бензапирена в атмосфере превышает предельно допустимые концентрации более чем в 35 раз.
В поисках выхода предлагалось в качестве топлива применять пеллеты или бездымный уголь. Выяснили: и то, и другое хорошо использовать в котлах, но не в печках. Газ? Дорого.
– При отсутствии добычи газа в регионе и инфраструктуры, зато наличии высокой стоимости транспортировки это направление для нас затратно настолько, что теряется его смысл, – подчеркивает Вадим Имидеев.
Впрочем, есть перспективы в ближaйшee дecятилeтиe oбecпeчить мaгиcтpaльным ресурсом Бypятию и Зaбaйкaльe, а значит потом и можно будет задуматься о газификации Улан-Удэ. Пока же здесь решили пойти другим путем.
– Мы изучили все варианты решения проблемы, – объяснял глава Бурятии Алексей Цыденов. – Единственно возможный выход – это электроотопление. За счет местного и регионального бюджетов зашли в масштабное проектирование. 24 июля дополнительное финансирование через механизм специального казначейского кредита на эти цели утвердила правительственная комиссия по региональному развитию.
Перевести на электроотопление в рамках реализации проекта «Чистый воздух» за четыре года собираются свыше 45 тысяч домов.
– Уже в 2024 году начнутся строительно-монтажные работы по реконструкции электросетевого комплекса. Они позволят нам обеспечить электроотоплением первые 1800 домов на самом проблемном левобережном направлении, – говорит Вадим Имидеев.
Необходимой реконструкцией электросетевого хозяйства уже в ближайшее время займутся «Россети Сибирь».
Сегодня обсуждается размер субсидий на закупку электроотопительного оборудования для горожан, компенсация за технологическое присоединение. Некоторым категориям граждан планируется предоставление субсидий на компенсацию части затрат на электроэнергию. По предварительным подсчетам, 90% жителей Улан-Удэ, перешедших на электроотопление, получат компенсацию на приобретение оборудования и 30% могут рассчитывать на субсидирование тарифа.
На европейском рынке на прошедшей неделе наблюдалось укрепление котировок энергетического угля выше 125 долл./т. Поддержку котировкам оказало увеличение потребления угля и резкое подорожание газа на фоне начавшейся забастовки австралийских рабочих компании, поставляющей СПГ.
Цены на газ на хабе TTF подскочили на 22% до 421 долл./1000 м3 (+78 долл./1000 м3 к 06.09.2023 г.), что обусловлено началом забастовки рабочих компании Chevron в Австралии с возможной полной остановкой работы и ограниченным предложением газа из Норвегии в связи с техобслуживанием на нескольких месторождениях и ремонтом ряда объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 122 долл./т. Бумажные контракты также показали позитивную динамику. Котировки южноафриканского материала подросли на фоне укрепления энергетического рынка в ЕС, увеличения спроса в Индии и опасений по поводу сокращения поставок из ЮАР.
В сентябре ожидается падение объемов поставок южноафриканского угля через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) до 4.0 млнт. (-0.17 млнт. к августу 2023 г.), что обусловлено ухудшением ситуации с безопасностью на железной дороге и низкими запасами на складах, которые составили 2.08 млнт. (-1.50 млнт. к 13.07.2023 г.).
Ж/д оператор Transnet сократил погрузки в адрес RBCT за последние несколько недель в связи с тем, что случаи вандализма на ветке North Corridor участились после увольнения большого количества сотрудников в результате изменения подхода к организации безопасности ж/д инфраструктуры и привлечения частных охранных организаций. На ветках North-East и Central Corridor также наблюдались случаи вандализма. Однако Transnet прогнозирует, что через три месяца ситуация стабилизируется, когда новый системный подход и технологии будут окончательно внедрены и подрядчики адаптируются.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились более чем на 1 долл./т. до 123 долл./т. Укреплению котировок способствовало сокращение запасов в портах, ужесточение проверок безопасности в добывающих регионах, увеличение потребления электростанциями и спроса со стороны других участников рынка, стремящихся пополнить запасы в преддверии празднования Дня образования КНР и проведения Азиатских Игр.
Запасы в 9 крупнейших портах страны снизились до 20.91 млнт. (-0.37 млнт. к 06.09.2023 г.).
Котировки индонезийского материала подросли до 88 долл./т. Поддержку ценам оказывает спрос со стороны Индии и Пакистана, а также опасения в отношении поставок в связи с инцидентом на шахте, произошедшем в конце августа в Восточном Калимантане. Кроме того, поставщики высококалорийного угля не стремятся снижать цены, ссылаясь на увеличившуюся себестоимость.
Индекс NEWC австралийского высококалорийного материала 6000 ккал/кг укрепился до 161 долл./т.
Поддержку индексу оказывает спрос со стороны стран АТР и Индии, где запасы на электростанциях на прошедшей неделе сократились на 7-10% в связи с увеличением потребления и нехваткой вагонов для транспортировки угля.
Дополнительным стимулом для покупателей выступает начавшаяся забастовка работников компании Chevron, осуществляющей поставки СПГ из Австралии.
Кроме того, увеличившийся спрос наблюдается со стороны Южной Кореи, поскольку власти страны запретили государственным энергетическим компаниям закупать российский уголь на спотовом рынке.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC резко подскочили выше 314 долл./т. на фоне устойчивого спроса со стороны потребителей в Азии и Индии, где наблюдается рост производства стали. Поддержку также оказывает ограниченное предложение австралийского материала. По итогам июля отгрузки металлургического угля из Австралии упали на 21% до 11.87 млнт. (-3.10 млнт. к июню 2023 г.).
Власти рассматривают строительство БАМ-2
На Восточном экономическом форуме заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин заявил о необходимости строительства БАМа-2. Вторая линия позволит сделать магистраль полностью двухпутной и увеличить ее пропускную способность.
Сейчас на пути в Азию много узких участков дороги, на которых замедляется движение. На многих участках БАМа только один путь, поэтому поезда не могут одновременно двигаться в противоположных направлениях. Еще одна проблема заключается в том, что, несмотря на важность магистрали, она не полностью электрифицирована (подробнее смотрите на приведённой ниже карте).
В 2022 г. отгрузки угля в восточном направлении через БАМ и Транссиб составили 102.3 млнт.
Действующий губернатор Кузбасса победил на выборах
Действующий губернатор Кузбасса Сергей Цивилев по итогам одержал уверенную победу на досрочных выборах, проходивших с 8 по 10 сентября 2023 г. Он набрал 85% голосов и за него проголосовали более 1 млнизбирателей.
Второе место заняла представитель КПРФ (Екатерина Грунтовая), которая набрала 5,7%, а третьем место – представитель ЛДПР (Станислав Карпов) с 4.6% голосов.
13 сентября Сергей Цивилев, возглавлявший Кемеровскую область с 2018 г., официально вступил в должность.
Кузбасс остается лидером по добыче угля в России. По итогам 8 месяцев 2023 г. совокупный показатель добычи в регионе достиг 141.5 млнт. (-1.6 млнт. или -1.1% к январю-августу 2022 г.), что составляет 50% всей добычи в стране. Доля Кузбасса в российском угольном экспорте за аналогичный период составила 54.5% или 79.9 млнт. из 146.5 млнт.
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на уголь упали ниже 118 долл./т. Волатильность угольных котировок в значительной степени отражала колебания контрактов на газ на хабе TTF.
Рынок по-прежнему находится в ожидании забастовки работников газовых платформ компании Chevron в Австралии, начало которой было отложено до пятницы, что стало поводом надеяться, что стороны смогут договориться в последний момент. Если соглашение не будет достигнуто, то в период с 8 по 13 сентября забастовки будут составлять по 7-11 часов в день, а с 14 сентября планируется полная остановка заводов на 2 недели. При этом эксперты не верят в реализацию самого негативного сценария и считают, что воздействие на рынок будет ограниченным.
Запасы угля на терминалах ARA за неделю выросли на 2% до чуть более 7.0 млн т. (для сравнения, в прошлом году в это же время запасы составляли 8.20 млн т.). Росту способствовал сравнительно невысокий спрос на топливо из-за благоприятной погоды и достаточные объемы генерации ВИЭ.
По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), на 6 сентября подземные хранилища газа в Европе были в среднем заполнены на 93,5% (закачано 100,5 млрд м3 из доступных 107,7 млрд м3). По словам участников рынка, компании стараются подойти к зимнему периоду с максимально возможными запасами, так как хотят избежать повторения прошлогодней ситуации с экстремально высокими ценами на газ.
Индекс южноафриканского угля 6000 ккал/кг укрепился выше 116.00 долл./т.
Бумажные контракты показали негативную динамику аналогично европейским аналогам. Индийские производители губчатого железа проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500 ккал/кг с погрузкой в конце сентября-начале октября.
На внутреннем рынке Китая цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao подскочили на 6 долл./т. до 121 долл./т. Росту способствовал спрос со стороны неэнергетических производств (химические и цементные заводы), а также опасения участников рынка по поводу предложения угля на фоне нового витка проверок безопасности на шахтах. Кроме того, энергетическим компаниям было отдано распоряжение нарастить запасы в преддверии Азиатских Игр (спортивные соревнования среди атлетов Азиатского континента), которые пройдут в Ханчжоу с 23 сентября по 8 октября, а плановые ремонтные работы на ж/д линии Daqin, запланированные на конец сентября, негативно отразятся на поставках угля в порты.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 укрепился до 159-160 долл./т. Поставщики австралийского среднекалорийного материала 5500 ккал/кг увеличили цену предложения после новостей о том, что правительство Южной Кореи ограничило объем импорта угля из России государственными энергокомпаниями.
Южная Корея установила квоту в 13 млн т. на импорт российского энергетического угля для пяти государственных энергокомпаний страны на период с сентября по декабрь. По данным участников рынка, компаниям придется перенести поставки 1 млн т. законтрактованного материала на 2024 г., учитывая, что стороны уже заключили контракты на поставку 14 млн т. до конца года. В январе – июле 2023 г. Корея импортировала 14.3 млн т. угля из России (+37% к аналогичному периоду в прошлом году). На первом месте по поставкам находилась Индонезия с 15.1 млн т.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC продолжают укрепляться, поднявшись выше 270 долл./т. на фоне устойчивого спроса со стороны индийских и азиатских потребителей, а также ограниченного предложения австралийского материала. Участники рынка высказывают мнение, что ограниченное предложение может оставаться в течение следующих одного-двух месяцев из-за продолжающихся работ по техобслуживанию и вводу новых лав на шахтах.
Снижение ж/д отгрузок на экспорт во втором полугодии 2023 г.
В 3-м и 4-м кварталах 2023 г. прогнозируется снижение объемов ж/д поставок российского угля на экспорт. Снижение произойдет не только по отношению к 1-му и 2-му кварталам 2023 г., но и по сравнению с аналогичными периодами 2022 г.
Снижение поставок во втором полугодии 2023 г. ожидается за счет сокращения ж/д отгрузок в западном направлении. С начала лета 2023 г. РЖД снижает утвержденные нормы отправки вагонов в адрес западных портов.
По прогнозам, снижение ж/д отгрузок угля на экспорт по итогам года составит 2 млн т. При этом в общем объеме экспорта данное снижение может быть компенсировано ростом отгрузок угля из портов Сахалина. Ожидается, что общий экспорт российского угля в 2023 г. сохранится на уровне 2022 г. и составит около 210 млн т.
Таким образом, рост в начале 2023 г. нивелируется падением объемов во втором полугодии.
Хакасия рассчитывает на увеличение квоты на экспорт угля
Угольные компании Хакасии ждут увеличения квоты на вывоз угля на экспорт. Несмотря на усилия властей, направленные на увеличение экспорта угля из региона, в этом году Хакасия не сможет восстановить объем экспорта угля до рекордных показателей 2020 г. в 16.9 млн т. Ожидается, что в 2023 г. экспорт угля из региона продолжит снижаться и составит 12.8 млн т. (-0.6 млн т. или -4.5% к 2022 г.).
Поставки в восточном направлении прогнозируются на уровне 8.5 млн т., что также ниже рекордных значений 2021 г. – 11.7 млн т.
Основной причиной снижения объемов экспорта угля из Хакасии является урезание планов отгрузок со стороны РЖД.
На Хакасию приходится 6-7% всего экспорта угля из России. Снижение экспорта угля приводит к сокращению поступлений в региональный бюджет и падению доходов населения. Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.