Как слабовидящий дзюдоист из Хабаровска побеждает себя и соперников
Между Виктором Руденко и спортивным пьедесталом было много барьеров — в детстве заниматься единоборствами ему запрещали врачи, затем взрослому и почти ничего не видящему Виктору приходилось выходить на борцовский ковёр с теми, у кого зрение есть. Через запреты, несправедливость и неуместные на ковре эмоции Виктор пришёл к призам на чемпионатах Европы, победах на международных и российских соревнованиях.
Борьба за самоуважение
У мальчика Вити Руденко с раннего детства плохое зрение — он носит очки и терпит насмешки одноклассников. Нет, не терпит: хотя драться не умеет, ему постоянно приходится стоять за себя, отвечая на придирки. Это его первые единоборства в школьных коридорах.
Однако есть те, кому всё равно на Витино зрение — друзья, которые после школы ходят на тренировки по греко-римской борьбе. И однажды они позовут Витю с собой. Он пойдёт.
Борьба за возможность заниматься любимым делом
Родители не одобряют увлечение сына. Врачи запрещают Вите заниматься единоборствами — говорят, что плохое зрение может исчезнуть совсем. Родители слушают врачей, но Витя не слушает никого. Говорит маме, что пошёл гулять. Сам идёт на тренировку. Говорит, что пошёл в гости. Сам идёт на тренировку. А потом — пора ехать на соревнования.
«Один раз мама была на соревнованиях, посмотрела. А я там проиграл, меня сильно побили — мне было 13 лет. Сказала, что больше никогда не пойдёт. И больше мама не смотрела мои соревнования ни разу», — рассказывает Виктор.
Видеть Виктор действительно стал хуже — повлиял ли на это спорт неизвестно. Сейчас у него остаточное зрение: он частично видит силуэты, может отличить чёрное от белого. И так с 22 лет.
«В пространстве я достаточно быстро ориентируюсь. У меня сегодня множество переездов — они мне посильны. Конечно, в больших местах, в торговых комплексах, или в аэропорту Шереметьево мне уже будет очень тяжело одному передвигаться. Ещё иногда бывает выхожу из такси и не понимаю, где мы остановились. Иногда даже звоню людям по видеосвязи, чтобы понять, где нахожусь», — делится Виктор.
Виктор не слишком расстраивается, когда понимает, что зрение ушло окончательно. И когда подростком проигрывает свои первые соревнования, не переживает тоже. Он уверен, что выиграет следующие, потому что продолжит тренироваться. И он выигрывает. А потом выигрывает ещё. Становится лучшим в Хабаровском крае среди обычных спортсменов.
«Мне видимо хотелось доказать, что я, человек со слабым зрением, могу выигрывать у полностью здорового человека», — рассуждает Виктор.
Борьба за общение
О том, что существует спорт слепых (и слабовидящих) Виктор Руденко узнаёт, учась в Кисловодске на массажиста — туда его отправили родители получать образование на факультете для слабовидящих студентов. Оказавшись в незнакомом городе в одиночестве, Виктор идёт в спортзал: и там находит и друзей, и общение.
Когда молодой человек заканчивает обучение, знакомый из спортзала приглашает его на тренировку по дзюдо для слепых. Для Виктора открывается новый мир — прежде он тренировался только среди здоровых спортсменов. Через две недели он едет на чемпионат России по дзюдо среди слепых. И занимает третье место.
Закончив учёбу в колледже, Виктор возвращается в Хабаровск: с дипломом, третьим местом чемпионата России по дзюдо, и восстанавливается в педагогическом университете, где начинал учиться до уезда. Там же ему рекомендуют заниматься дзюдо с Халиковым Романом Рияновичем. Однако Виктор, хотя не отвергает предложение, но решает, что тренироваться ему не нужно — он и так без подготовки уже стал третьим в стране. Молодой человек занимается греко-римской борьбой, предпочитая любимую атмосферу и друзей перспективам.
Через некоторое время ему предлагают выступить на чемпионате России по дзюдо среди слепых. Он соглашается.
«Я думал, что я еду бороться с инвалидами, грубо говоря. Что они мне сделают вообще? У меня настолько была такая уверенность сильно, что я выиграю. Я в этом не сомневался даже. И два года продолжал халатно относится к тренировкам по дзюдо», — делится Виктор.
В 2009 году Виктор Руденко проигрывает чемпионат России по дзюдо слепых.
Борьба за победу
«Я переосмыслил все свои амбиции. Ни в коем случае нельзя себя выше ставить этих ребят. Я сам такой же слабовидящий, они такие же слабовидящие. И я должен быть с ними наравне», — резюмирует Виктор Руденко.
Спортсмен приступает к тренировкам по дзюдо с Романом Халиковым. Одновременно он учится в университете и работает массажистом. Каждый день выходит из дома в 7 утра на тренировку, затем учёба, после — работа, и вечером снова в зал. В таком режиме Виктор живёт пять лет.
«В дисциплине кроется весь успех. Если будешь соблюдать дисциплину, то может и получится что-то. Это не фитнес. Там прошёл по беговой дорожке и пошел в душ. Здесь — очень сильные комплексы с большими весами», — рассказывает Виктор.
Даже после больших нагрузок и многочасовых тренировок — каждый выход на ковёр сопровождается волнением. Волнение, как считают спортсмены, порождает сомнения. Чтобы побеждать чаще — Виктору необходимо справится с эмоциями.
«На тебя смотрят, ты во внимании, ты в центре ковра борешься — с этими страхами надо было бороться. И надо было как-то их отгонять их от себя: вообще всё равно, кто что скажет и кто что подумает. Я делаю свою работу и всё. Я выиграю или проиграю — это уже мне с этим жить. Люди про это уже не будут думать», — рассказывает Виктор
Тренер предлагает Виктору увеличить количество соревнований. Это можно сделать, только начав участвовать в чемпионатах для зрячих.
Ступая на ковёр перед соперниками с хорошим зрением, Виктор оказывается в слабой позиции. С одной стороны, дзюдо — контактная борьба: и противнику, и Виктору нужен захват, чтобы победить, с другой — зрение даёт важное преимущество в скорости.
«Меня они видят, они могут подбежать, резко взять захват, бросить. Так много раз делали. И так я и проигрывал. Но я знал, что так будет. Я к этому был готов. И тренировался и делал свою работу. И когда я не успевал, то проигрывал. Но если я успевал, то уже старался шансов не оставлять ему на вторую попытку», — рассказывает Виктор Руденко.
Виктору приходиться отрабатывать всё до мелочей: вместе с тренером подсчитывает даже шаги — сколько нужно пройти до соперника. Вместе с товарищем накануне соревнований отсматривают все бои тех, с кем наутро нужно встать в спарринг. Приятель до мелочей описывает характер захвата, движение ног, стойку, повороты, в какую сторону предпочитает двигается противник, делая бросок. Если у Виктора не получается представить бой в голове, тогда они встают в спарринг и имитируют схватку.
Сборная страны
После усилий, прилагаемых на тренировках, Виктору становится обиднее проигрывать. Однажды на международном турнире в Германии он выходит на схватку. Соперник явно опережает Виктора, у хабаровчанина ничего не выходит. Оказавшись снизу после броска, Виктор не выдерживает и от безысходности начинает бить противника.
«Меня, конечно, сразу же дисквалифицировали с соревнований. И я понимаю, что натворил, зачем я это сделал? Я же выступал в составе сборной России, а значит, подставлял свою команду», — делится Виктор Руденко.
Это был последний раз, когда спортсмен проявил эмоции на ковре. Виктор понимает, что справиться с огромной конкуренцией на соревнованиях мирового уровня — чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх, можно только с выдержанным характером. Соревнования становятся для него экзаменом. Он часами тренируется в зале, а на турнире смотрит к чему приводят усилия — к поражению или победе. Если проигрывает, анализирует ошибки, дорабатывает технику вместе с тренером и командой.
«Главный мой результат на сегодня, что я до сих пор в сборной России — для меня это очень почётно. Я участвовал в двух Олимпиадах, и это самая высшая точка в спорте, которую каждый начинающий спортсмен, мечтает достичь. Но даётся это не всем», — говорит Виктор Руденко.
Сейчас Виктор выступает на соревнованиях по дзюдо слепых и самбо слепых. В июле он очередной раз стал чемпионом России по самбо слепых.
Борьба за право жить как все
Виктора Руденко на интервью привозит друг. В конце разговора он уезжает тоже с приятелем. Спорт подарил ему друзей, единомышленников и комфортную среду. Он знает, кому позвонить в каждом из городов, куда приезжает на соревнования. И даже если это новое для него место, Виктор всегда знает куда пойти.
«Спорт для человека с ограниченными возможностями — это реабилитация и путь в полноценную жизнь. Спорт дает очень расширенные кругозор. Много друзей из разных городов и стран, путешествия, самореализация и достижения. Это твой мир, твои круг: и эти круги не маленькие, они огромные. Я в любой город в России приеду, я там не буду один. Я приду в зал, там будут такие же ребята, как и я. Мы все едины. Я в любую другую страну приеду и также приду в зал. Мы не будем разговаривать на одном языке, но у нас будет общее дзюдо, и мы друг друга поймём», — делится Виктор Руденко.
Яна КоробицынаПарализованный Дмитрий Сычёв управляет инвалидной коляской с помощью подбородка. Чтобы не ездить на Запад России в реабилитационные центры, он открыл свой собственный в Хабаровске. Первый в своём роде для тяжелобольных пациентов после черепно-мозговых травм, инсультов и травм позвоночника.
Стремиться к высшим достижениям Дмитрия Сычёва научило небо — 18 лет он строил самолёты. Родился и жил Дмитрий в Комсомольске-на-Амуре, работал на авиационном заводе. Пришёл на предприятие учеником монтажника, доработал до мастера в цехе сборке самолётов военного назначения, затем перешёл на проект «Sukhoi Superjet 100» в отдел управления производством, строил планы на будущее, а потом настал день, поделивший жизнь на «до» и «после» — суббота 27 июня 2020-го.
Выходной выдался солнечным, в самый раз для отдыха на берегу реки. Компания друзей отправилась на песчаную косу. Сразу бросились купаться и нырять возле лодок — было глубоко. Уже собрались было домой, и Дмитрий решил окунуться напоследок — прыгнул, но к несчастью, рядом с глубиной было мелководье — удар, потеря сознания, паралич. На берег его вынесли уже на руках.
Лёжа на больничной кровати, Дмитрий вспоминал любимую работу, спортивные хобби, активный отдых с женой и двумя маленькими дочерями. Диагноз: перелом четвёртого позвонка: не двигались руки и ноги, работала только голова. Это был разгар пандемии коронавируса. Из-за ограничительных мер в палату реанимации не допускали реабилитологов и инструкторов ЛФК. Он уверен, что отсрочка в 4,5 месяца повлияла на дальнейшую возможность эффективно реабилитироваться.
«Даже спортсмен, получивший травму, сразу приступает к разминке мышц, реабилитации — чтобы скорее восстановиться, — говорит Дмитрий. — А при такой тяжёлой травме необходимо было приступать к реабилитации незамедлительно после операции: хотя бы к суставной гимнастике в кровати. Так как у меня были парализованы руки и ноги — надо было налаживать связь между мозгом и телом».
Уже оказавшись дома, Дмитрий начал искать возможности для восстановления. И обнаружил, что ни одно учреждение ни Хабаровского края, ни даже Дальнего Востока не готово принять пациента в таком состоянии как он. В одних — не было условий проживания, в других — некому было помочь пересаживать человека в лежачем состоянии. Тогда семья Дмитрия приняла решение лететь на Запад страны.
В реабилитационных центрах он проводил по несколько месяцев подряд. Оплачивать длительное лечение и частные центры помогал завод, которому инженер отдал почти двадцать лет труда.
Рекламу московского центра «Нейрофит» родственники нашли в интернете.
«Это был первый реабилитационный центр, где я получил первую своего рода квалифицированную грамотную помощь. Через 2,5 месяца тренировок, я стал крепче, чем когда приехал. Там я сменил коляску: приехал туда почти лежачим, а после тренировок в центре я уже смог сидеть», — вспоминает комсомольчанин.
Идея открыть филиал на Дальнем Востоке возникла сразу. В регионе такого рода учреждений нет, а дорога к московскому филиалу «Нейрофита» из Комсомольска занимала для Дмитрия около суток — сначала надо преодолеть 400 километров до Хабаровска, затем 8-часовой перелёт — это и для здорового испытание. Очень быстро идея превратилась в цель, а страх перед препятствиями отступил, когда появился план действий.
«Страх порождает сомнения. Не надо сомневаться, надо делать. Надо ставить маленькие цели и выполнять их изо дня в день. Причём не надо сразу грандиозных целей: я хочу открыть центр. Готовим бизнес-план, потом формулируем цели, и затем как лесенка выстраивается: от действия к действию идём к заветной мечте», — рассказывает Дмитрий.
Инженерное мышление помогло одновременно видеть большую цель и разложить путь к ней на задачи и шаги по их выполнению. Сложности были везде: хотя Дмитрий уже сидел, передвигаться самостоятельно ему было сложно. А дел было невпроворот: найти подходящее помещение, решить вопросы со строителями, оформить бизнес. В итоге — в конце 2023 года в Хабаровске открылся реабилитационный центр «Нейрофит» для тяжёлых больных. Почти сразу он заполнился пациентами — людьми после инсульта, черепно-мозговых травм и с такими же, как у хозяина учреждения, травмами позвоночника.
Центр «Нейрофит» в Хабаровске — стал четвёртым филиалом сети (первые три — в Москве, Краснодаре и Астане). Несмотря на расстояния сюда приезжают пациенты со всего Дальнего Востока и даже Запада страны. Жители Москвы, не желая ждать полугодовой очереди в столичном филиале, тоже прилетают на реабилитацию в Хабаровск.
Центр занимает двухэтажное здание, оборудованное лифтом. На первом — тренажёрный зал и массажный кабинет, на втором — жилые помещения, где пациенты из других городов могут жить вместе с сопровождающими или самостоятельно. Жить там могут семеро, но одновременно тренировки и процедуры могут получать 12 человек. В тренерском составе пока только два специалиста — оба прошли обучение методу работы на тренажёрах собственной разработки в столичном филиале.
«Наш центр помогает. Авторские тренажеры и методика восстановления дают результаты в плане укрепления. И пациенты, которые приходят сюда действительно ощущают себя лучше, крепче. Меняется техника ходьбы, меняется физическое состояние пациента. Некоторые пациенты после инсульта, уходя от нас, полностью отказываются от ходунков и от трости».
В региональный центр Дмитрий переехал вместе с мамой — она помогает ему в ведении бизнеса и бытовых вопросах. Как и дома в Комсомольске, он почти сразу настроил голосовые помощники, чтобы хотя бы частично восстановить автономность. От звука его голоса включаются телевизор, чайник и пылесос.
Маленькая комнатка на первом этаже — это и спальня, и кабинет, теперь уже директора, Дмитрия Сычёва. Здесь он занимается всем — от оформления поставок воды до дизайна рекламных объявлений. Всё делает с помощью планшета, закреплённого на коляске, и стилуса, зажатого в зубах.
Сам Дмитрий регулярно занимается в построенном им центре: не меньше двух часов в день работает над укреплением мышц на тренажёрах.
«Не стоит отчаиваться. Я своим примером хотел бы показать, что всё в жизни возможно. Можно прийти к цели, неважно, в каком ты находишься состоянии. Была бы цель и стремление идти к ней. Надо просто поставить себе чёткие рамки, и двигаться к желанному результату».
– Татьяна, знаю, что в спортзал вы пришли после плавания. Чем вы занимались до нынешней спортивной карьеры?
– Я родилась в Чите, в 9 лет пришла плавать и до 16 лет занималась чистым плаванием. Причём мои родители были против того, чтобы я плавала. Вообще в бассейне я оказалась в шесть лет, но это было пару раз. Уже в школе к нам в класс пришли из секции – раньше ходили по школам и очень хорошо мотивировали, прямо приходили и агитировали в классах идти на какой-то вид спорта, часто записывался сразу весь класс. Но родители твердили: «Плавать ты не пойдёшь. Занимайся лёгкой атлетикой, танцами, пением», – и всё. Я не понимала почему.
Я туда, сюда сходила – всё не моё. Уговаривала маму, а время шло. В 9 лет приходить в плавание очень поздно, начинать надо в 6-7 лет. Но я тайно взяла мамин раздельный купальник, ушила его и пошла в бассейн. Прихожу к тренеру, а там на стенах висят фотографии ребят-чемпионов. «Я тоже здесь буду висеть», - подумала я тогда. Тренер меня поспрашивала и сказала, что уже поздно и она меня не возьмёт. Я ей сказала, что не уйду из бассейна, пока она меня не возьмёт тренировать. И она меня взяла. И только через много лет она мне рассказала, что взяла меня только потому, что тогда, при первой встрече, увидела мой напористый характер.
Подарила мне спортивный купальник, чтобы я тренировалась. Я после тренировок забегала к подруге и сушила его. Мама, когда узнала про это, ругалась, но я сказала, что из бассейна не уйду.
В 16 начала заниматься подводным ориентированием – на ногах большая моноласта из стеклотекстолита, впереди баллон со сжатым воздухом, на котором – глубиномер, компас и прибор для измерения метража.
Это очень интересный вид спорта: сначала происходит геодезия на берегу: снимают ориентиры по градусам, по метрам, потом ты это всё записываешь простым карандашом на компас, прикручиваешь к своему оборудованию и плывёшь. Глубина должна быть небольшая, полтора-два метра от поверхности.
Я была кандидатом в сборную РСФСР. Раньше, чтобы попасть сборную СССР, надо было оказаться в сборной России.
Сейчас подводного спортивного ориентирования в Забайкалье нет, потому что, когда наступили 1991-1992 годы, спорт перестали финансировать. На последних соревнованиях мы уже часть расходов на дорогу оплачивали сами, и тренеры решили продать всё оборудование. Так моя карьера в подводном спортивном ориентировании оборвалась.
– А что потом?
– У меня после ухода из спортивного ориентирования появились дети, а чтобы их кормить позже появился бизнес. При этом я пыталась заниматься: ходила то на шейпинг, то на аэробику, но это все не мое. Я считаю, что после 30 лет вообще нельзя на групповые занятия ходить. Это же прыжки, интенсив, кардионагрузки – можно спокойно повредить и связку, и мышцу, тренер за тобой не смотрит, он смотрит за группой.
– Каким бизнесом вы занимались?
– Девяностые годы, все торговали. У меня родился первенец, нечем было накормить, нечего было надеть. Я заняла деньги и поехала в Москву. Москва нас ненавидела, нас называли челноками, а здесь, в Чите, на рынке были бандиты. Но даже так приходилось работать, поэтому я в жизни прошла огонь, воду и медные трубы. Двадцать лет торговала, и десять из них на рынке в разное время года, в любую погоду. Тогда в моей жизни спорту не было места, но, когда приглашали выступить – я всегда отзывалась.
Сейчас я почему-то не хожу на рынок, меня туда не тянет.
– Вы авантюристка?
– Когда поступает какое-то предложение, я начинаю думать. В себе я всё время прорабатываю мысль, что надо сразу принимать решение. Но в детстве я маялась, мучилась, потому что всё хотела, но боялась покинуть зону комфорта.
– Существует мнение, что девушка серьезно занимается спортом до замужества и особенно до родов. А как у вас было? Как коррелировались личная жизнь и карьера, можно ли их миксовать?
– Не просто можно, а нужно! Чтобы в семье сохранить добрые, слаженные отношения и с детьми, и с мужем, нужно заниматься спортом, потому что голова думает по-другому, мысли всегда светлые, никаких депрессий, уныний, упадка нет. Сходил на тренировку - и уже иначе думаешь, расставляешь приоритеты.
– Как так получилось, что двое детей из трех, два старших сына, начали серьезно заниматься спортом?
У меня старший сын, Кирилл, родился гиперактивным. Ему нужно было уделять очень много внимания, а в 90-е годы были постоянные разъезды. Я отвела его на гимнастику, он окончил художественную школу, греко-римской борьбой занимался и другими видами спорта. Всех своих детей я научила плавать, потому что это для каждого из них жизненно важно. Многие люди боятся, когда находятся в воде, а в основном ведь тонут из-за страха.
В результате Кирилл в 16 лет сам выбрал «свой» вид спорта, начал заниматься именно пауэрлифтингом – троеборьем со штангой, а бодибилдинге тогда и разговоров не было, это пришло позже.
Второй сын, Владимир, у меня биатлонист, хорошо бегает на любые дистанции, но спортивной карьерой не занимается.
Дочке 14 лет, она у меня более творческий, чем братья, человек: учит китайский и английский языки, недавно пошла играть на гитаре. Ей это так зашло! А мне очень понравилось, что ей нравится музыка нашей молодости: Цой, ДДТ. Слушает, играет, поёт. На плавание я ее увела в 5 лет, в фитнес-зал она пока не хочет ходить.
– И вот сейчас вы – чемпион Забайкалья, вице-чемпион России, успешно выступаете на мировом первенстве по бодибилдингу. Как?!!
– Когда ставишь цель – препятствий нет, появляются все инструменты помощи и физические, и материальные, без зависти и без зацикленности, на положительных эмоциях, когда в радость все действия.
Конкретно в моем виде спорта нет преград и ограничений по возрасту, чем и привлекателен бодибилдинг: тело и организм не имеет границ, если с ним правильно и заботливо обращаться.
– Какие ваши победы сделали ваш 2023 год?
– У меня были не очень удачные весенние старты. Хотя как раз после бронзы на мире у меня была просто офигенная форма. Вице-чемпионство на России осенью. Пожалуй, вот эти победы и сделали мой год. Кстати, в 2021 году подготовилась и на ступеньку ближе была к чемпионству на мире – взяла серебро, а потом было и второе место на России.
Сейчас у меня стоит задача стать первой, занять первое место. Я добиваюсь того, чтобы судейская панель увидела, рассмотрела меня. В этом году арбитры выбрали просто больших, мышечно-объемных девочек. Но я всегда считаю так: если чего-то хочешь добиться - построй план и шагай. Шагай, работай и верь в себя.
– После выступления на соревнованиях вы кому первому звоните?
– Маме. Потом пишу в общий чат своим клиентам. Дочке могу позвонить.
– Что бы вы сказали той Татьяне Парфеновой, которая была 10 лет назад? От чего бы предостерегли? Что бы, наоборот, посоветовали?
– Я бы сказала той Тане: «Люби себя больше, делай то, что тебе нравится, занимайся тем, от чего ты кайфуешь, никого не слушай, кроме своего сердца».
Социальный добровольческий проект «Благое дело», основанный во Владивостоке Геннадием Антроповым, отмечает свой первый серьезный юбилей – 10 лет. Он не угасает, а работает и развивается, становится известным не только в Приморье, а в стране и даже за границей, благодаря энтузиазму и искренней любви людей, которые посвящают ему свое время и отдают силы. Что такое настоящее добровольчество, кому и почему нужен проект «Благое дело», его участники рассказали EastRussia.
Между Виктором Руденко и спортивным пьедесталом было много барьеров — в детстве заниматься единоборствами ему запрещали врачи, затем взрослому и почти ничего не видящему Виктору приходилось выходить на борцовский ковёр с теми, у кого зрение есть. Через запреты, несправедливость и неуместные на ковре эмоции Виктор пришёл к призам на чемпионатах Европы, победах на международных и российских соревнованиях.
Борьба за самоуважение
У мальчика Вити Руденко с раннего детства плохое зрение — он носит очки и терпит насмешки одноклассников. Нет, не терпит: хотя драться не умеет, ему постоянно приходится стоять за себя, отвечая на придирки. Это его первые единоборства в школьных коридорах.
Однако есть те, кому всё равно на Витино зрение — друзья, которые после школы ходят на тренировки по греко-римской борьбе. И однажды они позовут Витю с собой. Он пойдёт.
Борьба за возможность заниматься любимым делом
Родители не одобряют увлечение сына. Врачи запрещают Вите заниматься единоборствами — говорят, что плохое зрение может исчезнуть совсем. Родители слушают врачей, но Витя не слушает никого. Говорит маме, что пошёл гулять. Сам идёт на тренировку. Говорит, что пошёл в гости. Сам идёт на тренировку. А потом — пора ехать на соревнования.
«Один раз мама была на соревнованиях, посмотрела. А я там проиграл, меня сильно побили — мне было 13 лет. Сказала, что больше никогда не пойдёт. И больше мама не смотрела мои соревнования ни разу», — рассказывает Виктор.
Видеть Виктор действительно стал хуже — повлиял ли на это спорт неизвестно. Сейчас у него остаточное зрение: он частично видит силуэты, может отличить чёрное от белого. И так с 22 лет.
«В пространстве я достаточно быстро ориентируюсь. У меня сегодня множество переездов — они мне посильны. Конечно, в больших местах, в торговых комплексах, или в аэропорту Шереметьево мне уже будет очень тяжело одному передвигаться. Ещё иногда бывает выхожу из такси и не понимаю, где мы остановились. Иногда даже звоню людям по видеосвязи, чтобы понять, где нахожусь», — делится Виктор.
Виктор не слишком расстраивается, когда понимает, что зрение ушло окончательно. И когда подростком проигрывает свои первые соревнования, не переживает тоже. Он уверен, что выиграет следующие, потому что продолжит тренироваться. И он выигрывает. А потом выигрывает ещё. Становится лучшим в Хабаровском крае среди обычных спортсменов.
«Мне видимо хотелось доказать, что я, человек со слабым зрением, могу выигрывать у полностью здорового человека», — рассуждает Виктор.
Борьба за общение
О том, что существует спорт слепых (и слабовидящих) Виктор Руденко узнаёт, учась в Кисловодске на массажиста — туда его отправили родители получать образование на факультете для слабовидящих студентов. Оказавшись в незнакомом городе в одиночестве, Виктор идёт в спортзал: и там находит и друзей, и общение.
Когда молодой человек заканчивает обучение, знакомый из спортзала приглашает его на тренировку по дзюдо для слепых. Для Виктора открывается новый мир — прежде он тренировался только среди здоровых спортсменов. Через две недели он едет на чемпионат России по дзюдо среди слепых. И занимает третье место.
Закончив учёбу в колледже, Виктор возвращается в Хабаровск: с дипломом, третьим местом чемпионата России по дзюдо, и восстанавливается в педагогическом университете, где начинал учиться до уезда. Там же ему рекомендуют заниматься дзюдо с Халиковым Романом Рияновичем. Однако Виктор, хотя не отвергает предложение, но решает, что тренироваться ему не нужно — он и так без подготовки уже стал третьим в стране. Молодой человек занимается греко-римской борьбой, предпочитая любимую атмосферу и друзей перспективам.
Через некоторое время ему предлагают выступить на чемпионате России по дзюдо среди слепых. Он соглашается.
«Я думал, что я еду бороться с инвалидами, грубо говоря. Что они мне сделают вообще? У меня настолько была такая уверенность сильно, что я выиграю. Я в этом не сомневался даже. И два года продолжал халатно относится к тренировкам по дзюдо», — делится Виктор.
В 2009 году Виктор Руденко проигрывает чемпионат России по дзюдо слепых.
Борьба за победу
«Я переосмыслил все свои амбиции. Ни в коем случае нельзя себя выше ставить этих ребят. Я сам такой же слабовидящий, они такие же слабовидящие. И я должен быть с ними наравне», — резюмирует Виктор Руденко.
Спортсмен приступает к тренировкам по дзюдо с Романом Халиковым. Одновременно он учится в университете и работает массажистом. Каждый день выходит из дома в 7 утра на тренировку, затем учёба, после — работа, и вечером снова в зал. В таком режиме Виктор живёт пять лет.
«В дисциплине кроется весь успех. Если будешь соблюдать дисциплину, то может и получится что-то. Это не фитнес. Там прошёл по беговой дорожке и пошел в душ. Здесь — очень сильные комплексы с большими весами», — рассказывает Виктор.
Даже после больших нагрузок и многочасовых тренировок — каждый выход на ковёр сопровождается волнением. Волнение, как считают спортсмены, порождает сомнения. Чтобы побеждать чаще — Виктору необходимо справится с эмоциями.
«На тебя смотрят, ты во внимании, ты в центре ковра борешься — с этими страхами надо было бороться. И надо было как-то их отгонять их от себя: вообще всё равно, кто что скажет и кто что подумает. Я делаю свою работу и всё. Я выиграю или проиграю — это уже мне с этим жить. Люди про это уже не будут думать», — рассказывает Виктор
Тренер предлагает Виктору увеличить количество соревнований. Это можно сделать, только начав участвовать в чемпионатах для зрячих.
Ступая на ковёр перед соперниками с хорошим зрением, Виктор оказывается в слабой позиции. С одной стороны, дзюдо — контактная борьба: и противнику, и Виктору нужен захват, чтобы победить, с другой — зрение даёт важное преимущество в скорости.
«Меня они видят, они могут подбежать, резко взять захват, бросить. Так много раз делали. И так я и проигрывал. Но я знал, что так будет. Я к этому был готов. И тренировался и делал свою работу. И когда я не успевал, то проигрывал. Но если я успевал, то уже старался шансов не оставлять ему на вторую попытку», — рассказывает Виктор Руденко.
Виктору приходиться отрабатывать всё до мелочей: вместе с тренером подсчитывает даже шаги — сколько нужно пройти до соперника. Вместе с товарищем накануне соревнований отсматривают все бои тех, с кем наутро нужно встать в спарринг. Приятель до мелочей описывает характер захвата, движение ног, стойку, повороты, в какую сторону предпочитает двигается противник, делая бросок. Если у Виктора не получается представить бой в голове, тогда они встают в спарринг и имитируют схватку.
Сборная страны
После усилий, прилагаемых на тренировках, Виктору становится обиднее проигрывать. Однажды на международном турнире в Германии он выходит на схватку. Соперник явно опережает Виктора, у хабаровчанина ничего не выходит. Оказавшись снизу после броска, Виктор не выдерживает и от безысходности начинает бить противника.
«Меня, конечно, сразу же дисквалифицировали с соревнований. И я понимаю, что натворил, зачем я это сделал? Я же выступал в составе сборной России, а значит, подставлял свою команду», — делится Виктор Руденко.
Это был последний раз, когда спортсмен проявил эмоции на ковре. Виктор понимает, что справиться с огромной конкуренцией на соревнованиях мирового уровня — чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх, можно только с выдержанным характером. Соревнования становятся для него экзаменом. Он часами тренируется в зале, а на турнире смотрит к чему приводят усилия — к поражению или победе. Если проигрывает, анализирует ошибки, дорабатывает технику вместе с тренером и командой.
«Главный мой результат на сегодня, что я до сих пор в сборной России — для меня это очень почётно. Я участвовал в двух Олимпиадах, и это самая высшая точка в спорте, которую каждый начинающий спортсмен, мечтает достичь. Но даётся это не всем», — говорит Виктор Руденко.
Сейчас Виктор выступает на соревнованиях по дзюдо слепых и самбо слепых. В июле он очередной раз стал чемпионом России по самбо слепых.
Борьба за право жить как все
Виктора Руденко на интервью привозит друг. В конце разговора он уезжает тоже с приятелем. Спорт подарил ему друзей, единомышленников и комфортную среду. Он знает, кому позвонить в каждом из городов, куда приезжает на соревнования. И даже если это новое для него место, Виктор всегда знает куда пойти.
«Спорт для человека с ограниченными возможностями — это реабилитация и путь в полноценную жизнь. Спорт дает очень расширенные кругозор. Много друзей из разных городов и стран, путешествия, самореализация и достижения. Это твой мир, твои круг: и эти круги не маленькие, они огромные. Я в любой город в России приеду, я там не буду один. Я приду в зал, там будут такие же ребята, как и я. Мы все едины. Я в любую другую страну приеду и также приду в зал. Мы не будем разговаривать на одном языке, но у нас будет общее дзюдо, и мы друг друга поймём», — делится Виктор Руденко.
Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказывает об основных вызовах и тенденциях, которые определяют развитие логистической отрасли края. Как бизнес адаптируется к сложным климатическим условиям региона, какие технологии внедряются для повышения эффективности и безопасности грузоперевозок, а также какие перспективы открываются перед логистикой Приморья в будущем.
Приморский край сталкивается с рядом вызовов, связанных с особенностями климата. Сложные климатические условия серьёзно влияют на организацию и эффективность логистических процессов. Непредсказуемость погоды в Приморье — серьёзное испытание для транспортной отрасли.
Один из наиболее значимых факторов — сезонность. Весна и лето в Приморье характеризуются высокой температурой и её резкими перепадами, что негативно сказывается на состоянии дорожного покрытия. Для защиты дорог в этот период вводятся ограничения на движение грузового транспорта, что, в свою очередь, усложняет планирование перевозок и увеличивает сроки доставки.
Межсезонье приносит в Приморский край сильные дожди, которые приводят к размыванию дорог и подтоплениям. В результате некоторые населённые пункты оказываются отрезанными от транспортной сети, что делает невозможной своевременную доставку грузов. Зимой обильные снегопады делают дороги непроходимыми, что значительно увеличивает риски аварий и задержек в пути.
Помимо сезонных изменений, Приморье подвержено воздействию экстремальных погодных явлений. Тайфуны, обрушивающиеся на регион, приводят к завалам на дорогах из-за падения деревьев, а также к масштабным подтоплениям, полностью парализующим движение. Эти факторы вынуждают логистические компании учитывать погодные условия при планировании маршрутов, что делает сроки доставки нестабильными и непредсказуемыми.
Для минимизации рисков, связанных с проблемным климатом, логистические компании в Приморье вынуждены принимать адаптационные меры. Среди них страхование грузов, использование специализированной техники для работы в сложных погодных условиях, а также увеличение времени на доставку с учётом задержек. Все это неизбежно отражается на стоимости логистических услуг.
Внедрение цифровых технологий позволяет повысит устойчивости логистики к климатическим вызовам в Приморье. Системы мониторинга погоды, онлайн-платформы для отслеживания грузов, а также инструменты для оптимизации маршрутов помогают компаниям более эффективно реагировать на изменения погодных условий, снижая риски задержек и потерь.
Кадровый дефицит — одна из наиболее острых проблем как для всей экономики Дальнего Востока, так и для логистической отрасли Приморского края. Нехватка кадров распространяется на водителей и на специалистов в области планирования, управления и анализа логистических процессов.
Региону особенно не достает опытных водителей-дальнобойщиков и водителей, специализирующихся на перевозках по сложным маршрутам. Это связано в том числе и с непростыми условиями работы: длительные рейсы, неблагоприятные погодные условия и необходимость работать в удаленных от цивилизации районах.
Молодые люди не стремятся связывать свою карьеру с транспортной сферой, что усугубляет дефицит кадров. Причин здесь несколько: например, неудобный график, всё те же крайне сложные трудовые условия и недостаточно высокая зарплата. С такими вводными компаниям трудно искать и удерживать сотрудников, которые обладают необходимой квалификацией и опытом работы.
Проблема дефицита кадров отрицательно сказывается на качестве транспортных услуг и безопасности. Например, недостаточная опытность сотрудников может приводить к серьезным ошибкам в планировании рейсов и авариям, что влечет за собой крупные финансовые потери для компаний и репутационные издержки.
По прогнозам экспертов, нехватка квалифицированных сотрудников в ближайшие годы будет сохраняться. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, в том числе и с использованием современных цифровых технологий для автоматизации процессов и снижения зависимости логистики от ручного труда. Например, роботы-погрузчики повышают эффективность и скорость работы, системы управления складом (WMS) автоматизируют учет товаров, контроль их движения, оптимизацию размещения и управление комплектацией заказов. Беспилотные автомобили с системами навигации и безопасности обеспечивают доставку грузов без помощи человека.
Развитие транспортной инфраструктуры — важная часть стратегии развития Приморского края и укрепления его позиций как ключевого транспортного узла на Дальнем Востоке. В последние годы регион активно работает над модернизацией транспортных сетей, чтобы справиться с растущим грузопотоком и обеспечить более эффективную и безопасную доставку грузов.
Власти Приморья уделяют особое внимание улучшению качества дорожных сетей. За период с 2018 по 2023 годы было построено и реконструировано 40 км дорог, а также восстановлено более 720 км региональных трасс. Один из ключевых проектов — строительство трассы Владивосток – Находка – порт Восточный, которая должна стать важной транспортной артерией и соединить крупные порты с внутренними районами края. Реализация этого проекта позволит серьезно увеличить пропускную способность транспортной системы и снизить затраты на доставку грузов.
Помимо дорог, существуют проблемы и с пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры. БАМ и Транссибирская магистраль, которые являются основными железнодорожными путями на Дальнем Востоке, не справляются с растущим объёмом грузоперевозок. Их текущая пропускная способность составляет 180 млн тонн, что значительно ниже необходимой. Для решения этой проблемы правительство утвердило третий этап модернизации БАМа и Транссиба. В планах увеличение пропускной способности до 210 млн тонн к 2030 году и до 270 млн тонн к 2032 году. В рамках проекта модернизации также будут построены дополнительные пути, соединяющие обе магистрали.
Развитие портовой инфраструктуры — ещё одно важное направление. Крупные порты, такие как Владивосток, Восточный и Находка, активно модернизируются, но небольшие порты всё еще нуждаются в дополнительных инвестициях.
Недостаток складских помещений на границе с Китаем приводит к задержкам в доставке грузов. Для решения этой проблемы в планах строительство новых логистических центров. Например, на территории ТОР «Приморье» для Ozon построят центр площадью 85 тыс. квадратных метров, для компании Wildberries — площадью 150 тыс. квадратных метров.
Без внимания также не остаются международные пропускные пункты. Их модернизация и улучшение состояния подъездных путей имеет критическое значение для развития торговых отношений с Китаем. В настоящее время ведётся реконструкция пунктов пропуска «Краскино» и «Пограничный».
Приморский край активно использует цифровые технологии для оптимизации логистических процессов. Цифровизация транспортировки грузов идет быстрыми темпами и затрагивает как морские, так и автомобильные перевозки.
Одно из ключевых направлений — внедрение электронного документооборота (ЭДО). Все больше приморских предприятий переходят на электронные транспортные накладные, счета-фактуры и другие документы, что упрощает взаимодействие между участниками рынка и сокращает риск ошибок из-за человеческого фактора. Активное внедрение ЭДО поддерживается на государственном уровне, что помогает формировать единые стандарты и повышать прозрачность логистических цепочек.
Системы мониторинга с использованием GPS-трекеров, NFC-меток и других технологий позволяют отслеживать местоположение грузов в режиме реального времени. Это повышает безопасность перевозок, позволяет прогнозировать прибытие груза и снижает риски убытков из-за опозданий.
Цифровизация морских портов является одним из приоритетов развития Приморья. В порту Владивостока внедряются цифровые решения, которые ускоряют обработку грузов и повышают безопасность. Например, система «единого окна» для онлайн-оформления документов и электронные навигационные пломбы.
Несмотря на очевидные преимущества, внедрение цифровых технологий в логистику Приморского края сталкивается со сложностями. Низкий уровень информированности руководителей предприятий о преимуществах цифровизации и недостаточное доверие к решениям ИИ тормозят развитие отрасли. Сложности интеграции разных ИТ-инструментов друг с другом также создают дополнительные проблемы.
В ближайшие годы цифровизация логистики в Приморье продолжит свое развитие и затронет не только крупные предприятия, но и средний и малый бизнес. На российском рынке достаточно отечественных IT-инструментов, которые отвечают запросам современных предприятий. Спрос на решения, которые автоматизируют рутинные процессы и снижают расходы растёт, и он будет подстегивать процесс цифровизации. Государственная поддержка также создает благоприятные условия для перехода бизнеса на «цифру», поэтому прогнозы здесь позитивные.
В 2022 и 2023 годах темпы торговли России и КНР показали существенный прирост, но в этом он фактически прекратился. Причиной является не только усиление западных санкций, что серьезным образом отражается на внешнеторговых расчетах, сказываются более фундаментальные факторы. Развитие отношений между странами обсудили участники VI Российско-китайского форума по всестороннему стратегическому сотрудничеству в новую эпоху на площадке ДВФУ.
Модель экономического сотрудничества, при которой Россия экспортирует в Китай энергоносители и сырье, а взамен импортирует готовые изделия, практически себя исчерпала, говорит заместитель директора по науке и инновациям Восточного института Дальневосточного федерального университета Артем Лукин.
«Если мы не изменим эту модель, то российско-китайская торговля выйдет на плато и, возможно, даже начнет сокращаться в долгосрочной перспективе», – не исключает он.
Во-первых, Россия не может бесконечно наращивать в КНР поставки сырья: Поднебесная переходит на низкоуглеродную модель развития экономики. По прогнозам в ближайшие годы Китай начнет сокращать потребление нефти и угля, а к 2040-му – и природного газа.
«Во-вторых, китайская экономика становится зрелой, а зрелая экономика растет всегда медленнее. Кроме того, в Китае сокращается население. В прошлом году оно сократилось на 2 млн человек. Это значит, что Китаю будет меньше требоваться топлива, продовольствия, меньше сырья», – объясняет эксперт.
К тому же КНР старается сохранять различные каналы поступления в страну углеводородов. Даже несмотря на дружественные отношения с РФ, маловероятно, что Пекин позволит российской нефти и газу превысить долю в 20% от всего импорта Китаем энергоносителей, рассуждает Артем Лукин. Кстати, по нефти Россия почти подошла к этому порогу.
РФ еще долго сможет поставлять ресурсы в Поднебесную в больших объемах, но это уже инерционный путь, резюмирует представитель Восточного института. России и Китаю нужно думать о по настоящему качественной, глубокой интеграции.
Выход на новый уровень партнерства на первый взгляд видится в соглашении о свободной торговле между странами. Так, российский уголь при ввозе в КНР облагается пошлиной, тогда как на австралийский энергоноситель действует нулевой тариф. Поднебесная подписала с Австралией соответствующий документ о преференциях во внешнеэкономической деятельности еще в 2015 году, хотя отношения государств после этого развивались не безоблачно.
Китайская сторона неоднократно лоббировала идею заключения соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом, в который входит в Россия, рассказывает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета ВШЭ Александр Королев. Китай продвигал данную идею в рамках Шанхайской организации сотрудничества, но она не получила развития. В Евразийской экономической комиссии возможность подписания полноценного преференциального соглашения по ЗСТ так же отвергают.
«Какие аргументы чаще всего приводятся? Первое, ЗСТ предполагает обнуление таможенных тарифных пошлин. Здесь возникает боязнь национальных производителей, особенно относительно малых экономик (Армении, Кыргызстана и Казахстана), прежде всего, с точки зрения импорта критической продукции, более дешевой, более конкурентоспособной, из Китая, – подчеркнул Александр Королев. – Российская позиция здесь немного отличается в силу более емкого национального рынка России по сравнению с другими партнерами по ЕАЭС. Ее нельзя назвать саботированием, но можно назвать мягким дипломатическим оттягиванием до полноценных переговоров по зоне свободной торговли».
В случае подписания соглашения о ЗСТ российская промышленность окажется под сильнейшим ударом, считает Артем Лукин. В качестве характерного примера он привел отечественный автопром, жаловавшийся на экспансию китайских автопроизводителей.
Продажи легковых автомобилей в самом Китае столь массовы (в прошлом году превысили 26 млн ед.), что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять серьезные по размеру скидки на российском рынке, обращал внимание президент АвтоВАЗа Максим Соколов. Китайские компании, предлагая покупателям в РФ скидочные предложения, по сути, выдавливают отечественные автозаводы в низкомаржинальный сегмент. В результате целая модельная группа автомобилей, таких как Lada Vesta, оказалась под огнем экспансии, заявлял глава АвтоВАЗа.
Российские власти пошли навстречу отечественному автопрому, объявив о поэтапном повышении утилизационного сбора при импорте машин – практически до 1 млн руб. в 2029 году.
Безусловно, члены Евразийского экономического союза заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве с КНР. Участники ЕАЭС выдвигали свои инициативы по расширению торговых связей с соседом. В частности, Казахстан, отмечает Александр Королев, предлагал более мягкий формат соглашения с Китаем, выводящий отношения на новый виток развития, но не предусматривающий столь широкие преференции как при свободной торговле. Однако китайская сторона не проявила к этому интерес.
«Мой прогноз, что в ближайшие два-три года не будет даже никаких обсуждений в рамках Евразийской экономической комиссии. Тема ЗСТ с Китаем, именно полноценной ЗСТ, – табуированная тема, которую сейчас не подымают, и вряд ли это изменится в обозримом будущем», – полагает эксперт.
Тем не менее, продолжает он, есть иные варианты развития на пути к интеграции. В частности, одной из сделок в обход ЕАЭС может стать соглашение между РФ и Китаем по свободной торговле услугами и упрощением условий инвестиций.
«Как известно, услуги и инвестиции – эта сфера, которая не входит в наднациональную компетенцию Евразийской экономической комиссии, – пояснил Александр Королев. – И здесь будет гораздо проще России и Китаю, имея определенный институциональный багаж, экономический опыт, дипломатический и политический уровень доверия, на двусторонней основе договориться по либерализации торговли услугами и [подходов к привлечению] инвестиций».
Среди перспективных сфер в этом плане, называет он, транспортно-логистические, инфокоммуникационные услуги – то, что изначально входило в пакет инициативы «Один пояс – один путь» по сопряжению интересов с ЕАЭС.
«Мне кажется, это очень интересная перспектива. Доля услуг в мировой экономике растет. Если Китай и Россия сделают акцент на либерализацию торговли услугами, это будет отвечать глобальному тренду», – соглашается Артем Лукин.
Вместе с тем активное взаимодействие в сфере услуг приведет к увеличению перемещения людей: туристов, студентов, предпринимателей, программистов, ученых, работников креативных индустрий и т.д. А это в свою очередь потребует от соседних стран либерализации визового режима, указывает представитель ДВФУ. Визу не просто получить сегодня как обычным россиянам, так и китайцам. «Несмотря на то, что мы говорим о дружбе без границ, на самом деле визовые границы очень ощутимы», – подчеркивает Артем Лукин.
Стоит отметить, что Поднебесная является одним из главных инициаторов развития транспортно-логистических проектов на постсоветском пространстве. Например, в этом году подписано межправительственное соглашение о строительстве железной дороги, которая соединит КНР, Кыргызстан и Узбекистан. При этом часть магистрали, которая зайдет на территорию Киргизии, будет иметь китайскую колею шириной 1435 мм (ширина на пространстве бывшего СССР – 1520 мм). Там организуют либо перегруз, либо перестановку колесных пар вагонов.
Что примечательно, это будет первый случай в постсоветской истории, когда чужая железнодорожная колея заходит на территорию бывшего Советского Союза. «Китайская колея, на это киргизы пошли, [займет] несколько десятков километров. Поэтому дальше экспансия Китая в Центральную Азию может идти именно таким образом, что китайская колея постепенно, особенно в тех странах, где железнодорожный транспорт еще не развит (это Таджикистан и Киргизия), будет потихоньку вытеснять советскую колею», – ранее отмечал руководитель дирекции стратегических проектов Евразийского банка развития Виктор Лебедев.
Возникает идея не противодействовать и не конкурировать этому, а развивать партнерство с целью интегрировать транспортные коридоры в единый евразийский транспортный каркас, считает он.
В Центральной Азии, где очень много противоречий межнационального, межгосударственного характера, начался процесс реорганизации, страны наконец стали выдвигать какие-то общие инициативы, комментирует главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Яна Лексютина. И такая динамика наблюдается при дипломатический, экономической активности КНР в регионе.
Китай сегодня переосмысливает роль транспортных коридоров. Если раньше большой объем транзита из КНР в Европу обеспечивался по территории России и Казахстана, то после 2022 года такой маршрут сопряжен с определенными рисками, отмечает Яна Лексютина. Отсюда получают актуализацию такие идеи, как создание железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном или минующего Россию транспортного коридора TRACECA (Китай – Казахстан – акватория Каспийского моря – Азербайджан – Грузия – Турция – страны Европы).
Но рассматривать это как вытеснение российского влияния из Центральной Азии ошибочно, говорит ученый.
Кроме того, Китай в настоящий момент требует, чтобы больше поставок в РФ осуществлялось через третьи страны. В 2023 году товарооборот Китая с центральноазиатскими государствами достиг $89 млрд, тогда как в доковидный 2019-й был вдвое меньше. Дополнительный объем – это фактически реэкспорт, направляющийся в Россию. Угроза вторичных санкций заставляет искать в логистике альтернативные решения.